VIP STUDY сегодня – это динамично развивающаяся Компания, сотрудники которой ежемесячно выполняют сотни эксклюзивных заказов на самые востребованные виды работ, такие как:
  • Дипломы на заказ
  • Курсовые на заказ
  • Рефераты на заказ
  • Отчеты по практике
  • Диссертации на заказ
Заказать
Внимание: Акция! Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс заказать отчет по практике за 10 рублей!
Все, что необходимо - это закрепить заказ на предстоящую дипломную работу.
Нет ничего страшного, если Вам предстоит защищать диплом не в этом году.
Вы можете оформить заказ в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Отчет по практике за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.

Модели управленческих коммуникаций

Код работы: D087
Тип работы: Курсовая работа
Тема: Модели управленческих коммуникаций
Предмет:
Скачать:
Аннотация:

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
2. МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ
2.1 Определение понятия коммуникации
2.2 Коммуникации с точки зрения действия, взаимодействия и процесса
2.3 Общее понятие моделирования коммуникационного процесса
2.4 Линейные модели коммуникации
2.5 Нелинейные модели коммуникации
3. АНАЛИЗ ПРИМЕРА КОММУНИКАЦИИ - ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ЕГО УКАЗА О КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДГОТОВКЕ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность выбранной мною темы курсовой работы «Модели управленческих коммуникаций» связана с тем, что существует множество моделей коммуникационного процесса. И эти модели до сих пор изучаются и дополняются с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, построения подлинно демократического государства. В сложный период всемирного кризиса как никогда важно руководителям реально оценивать структуру своей организации её возможности преимущества, недостатки и принять меры по повышению эффективности в способах управления. Это находит свое объяснение, в частности, в том, что на смену командно-административным отношениям, приходит состязательно-партнерский тип отношений, появление новых перспектив и возможностей. 
Сейчас как никогда возрождается интерес к проблеме коммуникации. В XX веке это наблюдалось уже за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем проблема моделирования взаимосвязи как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества. 
Предметом исследования является теория управления.
Цель курсовой работы — изучение понятия коммуникаций вообще, структуры основных моделей коммуникаций организаций, их функционирования и содержания, исследование всего разнообразия моделей коммуникаций, их взаимосвязей, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга, используя различные каналы и модели коммуникаций.
Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
-раскроем сущность процесса коммуникаций в системе управления;
- исследуем различные модели коммуникаций;
- рассмотрим методы повышения качества коммуникационного процесса, при использовании различных ее моделей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
 
Коммуникация не может состояться, если нет той или иной цели, выраженной в виде сообщения, которое необходимо довести до принимающей стороны. Коммуникация осуществляется между отправителем и получателем сообщения. Сообщение кодируется (преобразуется в некую символическую форму) и передается посредством того или иного носителя (канала) получателю, который ретранслирует (декодирует) его. В результате этого процесса происходит передача смыслового значения от одного человека к другому.
Коммуникационный процесс (communication process), изображенный на рис. 1. состоит из (1) отправителя, (2) кодирования, (3) сообщения, (4) канала. (5) декодирования, (6) получателя, (7) помех, (8) обратной связи. 
 
