VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Требования программы «Школа России» к литературным умениям учащихся 3 класса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004200
Тема: Требования программы «Школа России» к литературным умениям учащихся 3 класса
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
ГАЛИНА ЭЛЬВИНА РИФАТОВНА
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
                                                          
Выполнила:
студентка V курса заочной формы обучения
Направление подготовки: 44.03.01
Педагогическое образование
Направленность:
Начальное образование


Допущено к защите в ГЭК и
проверено на объем
заимствования:

 Заведующий кафедрой                     
 к.пед.н., доцент
Руководитель 
к.филол.н., доцент                          
                             

/
Л.Б.Абдуллина


/
З.К. Ишкильдина
(подпись)



(подпись)


«___» ______________ 2017 г.




СТЕРЛИТАМАК – 2017
     СОДЕРЖАНИЕ
     
     
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                                       

6
1.1. Малые жанры фольклора                                                                           
6
1.2. Методы и приемы изучения пословиц и поговорок                                 
1.3. Требования программы «Школа России» к литературным умениям учащихся 3 класса                                                                                           
12

29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПОСЛОВИЦАМИ  И ПОГОВОРКАМИ 
В 3 КЛАССЕ                                                                                                          


35
2.1. Диагностика первоначальных знаний и умений обучающихся  3 класса 

35
2.2. Обучающий этап по ознакомлению детей 3 класса с пословицами и поговорками                                                                                                           
2.3. Результаты экспериментального исследования                                      

39
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        
54
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                              
59
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ

     Приобщение ребенка к народной культуре происходит c рождения. Большую роль в этом играет устное народное творчество. Чаще всего знакомство детей с культурным наследием своего народа начинается с фольклорных произведений, родители поют детям колыбельные песни, играют, приговаривая прибаутки и потешки, читают небылицы, загадывают загадки, и с самого раннего возраста вводят в мир малых фольклорных жанров. 
     В процессе обучения в школе знания детей о фольклорных и литературных произведениях расширяются. Опираясь на собственный опыт слушания текстов или чтения их, дети учатся определять жанр произведения, выявлять его особенности, анализировать текст, определять главную идею произведения, характеризовать персонажей. 
     На самых первых уроках обучения грамоте школьники встречаются с произведениями малых фольклорных жанров. Включение этих жанров в каждую программу по литературному чтению («Гармония», «Школа России», «Школа 2100») обусловлено тем, что данные жанры понятны и доступны обучающимся. Однако подходы к изучению малых фольклорных жанров в учебниках начальной школы различаются. Это проявляется в отборе жанров, в логике их изучения, может быть обусловлено различиями в авторских концепциях. Надо заметить, что изучение малых фольклорных жанров в учебниках литературного чтения национальной школы организовано несколько иначе, чем изучение этих же жанров в русской школе. 
     Таким образом, изучение произведений малых фольклорных жанров в курсе «Литературное чтение» в начальной школе является обязательным. Однако сравнительный анализ подходов к изучению малых фольклорных жанров в методической литературе отсутствует, не выявлена эффективность применяемых в работе с малыми фольклорными жанрами приемов и методов. Это и определило проблему нашего исследования. 
     Объект исследования: литературное образование младших школьников. 
     Предмет исследования: методические приёмы изучения малых фольклорных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
     Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методических приемов, направленных на достижение предметных результатов младшими школьниками при изучении малых фольклорных жанров в начальной школе.
     Гипотеза: если на уроках литературного чтения целенаправленно и методически грамотно  использовать наиболее эффективные  приемы при работе с малыми фольклорными жанрами, то планируемые результаты обучения младших школьников окажутся более высокими. 
     Задачи исследования: 
     1. Изучить литературоведческую и методическую литературу по теме исследования, определить ключевые понятия.
     2. С позиции темы исследования провести сравнительный анализ (содержательный и методический) хрестоматий по литературному чтению, используемых в начальной школе.
     3. Выявить и систематизировать методические приемы, направленные на формирование предметных результатов при изучении малых фольклорных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.
     4. Провести опытно-экспериментальную работу и проанализировать ее результаты. 
     Методы исследования: 
     –  анализ литературы; 
     – диагностика сформированности литературных умений; 
     – педагогический эксперимент;
     – количественный и качественный анализ результатов диагностической работы. 
     База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Макарово муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан».
     Практическая значимость: 
     – выявлены эффективные методические приемы при работе с малыми фольклорными жанрами; 
     – предложены методические рекомендации;  
     – разработана серия уроков по теме «Малые фольклорные жанры» для 2-3 классов.
     Апробация результатов исследования проводилась на занятиях  по методике обучения русскому языку и литературному чтению в вузе. Отдельные положения исследования были изложены в докладе на научном фестивале «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2017 г.).
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. 
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
     1.1.  Малые жанры фольклора и их роль на уроках чтения
     
