VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Девиантное поведение как психологическое явление

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002220
Тема: Девиантное поведение как психологическое явление
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     
     
    Актуальность темы исследования. Человечество с давних времен обращает большое внимание проблеме поведения людей, которое  противоречит общепризнанным установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия все еще изучают и ищут корни проблемы.
    В теоретической части нашего исследования использованы труды таких авторов, как Руденский Е.В., Буянов М.И., Зманковская Е.В., Кондратенко В.Т., X. Решмидт и других. В практической части в качестве диагностического материала нами использовалась методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел .
    Проблема исследования: в наше время в социальной среде интерес к проблеме девиантного поведения в наибольшей степени увеличилось в связи с ростом числа подростков с отклоняющимся поведением, проявляющихся в аморальных поступках (курение, наркомания, алкоголизм, нарушение социальных норм и др.). Что вызвало о необходимости нашего дальнейшего исследования причин, диагностики проблемы. Поэтому я считаю тему своего исследования  более чем просто актуальной.
        Объект исследования: девиантное поведение подростков.
        Предмет исследования: предрасположенность подростков к девиантному поведению.
        Цель исследования: эмпирическое исследование причин девиантного поведения.
        Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки имеют предрасположенность к девиантному поведению с учётом гендерных различий, которые выражены по следующим шкалам:
1. Шкала установки на социально-желательные ответы.                        
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.                           
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.                              
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.      
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.                                  
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.                          
7. Шкала склонности к деликвентному поведению. 
Выраженность этих шкал имеют гендерную природу.

       
        Задачи исследования:
1. Провести анализ психологической литературы по проблеме девиантного поведения подростка.
2. Осуществить анализ психологической литературы по проблеме исследования предрасположенности к девиантному поведению.
3. Провести обзор эмпирических возможных исследований  предрасположенности к девиантному поведению.
4. Разработать и провести естественный эксперимент по проблеме выявления предрасположенности подростков к девиантному поведению.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска.
        Методы исследования: 
1. Теоретические: проанализировать научную литературу по представленной теме.
2. Эмпирические: проведение методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению 
        Этапы исследования: исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап: сентябрь – декабрь 2016 г.- определение научного аппарата, изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
2 этап: март 2017 г.- проведение эксперимента в «СОШ № 12» г.Сибай;
3 этап: март – апрель 2017 г.- обобщение результатов исследования; оформление курсовой работы.
        Теоретическая  значимость исследования: вклад исследователя в теорию науки. Нами выявлены причины, формы, динамики девиантного поведения учащихся 8 класса.
        Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем использовании разработанного буклета с рекомендациями социальными педагогами и психологами в работе с детьми подросткового возраста.
        Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и  литературы, приложения.








ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ
     
1.1 Девиантное поведение как психологическое явление

        Во многих странах психология девиантного поведения давно уже считается как отдельная дисциплина. А в нашей стране эта наука все еще развивается. Все еще ни у наших авторов, ни у зарубежных нет такого общего понятия «девиантное поведение». 
    Одни ученые хотят включить в это понятие только нарушения социально-правовых норм, а другие - различные виды аморальных поступков (противоправные действия, наркомания, курение, суицид,проституция, алкоголизм и т. д.)1.
    Девиантное поведение ассоциируется несоответствием человеческих поступков, действий, которые существуют в обществе. Девиантным называют поведение, которое не соответствует фактически установленным ролям в социальной группе. Исследователи предполагают, что девиантными могут быть не только роли, действия, но и замыслы. Девиантное поведение как «отклонение от групповой нормы, которое приведет нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию»2.
    Предмет «Психология девиантного поведения» изучает корни возникновения, формирования, динамики отклонения от разных норм поведения, а так же пути и методы их профилактики, терапии, коррекции. Данный предмет на пути психиатрии, и для его проработки потребуются много точных теоретических знаний из этих научных областей.
    Девиантное поведение подростка можно выделить как систему поступков, не соответствующих общепринятым в обществе моральным и правовым нормам и проявляющихся как в отклонении психических процессов, или в виде нарушенного нравственного характера3.
    Изучение психологию девиантного поведения являются отклоняющиеся психические состояния, которые приведут нарушению самоактуализации человека в социальном мире.
    Для оценки видов, форм и динамику девиантного поведения, нужно знать от каких именно норм социальной среды они могут отклоняться. Норма – это явление социальной практики, выполняющая роль инструмента социального регулирования и контроля. Известно такие нормы как правовые, нравственные, эстетические.
        Правовые нормы  в виде определенных законов и оформлены наказания при их несоблюдении. А эстетические и нравственные нормы не оформлены так строго и при их нарушении возможно лишь общественное осуждение. При несоблюдении правовых норм человек поступает «не по закону», а при несоблюдении нравственных и эстетических норм поступает «не по-людски». Отдельно в рамках каждой из перечисленных выше общественных норм описывают нормы сексуального поведения. Если нарушены психологически комфортное самочувствие, удовлетворенность собой приводит человека к эмоциональным переживаниям и появляются психологические комплексы. 
        Человек, становясь принципиальным и свободным и имея не девиантное поведение, адекватно берет на себя ответственность не противоречить «писаным» законам, которые говорят о сохранении прав и свобод окружающих, а также «неписаным» нормам нравственного поведения существующего в среде, где есть человечество. Девиантное поведение – это когда видится отклонение хотя бы от одной из социально - общественных норм4.
    Дезадаптация – это наличие паттернов поведения, которые мешают полноценной адаптации человека в социальной среде. Индивид всегда будет конфликтовать с окружающими, противоборства реальности. Кроме дезадаптации, направленной «во вне» имеется внутриличностная дезадаптация, при которой человек не удовлетворен собой, не принимает себя как значимую личность. Патологические стереотипы поведения приводит дезадаптации чаще всего, в которых оказывается человек, т.е. они бывают «везде». Патология в психике может быть обусловлена проявлениями симптомами, а также прикрепиться на патологии характера, сформированной в процессе социализации5.
    Существенным параметром ненормативного поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся. Есть представление то, что девиантные формы поведения - это переменчивые варианты поведенческой психической патологии. Главым принципом их диагностики стоит признать, в первую очередь, отсутствие качеств поведенческой нормы, во вторую очередь, отсутствие психопатологических симптомов. Но более осознанным видится выделение девиантным любого отклоняющегося от нормы поведенческого стереотипа (как собственно девиантного - без признаков психической патологии, так и поведенческих эквивалентов психических расстройств и заболеваний)6.
    Отечественная психолого-педагогическая литература проблеме девиантного поведения больше всего посвящает главным образом для работы с трудными детьми и подростками, которые имеют группу повышенного социального риска. И наука выдвинула несколько понятий, которые определяют эту социальную группу риска подростков: «трудновоспитуемые», «кризисные», «социально запущенные», «дезадаптивные», «склонные к правонарушениям » и др. Нужно отметить, что поведение подростков имеют такие особенности: мало пройдены жизненные этапы, повышенная внушаемость, им нравится кому-нибудь подражать и низкий контроль эмоциональных реакций7.
    При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность. Следует заметить, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения8. А именно: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества9.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


