VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Трудовые ресурсы в отрасли культуры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006647
Тема: Трудовые ресурсы в отрасли культуры
Содержание
9



СОДЕРЖАНИЕ



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

 Место и роль культуры в социально-экономическом развитии региона

 Государственная политика в сфере культуры

1.3      Формы и механизмы государственного регулирования культурно-творческой деятельности

1.4  Организационная структура воспроизводства трудовых ресурсов в сфере культуры

ГЛАВА II. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА (на примере ЯНАО)

2.1 Состояние кадрового обеспечения отрасли культуры региона

2.2 Программа кадрового обеспечения региона: этапы разработки, реализация

2.3 Основные направления увеличения эффективности государственного регулирования трудовых ресурсов региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ















СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ



РФ - Российская Федерация

ФЗ - Федеральный закон

ЕГЭ - единый государственный экзамен

Минобрнауки - Министерство образования и науки

МО - муниципальное образование

МОУ НИМЦ - муниципальное общеобразовательное учреждение

научно-исследовательский методический центр

МТБ - материально-техническая база

НСОТ - новая система оплаты труда

ПНПО - приоритетный национальный проект «Образование»

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт



































ВВЕДЕНИЕ



Современные экономические отношения в России обусловили радикальные перемены всей институциональной системы, в частности системы управления трудовыми ресурсами. Инновационные изменения и направления мировой интеграции привели к формированию течений национальной политики на принципах приоритетности развития человека и повышения интеллектуального уровня. Эффективное использование человеческих ресурсов сдерживают на сегодняшний день мировоззренческая неопределенность относительно экономической модели развития и недостаточность реформ социальной направленности. Для обеспечения наиболее результативного использования трудового потенциала возникает необходимость научного обоснования организационно-экономического механизма, взаимодействия существующих и внедрение новых рычагов. 

Усовершенствование экономики, социальных и институциональных взаимосвязей, нацеленных на формирование инновационного хозяйства в базе перехода к новейшим технологиям, степени производства, науки и образования, формирует новые требования к человеческому капиталу, уровню воспроизводства трудовых ресурсов как ведущим факторам экономики, содействующим реализации на практике условий современного общества по увеличению производительности и конкурентоспособности производства. Результат выполнения структурных, технологических и научно-технических преобразований в наибольшей степени находятся в зависимости от качества человеческих ресурсов, компетентности и мастерства всех категорий работников, что, в свою очередь, приводит к  необходимости соответственного развития социальной сферы, рынка труда и внимания к проблемам воспроизводства и использования трудовых ресурсов. 

Эффективность экономики непосредственно находится в зависимости от того, каковы ее трудовые ресурсы (по количеству и качеству) и насколько эффективно они применяются. На формирование, распределение и перераспределение, использование и другие процессы воспроизводства трудовых ресурсов государство оказывает регулирующее воздействие. При таком подходе обеспечивается целостность регулирующего воздействия его целевая направленность, преемственность и последовательность.

Основной целью государственного регулирования в области воспроизводства и использования трудовых ресурсов является эффективная занятость населения, которая достигается с помощью роста уровня и качества жизни, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, стимулирования рационального распределения трудовых ресурсов по секторам и отраслям экономики, а также обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений. 

В современных условиях государство переходит от прямого, преимущественно административного воздействия на хозяйствующие субъекты к более широкому применению рыночных инструментов, мер и методов координации экономической деятельности. Систематизированное регулирование экономической жизни общества формируется как новая экономическая роль государства.

Эффективное государственное регулирование предполагает применение правомочными властными структурами, организациями, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера по обеспечению процесса воспроизводства и поддержанию жизнедеятельности населения. 

Государственное регулирование воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры следует понимать как деятельность, направленную на достижение заданных социально ориентированных целей, обусловленную необходимыми для их выполнения управленческими мерами и использованием административных и экономических средств, непосредственно связанную с экономической политикой, в значительной степени определяемую ею, и одновременно способствующую ее реализации.

Необходимость государственного регулирования культурной деятельности обусловлена высокой социальной значимостью культуры, ее возрастающим влиянием на экономику, образ жизни населения, ее способность к трудовой деятельности, на социальную стабильность общества, здоровье населения. В общем виде, государственное регулирование трудовых ресурсов заключается в формировании организационных, правовых, финансовых и экономических условий деятельности организаций культуры, а также физических лиц, создающих культурные блага.

