VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации общие положения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006993
Тема: Защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации общие положения
Содержание
3



Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1.Защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………………….. 

 1.1. Понятие и сущность защиты прав и свобод граждан……………………

 1.2. Государственный механизм защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации……………………………………………………………….

1.3. Судебная защита в конституционном механизме гарантирования прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………..

Глава 2.Механизм обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………...

2.1. Осуществление судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства………………………………………………………………………

	2.2. Судебная защита прав и свобод в уголовном судопроизводстве……….	

2.3.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в гражданском и арбитражном судопроизводстве………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..



























Введение

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплено положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, С этой целью государством создан ряд институтов, способствующий реализации прав.

Особая роль в вопросе защиты нарушенных прав отводится судебной власти, основой которой являются принципы объективности, независимости, справедливости, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом. Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены – в Конституции Российской Федерации, отраслевых законах, в других нормативно правовых актах.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что обеспечение конституционного права граждан и организаций на судебную защиту во многом зависит от эффективности деятельности судов, от реальности доступа к правосудию тех лиц, чьи права нарушены и оспорены.

Эффективность правосудия зависит от многих факторов. Один из них состоит в вынесении правильных, то есть законных и обоснованных, справедливых и разумных судебных решений, и других судебных актов. Решение должно быть не только законным и мотивированным, но и справедливым.

 Высокая эффективность судебных решений очень важна не только для спорящих сторон, но и для государства и общества. Законные и обоснованные, справедливые и разумные судебные решения способствуют формированию надлежащего правопорядка в стране, определяют дальнейшее поведение в экономических отношениях участвовавших (а также не участвовавших) в судебном разбирательстве лиц.

Основной целью курсовой работы является исследование судебной формы защиты прав и охраняемых интересов граждан и организаций как основную из существующих форм защиты.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан и организаций.

2. Дать характеристику судебной системы как механизма, непосредственно обеспечивающего судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

3. Определить сущность правосудия по гражданским делам.

4. Проанализировать правовые основы судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

5. Исследовать иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.

6. Рассмотреть стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

	В качестве основных источников в данной работе были использованы: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) и другие. 

	Данная тема нашла отражение в работах таких авторов, как Ершов В.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В., Осипова М.В., Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Лазарев В.В.

	Работа состоит из двух глав. В первой главе определены общие понятие защиты прав и свобод гражданина в Российской Федерации. Во второй главе раскрыт механизм обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

























































Глава 1.Защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации: общие положения 

1.1 Понятие и сущность защиты прав и свобод граждан

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. В каком бы государстве ни находился человек - он остаётся свободным существом, находящийся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.

Часть 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. 

Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они обретают границы дозволенного. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Защита осуществляется через систему государственных органов.

В ст.18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Функцию гаранта реализуют как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения каждого человека. Обязанность осуществлять меры по обеспечение прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является её многонациональный народ.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и наибольшей мере социально значимы для народа, то есть основные права и свободы. Для человека они являются условием достойного и свободного существования. Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда; без реализации избирательных прав невозможно было бы формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимые условия его существования. 

Личные права и свободы - являются по своей сущности правами и свободами каждого человека неотчуждаемы и принадлежат с рождения. 

1. Право на жизнь. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания, условий жизни. У такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, целенаправленная борьба с преступностью, преступлениями против личности.

2. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважения достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам. Уважения личности, её достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми.

3. Право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений занимает значительное место в системе личных прав.

Неприкосновенность жилища, означает, что никто не вправе без законного основания выйти в жилище, а также оставаться в нём против воли проживающих в нём.

Неприкосновенность личности, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, распоряжаться в рамках законах своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнуть аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. 

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную жизнь проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения; использования и распространения информацией о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

5. Свобода передвижения. Каждый человек законно находящийся на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в неё.

6. Свобода совести, вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения. Закон дополнительно включил право менять религиозные убеждения, что является правовой гарантией от преследования, единоверцами, лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Федеральный закон предусматривает права граждан создавать религиозные группы и организации с условием, что их цели и действия не противоречат закону.

7. Свобода мысли и слова. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказ от них.

1.2 Государственный механизм защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации

Для того чтобы определить, что такое «механизм государственной защиты основных прав и свобод», вначале следует уяснить смысл самого понятия «механизм» в науке права. Это понятие пока не получило единообразного толкования, разные авторы оперируют им достаточно свободно. К тому же оно многовариантно: можно встретить понятия «механизм государства», «механизм народовластия», «механизм исполнения наказаний» и многие другие, но при этом обычно не уточняется, что вкладывается в то или иное понятие.

По-видимому, к вопросу о том, что такое механизм в праве, следует подходить дифференцированно. Например, если речь идет о механизме государства, едва ли будет уместным рассматривать это понятие с чисто правовой точки зрения, поскольку многими он воспринимается прежде всего, как система государственных органов, организаций и учреждений. Как систему определенных институтов (государство, общественные объединения, формы прямой демократии, местное самоуправление и так далее) рассматривают отдельные авторы понятие «механизм народовластия». В этих случаях механизм в праве скорее выступает лишь как объект реализации правовых норм. А вот понятие «механизм государственной защиты прав и свобод» большинством авторов воспринимается как система, в которой основную роль играют сами нормы права, регулируемые ими отношения, правовые гарантии, которыми руководствуются в своей деятельности правоприменительные институты. С такой точки зрения механизм защиты прав - не просто объект правового регулирования, а именно универсальная организационно-правовая система.

Но даже универсальная система имеет границы. Поэтому едва ли можно согласиться с теми, кто считает, будто в состав данного механизма входят еще и основы конституционного строя, и наиболее важные элементы устройства государства, поскольку они оказывают на него определяющее воздействие. При таком подходе размывается само понятие механизма защиты. На самом же деле этот механизм - организационно-правовой, он носит специальный, целенаправленный характер, его объект составляют только права, свободы и законные интересы человека и гражданина, хотя, конечно, он не может функционировать в вакууме и действует, опираясь на установленные Конституцией основы конституционного строя и устройства государства. Иными словами, сами по себе эти основы не входят в механизм, однако создают предпосылки для его надлежащего функционирования. Вряд ли кто-нибудь станет отрицать то значение, которое имеют для защиты прав человека такие государственные институты, как форма правления, политический режим, национально-государственное устройство, избирательная система и так далее, ибо они обеспечивают условия и пределы его деятельности.

Конкретно в механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина входят:

1. Соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. При этом особое значение имеют, естественно, нормы главы 2 Конституции Российской Федерации, а также нормы конституционного (уставного) законодательства субъектов Федерации, устанавливающие основные права человека и гражданина. Что касается норм других отраслей права, то, во-первых, они вытекают из норм конституционного права, а во-вторых, сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, как правило, реализуются через нормы других правовых отраслей. Например, определяя конкретные трудовые права граждан, нормы трудового права тем самым способствуют реализации основного права на труд.

2. Регулируемые нормами права общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод. Эти отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они складываются между индивидом, общественными объединениями, национальными и прочими социальными структурами - с одной стороны, и государством - с другой.

3. Гарантии прав человека и гражданина. При этом необходимо подчеркнуть их специальный характер, строго функциональную направленность. Между тем в литературе можно встретить и попытки разделить их на политические (демократический режим и его составляющие), социально-экономические (рыночная экономика, равенство форм собственности, свобода труда и так далее), идеологические (плюрализм, свобода информации) и сугубо юридические (судебная защита, право жалобы и другие). К сожалению, при таком подходе утрачиваются их целенаправленность, функциональные характеристики.

Мы полагаем, что гарантии прав и свобод должны быть конкретно и непосредственно привязаны к предмету, то есть к самим правам и свободам. И здесь следует согласиться с М.В. Баглаем, который не выходит за рамки правовой сферы и делит их на общие гарантии правосудия.

К общим гарантиям можно отнести такие, как, например, возможность обжалования неправомерных действий и актов, право на международную защиту, на возмещение причиненного вреда, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих конституционные права и свободы. Гарантии же правосудия – это право на судебную защиту, на юридическую помощь, презумпция невиновности, гарантии должной подсудности, недействительность незаконно полученных доказательств, запрет обратной силы закона, устанавливающего либо отягчающего ответственность, и т.п.

4. «Материальные» институты, непосредственно обеспечивающие реализацию правовых норм и гарантий в конкретных правоотношениях, а именно:

- судебный механизм, включающий функции, систему и деятельность судов общей, арбитражной и конституционной юрисдикции;

- механизм прокурорского надзора (система органов прокуратуры и их деятельность);

- механизм Парламентского уполномоченного по правам человека (функции, организационные структуры, деятельность);

- механизм защиты прав человека и гражданина, заложенный в природу и компетенцию органов государственной власти, государственного управления, конституционного надзора (в некоторых субъектах Российской Федерации) и местного самоуправления.

Но здесь уместно еще раз подчеркнуть, что сами эти нормы, правоотношения, гарантии и институты прямо обусловлены конституционным строем, политическим режимом и прочими институтами устройства государства, а, следовательно, полностью зависят от того, в какой мере государство способно их установить и реализовать. Ведь определенные права граждан, их гарантии и так далее закреплялись и в советском конституционном законодательстве, причем они как бы приумножались с каждой последующей конституцией. Например, признавались такие гарантии и институты, как право жалобы, контроль представительных и административных органов, прокурорский надзор, в какой-то мере – право на судебную защиту и так далее. На деле же все эти установления носили во многом ограниченный и формальный характер, а то и вовсе были иллюзорны. Так, право на судебную защиту от государственного произвола, признаваемое во всем демократическом мире важнейшей гарантией прав человека и гражданина, в СССР долгое время ограничивалось узким перечнем вопросов, по которым суд мог принимать к своему производству заявления граждан; и даже в конце 80-х гг. еще существовали ограничения, не позволявшие, например, обжаловать в судебном порядке коллегиально принятые индивидуальные акты органов управления. Не случайно поэтому граждане чаще всего отказывались от использования государственных институтов, призванных защищать их права, и обращались в партийные органы либо в партийную печать и другие средства массовой информации (а все они контролировались партией), справедливо полагая, что только правящая партия обладала реальными возможностями решать возникающие у людей проблемы. Правда, тут уж все зависело от личного усмотрения того или иного партийного функционера и от «телефонного права»: ответственный партийный чиновник при желании мог снять телефонную трубку и приказать конкретному государственному служащему разобраться в деле, по существу. А мог и отказать в помощи. Подобная унизительная зависимость человека от произвола партийных и советских властей, от их административного усмотрения являлась следствием авторитаризма, пропитавшего всю ткань советской государственности.

Сегодня в Российской Федерации нет правящей авторитарной партии и нет средств массовой информации, чьи выступления могли бы рассматриваться как прямые указания Центрального комитета или обкома Коммунистической партии Советского Союза, а существующие общественные объединения и средства массовой информации по большей части способны лишь поднимать вопросы и требовать от властей их решения. В этих условиях еще большее значение приобрели нормы, государственные институты, гарантии и правоотношения в сфере государственной защиты прав и свобод, причем их состав существенно дополнен.

Механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина строится на определенных принципах, которые, в свою очередь, установлены нормами Конституции. Основными из них представляются: принцип единства прав и обязанностей, поскольку он определяет, что любому субъективному праву сопутствует (точнее корреспондирует) обязанность остальных субъектов правоотношений соблюдать это право: принцип равенства прав и свобод, устанавливающий равенство возможностей перед законом. В литературе указывается и на другие принципы материального и процессуального права, в частности: гуманизм, справедливость, принцип правовой безопасности человека, выражающийся в предсказуемости и ясности принимаемых законов; возможность ограничения прав и свобод только в форме закона и только в той литературе, в которой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; принцип соразмерности и запрета чрезмерных ограничений конституционных прав и свобод; принцип, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Особое значение имеет положение Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Вместе с тем, нужно хорошо представлять, что, позитивируя естественные права человека, Конституция придает им юридический, то есть общеобязательный характер. Закрепление этих прав, их преобразование в конституционные права и свободы - это фундамент, на котором строится конституционный механизм защиты прав человека и гражданина. «…Само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия». Но осознание этого факта пришло к творцам конституций не сразу - достаточно вспомнить, что американцы вынуждены были вслед за Конституцией принять Билль о правах именно потому, что соответствующие нормы не были включены в первоначальный текст их основного закона. Впрочем, полезно обратиться и к истории нашего собственного конституционного законодательства. Отталкиваясь от известного ленинского положения о том, что социалистическая демократия намного превосходит «урезанную и фальшивую» буржуазную демократию, авторы первых конституций РСФСР и других советских республик отвергали понятие «естественные права человека». Нормы, закреплявшие основные права и свободы, были скудны и больше походили на идеологизированные декларации, не подкрепленные реальными гарантиями. Но даже и эти урезанные права даровались не всем, а действовали избирательно, с учетом происхождения, социального положения, прошлой деятельности и лояльности человека по отношению к государственным властям. Правда, начиная с Конституции СССР 1936 г., отечественные основные законы уделяли правам граждан несколько больше внимания, причем в конституциях 1936-37-го и 1977-78 гг. мы уже встречаем немало прав и гарантий, которых ранее у нас не было, тем не менее многими основными правами и их гарантиями, наличествовавшими в демократических зарубежных конституциях, мы все еще были обделены – достаточно вспомнить, насколько было усечено, например, право советских граждан обращаться в суды с жалобами на акты государственных органов и их должностных лиц.

Что же касается действующей Конституции Российской Федерации, конституций других республик – членов Содружества Независимых Государств, равно как и республик – субъектов Российской Федерации, то при всех их недостатках следует признать, что диапазон прав и свобод личности, а также их гарантий, закрепляемых этими конституциями, значительно шире, чем он был в законодательстве советского периода. Это всецело относится и к Конституции Российской Федерации 1993 г., которая, кстати, положительно отличается в этом смысле и от ряда конституций субъектов Российской Федерации. Так, Конституция Республики Татарстан, в отличие от Конституции Российской Федерации, допускает принудительный труд (по решению суда, а также в случаях, установленных международными договорами Республики Татарстан), и не включает специальную норму, устанавливающую защиту от безработицы. Конституция Адыгеи вообще не запрещает принудительный труд. В конституциях той же Адыгеи и Дагестана отсутствует положение о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Конституция Кабардино-Балкарской республики увеличила срок задержания граждан до судебного решения с 48 часов до 5 суток. В Конституции Башкортостана ряд основных прав человека и гражданина адресован только гражданам этой республики.

Перечень подобных несоответствий можно было бы продолжить, однако в целом нельзя не признать, что система закрепленных в действующих конституциях Российской Федерации и ее субъектов прав человека и гражданина, их гарантий в основном опирается на опыт зарубежных демократических стран, не говоря уже о том, что впервые в нашей новейшей истории ощущается реальное влияние норм международного права на положение личности в странах СНГ.

Немаловажно и то, что действующая Конституция Российской Федерации включила положение, согласно которому «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55). Иными словами, даже те основные права и свободы, которые по тем или иными причинам не упомянуты в этой Конституции, но признаются мировым сообществом, могут признаваться и защищаться в нашей стране. Аналогичное утверждение содержится в ст. 22 Конституции Украины: «Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими».

Наконец, реальность механизма государственной защиты прав и свобод во многом обусловлена тем обстоятельством, что современные демократические конституции уходят от одностороннего понимания отношений между личностью и государством как отношений власти и подчинения. Так, закрепляя институт гражданства, конституции понимают его как устойчивую правовую связь между личностью и государством, в силу которой на физическое лицо распространяется юрисдикция государства, при этом лишь в строго установленных законом случаях по отношению к физическому лицу может быть применено государственное принуждение. Вместе с тем государство несет установленные законом обязанности перед этим лицом, предполагая равенство обоих участников правоотношения, а именно государства и физического лица.

Итак, механизм государственной защиты прав и свобод:

1) строится на установленных Конституцией принципах его организации и деятельности;

2) в основе этого механизма находятся конституционное признание и закрепление естественных прав и свобод человека и гражданина, а также взаимной ответственности личности и государства;

3) условия и пределы действия этого механизма, его сущность и эффективность в решающей мере обусловлены закрепленными в Конституции основами конституционного строя, формой государства, иными государственными институтами, которые обеспечивают экономические, политические, идеологические и организационно-правовые предпосылки для защиты прав и свобод человека и гражданина.