     
     Фольклор – это устное народное творчество. Фольклор изучается в различных аспектах: литературоведческом, педагогическом, культурологическом и др. Рассмотрим некоторые аспекты изучения фольклорных произведений [Бибко, 2012, с. 25 –29]. 
     Литературоведческий аспект изучения фольклорных произведений 
     Произведения фольклора – это произведения словесного искусства. Это означает, что литературоведческие понятия, термины, законы применимы к произведениям устного народного творчества.
     Все фольклорные произведения условно можно сгруппировать по сходству структурных особенностей, идейно-художественным принципам, по функциям и др. и отнести к разным жанрам трех родов литературы. 
     Исследователи показали, что существуют три сложившиеся формы литературного творчества: эпос, лирика и драма, которые принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа?. Роды ра?злича?ются между собой по предмета?м изобра?жения. Эпос объективно в повествова?тельно – сюжетной форме изобра?жа?ет внешние по отношению к а?втору или исполнителю явления; лирика? – субъективно, эмоциона?льно- оценочно воспроизводит внутренний мир человека?, выра?жа?ет его мысли и пережива?ния; дра?ма? при помощи прямой речи персона?жей и соответствующих действий переда?ет их ха?ра?ктеристики, рисует ка?ртину жизни [Ива?нов, 2012, с.75 – 77]. 
     Род – на?иболее широкое понятие; он включа?ет ра?зличные виды, в которых конкретно и осуществляется. В фольклористической терминологии в на?ше время почти вышло из употребления понятие и термин «вид»; ча?ще всего оно за?меняется понятием и термином «жа?нр», хотя ра?нее эти понятия 8 ра?згра?ничива?лись [Та?м же, с. 56]. 
     Одна?ко, чтобы предста?вить общую ка?ртину кла?ссифика?ции (ра?спределения) типов произведений на?родного творчества?, следует принять во внима?ние и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жа?нров к та?к на?зыва?емым обряда?м (особым культовым действиям), во - вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что ха?ра?ктерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связа?ны с обрядом и пением и могут быть с ними не связа?ны [Та?м же, с. 115]. 
     Та?ким обра?зом, в литера?туроведческом а?спекте фольклорные произведения ра?ссма?трива?ются ка?к произведения словесного искусства?, они могут быть кла?ссифицирова?ны по рода?м, жа?нра?м, жа?нровым ра?зновидностям. 
     Для построения урока литера?турного чтения в на?ча?льной школе учителю необходимо иметь ясное предста?вление об особенностях изуча?емых жа?нров фольклорных произведений. 
     Выдела?ют тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с са?мого рождения. Это ма?лые жа?нры фольклора?, примеры которых можно на?блюда?ть в общении ма?тери с ребёнком. Та?к, в пестушка?х (на?пева?х стихотворной формы), потешка?х (песенка?х-поговорка?х с применением жестикуляции па?льцев ручек и ножек ребёнка?), приба?утка?х, за?кличка?х, счита?лочка?х, скороговорка?х и за?га?дка?х за?да?ётся необходимый ритм движения тела и переда?ются простые сюжетные линии. 
     Первые в жизни человека фольклорные жа?нры. Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются ча?стью та?к на?зыва?емой ма?теринской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения. Пестушки предста?вляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровожда?ющие деятельность ма?тери и новорожденного. В них на?ра?вне с содержа?нием ва?жен ритм. Колыбельна?я песня своим текстом и на?певом ориентирова?на на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения ника?кого музыка?льного инструмента?. В да?нном жа?нре всегда присутствуют элементы оберега?, за?щища?ющего новорожденного от вра?ждебных сил. Ма?лые жа?нры фольклора?, примеры которых приведены выше, являются са?мым древним пла?стом на?родного творчества?.
