VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Вопросы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000030
Тема: Вопросы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
    Введение
    
    Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране актуализировались вопросы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России за последние пять лет число детей данной категории увеличилось в несколько раз. Так, если в 2012 году количество              детей–инвалидов составляло 560 тысяч, то за период 2013-2014гг. эта цифра достигла 580 тысяч1.
    Реабилитация – это комплекс медицинских, психологических, экономических, педагогических, социальных и других мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности указанной категории лиц, при этом особое значение имеет «социальная реабилитация».
    В свою очередь, понятие «социальная реабилитация» характеризуется в обобщенном виде как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу, в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
    Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процесса его социальной реабилитации.
    Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, недостатке контактов со сверстниками, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному – образованию.
    Ребенок, имеющий инвалидность, - часть общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Такой ребенок может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их ему мешает неравенство возможностей. 
    Ребенок не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.
    Исходя из этой парадигмы, целью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями является содействие в улучшении качества жизни такого ребенка, защита и представление его интересов в различных организациях, создание условий для выравнивания возможностей со здоровыми детьми, что отличает интеграцию детей - инвалидов в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
    Социальная реабилитация личности ребенка-инвалида – это сложный процесс его взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
    При этом, важно отметить, что большую роль в социально-реабилитационном процессе детей-инвалидов играют реабилитационные учреждения, появление которых пришлось на 90-е годы 20 века. Необходимость создания таких учреждений была продиктована потребностью предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям возможность проведения комплексной реабилитации – медико-социальной, психолого-педагогической и социально-экономической.
    Так, для решения этой проблемы в Люберецком районе Московской области был создан Комплексный реабилитационный центр «Кентавр», цель которого – оказание социально-реабилитационной помощи и всех видов социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
    Комплексный реабилитационный центр, как модель социального учреждения, является экономически эффективным, так как позволяет обслужить сравнительно большое количество детей-инвалидов, а также предоставить им возможность общения и организации досуга.
    Таким образом, решение проблем по организации социальной реабилитации детей-инвалидов является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения детей данной категории населения в общество.
    Степень разработанности проблемы. Вопросу социальной реабилитации, особенностям ее технологического процесса, и в частности, реабилитации детей-инвалидов посвящено достаточно много литературы. 
    Особую значимость для нашего исследования имели теоретические идеи и положения в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, изложенные в работах Н.Ф.Басова, Л.И.Акатова, Т.А.Дубровской, М.В.Воронцовой, Е.И.Холостовой, С.В.Шмелевой и др.2.
    В свою очередь, аспекту технологии и специфике практической социальной работы с детьми-инвалидами посвящены работы Г.А.Степиной, Е.И.Холостовой и Л.И.Кононовой, А.М.Руденко, Н.Ф.Дементьевой, Л.И.Акатова и др.3. 
    Особенности реализации комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов представлены в работах Н.Ф.Дементьевой, Ф.С.Возжаевой4.
    Объектом исследования являются дети-инвалиды.
    Предметом исследования – технологии социальной реабилитации детей-инвалидов, применяемые в ГБУСОМО Комплексный реабилитационный центр «Кентавр».
    Цель исследования – раскрыть и проанализировать специфику и особенности мероприятий социальной реабилитации в отношении детей-инвалидов.
    Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
    - рассмотреть специфику положения детей-инвалидов в современном обществе;
    - раскрыть сущность и содержание социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
    - описать особенности организации технологического процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
    - изучить технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в ГБУСОМО Комплексный реабилитационный центр «Кентавр»;
    - проанализировать имеющуюся литературу по проблеме исследования.























Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
    
    1.1. Детская инвалидность в современном обществе
     Общественный прогресс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды являются одной из наиболее многочисленных групп.
    История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанной  изоляции «полноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в обществе, создания для них безбарьерной среды.
    Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества, в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности.
    Итак, детей, о которых будет говориться в этой работе, называют детьми-инвалидами, а значит, нетипичными, потому что развиваются и ведут себя не так как другие. О таких детях врачи, социальные работники, педагоги часто говорят: аномальный, больной, с отклонениями в развитии, с особыми образовательными потребностями. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид» и «инвалидность».
    При определении «инвалидности» в нашей стране традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности).
    Между тем, «инвалидность» в детском возрасте можно определить как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем, возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»5. 
    В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливаются 1,2 или 3 группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». К ней относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приведшие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности6.
    Численность детей-инвалидов в России увеличивается стремительными темпами. Так, в 2014 году в органах системы социальной защиты населения на учете состояли 520 тыс. детей данной категории населения в возрасте до 18 лет, что составило 2 % общей численности детей и подростков по стране, в целом.
    Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10-14 лет (47%), на втором месте – дети 5-9 лет (29%), на третьем – дети в возрасте 0-4 года (14%). Дети-инвалиды  в возрасте от 15 до 18 лет составляют 10%7.
    На сегодняшний день существует большое многообразие классификаций детей с ограниченными возможностями здоровья, однако, наиболее распространенной является классификация детей с отклонениями в развитии и поведении, предложенная Б.П.Пузановым и В.А.Лапшиным. В соответствии с данной классификаций выделяются следующие группы детей-инвалидов:
1. Дети с нарушением слуха и зрения:
    - с недостатками слуха (глухие (неслышащие) дети и слабослышащие (тугоухие) дети);
    - со стойкими дефектами зрения (слепые (незрячие) дети и слабовидящие дети).
    2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:
    - умственно отсталые (олигофрения, деменция);
    - интеллектуально недоразвитые (идиотия, имбецильность, дебильность);
    - с задержкой психического развития (конституционного, психогенного происхождения и церебрастенического характера).
    3. Дети с тяжелыми нарушениями речи:
    -  устной речи (тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, дизартрия, алалия, афазия);
    - письменной речи (дислексия, десерафия).
    4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
    5. Дети со смешанным дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые).
    6. Дети с искаженным развитием – психопатией, с патологией влечений8. 
    В целом, нужно отметить, что в научной литературе и социальной практике сложились различные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято называть «моделями инвалидности». Данные модели можно условно разделить на две группы.
    В одном случае инвалидность понимается как личная проблема. Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимодействия между отдельным человеком и его недугом. Инвалидность – это медицинская патология, и этим инвалиды отличаются от «нормальных» людей.
    Все проблемы инвалида – следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу здоровых людей, и задача социальной работы – помочь инвалиду в его адаптации, а основным его содержанием должна быть защита. Ценность же человека в данном случае рассматривается с точки зрения его «полезности» для общества.
    Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема. Здесь в центре внимания находится связь между человеком и окружающей его средой, в том числе и обществом. Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореабилитации инвалидов (общественная мораль, психологический климат, социальная инфраструктура), т.е. инвалиды скорее рассматриваются как притесняемая группа, чем как аномалия.
    Суть же самой проблемы инвалидности заключается в неравенстве возможностей при равенстве прав, в связи с чем, содержание социальной работы определяется основными аспектами социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в реализации ими своих неотъемлемых прав и обязанностей.
    Одновременно с этим, нужно указать на то обстоятельство, что в нашем обществе в течение длительного времени доминировала установка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственных специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению автора, привело к созданию кризисной ситуации, которая характеризуется особыми обстоятельствами:
    - социальная «маркировка» (специализация) ребенка с особыми нуждами, как ребенка с дефектом (неполноценного);
    - искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе;
    - жесткость и безвариативность форм получения образования и обучения в системе специальных учреждений;
    - почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.
    В последние годы ситуация стала существенно меняться, однако, следует отметить, что раздельное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей в его конечном виде имеет негативные последствия для тех и других. Так, у детей-инвалидов в условиях сенсорной недостаточности, обусловленной недугом, возможно формирование психической депривации, которая в условиях интернатского учреждения получает дополнительный импульс вследствие еще большей нехватки различной сенсорной стимуляции.
    Психическая депривация – это психическое состояние личности, возникающее в результате условий, при которых субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения ряда его основных потребностей в достаточно длительном времени в условиях изоляции и частичного ограничения жизненных условий. Она проявляется в задержке и искажении интеллектуального развития, объединение когнитивной сферы, эмоциональных расстройствах, волевых нарушениях и т.д.
    Вместе с тем, в последнее время, когда речь идет о положении детей в России, чаще всего употребляется термин «социальная депривация», который подразумевает наличие ограничений, недостаточность тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания детей, обусловленное, в первую очередь, низким уровнем жизни.
    При этом, особенно остро депривация сказывается на детях-инвалидах, менее адаптированных к жизненным трудностям. Инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов ребенка, а отсутствие бесконечного круга общения приводит к дезадаптации, которая ведет к еще большей изоляции, и, соответственно, к недостаткам развития9.
    Между тем, у здоровых детей, не имеющих контактов с детьми с ограниченными возможностями здоровья формируются психологические барьеры, негативные установки по отношению к последним, которые потом сохраняются и в более старшем возрасте.
    В настоящее время делаются успешные попытки преодоления недостатков интернатского воспитания детей-инвалидов посредством создания реабилитационных центров для детей  и подростков с ограниченными возможностями. В задачи таких центров входит оказание разносторонней помощи детям-инвалидам, их реабилитация и профессиональная ориентация.
    Одновременно с этим, нужно отметить, что вопросы различных аспектов социальной реабилитации невозможно решить без участия социального работника, в функции которого входит оказание юридической, медицинской, психологической, педагогической и других видов консультационной помощи, организация материальной поддержки и проведение основных реабилитационных мероприятий.
    Он также должен оказывать помощь ребенку в преодолении себя, как ущербного. Известно, что инвалиды с положительной «Я-концепцией», уверенные в себе, «психологически благополучные», чаще воспринимаются и окружающими положительно. С другой стороны, в работе с родственниками ребенка-инвалида необходимо преодолевать проявляющиеся устойчивые стереотипы отношения к нему, как к неполноценному существу. Ведь именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает как средство жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих10.
    В целом, важно указать на то обстоятельство, что решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно в двух плоскостях. Во-первых, - это профилактика детской инвалидности, предусматривающая комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых входили как консультации, так и диагностика.
    Во-вторых, - это социальная реабилитация детей-инвалидов, а также развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а так же коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных учреждений для детей с нарушениями в развитии в соответствии с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта.
    Таким образом, можно констатировать, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно, отражаются на поведении ребенка, его отношениях с окружающим миром создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к успешной интеграции в общество. В свою очередь, одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок к инвалидности и борьбе с их дискриминацией в обществе. 
     
        
    
      
      
    1.2. Сущность и содержание социальной реабилитации
    детей с ограниченными возможностями
    Реабилитология – это наука о сохранении и восстановлении здоровья конкретного человека, общества и среды их жизнеобеспечения. Единицей наблюдения в реабилитологии является человек в среде обитания. При этом, выделяются три составные части реабилитологии:
    1. наука о психо-сома-физиологическом здоровье человека, средствах, способах и методах его восстановления;
    2. наука об экологической реабилитации человека и среды его обитания;
    3. наука о возрождении духовно-нравственных ценностей, об адаптивных в реальной жизни средствах, способах и методах формирования мировоззрения11.
    Население рассматривается как биосоциоэкологическая система, функционирующая путем саморегуляции. Проявлениями жизнедеятельности этой системы служат ее потребности: социальные, культурные, экономические, биологические. Если потребности постоянно удовлетворяются, система самообновляется и существует; при частичном удовлетворении система может изменять свое состояние; при длительном, полном неудовлетворении потребностей система погибает.
    Существует большое количество определений понятия «реабилитация». Так, согласно Е.Т.Лильину и В.А.Доскину «реабилитация представляет собой процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методами, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимакса»12.
    Большой энциклопедический словарь медицинских терминов называет реабилитацию в медицине «комплексом медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов»13.
    Между тем, в популярной медицинской энциклопедии реабилитация в медицине (восстановительное лечение) определяется как «система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду»14.
    Далее отмечено, что реабилитация в медицине является начальным звеном в системе общей реабилитации. Здесь же перечислены и другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, проводимые наряду с медицинской реабилитацией и в прямой связью с ней. 
    В свою очередь, такие авторы как Т.А.Дубровская, М.В.Воронцова рассматривают реабилитацию как сложный процесс, в который входят: лечение больного – медицинская реабилитация, выведение его из психической депрессии (психологическая реабилитация), восстановление способности больного для посильного участия в трудовом процессе (профессиональная реабилитация)15.
    А.В.Чоговадзе, определяя сущность понятия реабилитация, подчеркивает, что «особо важно восстановление  физического, психологического и социального статуса человека»16.
    Рабочая группа Европейского регионального бюро ВОЗ  отмечала, что целью реабилитации является ограничение или преодоление физической или экономической зависимости с тем, чтобы отдельное лицо могло вернуться к тому, что в отчете Группы называется естественный (эмоциональный) зависимостью. Под реабилитацией Рабочая группа понимает службу, предназначенную для поддержания или восстановления состояния независимости. Важная функция этой службы – это предотвращение перехода нарушения здоровья в инвалидность. При наличии инвалидности задача реабилитации – вернуть пациента к состоянию нарушения здоровья17.
    По мнению Н.Ф.Дементьевой и Л.И.Старовойтовой при рассмотрении дефиниции «реабилитация» целесообразно понять соотношение адаптации и реабилитации. Так, в реабилитации участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы, обеспечивая саморазвивающийся, динамический процесс. При этом, происходит либо приспособление  к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном или психологическом плане. Таким образом, адаптация есть приспособление к дефекту, а реабилитация – его преодоление18.
    Итак, во всех вышеприведенных определениях реабилитация рассматривалась преимущественно в медицинском, социальном и психологическом аспектах.
    Резюмируя вышеизложенное, автор считает целесообразным под реабилитацией понимать комплекс медицинских, психологических, профессиональных и социальных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов: процесс интеграции инвалидов в обществе. 
    Основная задача реабилитации заключается в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества. 
    В свою очередь, реабилитация инвалидов представляет собой процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья и стойким расстройством функций организма19. 
    Дети-инвалиды являются одной из самых проблемных, с точки зрения социальной реабилитации, групп. Процесс реабилитации таких детей имеет свои особенности по сравнению с реабилитацией взрослых. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:
    - очень высоким темпом развития, в том числе, социального;
    - неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка;
    - ведущей ролью взрослых, как важным фактором оптимизации реабилитационного процесса.
    В целом, понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» можно рассматривать в трех ипостасях: как процесс, как конечный результат и как деятельность.
    Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижении стратегической цели – восстановление его социального статуса, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно адаптироваться к окружающей обстановке. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области (социальным работником), протекает в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы и методы воздействия на ребенка.
    Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества.
    Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения20.  
    Важно отметить, что социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями тождественна реабилитации взрослого инвалида, но не аналогична ей и отличается следующими принципами:
    - начало реабилитационных мероприятий с первого дня болезни;
    - этапное лечение от начала возникновения заболевания до окончательного его исхода;
    - преемственность, непрерывность и завершенность на всех этапах реабилитации;
    - комплексный характер реабилитационных мероприятий;
    - скоординированное взаимодействие специалистов всех профилей при оказании комплексной реабилитации детей-инвалидов;
    - индивидуализация реабилитационных мероприятий в каждом случае с учетом тяжести течения, клинических особенностей болезни;
    - доступность и осуществление всех реабилитационных мероприятий за счет государства;
    -  осуществление реабилитации в обществе больных (инвалидов);
    - работа не только с детьми-инвалидами, но и с их семьями21.
    Реабилитацию инвалидов принято подразделять на определенные виды: медицинскую, социальную, профессиональную и педагогическую. Существует также деление реабилитационных мероприятий на: медико-социальные и психолого-педагогические.
    Однако, по мнению автора, такое деление не отражает особенностей реабилитации детей-инвалидов и требований к ее комплексному характеру. Поскольку реабилитация является динамической системой мероприятий, то необходимо различать: во-первых, отдельные элементы этой системы, чаще всего именуемые компонентами или аспектами, которые характеризуют сложный функциональный состав различных реабилитационных мероприятий; во-вторых, периоды, или этапы реабилитации, отражающие включение различных звеньев реабилитационной системы во времени сообразно с особенностями течения той или иной болезни, патологического процесса.
    В связи с этим, правомерно выделять медицинский, физический, психологический, профессиональный, педагогический, технический, социальный и экономический аспекты реабилитации как наиболее важные в работе с детьми-инвалидами.
     Нам представляется, что самые главные, стержневые из вышеуказанных – медицинский и социальный компоненты. В них концентрируется главная цель реабилитации – восстановление физической работоспособности (медицинский компонент) и интеграция ребенка-инвалида в общество (социальный компонент. В этом смысле они – непременные составные части (элементы) системы социальной реабилитации.
    Реабилитационные мероприятия, относящиеся к обоим этим компонентам, специфичны и целенаправленны при достижении основных целей реабилитации.
    Таким образом, вся работа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями должна вестись в системе «Общество и государство – специалист социальной работы – ребенок с ограниченными возможностями и его семья».
    При этом, главная идея всех мероприятий социальной реабилитации детей-инвалидов – развитие личности, в целом, а не только коррекция и тренировка отдельных функций организма.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
Глава 2. Содержание и организация социальной реабилитации детей-инвалидов

    2.1. Организация технологического процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
    Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
    Важно заметить, что инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также особенностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
    Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы.
    Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям – основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно данной модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам22.
    Всемирная организация здравоохранения следующим образом анализирует вышеуказанную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации23. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением.
    Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов, в частности детей-инвалидов, и их семей в значительной степени  находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.
    Автор предлагает более подробно остановиться на рассмотрении социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудить некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При этом, нужно отметить, что за рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитации и реабилитации.
    Так, абилитация представляет собой комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся  ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности24.
    В России реабилитация объединяет оба данных понятия, причем, предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы. Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. 
    Социальная модель реабилитации детей-инвалидов основана на понимании итого, что трудности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, в первую очередь, связаны с недостаточностью или отсутствием условий для его нормальной, полноценной жизни, а не с нарушениями функций организма. При этом, ответственность за создание условий, обеспечивающих равные права возможности, начинают брать на себя общество и государство.
    Реабилитация – это не только лечение  и улучшение состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей  работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека25.
    В рамках рассмотрения вопроса организации технологического процесса социальной реабилитации детей-инвалидов, важно указать на то обстоятельство, что основной технологией социальной модели реабилитации данной категории детей является Индивидуальный план реабилитации или индивидуальная программа реабилитации. Данная программа представляет собой разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности26.
    Индивидуальная программа реабилитации инвалида, в том числе ребенка-инвалида, является обязательной для исполнения соответствующим органом государственной власти, органами местно самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
    При этом, социальный работник (специалист социальной работы) является связующим и координирующим звеном в процессе социальной реабилитации и непосредственно сам является его участником.
    При составлении комплексной программы социальной реабилитации специалист социальной работы участвует в этом процессе, включая необходимые для социальной реабилитации комплекс мер, а именно, определяют меры по включению родителей ребенка с ограниченными возможностями в ассоциации для коллективной взаимопомощи, по предоставлению матери-одиночке надомной работы, по социально-бытовому обслуживанию ребенка на дому.
    Кроме того, специалист несет общую ответственность за организационную реализацию предусмотренных программой реабилитационных мероприятий. На него возлагается задача координации и обеспечения условий работ специалистов по разделам программы. Во время первичной консультации специалист социальной работы знакомится с ребенком с ограниченными возможностями, его семьей, изучает индивидуальную программу реабилитации, амбулаторную карту  реабилитации, затем проводит диагностику ребенка, заполняя в амбулаторной карте реабилитации социально-средовые данные.
    В целом, сам процесс социальной реабилитации предполагает оказание правовой и юридической помощи, консультирование по вопросам прав и льгот, касающихся детей-инвалидов и их семей, прав граждан на социальное обслуживание и реабилитацию. Консультации дают клиентам полное представление о положенных им по законодательству правах на обслуживание и путях их защиты от возможных нарушений.
    Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарном подходах. Совместная деятельность специалистов мульти профессиональной группы (учителя, врачи, реабилитологи, психологи и с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44