VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теория спроса и предложения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000038
Тема: Теория спроса и предложения
Содержание
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ 
НАРОДОВ
     
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
     
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
     
     
      

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Введение в экономическую теорию» на тему:
«Теория спроса и предложения»


Выполнил
Студент							_____________ Алиев А.Ш. 
								 (подпись)

Научный руководитель,			        _____________Корнилов М.Я.
д.э.н, профессор						(подпись)

     Москва, 2014 
     
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность…………...4 1.1. Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса………..4
1.2. Неценовые факторы спроса	9
1.3. Эластичность спроса	13
Глава 2. Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность	19
2.1. Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения	19
2.2. Неценовые факторы предложения	21
2.3. Эластичность предложения	23
ГЛАВА 3. Равновесная цена	27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	31
Список литературы	33



     ВВЕДЕНИЕ 
     Основными параметрами любого рынка являются спрос, предложение и цена, причем понятия спрос и предложение являются важнейшими как в микро-, так и в макроэкономике.
     Актуальность темы: Теория спроса и предложения позволяет проникнуть в суть экономических проблем, таких, как влияние различных рыночных условий на цену товара и эффективность производства, оценка последствий государственного регулирования экономики, использование фирмой различных форм материального стимулирования работников, применение налоговой политики, индексация доходов и т.д.
     Целью работы является осмысление теории спроса и предложения, равновесной цены спроса и предложения.
     Задачи, вытекающие из цели:
     - изучить совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность;
     - изучить совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность;
     - рассмотреть взаимодействие спроса и предложения на рынке, а также рыночное равновесие.
     Объект исследования – спрос и предложение на рынке.
     Предмет исследования – рассмотрение теоретических основ взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения на рынке.
     

     Глава 1. Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность.
 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса. 

     Под спросом на товар понимается количество товара, которое потребитель может купить при складывающихся на рынке ценах.
     Формируя спрос, потребитель, с одной стороны, ориентируется на свой доход, а с другой - смотрит на цену товара. Потребитель исходит из предельной полезности, которая снижается по мере насыщения рынка товаром. Поэтому спрос на товар представляет собой функцию убывающей предельной полезности. Следовательно, чем меньше товара на рынке, тем большую цену готов заплатить за него потребитель, и наоборот, большее количество товара будет оцениваться ниже.
     Таким образом, учитывая поведение потребителя в различных условиях рынка, складывается представление о функции (или модели) спроса, которая показывает, какое количество товаров готов приобрести потребитель при всех возможных ценах на данный товар.
     Мы видим, что величина спроса зависит от цены на товарном рынке. Поэтому функция (или модель) спроса, выражает обратную зависимость количества приобретаемого товара от изменения цены. (Обратная зависимость показывает движение цены и количества спроса в противоположных направлениях: если цена растет, то количество спроса уменьшается, и наоборот.) Заметим, что зависимость спроса от цены в данной модели рассматривается при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других, внешних факторов, влияющих на величину спроса (например, дохода покупателя, его вкусов и предпочтений, цен на сопутствующие товары и т.д.).
     Графически функция (или модель) спроса изображена на рис. 1. Она строится в следующей системе координат: по вертикали (на оси ординат) откладываются все возможные цены Р на данный товар, а по горизонтали (на оси абсцисс) - количество товара Q на рынке.
      
Рис. 1. Функция (модель) спроса D на конкурентном рынке

     Предположим, что мы имеем следующие сведения о предпочтениях покупателя на рынке яблок (табл. 1).
      Таблица 1
Цена яблок Р, руб. за кг
45
30
20
15
10
Спрос на яблоки Q, кг
0,25
0,5
1
1,5
3
     
