VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование исходного уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002540
Тема: Исследование исходного уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Содержание
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-8	

Глава 1. Изучение проблемы формирования социально-бытовых навыков младших школьников  с умственной отсталостью в процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи………………9-25

1.1. Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……………..9-17

2.1. Содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи по 
формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………………………………18-23

Глава 2. Исследование исходного уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью…………………………………………………………………26-43

2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента…………………….26-29

2.2. Методики констатирующего эксперимента…………………………30-31

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………….31-41

Глава 3. Технология  взаимодействия образовательного учреждения и  семьи,  направленная  на формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……44-68

3.1. Методика организации работы с семьями учащихся младших классов  по формированию социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью…….…………………………………………………………….44-45

3.2. Разработка технологии  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, способствующая формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………45-57

3.3. Анализ и обобщение  результатов экспериментального исследования.............................................................................................57-67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…68-72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………73-78
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….79-93

Введение 

     На сегодняшний день выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти своё место в современном мире. После окончания школы им необходимо научиться самостоятельно, жить в обществе. Но зачастую они не в силах понять и освоить те звенья общественных культур, которые позволяют личности комфортно находится в обществе самостоятельно. Поэтому специальная (коррекционная) школа должна подготовить учеников к дальнейшей самостоятельной жизни их социализации в общество. 
     Одной из востребованных проблем современной специальной педагогики и психологии является социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (И.М. Бгажнокова[2], В.В. Воронкова[5], Н.П.Павлова[39], Е.Т. Логинова). Согласно ФГОС, основной целью и результатом образования умственно отсталых детей является их общекультурное и личностное развитие. Результаты личностного развития включают в себя овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Достижение личностных результатов должно обеспечиваться содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) удовлетворения особых образовательных потребностей детей данной категории должно обеспечиваться: созданием оптимальных путей развития; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным «пошаговым» обучением; обязательной индивидуализацией обучения; формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающихся, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях образовательной организации и дома) и др. Основными субъектами социализации личности являются школа и семья, взаимоотношения между ними должны строиться на принципе взаимосвязи. 
     Учитывая то, что в большинстве случаев родители не обладают достаточным количеством знаний в области педагогики и психологии, квалифицированные педагоги, работающие в школе, должны оказывать им научно-методическую помощь и способствовать повышению культуры семейного воспитания. 
     На образовательное учреждение возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности, так как именно школа выполняет основную часть воспитательной работы, но это не уменьшает роли семьи, а только подтверждает необходимость совместных действий школы и семьи. Ведущее место в этом принадлежит школе, именно она расширяет воспитательные  возможности семьи, осуществляет педагогическое просвещение, контролирует семейное воспитание, организует деятельность общественных организаций на активную помощь семье и школе.
     В специальной педагогике и психологии имеется достаточно хороший теоретико-методологический материал касающийся социально-бытовой адаптации детей старшего и среднего звена специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Однако практически отсутствует материал по проблеме формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью при взаимодействии школы и семьи. 
     Потребности родителей, которые воспитывают детей с умственной отсталостью, заинтересованность специалистов к проблеме формирования социально-бытовых навыков младших школьников, которая за последнее время увеличился, а также недостаточность научно-методической литературы по данной теме дают основание считать тему исследования актуальной. 
     Всеобщее развитие детей, расширение кругозора и выработка творческих способностей происходит за счёт формирования социально-бытовых навыков на уроках социально-бытовой ориентировки в школе. 
     В связи с этим необходим системный подход к формированию социально-бытовых навыков у младших школьников, который требует начинать работу с первых дней нахождения ребёнка в школе.
     Объектом данного исследования являются социально-бытовые навыки и особенности их формирования у младших школьников с умственной отсталостью. 
     Предметом данного исследования является технология взаимодействия школы и семьи по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.  
     Целью данного исследования является теоретически изучить и экспериментально организовать процесс взаимодействия школы и семьи, направленный на формирование социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. 
     Из цели вытекают следующие задачи:
     1) Теоретический анализ формирования навыков социально-бытовой ориентировки у детей младшего школьного возраста с уо.
     2) Изучить уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
     3) Создать технологию взаимодействия школы и семьи, которая направлена на формирование социально-бытовых навыков  у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. 
     4) Обработка и анализ результатов экспериментального исследования.
     В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью при взаимодействии школы и семьи, будет эффективен при осуществлении комплексного подхода при взаимодействии образовательного учреждения и семьи, основанный на реализации технологии, которая направлена на:
     - выявление особенностей социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
     - повышения уровня их сформированности у детей данной категории;
     - оказание психолого-педагогической помощи и повышение уровня осведомлённости родителей в вопросах формирования социально-бытовых навыков их детей, в процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи. 
     Методы исследования. Теоретические методы включают: анализ психолого-педагогической специальной литературы по проблеме научного исследования, конкретизацию отдельных понятий и определений в соответствии с темой исследования. К эмпирическим относятся: наблюдение за младшими школьниками в повседневной жизни (во внеурочное время) и на специально организованных занятия; беседы с младшими школьниками и воспитателями; анкетирование родителей; изучение медико-психолого-педагогической документации детей, в том числе протоколов ПМПК и ПМПк; медицинских карт; психолого-педагогический эксперимент включающий констатирующий и контрольный этапы. В качестве методов обработки результатов использовались: качественный и количественный анализ.
     Структура ВКР. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.





Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, в процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи

1.1. Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
     У каждого человека существует определенный набор знаний и умений, который входит в понятие социально-бытовая ориентировка. Под этим понимается способность самостоятельно организовывать общение в различных обстоятельствах и своё поведение. Данная способность не появляется у человека при рождении, даны лишь её предпосылки в виде развитого мозга и органов чувств, а сами умения и знания человек приобретает в течение жизни, живя среди людей.
     И.М. Бгажнокова, В.В. Гладкая отмечают, что нормативно развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогают родителям по хозяйству, играют в различные игры, получают информацию из средств массовой информации. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающем мире [5]. 
     У детей, с нормой интеллекта, развитие социальных навыков происходит произвольно, а  дети с ограниченными возможностями здоровьями не могут освоить эти навыки самостоятельно. Это связано с нарушением познавательной деятельности. 
     Под воздействием окружающего мира происходит формирование ребёнка как личности, особую роль в этом играют детский сад и семья. Всестороннему развитию личности ребёнка способствуют педагоги и родители, здесь важное место занимает трудовое воспитание [1].
     Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и чувствовал себя полноценным членом общества необходимо формирование социально-бытовых навыков. Детям необходимо овладеть определенными знаниями и умениями, которые понадобятся им в повседневной жизни. Совершенствование состоит не только в том, что ребенок сможет обходиться без посторонней помощи, но и в том, что у него будет развиваться умение преодолевать трудности и самостоятельность. Поэтому организация формирования социально-бытовых навыков в рамках ДОУ играет важную роль во всём процессе воспитания и обучения детей.
     Труд – одно из важнейших средств воспитания. В трудовом воспитании детей социально-бытовые навыки, которые связаны с соблюдением правил гигиены, с самообслуживанием, занимают большое место. У дошкольников, которые постоянно участвуют в хозяйственно-бытовом труде сформировано бережное отношение к вещам, а также стремление проявлять инициативу при дежурстве. Эти дети могут самостоятельно распределить обязанности, могут продумать последовательность работы, критически оценить результат своего труда и труда других [10].
     В настоящее время одной из актуальных задач является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств. Формирование этих качеств является важным условием воспитания личности ребенка. От того насколько воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, будет зависеть его успешное обучение в школе и формирование жизненной позиции.
     Один из важнейших периодов формирования жизненного потенциала ребёнка - младший школьный возраст. В этот период происходит  обогащение мировосприятия и развития личностных качеств, а также освоение общественных отношений [33].
     Комплекс действий, создающий ситуацию успеха по установлению контактов в ситуации коммуникации, проявлению социальных норм, формирование эмоциональной сферы ребёнка, помогают детям  в освоении социальной роли ученика, а также позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Структурными показателями сформированности социальных навыков у детей в норме являются: сформированность социальных норм и способов поведения (умение преодолевать конфликты, умение выполнять инструкцию педагога, умение соблюдать установленные нормы поведения); умение помогать друг другу; умение договариваться, уважать мнение других, работать в группе, взаимодействие со сверстниками и взрослыми; сформированность эмоциональной сферы ребёнка (отзывчивость, умение сдерживать свои эмоции).
     Ожегов С.И в «Словаре русского языка» понятие «быт» рассматривает как «общий жизненный уклад, повседневная жизнь».[37] Ребёнок должен полноценно справляться со всеми бытовыми вопросами, когда остаётся дома один. Ребёнок должен уметь ежедневно чистить зубы и умываться; мыть руки, по мере необходимости; самостоятельно одеваться/раздеваться, складывать вещи, сушить мокрую одежду и ухаживать за обувью; пользоваться расческой; правильно пользоваться столовыми приборами; аккуратно кушать; следить за чистотой тела, при кашле и чихании прикрывать нос и рот платком. 
     Таким образом, бытовые навыки можно трактовать как часть социальной жизни. Формы и способы обслуживания, организация предметов потребления, деятельность, которая связана с освоением культуры, общения, отдыха, физическим совершенствованием, а также профилактикой здоровья – являются основным содержанием социальной жизни [22].
     В течение десятилетий учеными проводились исследования, которые посвящены формированию социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Е.Ю Дашеская, С.Д.Забрамная, Е.Т. Логинова, Н.М. Платонова, Н.В.Шульженко )
     Накоплен большой опыт по формированию социально-бытовых навыков учащихся среднего и старшего звена специальных (коррекционных)  общеобразовательных школ (И.Б. Агаева, Н.П. Павлова, Н.В. Рябова, А.М. Щербакова, А.Н. Смирнова и др.)
     Под социально-бытовыми навыками подразумеваются знания и умения, которые связанны с организацией своего поведения и общения с окружающими в различных ситуациях. В общем смысле социально-бытовые навыки рассматриваются, как умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях вне учебной или профессиональной деятельности. 