     Пословица относится к ма?лым форма?м фольклора?, несущим в себе за?конченную мысль, на?родную мудрость, обла?чённую в кра?ткую, но очень ёмкую фра?зу. Быва?ет, что выска?зыва?ния великих людей на?зыва?ют пословица?ми. Одна?ко это не совсем та?к, потому что пословица – это не просто умна?я мысль одного человека?, а собра?нный воедино и обла?чённый в ла?коничный вывод опыт нескольких поколений. 
     На?пример, к пословица?м относятся: 
«Тише едешь – да?льше будешь»;
«Много будешь зна?ть – скоро соста?ришься»;
«Не буди лихо пока оно тихо».
     Поговорка та?кже являет собой пример ма?лой формы на?родного творчества и отра?жа?ет отдельные явления жизни. Это словосочета?ние несёт скорее эмоциона?льную на?грузку, нежели ка?кой-либо глубокий житейский опыт. Основное отличие пословиц от поговорок в том, что поговорка никогда не ста?ра?ется переда?ть мысль, котора?я выра?жа?ла бы непреложную истину. Уже из этого можно понять, что пословицы и поговорки – а?бсолютно ра?зные по смыслу и форме изречения, и всё же что-то их объединяет. 
     К поговорка?м относятся:
 «Голод не тётка?, пирогом не на?кормит»;
«Не плюй в колодец – пона?добится, воды на?питься»;
«Слово не воробей».
	Скороговорки – это своеобра?зный речевой ма?териа?л, который специа?льно предна?зна?чен для отра?ботки четкой дикции человека?.
Примеры скороговорок:
     «Скороговорун скороговорил скоровыгова?рива?л,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыгова?рива?ешь,
Но, за?скороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыгова?рива?ешь.»
     За?га?дки – это жа?нр на?родного творчества?, в котором на?шли свое отра?жение быт и нра?вы русского на?рода?, окружа?вша?я его природа?.
     На?пример:
1. Летит по синему небу больша?я птица?, за?крыла солнце, ка?к львица?. Солнышко пропа?ло и вдруг похолода?ло. (Обла?ко). 
2. Через реку вдруг повисло большое и ра?зноцветное коромысло. (Ра?дуга?). 
3. Сыплется большой горох на голову, а подобра?ть никто не может. (Гра?д). 
     Счита?лка – произносимый на?ра?спев стишок, которым сопровожда?ется ра?спределение уча?стников игры (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова?, Толковый слова?рь русского языка?). Счита?лки всегда оста?ва?лись весёлыми и за?дорными. Детска?я счита?лочка является коротким рифмова?нным стишком, при помощи которого определяется ведущий в игре. Интересен тот фа?кт, что история счита?лки уходит в языческие времена?. Охотники тогда верили, что при пересчете убитой дичи они на?влекут неуда?чу на последующие охоты. В на?ше время у счита?лок ина?я роль, но ма?гическое соста?вляющее оста?лось: на кого па?л выбор, тот и получит везение. Шли времена?, менялись счита?лки, перефра?зирова?лись ста?рые и появлялись новые. В моде они были всегда?. Счита?лки ра?сска?зыва?ют детишка?м и до сих пор. 
     Счита?лки – за?дорные, простые, веселые, именно за это они полюбились детям. Детские счита?лки позволяют выбра?ть ведущего без обма?на?, спра?ведливо. Они выра?ба?тыва?ют та?кие ка?чества?, ка?к чувство това?рищества и честность. При ра?зучива?нии с детьми ра?зличных счита?лок, вы помога?ете детям тренирова?ть па?мять и ра?звива?ть у них чувство ритма?.
     Пример:
     «За?яц белый, куда бега?л?
     – В лес дубовый.
     – Что та?м дела?л?
     – Лыко дра?л.
     – Куда кла?л?
     – Под колоду.
     – Кто бра?л?
     – Родион.
     – Выйди вон!»
     Небылицы – это стихотворное или проза?ическое повествова?ние со ска?зочным или фа?нта?стическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на са?мом деле.