     Отложив точки с координатами, приведенными в таблице, и соединив их, получим кривую с отрицательным наклоном.
     Каждая точка на кривой показывает величину спроса при заданной цене. Рассмотрим на графике (см. рис. 1) первую точку с координатами (45; 0,25). Чтобы определить цену, мы должны из этой точки провести перпендикуляр к оси ординат (вертикальной оси), по которой откладываются все возможные цены на яблоки. В данном случае цена равна 45 руб. за кг. Теперь определим, какая величина спроса соответствует данной цене. Для этого опустим из этой же точки на кривой спроса перпендикуляр вниз на ось абсцисс, на которой мы откладываем различные объемы спроса Q, и найдем отметку 0,25 кг. Это и есть величина спроса на яблоки, соответствующая цене 45 руб. за кг. Мы видим, по при самой высокой цене обнаруживается самый маленький объем спроса на яблоки - 0,25 кг.
     Переходя из одной точки к другой, т.е. двигаясь вдоль кривой спроса слева направо, мы наблюдаем, что по мере снижения цены объем спроса Q растет. Остановимся на последней точке с координатами (10; 3). Мы аналогично предыдущему случаю определяем цену яблок, проведя из этой точки перпендикуляр к вертикальной оси цен. Найденная цена в 10 руб. минимальна. Найдем соответствующую цене, а 10 руб. величину спроса на яблоки, опустив перпендикуляр на горизонтальную ось, отмеряющую количество товара. Мы видим, что величина спроса на яблоки составляет 3 кг, а это наибольший объем спроса. Таким образом, мы убеждаемся в следующем: снижение цены пи товар приводит к увеличению спроса на него, а повышение цены ведет к уменьшению спроса на данный товар. В этом и заключается закон спроса, который устанавливает обратную зависимость величины спроса от цены на данный товар.
     Почему так ведет себя спрос по отношению к цене, чем объяснить закон спроса? В экономической теории обратная зависимость спроса от цены товара объясняется двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения.1
     Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены на товар покупательная способность денежного дохода (т.е. реальный доход) потребителя увеличивается, что позволяет ему приобрести больше данного товара. И наоборот, удорожание товара ведет к снижению спроса, так как реальный доход потребителя уменьшается под влиянием роста цен. Таким образом, эффект дохода объясняет обратную зависимость величины спроса от рыночной цены товара через изменение покупательной способности дохода потребителя, т.е. его реального дохода.
     Обратим внимание на разницу между номинальным и реальным доходом. Номинальный доход измеряется количеством денег. Например, это - величина заработной платы наших родителей или пенсия бабушек и дедушек как конкретная сумма денег. Реальный доход является покупательной способностью этих денег (т.е. номинального дохода). Реальный доход измеряется тем количеством товаров и услуг, которые можно купить на денежный доход. Величина реального дохода подсчитывается путем деления денежного дохода на цену товара.
     Реальный доход зависит не только от величины номинального, или денежного, дохода, но и в значительной степени от того, сколько стоят сами товары. Из-за разницы цен в разных странах и в разных регионах России на одну и ту же сумму денег, например на 100 долл. или на 1 тыс. руб. можно купить совершенно разное количество товаров. Подсчитаем реальный доход, разделив величину номинального дохода на цены товаров и услуг, которые мы обычно приобретаем. Например, на доход в 1 тыс. руб. два-три года назад можно было приобрести 25 кг груш по 40 руб.; теперь же - немногим больше 10 кг. С ростом цен реальный доход уменьшается.
     Итак, эффект дохода предусматривает изменение именно реального дохода. При снижении цены на груши, например, в 2 раза, наш реальный доход, выраженный в грушах, так же увеличивается в 2 раза. Мы сможем купить в 2 раза больше груш, тогда как наш номинальный доход не изменился.
     С эффектом дохода очень тесно связан другой эффект, объясняющий обратную зависимость спроса от цены - эффект замещения. Он заключается в том, что при повышении цены на товар спрос на него сокращается, потому что подорожавший товар можно заменить другим аналогичным товаром. Поэтому при повышении цены товара на рынке одновременно может вырасти спрос на его заменитель. Под товарами-заменителями, или товарами-субститутами, понимаются похожие по свойствам товары, которые могут удовлетворять ту же самую потребность, что и замещаемый товар. Товары-субституты могут несколько различаться по качеству, цене и другим свойствам от заменяемого товара. Например, рыба и мясо - это продукты-субституты, они удовлетворяют потребность человека в белке. Если мясо дорожает, то (при прочих равных условиях) мы можем использовать в еде больше рыбы, она дешевле мяса. Тогда спрос на рыбу возрастет, а на мясо - уменьшится. В этом и проявляется эффект замещения: подорожавшие товары заменяются на относительно более дешевые, но удовлетворяющие ту же самую потребность субституты (товары-заменители).2
     Итак, при повышении цены мы сокращаем спрос на подорожавший товар и частично замещаем его потребление более дешевым товаром-субститутом. Поэтому по мере повышения цены мы продвигаемся по кривой спроса влево вверх (см. рис. 1): величина спроса сокращается. Напротив, если цена на товар падает, то мы можем расширить его потребление, частично заменив этим подешевевшим товаром другие, аналогичные товары. Подешевевший товар сам становится субститутом для аналогичных товаров, цены которых остались прежними. Следовательно, по мере снижения цены данного товара мы будем продвигаться по кривой спроса вправо вниз: величина спроса увеличивается (см. рис. 1).
     Итак, цена является определяющим фактором спроса: он изменяется, при прочих равных условиях, в ответ на изменение цены. Поэтому величина спроса зависит от цены, т.е. является функцией цены. Обратная зависимость спроса от цены (увеличение спроса в ответ на снижение цены и наоборот) называется законом спроса.
     Функция спроса как функция цены описывается следующим равенством:
     D(P) = а-bхР,
     где Р - рыночная цена товара;
     а и b - параметры, причем последний показывает чувствительность спроса к изменению цены.
     На основе данной формулы и строится график спроса. Однако заметим, что, двигаясь по кривой спроса сверху вниз или наоборот, мы наблюдаем, как изменяется величина спроса в результате роста или снижения цен.

1.2. Неценовые факторы спроса.
     Существуют ли кроме цен другие причины, по которым может измениться спрос? Да, существуют, их называют неценовыми факторами спроса. В этом случае одинаково изменятся все величины, составляющие кривую спроса, (т.е. изменится сам спрос, а цены останутся на прежнем уровне). Графически это выражается параллельным (при прочих равных условиях) смещением кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, и влево, если спрос уменьшается (рис. 2).
      
Рис. 2. Смещение всей функции спроса под влиянием неценовых факторов (произошло увеличение самого спроса при неизменных ценах)

     Следовательно, рост или сокращение самого спроса в данном случае не связаны с изменением цены, а происходят по другим, неценовым причинам. Соответственно причины, которые заставляют изменяться спрос независимо от цены (т.е. без участия фактора цены), называются неценовыми факторами спроса.3
     К неценовым факторам спроса, вызывающим смещение всей кривой спроса, относятся:
     1) изменение дохода потребителя;
     2) ожидания потребителя (например, можно ждать повышения дохода или роста цен, что в обоих случаях может привести к расширению спроса на данный товар);
     3) изменения во вкусах и предпочтениях потребителя (например, под влиянием моды или технического прогресса);
     4) изменение цен на взаимодополняемые товары (например, автомобили и бензин).
     Классическим примером в данном случае являются сезонные изменения спроса. Возьмем рынок прохладительных напитков (например, кваса). В летний период спрос на них растет, а в зимний наоборот, люди сокращают потребление прохладительных напитков. Заметим, что в этом случае потребители кваса изменяют свой спрос не под влиянием снижения или роста цен, а в связи с изменением своих предпочтений в иных погодных условиях. Рассмотрим числовой пример в виде табл. 2, на основе, которой был построен рис. 2.
      Таблица 2
      Сезонное изменение спроса на квас
Цена кваса Р, руб. за 1л
5
10
15
20
Спрос осенью Q1, л
2,5
1,5
1
0,5
Спрос в жару Q2, л
5
3
2
1
     