     Социально-бытовые навыки особое значение имеют в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта.
     Умственная отсталость – это особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствии физического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) и ранний постнатальный (2-3 года) периоды [8].
     Признаками являются:
1) стойкость;
2) необратимость;
3) органическое происхождение дефекта;
4) непрогредиентность (не носит прогрессирующего характера) [8]. 
	Дети с умственной отсталостью значительно отличаются друг от друга. Международная классификация болезней подразделяет умственную отсталость подразделяют на:
F.70 – умственная отсталость лёгкой степени.
F.71 – умственная отсталость умеренная.
F.72 – умственная отсталость тяжёлая.
F.73 – умственная отсталость глубокая.
F.78 – другие формы умственной отсталости.
F.79 – умственная отсталость неуточнённая [8].
	Развитие детей с умственной отсталостью отличается от развития нормальных детей. Они гораздо позже начинают держать голову, стоять и ходить. У них пониженный интерес к окружающей среде, безразличие. У детей с умственной отсталостью отсутствует гуление и лепет. В раннем возрасте у детей имеются серьёзные вторичные патологии в развитии речи и психики. Навыки самообслуживания у детей с умственной отсталостью вырабатываются только под влиянием взрослых. Личность ребёнка с умственной отсталостью также формируется с существенными отклонениями. Самосознание у них появляется только после четырёхлетнего возраста.
     С самого рождения ребёнок с умственной отсталостью испытывает  огромные затруднения в обучении. Исследователи установили, что вся предметно-бытовая деятельность детей данной категории характеризуется стихийностью, недифференцированностью, спонтанностью (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубенштейн, В.И. Лубовский). 
     По мнению учёных, умение начинать диалог и само общение с людьми  играет немало важную роль в формировании социально-бытовых навыков, но для этого необходимо иметь определенный уровень владения диалоговой речи. Дети с умственной отсталостью довольно редко являются инициаторами диалога. Процесс пополнения словаря останавливают такие факторы как, пассивность, низкая потребность в высказываниях, небольшой интерес к окружающему, в тоже время, накопление новых слов не ведёт к улучшению их лексики, потому что дети не всегда используют речь, даже если знают необходимые слова для диалога. Большая часть детей младшего школьного возраста устные инструкции, которые даёт взрослый в виде звеньев следующих друг за другом, практически не воспринимают. Они могут выполнять задания только совместно с учителем. Регулятивная функция речи в старшем возрасте развивается, но в любом случае обучение строиться на предметно-практической деятельности, которая сопровождается словами учителями.
     Создание адекватной ориентировки в окружающей среде, затрудняют сужение и замедление зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятия. Получить правильное представление об окружающем мире и что такое сам человек, не позволяет специфическое развитие восприятия [22].
     Произвольная активность детей с умственной отсталостью отличается недостаточностью инициативы, упрямством, слабостью социальных и личностных мотивов. Чаще всего поступки носят импульсивный и нецеленаправленный характер, поведение непоследовательно. Тормозит приспособление ребёнка к жизни поведение, которое, то пассивно, то прерывается неожиданными и неуместными поступками [34].
     Однако при определенной зрелости личности, большинство из них достигают самостоятельности в сфере ухода за собой. Они способны без помощи других принимать пищу, умываться, одеваться и т.д. Они овладевают практическими и домашними навыками, даже в том случае, если их развитие значительно медленнее, чем в норме [22].
     В настоящее время главным направлением специального образования является  обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. В федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» отмечено, что главной целью специального образования является реализация прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования и коррекционной помощи путём обеспечения их доступности, и создания для этого специальных условий [29].
     Одной из основных задач коррекционно - образовательной работы является совершенствование ребенка с умственной отсталостью. Это происходит путём передачи ему правил поведения, знаний, умений и навыков, которые будут соответствовать его интересам и потребностям. Важное место занимает формирование умения самообслуживания, ориентироваться в окружающей среде, способность решать задачи, связанные с реальной действительностью. 
     Ю.Н. Кисляковой отмечает, что работа по формированию социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью, должна включать формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира и их назначение; о социальных отношениях, которые характеризуются умением устанавливать контакты с людьми; о своих потребностях и желаниях [17].
     Цель и задачи формирования социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью должны опираться на следующие принципы:
- онтологический принцип, отражающий потребность ребенка с особенностями развития в обучении;
- принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса; 