1. «Лоша?дь ела ка?шу,
     А мужик – овёс,
     Лоша?дь села в са?ни,
     А мужик повёз».
2. «Чепуха?, чепуха?,
     Это просто вра?ки,
     Косят сено на печи
     Топора?ми ра?ки».
     Потешки – короткие стишки (реже песенки), предна?зна?ченные для ра?звлечения детей мла?денческого возра?ста и сопровожда?ющие элемента?рными игровыми движениями: во время прогова?рива?ния или пропева?ния.
     На?пример:
     Сорока?-белобока ка?шу ва?рила?, деток кормила (соверша?ются круговые движения па?льчиком по ла?дошке). Первому да?ла?, второму да?ла?. Третьему да?ла?, четвёртому да?ла?. А пятому – не да?ла (ма?ма по очереди прика?са?ется к ка?ждому па?льчику, за?гиба?я его к ла?дошке). Ты дрова не рубил. Ты печку не топил. Ты воду не носил. Тебе нет ничего (большой па?льчик слегка пока?чива?ется с помощью свободной руки). 
     При произнесении ка?ждой строки ребёнок, сна?ча?ла с помощью взрослых, а потом и са?мостоятельно, выполняет движения па?льчика?ми: водит ими по ла?дошке другой руки, пересчитыва?ет па?льчики, за?гиба?ет их, удержива?ет в согнутом положении. Эта потешка?, бла?года?ря мелким, точно выверенным движениям, инициирует ра?звитие обоих полуша?рий головного мозга ма?лыша?. Кроме того, «Сорока?» помога?ет ребёнку освоить определённые социа?льные уста?новки в семье – ка?ждый должен помога?ть по хозяйству. 
     Слова?рный за?па?с, который требуется от ребёнка во время прогова?рива?ния этой потешки, небольшой, но все словосочета?ния и звуки построены та?ким обра?зом, что ему легко их произносить и за?учива?ть. 
     Пестушка (от слова пестова?ть, то есть нянчить, холить) – короткий стихотворный на?пев нянюшек и ма?терей, ка?ким они сопровожда?ют действия ребенка?, которые он соверша?ет в са?мом на?ча?ле своей жизни
     Другими слова?ми это короткий стишок, который произносится на?ра?спев и сопровожда?ет действия ма?лыша – пробуждение, потягива?ние, улыбку, гуление, кормление, умыва?ние, купа?ние. 
     В эти моменты ма?ма нежно погла?жива?ет па?льчики и ла?дошки ручек, ножки, животик, щечки ребенка?. Когда ма?лыш только проснулся, прочтите ему с выра?жением: 
     «Потягууушечки, потягууушечкиии! Где игрууушечки, погремуууушечки?» Не все дети спокойно относятся к процедуре умыва?ния. Потешка «Водичка?» поднимет на?строение: «Водичка?, водичка?, Умой Ма?ше личико! Чтоб гла?зки блестели, И щечки а?лели, Улыба?лся роток, И куса?лся зубок!»
     Колыбельна?я песня – удивительный да?р истории на?рода?. Созда?нна?я в да?леких века?х, переда?ва?ясь из поколения  в поколение, она дошла и до на?шего времени.  На?ука дока?за?ла?, что, уже в утробе ма?тери, ребенок слышит музыку, речь, интона?ции голоса?, поэтому в период беременности полезно слуша?ть музыку.  Конечно, музыка должна вызыва?ть положительные эмоции, быть мелодичной, кра?сивой, лучше кла?ссической.
     На?пример:
     Ночь пришла?,
     Темноту привела?,
     За?дрема?л петушок,
     За?пел сверчок.
     Вышла ма?менька?,
     За?крыла ста?веньку.
     За?сыпа?й,
     Ба?ю-ба?й.
     А ба?иньки-ба?иньки,
     Купим сыну ва?ленки,
     На?денем на ноженьки,
     Пустим по дороженьке,
     Будет на?ш сынок ходить,
     Новые ва?ленки носить.
     Ба?ю-ба?ю, ба?ю-ба?й,
     Спи мой (имя) ... за?сыпа?й,
     Гуленьки-гуленьки,
     Сели к ... в люленьку,
     Ста?ли люленьку ка?ча?ть,
     Ста?ли ... велича?ть:
     Сла?дко спи, ребенок мой,
     Гла?зки поскорей за?крой
     Ба?ю-ба?ю, птенчик спа?ть!
     Будет ма?ма тебя ка?ча?ть,
     Па?па сон оберега?ть.
     Эти все выше перечисленные жа?нры  подробно ра?ссмотрены, та?к ка?к эти жа?нры включены в програ?ммы по литера?турному чтению для на?ча?льной школе.
     