Рис. 1.    Элементарная модель коммуникационного процесса
Отправитель инициирует сообщение, кодируя мысль, которую он желает довести до сведения получателя. Сообщение представляет собой фактический физический продукт кодирования, выполненного отправителем. Когда мы говорим, сообщением выступает наша речь. Когда мы пишем, сообщением выступает информация, представленная в письменном виде. Когда мы жестикулируем, сообщение заключается в движениях наших рук и выражении лица.
Канал представляет собой среду, которая передает наше сообщение. При этом отправитель должен определить, какой канат — формальный или неформальный — он будет использовать. Формальные каналы (formal channels) учреждаются организацией; они передают сообщения, напрямую связанные с профессиональной деятельностью членов группы. Такие каналы традиционно соответствуют иерархии подчиненности, принятой в данной организации. Другие – например, личные или социальные – сообщения передаются по неформальным каналам (informal channels). Неформальные каналы носят спонтанный характер  возникают вследствие индивидуального выбора. Получатель — это объект, которому адресовано сообщения. Но прежде чем послание будет принято, символы, содержащиеся в нем, должны быть преобразована в форму, понятную получателю. Этот этап называется декодированием сообщения. Помехи представляют собой препятствия на пути коммуникации, вносящие ис-кажения в сообщение. Это могут быть проблемы с восприятием, информационная перегрузка, семантические трудности и культурные различия.
Последний элемент коммуникационного процесса образует петля обратной связи. Обратная связь служит для проверки того, насколько успешно было передано сообщение (т.е. насколько принятое послание соответствует оригиналу). С ее помощью можно установить, правильно ли получатель понял адресованное ему сообщение.
Коммуникация может осуществляться по вертикали или но горизонтали, при этом вертикальное направление может быть двух видов: сверху вниз или снизу вверх.
Коммуникация, которая осуществляется в направлении от более высокого уровня (в группе или организации) к более низкому, представляет собой коммуникации типа «сверху вниз». Когда руководители доводят ту или иную информацию до ведома своих подчиненных, мы, как правило, имеем дело с коммуникацией «сверху вниз» Этот тип коммуникаций используется лидерами групп и руководителями для постановки целей, уведомления подчиненных об их должностных инструкциях, информирования работников о той или иной политике компании и процедурах, указания на проблемы, которые требуют особого внимания, и обеспечения обратной связи (чаще всего, оценки деятельности работников). Коммуникация «сверху вниз» может принимать не только устную форму. Когда руководство компании отправляет на домашние адреса работников письма, содержащие информацию о новой политике компании в отношении пропусков работы по болезни, оно тоже использует коммуникацию «сверху вниз». К коммуникации «сверху вниз» прибегает и лидер команд, когда уведомляет подчиненных по электронной почте о приближении какой-то важной даты (например, о приближении запланированного срока завершения проекта).
Коммуникация «снизу вверх» осуществляется в направлении от более низкой уровня (в группе или организации) к более высокому. Этот тип коммуникации используется для передачи обратной связи на более высокие иерархические уровни, формирования о темпах продвижения в достижении поставленных целей и сообщений о текущих проблемах. Коммуникация «снизу вверх» позволяет регулярно информировать руководителей о том, что думают служащие о своей работе, коллегах и организации в целом. Кроме того, руководители используют коммуникацию «снизу вверх» для получения новых идей о том, как можно усовершенствовать рабочие процессы и др.
В качестве организационных примеров коммуникации «снизу вверх» можно привести отчеты о достигнутых результатах, составляемые менеджерами нижнего звена для менеджеров среднего и высшего звена, специальные «ящики для жалоб и предложений», опросы работников (чтобы узнать их отношение к работе), специальные процедуры рассмотрения жалоб, обсуждения типа «начальник-подчиненный», а также неформальные «сессии ворчунов», в ходе которых работникам предоставляется возможность обсудить со своим начальством или представителями высшего руководства те или иные проблемы.
Например, FedEx чрезвычайно гордится своей компьютеризованной программой коммуникации «снизу вверх». Все работники этой компании ежегодно участвуют в опросах по поводу атмосферы, царящей в компании, а также отвечают на вопросы анкеты, в которой им предлагается оценить действия руководителей высшего звена. Эта программа была названа членами жюри по присуждению Национальной премии качества им. Малкольма Болдриджа одним из важнейших факторов улучшения управления кадрами в FedEx (кстати, FedEx стала лауреатом этой премии).
Горизонтальная коммуникация осуществляется между членами одной и той же рабочей группы, между рабочими группами одного уровня, между менеджерами одного звена, или, вообще говоря, между любым персоналом, «эквивалентным по горизонтали». Горизонтальные коммуникации нередко экономят время и облегчают координацию. Зачем, собственно говоря, нужна горизонтальная коммуникация, если верти-кальные коммуникации достаточно эффективны? Ответ на этот вопрос заключается в том, что горизонтальные коммуникации нередко экономят время и облегчают координацию. В некоторых случаях они получают официальную поддержку со стороны руководства. Однако гораздо чаще они создаются неформально, чтобы найти вертикальную иерархию и ускорить рабочие процессы. Поэтому, с точки зрения руководства, горизонтальные коммуникации имеют две стороны. Поскольку неукоснительное следование формальной вертикальной структуре зачастую ухудшает эффективность и точность передачи информации, более предпочтительной оказывается горизонтальная коммуникация. В таких случаях она осуществляется с ведома и при поддержке руководства. С другой стороны, горизонтальная коммуникация может порождать деструктивные конфликты. Это происходит, когда разрушаются формальные вертикальные каналы, когда члены группы — «для пользы дела» — пытаются «обойти» своих непосредственных начальников или когда начальники обнаруживают, что без их ведома были выполнены какие-то серьезные действия или приняты важные решения.
 
 
 
 
 
2. МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ
 
2.1 Определение понятия коммуникации
 
Прежде чем выделить основные модели коммуникации, нужно понять, что, собственно, представляет собой коммуникация. Есть несколько определений этого процесса, каждое из которых в той или иной мере характеризует его. В самых общих чертах коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми (и не только) с использованием общепринятых и понятных знаков и символов. Г.Гербнер определил ее как социальный процесс взаимодействия с помощью сообщений, А.П.Панфилова процессом коммуникации назвала особый обмен информацией, в ходе которого его участникам передается эмоциональное и интеллектуальное ее содержание. Иное определение предложил И.А.Ричардс, назвав коммуникацией феномен, при котором сознание одного индивида действует на сознание другого так, что порождает в нем опыт, подобный своему собственному. Хотя это определение и было дано И.А.Ричардсом в 1928 году, оно намного ближе к современным немеханистическим, диалогическим тенденциям в рассмотрении языковой (и не только языковой) коммуникации, принимающим во внимание роль собственно человеческого фактора, взаимодействия участников акта коммуникации. 
Итак, коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.
Американский ученый-психиатр Юрген Рюш (Jurgen Ruesch) выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда коммуникатор и реципиент обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке». Коммуникация может быть: 
1. Непосредственная (Осуществляется с помощью органов речи, мимики человека).
2. Опосредованная (связанное с использованием специальных средств и орудию).
3. Прямая (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).
4. Косвенная (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Массовая коммуникация осуществляется при помощи СМИ. Основные черты такой коммуникации: анонимность; асимметричность; гетерогенность аудитории; технологичность.
 
