- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Установления роли и места группового обучения на уроках русского языка и литературы в современной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013589 |
Тема: | Установления роли и места группового обучения на уроках русского языка и литературы в современной школе |
Содержание
Введение В нашем современном постоянно изменяющемся мире происходит регулярное улучшение сфер жизни. Изменения, безусловно, происходят и в образовании. Все эти постоянные изменения происходят с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития личностных качеств ребенка. Одна из ведущих задач совершенствования современной школы – изменение качества общего образования, т.е. внесение существенных изменений в практику учителя и образовательного учреждения. Так, в настоящее время в числе основных ведущих новшеств мы можем отметить понятие деятельностный подход. Деятельностный подход в сфере нашего современного образования полагает наличие у ученика нынешнего поколения познавательных мотивов: главная задача, которая стоит перед каждым из учеников, улучшить свои уже полученные учащимся навыки, увеличить стремление нашего обучающегося узнать что-то новое для себя. В основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед современными преподавателями новые учебные задачи: 1) воспитание и развитие личности учащегося в соответствии с основными требованиями нашего современного информационного сообщества; 2) у нынешних учеников современной школы развить способности самостоятельно получать и обрабатывать данную полученную информацию по предоставленным учебным вопросам; 3) использование индивидуального подхода к каждому учащемуся из класса; 4) развитие коммуникативных навыков у наших нынешних учеников; 5) ориентировка на результативное применение творческого подхода при четком осуществлении своей педагогической деятельности в современной школе [Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции", 2017: 5]. По мнению Н. И. Демидовой, самая известная и привычная для школы форма организации учебного процесса школьников – это обычный урок. Форма обучения – это ясно образованная, целенаправленная, насыщенная содержательно и методически оборудованная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений педагога с учащимися. Групповая работа в современном мире заняла весьма стабильное место на уроках русского языка и литературы в школах. Групповые формы обучения дают возможность современным детям работать и творить совместно, т.е. в порядке « ученик + ученик ». Большинство педагогов отмечают большую результативность использования такой организации работы современных школьников: воспитать у наших учеников хорошую ответственность, возможность каждого учащегося из своего класса вовлечь в процесс познания. Значительная эффективность проводимых нами уроков, в большей степени, безусловно, связана с активностью самих учащихся класса. Главная цель, которую ставим перед организацией современной групповой формы работы – это развитие мышления нынешних детей, т.е. развивать у учащихся класса способность хорошо думать. В выпускной квалификационной работе мы более подробно проанализируем все плюсы групповой формы обучения, так же результативное использование их на современных уроках педагогами – именно в этом и заключается актуальность данного нами исследования. Отталкиваясь от вышесказанного, можно поставить главную цель данной исследовательской работы. Цель выпускной квалификационной работы заключается в установлении роли и места группового обучения на уроках русского языка и литературы в современной школе. Задачи данной работы: - внимательно рассмотреть, проанализировать имеющуюся учебно-методическую литературу о формах организации данной учебной работы; - изучить виды групповой формы работы, использующиеся на уроках русского языка и литературы в современных школах. Предметом выпускной квалификационной работы является организация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в современной школе. Объектом является групповая форма организации работы учащихся. Гипотеза исследования: Групповая форма организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы активизируют процесс учебной деятельности учащихся класса. Базой проведения исследования послужила школа МБОУ "СОШ № 65 г. Ижевск. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды Дьяченко В. К., Лийметс Х. Й., Цукермана Г. А., Джуринского А. Н. и др. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании технологии проведения нетрадиционного урока в современной школе. Практическая значимость работы заключается в разработке современных занятий с использованием нетрадиционной технологии и в возможности практического использования своих полученных знаний в данной области. Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, практической части, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников. Нынешнее наше общество четко требует от современного образования хорошего специалиста, который отлично владеет коммуникативными умениями и навыками. Нынешний обучающийся находится в центре стабильно изменяющегося мира, и реализовать себя ученик сможет только во взаимодействии с окружающими его людьми. Так же и взаимопонимания, безусловно, можно достичь лишь в результате общения с другими людьми. Учебное заведение обязано научить своего выпускника действовать в сформированной группе, высказывать собственную точку зрения и аргументировать её, умению общаться. Данная задача может быть решена посредством групповых форм работы взаимодействия между педагогом и учеником, также, конечно, и между самими ребятами на уроках. Джуринский А. отмечает, что к тотальным формам организации современного занятия относят урочную и внеурочую, в каждой из которых используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации учебного занятия. Критерием подобного членения является совсем не количество учеников, а характер связей между учащимися в процессе их познавательной деятельности [Джуринский 1999: 40]. Как отмечает Н. А. Сорокин, фронтальная форма организации учебной работы современных школьников учитывает коллективную деятельность класса для результативного осуществления представленной учебной задачи урока. Учащиеся под непосредственным руководством педагога в одно и то же время вместе ясно осуществляют совместную для всех учеников класса работу, т.е. они сравнивают, обсуждают и оценивают результаты своей деятельности по данной теме. Такая работа эффективно оказывает содействие для создания доверительных, дружеских отношений между учителем и учащимися в школе. Фронтальную форму работы в классе можно осуществить в процессе выполнения интересных творческих или репродуктивных заданий, объяснительно-иллюстративного или проблемного подачи материала учащимся. При этом обязательно надо учесть индивидуальные особенности каждого ученика своего класса, ни в коем случае не концентрироваться на идеального учащегося. Исследованиями в данной, представленной нами работе, области занимались: В.А.Буров, Р.И.Малафеев и другие [Сорокин 1974: 12]. Индивидуальная форма организации учебной деятельности полагает постановку перед каждым из учащихся класса сознательно подобранных, в соответствии с их уровнем учебной подготовки и возможностей, задач для самостоятельного решения нынешним учеником. Подобные задания четко сосредоточены на работу с разными энциклопедиями, учебной и методической литературой, хрестоматиями, словарями, справочниками, написание эссе по разным темам, докладов на разную тематику, сочинений, рефератов. В поучительной литературе школы разделяют индивидуализированную и индивидуальную формы и организации учебного процесса в школе. Индивидуализированная форма работы устремлена на самостоятельное решение характерных задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной работы каждого ученика класса. Индивидуальная форма работы – учащийся решает коллективное для всего своего класса задачи, притом не должен разговаривать с другими ребятами, но учитывается то, что работа выполняется в одинаковом для всего класса темпе. Значимыми функциями педагога являются умение стимулировать познавательную деятельность, умение вовремя помочь в решении учебных задач, неизменный контроль при решении предоставленных заданий. Индивидуальную форму работы возможно устроить на всех этапах занятия: во время развитие умений и навыков, усвоения новых знаний, закрепления, контроля знаний, обобщения и повторения учебного материала. Конечно, несмотря на существенные преимущества индивидуальных форм работы, недостатком данной формы работы является ограниченное общение между учащимися, взаимопомощи в учебе [Бабанский 1990: 30]. Исследованиями в области организации групповой работы в России занимались М.Д. Виноградова, Х.И. Б.И. Первин, Лийметс, и др. Групповая форма построения учебной работы школьников предусматривает разделение их на группы, делается это для того, чтобы выполнить одинаковые либо разные задачи. Безусловно, при делении учеников на группы надо учесть учебные возможности для того, чтобы выполнить задания, так же надо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Важно учесть четное или нечетное количество учеников в группе, т.