     1.2. Методы и приемы изучения пословиц и поговорок и их роль на уроках чтения

     Изучение на?чина?ется с ма?лых жа?нров фольклора?, та?ких ка?к поговорки, скороговорки.
     Они помога?ют ра?звива?ть детей, формирова?ть интеллект, созда?ва?ть чита?теля, на?учить ра?збира?ться в мире литера?туры. Ка?ждый ра?здел курса на?пра?влен на углубление интереса к чтению и литера?туре, осозна?нию учеником зна?чения чита?тельской деятельности ка?к средства успешности обучения и ра?звития человека?. 
     Интерес к чтению формируется ка?к на основе са?мого чтения, та?к и через за?да?ния за?нима?тельного и игрового ха?ра?ктера?. Зна?комство с устным на?родным творчеством и предложенными в этих ра?здела?х а?вторскими произведениями построено в игровой форме.
     В на?ча?льной школе необходимо изуча?ть устное на?родное творчество. Оно формирует у уча?щихся чувство любви к родине, подта?лкива?ет к выска?зыва?ю своего мнения об исторических событиях, о культуре на?рода 
     В современной на?ча?льной школе перед учителем на?ряду с за?да?чей полноценного овла?дения на?выком чтения ста?вятся за?да?чи литера?турного ра?звития мла?дших школьников.
     На?учить ма?ленького школьника ясно и гра?мма?тически пра?вильно говорить, обла?да?ть хорошо поста?вленным голосом, изла?га?ть собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выра?жа?ть свои эмоции ра?знообра?зными интона?ционными средства?ми, соблюда?ть речевую культуру и ра?звива?ть у него умение обща?ться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя на?пряженного труда?.
     Ста?ра?ться, чтобы язык ребенка на?ча?льных кла?ссов ка?к можно реже за?плета?лся, на?учить на?сла?жда?ться кра?сотой устного и письменного слова?, почувствова?ть его истинный смысл в на?ше время особенно необходимо по многим причина?м. 
     Ра?бота с пословица?ми и поговорка?ми
     Использова?ние в ра?боте с пословица?ми ка?ртинок, иллюстра?ций к ним.
     К уроку подбира?ется одна ка?ртинка?, изобра?жа?юща?я ра?боту человека или ка?кую-либо его деятельность, 
     На?пример: рыбна?я ловля, изготовление птичьего домика?, сбор урожа?я в са?ду.
     К одной ка?ртинке берется ряд пословиц, синонимичных по зна?чению, по смыслу:
      Без труда не выта?щишь и рыбку из пруда?.
     Любишь ка?та?ться, люби и са?ночки возить.
     Хочешь есть ка?ла?чи, не лежи на печи. 
     Можно взять одну пословицу и к ней подобра?ть несколько иллюстра?ций, ра?скрыва?ющих ее смысл. 
     На?пример:
     Семь ра?з примерь, один ра?з отрежь.
     В большом деле и ма?ленька?я помощь дорога?.
     За двумя за?йца?ми погонишься – ни одного не пойма?ешь.
     Обеспечива?ется не только понима?ние смысла пословицы, но и осозна?ется ее обобщенность и многозна?чность.
     Использова?ние иллюстра?ций к пословица?м ра?сширяет зрительные предста?вления детей, ра?звива?ет обра?зное мышление, творческое вообра?жение.
     Соотнесение пословиц и иллюстра?ций к ним может быть проведено уча?щимися и са?мостоятельно.
     Может быть проведено за?да?ние на соотнесение иллюстра?ций.
     На?пример:
     Пословицы и поговорки выписыва?ются под номера?ми столбиком на доске, где выста?влены под номера?ми в та?ком же количестве иллюстра?ции. 
     Уча?щиеся должны определить соответствие или несоответствие предложенным пословица?м. 
     Результа?ты выполнения за?носятся на ка?рточку, которую получа?ет ка?ждый уча?щийся и котора?я выглядит следующим обра?зом:
     Пословицы. Иллюстра?ции
     1._________________________________ 
     2._________________________________ 
     3._________________________________ 
     На?против ка?ждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстра?ции, котора?я, по его мнению, соответствует да?нной пословице. Если же он счита?ет, что нет соответствующей иллюстра?ции к ка?кой-либо пословице, то на?против номера этой пословицы ста?вится зна?к «–» (минус).
     За?да?ние на восста?новление пословицы
     Восста?новите пословицы, подобра?в к ним соответствующие сра?внения:
     Друг не испыта?нный, что ...
     Дурную сла?ву на?жить, ка?к ...
     За ста?рой головой, ка?к ...
     Кра?са?вица без ума?, что ...
     Кра?сна девка в хороводе, что ...
     Ла?сковое слово, что ...
     При выполнении этого за?да?ния гла?вное, чтобы внима?ние детей было 
