VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Художественное и живописное своеобразие произведений М

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012874
Тема: Художественное и живописное своеобразие произведений М
Содержание
        Содержание
        
Введение	3
Глава 1. Жизненный и творческий путь 
Михаила Юрьевича Лермонтова	6
Глава 2. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова	17
  2.1. Ссылка поэта на Кавказ как источник кавказской темы
  в его творчестве	17
  2.2.Кавказская природа в «Герое нашего времени»	26
Глава 3. Живописные пейзажи М. Ю. Лермонтова	32
Заключение	41
Список использованной литературы	44
Приложение	48
1. Лермонтов М. Ю. «Автопортрет» (1837-1838)	48
2. Лермонтов М. Ю. «Тамань. Домик над обрывом» (1837)	48
3. Лермонтов М. Ю. «Эпизод из сражения при Валерике» (1840)	49
4. Лермонтов М. Ю. «Развалины на берегу Арагвы» (1837)	49
5. Лермонтов М. Ю. «На Горячих водах» (1825)	50
6. Лермонтов М. Ю. «Тифлис» (1837)	50
7. Лермонтов М. Ю. «Крестовая гора» (1837-1838)	51
8. Лермонтов М. Ю. «Бештау близ Железноводска» (1837)	51


Введение
     Есть такие писатели, исследователи, поэты, книги которых отрадны и целебны, как лесной ручей, стремящийся из тёмной чащи к свету. По праву к таким людям относится Михаил Юрьевич Лермонтов - выдающийся поэт с мировым именем, в жизни которого Кавказ оставил глубокий отпечаток и сыграл роковую роль в его судьбе. Редко, но на планете встречаются такие сакральные места, которые отметила сама природа. Издревле к ним относился Кавказ - величественные горы, покрытые снегом, бурные реки, скалистые кряжи, мрачные ущелья, целебные источники, бескрайняя степь. В ту пору шла долгая война, и небольшой город Пятигорск, куда на воды приехал маленький Миша, охранялся казаками. Эти первые неизгладимые впечатления детства стали основой его юношеских кавказских поэм и стихотворений, да и не только юношеских. Он впервые описал этот подлинный сражающийся Кавказ, к которому чувствовал невыразимую тягу. Доказательством этой мысли служит само признание поэта:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили1.
     Этому признанию предшествовал ряд других, в частности, взволнованные строки стихотворения «Кавказ» (1830), каждая из трёх строф которого завершается, словно рефреном, строкой «люблю я Кавказ».
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что именно с Кавказом связано становление творческой личности М. Ю. Лермонтова. На Кавказе были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника. Интерес к нему не ослабевает и по сей день. Свидетельством тому служат конференции, круглые столы, чтения, которые проводятся ежегодно в нашей республике.
     Объектом исследования является художественное и живописное пространство творчества М. Ю. Лермонтова о Кавказе: «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня» и многое другое - в литературе, «Тифлис», «Тамань. Домик над обрывом», «Крестовая гора», «На Горячих водах», «Бештау близ Железноводска», «Развалины на берегу Арагвы», «Автопортрет» - в живописи.
     Предметом исследования стало отражение кавказской темы в литературном и художественном творчестве М. Ю. Лермонтова.
     Цель выпускной квалификационной работы - изучить идейно - художественное и живописное своеобразие произведений М. Ю. Лермонтова о Кавказе.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Проследить жизненный путь М. Ю. Лермонтова и социально-политическую обстановку в России.
     2. Рассмотреть первую и вторую ссылки М. Ю. Лермонтова на Кавказ.
     3. Изучить кавказскую тему в творчестве М. Ю. Лермонтова.
     4. Проанализировать произведения М. Ю. Лермонтова, написанные на Кавказе.
     5. Акцентировать внимание на картинах и рисунках М. Ю. Лермонтова.
     6. Рассмотреть его иллюстрации к произведениям о Кавказе.
     Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность исследования, объект и предмет, цель и практическое значение данной работы.
     В первой главе рассматривается общее значение Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Вторая глава посвящёна исследованию художественных произведений, написанных на Кавказе. Третья раскрывает творческий потенциал М. Ю. Лермонтова как живописца. В конце каждой главы сделаны выводы. В заключении подводится общий итог по всем главам.
