- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выявление основных объектов развития и совершенствования спортивно-оздоровительного туризма и услуг применяемых в туристкой сфере
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K004860 |
Тема: | Выявление основных объектов развития и совершенствования спортивно-оздоровительного туризма и услуг применяемых в туристкой сфере |
Содержание
Оглавление Введение……………………………………………………………………….…..4 Глава 1. Теоретические основы развития спортивно-оздоровительных услуг в туризме Российской Федерации………………………………………………....6 1.1 Понятие спортивно-оздоровительных услуг и особенности исследования рынка в туристской сфере………………………………………………………...6 1.2 Изучение спортивно-оздоровительных услуг в туризме…………………………………………………………………………...19 Глава 2. Динамика развития спортивно-оздоровительных услуг………………………………………………………….…………………...29 2.1. Направления совершенствования государственного Регулирования спортивно-оздоровительного туризма …………………………………………………….……………………………....29 2.2. Перспективы развития спортивно-оздоровительных услуг……………...40 Глава 3. Анализ рынка туристских услуг в сегменте спортивно-оздоровительного туризма, на примере горнолыжного курорта Домбай……………………………………………………………………...........47 3.1. Исследование регионального рынка туристских услуг в сегменте спортивно-оздоровительного туризма на примере горнолыжного курорта Домбай …………………………………………………………………………...47 3.2.Оценка проблем горнолыжного курорта Домбай…………………..…..…65 Заключение……………………………………………………………………….69 Список литературы………………………………………………………………72 Приложения……………………………………………………………………...78 Введение Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы определяется изучением перспектив развития спортивно- оздоровительных услуг в России и продвижением их на рынке туризма внутри страны. Цель выпускной квалификационной работы – выявление основных объектов развития и совершенствования спортивно-оздоровительного туризма и услуг применяемых в туристкой сфере. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить спортивно-оздоровительные услуги в Российской Федерации ; 2. Проанализировать курортно-рекреационные ресурсы горнолыжного курорта Домбай; 3. Исследовать перспективы развития рынка спортивно- оздоровительных услуг в горнолыжном курорте Домбай; 4. Выявить перспективы развития спортивно- оздоровительных услуг в горнолыжном курорте Домбай. Объектом исследования является спортивно- оздоровительные услуги. Предметом исследования является технология продвижения спортивно-оздоровительных услуг в сфере туризма на примере горнолыжного поселка Домбай. В центре внимания данного исследования – концепция спортивно- оздоровительного туризма, его рекреационная сеть и социально-экономическая роль. В работе анализируются современные представления о спортивно-оздоровительных услугах ; приводятся примеры из мировой практики и из российского опыта; рассматриваются уникальные природно-оздоровительные ресурсы на базе горнолыжного поселка Домбай, его рекреационная сеть . Выбор направления данного исследования определяется тем, что на современном этапе все больше внимания уделяется проблемам здоровья населения. Изменение характера спроса на спортивно- оздоровительные услуги обусловлено тем, что здоровый образ жизни становиться более популярным на современном этапе. Во всём мире, в том числе и в нашей стране растёт число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и на отдыхе. Для решения поставленной проблемы, были применены следующие методы исследования: изучение литературы и других источников по проблемам спортивно- оздоровительных услуг в сфере туризма. В основе теоретической разработки первой главы, были изучены и проанализированы труды отечественных авторов таких, как Ефименко Н.В., Егоренкова Л.В., Егорова В.Е., Федотова Н.Ю., Варламова С.Н. Содержание второй главы базируется на трудах Егоренкова Л.И., Долженко Г.П., Бутко И.И., Каурова А.Д., по продвижению спортивно-оздоровительных услуг на современном этапе. Третья глава обозначена в труда авторов Биржакова М.Б., Дуровича А.П., Буйленко В.Ф., Гуляев В.