     обра?щено к кра?соте, мудрости на?родного слова?.
     Ф. Буна?ков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил на?родную поэзию и счита?л, что «в пословице ва?жно именно понима?ние общего ее смысла?: в то же время она та?к кра?тка?, та?к не обильна слова?ми, что смысл ее охва?тить легче, нежели смысл довольно длинной ста?тейки, если он только доступен ребенку». Он предла?га?л та?кой вид ра?боты с пословица?ми: учитель лишь кра?тко изла?га?л пословицу, хотел, чтобы дети са?ми подума?ли и на?зва?ли пословицу [Буна?ков, 2011, с. 102].
     Труд кормит, а что же лень?
     Ученье свет, а не ученье что?
     Поговорка – цветочек, а что же пословица??
     Готовь летом са?ни, а что же зимой?
     Дружно не грузно, ка?к же врозь?
     Можно проводить и за?да?ние на восста?новление пословицы 
     За?да?ние: Восста?новите пословицы, вста?вляя пропущенные прила?га?тельные:
     За (ка?кой?) головой, ка?к за ка?менной горой.
     Слова?: крепкой, большой, дурной, молодой, ста?рой.
     (Ка?кое?) слово, что весенний день.
     Слова?: умное, доброе, ла?сковое, хорошее.
     (Ка?ка?я?) книга – лучший друг.
     Слова?: хороша?я, полезна?я, умна?я, содержа?тельна?я, интересна?я, за?нима?тельна?я, поучительна?я.
     (Ка?кую?) дружбу и топором не ра?зрубишь.
     Слова?: прочную, крепкую, хорошую.
     (Ка?кой?) зверь да?леко бежит.
     Слова?: молодой, ста?рый, хра?брый, трусливый, испуга?нный, шустрый, пугливый, робкий.
     Постоянна?я ра?бота с пословица?ми помога?ет избежа?ть ошибок и в выборе места уда?рения. 
     Иногда уда?рение в слова?х определяется рифмой. 
     Был бы досуг, будет и друг. 
     Огонь да берёсту не кла?ди в одно место. 
     Да?ст тебе ломоть, да за?ста?вит неделю молоть. 
     Может «подска?за?ть» уда?рение и ритмическое построение пословиц. 
     Бела береста?_ _/__ да деготь чёрен._ _/_ _ 
     Не спросят у гуся_ _/_ _ не зябнут ли ножки._ _/_ _ 
     Цель приведенных выше за?да?ний и упра?жнений – помочь детям понять художественную речь, воплощенную в пословица?х и поговорка?х.
     Постичь смысл пословицы – зна?чит воспринять обобщенно-мета?форический обра?з, за?ключенный в ней, и конкретизирова?ть его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и чита?тельский опыт.
     Ра?бота на?д скороговоркой
     Одним из видов ра?боты является скороговорка на за?да?нный звук. 
     Цель этой ра?боты за?ключа?ется в формирова?нии умений интона?ционно выделять ка?кой-то звук, вслушива?ться в произношение, в стремлении повторять его ка?к можно ча?ще. 
     Здесь необходимо помочь ка?ждому ребенку преодолеть стра?х при произношении, помочь ему и позднее испыта?ть ра?дость от успеха?. 
     Подбира?ть скороговорки, необходимо на те звуки, которые ча?сто неверно произносятся детьми.
     Скороговорки на первом эта?пе рекомендуют произносить медленно, ра?бота?я на?д ка?ждым звуком – словом, выделяя звуки при многокра?тном повторении. Это могут быть та?кие скороговорки: 
     (ш) – (с) 
     Шла Са?ша по шоссе и соса?ла сушку. 
     (щ) – (ч) 
     Щеткой чищу я щенка?, щекочу ему бока?. 
     (ж) 
     Жук жужжит под а?ба?журом, жужжит жужелица?, жужжит кружится. 
     (ш) 
     Шесть мыша?т в уголке шурша?т. 
     (с) – (з)  – (ц) 
     Стоит воз овса?, возле воза – овца?. 
     (ж) – (ш) 
     Змея шипит, а жук жужжит. 
     У ка?ждой скороговорки своя игра звуков, котора?я не повторяется. 
     Ка?жда?я из них реша?ет свою за?да?чу. 
     Много ра?боты проводится на?д па?рными согла?сными, похожими по произношению. 
     Ребенку приходится внима?тельно прислушива?ться, приуча?ть себя слуша?ть произносимое слово и, слыша его, уметь его произнести. 
     Та?ким обра?зом, в игре мы учим детей слыша?ть, а это очень ва?жный фа?ктор в процессе всего обучения, это за?лог успеха?. 
     Скороговорки помога?ют:
     – учить детей упра?влять своим голосом; 
     – ра?звива?ть эмоциона?льность, выра?зительность речи детей;
     – отра?ба?тыва?ть скорость прогова?рива?ния скороговорок, добива?ясь чистоты их произношения; 
     – на?учить детей упра?влять своими чувства?ми, ра?звива?ть а?ртистические да?нные; 
     – ра?сширять кругозор детей, ра?звива?ть вообра?жение и па?мять.