     Методы исследования. Литературоведческий анализ избранной темы и анализ живописных произведений определил комплексный подход, включающий в себя элементы сравнительно-типологического, историко-литературного, системно-аналитического, описательного подходов, методов анализа и синтеза как художественного, так и живописного произведения.
     Степень изученности темы живописи М. Ю. Лермонтова находится на стадии развития, так как многие его рисунки оказались за границей, а поэтика и художественное наследие обычно изучались обособленно друг от друга. В представленной работе сделан акцент на это противоречие, ибо нельзя рассматривать произведения и рисунки поэта обособленно, так как они дополняют друг друга.
     Теоретической основой работы явились труды следующих исследователей: В.Г. Белинского, Н.А. Полевой, А.В. Фёдорова, Н.Л. Бродского, Э.Г. Герштейна, Б.Т. Удодова, И.П. Щеблыкина, И.Л. Андроникова, С.П. Шевырева, Л.П. Семёнова, В.И. Коровина.
	

Глава 1. Жизненный и творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова
     Михаил Юрьевич Лермонтов - борец за свободу, гордость нашей литературы, русский поэт, прозаик, драматург, художник, обладавший не только «львиной натурой», но и «нежной и тонкой поэтической душой»2. Он появился на свет в ночь с 14 на 15 мая 1814 года. В стихотворении «Кавказ» (1830) Лермонтов посвятил матери строфу:
     В младенческих летах я мать потерял.
     Но мнилось, что в розовый вечера час
     Та степь повторяла мне памятный глас.
     За это люблю я вершины тех скал,
     Люблю я Кавказ3.
     Её смерть оставила неизгладимый след, стала серьёзной психологической травмой для будущего поэта, а усугубили её конфликтные отношения между отцом и бабушкой по материнской линии, Е.А.Арсеньевой. Она забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, село Тарханы, и детство будущего поэта прошло именно там. Михаил рос, обласканный любовью и заботой, получил хорошее образование, однако, будучи ребёнком вдумчивым, эмоциональным, романтичным, болезненным, просвещённым, не по годам развитым, он пребывал, по большей части, в грустном настроении, был погружён в самого себя и сосредоточен по большей части на внутренним мире.
     Десятилетним мальчиком Михаил Лермонтов впервые попал на Кавказ, с которым окажется связанной вся его дальнейшая судьба. С детских лет будущий поэт проникся особыми чувствами к этому заповедному краю, тем более что воспоминания и впечатления от пребывания там были украшены первой влюбленностью. В нём рано стали обнаруживаться способности к стихотворству: сохранились стихи и даже поэмы, написанные им в 14-летнем возрасте.
     После того, как они с бабушкой переехали в Москву, в 1828 году Михаил становится полупансионером четвёртого класса Московского университетского Благородного пансиона, где около двух лет получает образование до переустройства пансиона в гимназию. Здесь, в рукописном журнале, вышла в свет его первая поэма «Индианка». В сентябре 1830 года Лермонтов - студент Московского университета, где учится меньше двух лет, так как срезан на публичных экзаменах: преподаватели не простили ему бесцеремонного и вызывающего поведения. Поэтический накал Лермонтова в этот краткосрочный период принёс свои плоды, его лирическое творчество начального этапа в 1830-1831 годах достигает высшей точки. Чтобы не оставаться на том же курсе второй год, вместе с бабушкой приезжает в Петербург, надеясь перевестись в местный университет. Однако его ожидание не оправдалось: учёба в Москве не была принята во внимание, и ему посоветовали вновь зачислиться на первый курс.
     Руководствуясь советом товарища, Лермонтов 10 ноября 1832 года поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его субъективному суждению, «два страшных года», заполненных колобродством, низменными увеселениями, в которые погрузился со всей силой своей непоседливой, бойкой и мятежной души. Окончив в ноябре 1834 года школу в звании корнета лейб-гвардии, Лермонтов был причислен к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе 4.
