VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как путь повышения эффективности обучения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008139
Тема: Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как путь повышения эффективности обучения
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 



ОРСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 



Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального  образования







КУРСОВАЯ РАБОТА 



по педагогике начального образования



Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как путь повышения эффективности обучения

ОГУ 44.03.01.16.004 ОО







Руководитель работы

_____________ Э. Р. Минибаева

"_____"_______________2016 г.



Исполнитель

Студентка группы 15ПО(б)НО

_______________М. А. Козлова

"_____"_________________2016 г.























Орск 2016



Утверждаю

заведующий кафедрой педагогики и методики 

дошкольного и начального образования

_____________         ___________________________

           Подпись                                             инициалы, фамилия



«_______» ________________ 20____г.



ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

студенту (ке) Козловой Марии Алексеевне 

по направлению подготовки (специальности) Начальное Образование 

                                                                                                               код, наименование



по  Педагогике Начального образования 

1. Тема работы:

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как путь повышения эффективности обучения.

2. Срок сдачи студентом курсовой работы: «21» декабря 2016 г.

3. Цель и задачи  курсовой работы:

Определить педагогические условия повышения эффективности обучения путем организации исследовательской 

деятельности младших школьников.

4. Исходные данные к курсовой работе________________________________________

5. Перечень вопросов, подлежащих разработке ________________________________

6. Перечень графического (иллюстративного) материала _____________________________________________________________________________



Дата выдачи и получения задания

Руководитель          «____» _________________ 20_____г.________________

                                                                                                                  Подпись, инициалы, фамилия

Студент                    «____» _________________ 20_____г.________________

                                                                                                                  Подпись, инициалы, фамилия

Аннотация 



В данной курсовой работе рассматривается учебно-исследовательская деятельность младших школьников как способ влияния на эффективность обучения.

В первой главе изучены научно-теоретические аспекты исследовательской деятельности младших школьников, сущность исследовательской деятельности, определено влияние особенностей возраста на исследовательскую деятельность младших школьников.

Во второй главе рассмотрены методы формирования исследовательских умений, определены упражнения, с помощью которых возможен улучшенный процесс исследовательской деятельности. Изучены этапы выполнения исследовательской работы из опыта учителя начальных классов.

Работа выполнена печатным способом, содержит 24 страницы, 19 источников литературы.



















































                                         Содержание

Введение………………………………………………………………..5

     1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников……………………………………………………………………….8

      1.1 Понятие «учебно-исследовательская деятельность» и её сущность…..8

      1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста и их влияние на учебно-исследовательскую деятельность………………………...11

     2. Диагностика исследовательских умений младшего школьника………..14

      2.1 Методы формирования исследовательских умений…………………..14

      2.2 Из опыта работы учителя начальных классов…………………………16 

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованных источников………………………………………….20

Приложение А……………………………………………………………………21

Приложение Б……………………………………………………………………23 

Приложение В……………………………………………………………………28





















































                                             Введение



            "Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе".

А.Н. Колмогоров

             В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

            У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы 

любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

              Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

             Исследовательское поведение - один из важнейших источников 

получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

                 В психолого-педагогической литературе рассматриваются разные аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

                Истоки подходов к решению этой проблемы можно увидеть в трудах отечественных (В.П.Вахтеров, Н.И.Новиков, Б.Е.Райков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж. Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и др.) педагогов – классиков. Проблемы методов познания раскрыты в работах В.П.Ворожилова, В.В.Дмитриенко, А.А.Королькова, А.Н.Кочергина и др. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным.

                 Обоснование развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин;

                 Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича;

вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П.Ушачевым.

                Главная цель исследовательского обучения - формирование 

способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

                Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

                 Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской 

деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

 Все это и обусловило актуальность темы исследования.

                 При изучении психолого-педагогической литературы мной было 

выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

                 Выявленное противоречие позволило обозначить проблему 

исследования: выявление условий повышения эффективности обучения путем организации исследовательской деятельности младших школьников.

                 Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: 

«Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как путь повышения эффективности обучения».

              Объект исследования: процесс организации исследовательской 

деятельности младших школьников.

              Предмет исследования: педагогические условия организации 

исследовательской деятельности младших школьников.

               Цель исследования: определить педагогические условия повышения эффективности обучения путем организации исследовательской 

деятельности младших школьников.

                 Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет повышать уровень обучения при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой 

выполнения исследований.

2. Формирование у обучающихся умений самостоятельной работы.

3. Формирование умений самоконтроля.

4. Развитие творческих способностей и инициативы обучающихся.

                В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены 

следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности младших 

школьников при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия повышения эффективности 

обучения посредством организации исследовательской деятельности 

младших школьников.

              Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были 

использованы следующие методы исследования:

- Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ 

продуктов деятельности учащихся;

- Сравнение, изучение документации;

- Организация и проведение педагогического эксперимента с целью 

проверки гипотезы;

- Теоретический анализ педагогической и методической литературы по 

проблеме исследования.

            Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУ «СОШ №25 г Орска» 4Б класс.

            Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.



































1 Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников 

1.1 Понятие «исследовательская деятельность» и её сущность



В рамках учебно-исследовательской деятельности младших школьников понимается процесс решения своих научных и личных проблем, имея необходимость строить субъективно новые знания [17,  312].

Под самостоятельностью обучающегося  в учебно-исследовательской деятельности предполагает, что учитель консультирует, советует, направляет, указывает на возможные выводы, но ни в коем случае не навязывает и не пишет работу за самого ученика . Учебное исследование сохраняет логику научных исследований, но отличается от него тем, что оно необъективно открывает новые человеческие знания.

Результаты школьных исследований имеют узкоприкладной и  экспериментальный характер в области психологии, социологии, экологии, и  несут объективную новизну (например, работа посвящена изучению взаимоотношений в классе или изучение экологической ситуации в окружающей среде ) [6,  83].

Главной особенностью исследований в учебном процессе - то, что он является образовательным . Это означает, что его основной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как и в «большой» науке. Если главная цель науки- это приобретение новых знаний, то цель исследования деятельности  младших школьников является, приобретение функциональных навыков исследования как универсального способа освоения реальности, развития способности к  исследованию типа мышления для повышения личной позиции учащегося в образовательном процессе, основанный на приобретении новых знаний и, несущий субъективный характер. Таким образом, организация учебного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности, в первую очередь стоит задача проектирования исследования [7, 43].

При разработке учебно-исследовательской деятельности младших школьников в качестве основы является модель и методология исследования, разработанная и принятая в науке в течение последних нескольких столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, которые присутствуют в любом исследовании, независимо от предметной области, в которой они развиваются. Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников, регламентируются разработанным традициям научных сообществ, с учетом специфики учебного исследования.[6, 85].

Перед тем, как начать исследование, необходимо четко ставить перед собой цели и задачи. Основная цель всегда должна быть одна. Отличительная черта целей, то что она может быть достигнута довольно быстро, в то время как цель состоит в том, чтобы узнать новые вещи, независимо от того, что успех не достигнут. [18, 78].

Основная цель организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, аналитических навыков мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследования необходимо дать ученику определенную свободу в работе, иногда в ущерб официального протокола - или исследования, основной смысл которого заключается в активизации познавательной деятельности школьника может постепенно стать распространенным в репродуктивной системе обучения стандартную последовательность этапов обучения [4, 142].

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель – ученик». Первый даёт знания, а второй поглощает; все это происходит в классно-урочной системе . С развитием учебно-исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются к лицу с реалиями: нет готовых ориентиров для знаний, которые так хорошо знакомы с доски: явления, увиденные в природе чисто механически не вписываются в существующие схемы, и требуют независимой анализ в каждой конкретной ситуации. Это вызывает начало эволюции от субъект-объектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Второй компонент - «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков в практической деятельности, связанной с освоением действительности от учителя, обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личном контакте, что приводит к высокому личному авторитету позиции «инструктора» ,специалиста, и  педагога, а так же его поддержки. Основным результатом позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности [10, 37].

С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность младших школьников является относительно независимое исследование, отдельное решение проблем, творческих и исследовательских задач различных технических средств в совместной деятельности преподавателей и учащихся. [11, 531].

Рассмотрим исследовательскую деятельность как условие развития творческой активности личности младшего школьника. В такой интерпретации исследовательская деятельность рассматривалась и изучалась многими исследователями.

«XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития»[2].

Овид Декроли утверждает, что «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей»[2].

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы»[19].

«В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев характеризовали исследовательскую деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам»[19].

«Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях»[19].

Таким образом, психологической основой активности ребенка признаются его способности, стремления и потребности к деятельности. Характерно рассмотрение личности в ее взаимосвязи с обществом. На первом плане всегда – личность, ее цели, ее деятельность, ее нравственное содержание, определяемое  общественными отношениями.

«XX в. Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность формирует самостоятельный перенос знаний и умений в знакомую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы»[2].

«П.Ф. Каптерев подчеркивал, что в состоянии исследовательской деятельности ребенок более или менее, но всегда активен. Первоначальная основа развития исследовательской деятельности – это врожденные органические свойства человека: хорошее зрение, тонкий слух, общая врожденная впечатлительность к внешним проявлениям»[2].

«А. Ферьер определял исследовательская деятельность – как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности – от бессистемности до целенаправленных действий»[2].

Ключевая фраза "относительно независимым" исследование, потому что, как если бы студент средней школы пытался изучить его, чтобы исследовать эту проблему самостоятельно, она всегда будет наблюдать за учителем, чтобы вести их в правильном направлении, предложить, но не решать за него вопросов и проблем, что является очень важным фактором.

Успех любого предприятия зависит прежде всего от учителя, и поэтому он должен раздвинуть границы независимости. Младшим школьникам должна быть предоставлена ??возможность найти решения для неразрешимых проблем, в частности - решить проблему исследований [3, 102].

1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста и их влияние на учебно-исследовательскую деятельность



Прежде чем определить влияние особенностей развития детей младшего школьного возраста на учебно-исследовательскую деятельность, выясним что такое младший школьный возраст.

Крутецкий В.А. считал, что младшим школьным возрастом считается «возраст детей примерно от 7 до 10 -11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития» [5, 262].

Зинченко В.П. и Мещеряков Б.Г. понимали под младшим школьным возрастом - возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства М. ш. в. выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение — единственная ступень образования. [14, 267]

Еникеев М.И. младший школьный возраст определяет как « - дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний; формируются и закладываются основы духовного и физического развития ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнения других учебных заданий. У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности..» [1, 242]

Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Тем не менее, опыт вовлечения в исследовательскую деятельность младших школьников недостаточно освещен в педагогической литературе, несмотря на то, что сензитивность данного возрастного периода предполагает включение младших школьников в занятия исследовательской деятельности [15, 110].

Таким образом, младший школьный возраст совпадает с периодом обучения и в этот период происходит дальнейшее физическое и психологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению.

В контексте модернизации общеобразовательной школы, предъявляющей высокие требования к качеству образования учащихся. Одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, которого было бы достаточно для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем (В. И. Андреев, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, и др.). В то время как обучающиеся осваивают методы исследования, ученые относят к  сущностным характеристикам  высокого уровня образованности современных младших школьников.  Следует подчеркнуть, что оригинальность мысли, творчество школьников наиболее очевидно и успешно развиваются в различной учебной деятельности, имеющей ориентацию исследований.  Исследования (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью человеческой жизни.

В настоящее время в педагогической теории и практике научно-исследовательской деятельности школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, связанной с развитием творческого потенциала посредством организации обучения, способствующей содействию творческого освоения знаний.  Необходимость перехода к непрерывному типу исследований в области образования, которое рассматривается в качестве одного из основных решений проблемы самообразования, является необходимым условием для формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развитие всех  ключевые способностей школьников.  Тем не менее, по-прежнему актуальна более узкая интерпретация, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.

В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.  Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает переход от образования к самообразованию, и, следовательно, к успешной социализации детей младшего школьного возраста.  Сущность  развития личности ребенка в данном случае является качественным изменением в деятельности, в которой он включен.  Таким образом, поисковая деятельность школьника будет основана на врожденной природе ребенка, то есть потребности в познании.  Исследовательский интерес является качество индивидуальной характеристикой ребенка в особенно сильной степени. Для начальной школы существует необходимость учитывать, поддерживать и развивать достижения развития дошкольного образования.  Большинство первоклассники приходят в класс в новом мире, где они обнаружат много интересного.  Задача учителя заключается в том, чтобы оправдать эти ожидания, а не уменьшить потребность в знаниях.

В начальной школе при организации образования основное внимание уделяется развитию таких исследовательских навыков обучающихся , как построение гипотезы (как в процессе обучения, так и в семье, используя любые  повседневные ситуации, темы из учебников), планирование, организация наблюдений, сбор  и обработка информации, использования и преобразования информации для получения новых результатов, интеграция  контента из нескольких областей знаний, сотрудничество, осознание возникающих знаний, по мнению учителей, чтобы сделать переход от получения  большого количества информации к навыкам  работы с информацией, формировать творческую личность.  Можно отметить, что при работе в этой возрастной стадии чаще всего используются факультативы, групповые и коллективные формы работы, появляется необходимость организации работы в семье.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников, выявив особенности данного возраста и их влияние на учебно-исследовательскую деятельность, мы определили основные выводы:

Во-первых, сущность исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте заключается в том, что она представляет собой специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Во-вторых, особенности младшего школьного возраста весьма своеобразны и несомненно влияют на осуществление исследовательской деятельности. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для вовлечения обучающихся  в учебно-исследовательскую деятельность.  































     2. Диагностика исследовательских умений младшего школьника

      2.1 Методы формирования исследовательских умений



Для изучения методов формирования исследовательских умений обратимся к Федеральному государственному общеобразовательному стандарту.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. [13] 

Основу исследовательской деятельности составляет поиск проблемы и последующее ее решение. По мнению Л.М. Ильиных, формированию у младших школьников умения видеть проблемы в значительной мере помогут упражнения, представленные в Приложении А.

Важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача по работе над активизацией мышления учащегося по выявлению проблем. Важно и то, что исследовательская деятельность изначально должна быть свободной и в какой-то мере нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез[12].  

Примерные упражнения для определения гипотез по Н.А.Долгушиной представлены в Приложении А.

Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал [12].

В наше время «исследовательские методы обучения» понимаются как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности [8].

А. И. Савенков выделил определенные методы и методики для активизации и формирования исследовательских умений обучающихся. Так он рассмотрел метод «Мини-курсов» в практике исследовательского обучения. Идея мини-курсов активно используется в школах для одаренных старшеклассников во многих странах мира. Суть идеи проста: приглашенный специалист (как правило, известный ученый) в течение одного-двух занятий (по 40-45 минут) читает учащимся (обычно это старшие школьники) краткий курс по специально разработанной программе. Содержание курса обычно составляет круг его профессиональных интересов и обязанностей, это обычно предмет его собственных научных исследований. Все это расширяет кругозор детей и создает базу для их собственных изысканий. В дальнейшем кто-то из детей под руководством автора данного мини-курса начинает собственное исследование. В качестве авторов мини-курсов в экспериментальной работе выступали не приглашенные специалисты, а обычно родители, иногда дедушки и бабушки, реже учителя и практические психологи [16]. 

Савенков определил следующие этапы данной методики:

1) Вначале, на первом этапе, доминирует информационно-рецептивный характер учебной деятельности. Автор мини-курса дает детям первичную информацию, а их основная задача - ее воспринять, осмыслить, запомнить.

2) Следующий этап - репродуктивный. По вопросам или заданиям педагога ученики воспроизводят элементы изученного материала.

3) Это сменяется «проблемным изложением». Педагог ставит проблему и сам ее решает, но при этом он должен показать путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Необходимо вскрыть основной ход мыслей при движении к решению, показать детям нечто вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ученики на этом этапе мысленно контролируют убедительность этого движения, следят за его логикой.

4) Все это постепенно сменяется частично-поисковым, или эвристическим, методом. Его задача обеспечить поэлементное усвоение опыта творческой деятельности (умение видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить доказательство, делать выводы и др.).

5) В итоге все это должно привести к исследовательской практике, что, как известно, является основным методом обучения творческой деятельности [16].

Также А. И. Савенков разработал методику «Продолжи исследование», которая представлена в Приложении Б. В этой работе автор рассматривает методы и способы, позволяющие включать детей в процесс собственного исследовательского поиска [16].

















         2.2 Из опыта работы учителя начальных классов



Для того, чтобы изучить исследовательскую деятельность в начальной школе, я обратилась к учителю 4Б класса МОАУ «СОШ №25 г Орска» Беловой Татьяне Викторовне.

Исследовательская  деятельность  обучающихся  ?  это  деятельность,  связанная  с 

решением  обучающимися    исследовательской  задачи  с  неизвестным,  но 

предполагаемым  результатом

Исследовательская  деятельность  обучающихся  ?  это  деятельность,  связанная  с 

решением  обучающимися    исследовательской  задачи  с  неизвестным,  но 

предполагаемым  результатом

Исследовательская  деятельность  обучающихся  ?  это  деятельность,  связанная  с 

решением  обучающимися    исследовательской  задачи  с  неизвестным,  но 

предполагаемым  результатом

Исследовательскую деятельность обучающихся она характеризовала как деятельность, связанную с решением обучающимися исследовательской задачи с неизвестным, но предполагаемым результатом.

В своей работе Т. В. Белова выделяет следующие этапы исследовательской деятельности младших школьников:

Исследовательская  деятельность  обучающихся  ?  это  деятельность,  связанная  с 

решением  обучающимися    исследовательской  задачи  с  неизвестным,  но 

предполагаемым  результатом



1) выбор темы исследования. 

Тема исследования характеризуется:

- увлекательностью; 

- выполнимостью; 

- полезностью; 

- оригинальностью.

         2) цель и задачи исследования. 

Цель характеризуется тем, для чего проводится исследование. Далее конкретные задачи по исследованию. 

         3) выдвижение гипотезы исследования. 

Гипотеза исследования - это предположение по теме исследования. Определены основные клише, которыми можно начать гипотезу: 

- Может быть… 

- Предположим… 

- Допустим… 

- Возможно…

- А что если… 

           4) подбор материала по теме. Подразумевает различную деятельность для поиска информации:

- подумать самостоятельно; 

- посмотреть в книге; 

- спросить у других детей, взрослых; 

- познакомиться с телефильмами; 

- обратиться в Интернет; 

- наблюдение; 

- анкетирование; 

- интервьюирование; 

- провести эксперимент, опыт. 

         5) изучение собранного материала, обобщение и систематизация, оформление работы. 

         6) защита работы. 

Защита работы - это  важный этап, так как позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; умения оценки и самооценки результатов исследования. 

          Требования к защите исследовательской работы включают в себя следующие положения: 

1) точное и эмоциональное изложение сути работы в отведенное время, выделение актуальности темы, новизна практическое применение; 

2) соответствие содержания исследовательской работы заявленной теме; 

3) умение корректно сформировать цель, задачи, актуальность проблемы; 

4) уровень анализа проблемы; 

5) логически грамотное построение работы, структура; 

6) уровень самостоятельности выполнения (личный вклад учащегося); 

7) оформление работы (титульный лист, план, список литературы согласно ГОСТ, грамотность, цитирование); 

8) источники: ар.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44