- принцип обходного пути, который предполагает опору на более сохранные психические функции;
- принцип единства аффекта и интеллекта, который учитывает, что образование должно ориентированным на познание, чувства и волю человека; 
- принцип социально-адаптирующей направленности социализации, который предполагает предупреждение проявлений социальной дезадаптации;
- принцип совместной деятельности и общения, который предусматривает обязательное включение родителей в процесс воспитания ребенка [29].
     Н.В. Рябова в своем исследовании выделяет цель педагогической деятельности учителя, которая должна быть направлена на формирование социально-бытовых навыков учеников специальной школы, заключающуюся в формировании готовности школьника с умственной отсталостью к включению в окружающую среду. Для достижения цели необходимо решение следующих педагогических задач: 
1) формирование у ученика личностно-значимых качеств;
2) формирование знаний и умений, позволяющих ученику включиться в окружающую среду;
3) формирование знаний и умений, позволяющих ребёнку с умственной отсталостью овладеть основными видами социально-бытовых навыков [42].
     Способность вести самостоятельный образ жизни, приспосабливаться к условиям окружающего мира и строить взаимоотношения с людьми – есть показатель сформированности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью.
     В исследованиях Ю.Н. Кисляковой были выявлены следующие особенности социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью: бедность собственного жизненного опыта, трудность его актуализации, ограниченный запас представлений о предметах;  неумение обобщить усвоенные знания; беспорядочность и бедность имеющихся представлений о себе и о предметах, которые его окружают;  слабо развитая способность к переносу знаний в непривычные условия;  недостаточно сформированные умения и навыки планирования последовательности выполнения действий и планирования возможных результатов; низкий уровень сформированности бытовых, санитарно-гигиенических и культурных умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной жизни; неумении выбрать правильные способы общения; неточное понимание значение слов [22].
     В исследованиях И.М. Бгажноковой, Н.П. Павловой, В.В. Гладкой и др. отмечается, что подготовка детей с умственной отсталостью к самостоятельной жизни, успешно будет решена только при взаимодействии школы и семьи. 
     По мнению учёных  (Шиф Ж., Югова О.В.) , влияние общения на психическое развитие ребёнка происходит благодаря позитивными качествам взрослого; постановке им задач, которые требуют от ребёнка овладения новыми знаниями, умения и навыками. [27, 37]
     Навык - это слитная, благодаря общей функции цепь, закрепленных в повторении операций. Что такое социальные навыки? Это вербальное и невербальное поведение, которое проявляется в социальном взаимодействии. Некоторые из них являются врожденными, но большинство из них приобретенные. Тем не менее, по мере изменения самих учреждений меняются и социальные навыки. 
     Бытовые навыки – это способ деятельности и общения личности, который включает активную жизненную позицию, в процессе которой формируются привычки, установки, традиции, существующие между людьми в группе, коллективе вне связи с производственной сферой (в семье, со сверстниками). Степень интенсивности, объём контактов с членами группы, зависит от социальной активности, потребностей, жизненных планов личности. Быт человека, любой семьи тесно связаны с выполнением различных повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: приготовление пищи, уход за жильем и т.д.
     Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Всё это предполагает постоянную работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность и учёт индивидуальных особенностей учащихся.
     В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах для формирования социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью создаются все условия.  Не зависимо от того, что формирование социально-бытовых навыков учащихся обеспечивает изучение всех предметов, которые входят в учебный план, направленное формирование этих навыков осуществляется в ходе занятий по социально-бытовой ориентировке (CБО). 
     Время, которое отводится на уроки СБО, позволяет, в основном, познакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Не хватка времени ограничивает возможности учителя и не даёт ему возможность закрепить знания и умения, которые касаются широкого круга вопросов СБО. Формирование социально-бытовых навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично. Организация дополнительной работы во внеурочное время, воспитателями школы, а также обеспечение взаимодействия школы и семьи ученика, является одним из важных направлений воспитательной работы школы. 
     Итак, формирование социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью происходит в соответствии с социализацией детей с умственной отсталостью, но значительно медленнее. Чаще всего такой ребёнок не может самостоятельно решить социальные и бытовые задачи. 
     Познавательные способности учеников и педагогический потенциал специалистов специальной (коррекционной) школы, а также помощь семьи, важно развивать у детей с интеллектуальными нарушениями  жизненно важные  навыки, для того чтобы они могли самостоятельно выполнять в быту простую работу, обслуживать себя, а также  объективно оценивать эмоциональное отношение окружающих к себе.
     