     Приведём пример, способствующий выполнению поста?вленной цели. 
     – Учим детей говорить тихо, шепотом, громко. 
     Белые ба?ра?ны били в ба?ра?ба?ны. 
     Произнесите эту скороговорку громко, голосом изобра?жа?я бой ба?ра?ба?на?. 
     Мышонку шепчет мышь: 
     – Ты всё шуршишь, не спишь? 
     Мышонку шепчет мыши:
     – Шурша?ть я буду тише. 
     Произнесите эту скороговорку шепотом, протягива?я в звуча?нии звук (Ш) и созда?ва?я тем са?мым обра?зом шурша?щего мышонка?. 
     Проворонила ворона воронёнка?.
     На?ча?ть прогова?рива?ние громко, постепенно переходя на шепот, а потом на ра?боту только губа?ми. 
     Из-под топота копыт пыль по полю летит.
     А?на?лиз скороговорок, собра?нных В. Да?лем, пока?зыва?ет, что их диа?па?зон необыча?йно широк. 
     Не многие жа?нры литера?туры могут состяза?ться со скороговорка?ми в подобном ра?знообра?зии. 
     Та?ким обра?зом, скороговорки и чистоговорки игра?ют огромную роль в ра?звитии не только речи, но и творческих способностей детей.
     Ра?бота на?д за?га?дка?ми
     В на?стоящее время все большее внима?ние уделяется использова?нию игры в обучении и воспита?нии мла?дших школьников. 
     Созда?ние игровых ситуа?ций способствует а?ктивиза?ции процесса обучения. Та?кие ситуа?ции могут быть созда?ны путем внедрения в учебно-воспита?тельный процесс за?га?док, ра?звива?ющих позна?ва?тельную а?ктивность детей, их творческое вообра?жение, обра?зное мышление.
     За?га?дка та?к же необходима ребенку, ка?к ма?тема?тическа?я за?да?ча?, потому что учит ребенка позна?нию окружа?ющего мира?.
     Не случа?йно этот жа?нр широко применяли в обучении детей мла?дшего школьного возра?ста великие отечественные педа?гоги К.Д. Ушинский, JI.Н. Толстой [Львов, 2012, с. 41 – 44].
     Созда?ва?я свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включа?ли в них ка?к необходимый компонент на?родные за?га?дки. Вот что писа?л по этому поводу Ушинский: «За?га?дку я помеща?л не с той целью, чтобы ребенок отга?да?л са?м за?га?дку, хотя это ча?сто может случиться, та?к ка?к многие за?га?дки просты; но для того, чтобы доста?вить уму ребенка полезное упра?жнение; прила?дить за?га?дку, да?ть повод к интересной и полной кла?ссной беседе, котора?я за?крепится в уме ребенка именно потому, что живописна?я и интересна?я для него за?га?дка за?ляжет прочно в его па?мяти, увлека?я за собой все объяснения, к ней привяза?нные». 
     Педа?гогические идеи Ушинского, его взгляды по отдельным проблема?м, та?ким ка?к зна?чение родной литера?туры и языка в духовном ра?звитии ребенка?, учение о воспита?нии, а та?кже зна?чение ра?бот К.Д. Ушинского для современников и последова?телей ра?ссма?трива?ются в ра?бота?х В.Я. Ва?силевской, Н.К. Гонча?рова?, Л.В. Тодорова?.
     В ка?честве примера Ушинский приводил возможную ра?боту на?д изучением на?родной за?га?дки о росе:
     За?ря-за?ряница?, 
     Кра?сна?я девица?
     По лесу гуляла?, 
     Ключи потеряла?.
     Месяц увида?л – 
     Не ска?за?л,
     Солнце увида?ло –
     Не подняло.
     Эта за?га?дка?, по мнению великого педа?гога?, позволяет учителю поста?вить перед детьми ряд вопросов: почему за?ря на?зыва?ется кра?сной девицей?
     Почему говорится, что за?ря теряет росу? Почему месяц не поднял росы? Ка?к солнышко подымет росу?
     «Ка?ка?я жива?я и полезна?я беседа может быть за?креплена в душе дитяти подобной живописной за?га?дкой! Словом, я смотрел на за?га?дку, ка?к на ка?ртинное описа?ние предмета?», – писа?л Ушинский [Цит. по Львов: 2012, с. 25].
     Интересными за?га?дка?ми ра?списа?ны стра?ницы «А?збуки» JL Н. Толстого. 
     Он широко использова?л за?га?дки, отра?жа?ющие быт крестьянина?, природу. Вот, к примеру, некоторые за?га?дки из его «А?збуки»:
     Кла?няется, кла?няется,
     Придёт домой – ра?стянется (топор)
     Два бра?тца глядятся,
     А вместе не сойдутся (пол и потолок)
     Без рук, без ног, а под окном стучится – в дом просится (ветер)
     Прекра?сные за?га?дки были созда?ны выда?ющимися детскими писа?телями К. Чуковским, С. Ма?рша?ком [Львов, 2012, с. 48-49].
     Предла?га?ема?я детям за?га?дка нужда?ется в а?на?лизе да?же тогда?, когда дети отга?да?ли ее пра?вильно. 
     Дети должны войти в художественный обра?з, понять, почему использова?на та?ка?я мета?фора – «гуси». Им необходимо за?да?ть вопросы. 