     Из таблицы видно, что при каждой данной цене Р спрос на квас в летнюю жару в 2 раза превышает спрос на квас осенью.
     Рассмотрим построение графиков на рис. 2. Если в системе координат с вертикальной шкалой цен и горизонтальной шкалой объема спроса отложить точки с координатами, взятыми из первой и второй строки таблицы 2, а затем эти точки соединить, то мы получим кривую спроса на квас осенью D1. Далее, откладываем точки с координатами, взятыми из первой и третьей строки таблицы. Соединив их, мы получим кривую D2, которая показывает возросший спрос на квас в летнюю жару. Так графически посредством смещения всей кривой спроса вправо от D1 к D2 мы продемонстрировали увеличение самого спроса. Действительно, если из точки, соответствующей любой цене, например 10 руб., провести вспомогательную горизонтальную линию, она пересечется с обеими кривыми спроса в точках М и F соответственно. Далее опустим из этих точек перпендикуляры на горизонтальную ось Q, где откладывается количество товара. Вспомогательный перпендикуляр нам указывает величину спроса на квас на горизонтальной оси Q. В первом случае величина спроса, соответствующая перпендикуляру, опускаемому из точки М, составляет 1,5 л кваса. Во втором случае (см. перпендикуляр из точки F) величина спроса на квас в 2 раза больше и составляет 3 л. Таким образом, во время жары кваса при той же самой цене (Р =10 руб.) раскупается в 2 раза больше, и наоборот.4
     Для чего нужна графическая модель спроса? Построив график на основе данных выборочного опроса, которые приведены в табл. 2, мы можем узнать о поведении спроса и во всех остальных, не охваченных случаях. Например, мы можем определить величину спроса на квас при других ценах, допустим, при 7 руб. или 12 руб. за литр.
     Рассмотрим на примере из реальной жизни, как воздействует на спрос еще один важный неценовой фактор спроса - изменение дохода потребителя.
     «Русский Newsweek», пишет: «Всего в стране хлеба продается на 5 млрд долл. в год, что сопоставимо с оборотом пивзаводов. За последние десять лет установлено, что пива россияне пьют все больше, а потребление хлеба ежегодно падает на 3-4%. Такой уж это товар: чем лучше люди живут, тем меньше его едят. В прошлом году получилось всего по 180 граммов в день, как в блокаду».5
     Оказывается, рост дохода не всегда ведет к расширению потребления того или иного товара. Почему?
     Дело в том, что товары делятся на так называемые нормальные (которые подчиняются закону спроса), высшие и низшие. Низшие товары (например, хлеб, картофель, рис и т.п.) - это наиболее дешевые и общедоступные товары. Поэтому они составляют основу потребления людей с низким доходом. Однако совсем не значит, что эти товары низкосортные, плохого качества, просто эффект от их потребления довольно низок. Например, для того чтобы удовлетворить чувство голода и зарядиться энергией, нужно съесть гораздо больше хлеба или картофеля, чем мяса. При повышении дохода люди сокращают потребление низших товаров, замещая их нормальными и высшими товарами. К высшим товарам можно отнести предметы роскоши, эксклюзивные услуги, дорогую стильную одежду, деликатесы и т.д.
     Интересно, что если фирма, выпускающая высший товар, захочет снизить цену, чтобы выиграть конкуренцию и увеличить объем продаж, то получится обратный эффект - спрос на высший товар может снизиться! 
     Помимо соображений моды, престижа важным неценовым фактором спроса является желание покупателей приобретать качественные товары. Должен ли более качественный товар стоить дороже? Да, при прочих равных условиях. Например, более качественный бензин стоит дороже, так как проходит дополнительную переработку, что повышает затраты производителя. Изделия французской булочной в центре Москвы стоят от 39 до 200 руб. и выше, так как муку везут из Франции. Однако они активно раскупаются любителями высокого качества.6
     Итак, при повышении дохода людей, как правило, начинает больше волновать не дешевизна, а качество товара. На стремлении к высокому качеству, которое покупатели определяют по принципу, «чем лучше товар, тем он дороже», нередко «играют» фирмы. К примеру, производители немного изменяют внешний вид или упаковку товара и повышают цену на него как на более качественный товар. Это неправомерно. Покупатели вводятся в заблуждение. Они думают, что улучшились потребительские свойства данного товара и увеличивают спрос на него. К тому же фирма получает лишь временную выгоду. Разобравшись в таких новинках, покупатели сокращают повысившийся спрос на псевдокачественный товар.
     Как известно, инфляция, проявляющаяся в повышении цен на все товары, беспощадна не только к покупателям, но, в первую очередь, к производителям, так как дорожает сырье. Естественно, производители, чтобы сохранить прибыль должны повысить цены на свою продукцию либо сократить объем выпуска. Но сохранится ли спрос на подорожавший товар? Поэтому производители повышают цены лишь частично, но при этом снижают качество своей продукции. Почему? Исходя из закона спроса, повышение цены приводит к уменьшению покупок. Чтобы остановить снижение спроса, производители стараются удержать цены за счет использования более дешевого, но менее качественного сырья или уменьшают его использование.
     Пример из российской практики - беляши в институтской столовой. Когда производители в условиях высокой инфляции перестали повышать на беляши отпускные цены, начались метаморфозы с начинкой: она стала размером с грецкий орех в обширной оболочке из теста. Затем сократились размеры и самой оболочки.
     Однако манипуляции качеством в российской экономике встречаются и в отсутствии высокой инфляции. Эту уловку нельзя отнести к рациональному экономическому поведению. Недобросовестность производителей, расширяющих спрос на свою продукцию обманным путем, в странах с рыночной экономикой пресекается законом. Для того, чтобы применить законодательство или сформулировать его положения, необходимо разбираться в основных принципах ценообразования и отличать рациональное экономическое поведение от оппортунистического.
     
    1.3. Эластичность спроса.
     Эластичность спроса по цене - это важнейшая характеристика спроса, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на изменение цены. Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности. Рассчитывается он таким образом: процентное изменение спроса на товар делим на процентное изменение цены этого товара, в результате чего произошло изменение спроса:
     Epd = ?Q/Q:?P/ Р,
     где Q - величина спроса;
     ?Q / Q - процентное изменение спроса;
     Р и ?Р / Р - цена и процентное изменение цены соответственно.
     Эластичность спроса по цене исследуют производители и продавцы товара для того, чтобы посмотреть, как изменится их общая выручка, т.е. валовой доход от продажи товара при изменении цены на него, и как это скажется на прибыли. Таким образом, определение эластичности спроса позволяет рассчитать, как и в каких пределах можно манипулировать ценами.
     Рассмотрим три типа товаров с различной эластичностью спроса по цене.
     Первый тип — товары, имеющие спрос с единичной эластичностью по цене. Спрос на такие товары изменяется точно так же, как цена, в результате общая выручка при снижении или повышении цены остается неизменной (рис. 3).
      
Рис. 3. Спрос с единичной эластичностью (Е=1) 

     Например, зимой яблоки стоят 30 руб. за кг. По высокой цене фирме «Яблоко» удается продать свой товар только по одному ящику в день. В разгар урожая обостряется проблема сбыта и хранения фруктов. В данном случае фирма может снизить цену, допустим, до 10 руб. за кг., спрос увеличится, и фирма сможет продавать яблоки по три ящика и день. Что же произошло с общей выручкой или валовым доходом?
     При Р = 30 руб. общая выручка составила: TR = Q* Р = 1 х 30 = 30 руб.
     При Р = 10 руб. за кг общая выручка также составила: TR = Q х Р = 3 х 10 = 30 руб. Мы видим, что неизменность общей выручки позволяет решить проблему хранения урожая и сбыть его по более низкой цене, увеличив объем продаж, но не изменив прибыли. Коэффициент эластичности спроса на яблоки в нашем примере будет равен единице:
     EPD = ?Q / Q: ?Р / Р = 2 / 3:2 / 3 = 1.
     Итак, в случае единичной эластичности спроса по цене общая выручка от продажи данного товара при повышении или снижении его цены не меняется. Это значит; что продавец может свободно манипулировать ценой в случае необходимости, например, под давлением конкурентов или правительства, при решении проблемы ускорения сбыта и т.д. При этом его общий доход, а значит, и размер прибыли, не пострадает.7
     Второй тип - товары, имеющие большую, высокую эластичность спроса по цене. Для них характерен коэффициент эластичности больше единицы. Спрос на такие товары изменяется в большей мере, чем цена, поэтому общая выручка будет значительно сокращаться при небольшом повышении цены, и наоборот. В случае небольшого снижения цены объем продаж и общая выручка серьезно увеличиваются (рис. 4). Возьмем, к примеру, спрос на пирожные. Допустим, фирма «Пекарь» повышает цену на пирожные в 2 раза, с 10 до 20 руб. за шт. Спрос резко снижается, например, в 3 раза (с 30 до 10 шт. в день), ведь пирожные легко заменить другими сладостями, да и место в потреблении они занимают далеко не самое первое.
      