Актуальность работы состоит в том, что отрасль культуры как специфическая сфера создания уникального продукта имеет ряд особенностей, связанных с экономическими отношениями населения и организациями данной сферы, в частности эти особенности проявляются через рынок труда и рынок социально-культурных благ. Человек в данных отношениях выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимой сферой культуры, а с другой стороны, как обладатель творческих способностей, знаний и навыков. В этих экономических отношениях важнейшим является рынок труда, или воспроизводство трудовых ресурсов. Прогнозирование потребностей рынка труда в отрасли культуры является важной составляющей информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю рынка образовательных услуг, в частности по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров отрасли культуры, ориентированной на объем спроса социально-культурных благ населения региона. 

Социально-демографическая, национальная, экономическая специфика региона ЯНАО предполагает необходимость учета разнонаправленных и одновременно взаимозависимых тенденций функционирования отрасли, что обуславливает поиск эффективных способов и инструментов государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры и применение программно-целевого подхода. Одновременно с этим, государственное регулирование трудовых ресурсов в культурной сфере обусловлено неготовностью значительного числа объектов культуры, осуществлять безубыточную работу, подготовку кадров, повышение квалификации и категорий работников, что вызывает необходимость выделять на их деятельность значительные объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Государственное регулирование, его формы, применяемые методы и инструменты в значительной степени зависят от проводимой экономической политики, оценки роли и значения культуры как средства объединения общества в решении политических, экономических, социальных, этнических и иных аспектов жизнедеятельности.

Государственное регулирование - сложный и многогранный процесс, направленный на осуществление государственной политики в различных сферах, реализуемой государственными органами, образующими механизм управления. Государственная политика  в отрасли культуры  на региональном уровне - это совокупность мер воздействия на экономические процессы,  для реализации общественно значимых целей (рост культурного  потенциала региона, доступность  культурных благ  для населения, сохранение культурно - исторического наследия региона). Цель такого воздействия - наиболее полное и эффективное использование культурного потенциала региона  через создание и совершенствование условий для создания связей между культурой и рынком, включая правовое обеспечение экономических реформ, стимулирование развития конкурентной среды, оптимизацию налоговой и бюджетной системы.  Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем сферы культуры.

Цель исследования – изучить формы и механизмы государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры и провести анализ кадрового обеспечения в сфере культуры региона. 

Для достижения поставленной цели в работе поставлены  следующие задачи:

- изучить государственную политику в сфере культуры;

- рассмотреть основные формы и механизмы государственного регулирования культурно-творческой деятельности, организационную структуру воспроизводства трудовых ресурсов в отрасли культуры;

- провести анализ кадрового обеспечения в сфере культуры региона;

- дать оценку эффективности государственного регулирования кадрового обеспечения региона.

Предмет исследования - трудовые ресурсы в отрасли культуры.

Объект исследования - культурно-досуговые учреждения региона ЯНАО г. Ноябрьск.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и  литературы, приложений. 

В первой главе раскрыты научные основы государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры. 

Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ кадрового обеспечения в сфере культуры региона ЯНАО на примере г.Ноябрьска.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные акты, специальная научная и учебная литература, периодические издания.

В процессе работы над темой исследования применялись различные методы: экономико-математический, статистический, аналитический и другие.

Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в возможности реализации предложенных рекомендаций по эффективному государственному регулированию воспроизводства и использования трудовых ресурсов региона ЯНАО.

















ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ



 Место и роль культуры в социально-экономическом развитии общества



Инновационное мироздание требует новое отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Приоритетными стали такие задачи, как реализация целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической базы. Отличительной особенностью современного этапа общественного развития является увеличение социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. Человечество  используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. 

Одной из приоритетных задач государства является объединение большого разнообразия хозяйствующих субъектов в одно целое и поддержание его. Реализация этой задачи возможно через культуру. Именно культура является одной из первоначальных регуляторов, которая определяет социально-экономическое развитие региона.

Культура выступает в качестве фактора развития творческих способностей людей, обеспечивая производство духовных ценностей. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда. Одним из важных принципов определения места и роли культуры в развитии региона является понимание отношения к культуре, неповторимости ее смыслов и содержаний. 

Одним из сложных и комплексных действий, который представляет собой целостную, организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи условная изолированность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность общей цели, связи с внешней средой является понимание региона.

