VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000986
Тема: Теоретические основы государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Содержание
     1. Теоретические основы государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
     1.1. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации
     По выражению М. Амстердама, «Бизнес – это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию»1. Кроме крупного бизнеса существует и малый бизнес. Многие авторы используют термин «малый бизнес», под которым в широком смысле понимают совокупность самой активной части юридических и физических лиц, не объединенных в монополистические структуры. Тогда как в узком смысле под этим термином понимается частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, созданное с целью полученияприбыли.
     Существует и часто используется термин «малое предпринимательство», и им достаточно часто заменяют понятие «малый бизнес», т. к. на сегодняшний день серьезного разграничения этих понятий нет, и считается, что отличие между этимитерминамисостоитлишьвтом,чтотермин«малоепредпринимательство»–этоюридическийтерминиупотребляетсявосновномвнормативныхактах,а«малый бизнес» – это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства. Но на наш взгляд, «бизнес»и«предпринимательство» – это не тождественные понятия. И основное их отличие заключается, в
        1.Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер, Е.А. Горбашко и др. 
     
     
том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лицепотребителя2.
     Употребление  формулировки  «бизнес»,  как  и  «малыйбизнес»подразумевает также предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, не учитывая соблюдение всех норм и правил действующего законодательства конкретного государства.  То  есть понятие  «бизнес»  включает в  себя  любуюпредпринимательскую деятельность, которая приносит прибыль. Таким образом, к бизнесу можно отнести и незаконную с точки зрения государства деятельность, поэтому   термин«бизнес» неправомерно использовать при характеристике активной хозяйственной деятельности законопослушных субъектов хозяйствования  и  ее  значения  для развития экономики и государства в целом.
     Более правильным и емким понятием является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического 
2. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления / Под ред. В.В. Попкова. – М.: Экономика, 2007 – 295 с.
     
лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, а также выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства.
     Под «малым предпринимательством» понимается не только целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, но и обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству3.
     Поскольку термин «малое предпринимательство» более полно отражает сущность, цели и функции самого термина «предпринимательство», а также это понятие ближе по содержанию, целям и функциям к термину «малому инновационное предпринимательство», далее будем использовать термин «предпринимательство».
     В мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к
3. Кочетков Г.Б. Предпринимательство как фактор развития // США – Канада: Экономика, политика, культура. – 2014, №6 – С. 46-65
«малому предпринимательству». К наиболее часто применяемым критериям относятся: численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности  предприятия.
     Так называемая «комиссия Боултона»4определяет три основных признака «малого предпринимательства», на основании которых следует относить предприятие к малому 
     - небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого  товара;
     - правовая независимость – предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками - партнерами, которые сами контролируют свойбизнес;
     - управление предприятием, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего  давления.
     Критерии отнесения предпринимательства к малому в России определяются Федеральным  Законом  РФ  №  209-ФЗ  от  24  июля  2007  года  «О  развитиималого  и  среднего  предпринимательства в
4. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. – СПб: ГУАП, 2014.
     
Российской  Федерации».  В табл. 1 представлена динамика численности зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса, микро предприятий, индивидуальных предпринимателей в России. 5
Динамика зарегистрированныхпредприятий среднего и малого бизнеса, микро предприятий и индивидуальных предпринимателей в России, тыс. ед.
Таблица 1.
  
  Год
Число зарегистрированных предприятий

Средние
Малые
Микро предприятия
Индивидуальные
2010

953,1


2011

979,3


2012

1032,8


2013

1137,4


2014
14,2
1347,7
1065,0

2015
18,0
227,7
1374,8
3,99

В  соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в Единый государственный реестр 
5. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию в 2015 г.
индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям6:
     1) для юридических лиц – суммарная доля участия российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышатьдвадцать пять  процентов;
     2) средняя численность работников за  предшествующий  календарный  год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
     б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро предприятия – до пятнадцати человек;
     в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога 
6. Федеральный закон РФ №209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.
     на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за  предшествующий  календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
     На примере таблицы 2 рассмотрим классификацию малого и среднего бизнеса в РФ:
     Классификация субъектов малого и среднего бизнеса в РФ7.
     Таблица2.
Категория
Занятость на предприятии
Оборот предприятия
«Критерий независимости происхождения»
Микро предприятие
до 15 человек
до60млн. рублей
Доляучастиявуставном(складочном) капиталенедолжнапревышать25% для хозяйствующих субъектов, неявляющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций
Малое предприятие
от16до100человек

до 400млн. рублей

Среднее предприятие
от 101до 250человек
до1млрд. рублей

     
     В соответствии с поставленными целями, малое предпринимательство в РФ призвано решить следующие задачи: выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого 
7.  Малое предпринимательство в России / 2014 Стат. сб. – М., Росстат, 2014 – 156 с. 
     
фактора; определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения; охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя в РФ, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства. Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста; охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в РФ; обеспечить создание условий инновационному развитию предпринимательства, в том числе малого предпринимательства.
     Значение малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Значение малого предпринимательства предлагается рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек  зрения8.
     Многие авторы в управленческую трактовку категории «малое предпринимательство» включают также социальную и экономическую составляющие. Но, если с общественной точки зрения эта группа хозяйствующих субъектов играет одну из ведущих ролей в решении определенных социальных проблем общественной жизни, то с государственной точки зрения основной целью «малого предпринимательства» является его экономическое значение, и именно поэтому государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства и в его поддержке. Решение же социальных
        8. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. –М.: Наука, 2007. – 236 с.
задач, с точки зрения государства, по отношению к его экономическому значению играет важную, но не главенствующую роль. В связи с разными задачами можно по-разному и трактовать само понятие «малого предпринимательства» – исходя из его социального и экономического значения для  государства.
     С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственнойподдержки.
     Малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, накоторыхофициальнозаняткаждыйчетвертыйработник.
     На рисунке 1 приведена структура экономически активного населения в 2014 году.9
       
     	5,5%
     
                  28%	     45,1%
     
     
                        21,4%
                                                                            Рисунок 1.
     
        9. Источник: Минэкономразвития России, Росстат
     Вместе c тем вклад малого и среднего бизнеса  в общие экономические показатели в Россиисущественно ниже, чем в большинстве не только развивающихся,ноиразвитыхстран. ДолямалогоисреднегобизнесавВВПнаходится науровне20-21%.намалыеисредниекомпании приходитсятолько5-6%отобщегообъемаосновныхсредстви6%отобъемаинвестицийвосновнойкапиталвцеломпостране. 
     Объективная оценка вклада малых предприятий в ВВП России по сравнению с другими странами приведена в  таблице 3.
     Показатели уровня субъектов малого и среднего предпринимательства в различных странах10.                    Таблица 3.
Страны мира
Количество малых и средних предприятий на 1000 человек населения
Доля занятых на малых и средних предприятиях,%
Вклад малых и средних предприятий в ВВП, в %
США
20
42
62
Канада
33
47
27
Австралия
40
69
35
Япония
45
77
63
Малайзия
21
56
47
Чехия
85
51
35
Венгрия
55
48
50
Великобритания
27
35
50
ЮАР
39
60
60
Россия
39
25
21
        10. Источник: KPMG, Росстат
     Совершенноочевидно,чтоРоссиянаходитсянаначальнойстадииформированиямалогоисреднего бизнеса. Приоритет на современном этапе — набор критической массы предпринимателей.
     В соответствии c указанными критериями по состоянию на 1 января 2014 г., по данным Росстата, основаннымнавыборочномнаблюдениизасектором малого и среднего предпринимательства, и ФНС России,вРоссийскойФедерациизарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 25% от общей численностизанятыхвэкономике.11
     Вывод:
     Анализ основных  показателей  развития  малого  исреднегопредпринимательствавРоссийскойФедерации позволяет сделать следующиевыводы:
     1. Несмотря на относительно высокий вклад в обеспечение занятости населения, по другим показателям малое и среднее предпринимательствоиграет  незначительную   рольвэкономическихпроцессах.
     На малый и средний бизнес приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимыхпредприятиямипостране.Долясекторамалого исреднегопредпринимательствавваловомвнутреннемпродуктевРоссиинаходитсянауровне20-21%.
     Вместеcтемуровеньобеспеченностималыхисредних предприятий основными средствами остается низким. Малые и средние компании владеют только 5-6%отобщегообъемаосновныхсредствиформируют около 6% от общего объема инвестиций в
        11.  Источник: Минэкономразвития  России
     
     основнойкапитал.
     2. МалоеисреднеепредпринимательствовРоссии—это,впервуюочередь,микро бизнес.
На рисунке 2 приведены данные формирования инвестиций малых предприятий.12
       
       
     
       	
       
       
     	
     	Рисунок 2.
Сектор малого и среднегопредпринимательства в России представлен восновноминдивидуальными предпринимателями (62,8% от общего количества субъектов малого и среднегопредпринимательства)  и  микро предприятиями(32,7%).
     Сопоставление среднего числа занятых c установленнымизаконодательствомРоссийскойФедерации пороговыми значениями разделения накатегориисубъектовмалогоисреднегопредпринимательства(до15,до100идо250работников)подтверждаеттезисотом,чтомалыйбизнес вРоссии—этоскореемелкийбизнес.так,в2014г. среднее число работников на малом предприятии составило 27,5 человека, на микро предприятии— 2,4 человека, на среднем предприятии
        12. Источник: Росстат, ФНС России
     
     — 119,0 человека. В сфере индивидуального предпринимательствавсреднемзанято1,5человека.
     3. Задача по развитию малого и среднегопредпринимательствасвязанаcперераспределениемтрудовыхресурсов,  занятых в государственном, частном и неформальномсектореэкономики.
     Совокупная среднесписочная численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательствасоставилав2013г.17,8млн.человек, изкоторыхвсфереиндивидуальнойпредпринимательскойдеятельностизанято5,4млн.человек (30,4%), на предприятиях — юридических лицах занято12,4млн.человек(69,6%). Вместе cтем, анализируя структуру занятости вРоссии, можно  сделать  вывод  о  том,  что  занятость  в большей степени обеспечивается средними и крупными предприятиями cчисленностью работников от 250 человек, тогда как множество небольших предприятийcчисленностьюработниковменее50человек обеспечивает меньшую долю рабочихмест.
     4. В последние годы отмечается тенденция кростунеформальнойзанятостивсферемалогоисреднегопредпринимательства. 
     Одна из основных негативных тенденций, фиксируемых в сфере деятельности малых и средних компаний, — рост занятости в неформальном секторе экономики. Согласно данным ФНСРоссии, в 2013 г. произошло резкое сокращение числаиндивидуальных предпринимателей на 12,7% до уровня 2007года.
     Однако прекратившие деятельность индивидуальныепредпринимателинеперешлинаработу понайму,очемсвидетельствуетстатистиказанятостинамалых,среднихикрупныхпредприятиях.13 Среднесписочная численность занятых в сфере малогоисреднегопредпринимательствав2013г. сократилась на 1,7% по сравнению c уровнем 2012г.ина0,1%относительноуровня2011года. Кроме того, в 2013 г. на 0,5% сократилось число замещенных рабочих мест работникамисписочногосостава,совместителямиилицами,выполнявшими работы по договорам гражданско-правовогохарактера,вкрупныхисреднихорганизациях. Сдругой стороны, согласно официальным данным Росстата,впериодc2010по2013годфиксировалось поступательное  снижение  показателябезработицы.
     Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные предприниматели, снявшиесяcрегистрации,либоработники,ушедшиеизсферынаемноготруда,продолжаютработать в неформальном сектореэкономики.
     5. Роль малых  предприятий  заключаетсявсозданиикомфортнойсредыдляграждан, обеспечении занятости. Средниепредприятияобеспечивают экономическоеразвитие.
     Рассматривая отраслевую структуру сектора малого и среднего предпринимательства, следуетотметить,чтопомереростаразмеракомпанииееспециализация меняется в сторону более сложных видовдеятельности. Сектор малого предпринимательства, включающийвсебяиндивидуальныхпредпринимателей, а также микро предприятия и 
        13. Источник: Минэкономразвития России, ФНС России

малые предприятия—юридическиелица,сосредоточенныевсферах торговли и предоставления услуг населению.
     6. Малый и средний бизнес  развиваетсяна территории России неравномерно. Распределениесубъектовмалого и среднегопредпринимательства по регионам характеризуетсядостаточно высокой степенью концентрации.
     На рисунке 3 отражена структура индивидуальных предпринимателей, которая отражает неравномерное развитие малого и среднего бизнеса в России.14
       
     	Рисунок 3.
     14. Расчеты Минэкономразвития России на основе данных Росстата и ФНС России
     Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации c наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц.
     В сегменте индивидуальных предпринимателей показатель концентрации составляет 37% для первых 10 регионов. Как следствие, динамика сектора малого и среднегобизнесавцеломпостранефактическизависитотего состоянияврегионах—лидерах.
     ТОП – 10 субъектов Российской Федерации по основным показателям, характеризующим развитие сектора малого и среднего предпринимательства, по результатам 2014 года: 
      -По доле в числе индивидуальных предпринимателей: Краснодарский край,  г. Москва, Московская область, Ростовская область, Свердловская область, г. Санкт – Петербург, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Ставропольский край, Челябинская область
     	- По доле в инвестициях в основной капитал сектора малого и среднего предпринимательства (юридические лица): Краснодарский край, Нижегородская область,  Московская область, Воронежская область,  Республика Татарстан, Новосибирская область,  г. Москва,  Кемеровская область,  Республика Башкортостан, Алтайский край 
1.2. Факторы развития малого и среднего предпринимательства в текущих экономических условиях
     
     В 2011-2014 гг. проводился целый ряд исследований условий развития предпринимательства  вРоссии,результатыкоторыхпозволилисистематизироватьключевыепроблемыифакторы,ограничивающие развитие малого и среднегобизнеса.
     В числе основных проблем и факторовпредпринимательскимиэкспертнымсообществомвыделеныследующие:
     1. Проблемы в нахождении рынковсбыта продукции.
     Согласно результатам проводимых Росстатом ежеквартальных обследований малых предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах,производствеираспределенииэлектроэнергии,газаиводы,всреднемоколо50%малых предприятий  регулярно  сталкивается  cпроблемой«недостаточного спроса на внутреннем рынке».ПриэтомвIVквартале2014г.cучетомизменившейсяэкономическойситуациипроблемаспросанапродукциюмалыхисреднихпредприятийобострилась. Около 59% опрошенных малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, охарактеризовали проблему со спросом напродукциюкакнаиболеезначимыйфактор,сдерживающий  развитиепроизводства15. На рисунке 4 отражено отсутствие спроса на продукцию на внутреннем рынке как фактор, ограничивающий развитие малых предприятий (% от опрошенных).

     	
     
     
     
     
        15. Источник: Росстат                                                                                  
     2. Нестабильностьзаконодательства.
     В период 2013-2014 гг. принят ряд регуляторных решений, вводящих дополнительные требования и повышающих финансовую  нагрузку  на малые и  средние  компании.  Речь  идет  в  первуюочередьобизмененияхвналоговойсфере(введение торгового сбора, отмена льготы по налогу на имущество для предпринимателей — плательщиков упрощенной системыналогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) и в сфере обязательных страховых платежей(увеличениефиксированногострахового платежа для индивидуальныхпредпринимателей). Кроме того, ежегодно на федеральном уровне принимаетсяболее22тысячнормативныхправовыхактов.Срединих—колоссальноеколичество документов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательскойдеятельности. Разработка нормативных правовых актов стала способом решения основных проблем общественной жизни — принятие федерального закона, акта правительства Российской Федерации или ведомственного нормативного правового акта,  а зачастую и просто плана реализации тех или иных мер позиционируется в качестве определенногорезультата. Такой объем регулирования приводит к «загромождению» законодательства, появлению слабо проработанных, противоречащих и несбалансированных решений и, как результат, создает крайне негативные последствия длягосударства и субъектов экономической деятельности16.
     Проблеманестабильностизаконодательствавсовокупности cнеопределенностью экономическойситуации заставляет предпринимателей сворачивать инвестиционные планы, уходить в теневой сектор. Как показало  исследование  «деловой  климат  в малых промышленных организациях России вовторомполугодии2014годаиожиданияпредпринимателей на первое полугодие 2015 года», проведенное центром конъюнктурных исследований  института  статистических исследований и экономики знаний национального исследовательского университета «Высшая школа 
16. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию в 2014г. –М., 2014.-114с.
экономики»,вовторомполугодии2014года66%руководителей малых предприятийсообщили, что практическинеосуществлялиинвестиции.Только 9%отвсехучастниковопросаотмечали,чтоинвестировализначительныесредствавразвитие. Свидетельством последствий регулярного преодоления различных шоков, связанных c государственным регулированием, выступает  отмечаемое врамкахуказанногоисследованияснижениезначений индекса предпринимательскойуверенности(ИПУ),котороевовторомполугодии2014года характеризовалось отрицательной направленностью и составило -9% (для сравнения, соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий наблюдалось на отметке -4%). На рисунке 5 отражена динамика инвестиционной деятельности на малых предприятиях.
Осуществление инвестиционной деятельности малых предприятий во втором полугодии 2014 года (% от опрошенных).17

     3. Высокиеналоговыеставки.
     В условиях действия кризисных явлений в экономике обострилась ситуация c восприятием предпринимателямисуществующегоуровняналоговой нагрузки.по результатам опроса, проведенного в январе 2015 г. информационным агентством «Росбизнесконсалтинг» (РБК), около 55% респондентов (общийразмервыборки—более17тыс.человек) отметили налоговую нагрузку как основное препятствие для развития бизнеса. 
     
        17. Источник: НИУ ВША.
     Действительно, девальвация,ростпроцентныхставокипроблемы c ликвидностью негативно повлияли на себестоимостьпродукциииуровеньрентабельностинамалыхисреднихпредприятиях.Уплатаналоговииных обязательных платежей по действующим ставкам и соответственное изъятие этих средств из оборота c учетом ограниченного доступа к внешнему финансированиюизатухающегоспросанапродукциюещебольшесужаетвозможностидляобеспеченияустойчивогофункционированиябизнеса.
     4. Высокие издержки, которые несет малый исреднийбизнесвсвязиcнеобходимостью прохождения административных процедур и нарушениямиправпредпринимателей состоронырегулирующихорганов.
На рисунке 6 отражены первоочередные меры, которые по мнению опрошенных представителей субъектов малого предпринимательства необходимо принять государству для оказания реальной помощи малому бизнесу в России.18

Рисунок 6.
     Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры,впервую
     
        18.  По данным аналитического центра МСП Банка. 
     
очередьврамкахнациональной предпринимательской  инициативы,  следует констатировать, что для некоторых видов деятельности проблема  высокихиздержек,связанных c прохождением процедургосударственногорегулирования, сохраняется по данным последнего исследования«предпринимательский климат в России:индексопоры», треть компаний считают административные барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособитьсякнимнеполучается.Оналичии проблемы также свидетельствуют данные доклада уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по итогам 2014 года. Так, по мнению36% респондентов, опрошенных в рамках подготовки указанногодоклада(размервыборки—2041компания), сложность административных процедур оченьсильносдерживаетразвитиеихбизнеса.
     
     5. Недоступностьфинансирования.
     С учетом текущей экономической ситуации проблемы, связанные cнедостаткомдолгосрочных инвестиционных  средств,  высокойстоимостью финансовых ресурсов, жесткими требованиями кзаемщикам,выходятдлямалыхисреднихкомпаний на первый план, что подтверждаетсяданными упомянутого ранее опроса РБК. Около52% респондентов включили недоступность финансовых ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в число наиболее существенныхпроблем.Следует подчеркнуть, что наличие  проблемы  во многом является следствием общейситуации на финансовых рынках. Кредитные организации ограниченывсвоихвозможностяхвтомчислеиз- за действующих ограничений длякоммерческих банковпорискамсостороныбанкаРоссиииувеличенияключевойставки.Предложения по дополнительным мерам поддержки, содержащиеся в настоящем докладе, подготовлены cучетом указанных факторов и направлены наснижениеихнегативноговоздействиянасектор малого и среднегопредпринимательства.19
18.  По данным аналитического центра МСП Банка. 
1.3. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу
     Втекущихэкономическихусловияхбезусловными приоритетами в деятельности органов государственнойвластииоргановместногосамоуправления должны стать решение задачи по возрождению интереса к предпринимательской  деятельности, а также следование принципу «сначала подумай о малом» при проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательскойдеятельности. Приэтомнеобходимонетолькооказатьпомощь в становлении нового поколения предпринимателей, но и создать возможности для развития малых и средних компаний, обладающихпотенциалом для роста, и превращения таких компаний вочагиобновленияэкономики. Основными элементаминовогопозиционирования государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательствавыступают19:
- формирование и широкое применение инструментов акселерации роста бизнеса — поддержки динамичного  развития малых и средних предприятий на разных этапах жизненногоцикла;
- развитие механизмов обратной связи и общественногомониторингарешенийвсферерегулирования предпринимательской деятельности;
- реализация программы пропаганды предпринимательскойдеятельности;
- расширение программ поддержки молодежногопредпринимательства;
- тиражирование лучших практик поддержки малого и среднегопредпринимательства на региональном и муниципальномуровнях.
     В настоящий момент малым и средним предприятиям предоставляется ряд налоговых, имущественных и иных видов льгот. Сформирована необходимая инфраструктура поддержки бизнеса. Применяемые 
     
        19. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития МСП.инструменты поддержки нацеленыглавнымобразомнаподдержкудействующих предпринимателей или создание условий для появления новых субъектов предпринимательской деятельности. Однако зачастуюувеличение масштабов деятельности предприятия, повышение объемов производимой продукции или найм большего числа сотрудников не выгодны для предпринимателей, поскольку значительно повышаютфискальнуюиадминистративнуюнагрузку, ограничивают возможность привлечениядополнительных ресурсов, необходимых дляразвития. Так,незначительноепревышениепороговыхзначенийпримененияспециальныхналоговыхрежимов предполагает переход предпринимателей на общую систему налогообложения, что сопряжено со значительнымиадминистративнымииздержками(появлениедополнительныхформотчетности),атакже существенным ростом налоговой нагрузки.Данное обстоятельство приводит к нежеланию рисковать  и искусственному  сдерживанию  развитиябизнеса. В целях стимулирования предприятий к качественному росту предлагается сформировать механизмы акселерации развития малых и среднихпредприятий20.Системаакселерациибизнесанаправленанастимулирование граждан к реализациипредпринимательских инициатив, а малых предприятий — к росту, увеличению количества рабочих мест, повышению объема производства, дальнейшему развитию и укрупнению и переходу вкатегорию субъектов среднегопредпринимательства. Стимулирующая модельдолжна сочетать в себе новые подходы к реализации фискальной политики,оказаниюмалымисреднимпредприятиям финансовой поддержки, обеспечению доступа малых и средних предприятий кинфраструктуре и  сетям  инженерно-техническогообеспечения. Необходимо рассматривать процесс развития бизнеса как единый цикл, в который включены три этапа:новыйбизнес(микробизнес)—малыйбизнес — средний бизнес. При этом на каждом этапе должен применяться соответствующийкомплекс мер, стимулирующих предприятия 


20. Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. –М.: НИСИ 2014г.
кдостижению определенных количественных  показателей ипереходунаследующиеэтапыразвития.
     Первыйэтап:новыйбизнес(микробизнес)
     После создания нового бизнеса каждое предприятие становится микро предприятием (небольшоеколичествоработниковиотсутствиеоборотанастарте). Для обеспечения максимально простого «входа» начинающих предпринимателей вправовое поле необходимо сократить временные и финансовыеиздержки,связанныеcпрохождением административных процедур, что в настоящее время реализуется минэкономразвития России совместно c АНО «агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее  —   агентство   стратегических   инициатив)  в рамках «дорожных карт» национальной предпринимательскойинициативы. Одновременно должна быть обеспеченадоступность информационно-консультационнойиимущественной поддержки, связанной c началом иведениембизнеса,включаяконсультационные услуги, образовательные услуги, услуги бизнес- инкубаторов.
     Второй этап: малое предприятиедля предприятий, которые за первые два-три года деятельности выросли из микро предприятийдоуровнямалыхпредприятий,предлагается предусмотреть возможность пролонгации применения специальных налоговых режимов на три последующих года деятельности илиустановления льготных налоговых ставок в рамках общей системыналогообложения. Дляобеспеченияскорейшегопереходаотодного этапа развития к другому, а также в случае,если организация находится в пограничном положениимеждумалымисреднимбизнесом,должны быть предусмотрены механизмы финансовой поддержки, такие как предоставлениекредитов по льготным ставкам, льготные условия финансовой аренды (лизинга), а также преференции по арендным платежам и подключению (увеличениюмощности)ксетяминженерно-технического обеспечения.
     Третий этап: среднеепредприятиедляпредприятий,которыевсвоемразвитиидошлидоуровнясреднегопредприятия,предлагается предусмотреть возможность установления льгот при применении общего режиманалогообложения, а также пониженных ставок обязательных платежей в государственные внебюджетныефонды. Формирование системы акселерации роста позволитулучшитьколичественныепоказателидеятельностималыхисреднихпредприятийиобеспечитьпереходккачественноновомусостоянию малого и среднегопредпринимательства.
     Впериод2013-2014годовуспешноапробирован ряд принципиально новых механизмов организации работы по мониторингу результатов реализации государственной политики в сфере регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Впервуюочередьнеобходимоотметить«дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы,направленныенаупрощение,ускорение и удешевление условий ведения бизнеса в таких сферах, как таможенное и налоговое администрирование, поддержка экспорта, строительство, подключение к энергосетям, развитие конкуренции, оценочная деятельность, регистрацияпредприятийиправсобственности,повышение качества регуляторной среды, расширение доступасубъектовсреднегоималогопредпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний c государственнымучастием.
     В соответствии c распоряжением правительства Российской  Федерации  от  6  сентября   2012 г. № 1613-р агентство стратегических инициатив на регулярной основе анализирует и обсуждает c участием представителей общественных объединений предпринимателей, экспертов и заинтересованных федеральных органовисполнительной власти, в том числе c использованием информационно-телекоммуникационной   сети «интернет»,  информацию  о  ходе  реализации «дорожныхкарт».По итогам проведенного анализа агент.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44