Рис. 4. Спрос с высокой эластичностью (Е>1)
      
     Тогда коэффициент эластичности спроса на пирожные будет равен 2, т.е. Е > 1. Действительно:
     Epd =?Q/Q:?PI/Р= 2:1 = 2.
     При этом выручка продавца от продажи дорогих пирожных сократится. Если первоначально, при цене 10 руб. она составляла: TR == Q * Р= 30 х 10 = 300 руб., то после повышения цены до 20 руб. она составила: TR = Q х Р = 20 х 10 = 200 руб.
     В случае понижения цены возможен обратный эффект: спрос, а, следовательно, и общая выручка увеличатся больше, чем снизится цена. Этот пример показывает, что при небольшом снижении цены на товары с высокой эластичностью спроса можно значительно увеличить выручку от их продажи. Как правило, товары с высокой эластичностью имеют множество субститутов, а также не являются предметами первой необходимости; на них выгодно снижать цены. Повышение же цены на подобные товары приведет к потере общей выручки и, соответственно, к сокращению или потере прибыли.
     Но встречаются и такие товары, спрос на которые слабо реагирует на изменение цены. Прежде всего,- это товары повседневного спроса, занимающие ведущее место в потреблении. У таких товаров низкая эластичность спроса по цене и коэффициент эластичности меньше единицы (Е < 1). В этом случае при изменении цены товара общая выручка изменяется в меньшей степени, чем цена (рис. 5). Возьмем, например, хлеб. Потребление хлеба в каждой семье довольно устойчиво. Он необходим при питании каждый день. Но много его не съешь и больших запасов не сделаешь, так как он не может долго храниться. Такие свойства хлеба делают спрос на него слабо зависимым от цены для большинства покупателей. Его эластичность по цене - низкая. 
      
Рис. 5. Спрос с низкой эластичностью (Е<1)
     Другой пример - эксклюзивная модельная обувь. В данном случае повысить цену можно, так как постоянные покупатели, модницы, от модельной обуви все равно не откажутся. Общая выручка фирмы возрастет за счет повышения цены. Наоборот, если цену на такой товар снизить даже в 2 раза, то общая выручка так же понизится, в основном за счет снижения цены. Рассчитывать на серьезное увеличение опроса в этом случае не приходится: модельную обувь не запасешь впрок - часто меняется стиль. Да и резкое снижение цены не заставит втиснуть непривыкшую к высокому каблуку ногу в изящную туфельку. Мы видим, что спрос на эксклюзивные товары также весьма устойчив и обладает низкой эластичностью по цене. На такие товары выгодно повышать цену, а снижать — опасно, так как не следует ждать расширения спроса, адекватного изменению цены.
     Предположим, что при цене 30 руб. было продано 10 единиц товара с высокой эластичностью спроса. Тогда общая выручка (или общий доход TR) составит 300 руб. (10 х 30 р. = 300 руб.). При снижении цены в 3 раза, до 10 руб., спрос вырос, но не в 3 раза, как цена, а только в 2. Объем продаж составил 20 единиц. В этом случае общая выручка TR составит 200 руб. (20 х 10 р. = 200 руб.). Вывод: при низкой эластичности спроса по цене общая выручка изменяется в меньшей степени, чем цена товара. Снижение цены не компенсируется расширением продаж.8
     Еще одна характеристика спроса - эластичность спроса по доходу, которая показывает, как изменяется спрос в зависимости от изменения дохода покупателя. Как правило, спрос на товар увеличивается, если доход покупателя вырос. Однако, если товар низкокачественный, то с ростом дохода потребителя спрос на этот товар уменьшается, а на высококачественный товар — растет.
     Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается следующим образом:
     EId=?Q/Q:?I/I,
     где в уже знакомую нам формулу эластичности спроса вместо цены подставляется значение дохода - I (income).
     Итак, общая зависимость спроса от цены - это обратная зависимость, которая соблюдается для нормальных товаров. Она выражается формулой
     QD = a-b* Р,
     где Р - цена товара;
     b - Показатель изменения спроса в зависимости от изменения цены, который рассчитывается на основе коэффициента эластичности (?Q / ?Р).