2.2 Коммуникации с точки зрения действия, взаимодействия и процесса
 
Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс. В зависимости от перечисленных подходов и различаются модели коммуникаций. 
1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. Представим это в виде рисунка (рис. 2).
В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие.
 
                          Закодированное                                      Раскодированное            получатель
                сообщение                                                           сообщение                    
                                                                 канал                                    
                                          связи
       источник                                                                 
символы                                      сигналы
 
Рис. 2. Модель коммуникации как действие
2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. Однако линейные связи в данной модели заменены на циркулярные, что делает ее сложной и неточной. Представим это в виде рисунка (рис. 3).
В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.
3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс.
 
Рис. 3. Модель коммуникации как взаимодействие
Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных или циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации. Изобразим это графически (рис.4).
 
Рис. 4. Модель коммуникации как процесс (развернутая модель)
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
• Отправитель - это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
• Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
• Канал — средство передачи информации.
• Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
И отправитель, и получатель в процессе обмена информацией взаимодействуют между собой на нескольких этапах. Их задачами являются составление сообщения, выбор канала передачи сообщения таким образом, чтобы обе стороны поняли, восприняли и разделили исходную идею. Трудность заключается в том, что на каждом этапе смысл информации может быть искажен или полностью утрачен. В практике управления процесс коммуникаций часто завершается в несколько секунд. Однако на каждом этапе могут возникать свои проблемы. Сам факт обмена еще не гарантирует эффективности общения, т.е. достижения взаимопонимания людей, принимающих участие в коммуникации. Достаточно часто передаваемое сообщение бывает неправильно понятым или искаженным. Соответственно в таком случае коммуникации являются неэффективными. Для оценки сущности процесса обмена информацией и условий его эффективности необходимо более детально рассмотреть стадии процесса коммуникаций.
 
2.3 Общее понятие моделирования коммуникационного процесса
 
Определений, данных коммуникативному процессу, как я уже отмечала ранее, достаточно много. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования: воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Разумеется, содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Не следует забывать, что модели не открывают, а изобретают, разрабатывают. Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является «отражением реальности», а тем более самой реальностью. Модель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью.
В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.
Модели коммуникации также можно разделить на механистические или линейные и немеханистические или нелинейные.
 
 
2.4 Линейные модели коммуникации
 
Модель  Лассуэлла. Лассуэлл одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политической (в т. ч. и массовой) коммуникации.  Предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации линейную модель и формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопросы, включающие пять элементов (Приложение 1) :
Кто ? (коммуникатор передает сообщение) 
Что? (передается сообщение) 
Как? (осуществляется передача) 
Кому? (направлено сообщение) 
С каким эффектом? (сообщение доставлено) 
Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.
При этом Г. Лассуэлл выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей; 
2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды; 
3. передача социального наследия от поколения к поколению. 
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. 
Модель К.Шеннона и У. Уивера (рис.5). Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера, Warren Weaver) в конце 40-х годов . Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.
 
Рис.5. Модель К.Шеннона и У. Уивера.
 Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник (телефон). Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.
Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать спонятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации.
Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код. Кстати, для изучения иностранного языка полезно слушать речь не только в стерильных условиях учебной аудитории, но и под аккомпанемент уличного или производственного шума, произносимую разными голосами и даже с другим акцентом (иностранный акцент – это тоже шум, препятствия для восприятия) (Приложение 2) . 
Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается. Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технические способы коммуникации; она абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), «отца» этой науки. Модель стала более динамичной. Для того чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом  Теодором М. Нькомбом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.
Ряд исследователей большее внимание обращал на канал передачи сообщения, например, известнейший канадский теоретик коммуникации, Маршалл Мак-Люэн автор работ в области массовой коммуникации, для которого современная массовая коммуникация являлась коммуникацией по преимуществу визуальной. Он утверждает, что канал передачи во многом предопределяет и само сообщение. Его идеи во многом опередили свое время, и сейчас, в эпоху глобального телевидения и компьютерных сетей, находят самый широкий отклик. 
Функциональная модель Р. О. Якобсона (Приложение 3). Идеи Шеннона проявились в интерпретации Р. О. Якобсона, человека уникальной человеческой и научной судьбы с самыми широкими интересами (поэзия и поэтика, фонология и грамматика, исследование больных с афазией, то есть с различными нарушениями речи, и философская методология, лингвистика и теория коммуникации).
В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. 
Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего «цель»), то есть показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. Эта модель может учитывать не только сам язык, но и пользователя языка, включенного наблюдателя.
Модель М. де Флер (рис. 6). За основу этой модели взята идея, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают. В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 6 Модель М. де Флер
Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает возможность коммуникаторам увеличить соответствие между отправленным и принятым значениями.
Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - «лидеров мнений» - через формальные каналы коммуникации - СМИ. На втором этапе лидеры передают послание дальше в межличностном общении. Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией (Приложение 4).
Еще одна модель «ИСКП» (SMCR) была предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИСКП (SMCR): источник; сообщение; канал; получатель.
В литературе часто встречается и другое ее название, по месту создания - Стенфордская модель коммуникации. Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, социально-психологических установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связана. Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация. Данная модель является, пожалуй, наиболее простой и удобной для знакомства с особенностями конкретного коммуникационного процесса, благодаря чему ее можно считать базовой при  рассмотрении отдельных элементов коммуникационного процесса. 
Однако она обладает тем же недостатком, что и ряд моделей, описанных выше: она монологична, однонаправлена - ее нельзя считать полной без учета результата коммуникации и обратной связи. 
 