1.2 Влияние социальных условий на поведение подростков
     
Внешние социальные условия являются, влияющими факторами на поведение личности. Это:  
       -качества социальных групп, в которые относится подросток (расовая принадлежность, этнические установки, принадлежность к учебно-профессиональной группе, социальный статус);
    -общественные процессы (религия, социально-экономическая ситуация, политика в стране, культурные традиции, мода, СМИ и др.)
    -микросоциальная среда (статус семьи, отношения в семье, характеристика родителей, стиль семейного воспитания, друзья и другие люди, которые окружают ребенка). 
        Для сформирования личности в жизни играют социальная и биологическая составляющие развития. Без наличия высокоразвитой нервной системы человеческого мозга, разные опыты, проведенные в науке, путем воспитания и обучения антропоидов добиться очеловечивания оказались безрезультатным. На эту тему существуют многочисленные клинические примеры, когда имеется врожденный или приобретенный дефект в мозге является причиной остановки развитии психики ребенка и даже взрослого человека10.
        Что касается «социального» развития, хоть имеется хорошее биологическое составляющее (пример, когда здоровый малыш отрывается от человеческой среды и оказываются среди животных) приводит к полному подавлению развития («очеловечивания») ребенка. 
        Ребенок находится не в социуме, а имеет дела только с конкретными людьми, у которых имеется свой психологический характер, конкретные ценности, интеллект т.д., это все входит в «социальную микросреду». В процессе взросления ребенка к началу каждого возрастного периода между ребенком и окружающих его в микросреде возникают неповторимые отношения. Эти отношения и есть суть социальной ситуации развития ребенка.
    Девиантное поведение рассматривают в контексте общественных процессов и норм, закрепленных внутри данного общества. Социальные закономерности подчиняют социальные девиации11.
    Существуют разные подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций. Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности. Следовательно к девиантному поведению следует нужноотносить любое поведение, которое предвещает опасность для общества. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конформизме, и для окружающих людей.12.
        Отклоняющееся поведение имеет разнообразную форму и динамику, оно может формироваться как индивидуально явление или как явление группового порядка, сочетать различную направленность и социальную значимость. Больше всего в социуме наблюдаются групповые девиации13. 
        Например, характерологические действия подростков носят групповой характер. Реакции группирования со сверстниками а также такие клинические формы девиантного поведения как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, как правило, формируются не изолированно, а в группе. Часто такие девиации не могут существовать вне группы или коллектива и корригируются изоляцией человека14. 
    Группа подростков, так и семья могут оказывать давление на индивида. Возможны вот такое влияние со стороны родителей на ребенка (например, вовлечение его в деятельность тоталитарной секты или оздоровительной группы) или родители злоупотребляют алкоголем или не соблюдают правовые законы.
    Бывает формирование патохарактерологического типа девиантного поведения, когда у матери рассматривается чрезмерно общественная или иная активность, дети которых чаще всего страдают наркоманией. Семейные девиации представляют собой устойчиво поддерживаемый и поощряемый группой (семьей) поведенческий стереотип. Зачастую семьи с девиантными формами группового поведения объединяются на базе этих отклонений и формируют новые группы - метасемьи15. 
    Во время подросткового периода меняются и ломаются многие прежние отношения ребенка к окружающим и самому себе, возникает своя точка зрения, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Когда собирается вступить во взрослую жизнь – это не просто не одномоментное событие, а долго длится процесс, биологические и социальные развития обладают своим конкретным ритмом и темпом развития. В связи с быстрым, темпами физического и психического развития у подростков возникает много таких потребностей, удовлетворить которых еще не время. Поэтому депривация потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее, чем в более младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно.
    Подростковый возраст – это пограничная стадия между детством и взрослостью, следовательно у подростков начинает формироваться чувства взрослости, т.е. когда потребности подростка ничем не отличается от потребностей взрослых. При взрослении социальная ситуация для него не меняется,  он остается учеником и продолжает находиться под опекой родителей. Личность подростка находится на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. В этом и кроется причины трудностей в социуме, кризиса в подростковом возрасте16.
    Во время психологической перестройки появляется резкое изменение отношения со взрослыми, конфликты с родителями. Появляются значимые лица, и при жизненных обстоятельствах слушают мнение своих сверстников. Начинают полностью игнорировать мнение родителей и взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового возраста претерпевают существенные изменения семейные отношения. 
    В детстве родители для ребенка – это самы теплый, любимый человек.  Как носитель авторитета и как старший друг, советчик. В подростковом возрасте портятся отношения ребенка с родителями. Подросток стремится выйти на свободу. Начинается активное представлять к родителям высокие материальные требования17.
    Ученые предполагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию. «Первичная девиация» - это конечно же ненормативное поведение, в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает. «Вторичная девиация» - это поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.18.
    Социологические и те же отрасли психологии рассматривают девиантное поведение подростка как результат взаимоотношений между обществом и конкретными личностями.
    Таким образом, факторами девиантного поведения подростков и молодежи являются:
     а) современные фильмы, книги, которые формируют духовный мир молодежи; 
    б) отсутствие нравственности в обществе, где он находится;
        в) антисемейная социальная политика; 
    г) отсутствие жизненных перспектив; 
    е) отсутствие нормального режима дня; 
    ж) отмена уголовной ответственности за некоторые аморальные поступки и т.д.
    И основным влияющим фактором на осложненное поведение подростков, являются, с одной стороны, недостатки семейного воспитания, с другой стороны – педагогические ошибки учителей, а противоречия личностного развития подростков.
    
    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА II. ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
     
2.1 Организация психологических исследований предрасположенности подростков к девиантному поведению
     
     Во второй части работы мы провели обзор эмпирических возможных  исследований предрасположенности к девиантному поведению. Различают главные три эксперимента:
1. Лабораторный эксперимент
2. Естественный эксперимент
3. Формирующий эксперимент
    Лабораторный эксперимент подругому называют искусственным. Опыт ставится в искусственно созданных условиях, с помощью специальной аппаратуры и испытуемый в известности, что над ним проводится эксперимент.
    Поскольку экспериментируют в специально оборудованных помещениях и с этого метод называют лабораторный эксперимент. Еще исследование проходит через инструкцию для испытуемого и условие иногда может нарушать естественность протекания психических явлений. Поэтому и на лабораторный эксперимент не доказал свою достоверность, надежность и точность результатов.
        Естественный эксперимент подругому называют полевым. Опыт, осуществляется в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Здесь сохраняется естественность эксперимента и результаты имеют точный характер. Естественный эксперимент проводится так, что испытуемые даже подозревают то, что они подвергаютя психологическому исследованию, в этом и естественность исследования. Просто вовремя эксперимента нужно соблюдать все перечисленные условия, которые имеются в инструкции.
    В формирующем эксперименте идет активное воздействие на личность человека, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Применяется этот метод в детской возрастной психологии. Формирующий эксперимент используется в психологических и педагогических исследованиях, чтобы точно узнать процесс развития формирования психологических характеристик в ходе его выполнения. Поэтому формирующий эксперимент является способом проверки новых методик воспитания. 
    В таком эксперименте обычно участвуют два человека или две группы. Одна является экспериментальной, а вторая - контрольной. Им дается определенное задание, которое будет формировать определенные качества в психике испытуемых. Контрольной группе участников данное задание не предоставляется. В завершении исследования две стороны испытуемых сравниваются между собой для выводов полученных результатов.
Но нет вероятности, что эксперимент даст положительные результаты так, как всякое  психическое воздействие может привести и к отрицательным для участников или общества последствиям. Поэтому все зависит от экспериментатора и от его добрых намерений. Эксперименты  такого рода не должны навредить нравственному и психическому здоровью человека.
    При исследовании предрасположенности к девиантному поведению, видится невозможным проведения форм и лабораторного эксперимента с точки зрения этики психолога т.к. в этом случае перед экспериментатором стоит задача сформировать эту предрасположенность, а уж затем изучать. Поэтому в нашем случае мы провели естественный эксперимент и была выбрана методика «Склонность к отклоняющемуся поведению». Автором методики является А.Н. Орел [20, с. 362-365].
    Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является тестом-опросником, для выявления у подростка склонность отклоняющемуся поведению. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте-опроснике. Имеютя у «Женского варианта» - 98 вопросов, а «Мужского варианта» - 89 вопросов. Опросник содержит семь шкал для интерпретации. Они назначены для измерения склонности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, направленные на измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
    1. Шкала установки на социально-желательные ответы.                        
    2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.                           
    3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.                              
    4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.      
    5. Шкала склонности к агрессии и насилию.                                  
    6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.                          
    7. Шкала склонности к деликвентному поведению. 




























2.2 Анализ результатов естественного эксперимента

     Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков было проведено у 8 классов на базе СОШ №12 г.Cибая.
     В эксперименте участвовали 26 учащихся. Из них – 13 девочек и 13 мальчиков.
     Из данного эксперимента установили гендерные различия в склонности к девиантному поведению среди мальчиков и девочек, мы вывели результаты, которые показали в виде диаграмм.
        В 1 рисунке мы видим, что мальчики имеют высокую склонность к социальной желательности, чем девочки.
           Рисунок 2.1 
     Склонность к социальной желательности
     
     
     Рисунок 2 - Склонность к преодолению норм и правил
     
     
     
     
     Девочки и мальчики в большей степени готовы соблюдать общепринятые социальные порядки. Но 16% мальчиков предрасположены к преодолению норм и правил.
     
     
     Рисунок 3 - Склонность к аддиктивному поведению
     
     Склонность к аддиктивному поведению у девочек и мальчиков  в данной диаграмме отсутствует. Но 29% мальчиков все-та таки склонны к аддиктивному поведению.
     
     
     Рисунок 4 - Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему                поведению
     
     В 4 рисунке у мальчиков и девочек почти, что одинаково отсутствует склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, но потребность в острых ощущениях присутствует.
     
     
     Рисунок 5 - Склонность к агрессии и насилию
     
     Проведенное исследование показывает, у 10% девочек, у 6% мальчиков присутствует склонность к агрессивному поведению.
     Рисунок 6 -Волевой контроль эмоциональных реакций

     
     Девочки и мальчики на этой диаграмме имеют низкий волевой контроль эмоциональных реакций, т.е. они одинаково не контролируют поведенческие проявления эмоциональных реакций.
     
     
     Рисунок 7 - Склонность к делинквентному поведению
     
     В данной выборке девочки и мальчики менее склонны к делинквентному поведению. Но 38% девочек и 25% мальчиков предрасположены к делинквентному поведению.
     Таким образом, согласно проведенному исследованию, сравнив результаты мальчиков и девочек данной выборки по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению», можно выявить следующие сходства и различия:
     Мальчики в отличие от девочек чаще проявляют склонность к социальной желательности, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению. Также они менее склонны к агрессии и насилию, чем девочки.
     Девочки больше мальчиков склонны ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника.
     Общее у мальчиков и девочек:
     -слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений также одинаково характерно для обоих полов данной выборки;
     -наличие умеренных агрессивных тенденций у испытуемых данной выборки во взаимоотношениях с другими людьми;
     -склонность к аутоагрессивному поведению одинаково характерна как для мальчиков, так и для девочек данной выборки;
     -низкий волевой контроль эмоциональных реакций;
     -умеренная склонность к делинквентному поведению
     -практически одинаково распределены среди мальчиков и девочек как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.
     


1 Т. Зманковская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
	
2 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

3 Менделевич В.Д. Клиническая психология. Практическое руководство. - М.: «МЕДпресс», 
1998.-592 с.

4 Наркомания как форма девиантного поведения/ под ред. М.Е. Поздняковой. М.,1997.-215 с.
5 Наркомания как форма девиантного поведения/ под ред. М.Е. Поздняковой. М.,1997.-243 с.
6 Наркомания как форма девиантного поведения/ под ред. М.Е. Поздняковой. М.,1997.- 187 с.
7 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 17 с.
            8 Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты /Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998.- 106-107 c. 

9  Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 2000. -67 c.
10 Менделевич В.Д. Клиническая психология. Практическое руководство. - М.: «МЕДпресс», 
1998.-592 с.

11 Т. Зманковская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
12 Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.-Минск, 1998. Ю.Менделевич В.Д. психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.-445 с.
13   Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты /Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998. – 345 c.

14 Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.-Минск, 1998. Ю.Менделевич В.Д. психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.-449 с.
15     Психотерапия детей и подростков : Пер. с нем./ Под Ред. X. Решмидта. - М., - 2000.
16 Психотерапия детей и подростков : Пер. с нем./ Под Ред. X. Решмидта. - М., - 2000.- 234 c.
17 Психотерапия детей и подростков : Пер. с нем./ Под Ред. X. Решмидта. - М., - 2000. - 279 c.
18 Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 2000. - 79 c.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%