     Однако это ничуть не изменило его прежний образ жизни. Лермонтов ведёт деятельную, энергичную светскую жизнь, становится душой компании, проводит много времени с друзьями, ухаживает за женщинами и флиртует с ними, разбивая им сердца. В светском обществе и офицерских кругах его уже знали как поэта, а в 1835 году его произведение впервые появилось в печати, без авторского согласия: товарищ отнёс в «Библиотеку для Чтения» повесть «Хаджи-Абрек». Она была принята читателями по - дружески тепло и с восторгом, но недовольный, филигранный и придирчивый Лермонтов на протяжении ещё долгого времени не давал согласия на публикацию своих стихов. Написанное в 1837 году на смерть Пушкина бичующее стихотворение М. Ю. Лермонтова стало решающим моментом в его судьбе. Общественности был показан ранее не известный, выдающийся, необыкновенно - редкий литературный талант, а обличительное воодушевление и пафос произведения были восприняты как воззвание к государственному перевороту. Итогом этого стало изгнание из Петербурга в действующую армию на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк5. Нахождение в давно полюбившихся душе краях воздействовало на Лермонтова содержательно и благоприятно, а единство и целостность с природой Кавказа, несомненно, способствовало ему достигнуть плодотворное душевное равновесие, умиротворение, покой. Он порой размышлял и намеревался выйти в отставку и остаться в этом месте, когда бабушка добилась для него в октябре 1837 года перевод в Гродненский гусарский полк, дислоцировавшийся в Новгороде. Возвращаясь домой Лермонтов на несколько месяцев задержался в Ставрополе, где волею судьбы состоялось его знакомство с декабристами.
     С января 1838 года М. Ю. Лермонтов живёт в Петербурге, ибо был переведён в лейб-гвардии Гусарский полк, где он служил ранее. Два с небольшим года, прожитые им в столице (1838-1840), стали временем истинного расцвета, вершиной его поэтического дара, пришедшей к нему громкой литературной славы, восприятия его как преемника выдающегося поэта А. С. Пушкина. Он вхож в пушкинский литературный круг, деятельно пишет и печатается. К этому периоду относятся, в частности, его «Мцыри», «Герой нашего времени», «Сказка для детей», множество стихов6. В январе 1841 года М. Ю. Лермонтов вновь приезжает в Петербург в отпуск. Ему предназначено пожить в городе ещё три месяца. К нему по-прежнему испытывают заинтересованность, он обдумывает предстоящие творческие замыслы и намерения, мечтает выйти в отставку, чтобы посвятить себя литературе и живописи. Когда отпуск завершился, друзья выхлопотали ему недолгое продление, и М. Ю. Лермонтов, думая о том, что ему всё же дадут полную отставку, не уехал в положенный срок. Однако томительное ожидание и светлые надежды не оправдались: ему было приказано в 48 часов покинуть Петербург. По свидетельствам и доказательствам современников, поэт уехал на Кавказ с тяжёлым сердцем, нехотя, измученный мрачными предвещениями. К этому отрезку времени его творческой активности относятся самые лучшие стихотворения, вошедшие в сокровищницу русской поэзии: «Прощай, немытая Россия», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу...», «Листок», «Родина», «Тамара», «Пророк» и другие, проникнутые глубокой силой и лиризмом.
     В Пятигорске Лермонтов вращался в кругу давних знакомых, «золотой» молодёжи, предававшейся светским развлечениям. Среди них был отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов некогда учился в школе гвардейских юнкеров. Бойкий на язык поэт не раз язвительно обсмеивал и подкалывал его позёрство, напыщенность и драматизм манер. Конфликт между ними закончился 27 июля 1841 года злополучной дуэлью, в которой находящийся в расцвете лет, жизненных и творческих сил поэт, не придавший значения обстоятельности помысла своего недоброжелателя, был сражён наповал. Друзья старались добиться того, чтобы Лермонтов был упокоен по церковным обычаям. Тем не менее, это не представлялось возможным. Прах Михаила Юрьевича весною 1842 года, последними усилиями бабушки, Елизаветы Арсеньевны, был доставлен в Тарханы и похоронен в фамильном склепе, где четыре года спустя обрела покой и сама бабушка.
     «Ужасный, скорбный удел, - писал Герцен, - уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель - всех их толкает в могилу неумолимый рок»7.
     Литературное наследие М. Ю. Лермонтова, состоявшее из порядка трёх десятков поэм, четырёх сотен стихотворений, ряда прозаических, драматических произведений, было опубликовано, ключевым образом, уже после смерти их автора. За недолговременные тринадцать лет творческой биографии поэт привнёс бесценный, важный вклад в русскую литературу как автор исключительных до невероятности, по разнообразию тем и мотивов лирики. Его творчество усовершенствовало, завершило формирование национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XІX века.
     Военная служба М. Ю. Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером Гусарского полка - 14 ноября 1832 года. Он понимал, что в этом месте ему предстояли маршировки и муштра, различные ограничения свободы, связанные с военной дисциплиной, но, получив постановление, он предвидел следовавшие первоначально не только развлечения и пиршества, но и долг - защиту родины. М. Ю. Лермонтову тяжело было расстаться с его детищем - литературной карьерой, но другого выхода не было. Дождливой осенью 1832 года он писал М. А. Лопухиной: «...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди»8.
     В холодном ноябре 1834 года М. Ю. Лермонтов был выпущен из Юнкерской школы корнетом в лейб-гвардию Гусарского полка, находившегося в Царском Селе.
     Окончив Школу юнкеров, М. Ю. Лермонтов стал блистательным офицером, обладающим изящным остроумием, обширным кругом интересов, любознательностью, эрудицией, знанием основ военного искусства. Но муштра и запрет читать художественную литературу чрезвычайно ему надоедали, он погружался в мечты о скорейшем выпуске в корнеты. Служба в военном подразделении состояла не только в обычных военных занятиях, учениях, парадах, но и в обязательном посещении придворных балов и светских раутов. Седьмым эскадроном лейб-гвардии Гусарского полка, в который был сначала зачислен М. Ю. Лермонтов, командовал Н. И. Бухаров - «столетья прошлого обломок, Гусар прославленных потомок, Пиров и битвы гражданин»9. В полку вдобавок остались прежние свободолюбивые устои.
     Эти же традиции среди кавалеристов способствовали формированию у М. Ю. Лермонтова привязанности к полку. Службу он нёс исправно, но не терпел педантизма в мелочах службы и быта. В глумливом тоне рассказывается о данных эпизодах в поэме «Монго» (1836): «...и не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот...»10. Своё несогласие, вопреки лишённых смысла условий князя Михаила Павловича, возглавлявшего гвардию, М. Ю. Лермонтов осуществлял то явкой на развод караулов с миниатюрной саблей, то - на великосветский бал с неуставным шитьём на обшлаге и воротнике вицмундира. За данные обстоятельства его отправляли под арест. Но ни Школа юнкеров, ни «большой свет» не сумели искоренить наилучших качеств натуры поэта.
     М. Ю. Лермонтов был уже нездоровый, когда разузнал о смерти  А. С. Пушкина. Произошедшее подействовало на него, задело за живое. Но он превосходно осознавал причины случившегося. Поэты не были визуально знакомы, но после смерти А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов мог легко назвать зачинщиков, виновных в смерти поэта. Для него это было ужасным ударом, но он понимал, что всё вокруг ложь и лицемерие прикрытые маской добродетели. Такая «добропорядочная» толпа на самом деле зло, смеётся над теми, кто не вписывается в круг их стандартного мышления. Трезвым разумом он понимал, что люди повинные в его гибели не будут наказаны никогда, ни при каких обстоятельствах.
     Биограф М. Ю. Лермонтова Н. А. Котляревский пишет: «До сих пор во всех своих произведениях Лермонтов был почти исключительно занят самим собою, своим внутренним миром. Смерть Пушкина нарушила обычное течение его дум, и он отозвался на народное горе с такой искренностью, что даже хорошо знавшие его люди не хотели верить правдивой силе его гнева и не могли понять его раздражения»11. 
     Таким искренним, вырванным из сердца, было стихотворение «Смерть поэта», написанное на гибель А. С. Пушкина. Мы знаем, что М. Ю. Лермонтов написал его холодным, морозным январем 1837 года, когда поэт получивший на дуэли смертельную, рану был ещё жив.