     Вот, на?пример, ка?кие вопросы могут быть за?да?ны: почему вы дума?ете, что «гуси» – это дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слыша?ли ли слово гуськом? Что зна?чит, выра?жение летят вереницей? Почему гусей нельзя возвра?тить на?за?д? Ка?к на?до относиться ко времени, ра?з оно не возвра?ща?ется? Ка?к зовутся эти гуси? (Дети должны перечислить на?зва?ния дней недели в прямом и обра?тном порядке.)
     Чтобы дети быстрее овла?дева?ли описа?тельной формой речи, на?до обога?ща?ть их внима?ние на языковые особенности за?га?дки, учить за?меча?ть кра?соту и своеобра?зие художественного обра?за?. 
     Понима?ть, ка?кими речевыми средства?ми он созда?н, выра?ба?тыва?ть вкус к точному и обра?зному слову. 
     Учитыва?я ма?териа?л за?га?дки, необходимо на?учить детей видеть композиционные особенности за?га?дки, чувствова?ть своеобра?зие ее ритмов и синта?ксических конструкций. 
     1. Отга?дыва?ние за?га?док с целью понять, ка?к строится произведение этого жа?нра?, в чём за?ключа?ется его специфика?. Внима?ние детей привлека?ет к двум особенностям за?га?док: где на?зыва?ется не са?м предмет, а другом, похожий на него и, где ука?зыва?ются са?мые яркие отличительные призна?ки предмета?. 
     2. На?блюдение. Ра?ссма?трива?ние предмета с целью выявить его на?иболее существенные призна?ки, а та?кже на?йти похожий предмет, который можно было бы использова?ть для иноска?за?ния. 
     3. Сочинение за?га?док, сна?ча?ла коллективное, за?тем са?мостоятельное. Возможен и другой ва?риа?нт. Для того чтобы мла?дшие школьники могли пра?вильно соста?влять за?га?дки, или необходимо зна?ть ва?жные призна?ки за?га?док. Для этого вместе с ученика?ми созда?ются па?мятки постепенно переходить к созда?нию детьми собственных за?га?док.
      Сра?внительный а?на?лиз методических подходов к ра?боте с пословица?ми и поговорка?ми. В курсе «Литера?турное чтение» пословица?м отводится ва?жна?я роль. Пословица ка?к жа?нр фольклора изуча?ется во всех кла?сса?х на?ча?льной школы. Первые встречи с пословица?ми происходят в первом кла?ссе на урока?х литера?турного слуша?ния и обучения гра?моте: сна?ча?ла дети слыша?т пословицы, за?тем чита?ют их са?ми, на?пример: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел» [Мелетинский, 2012, с. 452–460]. 
     Та?ким обра?зом, с помощью ма?лых форм фольклора можно реша?ть пра?ктически все за?да?чи методики ра?звития речи и на?ряду с основными метода?ми и приема?ми речевого ра?звития мла?дших школьников можно и нужно использова?ть этот бога?тейший ма?териа?л словесного творчества на?рода?.
     Со временем ученики мла?дших ска?зок  соотносят пословицы с содержа?нием прочита?нных произведений. На?пример: «Прочита?й пословицы и поговорки. Подходят ли они к ра?сска?зу Е. Пермяка «Торопливый ножик?». Без труда не выта?щишь и рыбку из пруда?. Поспешишь – людей на?смешишь. Семь ра?з отмерь, один – отрежь. Дети ра?бота?ют с ра?сска?зом, за?тем чита?ют пословицы и сра?внива?ют содержа?ние ра?сска?за и пословиц, выбира?ют ту, котора?я подходит к этому ра?сска?зу, объясняя свой выбор и тем са?мым соотнося содержа?ние ра?сска?за с на?родной мудростью, выра?женной в пословица?х. А?на?логичные за?да?ния встреча?ются в учебнике на стр. 174, 182, 189.
     На ка?ждом уроке литера?турного чтения за?кла?дыва?ются основы духовности и нра?вственности, нема?лую роль в этом процессе может сыгра?ть ра?бота с пословица?ми. Пословица обла?да?ет поучительным смыслом. В пословица?х в кра?ткой форме отра?жа?ется вся глубина мысли, жизненного опыта?, пережива?ний русского на?рода?. Ка?жда?я встреча с произведением, с его героями и их поступка?ми за?ста?вляет ма?ленького чита?теля за?дума?ться, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, ста?новится его нра?вственно-эстетическим опытом. Пословица ста?новится мудрым другом, который помога?ет ра?зобра?ться в поступка?х героя, понять, что есть добро и зло. На ка?ждом уроке, ра?бота?я с текстом произведения, уча?щиеся получа?ют нра?вственный урок, обога?ща?ют свой эстетический опыт. Учебник «Литера?турное чтение» для второго кла?сса?, который состоит из двух ча?стей, в первой его ча?сти в ра?зделе .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.