к. если в группе четное количество учеников, мнения по данной теме могут не совпадать и этой группе гораздо сложнее будет выбрать единый ответ на вопрос. Количество учеников в группах должно быть 3-6 человек, так результативность их работы будет существенно выше, чем работа группы из 8-10 учащихся. При определении состава группы надо помнить то, что с увеличением численного состава уменьшается как работоспособность группы, так и ее эффективность [Лийметс 1975: 75]. По мнению Г. А. Цукермана, результаты коллективной работы в группах, безусловно, зависят от умений преподавателя руководить. Нужно отметить, что работа в группе вырабатывает общественную ответственность, индивидуальную помощь каждому ученику, не только со стороны педагога, но и со стороны самих учащихся друг другу. Стимулирование познавательной работы учащихся неизменно существенно выше по сравнению с выполнением данной задачи каждым учащимся самостоятельно. Групповая форма работы, конечно, уместна при создании у учеников навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков. Но не надо забывать, что при формировании групповой формы работы возникают некоторые трудности: сильные учащиеся порой задерживают инициативу и независимость слабых, некоторые группы не могут результативно работать без внимательной и непрерывной помощи со стороны педагога, конечно, во время урока работа в группах порой срывает ритм и отчетливое проведение занятия [Цукерман 1993: №3]. По утверждению Х.Й. Лийметса, групповая работа, возникает только на основе разделенной групповой работы. При этом данная форма работы приобретает следующие признаки: - сказывается подобное деление труда, учитывающее способности и интересы каждого учащегося и позволяет каждому намного лучше показать себя в совместной работе; - организация решения задания реализовывается самим классом и отдельными группами учащихся под наставлением педагога; - учебный класс понимает коллективную ответственность за данное задание педагогом и приобретает за выполнение задания подобающую оценку; - несомненно, есть взаимный контроль и ответственность каждого учащегося перед своей группой классом [Лийметс 1987: 30]. А. А. Бодалев отмечает следующий ряд преимуществ использования групповых форм обучения: 1. Снабжает значительным качеством знаний по определенному предмету, опорные конспекты, взаимообучение, неоднократное повторение изученного материала – и это только часть приемов, которые повышают качество знаний учащихся. 2. Разрешает ученикам быть субъектами учебно-воспитательного процесса: самостоятельно получать новые знания, ставить перед собой конкретную цель, планировать достижение поставленной цели, контролировать одноклассников и, конечно же, себя, оценивать результаты деятельности своих сверстников и себя самого. 3. Готовит к работе в условиях стабильного непостоянства социальной среды путем воспитания их сознания. 4. Предельно формирует индивидуальные способности каждого ученика и различные умения, такие как: - коммуникативные умения (выступление, возражение, вопрос, реплика, ответ, диалог, протест, умение критиковать и понимать критику, разъяснять, оценивать, доказывать, убеждать,); - познавательные умения (анализировать, синтезировать, сравнивать,). Многообразие форм в школе дает возможность всем ученикам класса постигать совершенно новые для них роли: роль педагога, участника групповой работы класса, консультанта, и, естественно, готовит учащихся к самоуправлению. Создает некие потребности, мотивы, жизненные цели с содержанием гуманизма. Вырабатываются такие качества, которые необходимы для совместной работы учеников в классе: доброжелательность учащихся, осмысление ценностей гуманного общения, выявляется очарование человеческой личности [Бодалев 1996: 54]. Можно сказать, что групповая форма работы довольно давно вошла в жизнь школы. Но, несмотря на это, наблюдения показывают то, что при организации современной групповой работы до сих пор допускаются немалые ошибки. Приведем один из примеров: довольно часто за групповую форму работы многие учителя выдают работу по вариантам. Для того, чтобы не допускать подобные и другие ошибки, стоит четко определить дидактические условия, с учетом которых и должна четко и грамотно строиться данная форма обучения в современной школе. Г. А. Цукерман выделяет следующие принципы построения групповой работы: 1. Класс делится на несколько маленьких групп, это от 3 до 6 человек. 2. Каждая рабочая группа получает свое конкретное задание. Задания могут быть как одинаковыми, так и разными. 3. Между участниками внутри группы разделяются роли. 4. В группе процесс решения задания выполняется на основе обмена своими мнениями и оценками. 5. Сформированные в рабочей группе решения обговариваются всем классом. Безусловно, для подобной работы в школе свойственно сотрудничество и взаимодействие между учащимися всего класса, становящимися инициативными субъектами своего школьного учения. И это все, конечно же, принципиально меняет весь смысл и значение учебной работы класса в их глазах [Цукерман 1993: 69]. Групповая работа обучающихся на уроке в современной школе формируется из таких элементов, как: 1. Предварительная подготовка учеников к решению представленного группового задания, постановка учебных задач на урок, краткий инструктаж педагога на работу. 2. Обговаривание и составление плана, которое будет необходимым для решения учебного задания в рабочей группе, установление способов решения, разделение обязанностей внутри группы. 3. Работа по решению предоставленного учебного задания. 4. Наблюдение педагога и корректирование работы группы и, при необходимости, некоторых учеников. 5. Взаимопроверка и взаимоконтроль над решением представленного задания в рабочей группе. 6. Ответы учеников о полученных результатах по вызову педагога, коллективный спор в классе, естественно, под непосредственным наставлением педагога, дополнение и поправление, добавочная информация педагога и формулирование окончательных выводов по уроку. 7. Индивидуальная оценка работы сформированных групп и класса в целом. Конечно, надо отметить то, что преимуществом групповой работы является то, что учащийся учится говорить и защищать свое мнение, сравнивать, сопоставлять собственную точку зрения с точкой зрения других учащихся, прислушиваться к мнению одноклассников. Формируются навыки контроля над поступками одноклассников и контроля самого себя, вырабатывается критическое мышление учащихся. Коллективная дискуссия, обсуждение, конечно, бодрят поисковую инициативность учеников [Латыш 2000: 43]. Одно из наиболее немаловажных условий результативной организации групповой работы в школе – верная, хорошо обдуманная комплектация учебных групп. И в расчет надо брать следующие признаки: 1.Уровень учебных успехов школьников. 2.Характер межличностных отношений. Командиры каждой учебной группы и, конечно, состав подбираются по такому принципу: естественно, объединяются ученики различного уровня знаний и умений и, естественно, совместимости учеников в группе. Групповая работа однородного типа – это решение малыми группами учеников класса равного для всех учащихся предложенных учителем заданий, дифференцированная – это наоборот решение разных для всех групп заданий разными группами учащихся в классе. В ходе работы в группе ученикам поощряется обращение за советом друг к другу, если возникают непонятные вопросы, коллективное обговаривание результатов работы учащихся. Свою работу в группе ребята могут сформировать следующим образом: - знакомство с определенным материалом, планирование работы в своей сформированной группе; - разделение заданий внутри рабочей группы; - индивидуальное решение полученных заданий; - обсуждение личных результатов работы в группе; - обговаривание совместного задания группы; - подведение итогов группового задания. Заключительная часть: - информация о результатах работы в группах; - разбор проблемной ситуации, рефлексия; - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной перед собой задачи. Для хорошей результативной организации групповых занятий в современной школе преподаватель должен весьма хорошо знать свой класс, где он проводит занятия, и, естественно, хорошо контролировать качество знаний всех учащихся в классе и, конечно, давать им методические советы [Танцоров 1997: 23]. Организация современной групповой формы работы совершенно меняет функцию нынешнего педагога. Например, на традиционном уроке преподаватель дает знания уже в готовом для них виде, проводя непосредственно групповую работу, учитель должен быть именно соучастником совместной работы данного класса, режиссером и организатором занятия в современной школе. Действия педагога на занятии в современной школе: - Истолкование цели предстоящей работы; - деление ребят на группы; - раздача заданий для рабочих групп; - контроль за ходом групповой работы; - поочередное участие в работе каждой группы, но ни в коем случае не надо навязывать свою точку зрения, надо побуждать их к активному поиску. После хорошо проделанного отчета рабочих групп класса о выполненных ими заданиях, преподаватель сам делает общие выводы по заданиям, конечно же, обращает внимание на характерные ошибки учащихся, дает оценку работе всех учеников. Современные групповые формы работы в школе ставят учащегося, непосредственно, в инициативную позицию. Конкретно сам учебный процесс строится как исследовательская, поисковая деятельность, в результате которой совершается результативный обмен различными мнениями учащихся, разворачиваются споры между школьниками [Сабаткоев 1995: 33]. Как отмечает В. К, Дьяченко, необыкновенно результативно хорошее групповое проведение работы учеников при подготовке представленных им тематических учебных диспутов, докладов по заданным темам, различных школьных конференций, добавочных занятий всей рабочей группы, которые, непосредственно, выходят за рамки обычной учебной программы, за рамки занятия в школе. В таких предоставленных условиях степень результативности наших учеников, конечно же, зависит от самой организации работы внутри сформированной рабочей группы (звена) класса. Данное проведение нашей работы предполагает очень активное участие, без исключения, всех учеников класса в работе, т.е. слабые учащиеся класса не будут скрываться за спины более знающих учеников, сильные не будут сдерживать собственную инициативу и независимую работу менее знающих учащихся класса. Точно сформированная в классе групповая работа школьников представляет собой вид совместной работы класса, данная работа может успешно, результативно протекать при хорошем, отчетливом разделении своей работы между всеми имеющимися членами рабочей группы, взаимопроверке результатов работы каждого учащегося в сформированной рабочей группе, в полном всестороннем содействии педагога, его оперативной помощи каждому ученику [Дьяченко 1991]. Для себя я выделила следующие преимущества групповой формы учебной работы: 1. Не все школьники задают вопросы педагогу, когда они не поняли новый или изученный материал. Именно при работе в сплоченных небольших группах, при коллективной плодотворной работе обучающиеся выясняют друг у друга все то, что им неясно, что они хотят узнать. Если очень необходимо они, конечно же, обращаются за помощью к своему преподавателю. 2. Ребята сами учатся самостоятельно видеть свои проблемы по представленной теме и отыскивать способы для их решения. 3. У современных школьников вырабатывается своя собственная точка зрения по какой-то конкретной теме, ребята учатся активно защищать собственное мнение, доказывая это аргументами. 4. Каждый из учеников класса хорошо понимает то, что успех своей рабочей группы зависит непосредственно от способности самостоятельно приобретать новые необходимые знания, умения и , естественно, применять эти знания, умения и навыки в конкретных представленных заданиях на уроке. 5. Учащиеся непосредственно учатся общаться между собой, со своими преподавателями, в свободности овладевают коммуникативными навыками и умениями, необходимыми в жизни. 6. У школьников, в большей степени, формируется чувство дружбы, помощи друг другу. Приемы и методы групповой работы. Работа в группах – "обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" включает в себя организацию работы школьников совместно: в парах или малых группах над одинаковым вопросом, в процессе которой выступают какие-то новые идеи. Данные идеи и мнения обсуждаются учащимися и выводят к спору. Процесс совместного обучения, в большей степени, приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение. Приведем примеры нескольких приемов и методов: «Мозговой штурм» - применяется для генерирования новых идей; роли распределяют внутри своей группы: роли ведущего, секретаря; после создания общего решения, учащиеся из каждой группы сообщают свои решения. «Мозговой штурм» оказывает содействие формированию аналитических способностей, оживлении познавательного интереса, формированию нестандартного мышления, приобретению навыков для совместной работы. Например, при изучении прилагательных в 6 классе, можно сделать так: 1 этап – создается банк идей, т.е. учащиеся получают задания, определяющие роль прилагательных в нашей речи. Задание 1 группе: Представьте, что у прилагательных нет рода, числа, падежа. Как вы сможете помочь приобрести эти грамматические категории? Задание для 2 группы: Представим, что из нашей с вами речи все прилагательные исчезли. Что Может произойти?2 этап – учащиеся анализируют все возникшие идеи, выбирают какие из них более важные и аргументируют свой ответ. 3 этап – обрабатываются результаты всех рабочих групп и делаются выводы по работе. Так же можно провести урок в форме «Брейн-ринга», «Что? Где?Когда?». Игра «Продолжи» - каждая группа составляет связный текст на заданную учителем тему. Создается такой текст по цепочке: каждый участник из группы составляет по одному предложению. При использовании такой игры, у учеников развивается речь и логическое мышление. Например, мы задаем тему «Осень». Первый ученик говорит «Я люблю осень», второй – «Осенью все листья желтеют», третий – «Осенью мы ходим в лес за грибами» и т.д. «Снежный ком» - все ученики получают похожие задания и решают их самостоятельно. Далее, после этой работы идет работа в парах. Здесь каждый ученик предлагает свой способ решения предоставленного задания, из которых избирается лучшее из всех; дальше две пары соединяются и продолжается работа в группе из четырех учащихся, и здесь снова обсуждают решения и избирают лучшее из предложенных; все ученики в конце работы оказываются в одной группе, они докладывают о своей проделанной работе. Посредством такой работы, у учащихся появляется такой навык, как критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения соответствия нормам языка, правильности. У школьников развиваются внимание, память, умение слушать друг друга, способность сосредоточиться. Непосредственно, усваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами, развивается речевая изобретательность. Например, при изучении сложных предложений можно дать такое задание: первый ученик произносит одно слово «Мальчик», 2 – составляет с этим словом словосочетание «Высокий мальчик» , 3- нераспространенное предложение «Высокий мальчик идет», 4 – добавляет к этому предложению 1 слово «Высокий мальчик идет в школу» и так далее каждый ученик добавляет свое слово. «Пила» - ученики для работы над учебным материалом формируются в группы по 6 человек, который разбит на фрагменты; далее ребята, осваивающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и меняются своей информацией как эксперты по этому вопросу. Это называют «встречей экспертов». Такой прием предназначается для решения сложной проблемы, которая требует определённых знаний. Данная работа дает возможность учащимся получить немалое количество информации в течение весьма короткого промежутка времени. Например, в 5 классе при работе над сочинением, понятием о главной мысли, теме сочинения и ее границах можно предложить тексты с такими заданиями для групп: Какая тема сочинения? Соответствует ли тема содержанию сочинения? Какая основная мысль данного сочинения? При помощи каких языковых средств можно выразить? Какие вы недостатки обнаружили здесь? Тексты, конечно, раздаются каждому учащемуся для того, чтобы было удобнее заниматься своей частью работы. Подобная работа проводится не один раз, поэтому задания внутри группы перераспределяются, и все учащиеся получают возможность поработать над каждым из заданных вопросов. «Лови ошибку» - педагог каждой группе дает несколько синтаксических, грамматических или других правил. Одно или несколько из представленных правил неверны. Учащимся необходимо найти и доказать неверность; группа задание осуществляют вместе, спикер группы знакомит с решением весь класс; выслушав спикера каждой рабочей группы, весь класс избирает более точное решение. Такая работа развивает у учащихся умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную информацию, умение анализировать информацию. Например, дается текст с ошибками на тему «Правописание н/нн в прилагательных». «Эксперты» - применяется при изучении на уроках нового материала; каждая рабочая группа получает свой дидактический материал, в результате работы над которым учащиеся делают определенные выводы. Рабочая группа становится экспертом в этом вопросе; представитель от каждой сформированной группы знакомит всю группу из класса с теорией. Такая работа дает возможность высказывать собственную точку зрения, формирует чувство ответственности, способствует активности учащихся. «Водоворот» - применяется при закреплении изученного материала; каждая сформированная группа получает карточки с различными заданиями, выполнив которые, школьники на проверку другой рабочей группе; группа, которая получила карточку с заданием и его решением от другой группы, ничего не исправляет, проверяет и ставит оценку; таким же образом, каждая сформированная группа знакомится со всеми выполненными заданиями; педагог говорит верное решение для каждой карточки группы. Оценки ставятся каждой группе. У учеников формируются умения проверять и оценивать проделанные работы своих одноклассников. Например, каждой группе выдается свой лист для выполнения задания, ручку своего цвета и номер группы. Педагог формулирует вопросы по изученной теме, 1 группа - В чем трудности изучения темы «Причастие» ? 2 группа - Как отделить, не путать причастие от прилагательного? 3 группа – Как разделять и уметь отличать действительное причастие от страдательного? «Карусель» - формулировываются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Надо подготовить А4 листы с вопросами для учащихся. По сигналу педагога листы с вопросами передаются по часовой стрелке. Ученики вместе отвечают на каждый проблемный вопрос. В конце занятия, сформированные каждой рабочей группой ответы обсуждаются всем классом. При такой работе у учащихся формируется умение договариваться, планировать свои дальнейшие действия, совместно с одноклассниками находить ответ на вопрос [http://studbooks.net/1171711/pedagogika/vidy_priemy_gruppovoy_raboty_shkolnikov_protsesse_uchebnoy_deyatelnosti]. "Обучение в сотрудничестве" или "обучение сообща" заключается в том, чтобы организовать работу учеников совместно: работа учащихся в парах, небольших группах над одинаковой проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Полученные мнения и идеи обсуждаются учениками, они начинают спорить. Процесс совестной учебы в основном приближается к реальной действительности, нежели традиционное обучение: довольно часто решения принимаются в процессе общения учеников в малых группах, временно сформированных творческих коллективах. Безусловно, решения принимаются на основе выбора более дорого мнения, на основе компромисса, который выдвинул какой-либо учащийся из рабочей группы. Зигзаг Целью этого приема – усвоение и систематизирование значительного по объему материала. Для этого для начала необходимо разбить представленный текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество разделенных отрывков должно совпасть с количеством членов группы. Например, если текст мы разбили на 5 смысловых отрывков, то в группах, соответственно, должно быть 5 учащихся. 1. Стадия вызова осуществляется при помощи всяких известных для нас приемов. В этой стратегии может и не быть фазы вызова, так как само задание является проведением работы с текстом немалого объема и это, безусловно, само по себе уже служит вызовом. 2. Смысловая стадия. Наш класс разбивается на малые группы, рабочие группы получают разного содержания тексты. Притом каждый ученик работает именно со своим текстом: составляют опорный конспект, выделяют главное, либо делают "кластер". По завершении своей работы ученики переходят в другие группы - группы экспертов. 3. Стадия раздумья: работа в сформированной группе "экспертов". Дальше рабочие группы собираются таким образом, чтобы в каждой сформировавшей группе были специалисты по одной теме. Во время обмена итогами своей работы, составляется общая схема рассказа по полученной теме. Учащиеся решают вопрос о том, кто будет проводить конечную презентацию своей деятельности. Далее ученики садятся в те группы, в которых они были изначально. Возвратившись в свою первоначальную рабочую группу, эксперт знакомит других учащихся группы со своей заданной темой, при этом пользуется всеобщей схемой презентации, в рабочей группе учащиеся обмениваются информацией. Следовательно, в каждой сформировавшейся группе, вырабатывается общее представление по изучаемой теме, безусловно, благодаря плодотворной работе экспертов. Далее учащиеся делают презентацию своих знаний по отдельным темам, проводится это одним из более знающих экспертов, остальные эксперты вносят свои дополнения ответы другого эксперта, так же отвечают на вопросы. Следовательно, происходит "второе слушание" заданной темы. Итогом данного занятия может быть исследовательское или творческое задание по изученной теме данного класса. Зигзаг 2 Этот прием применяется с текстами небольшого объема. В отличие от представленного нами первого "Зигзага", здесь текст усваивается всеми учащимися, принцип членения на рабочие группы: вопросы к представленному тексту, так же количество обязано совпасть с количеством учащихся рабочей группы. В группы экспертов скапливаются такие специалисты, которые базируются по одному вопросу, это все делается для того, чтобы более подробно его изучить, подготовить подробный ответ на данный педагогом вопрос, обменяться своими мнениями, обсуждать формы представления своей работы. Эксперты, возвратившись в рабочие группы, поочередно демонстрируют свои варианты ответов на поставленные вопросы. Игра "Как вы думаете?" Это игра с карточками для рабочей группы из 4-6 учащихся. Подготовка к игре: Педагог всем рабочим группам дает листы бумаги, с приведенной схемой: Ход игры: 1. У каждой рабочей группы свой набор карточек. Одному из учащихся рабочей группы, безусловно, необходимо размешать карточки и раздать их. Не будет никакого значения, если кто-либо из учеников получит больше карточек, чем кто-то другой. 2. Далее ни с кем не советуясь, каждый учащийся читает что написано на своих карточках, далее кладет каждую из них "лицом" вверх на поле на листе, где, по мнению ученика, карта должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ. 3. После того, как все ученики рабочей группы закончат раскладку своих карточек, надо будет внимательно посмотреть на те карточки, которые разложили другие учащиеся рабочей группы, это делается все еще ни с кем не советуясь. Когда кому-либо из учащихся рабочей группы покажется, что поставленная карточка лежит не на своем месте, то ученик переворачивает данную карточку "лицом" вниз. 4. Если данный этап работы закончился, надо проанализировать результат работы, обсуждают те карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение своей рабочей группы. 5. Следующим этапом работы является анализ каждой перевернутой карточки. Каждая рабочая группа выясняет то, кто поставил данную карточку именно на это поле, а кто эту карточку перевернул. Далее обсуждают где именно должна находиться та или иная карточка. В случае если рабочая группа сразу же к общему решению не пришла, то учащимся доведется найти компромисс. Когда учащийся становится носителем функции педагога, активная работа школьника на занятии видно повышается. Безусловно, учащийся не может подменить педагога на своем занятии, но все же организующее и мобилизующее начало на занятии останется за педагогом. Несмотря на это, по заданию педагога на установленном этапе урока ученики самостоятельно могут многое сделать....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: