VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Храмовая архитектура Древней и Средневековой Армении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000236
Тема: Храмовая архитектура Древней и Средневековой Армении
Содержание
     
«Храмовая архитектура Древней и Средневековой Армении: особенности развития, проблемы сохранения и использования»
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
     
ГЛАВА 1 ПАМЯТНИКИ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ.........................................................................................................9
1.1 Архитектура периода формирования армянского народа и
      создания государства……………………………………………..…..9
     1.2 Зодчество дохристианского периода Армении.................................14         
     1.3 Архитектура Армении IV – VII веков................................................20
     
ГЛАВА 2 КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ..39
2.1 Памятники зодчества Армении X – XI веков.....................................39
2.2 Армянская архитектура XII – XIV веков........................................51
     
ГЛАВА 3 СОХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АРМЕНИИ......................................................65
3.1 Правовая охрана и использование культовых памятников          архитектуры в Армении.................................................................65
     3.2 Реставрация армянского храмового зодчества.............................81
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................104

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................................107

ПРИЛОЖЕНИЕ А..............................................................................................116
     

     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы обусловлена возрождением в нынешнее время тех прежних ценностей, которые были утрачены спустя несколько столетий. В течение многовековой строительной деятельности армянским народом созданы выдающиеся произведения материального творчества. Яркие художественные образы памятников национального зодчества, их оригинальные архитектурные формы, рациональные конструктивные решения, композиционные и декоративные приёмы – это богатое архитектурное наследие страны и вклад в сокровищницу мировой культуры. 
     Памятники искусства и старины – это величайшее культурное наследство, доставшееся нам от прошлых веков, и задача потомков не только сберечь его, но и передать будущим поколениям. Данная проблема в условиях современной Армении за последнее время стала очень актуальной, так как формируется мнение, поддерживаемое влиятельными политическими и определенными культурными силами, о приватизации памятников истории и культуры как гаранта их сохранения. Это следует отнести и к правовым вопросам сбережения национального художественно-исторического достояния. 
     Для этого необходимо исследовать существующий государственно-правовой порядок и его отношение к законодательному обеспечению сбережения памятников истории и культуры. Таким образом, актуальность обращения к проблеме охраны историко-культурного наследия очевидна и обусловлена необходимостью выбора путей дальнейшего правового и культурного развития Армении.
     На территории Армении сохранилось значительное количество древних сооружений и комплексов, среди которых немалая часть, представляющая  художественную, историческую и культурную ценность, осталась не только не зафиксированной, но и не выявленной, что обуславливает необходимость дальнейших изысканий. Ныне армянскими и зарубежными  архитекторами, искусствоведами и археологами проводятся многочисленные исследования по армянскому зодчеству, которые с каждым годом приобретают всю большую актуальность. 
     Степень разработанности научной проблемы. Данную проблему изучали исследователи разных стран. Обобщение накопленного материала и попытки представления и изучения присутствуют в работах, написанных В.М. Артуюняном, С. Л. Сафаряном, Н. Г. Буниатовым, С.Х. Мнщакяном, Б.Б. Пиотровcким, О.  Х. Халпахчьяном, Н. М. Токарским,  К. Г. Кафадаряном. Всех их объединяет описание и анализ архитектурных типов и памятников Армении. 
     Так же наиболее глубоко занимались изучением армянской архитектуры, А. Григорян, Н. Степанян, К. В. Тревер, А. Б. Еремян, И. М. Ильина, С. Г. Бархударян, хронологически охватывая материал глубинной древности, античности, раннего и зрелого средневековья. 
     Вопросом изучения развития архитектурной и инженерной мысли в средневековой Армении занимались исследователи Н. М. Токарский, А. Л. Якобсон, Т. Марутян, К. Л. Оганесян, Л. А. Дурново. В их работах представлен обзор и анализ гражданских и церковных сооружений, архитектурных форм, конструкций и строительных приемов, выработанных средневековыми мастерами, а так же превосходные образцы художественной резьбы по камню, украшающей монументальные здания Армении.
     Среди архитекторов, которые на высоком уровне осваивали фактический материал, анализировали строительную историю памятников Армении, предлагали реконструкции их первоначального облика, следует выделить работы:  В. М. Арутюняна, К. Кафадаряна, А. Б. Еремян, С. Х. Мнацаканяна, Т. А. Марутяна, М. М. Асратяна, В. Григоряна и др. 
     Проблематика, связанная с вопросами сохранения и использования армянской архитектуры, носит комплексный характер и нашла отражение в исследованиях В. М. Арутюняна, Г. А. Налбандяна, М. М. Асратяна, А. Ю. Казаряна, С. К. Мнацаканяна, К. Л. Оганнесяна и др. В их трудах освещены вопросы исследования памятников архитектуры и разработки проектов реставрации и сохранения армянского зодчества.
     Цель исследования – комплексный анализ памятников храмовой архитектуры Древней и Средневековой Армении, а также методов их сохранения и использования в контексте историко-культурной ценности.
     Объект исследования – памятники храмовой архитектуры древнего и средневекового периода Армении.
     Предмет исследования – конструктивные и декоративные стилистические особенности храмовой армянской древней и средневековой архитектуры, а также методы реализации сохранения армянского зодчества.
     Гипотеза исследования: 
     * с помощью данного исследования сделана попытка представить результат культурной общности армянского народа, на основе которой формировалось зодчество, единое по своим композиционным, конструктивным и художественно – стилистическим составляющим;
     * передающийся из поколения в поколение социальный опыт обнаруживает себя в форме наследия, обладающего особой оболочкой – культуросферой. Наследие и присущая ему культуросфера составляют экзистенциальную основу культурного пространства, являясь сферой для сохранения, передачи и «оживления» культурного опыта, и именно поэтому требуют особой охраны памятников на государственном, научном и нравственном уровнях.
     Для реализации поставленной цели и доказательства предложенной гипотезы определены следующие задачи исследования:
     * выявить влияние исторических периодов Армении на  изменения храмовой архитектуры;
     * изучить памятники архитектуры древнего периода Армении;
     * проследить этапы развития и особенности средневековой армянской архитектуры;
     * определить архитектурные формы и строительные приёмы, выработанными средневековыми мастерами.
     * проанализировать проблемы сохранения памятников архитектуры  Древней и Средневековой Армении;
     * охарактеризовать современные методы реставрации памятников архитектуры;
     * изучить примеры использования памятников архитектуры Древней и Средневековой Армении в настоящее время.
     Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяется совокупностью полученных выводов:
     * описано влияние исторических периодов Армении на изменения в строительстве храмовой архитектуры; 
     * проанализировано резное и рельефное убранство построек древнейшего периода;
     * на основе анализа архивных документов, составлен перечень отреставрированных памятников армянской архитектуры;
     * изучен процесс  реставрации этих памятников;
     * исследована их правовая охрана и принципы использования.
     Практическая значимость магистерской диссертационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности. В частности, при дальнейших изысканиях современных исследователей в области выявления, изучения, сохранения и использования культовых памятников архитектуры Армении.
     Теоретико – методологические основы. Теоретическую и методологическую базу исследования составили следующие основные принципы и методы: 
     * метод  сравнительного анализа:  применялся при выявлении  относительности  статуса  памятника  в  различных культурах,  его  изменение  во  временном  континууме  и  демонстрации специфики  памятника  как  динамической  системы;
     * системно-исторический метод: рассматривается конкретное общественно-историческое явление (охрану памятников) в системе взаимосвязей с другими явлениями в обществе;
     * социально-исторический метод: использовался в большей мере при исследовании истории охраны памятников в Армении, а также при рассмотрении памятнико-охранительной деятельности как специфической формы жизни общества;
     * сравнительно-исторический метод: развитие памятнико-охранительной деятельности в Армении рассматривается в сравнении различных эволюционных стадий. Этот метод был использован при разработке концепции исторического развития и периодизации истории развития и охраны памятников в Армении.
     Апробация полученных результатов осуществлялась магистрантом на межвузовских, региональных, всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях, а также при прохождении педагогической практики на занятиях со студентами направления Культурология по учебной дисциплине «История искусств».
     Структура и объем работы – магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, подразделенных на параграфы, заключения, библиографического списка. Общий объём работы – … страницы. Библиографический список составляет 110 наименований. Структура магистерской диссертации отражает последовательность решения поставленных задач.
     Первая глава основана на исследовании памятников храмовой архитектуры Древней Армении. В первом параграфе рассматривается архитектура периода становления Армении как государства. В I тысячелетии до н. э. в основном завершается процесс складывания армянского народа. Данный период истории архитектуры Армении наименее изучен, т. к. сохранилось слишком мало материальных данных, благодаря которым можно было, составить связанную картину ее поэтапного развития. Во втором и третьем параграфах данной главы анализируется дохристианское армянское зодчество, а также и памятники IV-VII веков. В основе образного представления архитектуры данной эпохи лежали взаимосвязанные решения архитектурного плана и перспективы, а так же ясное совершенство форм и фасадов. Стремление к внешней и внутренней лаконичности обусловило ограниченное  использование декоративных элементов.
     Вторая глава посвящена изучению культовых сооружений средневековой армянской архитектуры. Здесь рассматриваются памятники зодчества X-XI веков и архитектура XII-XIV веков. Рассмотренный период армянской средневековой архитектуры является периодом наибольшего творческого расцвета и разнообразия в архитектурных и строительных замыслах мастеров. Именно в этот период завершилось создание наиболее выразительных и законченных ансамблей, в которых наряду с развитием древних традиций родились новые черты. 
     Основу третьей главы составляет анализ документов Национального архива Армении. В ней рассматриваются проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия Армении. Излагаются особенности законодательства об охране историко-культурных памятников. Рассматриваются вопросы управления и контроля в сфере правового регулирования, раскрываются содержание права собственности на культурные ценности, порядок проведения реставрационно-восстановительных работ на памятниках культуры. Изложены общие принципы реставрации памятников армянской архитектуры, рассмотрены основные виды реставрационных работ и область их применения. Подробно освещены вопросы исследования памятников архитектуры и разработки проектов реставрации. Составлен перечень отреставрированных памятников армянской архитектуры.
     
     





















ГЛАВА 1 ПАМЯТНИКИ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ

1.1 Архитектура периода формирования армянского народа и
           создания государства 
     
     Армения – одна из древнейших стран мира. Многочисленны памятники искусства, особенно архитектуры, сохранившиеся на территории страны и выходившей за пределы Армянского нагорья. Высокие художественные достоинства, отличающие эти памятники, редкая красота и робкое своеобразие издавна привлекали к себе внимание исследователей, в особенности деятелей искусства – архитекторов, художников, искусствоведов. Архитектурное наследие армянского народа выявлено далеко не полностью: более подробно изучен круг памятников, находящихся на территории Армении. Представляя    собой   многогранную    и    сложную   область материальной и духовной культуры, древнее зодчество нагляднее, чем другие области человеческой деятельности, отражает степень развития и судьбу, быт национальные традиции народов, проживавших многие тысячелетия на территории Армянского нагорья. [6, С. 12]
     Ни одна область культурного наследия армянского народа не сохранилась в такой полноте, в таком богатом многообразии, как архитектура. Многочисленные памятники армянского зодчества, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о неиссякаемых творческих силах армянского народа. Вся страна является как бы громадным музеем архитектуры, и сохранившиеся памятники зодчества составляют как бы неотъемлемую часть могучей и живописной природы Армении. Обитавшие на Армянском нагорье племена, находившиеся в стадии первобытнообщинного строя, еще задолго до появления здесь Урартов искусно возводили не только жилища, но и монументальные сооружения. 
     Армения богата памятниками мегалитической культуры, относящимися к эпохе неолита. Такими памятниками особенно богаты горные районы Армении — Зангезур и склоны горы Арагац. Следует отметить менгиры Шамирана и Талиша (Аштаракский район) и групповые менгиры Хошун-Даша (Сисианский район). Наряду с менгирами были распространены и другие виды мегалитических памятников—дольмены и кромлехи.
     Непосредственно к этому кругу памятников примыкают древнейшие жилища, возведенные из огромных камней. Наиболее характерным из них является жилой дом в местности Хошун-даш, где можно проследить первую попытку перекрытия каменными плитами. Находящиеся близ села Ошакан (Аштаракский район) памятники древнейшего жилища аналогичны Хошун-дашским. [20, С. 14]
     Типичным поселением земледельческо-скотоводческой общины являются открытые раскопками остатки поселения в Шенгавите (близ Еревана), относящиеся к концу третьего тысячелетия до н. э. Здесь жилища были расположены концентрически вокруг круглого здания, по-видимому, культового назначения. В Аштаракском районе исследованы древнейшие сооружения башенного типа, назначение которых пока научно не установлено. 
     В Армении так же имеется ряд бердшенов — укрепленных поселений (памятники бассейна озера Севан и подножья горы Арагац), воздвигнутых на вершинах холмов. Они имеют несколько рядов стен, концентрически расположенных на холме, на возвышенности холма находилось одно или несколько помещений. Пространство между этими концентрическими стенами было разделено на части радиальными стенами. Эти уложенные концентрическими рядами большие груды необработанных камней являлись теми преградами, за которыми «держали оборону» обитатели бердшена при вторжении иноплеменных врагов. [20, С. 16]
     Для полноты характеристики памятников древнейшей эпохи следует упомянуть также пещеры, которыми так богата Армения. Ими пользовались не только как жилищами, но и как убежищами при нашествии вражеских племен. Естественные пещеры в отдельных случаях расширялись и обрабатывались, к кругу рассмотренных памятников можно отнести также и первые памятники монументальной скульптуры — огромные каменные изображения рыб, или вишапы, связанные, по-видимому, с культом воды. 
     Аналогичные памятники найдены и на территории Грузии. Общность культуры племен Закавказья подтверждается и другими археологическими материалами. В этом отношении большой интерес представляют находки, сделанные в раскопанном в 1948 году погребении в г. Кировакане, имеющие сходство с памятниками погребений Триалети.
     Период, последовавший за образованием на Армянском нагорье урартского военно-рабовладельческого государства (IX—VII вв. до н. э.), отмечен более высоким развитием строительной техники, значительно обогатившими строительные приемы местных племен. Об этом свидетельствуют замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся в центре урартского государства — в Тушпе (г. Ван). [41, С. 38]
     Для закрепления господства над племенами Армянского нагорья урартские цари создали в стране широкую сеть стратегических пунктов — крепостей, в которых сосредоточивали свои гарнизоны. На территории Армении сохранилось большое количество остатков оборонительных сооружений урартов, некоторые из них благодаря оставшимся клинописным надписям датируются довольно точно. Таковы, например, крепости в Армавире, Эларе, Нор-Баязете, Арин-Берде, Цовинаре, Кармир-блуре и т. д.
     Из исследованных памятников этого периода наиболее выдающимся, несомненно, является Кармир-Блур. Теперь уже на основании многих весьма ценных археологических находок установлено, что крепость Кармир-Блур, или, как называли ее Урарты, Тейшебаини, была резиденцией урартских наместников и сооружена в VII веке до н. э. Весь комплекс состоял из цитадели, обнесенной системой мощных крепостных стен, и города, находившегося южнее и западнее цитадели.               
     Принцип, примененный при строительстве крепости Кармир-Блур, весьма характерен для всех крепостных сооружений, возведенных урартами на Армянском нагорье. Для строительства крепостей, как правило, по стратегическим соображениям выбирали холмы, удобно расположенные на пересечении магистральных дорог и имеющие широкий кругозор, открытый в сторону долин, с таким расчетом, чтобы из одной крепости была видна другая.
     Армянский народ, сформировавшийся на той же территории после падения Урарту, унаследовал не только памятники его культуры, но также и древние архитектурно-строительные традиции Урартов. Свое большое мастерство обработки камня, высокое искусство создания скальных храмов армянский народ в значительной мере унаследовал от Урартов. Урартская архитектура вошла ценным вкладом в сокровищницу армянского зодчества. [31, С. 21]
     Памятники, относящиеся к эпохе формирования армянского народа (VII—III вв. до н. э.), пока не исследованы. О них имеются лишь некоторые сведения у древних историков. Интересные данные об армянском народном жилище того времени содержатся в описаниях Армении, приведенных в «Анабазисе» Ксенофонта. Эти сведения относятся к периоду, когда родовой строй разложился, и образовались сельские общины. В деревнях северной Армении люди жили вместе с домашними животными в подземных домах, имевших в перекрытии световое отверстие, одновременно служившее входом — спуском в жилище, с использованием, по мнению Ксенофонта, приставной лестницы. Для домашних животных имелся специальный вход с пандусом. По описаниям Ксенофонта можно проследить ранний этап развития армянского народного жилища, который является прототипом более развитого архитектурного организма—глхатуна, имеющего общие черты с грузинским дарбази, азербайджанским карадамом и жилищами некоторых других народов.
     В III — II веках до н. э. в Армении начинается развитие эллинистической культуры. Первыми эллинистическими центрами Армении были Армавир, Ервандшат, Ервандакерт и Арташат (в Араратской долине), Аршамошат и Каркатиокерт в Цопке или Софене. [20, С. 14]
     Развитие эллинистической культуры в Армении с нарастающей силой продолжалось после образования армянского государства. При первом царе Великой Армении Арташесе (189—160 гг. до н. э.) на Араратской равнине, на берегу реки Араке, была основана столица Армении — Арташат, которая, судя по описаниям историков (Плутарх, Страбон, Моисей Хоренский и др.), позаимствовала черты эллинистических городов.
     Эллинистическая культура еще интенсивнее развивалась при армянском царе Тигране II (95—55 гг. до н. э.), который вел многолетнюю борьбу против римской экспансии на Востоке и своими завоеваниями в Малой Азии и Сирии расширил территорию Армении от Каспийского моря до Средиземного и от северной границы Египта до римских владений в Малой Азии. Столица Арташат осталась на окраине огромной монархии Тиграна и не могла уже выполнять свои прежние функции. Возникла необходимость в новой столице. Из выдающихся памятников греко-римской архитектуры — построенный в I веке языческий храм в крепости Гарни, представляющий собой пример римско-ионического ордера на высоком подиуме. [45, С. 62] 
     Эллинистическая культура отразилась и на официальной религии армян: происходило отождествление местных языческих богов с греческими. В языческие храмы Армении Тигран II велел поставить статуи греческих богов, взятые им из стран Малой Азии. Эллинистические традиции могли найти своеобразное отражение и в храмовом зодчестве языческих армян. Несмотря на развитие в Армении эллинистической культуры, она все же не охватила всех слоев населения страны, не проникла в широкие народные массы. Она была достоянием правящих кругов, имела ревностных приверженцев преимущественно среди представителей двора и частично среди земледельческой и военно-рабовладельческой знати. В широких же народных массах преобладала культура, унаследованная от предков. [45, С. 14]
     К сожалению, архитектурные памятники языческих армян, отразившие влияние античного зодчества, сохранились плохо. Как свидетельствуют древние армянские историки, причиной этому явилось христианство. Многие прекрасные памятники языческих армян, главным образом храмы и их утварь, стали жертвами христианских проповедников, которые, с утверждением в Армении в начале IV века христианства, беспощадно разрушали и уничтожали памятники, связанные с язычеством. У древних историков имеются упоминания о разрушении языческих храмов на Севане, в Аштишате и других местах Армении. [35, С. 14]
     
     1.2 Зодчество дохристианского периода Армении
     
     На территории Армении сохранилось множество мегалитических построек типа дольменов, кромлехов, отдельно стоящих менгиров, уходящих по времени сооружения в глубину тысячелетий. С этими гигантскими сооружениями — свидетелями первых строительных опытов человека — связана бытующая в Армении интересная легенда, распространенная и на Северном Кавказе.
     Армяне называют дольмены «Огузи-тнер», что в переводе означает «Дома великанов». По преданию, эти местности были населены карликами, для которых соседний народ исполинов, из сострадания построили прочные жилища. Сохранились также древнейшие жилища, возведенные из огромных каменных блоков (кромлех Хошун - Даш и др.). [20, С. 33]
     В 1909 году были найдены на Гехамских горах четырёх, пятиметровые изваяния, так называемые вишапы. Вишапы  — каменные изображения древних божеств, охранителей воды, — обычно ставились у начала ирригационных сооружений и представляют собой довольно гладко отесанные камни в виде рыб или в виде блоков. На одних изображены  — бычьи головы со шкурами, как бы наброшенными на камень, у других — аисты, у третьих — змеи и т. д. Несомненно, тотемистическое назначение изображений на вишапах,— об этом говорят атрибуты жертвоприношений (бычья голова с полосой кожи). [51, С. 76]
     Со временем эти божества по воле человека, создававшего их под влиянием своей борьбы с природой, переродились в чудовищ (змей), что было уделом многих языческих божеств, с рецидивами поклонения которым долгую борьбу вело христианство.
     Памятники, аналогичные вишапам, были найдены и на территории Грузинской ССР, что подтверждает вместе со многими другими археологическими материалами общность культуры племен Закавказья (например, погребение в Кировакане, раскопанное в 1948 году, перекликается с культурой погребений Триалетии в Грузинской ССР и др.). [1, С. 23]
     Хронологически следующий этап приходится на время урартов, от которых сохранился ряд крепостей-поселений (Кармир Блур, Нор Баязет, Цовинар, Ван (Тушпа) и др.). Строительное искусство урартов стояло на довольно высоком уровне. Как показали раскопки и сохранившиеся модель и изображения урартских построек на ассирийских памятниках (рельеф из дворца Саргона в Дур Шаррукине, обивка Балаватских ворот), урарты возводили свои монументальные, многоэтажные здания из чисто тесаных камней и украшали их колоннами и статуями (храм в Муссасире). В столице урартов Тушпе (современный Ван) сохранились высеченные в скалах помещения, состоящие из залов с площадками и лестницами.
     Кроме этого, в Урарту существовали постройки, возведенные из кирпича-сырца. Систематически ведущиеся раскопки на Кармир-Блуре продолжают давать богатый материал по архитектуре, истории урартов и истории их материальной культуры. Дворец урартского наместника на Кармир-Блуре (урартский Тейшебайни) был возведен из сырца на каменных основаниях, сложенных сухой кладкой, перекрытия были деревянные. Стены внутренних помещений украшались коврами, циновками и цветными тканями. [31, С. 43]
     Такого же высокого расцвета достигли и другие виды искусства. Раскопки на Кармир-Блуре дают интереснейший материал по чеканке. Бронзовый шлем, найденный в результате раскопок в одной из кладовых, украшен замечательными, реалистичными по выполнению изображениями всадников, колесниц, деревьев и посвятительными надписями.
     Архитектурно-строительные традиции урартов нашли отражение в архитектуре Армении и Грузии. [32, С. 85]
     Интенсивное строительство городов начинается примерно с IV века до н. э., когда в Армении уже развернулся феодализм. Строительству способствует хозяйственный расцвет и оживление торговли в странах Передней Азии, близ Евфрата строится Аршамошат, близ Тигра—Тигранакерт, — по свидетельствам древних историков, крупные торговые центры страны.
     Крупным городом являлся и Армавир— древнейшая столица Армении, расположенная на левом берегу Аракса и основанная, по преданию, Арамаисом, внуком Хайка, легендарного праотца армян-хаев. В конце III или в начале II века до н. э. при царе Ерванде был основан новый город на месте впадения реки Ахурян в Аракс, названный им по своему имени Ервандашат. С основанием Ервандашата Армавир утратил свое былое значение. При основателе арташесидской династии Арташесе была построена на Араксе столица Арташат, по свидетельству римлян, бывшая большим и красивым городом, «Карфагеном Армении», как его назвал Плутарх.
     Эллинистические влияния на архитектуру были сильны при царе Тигране, предпринявшем в годы расцвета своего обширного государства строительство новой роскошной столицы—Тигранакерта. Тигран стремился поднять культуру своей страны, для чего поощрял переселение жителей покоренных им городов Каппадокии и Киликии в новую столицу. О размахе этих переселений можно судить из свидетельства Страбона, указывавшего, что при Тигране поселились в Тигранакерте жители «двенадцати эллинских городов». Интенсивное строительство городов  шло и  при  аршакидах.
     Археологические раскопки когда-нибудь откроют миру остатки городов с богатой и многообразной культурой и архитектурой. О которой можно судить по остаткам единственного сохранившегося памятника эпохи аршакидов. Так называемого храма в Гарни, руины, которого расположены в живописнейшей местности на неприступной скале, острым мысом  выдающейся над глубоким ущельем у слияния рек Азат и Гарни. [40, С. 79]
     Храм по характеру плана относится к типу храмов, окруженных со всех сторон колоннадой и имеющих шестиколонные портики на торцовых фасадах. В плане храм был небольших размеров (11,82X16,02 метра) по цоколю без лестницы и состоял из наоса, или целлы, в которой обычно ставилась статуя бога или богини. 
     Пропорции храма приближаются к римским, отношение длины к ширине меньше, чем в греческих храмах. Храм стоял на платформе — подиуме, расположенном на двухстепенном стилобате. Подиум имел профилированный цоколь и карниз. С северной стороны к единственному входу вела шестиступенная лестница, по бокам огражденная стенками, на торцах которых высечены в довольно глубоком рельефе фигуры юношей, стоящих на одном колене с воздетыми кверху руками. Седьмая ступень является уже собственно платформой, на которой стояли стены и колонны. Ступень эта идет, как плинт над карнизом подиума. [33, С. 54]
     Колоннада состояла из 24 колонн ионийского ордера (в римских храмах этот ордер применялся, как известно, в довольно редких случаях).
     Шестиколонные торцовые фасады увенчивались фронтонами с гладкими тимпанами. От внутреннего перекрытия здания никаких следов не сохранилось. Потолок портика и обход вокруг здания были перекрыты поверх колоннады и стен большими базальтовыми, плитами, украшенными растительным орнаментом и кессонами разнообразной формы. Дверной проем имел богатую архитектурную форму отделки и был увенчан крупным сандриком (карниз над проемом). Видное место в архитектуре храма занимали детали и архитектурные обломы. Высеченные из твердого мелкозернистого базальта, они великолепно передают пластику материала. [14, С. 74]
     Базы колонн по профилям близки к аттическим. Стволы гладкие, без каннелюр. Капители имеют изысканную форму и соединены со стволами полочкой и упругим приплюснутым полуваликом. Богатый антаблемент состоял из трехчастного архитрава, выпуклого фриза, покрытого акантовым узором, и карниза, состоящего из двух рядов сухариков, поддерживавших сильного выноса полочку с гуськом. Карниз фронтона состоял из орнаментованного пальметтами гуська. Гусек карниза боковых фасадов был украшен через равные промежутки львиными головами. В орнаменте применен акант, так называемый тупой, или мягкий, излюбленный в раннюю римскую эпоху. [43, С. 14]
     Во многих деталях переходы от одного облома к другому акцентировались сочными иониками со стрелами в промежутках и продолговатыми жемчужинами, чередующимися с двойными дисками. Линии орнамента согласованы с очертанием обломов, отчего орнамент не только обогащает облом, но и подчеркивает его форму.
     Точное время сооружения храма неизвестно. Формальное сравнение его со сходными малыми римскими храмами, так называемыми Maison Саггёе в Ниме (117—138) и Fortuna virilis в Риме (100 год). Они указывают  на локальные черты, свойственные только храму в Гарни: во-первых, устройство свободно стоящей колоннады со всех сторон (не в пример римским, имевшим портик лишь с одной стороны, а колонны — с трех сторон, прислоненные к стенам шеллы храмов). Во-вторых, более приземистые и широкие пропорции фасадов, в-третьих, резьбу орнаментов и деталей, более глубокую и рельефную, в-четвертых, греческую форму угловых капителей, а в-пятых, гладкие не каннелированные стволы колонн. [12, С. 49]
     Указанные различия отклоняют мысль о возможности прямого заимствования вышеназванных образцов и дают право предполагать, даже при условии совместной работы над храмом в Гарни римских и армянских мастеров, скорее эллинистические отзвуки, малоазийских сооружений I—II веков. 
     Дохристианский период развития армянской архитектуры, поскольку не сохранилось памятников этого времени, мало изучен. Вместе с тем, из показаний древних историков известно интенсивное строительство языческих храмов и городов. Легенды указывают на существование храмов, посвященных языческим богам Арамазду, Михру, Анаит, Астгик и построенных в различных местах (например, в Еризе округа Екегяц и в Багариндже Дерджанского округа провинции Бардцер-Хайк, в Арташате Араратской провинции, в Аштишате Таронской, на горе Пархат в округе Андцавацик Васпураканской провинции и т. д.). [44, С. 19]
     
     
     
     
     
     1.3 Архитектура Армении IV – VII веков
     
     Большое влияние на развитие культуры средневековой Армении имело христианство, начавшее проникать в Армению еще в III веке н. э. Распространялось оно сюда несколькими путями: с одной стороны — из Сирии, где центром раннего христианства являлась Эдесса, с другой, — из соседней Каппадокии в Малой Азии. «Самое древнее и самое плодотворное христианство,— замечает акад. Н. Я. Марр, — вышло в Армению из Сирии». 
     Давние культурные и экономические  связи Армении и Сирии, родство в живом быту создали для этого благоприятную почву. Вместе с христианством распространялась в Армении сирийская образованность, литература и искусство. С Сирией и смежной областью Малой Азии связана и первоначальная культовая архитектура Армении — как отдельными формами, так и в техническом отношении. Последнее объясняется, несомненно, общностью природных условий этих областей. Армения, подобно Сирин и Малой Азии — страна камня. Горы Армении — вулканического происхождения, их поверхность составляет лава, дающая прекрасный, легкий и прочный строительный материал — туф и базальт. Лес, которым богаты некоторые районы Армении, не имел решающего значения в развитии армянской архитектуры. [12, С. 86]
     Основным строительным материалом стал именно камень. Армянские зодчие блестяще освоили этот материал и технику каменной кладки. Стена с обеих сторон выкладывалась правильными рядами из больших и длинных, плотно пригнанных друг к другу блоков камня с гладко отесанной лицевой поверхностью. Эти камни составляют значительную часть толщи стены. Узкие промежутки, образующиеся между кладкой с той и другой сторон стены, заполняются бутовым камнем на известковом растворе. Блоки камня при этой системе кладки применяют обычно очень больших размеров: нередко длиной в 2 метра и более. [12, С. 89]
     Техника такого строительства господствовала не только в Армении, но и в смежных областях внутренней Малой Азии — Каппадокии, в противоположность северной и центральной Сирии, где структура стены однородна и состоит из больших блоков положенного насухо камня. В Армении, как и в Каппадокии, наличный строительный материал (мягкий туф) не допускал этого. Он требовал скрепления наружных блоков стены известковым раствором, что и определило ту технику кладки, которую мы наблюдаем на памятниках Армении. Техника эта была выработана еще в предшествующий период — о ней рассказывает римский писатель I века до н. э — Витрувий. [13, С. 148]
     Такая система кладки применялась в Армении на протяжении почти всего средневековья, претерпев в дальнейшем лишь некоторые изменения: блоки камня стали меньше и тоньше и постепенно превратились лишь в облицовочные плиты. Ряды кладки становятся уже. Кладка.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44