2.5 Нелинейные модели коммуникации
 
Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся информацией.
Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.
Многоуровневая модель коммуникации - одна из моделей коммуникации, которая состоит из нескольких повторяющихся цепочек источник-сообщение-приемник. В действительности система коммуникации намного сложней, чем представленная ранее цепочка, но для удобства понимания мы использовали только три ступени, опустив все остальные, которые носят чисто технический характер. 
Многоуровневая модель коммуникации основана на теории Юлии Кристевой, которая, развивая идеи Бахтина и Барта, предложила понятие интертекстуальности: всякий текст создается в виде цитатной мозаики, прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты. Иногда можно встретить двухуровневую модель коммуникации, но она является только подтипом многоуровневой модели, встречается довольно редко в чистом виде. Такую модель можно представить в виде источник-сообщение-приемник/источник-сообщение-приемник. 
К двухуровневой модели можно отнести интервью в газете, когда журналист является одновременно приемником и источником, в дальнейшем публикуя это интервью. Но при дальнейшем рассмотрении мы можем предположить, что информация, прочитанная кем-то из этой газеты будет перепечатана или передана устно следующему приемнику сообщения. Так будет повторяться до того момента, пока сообщение не затухнет. Ярким примером многоуровневой модели коммуникации являются сплетни. В такой модели также следует ввести понятия шума и затухания. Шумом мы будем обозначать смысловое изменение сообщение, которое может появиться из-за различных его трактовок, выхватывания из контекста. В конечном итоге шум может изменить сообщение в корне. Также можно предположить, что степень шума в сообщении прямо пропорционально количеству коммуникативных цепочек, уровней, которые оно проходит. Затухание сообщения происходит также при увеличении количества уровней, хотя и не всегда. Основным же показателем, который влияет на затухание сообщение является его экстраординарность, необычность. Никто не будет долго обсуждать проблему своего соседа, который забыл закрыть водопроводный кран. Но вот если бы эта оплошность соседа вызвала, к примеру, отключение воды во всем городе, то степень затухания сообщения уменьшилась бы в сотни раз. В отношении предвыборной агитации это модель можно применять для увеличения охвата территории. В этом случае собирается пресс-конференция, на которую приглашаются журналисты ведущих изданий. Они в дальнейшем освещают выбранную вами тему сообщения, продвигая ее в массы. Также ее можно применить на лидерах. Это могут быть директора, уважаемые люди, знаменитости. Даже если первичная аудитория будет небольшой, охват все равно получится довольно широкий. В этом случае все будет зависеть не от количества, а от степени авторитета слушателей в обществе. Но если с журналистами ситуация проста – они только повторяют ваше сообщение, незначительно изменяя его, то с «авторитетами» намного сложней. Они воспримут ваши идеи только при условии, что эти идеи будут близки им. 
В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке (Приложение 5). В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия. Предсказуемость – ценнейшее качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.
Модель привратника - система фильтрации сообщений в массовой коммуникации. Модель привратника была разработана Куртом Левином во время Второй мировой войны по заказу правительства США. Были проведены эксперименты по ориентации населения на более дешевые сорта мяса. В этих экспериментах привратник - это домохозяйка, которая решает, из чего будет готовить обед, что именно будет куплено для этого. 
В дальнейшем «модель привратника» была перенесена в сферу коммуникации. "Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Известно, что из сотен или тысяч сообщений редакторы отбирают лишь 10% для публикации в своем издании. Социологов заинтересовали принципы, по которым происходит отбор. При отборе редакторы ориентируются на свои ценностные установки и свои представления о том, что может быть интересно слушателю. Второй ориентир основан на рейтинговых таблицах. Для рекламы и паблик рилейшнз данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем, и другим. Модель привратника очень похожа на цензуру, но в отличие от последней ориентиры задаются не идеологическими нормами, а существующими потребностями общества. Если "привратник" отобрал ненужную информацию, то она не дойдет до адресата, будет им отфильтрована. Существующий же вакуум будет заполнен другой информацией. С другой стороны цензура распространяется на все каналы информации, что ведет к передаче только необходимой информации, которая будет в какой-то степени усвоена получателем. Можно вспомнить советские газеты, которые печатали только новости с полей, заводов и съездов. 
В целом понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых. Это связано с тем, что если взгляды источника и получателя различны, то в большинстве случаев сообщение будет отфильтровано. Для его массового распространения необходимы специальные маскирующие приемы.
Процессуальная модель - модель коммуникации, которая рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщений. Основным вопросом процессуальной школы является то, каким путем коммуникатор и реципиент кодируют и декодируют информацию, какие каналы и средства при этом используются. Эта школа считает, что коммуникация - это процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого. Если это влияние меньше, или отличается от того, что планировалось заранее, то произошел коммуникационный сбой. В дальнейшем, рассматриваются последовательно все стадии процесса с целью выявления, локализации и возможного исправления этого сбоя. 