    Глава 2. Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность
    2.1. Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения.

     Помимо спроса, другим важнейшим инструментом рыночного механизма является предложение, которое обозначается буквой S (от англ. supply - предложение). Под рыночным предложением понимается количество какого-либо товара или услуги, которое производитель готов продать при каждой данной цене, складывающейся на рынке.
     Модель предложения представлена набором всех возможных вариантов цен и соответствующих им объемов товара, которые намерен продать производитель. Рассмотрим таблицу зависимости величины предложения от цены.
      Таблица 3
Рыночная цена товара А, руб.
20
30
40
50
Величина предложения товара А, шт.
50
100
150
200
     
     Наиболее низкой цене соответствует наименьший объем предложения, а высокой цене - наибольший. Иначе говоря, объем или величина предложения, находятся в прямой зависимости от цены.
     У покупателя и продавца противоположная реакция на изменение цены товара на рынке. Так, при повышении цены покупатель сокращает спрос на товар. Продавца же, наоборот, повышение рыночной цены товара вдохновляет на расширение его предложения. Интерес производителя, продать свой товар подороже, объясняется его естественным стремлением к увеличению прибыли.
     Построим модель предложения на графике (рис. 6). Величина предложения товара А при всех возможных ценах откладывается по горизонтальной оси Qa . Значение цен отложим по вертикальной оси. Нанесем точки с координатами «количество товара - цена» из таблицы 3.
      
Рис. 6. Предложение товара А на конкурентном рынке
      
     Как видно из рис. 6, кривая предложения имеет положительный наклон, что говорит о прямой зависимости величины предложения товара от его рыночной цены. Под прямой зависимостью понимается изменение цены и предложения в одном и том же направлении: растет цена - растет предложение товара, и наоборот, цена падает - предложение уменьшается. Так воздействует на величину предложения ценовой фактор, при повышении цены мы скользим вдоль графика предложения снизу вверх, перемещаясь от одной точки к другой, и видим, что величина предложения изменяется в том же направлении, что и цена, т.е. увеличивается. К примеру, если цена увеличилась с 20 до 40 руб., то и предложение товара А увеличивается с 50 до 150 единиц. И наоборот, если цена снижается с 50 до 30 руб., то и предложение снизится с 200 до 100 единиц.
     Таким образом, мы видим, что предложение есть функция цены: S(Р). Это значит, что величина предложения - результат изменения рыночной цены товара. Функция предложения записывается следующей формулой:
     S(P) = a + b*P,
     где Р - рыночная цена товара;
     а и b - параметры, причем последний показывает чувствительность предложения к изменению цены (его эластичность).
     Итак, мы рассмотрели работу ценового фактора предложения, вызывающего смещение вдоль кривой S, т.е. изменение величины предложения.
     Теперь нейтрализуем ценовой фактор и рассмотрим остальные причины, по которым может изменяться само предложение при сохранении.9
     
    2.2. Неценовые факторы предложения.
     Неценовые факторы предложения влияют на стоимость производства единицы продукции, что и вызывает сокращение или расширение самого предложения при неизменной цене товара на рынке. Графически это выражается смещением кривой предложения S вправо или влево (рис. 7). Смещение данной кривой вправо говорит о том, что все предложение товара А увеличилось, так как у производителя сократились издержки на единицу продукции.
      