     М. Ю. Лермонтову пришлось подискутировать о выдающемся, прославленном поэте со своими знакомыми. Они заявляли, что тот непосредственно сам виновен в произошедшем. Первопричиной несчастного горя считали ревность, горячность и вспыльчивость А. С. Пушкина12. Это обстоятельство сильно рассердило М. Ю. Лермонтова, который был целиком и полностью во всех отношениях на стороне поэта, после чего в недовольстве и досаде, вдобавок к своему стихотворению написал ещё пару строк:
                   А вы, надменные потомки
                   Известной подлостью прославленных отцов,
                   Пятою рабскою поправшие обломки
                   Игрою счастия обиженных родов!
                   Вы, жадною толпой стоящие у трона,
                   Свободы, Гения и Славы палачи!
                   Таитесь вы под сению закона,
                   Пред вами суд и правда - всё молчи!..
                   Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
                   Есть грозный суд: он ждёт;
                   Он не доступен звону злата,
                   И мысли и дела он знает наперёд.
                   Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
                   Оно вам не поможет вновь,
                   И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
                   Поэта праведную кровь13!
     Стихотворение стало передаваться в списках и вскоре получило большую известность. Оно очаровывало тех, кто тосковал о смерти блистательного поэта А. С. Пушкина, а для иных людей это был отважный, решительный шаг политического манифеста, разоблачение несправедливой державы. Само собой разумеется, дело привлекло к себе внимание тайной полиции. Шеф III отделения А. Х. Бенкендорф докладывал Николаю I: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство. Более чем преступное»14. После чего было распоряжение отправить М. Ю. Лермонтова в том же чине на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк. Отправляясь из Петербурга, поэт передал с Раевским в «Современник» своё «Бородино» - первое стихотворение, непосредственно которое он сам решился отдать в печать. И даже если его поэтический взлёт, художественное увлечение на этом бы прекратились, то и этого было бы достаточно, чтобы каждый из нас сейчас имел возможность без труда увидеть строки о сожжённой пожаром Москве и отступивших «басурманах». Изобразив главную национальную битву, детали которой были известны ему лишь по рассказам жителей, М. Ю. Лермонтов направил свой путь к полям новых сражений, где теперь ему самому предстояло пролить кровь, свою или чужую. «Вот затрещали барабаны...15» - это были барабаны судьбы.
     Период первой ссылки был немаловажно значим для формирования как личности, так и индивидуальности поэта-воина. На Кавказе он столкнулся с новыми, своеобразно - самобытными людьми: это были скромные трудяги войны и сосланные декабристы. Тут поэт почувствовал сострадание к себе со стороны начальства и отсутствие стабильной слежки. Изначально, в сражениях М. Ю. Лермонтов был наблюдателем, а в 1840 году стал непосредственным участником конкретных боевых операций против горцев. Отношение его к боевым действиям было двойственным. С одной стороны, поэт всем сердцем был на стороне вольнолюбивых и независимых народов Кавказа, но всё же, как А. С. Пушкин и декабристы, чётко осознавал тот факт, что у горцев нет надежды на завоевание абсолютной независимости, и единственный исход сражения заключается в присоединении к России.
     Пока М. Ю. Лермонтов разъезжал по горным дорогам Кавказа, принимая участие в боевых операциях, в печати появилось его стихотворение «Бородино».
     Месяцы, проведённые на Кавказе, сыграли немалую значимость в становлении принципов поэта на жизненные взгляды и убеждения, в формировании его личности и творчества. К тому же усилилось его недовольство военной службой; после чего, поэт принял решение выйти в отставку с намерением посвятить себя исключительно литературной и художественной деятельности.
     В апреле 1838 года М. Ю. Лермонтов возвращается в столицу, а 14 мая прибыл в лейб-гвардию Гусарского полка, находившуюся в Царском Селе. Он не отчаивался в надежде на выход в отставку, нёс надоевшую после Кавказа службу.