Социально-экономическое развитие региона - это особый вид государственной политики, который направлен на государственное регулирование развитием территории. Одной из целью управления социально-экономическим развитием региона считается достижение эффективного и равномерного распределения всех ресурсов местности. Эта цель достижима путем формирования механизма управления всеми экономическими и социокультурными процессами, которые происходят в регионе. Именно культура во всем своем многообразии выступает процессом и качественным фактором экономического развития. В регионах, обладающих высоким потенциалом культурного и природного наследия это приобретает особенную значимость. Это происходит в силу того, что в условиях рыночной экономики есть опасность реализации на данной территории ряда промышленных проектов, которые могут принести прибыль на первом этапе, но имеющих отрицательные результаты для сохранности исторических и природных богатств. Модель хозяйствования, которая позволила бы обеспечить рост экономического потенциала региона и бережное использование культурного и природного наследия должна отразиться в планах перспективного устойчивого развития подобных регионов. Именно культура и культурная политика является одним из инструментов устойчивого развития региона.

Совокупность культурного наследия, культурной среды, культурной атмосферы, культурные блага, которые территория может предложить сейчас или в будущем является одним из значимых факторов, который увеличивает конкурентоспособность той или иной территории. Обеспечение последовательности самобытным историко-культурным наследием и современной культурой в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности населения так же является одной из приоритетных задач культурной политики. Реализация данной задачи представляется в данном контексте весьма актуальным. Риск деградации и разрушения культурного наследия будет минимизирован в случае только эффективной реализации политики, которая будет ориентирована на применение интегрирующей функции сферы культуры. Сфера культуры в свою очередь способна объединить население, его различные слои и группы на основе осознания общих ценностей, целей и экономических интересов, единства исторической судьбы, культурно-исторических корней. Чтобы совершенствовать и развить культурный потенциал будут созданы необходимые предпосылки. 

Принципиальные позиции современной экономики, на которых в существенной мере основываются конкурентные преимущества той или иной территории, уже сейчас определяются не только разного рода налоговыми стимулами, которые для развития сферы культуры предоставляет государство или местные органы самоуправления, но также местными культурными особенностями, образом жизни, качеством и комфортностью среды. Помимо тех конкурентных преимуществ, которые предоставляет странам и регионам высокоразвитая сфера культы, участие в ней государства объясняется также наличием внешних положительных эффектов. Они находят свое проявление, к примеру, в повышении общего уровня культуры населения, что, в частности, позитивно воздействует на производительность труда. По сути производство культурных благ является одним из важных факторов роста производительности труда в материальном производстве. Кроме того, с точки, зрения государственной вовлеченности: в реализацию экономического механизма функционирования сферы культуры, важно, что она обладает ярко выраженным, свойством общественной значимости, поскольку необходима не только для отдельного потребителя, но, и для общества в целом. 

При этом культурное наследие и значительная часть производимых в сфере культуры продуктов и услуг являются общественными благами коллективного потребления. Они не выступают в качестве объектов соперничества. Изменения полезных свойств продуктов при их потреблении не происходит, а значит становится возможным, их неоднократное и совместное использование. Достижение ключевых целей и задач стран и регионов, в частности, создание благоприятных условий для социально-экономического развития региона, влияние на глобальное информационное пространство, завоевание устойчивых позиций на мировых рынках крайне затруднительно без использования культурных ресурсов и культурного потенциала. Поэтому в настоящее время в регионах идет широкий поиск направлений территориального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов культурной политики на местах. При этом цели регулирования культурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо, по существу, являются лишь конкретными задачами. Перспективные цели федерального и регионального развития, взаимосвязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом и отработаны представителями власти, общественных организаций.

Таким образом, культура в обществе представляется: 

- как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения;

 - как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»; 

- как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации; 

- как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; 

- как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. 

В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. 







1.2 Государственная политика в сфере культуры



Основную суть культурной политики государства составляет совокупность отношений государства и культуры, цели государства в области культуры, механизм его регулирования и воздействия на культурные процессы, а так же  реагирование на культурные потребности общества и имманентные проявления культуры. В совокупности культурная политика представляет: 

- выявление приоритетных направлений развития культуры, исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; 

- разработку или внедрение различных социокультурных программ; 

- поддержку и реализацию программ путем распределения различного рода ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных. 

Культурная политика в России в настоящий период находится в стадии реформирования, проводятся три реформы: административная, бюджетная и оплаты труда работников бюджетной сферы, в значительной степени охватывающая сферу культуры и искусства.

Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней и разграничение между ними расходных полномочий, в том числе и в сфере культуры и искусства.