Рис. 7. Смещение кривой предложения товара А под влиянием неценовых факторов
     
     Смещение кривой S влево говорит о сокращении самого предложения, что связано с увеличением издержек на единицу продукции. Таким образом, неценовые факторы влияют на предложение посредством увеличения или снижения издержек производителя. Обратим внимание еще раз, что смещение функции предложения от S1 к S2 происходит при фиксированных ценах (Р = const).
     Факторы, или причины, влияющие на изменение предложения, независимо от рыночной цены товара, называются неценовыми факторами предложения. Они изменяют не цену товара, а расходы производителей на единицу продукции, т.е. издержки производства.
     К неценовым факторам предложения относятся:
       стоимость ресурсов;
       новые ресурсосберегающие технологии;
       тип производства в отрасли, например, монополизм;
       налоги и другие виды воздействия государства на деловую активность населения.10
     Удешевление ресурсов, так же как и внедрение ресурсосберегающих технологий, экономит издержки производителя на единицу продукции, что может привести к расширению предложения товара, даже если его цена на рынке остается без изменения (т.е. при прочих равных условиях). Повышение налогов, наоборот, увеличивает издержки производителей и, соответственно, может вызвать сокращение предложения. К такому же эффекту приводят меры правительства, повышающие административные барьеры для бизнеса, так как это увеличивает трансакционные издержки фирмы.
     На практике мы увидим одновременное воздействие ценовых и неценовых факторов.
     Nestle - крупнейшему производителю кофе, Kit Kat и других вкусностей, пришлось повысить цены на свою продукцию в связи с ростом цен на топливо и другие ресурсы (кофе и сахар). 13 млрд долл. было внесено на различные улучшения в производстве. Поэтому за год чистая прибыль компании увеличилась на 11% и на столько же увеличился объем продаж на американском и европейском рынках. Самый большой рынок компании обеспечивают США и Китай, принося 2/3 доходов.
     В реальной жизни ценовые и неценовые факторы работают одновременно. В данном примере неценовые факторы - повышение цен ми ресурсы (энергию, топливо и сахар) - увеличивают издержки производителей и ведут к сокращению прибыли. Предложение компании могло бы сократиться. Однако в действие вступил еще один неценовой фактор - производители внедрили новые технологии на 13 млрд долл., что помогло улучшить качество и снизить издержки производства. Это удержало кривую предложения от сдвига влево. Ценовой фактор — повышение рыночной цены продукции Nestle - привел к увеличению прибыли. Его воздействие отражается сдвигом вверх вдоль кривой предложения. Объем выпуска расширился.
     Познакомившись с основными элементами рынка - спросом и предложением - мы сможем понять, как они взаимодействуют на рынке между собой и рассмотреть ситуацию рыночного равновесия.11
      
    2.3. Эластичность предложения.
     Как и покупатели, производители тоже реагируют на изменение рыночной цены на свою	 продукцию. Но если при 	повышении	 цены покупатель, как правило, уменьшит величину 	спроса, то	 производитель, заметив, что товар раскупается по более высокой цене, чем ожидалось, наоборот, станет расширять предложение, и наоборот. В экономической теории такая реакция предложения на изменение рыночной цены товара называется эластичностью предложения по цене.
     Почему производитель при повышении цены на свою продукцию стремится расширить объем продаж?
     Дело в том, что, если растет спрос на продукцию данного производителя и, как следствие, повышается ее рыночная цена, то это никак не связано с себестоимостью или с издержками производства на единицу продукции. Издержки производителя на единицу выпуска при изменении цены (ценового фактора предложения) остаются на прежнем уровне. Следовательно, при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, т.е. увеличивается прибыль.
     Следует обратить внимание на то, ради чего осуществляется производство в рыночной экономике. Фирмы производят продукцию не для того, чтобы всех «накормить и одеть», а для получения и максимизации прибыли. Поэтому, когда  на рынке складывается более высокая цена, именно возможность увеличить прибыль стимулирует фирму к расширению предложения.
     Однако необходимо учитывать, что реакция фирмы на изменение рыночной цены (эластичность предложения) зависит от фактора времени. Чем большим периодом времени располагает фирма, тем в большей степени она может маневрировать объемами производства и изменять величину предложения. Почему? Дело в том, что для расширения предложения фирме необходимо либо распродать накопившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что требуется отрезок времени, равный по продолжительности производственному циклу того или иного товара.
     В связи с этим в экономической теории рассматривается три случая эластичности предложения фирмы - мгновенная, краткосрочная и долгосрочная реакция на изменение рыночной цены товара (рис. 8).
      
Рис. 8. Три вида эластичности предложения по цене в зависимости от фактора времени
      А – предложение при мгновенной реакции .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.