Г., по изучению, которых представлен анализ рынка туристских услуг в горнолыжном курорте Домбай. Глава 1 Теоретические основы развития спортивно-оздоровительных услуг в туризме Российской Федерации 1.1 Понятие спортивно-оздоровительных услуг и особенности исследования рынка в туристской сфере Рациональным средством организации свободного времени населения при всех социально-экономических укладах выступает спортивно-оздоровительный туризм - социально-экономический феномен ХХ - начала ХХI веков, развитие которого осуществляется различными общественными объединениями, организациями и союзами как на государственной, так и на общественной основах. Спортивно-оздоровительный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма “народной дипломатии” основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста и кончая пенсионерами. Под спортивно-оздоровительным туризмом понимаются путешествия, походы и другие виды рекреационной деятельности, осуществляемые в целях духовного и интеллектуального развития человека и обществ. Спортивно-оздоровительный туризм как общественное движение граждан не преследует получение прибыли и состоит из неорганизованного и организованного спортивного туризма. Как вид спорта он объединен общественными организациями в секции, клубы, федерации и союзы спортивного туризма, реализующие самостоятельно, а также с помощью государства свои у стремления на туристских классифицированных маршрутах. По возрастному признаку - спортивный туризм включает детский, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых, семейный, разновозрастной. Детско-юношеский туризм - часть спортивного туризма развивающегося в тесном контакте с государством на базе станции юных туристов и других форм его организации. Социальный спортивно-оздоровительный туризм, как приоритетная сфера государственной поддержки охватывает туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями; сирот; семей с минимальными прожиточными возможностями; детско-юношеский; молодежный (студенческий); семейный и в целом спортивный туризм, как социально-ориентированное движение граждан. См. схему №1 Спортивно-оздоровительный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание. По видам, спортивный туризм разделяется на: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, вело, парусный, автомото, конный и их сочетания. Один из традиционных и очень популярных во всем мире видов туризма. Во многих странах Европы, Ближнего Востока, в США, Канаде созданы элитные горнолыжные курорты. На курортах наряду с комфортабельным катанием с безопасных гор на хорошо подготовленных пологих спусках создаются специальные условия для горнолыжного спорта и экстрима (трассы для скоростного спуска, слалома, фристайла, лыжной акробатики, прыжков с трамплина, сноубординга). Одним из распространенных видов лыжного туризма является фрирайд - это катание на лыжах или сноуборде по снежной целине и по лесу - один из самых опасных видов развлечений. Это слово у многих ассоциируется со словом «риск». Чтобы стать фрирайдером, недостаточно просто курса занятий с инструктором. Даже начинающий экстримал знает, что кататься одному по лавиноопасным склонам нельзя категорически. В группе должно быть не менее трех человек. У каждого должен быть рюкзак, где обязательно хранятся: лавинный датчик, специальная лопата, спасательный лавинный щуп и желательно рация. И все же, несмотря на все меры безопасности и предосторожности, даже профессиональный фрирайдер постоянно подвергает свою жизнь опасности. Как мы видим, существует большое многообразие видов спортивно-оздоровительного туризма, каждый из них интересен по-своему, однако, вышеизложенное позволяет утверждать что на современном этапе развития туризма горнолыжный туризм может расцениваться как одно из перспективных направлений. Спортивно-оздоровительный туризм – это один из типов туризма, целью которого является спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий, т. е. совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности и преодоления сложного природного рельефа. Кроме того, спортивный туризм является самостоятельным видом спорта, он включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), имеет систему разрядов и званий и разработанные разрядные требования. Можно выделить следующие особенности спортивно-оздоровительного туризма. Во-первых, спортивно-оздоровительный туризм по своему существу не является сферой услуг и не направлен на получение прибыли от организации путешествий. Именно поэтому спортивно-оздоровительный туризм, к сожалению, на сегодняшний день полностью выпадает из схемы ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» . Спортивно-оздоровительный туризм зародился в Европе в конце XVIII в. На начальном этапе развития он являлся разновидностью рекреационного туризма. Основной его целью была компенсация отрицательных последствий жизни в условиях индустриальной городской цивилизации. Однако уже тогда были заметны и особенности, отличавшие именно спортивный туризм, – это мотивы самоутверждения, эксперимента и первооткрывательства. Считается, что формированию таких мотивов способствовала большая популярность сочинений об исследовательских путешествиях естествоиспытателей и географов. Активное развитие спортивного туризма началось с середины XIX в., когда занятия спортом вошли в моду и стали обязательной частью досуга широких слоев европейского общества. Сначала в Англии, а затем в целом ряде других стран, в том числе и в России, возникают спортивные туристские клубы и объединения. Спортивный туризм с этого времени понимается как средство физической закалки и самоутверждения в духе определенных нравственных принципов. Именно тогда впервые были высказаны мысли о том, что спортивный туризм может быть одним из способов воспитания молодежи. Соответственно, полагает московский исследователь А. А. Крючков, «определилась "оппозиция" двух направлений развития туризма: на одном "полюсе" находился коммерческий туризм, организаторами которого были турбюро, делавшие бизнес на потребности в путешествиях; на другом – туризм как средство воспитания определенных социальных качеств. Такой туризм развивался на некоммерческой основе как составная часть деятельности добровольных общественных союзов, обществ и клубов» . Во-вторых, наибольшие успехи в развитии спортивно-оздоровительного туризма были достигнуты именно в России и СССР. Сегодня российский спортивно-оздоровительный туризм представляет собой общественное движение, не имеющее аналогов в мире. Спортивно-оздоровительный туризм по праву считается российским национальным видом спорта. Это наш, российский, вклад в мировую историю туризма. Для части российского общества спортивно-оздорови- тельный туризм стал образом жизни. Что дает такой образ жизни? Прежде всего, спортивно-оздоровительный туризм дает возможность физического и нравственного развития человека. Физическое развитие осуществляется через нагрузки на организм в походах (гребля, пеший переход под рюкзаком, езда на велосипеде и т. п.). Нравственное развитие идет путем воспитания бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры, уважительного отношения к различным народам и нациям, их обычаям, традициям и образу жизни. В-третьих, важной особенностью спортивно-оздоровительного туризма является то, что он может существовать и развиваться при минимальной поддержке со стороны государства или вообще при отсутствии таковой (как было, например, в середине 1990-х гг.). Этому способствуют, во-первых, высокая доступность спортивно-оздоровительного туризма (в особенности самодеятельного) для самых широких слоев российского общества, а во-вторых, пригодность и доступность большей части территории России для совершения спортивных туристских путешествий, походов и экспедиций. Классификация спортивно-оздоровительного туризма. Выделим основные принципы классификации спортивно-оздорови- тельного туризма. 1. По степени организованности спортивно-оздоровительный туризм делится на неорганизованный и организованный. К сожалению, в настоящее время большинство спортивных походов относится именно к сфере неорганизованного туризма. Это значит, что люди совершают путешествия (даже по маршрутам высокой сложности), официально никак не участвуя в спортивном туристском движении: они не оформляют маршрутных документов, не получают разрешение на совершение похода в Маршрутно-квалификационной комиссии, не составляют отчетов о проделанном путешествии и не стремятся к получению разрядов и званий по спортивному туризму. Организованный спортивно-оздоровительный туризм отличается от неорганизованного как раз тем, что предполагает соблюдение правил проведения мероприятий. Эти правила разработаны Туристско-спортивным союзом России и опубликованы в сборнике «Русский турист. Организованный спортивный туризм в свою очередь также подразделяется на два вида: плановый и самодеятельный. Плановый спортивно-оздоровительный туризм реализуется на коммерческой основе, путешествия (спортивные туры) проводятся по путевкам турфирмы, а на маршруте группу сопровождает гид-проводник. В самодеятельном туризме туристские услуги обеспечиваются за счет самодеятельности туристов. Словом «самодеятельность» называют проявление личного почина в каком-либо деле. Самодеятельность является высшей формой социальной активности, поэтому самодеятельный туризм выступает социально значимым явлением. Таким образом, самодеятельный спортивный туризм представляет собой все многообразие любительских туристских мероприятий, проводимых на основе самодеятельности в соответствии с нормативной базой организации туризма в стране. 