К процессуальным моделям коммуникации можно отнести: 
- математическую теорию коммуникации Шэннона - Вивера, зародившуюся во время Второй мировой войны и основной задачей которой было разрешение проблемы повышения эффективности работы коммуникационных каналов (рис.2);
- модель коммуникации Лассуэла, очень похожая на предыдущую модель коммуникации (рис. 1); 
- модель коммуникации Якобсона (см. Приложение 3), которая является соединяющим "мостом" между процессуальной и семиотической моделями коммуникации. В настоящее время одной из основных задач процессуальной модели коммуникации является снижение уровня зашумленности информационных каналов до минимума. 
Дискурсная модель коммуникации. Дискурсная модель коммуникации подчеркивает контекстуальные особенности распространения информации. Данную модель предложил Дж. Фиск в своей работе «Телевизионная культура» . Дискурс он рассматривает как основу коммуникации и определяет так: 
ДИСКУРС = ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ + СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ + ИДЕОЛОГИЯ
Поэтому при анализе дискурса важно ответить на следующие вопросы: о чем идет речь (предмет); почему начался разговор (контекст); каких взглядов придерживаются говорящие (идеология). Важным моментом является также то, что дискурс конструируется для других и в присутствии других. Поэтому дискурс всегда ориентирован на других и требует от автора и от других понимания социальной ситуации  и знаний по организации и функционированию общества. Наибольших результатов в изучении дискурса как коммуникативного события добилась французская школа анализа дискурса. Основной акцент в исследованиях ее представителей был сделан на изучении условий производства дискурса. При этом изучались как сами контексты (производство дискурса в конкретных социально-исторических ситуациях), так и правила производства дискурса (идеология).
Еще одно важное положение, следующее из анализа дискурса, – непрозрачность коммуникации. Если классические теории языка делали акцент на содержании и при этом считалось, что мысль от автора до адресата доходит без искажений, то анализ дискурса по-иному объяснил природу коммуникации: коммуникация вносит свои «искажения» в содержание сообщения, в котором «содержатся» следы коммуникации. М. Маклюэн выразился более радикально: «Средство (коммуникации) и есть сообщение» .
Семиотическая модель коммуникации. Коммуникация рассматривается как процесс производства и изменения смысла. Представители этой модели уделяют особое внимание семиотике как методу изучения коммуникационных процессов. Согласно их учению коммуникационный сбой вызывается культурными различиями между коммуникатором и реципиентом. Особый интерес уделяется вопросу о роли текста в культуре, каким образом тексты взаимодействуют с людьми в производстве значений? Эта концепция представляет коммуникацию как деятельность общества (Приложение 5) .
В семиотической модели используются следующие понятия: сигнал, источник сообщения, отправитель сообщения, приемник сообщения, адресат сообщения, сообщение, канал коммуникации, шум, код. Набор знаков на бумаге или акустических колебаний (речь) — это еще не сообщение. У любого отправителя должен быть набор правил (код) для того, чтобы это сообщение было успешно декодировано получателем. Иначе смысл сообщения непонятен. Простейшим примером будет общение людей на разных языках. Сам код передается от человека человеку (от источника к получателю) с помощью определенных каналов коммуникации к средству, с помощью которого реципиент воспринимает данное сообщение и декодирует его. Для телефона коммуникационный канал - это провод, сигнал - электрический импульс, идущий по нему. Средства отправления и восприятия - телефонные трубки. В разговоре с собеседником средством отправления является рот, колебание звуковых волн - сигналом, проводящим каналом – воздух (разговор в вакууме невозможен), ухо реципиента - средством восприятия. Отсутствие какой-либо части цепочки, несовпадение кодов мешает правильному восприятию данного сообщения. 
Отдельно хотелось бы отметить понятие шума, который возникает по следующим причинам: 
1. технические проблемы - заключаются в том, как наиболее четко и без потерь передать сообщение реципиенту; 
2. семантические проблемы - придание желаемого смысла сообщению;
3. проблема эффективности - заключается в наиболее эффективном изменении поведения в том направлении, которое указано в сообщении. Каждая причина шума мешает пониманию, запоминанию сообщения.
Например, избыточный шум в виде побочных сообщений делает ваше сообщение незаметным. Во время агитационного периода множество кандидатов начинают рассылать, разносить агитационные листовки. Избиратель получает их, возможно, читает или просматривает. Увеличение агитационного материала увеличивает шум, что делает необходимое сообщение в виде листовки незамеченным, мало запоминающимся. Также, во время предвыборной борьбы возможно блокирование каналов агитации (цензура, запрет пользоваться каналами). В этом случае ваше сообщение вообще не дойдет до адресата. Во время агитационной кампании необходимо учитывать все факторы, которые могут навредить вам, исказить смысл сообщение или вообще заблокировать возможность доставки сообщения адресату.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ - ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ЕГО УКАЗА О КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДГОТОВКЕ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ 
 