К основополагающим законодательным актам, определяющим расходные обязательства государства в сфере культуры, относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

В статье 44 Конституции РФ закреплено право каждого человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Таким образом, государство гарантирует населению предоставление бюджетных услуг культуры, независимо от места проживания.

Создание экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранение и обеспечение эффективной деятельности ее предприятий, организаций, учреждений, подготовки и социальной защиты работников культуры, стимулирования любительских объединений и самодеятельного народного творчества – все это в совокупности является составляющей политики государства в области культуры. Основные направления культурной политики нашего государства сформулированы и закреплены в законодательных актах. Одним из основополагающих документов является Закон о культуре «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (№ 3612-1) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), где определены основные цели и задачи культурной политики. 

В современных условиях государственная культурная политика: 

- несет ответственность за сохранность и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций и усиление процессов межкультурных коммуникаций; 

- осуществляет моральную и материальную поддержку социальных институтов и деятелей, которые создают настоящие ценности культуры и способствуют дальнейшему развитию национально-культурного богатства; 

- обеспечивает общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов и других центров национальной и общечеловеческой культуры; 

- способствует возрождению и развитию национальных традиций, культур других этносов.

Это можно реализовать при следующих критериях: 

- преемственности и непрерывности традиций, опоры на фундаментальные общечеловеческие ценности, культурное и историческое наследие; 

- гуманизации, усиления личностного содержания социальной и культурной деятельности; 

- равноправного развития культур представителей всех этносов; 

- научной разработки проблем культуры, творческой деятельности научных и учебных заведений, творческих объединений; 

- демократизации управления культурой, укрепления самодеятельных основ культурной деятельности, разработки новых подходов, учитывающих современные тенденции и направления развития культуры, широких внешних связей с зарубежными партнерами. 

Государственная культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-организационные и другие государственные и общественные институты по всесторонней и углубленной социализации населения. Культурная политика не может осуществляться без ее обоснования и серьезной научной работы в этой области. 

Таким образом, государственная политика России в области культуры на современном этапе представляет продуманный и ответственный выбор приоритета, целей, механизмов их осуществления. Важной проблемой является координация деятельности в сфере культуры, рациональные и оптимальные соотношения между органами культуры на региональном и местном уровнях. 

Основными элементами системы государственного управления в сфере культуры являются:

- государственные органы, определяющие и реализующие культурную, социальную и экономическую политику (институциональная подсистема);

- законодательные и нормативные акты, определяющие правовую основу деятельности в сфере культуры и предпринимательства в данной сфере, формы взаимоотношений и механизм правового регулирования и правовой ответственности участников отношений (нормативная подсистема);

- система формальных и неформальных связей и отношений между государственными органами управления и объектами управления (государственные, негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации культуры, творческие коллективы и отдельные творческие профессионалы), общественное мнение (коммуникативная подсистема);

- культура и профессионализм субъектов управления (культурная подсистема).

Институциональная подсистема управления, в том числе в сфере культуры, подразделяется на такие органы управления, как общей компетенции, отраслевые, организаций.

Значительное место в государственном управлении сферой культуры принадлежит Правительству РФ. В соответствии со ст. 13–17 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) правительство осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. 

В сфере культуры Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.

В сфере экономики, куда относится предпринимательство в сфере культуры, а также вопросы федеральной собственности, правительство обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Специализированное (отраслевое) государственное управление в сфере культуры осуществляет Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). 

В настоящее время данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет выработку государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав и нормативно-правовое регулирование.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях[9]. Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина. Для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира[10]. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.

Таким образом государственное регулирование признает свои обязанности в поддержке культуры, в обеспечении равенства возможностей и условий культурного развития граждан, в определении направлений, содержаний и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.



1.3 Формы и механизмы государственного регулирования культурно-творческой деятельности



Государственное регулирование - сложный и многогранный процесс, направленный на осуществление государственной политики и различных сферах, реализуемой государственными органами, образующими механизм управления. Помимо государственных органов управления общей компетенции, отраслевых и функциональных органов управления в данном процессе участвуют органы управления различных организаций и предприятий, группы граждан и отдельные граждане, образуя единую функционирующую систему.

В современном обществе возрастает значение понимания роли государственного управления в развитии культуры. Принципиальное значение имеют культурные процессы, происходящие в обществе, воплощение которых в жизнь осуществляют социальные институты, институты культуры. Следовательно, необходимо иметь четкую программу экономических преобразований, технологий, подготовки кадров, которые могли бы создать условия для благоприятного развития культурной политики государства. Экономическое регулирование представляет собой специфическую область государственного участия, где практически стирается грань между экономическим регулированием и непосредственным осуществлением социально значимых функций государства. Управленческое воздействие на культуру со стороны государственных структур должно пониматься как включение внешнего воздействия в процесс самоорганизации системы, но не для подчинения развития этой системы, а для повышения ее  внутренней активности, раскрытия заложенного в логике собственного развития творческого потенциала. Только в этом случае можно говорить об эффективном управлении, которое проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство.  

Одним из важнейших объектов государственного регулирования  является развитие региональных образований как особых типов социально – экономических систем. Регион - это сложное и комплексное явление, представляющий собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность и  подчинённость единой цели, которую определяет государство. В настоящее время регион стал субъектом федерации и самостоятельно принимает экономические решения, проводит определённую экономическую политику в сфере культуры на своей территории, строит экономические взаимоотношения  с федеральным центром и муниципальными образованиями. 

Государственная политика  в сфере культуры  на региональном уровне - это совокупность мер воздействия на экономические процессы,  для реализации общественно значимых целей (рост культурного  потенциала региона, доступность  культурных благ  для населения, сохранение культурно – исторического наследия региона, создание благоприятных условий для развития творческого предпринимательства в регионе и т. д. ). 

Цель такого воздействия - наиболее полное и эффективное использование культурного потенциала региона  через создание и совершенствование условий для создания связей между культурой и рынком, включая правовое обеспечение экономических реформ, стимулирование развития конкурентной среды, оптимизацию налоговой и бюджетной системы.  Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем сферы культуры. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социально - культурные  потребности и запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, её природно-климатических, этнографических и  культурно - исторических особенностей. 

Выделим основные направления государственного экономического регулирования в сфере культуры на региональном уровне: 

- обеспечение финансирования сферы культуры за счет государственного бюджета; 

- финансирование приоритетных направлений культуры за счёт регионального и местных бюджетов  с учётом культурно – исторических особенностей данного региона; 

- создание системы сбыта и потребления товаров и услуг, производимых в сфере культуры в регионе (данное направление регулируется государством через государственные закупки  и проведение социальной политики); 

- развитие в регионе частного и малого предпринимательства в сфере культуры [1]. 

Программно-целевое управление  — это универсальный подход к управлению экономическими процессами в сфере культуры, суть которого состоит в увязывании целей развития культуры с ресурсами с помощью специальных программ. Сущность программно-целевого подхода — это необходимость разработки программы, определяющаяся наличием программной ситуации (комплексной проблемы), для разрешения которой необходима централизация производственных и организационных ресурсов. 

Таким образом, прослеживая тесную взаимосвязь экономических взаимоотношений государства и культуры на региональном уровне, можно констатировать, что при эффективном регулировании культуры имеет все шансы стать развитым сектором региональном экономики и как следствие - прогрессивным сектором национальной экономики. Именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, помогает решению социально-экономических проблем в регионе. На современном этапе развития культуры выступает всепроникающей силой в создании творческого потенциала социально – экономической жизни региона и определяет ориентиры его развития. 

1.  Мельвиль Е. Х., Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства: Учебное пособие/ Е. Х. Мельвиль. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. – 192с. 

2.  Калинникова И. О., Управление социально – экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 240с. 



В современной экономической литературе к инструментарию государственного регулирования культурно-творческой деятельности принято относить: 

- административное регулирование; 

- правовое регулирование; 

- прямое экономическое регулирование; - косвенное экономическое регулирование. 

Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил. Административное регулирование осуществляется путем лицензирования и квотирования, контроля над ценами и доходами, валютными курсами, учетными процентами и др. Данные методы государственного регулирования имеют силу приказа и, как правило, не опираются на экономические интересы и стимулы. Прямое экономическое регулирование носит максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов территорий и организаций. Целевое финансирование может осуществляться как в форме прямого субсидирования: дотации, пособия, доплата из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней так и в форме льготного кредитования. Косвенное экономические регулирование, как правило, носит автоматический и безадресный характер и предполагает широкое использование рычагов кредитно-денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической политики. 

Сфера культуры и искусства также, как и любая другая сфера экономики, находится под определенным воздействием административных, правовых и экономических методов государственного регулирования. 

Существует несколько форм прямого финансирования учреждений культуры и искусства, а такж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44