2. По возрастному признаку спортивно-оздоровительный туризм делится на детский, юношеский, молодежный, взрослый и комбинированный (например, семейный). 3. По виду маршрута и способу передвижения спортивно- оздоровительный туризм делится на пеший, водный, горный, лыжный, велосипедный, спелеотуризм, авто-мототуризм, парусный и комбинированный. 4. По видам мероприятий в спортивно-оздоровительном туризме различают спортивные походы, спортивные туры, чемпионаты, слеты, лагеря, показательные выступления, школы подготовки кадров. По данным отчета Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2012 году уровень развития рынка туристических услуг в России вернулся к уровню до мирового финансового кризиса 2008-2009 годов (таблица 1.1). 2014 год стал роковым для туристического бизнеса в России. После многообещающего подъема сразу после Олимпиады в Сочи, уже весной обозначился кризис небывалого масштаба. Лето принесло разочарование и финансовые потери тысячам туристов, пострадавшим от крупных туроператоров, деятельность которых базировалась на принципе финансовых пирамид. Как следствие, осень ознаменовалась рядом громких банкротств ведущих, казалось бы, твердо стоящих на ногах туроператоров. К концу года Ростуризм исключил из своего реестра 200 участников рынка. Потери российской туристической индустрии по итогам года составили порядка $4 млрд. Причин тому немало. Эксперты выделяют ряд факторов, таких как ухудшение отношений страны на международной арене; санкции Евросоюза и США; девальвация рубля, вызванная падением курса нефти; ожидание кризиса; запрет государственным служащим и силовикам на выезд за границу; но, прежде всего, резко возросшее недоверие людей к туристическим фирмам. Никогда еще комбинация негативных обстоятельств не была столь неблагоприятной в истории российского туристического бизнеса. По прогнозам специалистов, в 2015 году спрос на выездной туризм упадет еще как минимум на 50% и, как следствие, порядка 30% туристических компаний прекратят свое существование. См. таблицу № 1– Экономическая эффективность развития туристского сектора в России в 2010-2015 гг. (в реальных ценах 2014 г., млрд. руб.) На основании приведенной таблицы можно проанализировать динамику внутреннего и внешнего туризма в России. Если смотреть на внутренний туризм, то его доля в ВВП постепенно растет. Так в 2011 году рост составил 0,6%, а в 2012 году уже 5,8% или 925,5 млрд. рублей, вернувшись к докризисным уровням. В 2013 и 2014 годах году рост составил 4,7 и 3,6% соответственно. При этом темпы роста замедлялись, особенно это заметно в 2014 году, потому что произошел резкий рост курса доллара и обесценение рубля, что привело к снижению потребления туристических услуг. Поэтому экспертами ожидается снижение объемов внутреннего туризма в России в 2015 году, если курс рубля продолжит снижаться. Что касается рыка выездного туризма, он также на протяжении всего рассматриваемого периода времени постепенно рос. Так в 2011 году он вырос на 3,7% и постепенно увеличивался в 2012 и 2013 годах на 27% и 19% соответственно. По данным статистики за 2013 г. заграницу посетило 54 млн. российских граждан, что на 19% выше, чем в 2012 году. При этом только 33,8% отметило, что едет с целью туризма и 1.9% ездило в деловые командировки. Большинство российских граждан ездило по личным целям за границу в страны СНГ. Из них 18,5% ездило в Украину. В 2013 году наиболее популярными странами среди русских туристов была Турция, ее доля в общем объеме выездного туризма составила 5,7%. Ниже представлены наиболее популярные страны для российских туристов. См. таблицу 1.2 – Географическая структура выезда россиян в страны дальнего зарубежья 2010-2014 Как видно из таблицы 1.2, в 2013 году наиболее популярными были и остаются Египет, Таиланд, Германия, Испания, Италия. Их доля в общем объеме туризма постепенно росла в 2010-2013 годах. В 2014 году произошел резкий обвал выездного туризма в России, потому что резко вырос курс доллара и евро и многие туры стали слишком дорогими для потребителей туристических услуг. В результате, в 2014 году выездной туризм сократился на 4% и составил 17,6 млн. человек. При этом наиболее популярными среди туристов остались Турция, ее посетило 3,3 млн. человек (это на 6,5% выше, чем в 2013 году). На втором месте оказался Египет, его посетило 2,6 млн. человек, а прирост составил 34% по сравнению с 2013 годом. Получилось, что российские туристы из-за резкого роста курса доллара отказались от туров в Европу, но предпочли Египет, потому что цены на туры туда ниже. Если проанализировать другие страны, то видно, что поток по сравнению с 2013 годом сократился. Туризм в Грецию составил чуть более 1 млн. человек, что на 13% ниже 2013 года, в Испанию – 982.3 тысяч человек, что на 3% меньше, в Таиланд – 933 тыс. человек, что на 10% ниже. В 2015 году негативные тенденции сохранились, поэтому продолжается падение потока российских туристов за рубеж, особенно в страны Европы, которые поддержали санкции против России. В 2014 году произошло и сокращение въездного турпотока: число иностранных туристов составило 2.6 млн человек, что на 3% меньше, чем в 2013 году. При этом, большинство поездок в Россию по итогам 2013-2014 годов совершалось с деловыми целями (58% от общего объема экспорта услуг по итогам 2013 года). Снижение курса национальной валюты привело к тому, что резко подешевели туры в Россию в долларах, что привело в росту популярности нашей страны среди туристов разных стран. При этом отмечается, что в 2015 году ожидается снижение турпотока, что связано с санкционным режимом и политической нестабильностью в стране. В 2015 году продолжается спад спроса на речные круизы и железнодорожные туры, которые были традиционно популярны у иностранцев. Так, по данным компании Volga Dream Cruises, число бронирований в Германии снизилось до 40 %. В результате, туркомпании все активнее начали привлекать туристов с Востока, в частности из Китая и Кореи. Можно ожидать, что турпоток из Китая увеличится на 10 %., потому что снизился курс рубля и был упрощен визовый режим. Политическая обстановка «отпугнула» значительную часть американских и европейских путешественников. Так, отмечает АТОР, турпоток из Европы, который составляет 60 % от общего числа приезжающих в Россию иностранных туристов, сократился на 20–30 %. Из США, по данным Росстата, за 9 месяцев 2014 года приехало на 17 % меньше путешественников. В то же время турпоток из Турции вырос на 13,5 %, из Китая — на 10–15 %, из Южной Кореи благодаря отмене виз — на 70 %. Наиболее популярными направлениями для иностранных туристов являются: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, меньший турпоток едет в Екатеринбург и Казань. Иностранных туристов также интересуют природные достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, однако здесь негативное влияние оказывают высокие транспортные тарифы и длительность всей программы, которая приводит к удорожанию тура. То есть можно сделать вывод, что иностранные граждане предпочитают ездить в Россию в деловых целях, российские же граждане выезжают за границу в основном как туристы. Анализ состояния туристической инфраструктуры в России в 2010-2014 годах По последним данным статистических исследований, в России насчитывается более 14 тысяч гостиниц различного типа – как брендовыесетевые, так и хостелы или небольшие отели. В середине 2000 годов в России наблюдалась нехватка гостиничного фонда во многих российских регионов, а также низкое качество обслуживания и оборудования гостиниц. Затем, после того, как в Росси стало проводится много спортивных и иных мероприятий, динамика улучшилась, стали стоится новые отели в регионах России, стал повышаться сервис. Во многом это было связано с проникновением западных сете гостиниц, которые имели западные стандарты качества и активно внедряли их в России. См. таблицу 1.3. — Динамика развития гостиничного фонда в России 2010-2014 Как видно из таблицы 1.3, в 2013 году количество зарегистрированных гостиниц составил 9855, что на 20% выше, чем в 2010 году, в 2014 году уже было около 10 000 гостиниц по всей России. При этом из таблицы 1.3 видно, что коэффициент использования имеющегося гостиничного фонда остается низким, но имеет тенденцию к сокращению при строительстве новых отелей. При этом коэффициент износа основных фондов гостиниц остается высоким в 2010-2014 годах. Гостиницы в России можно разбить на 3 больших сегмента по уровню обслуживания: бюджетный (гостиницы 2 звезды и ниже, в зависимости от уровня конкретного объекта); средний (гостиницы 3 звезды) и высокий (гостиницы 4-5 звезд). В соответствии с этим выделяются соответствующие рыночные сегменты: нижний (гостиницы экономического уровня), средний (3-4 звезды) и верхний (4-5 звезд). Гостиницы, управляемые международными гостиничными операторами оставались лидерами рынка по показателю доходности на номер. В период 2005-2009 гг. интерес к гостиничному рынку России со стороны иностранных гостиничных операторов возрастал в геометрической прогрессии. В 2009 году в России под международными брендами работало около 50 гостиниц, вместимостью почти 15 тыс. номеров. При этом, если раньше международные гостиничные сети интересовала возможность управления только гостиницами верхнего сегмента рынка (4-5 звезд), то с 2009 году многие из них стали рассматривать экспансию как е столицу, так и в российские регионы в среднем сегменте (3-4 звезды). Анализируя рынок гостиниц в России можно сделать вывод, что иностранные сети гостиниц расположены в Москве и Петербурге, потому что это крупнейшие мегаполисы, где сосредоточены крупные компании и данные города инвестиционно привлекательны доя западных сетей. По последним данным, на долю двух столиц приходится 57%. Третье, четвертое и пятое места по этому показателю занимают Сочи (13%), Московская область (5%) и Екатеринбург (4%). Вывод: В настоящее время в России развиты следующие виды туризма: экологический, деловой, познавательный, оздоровительный, круизный, спортивный, событийный, гастрономический. Также пользуется популярностью индивидуальный и детско-молодежный отдых во время летних каникул. 1.2 Изучение спортивно-оздоровительных услуг в туризме К программно-нормативным основам развития туризма относятся руководящие и нормативные документы, регламентирующие процесс развития туризма. Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта. На государственном уровне принимались меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Имеется ряд законов и нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, их реализация не принесла должных результатов. К числу главных направлений в реализации развития относится создание оптимальной правовой базы развития спортивно-оздоровительного туризма. Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития спортивно-оздоровительного туризма заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере спортивно-оздоровительного туризма, общественное туристское движение могло активно участвовать в общей законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы РФ, которые в той или иной степени влияют на развитие спортивно-оздоровительного туризма. Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни средствами спортивно-оздоровительного туризма. Это предопределяет, что в будущем расходы на спортивно-оздоровительный туризм должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиться такого положения, когда развитие спортивно-оздоровительного туризма в Федеральном и региональных бюджетах выделялось не менее 25% от средств, выделяемых на физкультурно-оздоровительную работу, молодёжный и детско-юношеский спорт. Совершенствование законодательства в области спортивно-оздоровительного туризма должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях движение финансировалось не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для поддержки развития материально-технической базы спортивно-оздоровительного туризма. Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для: - организаций, реализующих программы, направленные на развитие спортивно-оздоровительного туризма среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни: - спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие спортивно-оздоровительного туризма. Туристско-спортивным союзом России совместно с Госкомспортом России завершен один из этапов создания нормативной базы спортивного туризма, являющейся основой безопасности и качества проведения спортивных мероприятий. Выпущен и рекомендован высшим учебным заведениям учебник: «Спортивно-оздоровительный туризм»; разработан раздел «Классификатор видов спорта» для спортивного туризма и правила проведения спортивных туров, как одной из современных технологий экстремальных видов спорта. Создана структура базы данных и находится на этапе заполнения сайт, отражающий динамику развития спортивно-оздоровительного туризма в России. Сайт будет позволять любому пользователю оперативно знакомится с передовыми разработками в сфере спортивного туризма, быть в курсе проведения календаря соревнований и иметь возможность получать данные о перевалах, вершинах, реках, и маршрутах проходимых российскими туристами по всему миру. Наряду с соревновательной и нормативно-информационной деятельностью ТССР и Госкомспортом России в тесном контакте с общественными организациями были проведены ряд научно-практических конференций, совещаний и семинаров, основной целью которых стала задача консолидации всех государственных, общественных и коммерческих структур в стране на дальнейшее развитие массовости спортивно-оздоровительного туризма, системы туристских клубов и туристских центров в природной среде обитания человека. Также была положительно отмечена практика совместного участия ТССР и Госкомспорта России в организации и проведении выставок, круглых столов связанных с развитием экстремального туризма в России и за рубежом. На этом направлении нужно еще много сделать, особенно это касается задачи создания единого туристского пространства и возрождения лучших традиций и образцов 100-летнего периода развития спортивного туризма в нашей стране. Основным руководящим документом в сфере туризма в настоящее время является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской федерации», принятый в 1996 г. Закон отражает отношения, которые уже сложились в сфере туризма; определяет принципы государственной политики в вопросах туризма и регламентирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. Закон конкретизирует права и обязанности тех, кто представляет туристские услуги, и тех, кто ими пользуется. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; - охрана окружающей природной среды; - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; - развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач. Руководящими документами в сфере туризма также являются: - Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по развитию туризма»; - Федеральная целевая программа развития курортов и туристских объектов общероссийского значения; - федеральная целевая программа развития туризма в Российской Федерации (разработчик - Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму). Целью первой программы является сохранение и развитие курортов и туристских объектов всероссийского значения для укрепления здоровья населения и достижения социально-экономического эффекта. Вторая программа носит комплексный характер и охватывает спектр наиболее важных вопросов развития отечественной туристской индустрии: от формирования современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности до совершенствования системы информационного обеспечения и проведения рекламной политики, направленной на создание образа России как страны, благоприятной для туризма. Все перечисленные руководящие документы носят «рамочный» характер. Они не являются законами прямого действия. В настоящее время туризм подпадает под юрисдикцию субъектов федерации, хотя все его существенные элементы - правовые основы единого рынка, вопросы отдыха, культуры, пересечения границ и т.д. - относятся либо к федеральному ведению, либо к совместному. В настоящее время в регионах России созданы или создаются программно-нормативные документы развития туризма в регионах, и эти документы не должны противоречить программно-нормативным основам развития туризма в России. К основным нормативным документам, действующим в спортивном туризме, относятся: - Концепция развития спортивного туризма в Российской Федерации; - Программа развития спортивно-оздоровительного туризма в России; - Разрядные требования по спортивному туризму; - Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника; - Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ); - Устав Туристско-спортивного союза России; - Положение о туристско-спортивных маршрутно-классификационных комиссиях; - Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации; - Правила соревнований по туристскому многоборью. Следует учесть, что в ТССР идет постоянная работа по совершенствованию и расширению нормативной базы спортивного туризма. Анализ современного состояния и перспектив развития спортивно-оздоровительного туризма в России. Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Для эффективного государственного управления в области туризма необходимо полагаться на Федеральный Закон "Об основах туристской ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: