VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическое обоснование изучения проблемы обеспечения информационной безопасности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001888
Тема: Теоретическое обоснование изучения проблемы обеспечения информационной безопасности предприятия
Содержание
     Содержание
     
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование изучения проблемы обеспечения информационной безопасности предприятия
1.1 Сущность информации, ее классификация
1.2 Информационная безопасность в эпоху постиндустриального общества
1.3 Основные проблемы обеспечения и угрозы информационной безопасности предприятия
1.4 Задачи и уровни обеспечения защиты информации
Глава II. Разработка методических основ обеспечения информационной безопасности предприятия
2.1 Анализ рисков и принципы информационной безопасности предприятия
2.2 Разработка комплекса мер по обеспечению информационной безопасности предприятия
2.3 Роль человеческого фактора как фактора безопасности предприятия
2.4 Антивирусная безопасность
Заключение
Список используемой литературы
     


     Введение
     
     Актуальность работы заключается в том, что информация, бесспорно, выступает основой всего процесса управления в организации, труд управленца и заключается в ее сборе, изучении, обработке и грамотном тoлковании.
     От урoвняoрганизациисбoра, oбрабoтки и передачи инфoрмации в целoм зависит эффективнoсть управления, а также качествo принимаемых управленческих решений в частнoсти.
     Определеннo, самoеглавнoе заключается в том тo, чтo информация является, вo-первых, предметoм, вo-втoрых, средствoм и, в-третьих, прoдуктом труда управленца.
     Актуальность проблемы заключается в том, что информация может оказывать колоссальное воздействие и на человека, и на технику, как положительное, так и отрицательное, в частности, вызывая у людей неправильное поведение, плохое настроение, а путем установки в компьютере специальных закладок можно извне вывести из строя аппаратуру или прервать ее работу. Но прoблемаинфoрмационнoйбезoпаснoсти предприятия, являясь прoблематикoй, как общей теории oрганизации, так и инфoрмациoнногo права, сегoдняприoбретаетнoвые аспекты. Их пoявлениепредoпределяется в первую oчередь качественными изменениями самoгoсoциума и егo внешней среды.
     Развитие oбщества, научнo-техническoгoпрoгрессасo всей яснoстьюпoказывает, чтo среда oбитаниячелoвекаoтнюдь не обладает такими качествами, как прoзрачнoсть, oпределеннoсть, стабильнoсть, чтoхарактернo для сoстoяниябезoпаснoсти в целoм и инфoрмациoннoйбезoпаснoсти в частнoсти.
     Поэтому целью дипломной работы является изучение проблемы обеспечения информационной безопасности предприятия.
     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     * Разобраться в сущности информации, ее классификациях.
     * Дать анализ информационной безопасности в эпоху постиндустриального общества.
     * Исследовать основные проблемы и угрозы обеспечения информационной безопасности предприятия.
     * Объяснить задачи и уровни обеспечения защиты информации.
     Объектом исследования является информационная безопасность предприятия.
     Предмет: анализ мер по повышению информационной безопасности предприятия.
     Дипломная работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения, Списка используемой литературы.
     Общий объем работы 75 с.
     Теоретическая значимость:
     Проведенное в дипломной работе обоснование проблем обеспечения информационной безопасности предприятия создает предпосылки для создания эффективного комплекса мер направленных на повышение качества и эффективности обеспечения информационной безопасности предприятия.
     Практическая значимость:
     Приведены методические рекомендации, дающие возможность для наиболее рационального и эффективного использования, обработки, хранения информации для повышения качества обеспечения информационной безопасности предприятия.
     


     Глава I. Теоретическое обоснование изучения проблемы обеспечения информационной безопасности предприятия
     
     1.1 Сущность информации, ее классификация
     
     Под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование и развитие.Управлeниeпрeдприятиeмнeможeтэффeктивно проводиться бeз достаточной опeративной, надeжной, своeврeмeнной и достовeрной информации. Информация являeтся основой управлeнчeскогопроцeсса, и от того, насколько она совeршeнна, во многом зависит качeствоуправлeнияпрeдприятиeм. Информационная дeятeльностьмeнeджeратрeбуeт от нeгочeткой организации процeсса сбора, анализа и обработки информации, причeм он должeнумeтьопрeделять важность или второстeпeнностьпоступающeй информации. Опытный мeнeджeртакжeдолжeнумeть упорядочивать коммуникации и обмeнинформациeй в рамках прeдприятия и фирмы.
     Управляющая систeмаполучаeт от управляeмойсистeмы информацию о состоянии заданных eютeхнико-экономичeскихпарамeтров в процeссeпроизводствeнной и финансово-хозяйствeннойдeятeльности. На основeполучeнной информации управляющая систeма (мeнeджмeнт) вырабатываeт команды управлeния и пeрeдаeт их в управляeмуюсистeму для исполнeния. Информация, которая функционируeт на прeдприятии в процeссeуправлeния, можeт быть классифицирована слeдующим образом:
     * по формeотображeния (визуальная, аудиовизуальная и смeшанная);
     * по формeпрeдставлeния (цифровая, буквeнная, кодированная);
     * по роли в процeссeуправлeния (аналитичeская, прогнозная, отчeтная, научная, нормативная)
     * по качeству (достовeрная, вeроятностнодостовeрная, нeдостовeрная, ложная);
     * по возможности использования (нeобходимая, достаточная, избыточная);
     * по стeпeниобновляeмое (постоянная, пeрeмeнная);
     * по степeни деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая);
     * по источнику возникновeния (внутриорганизационная, внешняя);
     * по стeпeни преобразования (пeрвичная, производная, обобщенная);
     * по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель);
     * по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная). 
     * Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие (ситуации, которые уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.
     В качестве примера приведем три основных направления сбора информации о конкуренте.
     Информация о рынке:
     * цены, скидки, условия договоров, спецификация продукта;
     * объем, история, тенденция и прогноз для конкретного продукта;
     * доля на рынке и тенденции ее изменения;
     * рыночная политика и планы;
     * отношения с потребителями и репутация;
     * численность и размещение торговых агентов;
     * каналы, политика и методы сбыта;
     * программа рекламы.
     Информация о производстве и продукции:
     * оценка качества и эффективности;
     * номенклатура изделий;
     * технология и оборудование;
     * уровень издержек;
     * производственные мощности;
     * размещение и размер производственных подразделений и складов;
     * способ упаковки;
     * доставка;
     * возможности проведения научно-исследовательских работ (НИР).
     Информация об организационных особенностях и финансах:
     * определение лиц, принимающих ключевые решения;
     * философия лиц, принимающих ключевые решения;
     * финансовые условия и перспективы;
     * программы расширения и приобретений;
     * главные проблемы и возможности;
     * программа НИР.
     Большое внимание со стороны менеджера должно уделяться вопросам сохранности информации и предотвращения ее утечки [4; С. 54-57]
     Интересным представляется высказывание английских специалистов в области защиты информации: "Нет смысла тщательно проверять помещение перед заседанием, если кофе в помещение подается непроверенным сотрудником без соответствующего наблюдения"
     В зависимости от формы представления информация может быть разделена:
     1. Речевая информация. Возникает в ходе ведения в помещениях разговоров, работы систем связи, звукоусиления и звуковоспроизведения.
     2. Телекоммуникационная информация. Циркулирует в технических средствах обработки и хранения информации, а также в каналах связи при ее передаче.
     3. Документированная информация (документы). Относят информацию, представленную на материальных носителях вместе с идентифицирующими ее реквизитами.
     Информацию разделяют на открытую и ограниченного доступа. К информации ограниченного доступа относятся государственная тайна и конфиденциальная информация. Понятие "конфиденциальная информация" стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Также данный термин все чаще применяется в различных договорах: можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.
     Но при этом многие руководители и предприниматели на деле не вполне четко представляют себе, что входит в понятие "конфиденциальная информация", как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение фирмы. Согласно ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" понятие "конфиденциальная информация" - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. 
     Особое внимание менеджер должен уделять построению на предприятии информационных систем.
     Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Такая информация может поступать по телефону или через сигнализации как одноразовое сообщение, она свойственна низшей ступени управления, например: рабочее место — мастер. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управление, и функциональные службы предприятия.
     Информационные системы различаются:
     * по обработке информации — на централизованные и децентрализованные;
     * степени охвата информацией — на комплексные и локальные.
     Комплексные информационные системы охватывают весь комплекс служб предприятия, а локальные — предназначены для определенных функций управления.
     В последнее время при построении информационных систем стали выделять бэк-офисную и фронт-офисную информацию. Бэк-офисная — такая информация, доступ к которой имеют только сотрудники предприятия (все или из определенных подразделений). Фронт-офисная — такая информация, доступ к которой имеют все желающие, например клиенты предприятия.
     Следует отметить, что информация отличается многообразием форм и видов. Для целей нашего исследования нам представляется необходимым упорядочить имеющиеся типологии информации и предложить обобщенную классификацию.
     Важно отметить, что с термином ИБ тесно связаны некоторые другие понятия, которыми мы будет оперировать в следующих разделах исследования. Это, в частности, защита информации, информационные ресурсы, информационные риски, информационный продукт, информационная сфера, информационная деятельность, информационная система и ряд других.
     Информационные ресурсы представляют собой совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. По законодательству РФ информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
     Информация: национальное достояние, государственная, федеральная, совместная, муниципальная, частная, коллективная, открытая, ограниченного доступа, государственная тайна, персональная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, профессиональная тайна конфиденциальная, правовая, научно-техническая, политическая, финансово-экономическая, статистическая, социальная, другого вида информация, систематизированная, каталоги, энциклопедии, архивы и т.п., несистематизированная, автоматизированная, информационные сети, базы данных и т.п., на бумаге, видео и звуковая, устная, компьютерная, объемно-пространственная, биологическая и т.п.
     
     1.2 Информационная безопасность в эпоху постиндустриального общества
     
     В настоящее время прослеживается тенденция возрастающей зависимости мировой экономики от значительного объема информационных потоков. С развитием информационных и коммуникационных технологий произошло изменение в области обмена различного вида информации между субъектами, что позволяет при помощи информационных технологий оперативно решать многие задачи современного общества. Тем не менее, постоянное усложнение вычислительных систем и сетей, на основе которых лежат мировое и национальные информационные пространства, ставит перед современным обществом задачи обеспечения информационной безопасности (ИБ). С каждым годом все больше и больше совершенствуются технологии защиты данных, но уязвимость защиты не только не уменьшается, а постоянно растет. Поэтому очевидна актуальность проблем, связанных с защитой потоков данных и информационной безопасностью их сбора, хранения, обработки и передачи.
     Так или иначе, любая деятельность основана на применении в той или иной степени информационных технологий. Банковская деятельность, функционирование финансовых рынков, бизнеса, образование, население, государство в целом связаны с информационными технологиями. Большинство финансовых потоков в мире проходят через информационные сети. Поэтому возникает потребность в защите т информации и обеспечении безопасного функционирования предприятий, населения на рынках и перелива капитала и финансовой информации.
     В литературе авторы дают различные определения информационной безопасности. Например, Васильев А.И. отождествляет два понятия - защита информации и информационная безопасность. Другие ученые считают, что то, что в 1970-е гг. именовалось компьютерной безопасностью, а в 1980-е гг. - безопасностью данных, сейчас является информационной безопасностью. "Информационная безопасность определяется как совокупность определенных программных, аппаратных средств и мер по защите информации от разрушения, несанкционированного доступа, раскрытия" Ловцов Д.А. информационную безопасность рассматривает как защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев населения, населения в целом в качественной, необходимой для их функционирования, жизнедеятельности и развития информации. Он отмечает, что в будущем человек станет составляющей единой информационной среды в качестве информационного деятеля. В связи с этим, он должен будет обладать следующими тремя видам знаний: интеллектуальными, эмоциональными и деятельностными. 
     Конечно, существуют различные подходы к определению понятия информационной безопасности. В частности, на государственном уровне на сегодняшний день имеет место два подхода. Одни (гуманитарии) относят ИБ исключительно к институту тайны. Другие (силовые структуры) практически отождествляют ИБ с информационной сферой.
     Термин "информационная безопасность" можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Например, в нормативно-правовых документах РФ по данному вопросу ИБ трактуется как широкое понятие. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. В целях дальнейшего исследования мы будем пользоваться термином ИБ в узком смысле. Следует отметить, что этот подход принят в иностранной литературе.
     Волоткин А.В. и Маношкин А.П. в своей книге "Информационная безопасность" под информационной безопасностью (или безопасностью информационных технологий) подразумевают защищенность информации, обрабатываемой в информационно-вычислительной системе, от случайных или преднамеренных воздействий внутреннего или внешнего характера, чреватых нанесением ущербы владельцам информационных ресурсов или пользователям информации. Из определения ясно, что ИБ не ограничивается только защитой от несанкционированного доступа посторонних лиц и действий злоумышленников, но и не маловажным фактором является защита информационных ресурсов от случайных процессов (сбои и отказы аппаратных средств, аварии в энергоснабжении, пожары, природные катаклизмы и т.д.), случайных ошибок пользователей 
     Но данное определение не совсем верно, т.к. рассмотрение проблемы ИБ не следует ограничивать безопасностью информационных технологий и сводить эту проблему к защищенности только компьютерной информации. На наш взгляд, информационная безопасность — это состояние защищенности любой информации, не только обрабатываемой в информационно-компьютерных системах. Ведь компьютерная техника является только частью информационной системы. Но, в то же время большее внимание всегда сосредоточивается на защите информации, передаваемой с помощью компьютеров.
     В качестве общенаучной категории безопасность можно определить как такое состояние рассматриваемой системы, когда эта система в состоянии противостоять влиянию внешних и внутренних угроз, а также функционирование этой системы не создает угрозы для составляющих этой же системы и внешней среды.
     Таким образом, можно сформулировать определение информационной безопасности, которое представляется нам правильным и достаточно полным. Информационная безопасность представляет собой состояние информационной системы, в котором она может противостоять воздействию внутренних и внешних угроз, не инициируя их возникновение для элементов системы и внешней среды.
     Отсюда, следует вывод о том, что основой обеспечения ИБ является решение трех взаимоувязанных проблем: проблема защиты информации, находящейся в системе, от влияния внутренних и внешних угроз; проблема защиты информации от информационных угроз; проблема защиты внешней среды от угроз со стороны находящейся в системе информации.
     К настоящему времени достигнуты определенные результаты по теоретическому изучению и практической разработке проблемы ИБ. Уже более 30 лет она находится в центре внимания специалистов. Заложены основы теории защиты информации. Разработаны разнообразные средства защиты информации и налажено их производство. Накоплен опыт практического решения задач защиты информации в различных системах. Разработана государственная система защиты информации. Проблема защиты информации имеет реальную основу для дальнейшего развития. Для этого необходимо обеспечить постоянный сбор и обработку статистической информации о функционировании существующих систем защиты, что можно достичь, создав организационные структуры, которые будут этим заниматься. Это крайне важно для совершенствования методологии проектирования систем защиты и развития теории защиты информации. Актуальной является задача развития научно-методологических основ защиты информации и ИБ.
     Защита от информации состоит в применении определенных методов и средств защиты от негативного влияния на составляющие какой-либо системы информации, как внутренней, так и поступающей из вне, а также от негативного воздействия информации, выходящей из рассматриваемой системы, на внешнюю среду.
     На рисунке 1 представлены основные методы защиты информации.
     
     
     Рис 1. Классификация методов защиты информации в компьютерных системах
     
     Актуальность проблемы ИБ определяется современными тенденциями в области информационных, компьютерных технологий, в сфере формирования нового типа общества и экономики, который характеризуется различными экономистами и учеными по-разному. Американский социолог Кроуфорд Р. определяет современное общество как "общество знания" (knowledgesociety), в котором главнейшая роль отводится знанию, новое знание приводит к появлению новых технологий, что ведет к экономическим изменениям, затем к социально-политической трансформации, что в конечном итоге приводит к появлению нового видения мира. Многие авторы используют термины "постиндустриальное общество", "сетевая экономика". Гейтс Б. называет формирующееся общество технообществом, немецкий ученый Крайбих Р. - обществом науки, Кувалдин В. - мегаобществом, Тапскотт Д. - электронным цифровым обществом и т.д. Российский экономист Иноземцев В. для этого использует термин "экономика знаний" (knowledgeeconomy), в которой "важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, сколько знания, т.е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания".
     В 60-е гг. XX века одновременно в США Махлуп Ф. и в Японии Умесао Т. ввели в научный оборот понятие "информационное общество". По их мнению, это общество, в котором качество жизни и возможности экономического роста все больше зависят от информации и ее использования. Махлуп Ф. одним из первых провел исследование информационного сектора экономики на примере США.
     Несмотря на разнообразие терминов, определяющих современные преобразования в мировой экономике, все они, так или иначе, указывают на глобальность происходящих процессов, изменений и на определяющее значение информации, знаний и информационных технологий.
     Японский ученый Масуда Е. разработал одну из наиболее интересных философских концепций информационного общества. В соответствии с его концепцией компьютерная технология, дающая возможность замещать или усиливать умственный труд людей, станет в будущем базисом нового общества. Информационная революция будет производительной силой, обусловливающей массовое производство технологий, знаний, информации. Интеллектуальное производство займет ведущее место среди отраслей экономики.
     Бенингер Дж., Нисбет Дж., Стоуньер Т. предполагают, что информация, будучи основным продуктом производства, в будущем может превратиться в сильнейший ресурс власти. Ученые не исключают возможности того, что сконцентрированная в одном источнике информация, способна привести к формированию нового типа тоталитарного государства. В настоящий момент уже можно говорить, что в мире в целом сформировалось информационное общество. Это обусловлено следующим. Во-первых, наряду с традиционными рынками (сырья, труда) формируется информационный рынок. Рынок информационных технологий считается наиболее динамично развивающимся.
     Например, в 1954 г. всего 7% был удельный вес инвестиций в эту сферу, а в 1998 г. примерно 50%. Во всем мире спрос на компьютерную технику постоянно растет. Объемы ее торговли в мире превысили объемы торговли автомобилями. Около 510 млрд. долл. в год дохода приносит мировой рынок телекоммуникаций. Во-вторых, наиболее развитые в информационном плане страны переориентируют свои экономики на максимальное вовлечение непроизводственного сектора. В этих странах все отрасли, связанные с производством информации, знаний, информационных услуг и продуктов, развиваются быстрее, чем традиционная промышленность и занимают ведущее место в их (стран) экономическом развитии. В-третьих, повсеместно распространяются персональные компьютеры, программное обеспечение, различные сети связи. В-четвертых, колоссально возрастает объем доступных для всех информационных ресурсов, продуктов и услуг. [5; С. 86-114]
     Информация становится уникальным и вечным ресурсом для человека. Ее уникальность только усиливается в современных условиях. На наш взгляд, основное назначение и важность информации для человека, общества, экономики состоит в ее использовании, обращении. При этом информация может выступать как: источник получения знаний и навыков; источник информирования о событиях и явлениях; средство формирования систем; ресурс при принятии решений; источник негативного влияния на общество и человека; объект интеллектуальной собственности; товар. Именно обращаясь, т.е. переходя от одного субъекта к другому в различных формах, информация приобретает ценность. Именно поэтому актуальность рассматриваемой нами проблемы ИБ не вызывает сомнений.
     
     1.3 Основные проблемы обеспечения и угрозы информационной безопасности предприятия
     
     В условиях постоянного роста количества известных и появления новых видов информационных угроз перед крупными предприятиями всё чаще встаёт задача обеспечения надёжной защиты корпоративных сетей от вредоносных программ и сетевых атак.
     Работа с информацией в современных условиях отличается не только массивом и многообразием ресурсов, постоянным обновлением технологий ее обработки, повышенным вниманием и контролем над персоналом, но и грамотным уровнем управления фирмой.
     Известно, что процесс массового внедрения компьютерной техники и информационных технологий наряду с прогрессивным началом неизбежно создает и дополнительные проблемы. Они связаны с реальными угрозами безопасности предприятий, с потерей стратегически важной информации, а вместе с этим и утратой управляемости компании.
     В целях сокращения побочных явлений повсеместного использования новых информационных технологий руководство организаций определяет стратегию своей деятельности в информационной сфере. Стержневым началом такой стратегии должна быть информационная безопасность, определяемая как состояние защищенности интересов предприятий или организации в информационной сфере. Все направления деятельности предприятия, в которых прямо или косвенно используются информационные технологии, фокусируются в рамках обеспечения информационной безопасности.
     Как показывает международная практика, основная проблема в сфере обеспечения информационной безопасности заключается в создании единого эффективного механизма, который позволял бы своевременно применять на практике нормативно-правовые, законодательные акты, отвечающие существующим социально-политическим и экономическим условиям и достижениям в области информационных технологий. Развитие технологий, сферы информатизации делает актуальным вопрос обеспечения информационной безопасности.
     Проблема обеспечения информационной безопасности имеет две составляющие – технологическую и идеологическую. Первая – связана с разработкой и внедрением информационных ресурсов, системы защиты информационных баз, вторая – с распространением информации, ее воздействием на жизнь личности, общества, государства.
     Практически любая новая технология влечет за собой социально-экономические изменения в обществе, влияет на международные отношения. На сегодняшний день можно говорить о создании общемирового информационного пространства. Информация, информационные технологии характеризуются такими свойствами как трансграничность, проницаемость, имеют возможность повсеместного использования, становятся доступными вне зависимости от национальных границ.
     Под угрозами информации принято понимать потенциальные или реально возможные действия по отношению к информационным ресурсам, приводящие к неправомерному овладению охраняемыми сведениями.
     Такими действиями являются:
     * ознакомление с информацией различными путями и способами без нарушения ее целостности;
     * модификация информации в криминальных целях как частичное или значительное изменение состава и содержания сведений;
     * разрушение (уничтожение) информации как акт вандализма с целью прямого нанесения материального ущерба.
     В конечном итоге противоправные действия с информацией приводят к нарушению ее конфиденциальности, полноты, достоверности и доступности, что в свою очередь приводит к нарушению, как режима управления, так и его качества в условиях ложной или неполной информации. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб - моральный или материальный, а защита и противодействие угрозе призвано снизить его величину, в идеале - полностью, реально - значительно или хотя бы частично. Но и это удается далеко не всегда.
     С учетом этого угрозы могут быть классифицированы по следующим кластерам:
     По величине принесенного ущерба:
     * предельный, после которого фирма может стать банкротом;
     * значительный, но не приводящий к банкротству;
     * незначительный, который фирма за какое-то время может компенсировать и др.;
     По вероятности возникновения:
     * весьма вероятная угроза;
     * вероятная угроза;
     * маловероятная угроза;
     По причинам появления:
     * стихийные бедствия;
     * преднамеренные действия;
     По характеру нанесенного ущерба:
     * материальный;
     * моральный;
     По характеру воздействия:
     * активные;
     * пассивные;
     По отношению к объекту:
     * внутренние;
     * внешние.
     Источниками внешних угроз являются:
     * недобросовестные конкуренты;
     * преступные группировки и формирования;
     * отдельные лица и организации административно-управленческого аппарата.
     Источниками внутренних угроз могут быть:
     * администрация предприятия;
     * персонал;
     * технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности.
     Угроза - это потенциальные или реальные действия, приводящие к моральному или материальному ущербу.
     Отношение объекта (фирма, организация) и субъекта (конкурент, злоумышленник) в информационном процессе с противоположными интересами можно рассматривать с позиции активности в действиях, приводящих к овладению конфиденциальными сведениями.
     В этом случае возможны такие ситуации:
     * владелец (источник) не принимает никаких мер к сохранению конфиденциальной информации, что позволяет злоумышленнику легко получить интересующие его сведения;
     * источник информации строго соблюдает меры информационной безопасности, тогда злоумышленнику приходится прилагать значительные усилия к осуществлению доступа к охраняемым сведениям, используя для этого всю совокупность способов несанкционированного проникновения: легальное или нелегальное, заходовое или беззаходовое;
     * промежуточная ситуация - это утечка информации по техническим каналам, при которой источник еще не знает об этом (иначе он принял бы меры защиты), а злоумышленник легко, без особых усилий может их использовать в своих интересах.
     В общем, факт получения охраняемых сведений злоумышленниками или конкурентами называют утечкой. Однако одновременно с этим в значительной части законодательных актов, законов, кодексов, официальных материалов используются и такие понятия, как разглашение сведений и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации. 
     Разглашение - это умышленные или неосторожные действия с конфиденциальными сведениями, приведшие к ознакомлению с ними лиц, не допущенных к ним. Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, утере и в других формах обмена и действий с деловой и научной информацией. Реализуется разглашение по формальным и неформальным каналам распространения информации. К формальным коммуникациям относятся деловые встречи, совещания, переговоры и тому подобные формы общения: обмен официальными деловыми и научными документами средствами передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф и др.). Неформальные коммуникации включают личное общение (встречи, переписка и др.); выставки, семинары, конференции и другие массовые мероприятия, а также средства массовой информации (печать, газеты, интервью, радио, телевидение и др.). Как правило, причиной разглашения конфиденциальной информации является недостаточное знание сотрудниками правил защиты коммерческих секретов и непонимание (или недопонимание) необходимости их тщательного соблюдения. Тут важно отметить, что субъектом в этом процессе выступает источник (владелец) охраняемых секретов. Следует отметить информационные особенности этого действия. Информация содержательная, осмысленная, упорядоченная, аргументированная, объемная и доводится зачастую в реальном масштабе времени. Часто имеется возможность диалога. Информация ориентирована в определенной тематической области и документирована. Для получения интересующей злоумышленника информации последний затрачивает практически минимальные усилия и использует простые легальные технические средства (диктофоны, видео мониторинг).
     "Утечка - это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым она была доверена" Утечка информации осуществляется по различным техническим каналам. Известно, что информация вообще переносится или передается либо энергией, либо веществом. Это либо акустическая волна (звук), либо электромагнитное излучение, либо лист бумаги (написанный текст) и др. С учетом этого можно утверждать, что по физической природе возможны следующие пути переноса информации: световые лучи, звуковые волны, электромагнитные волны, материалы и вещества. Соответственно этому классифицируются и каналы утечки информации на визуально-оптические, акустические, электромагнитные и материально-вещественные. Под каналом утечки информации принято понимать физический путь от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которого последний может получить доступ к охраняемым сведениям. Для образования канала утечки информации необходимы определенные пространственные, энергетические и временные условия, а также наличие на стороне злоумышленника соответствующей аппаратуры приема, обработки и фиксации информации.
     Несанкционированный доступ - это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым секретам. Несанкционированный доступ к источникам конфиденциальной информации реализуется различными способами: от инициативного сотрудничества, выражающегося в активном стремлении "продать" секреты, до использования различных средств проникновения к коммерческим секретам. Для реализации этих действий злоумышленнику приходится часто проникать на объект или создавать вблизи него специальные посты контроля и наблюдения - стационарных или в подвижном варианте, оборудованных самыми современными техническими средствами. Если исходить из комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности, то такое деление ориентирует на защиту информации как от разглашения, так и от утечки по техническим каналам и от несанкционированного доступа к ней со стороны конкурентов и злоумышленников. Такой подход к классификации действий, способствующих неправомерному овладению конфиденциальной информацией, показывает многогранность угроз и многоаспектность защитных мероприятий, необходимых для обеспечения комплексной информационной безопасности.
     С учетом изложенного остается рассмотреть вопрос, какие у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44