Данная глава содержит анализ конкретного примера политической коммуникации - выступление Президента Д. А. Медведева в связи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров . 
Анализ текста коммуникации будет проведен с точки зрения его ключевых характеристик: кто говорит (коммуникатор), что говорит (тезис, ключевая мысль), кому говорит (заявляемая аудитория), как говорит (набор аргументов и мыслей, раскрывающих тезис). Ответы на перечисленные вопросы позволяют определить тип политической коммуникации и ее соответствие политической задаче.
Отвечая на первый вопрос (кто?), необходимо отметить высочайший статус коммуникатора, и, следовательно, важность содержания данной коммуникации. Исходя из функций Президента, зафиксированных в пункте 3 статьи 80 Конституции, в его компетенции находятся определение и, следовательно, высказывания основных направлений внутренней и внешней политики государства. Отсутствие второстепенных коммуникаторов, которыми могли бы быть участники соответствующего совещания – должностные лица и представители структур Минэкономразвития, Минобразования, подчеркивает значимость озвучиваемого тезиса. Выбор фигуры коммуникатора акцентирует и суть речи – определение глобальных приоритетов и, как следствие, постановка цели или задачи для общества и соответствующих государственных структур.
Именно эта задача отражена в базовом тезисе речи: «Необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. И как инструмент для этого – формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров».
По своей структуре и содержанию речь носит прикладной характер и типична для текста технического задания, выдаваемого начальником своим подчиненным. Речь состоит из двух смысловых частей. Первая содержит характеристику проблемы и ее происхождение. Вторая – формулировку задачи и ее детальное, прикладное описание: анализ альтернатив и их оценка, определение ресурсов, перечень составляющих и сопутствующих задач, требования к качеству решения, назначение ответственных.
Начинается речь указанием на взаимосвязь озвучиваемой проблемы с уже выбранным внутриполитическим курсом («Поставленные планы стратегического развития») тем самым дается отсылка к ранее данным распоряжениям. Новая задача получает место в контексте текущей деятельности.
Акцент речи, со всей очевидностью, смещен в прикладную сторону описания требований к действиям. С точки зрения технического задания неоговоренными остаются лишь сроки реализации. Полностью отсутствует мотивация аудитории: зачем и почему им следует исполнять данную задачу. Сама задача и проблема вовсе не обосновываются.
Описанная структура речи позволяет достаточно однозначно определить тип коммуникации и ее цель.
Для простоты атрибуции речи из обилия классификаций речей необходимо использовать два: по типу коммуникативного последствия (что оратор хочет от аудитории) и по предмету обсуждения (что именно оратор обсуждает с аудиторией).
Классификация выступлений по типу коммуникативного последствия позволяет определить степень давления коммуникатора на своего адресата. (Таблица 1)
 
Таблица 1
Тип речи Коммуникативное последствие Степень давления оратора на аудиторию
Информационная речь От аудитории не требуется действий, только усвоение информации Низкая
Убеждающая речь От аудитории ожидаются действия, но сценарий жестко не определен. Средняя
Агитационная речь От аудитории ожидаются действия по предложенному оратором сценарию Высокая
Классификация по предмету обсуждения так же выявляет характер отношений между коммуникатором и адресатом, определяет статусное соотношение между ними. (Таблица 2)
Таблица 2
Тип речи Предмет речи Пример
Ценностная речь Ценности, критерии оценки, авторитеты, образцы, цели и т.п. «Что такое хорошо, что такое плохо»
Судительная речь События и ситуации – их оценка и интерпретация «Есть ли жизнь на Марсе»
«Кому на Руси жить хорошо»
«Кто виноват»
Совещательная речь Планы действий «Что делать»
«Как нам обустроить Россию»
 