1.2. Содержание процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

     Социализация личности идёт в течение всей жизни в разнообразных социальных группах. Институтами социализации считаются семья, детский сад, школьный класс и т.д., то есть ближайшее окружение человека. Наиболее важными является школа, семья и трудовой коллектив.
     С точки зрения социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
     Если анализировать семью как малую социальную группу, то важное место занимают её нормы и функции, которые возникают на основе личностного воздействия. Жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением потребностей её членов – функции семьи. Задачи семьи – это выполнение родителями функций воспитателя.
     Условия, в которых воспитывается ребёнок, не всегда могут быть благоприятными. Воспитать нормального ребёнка, немеющего никаких отклонений, бывает довольно сложно, а ещё более трудным является воспитание ребёнка с отклонениями в развитии. Если дети, которые требуют особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются.
     Для успешного развития ребёнка важную роль играет не только климат внутри семьи, но также общение с друзьями и коллегами. Организация досуга и свободного времени в семье занимает при этом важное место. Условие, обогащающее духовный мир, способствует совершенствованию способностей, интеллекта, активизирующее познавательную деятельность ребенок – есть правильно организованный досуг детей совместно с родителями. 
     Функция социального контроля, которая отвечает за выполнение социальных норм всех членов семьи. При реализации этой функции, родители часто сталкиваются с проблемой определения требовательности к своему ребёнку, который имеет отклонения в развитии. Формирование правильных навыков поведения затрудняет то, что, как правило, у родителей, которые воспитывают детей с умственной отсталостью, нет единых требований. Необходимо учить родителей вырабатывать единство требований между членами семьи и специалистами. 
     Особенности изучения проблемы семьи, которая воспитывает ребёнка с отклонениями в развитии, изучали Н.В. Мазурова, И.С. Багдасарян, В.В. Ткачева. Они доказали, стойкость, длительность, необратимость нарушений при умственной отсталости, влияют на психо-эмоциональное состояние родителей. Они демонстрируют отсутствие готовности в оказании помощи своему ребёнку и испытывают психологические трудности. Родители не видят дальнейших перспектив ни ребёнка, не своего будущего. 
     В исследованиях И.Ф. Майранян отмечается, что в семье, где есть умственно отсталый ребёнок, происходит снижение социальной активности. Отношение матерей к умственно отсталым детям носит противоречивый характер и приводит к депрессии. Изучая проблему межличностных отношений, И.С. Багдасарян говорит о том, что родители умственно отсталых детей испытывают трудности при выборе способов воздействия на ребёнка, с одной стороны, и психологические проблемы с другой стороны. Поэтому, организовать оптимальные межличностные отношения не получается. 
     В.В. Ткачёва разделила родителей на 3 группы:
     1) Тревожно-сензетивный тип. Данный тип характеризуется пассивностью личностной позиции. Родители этой категории не стремятся к преодолению данной проблемы, оправдывая своё бездействие в отношении ребёнка. Личность родителей данной группы характеризуется невратичностью, с преобладанием истеричности, тревожности и депрессивных черт. 
     2) Импульсивный тип. Данный тип характеризуется активной жизненно позицией, стремление руководствоваться своими убеждениями, независимо от того, что говорят со стороны. Суда входит 2 группы родителей: 1 группа – узнав о дефекте, который имеется у ребёнка, отказываются от него; 2 группа – проявляют сильное желание найти выход из сложившейся ситуации. Такие родители упорно следует своей цели, касающейся оздоровления, обучения и социальной адаптации ребёнка, не обращая внимания на трудности, которые могут возникнуть;
     3) Психо-соматичный тип. Данный тип характеризуется чертами 1 и 2 типа, но родители данной группы эмоционально более лабильны, при этом стараются найти лучших специалистов. Проблемы ребёнка зачастую они скрывают от окружающих и переживают свою проблему внутри.
     Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются родители:
     1. Неумение родителей ориентироваться в какой-либо сложившейся ситуации;
     2. Жилищные  и материальные условия;
     3. Полная или частичная изоляция ребёнка от общества;
     4. Нарушение психологического климата в семье.
     Также имеются общие признаки, которые характеризуют семью воспитывающую ребёнка с нарушениями развития:
     1. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, а также неуверенность в будущее ребёнка;
     2. Поведение ребёнка и личностное проявление не соответствует ожиданиям родителей и как следствие вызывает у них нарушение семейных отношений и их искажение;
     3. Нарушается социальный статус семьи;
     4. Возникновение в семье психологического конфликта, который является результатом не всегда адекватной оценки.
     Семья, является одним из важнейших институтов, который осуществляет воспитание ребёнка. Особенности родителей, которые были выделены, являются основополагающими для определения отношения родителей к умственно отсталому ребёнку. В настоящее время происходят изменения по оказанию помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и их родителям, и изменения эти в лучшую сторону. Появились реабилитационные центры, увеличилось число дошкольных и школьных учреждений. Опыт общения с родителями показал насколько различно осознание имеющийся проблемы, с одной стороны и ощущение значимости себя как родителя, с другой стороны.  
     Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности. В результате этой деятельности развиваются обе стороны. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи становится всё более актуальной и востребованной задачей. Каждая сторона выполняет определённую функцию, но главная функция – воспитание ребёнка – лежит на семье. Именно в семье закладываются важнейшие качества личности, формируются понятия и представления об окружающем мире, чувства, привычки. Для того чтобы сотрудничество между взрослыми и детьми было сформировано, необходимо представлять коллектив, как единое целое, которое интересно живёт только в случае взаимодействии педагогов, родителей и детей.  Педагог, организуя  совместную деятельность с родителями, должен стремиться к достижению конечной цели – личностного развития каждого ребёнка. Следовательно, необходимо организовывать совместную деятельность школы и семьи. 
     В настоящее время в педагогической практике стало использоваться такое понятие как педагогическая технология. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок [59].
     Вся работа в школе должна быть построена на взаимодействии школы и семьи, привлечении родителей к активному участию в воспитании своего ребёнка. Именно в тесном контакте родителя с ребёнком педагоги могут получить желаемые результаты в готовности учеников к самостоятельной жизни. Для повышения эффективности этого взаимодействия необходимо определить цели и задачи. Цель заключается в привлечении семьи к различным занятиям, во взаимопонимании школы и семьи, которое касается становления личности ребенка. Педагогические условия подразделяются:
     1. Организационные условия – это условия, во время которых устанавливается контакт с семьей; происходит изучение семьи, для разработки индивидуального подхода к ребёнку. 
     2. Деятельностно - содержательные условия - это условия, при которых используются востребованные современной педагогической практикой формы взаимодействия [16].
     Итак, социально-бытовые навыки должны формироваться у детей в семье под руководством родителей. Дети ежедневно помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, перенимают сформировавшиеся в семье нормы общения и активно включаются в окружающую среду. 
     Ж. А. Сулейманова считает, что главными компонентами организации взаимодействия школы и семьи являются цели и педагогические условия, а выбор форм взаимодействия – способ решения поставленных целей. Выбор этих форм для взаимодействия лежит на школе. Они зависят от разного рода факторов, а также от задач, которые школа и семья ставят перед собой. Многие учёные подразделяют формы взаимодействия на групповые и индивидуальные [21].
     Формой организации работы с родителями является родительское собрание. На собраниях родителей знакомят с содержанием, методами воспитания, обучения учеников в школе и дома. Сообщени.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44