1.3 Судебная защита в конституционном механизме гарантирования прав и свобод человека и гражданина

Конституционно-правовые основы существующей системы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина входят в число принципов, определяющих конституционный строй Российской Федерации. Согласно положениям статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязанностью государства и его органов является их признание, соблюдение и защита. Данная конституционная установка определяет уровень ценностных характеристик во взаимосвязи человека и государства, сущность государственной гарантированности прав и свобод как основного принципа правового статуса личности.

Сущность и содержание гарантированности прав и свобод заключается в триединой обязанности государства признавать принадлежащие человеку и гражданину права и свободы, соблюдать их и обеспечивать государственный механизм их защиты. Эта обязанность государства получает свое конституционно-правовое развитие в положениях статьи 18 Конституции Российской Федерации. На уровне правового акта, обладающего высшей учредительной силой, закреплено, что права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это конституционно установленные начала и ориентиры законотворческой деятельности органов законодательной власти и исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, обуславливающие правоохранительную функцию судебной власти и осуществления правосудия.

Гарантирование — разновидность обеспечения, иначе говоря такой особенной формы всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или функционирования других элементов. Появление в данной сфере субъекта социального (в первую очередь - государственного) управления требует (для достижения целей такого управления) усиления ординарного обеспечительного воздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное, а именно обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими в комплексе требуемые условия, а именно среду существования и функционирования обеспечиваемого объекта.

Вопрос о гарантиях возникает всегда, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии во всех случаях есть проблема реальности правового явления. Известно, что гарантии - один из главных вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности.

При исследовании механизма конституционного гарантирования прав и свобод человека и гражданина следует различать в нем отдельные формы их осуществления, каждая из которых обусловливает соответствующие ей гарантии. Реализация прав и свобод может осуществляться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими или защите, восстановлении прав в случае их нарушения. Современное содержание правопользования с позиции конституционного права представляется более расширенным, учитывающим международные подходы к пониманию основных прав и свобод. Оно определяется как непосредственное и/или нормативно опосредованное в рамках общих (конституционных) правовых отношений социально позитивное и добросовестное усвоение каждым человеком и гражданином благ, которые выражают его конституционные интересы и могут быть получены в той мере, в какой они соответствуют уровню политического, социально-экономического и культурного развития государства и международным стандартам прав человека.

Конституционный механизм гарантирования можно рассматривать исходя именно из разных форм реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Механизм гарантий охватывает все установленные Конституцией и законодательством Российской Федерации сферы обеспечения реального обладания человеком установленными правами и свободами, сферы пользования ими и распоряжения, механизмы защиты и восстановления. Защита прав и свобод: административно-правовая, судебная, международно-правовая, — являются составляющими его элементами.

В научной литературе вопросы гарантий исследуются применительно к различным конституционно-правовым институтам. Так, рассматривая систему гарантий местного самоуправления (право на осуществление местного самоуправления как одна из форм реализации публичной власти может рассматриваться в системе политических прав и свобод личности). Некоторые авторы, предлагают классификацию видов гарантий по различным основаниям. В зависимости от форм их закрепления выделяются конституционные, отраслевые, региональные и локальные гарантии. Юридические гарантии подразделяются на гарантии правового положения (статуса), гарантии реализации, гарантии охраны и гарантии защиты, а также на формальные и реальные. Осуществляется классификация гарантий по критерию субъектности, а также выделяются непосредственные и опосредованные гарантии. Общие гарантии разделяются на четыре основных вида: экономические, политические, социальные, культурно-идеологические.









Глава 2.Механизм обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

 2.1 Осуществление судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства

Принцип законности правосудия базируется на положении Конституции о том, что человек, его права и свободы – высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. Реальное воплощение данного принципа в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

Признание в качестве принципа права на судебную защиту означает, что демократические принципы правосудия создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Судебная защита имеет важное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного ведомства, рассматривает вопрос гласно и решает его объективно с учетом проверки всех доводов за и против, с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин «каждый» (п. 1 ст. 46). Судебная защита доступна гражданам России и иностранным гражданам (п. 3 ст. 62). Имевшиеся ранее ограничения для обращения в суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. Теперь за защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, предусмотренных законом.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должнос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.