Приведенный выше анализ структуры речи позволяет сделать вывод о том, что данная речь является агитационной и совещательной. Агитационный характер речи подчеркивает высокий уровень давления оратора на свою аудиторию, когда он ожидает от нее исполнения, учитывая все озвученные им требования.
Характер и содержание любой речи определяются взаимными правами, обязанностями и взаимозависимостью оратора и аудитории. Когда оратор и аудитория не связаны административной властью, и исполнение решения зависит от доброй воли последней, оратор, как, правило, не имеет возможности перейти к совещательно речи, опустив элементы разъяснения и мотивации – ценностная и судительная речи. Отсутствие данных частей в выступлении Президента подчеркивает связанность его аудитории с ним единой иерархией.
Очевидно, что речь адресована сотрудникам исполнительной власти, в то время как остальные граждане и общество являются просто свидетелями факта постановки задачи.
Описанная двойственность определяет размытость целепологания решения с точки зрения социального блага: кто именно является ключевым бенефициаром. На этот вопрос нет прямого ответа в речи, но среди описания задачи проскальзывает деталь, которая позднее становится ключевой в официальной интерпретации речи Президента в релизе его пресс-службы. В резюме пресс-службы значится: «Президент предложил сформировать общероссийский резерв эффективных управленческих кадров – единую общедоступную базу данных о лучших специалистах на всех трёх уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Наиболее перспективные профессионалы войдут в, так называемую, президентскую квоту, подчеркнул глава государства». 
Таким образом, главным бенефициаром ожидаемого результата должен стать сам Президент. Встает вопрос, зачем информировать широкую общественность о постановке подобной задачи, если само общество не является выгодополучателем. Однако наличие управленческих кадров влияет, прежде всего, на возможности власти, ее реальную силу. Это важно для легитимизации власти – способной управлять страной. Заявление Президента на широкую аудиторию о постановке данной задачи должно быть воспринято как то, что власть держит под контролем данное направление и не отпускает его на самотек.
Анализ последовавших после выступления Президента публикаций аналитиков и комментаторов, оценка журналистов подчеркивают равнодушие широкой общественности к произошедшей коммуникации. Последовало два вида комментариев: большинство сфокусировались на «жареных фактах» (Президент признал, что должности продаются), иные досадовали на противоречие узости постановки задачи (собрать президентскую 1000) и глобальности проблемы – повсеместное отсутствие управленческих кадров. При этом слова Президента о привлечении к решению проблемы широкой общественности: «Не просто декларировать присутствие гражданского общества, а действовать совместно с общественными объединениями, экспертным сообществом, профессиональными ассоциациями», – воспринимались как пустая риторика.
Подводя итоги анализа текста, необходимо подчеркнуть, что по типу коммуникаций выступление Президента является агитационной, судительной речью. Ее цель – постановка задачи для подчиненных; коммуникативное последствие – исполнение решения согласно озвученным требованиям.
Выступление адресовано двум различным аудиториям: государственным служащим и широкой общественности. Для первых – постановка технической задачи, для вторых – информирование о факте постановки данной задачи. Последнее должно укрепить авторитет власти.
Анализ характера коммуникации позволяет определить отношение между ее субъектом и объектом управления. В данном случае: между властью и обществом. Задачей работы было по средствам анализа конкретного примера выявить характерные коммуникативные установки нынешней государственной власти.
В завершении необходимо констатировать следующие выводы:
Власть не имеет нормативно закрепленных стандартов коммуникации с обществом, и располагает большой свободой выбора коммуникативных моделей в каждый отдельный момент времени.
Власть, обращаясь к широкой общественности, по сути, адресует свое сообщение лишь иерархически подчиненной ей части общества – государственным служащим.
Таким образом, власть избегает диалогичной коммуникации с обществом, не ожидая активной его реакции, использует пропагандистскую модель, цель которой укрепить авторитет власти.
Власть не использует коммуникацию как возможный источник обратной связи и ресурс для решения задач, тем самым изолирует себя от ответной информации.
Характеристика информационно-коммуникативного взаимодействия зависит от политического уклада общества. Приведенный пример показывает, что современная власть использует пропагандистско-агитационную модель коммуникации, которая господствовала в СССР и, или не желает, или не способна, использовать диалогичную модель, свойственную демократическому складу общества. Автор всегда ограничен в выборе модели коммуникации не только своим желанием, но и необходимостью учитывать готовность общества к определенному ее виду. Очевидно, что сегодняшней власти удобно ориентироваться на слабую политическую активность граждан, и правящая элита не стремится развить диалоговую составляющую общения.
И в заключении следует подчеркнуть, что тема существующих и развивающихся коммуникационных моделей взаимодействия власти и общества содержит в себе множество интересных управленческих вопросов и обладает большим потенциалом для дальнейших исследований.
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что модель коммуникации, как и любая абстракция, является упрощением, схематически воспроизводящим лишь наиболее существенные черты и внутренние связи реально действующего механизма. Потребность упрощенного осмысления может быть продиктована разными целями, и в зависимости от этого создаются различные модели, которые сохраняют подобие с оригиналом только в определенном аспекте, пропуская влияние многих других факторов, связей и отношений.
Таким образом, в самых общих чертах коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми (и не только) с использованием общепринятых и понятных знаков и символов. Коммуникация как процесс взаимодействия обязательно имеет в своей основе какую-то определенную схему или модель. Специфика и особенности каждой конкретной модели обусловлена принадлежностью ее автора, к той или иной научной школе, его взглядами и интересами.
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута её цель – изучить основные модели коммуникаций, их разновидности и применение в управлении. Конечно же, мною представлены не все существующие модели, список можно расширить, но рассмотренные модели являются основными. Выделяя модели коммуникации, следует, в первую очередь, упомянуть о ставшей хрестоматийной модели «5W» американского исследователя Г. Лассуэлла. Она состоит из пяти составляющих. Эта модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Эта модель до сих пор является основополагающей для построения любого сообщения, так как любое сообщение отвечает на пять вопросов, выделенных в данной модели.
Модель  Шеннона-Уивера представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Модель М. де Флера является усовершенствованной моделью Шеннона-Уивера. В модели де Флера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие обратной связи. Все разнообразие рассмотренных моделей как линейных, так и нелинейных, говорит о том, что процесс коммуникации находится в постоянном движении, активно применяется в управленческой деятельности с целью более эффективного ее использования.
Следовательно, из приведенных мною примеров, можно сделать вывод, что модель коммуникации - абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающее взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), адресом, каналами коммуникаций, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом). В основу управленческой деятельности  должна быть положена концепция создания оптимальной организационной структуры, которая может быть определена как структура, обеспечивающая достижение наилучших результатов. Рассмотренные в данной работе модели активно используются в коммуникационных связях, в управленческой деятельности и успешно функционируют в процессе общения между людьми.
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Басаков М. И. Менеджмент: пособие студентам для подготовки к экзаменам. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 181 с. – (Сдаем экзамен)
2. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 384 с.
3. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов/ А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 400 с.
4. Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2010. — 330 с.
5. Казначевская, Г. Б.   Менеджмент: учебник.- 15-е изд., стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 347 с. 
6. Карташова Л. В. и др. Организационное поведение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 220 с. – (Высшее образование).
7. Новейший философский словарь/Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 2012. – 896 с.
8. Катернюк А. В. 3D – менеджмент: управление персоналом, маркетингом и продажами. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 382 с. – ил. - (Бизнес - класс)
9. Мазур И. И. Всеобщая история менеджмента / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. – М.: ЭЛИМА. – 888 с.
10. Менеджмент: учебник / под ред. М. С. Клыкова и Э. С. Спиридонова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 312 с.
11. Менеджмент: учебник для вузов/ под ред. В. В. Томилова. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 591 с.
12. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры: практикум/ Алешин В. А. и др. – М.: Дашков и К0, 2013. – 282 с.
 
13. Организационное поведение: учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.: ил.
14. Основы менеджмента: учеб. пособие /под ред. И. Ю. Солдатовой, М. А. Чернышева. – 2-е изд.- М.: Дашков и К0; Ростов-на-Дону: Академцентр, 2013. – 272 с.
15. Психологический словарь. Социальная психология. Словарь/под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Венгер А. Л., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2010. – 625с.
16. Резник С. Д. Организационное поведение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 430 с. – (Высшее образование).
17. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учеб. пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М. – 2012. – (Высшее образование).
18. Роббинз, Стивен П. Основы организационного поведения/ пер. с англ.–  9-е изд. – М.: ИД «Вильямс», 2012. – 448 с.: ил.
19. Семенов С. Д. Теория менеджмента: учебник для вузов. – М.: Дашков и К0, 2012. – 492 с. – (Учебные издания для бакалавров)
20. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
21. Соколов А.В. Социальные коммуникации. Часть 1: учебно-методическое пособие.- 2-е изд., стер. – М.: Профиздат, 2011. – 224 с.
22. Соколов А.В. Социальные коммуникации. Часть 2: учебно-методическое пособие.- 2-е изд.,стер. – М.: Профиздат, 2011. – 224 с.
23. Ткачук Л. Т. Менеджмент: учебник для вузов/ под ред. М. И. Шадова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 539 с. – (Высшее образование)
24. Тичер С. Методы анализа текста и дискурса/ пер. с англ.. – Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2009. – 356с.
25. Анализ политической модели коммуникации - выступление президента в связи с изданием его указа о комиссии при президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров [Электронный ресурс] Режим доступа: revolution.allbest.ru›political/00323044_0.html
 
26. Вступительное слово Президента РФ на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров, 23 июля 2008 года [Электронный ресурс] Режим доступа kremlin.ru›Стенограммы›
 
27. Пресс-релиз Пресс-службы Президента РФ, 23 июля 2008 года [Электронный ресурс] Режим доступа kremlin.ru›Стенограммы›
 
28. Дж. Фиск Телевизионная культура [Электронный ресурс]. Режим доступа: library.sfedu.ru
 
29. Энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ru. wikipedia. org/wiki
 
 
 
 
 

Похожие работы:

Заказать аналогичную работу Каталог работ
Отзывы

Я с другом долго выбирал компанию, что бы написать дипломные работы по экономике. Спасибо не ошиблись, дипломы по экономике защитили хорошо. Да еще и скидку получили 5%, потому что две работы. Спасибо! Кирилл Иван.

Далее
Заказать в Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Выбор темы диплома или отчета по практике
Написание работы по плану, утвержденному научным руководителем дипломной работы
Контроль за ходом написания работы

Дипломные работы бесплатно!

Суперпредложение! При заказе пяти дипломов, Вы получаете в подарок пятую работу абсолютно бесплатно. Заказывайте работы для Ваших сокурсников и экономьте деньги!