     Стычки с Эрнестом Барантом, а впоследствии и дуэль, стали причиной унизительного процесса допросов и суда, суровому приговору, переводу в Тенгинский пехотный полк. В период ареста М. Ю. Лермонтова посетил литературный критик В. Г. Белинский, который был восхищён «и от личности и от художественных воззрений поэта». М. Ю. Лермонтов показал свою истинную сущность, в его словах чувствовалось «столько истины, глубины и простора». В период второй ссылки Николай I был жесток и безжалостен к М. Ю. Лермонтову. Царь выбрал для поэта Тенгинский полк, который действовал в более небезопасных участках16.
     Столь суровый вердикт - лишь повод проявить сострадание к поэту. Из Петербурга его вновь отослали, вторично исключив из гвардии, и, что особенно оскорбительно, его, кавалериста, на этот раз определили в пехоту, тем же чином. «Счастливого пути, господин Лермонтов», - бросил вдогонку царь Николай, - пусть он очистит себе голову...» 17.
     В 1840 году М. Ю. Лермонтов принимал участие в походе на Большую Чечню. После того, как в бою 10 октября получил ранение Р. И. Дорохов, командовавший «сотней» отборных конных бойцов. Раненный во время экспедиции он поручил отряд свой Лермонтову, который вполне оценил его и умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Он спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода. М. Ю. Лермонтов принял не только командование, показав лишь исключительную самоотверженность, храбрость, героизм кавалерийского офицера и командира, но и повседневную заботу о подчинённых, с которыми делил опасности боя, тяготы и лишения походной жизни, последнюю краюху хлеба.
     Таким образом, говорить о возможной военной карьере М.Ю. Лермонтова пожалуй, сложно, даже проблематично. Он намеревался выйти в отставку, публиковать собственный журнал и писать большой роман из кавказской истории. Двое из его однокашников, повоевав на Кавказе, завершили свой военный путь в звании генерал-фельдмаршала, многие дослужились до генеральских погон. М. Ю. Лермонтов же так и остался в нашей памяти поручиком Тенгинского пехотного полка. Тщетный и отчаянный путь поэта оказался недолгим и тяжёлым. Незаживающее чувство внутренней боли сопровождало его вплоть до самой кончины. «Что же мне так больно и так трудно?» - спрашивал себя поэт незадолго до роковой дуэли. А. И. Герцен писал, что у М. Ю. Лермонтова «стих иногда режет, делает боль, будит нашу внутреннюю скорбь»18.
     В стихотворении «Завещание», написанном по боевым впечатлениям 1840 года, можно заметить предсказание Лермонтовым своей собственной печальной судьбы. Поэт как будто действительно знал все без исключения детали своего преждевременного ухода из жизни:
     Кровавая меня могила ждёт,
     Могила без молитв и без креста,
     На диком берегу ревущих вод
     И под туманным небом; пустота19…
     И в самом деле, будто дуэль была попросту инсценировкой для обыкновенного убийства. Не зря же ещё в протоколе следственной комиссии, утверждённой комендантом Пятигорска Ильяшевским, так и не получил ответа на вопрос: «Пал ли Лермонтов от изменческой руки убийцы, прикрывшегося дуэльной обстановкой?» На основании проведённой экспертизы исследователи теряются в догадках и выдвигают гипотезу, что поэт мог быть убит только из длинноствольного ружья. Ещё одна тайна: «на месте поединка не было ни врача, ни экипажа. Участники дуэли, якобы спасаясь от проливного дождя, в панике бросились бежать в город, а убитый несколько часов лежал на роковой поляне»20.
     В одном из документов дома-музея М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, сказано, что «брошенное тело поэта пролежало без присмотра сутки, и затем было подобрано и вывезено в окрестности для захоронения молодым горцем»21. Данная могила будто бы была обнаружена спустя 40 лет.
     В 1899 году в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. По сложности, многообразию и богатству своих мотивов, поэзия М. Ю. Лермонтова, бесспорно, занимает особое место в русской литературе. В ней, по выражению Белинского, «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия»22.

Глава 2. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова
2.1. Ссылка поэта на Кавказ как источник кавказской темы в его творчестве
     Первая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ.
     19 марта 1837 года Михаил Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ и затем, в течение целого года, был в «беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом».
     По дороге на Кавказ М. Ю. Лермонтов основательно заболел. Из ставропольского военного госпиталя в середине мая его перевели в пятигорский госпиталь, и всё лето он лечился на Кавказских минеральных водах, в Пятигорске и Кисловодске. При выходе из госпиталя после простуды, М. Ю. Лермонтов встретился с товарищем по Университетскому пансиону Н. М. Сатиным.
     Там же поэт имел честь познакомиться с другом высланных на Кавказ декабристов, мудрым и благорассудительным в своих суждениях доктором Н. В. Майером, которого спустя некоторое время под именем доктора Вернера и вывел среди действующих лиц «Княжны Мери».
     У Н. М. Сатина произошла неожиданная встреча М. Ю. Лермонтова с В. Г. Белинским. Они резко подискутировали и разошлись, но через пару лет в Петербурге поэт и величайший рецензент встретились вновь, и на этот раз осознали и по праву оценили друг друга.
     В конце сентября поэт получил указ отправиться в Закавказье, в свой Нижегородский драгунский полк, находившийся неподалёку от Тифлиса. В эту поездку, особенно на Военно-грузинской дороге, М. Ю. Лермонтов много рисовал. Кавказские впечатления для творчества поэта играли весьма огромную роль. Состоявшийся стихотворец знакомился с людьми и с красотами природы богатого края. Древнейшие монументы архитектуры, сказания, песни и самобытность народов Кавказа и Закавказья, великолепные горные пейзажи, высокие ландшафты, уникальная по оригинальности кухня народов Кавказа - всё это отразилось в новых редакциях «Демона» и в поэме «Мцыри», а также в повести «Бэла».
     Вследствие нахождения на Кавказе Николая I, осенний поход против горцев в 1837 году был отменён. По собственному признанию, с начала военной операции, М. Ю. Лермонтов «слышал только 2-3 выстрела»23. Он путешествовал, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под вопль шакалов. Появлялись планы поездки в Персию.
     По пути М. Ю. Лермонтов остановился на некоторое время в Ставрополе. Его не могли удовлетворить ограниченные николаевской цензурой высказывания даже передовых журналистов. Его глубокий и могущественный дух, как высказывался о нём В. Г. Белинский, не мог примириться с русской крепостнической деятельностью, и не от самодержавия ждал он разрешения важнейших социальных вопросов. Ссылка не смирила Михаила Лермонтова. Он был готов к дальнейшей борьбе. Поэта-борца он сравнивал с булатным кинжалом в стихотворении «Кинжал»:
     Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
     И страннику в тебе пример не бесполезный:
     Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
     Как ты, как ты, мой друг железный24.
     Вторая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ.
     Нельзя до конца понять значимость и роль Кавказа в жизни и творчестве Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его бурной жизни. Кавказский край занимает отдельный уголок в судьбе поэта. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, и после А. С. Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как М. Ю. Лермонтов»25, - писал критик В. Г. Белинский. За свою короткую жизнь М. Ю. Лермонтов регулярно приезжал на Кавказ. Именно сказочно - неповторимой, броской, необыкновенной, загадочной природой горного Кавказа были порождены наиболее красочные впечатления детства поэта. Как пишет Михаил Лермонтов:
     Синие горы Кавказа, приветствую вас!
     Вы взлелеяли детство моё;
     Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
     Облаками меня одевали,
     Вы к небу меня приучили,
     И я с той поры всё мечтаю об вас, да о небе26.
     В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:
     От ранних лет кипит в моей крови
     Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
     На севере, в стране тебе чужой
     Я сердцем твой, - всегда и всюду твой27!
     Кавказ вошёл в жизнь поэта не только с детскими годами, но и сопровождал М. Ю. Лермонтова в дальнейшем. За стихотворение «На смерть Пушкина» зимой 1837 года, по Высочайшему повелению, поэт был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Обожаемый и уже ставший родным для поэта край возродил М. Ю. Лермонтова, придав ему новых сил в сложный жизненный период, чтобы поэт мог вздохнуть полной грудью и на время обрести душевную гармонию, безмятежность, покой. Собственно, в этот период в понимании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем лености простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов». Пробыв в Пятигорске до самой осени, М. Ю. Лермонтов лечился на водах. Там он встречается со многими замечательными, выдающимися и попросту интересными людьми, знакомится со ссыльными декабристами и заводит близкую дружбу с известным поэтом А. И. Одоевским. После продолжительного лечения, командированный, М. Ю. Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где стоял его полк. 
     Во время своей первой кавказской ссылки М. Ю. Лермонтов сдружился с двоюродным братом А. А. Хастатовым, поручиком лейб-гвардии Семёновского полка, который зачастую брал поэта с собой на весёлые, беззаботные кумыкские гуляния и свадьбы. М. Ю. Лермонтов имел возможность наблюдать за зажигательными и будоражащими душу плясками, прислушиваться к пленяющим дух песням, легендам, преданиям, рассказам об абреках и казаках. Девственные пейзажи, горные ландшафты, утончённые кипарисы и дружеские встречи, рассказы о стойкости и отваге джигитов врезались в его память. Впоследствии всё это нашло отражение в творчестве поэта:
     Я видел горные хребты,
     Причудливые, как мечты,
     Когда в час утренней зари
     Курилися, как алтари,
     Их выси в небе голубом,
     И облачко за облачком,
     Покинув тайный свой ночлег,
     К востоку направляло бег –
     Как будто белый караван
     Залётных птиц из дальних стран!
     Вдали я видел сквозь туман,
     В снегах, горящих как алмаз,
     Седой, незыблемый Кавказ28…
     В конце 1837 года М. Ю. Лермонтова усилиями бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается на Родину, вынашивая в душе ещё не родившиеся образы своих произведений: «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», «Казачья колыбельная песня», - всё это результат его ссылок и путешествий по Северному Кавказу и Закавказью. 
     Во время второй ссылки М. Ю. Лермонтов попал в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. В связи с чем был переведён тем же чином в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это находило отклик в душе самого поэта. В тот период Лермонтов участвовал в боевых действиях, где часто подвергался смертельному риску в боях с чеченцами.
     Неся военную службу на Кавказе, М. Ю. Лермонтов как зеницу ока берёг свои записные книжки, записывал в них услышанные из уст сторожил, немало повидавших на своем веку истории, некоторые сюжеты будущих произведений. Его интересовала духовная жизнь Востока, с которой он столкнулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он затрагивает проблемы «восточного миросозерцания». В разгаре цветущей весны 1841 года М. Ю. Лермонтов вернулся на Кавказ. В мае того же года он прибыл в Пятигорск и получил согласие задержаться для лечения на минеральных водах.
     Тут он пишет множество стихотворений: «Сон», «Утёс», «Они любили друг друга», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И как не странно, этот город сыграл роковую роль в жизни поэта.
     Изображения кавказской природы в произведениях поэта необыкновенно точны и реалистичны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия М. Ю. Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе»29. В природе М. Ю. Лермонтов особенно любит движение:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят30.
     Из художественных образов и зарисовок кавказской природы заметно, что М. Ю. Лермонтов любил день значительно больше ночи, любил синее безоблачное небо, золотое сияние солнца, солнечный воздух, небесную лазурь, звенящую тишину. Однако здесь было не только непосредственное наслаждение: голубая синь неба уносила мысли М. Ю. Лермонтова и его героя в мир более совершенный, высший. Небо порождало в поэте и идеальные райские видения, и мучительные вопросы. В «Валерике» поэт задался вопросом:
     ...Небо ясно...
     Под небом много места всем,
     Но беспрестанно и напрасно
     Один враждует он зачем31?
     Дивные сады в «Мцыри» и «Демоне», будто бы все пропитаны горним мерцанием и бликами света, они рисуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех чудесных снах волшебное, происходящее с поэтом, происходит в дневное время:
     Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
     Про любовь мне сладкий голос пел,
     Надо мной чтоб, вечно зеленея,
     Тёмный дуб склонялся и шумел32.
     Таков и чудесный сон в «Мцыри» на речном дне, когда к нему приплывали золотые рыбки и пели в унисон:
     А надо мною в вышине
     Волна теснилася к волне,
     И солнце сквозь хрусталь волны
     Сияло сладостней луны33…
     Как истинный ценитель кавказских гор, М. Ю. Лермонтов любил яркие, насыщенные цвета. Поэт любуется .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.