VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты проблемы формирования имиджа социального работника.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001524
Тема: Теоретические аспекты проблемы формирования имиджа социального работника.
Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования имиджа социального работника……………………………………. 5
    1.1. Понятие и сущность имиджа социального работника…………………………………………………………………………..5
    1.2. Социально-психологические аспекты личности социального работника……………………………………………
    1.3. Особенности  формирования имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки…………………………………………………………………………..
    Выводы по 1 главе ………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ…………………….....
    2.1. Диагностика сформированности профессионального имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки…………………………………………………………………………
    2.2. Разработка и реализация социальной программы по формированию имиджа социального работника …………………………………………………
    2.3. Анализ результативности социальной программы по формированию имиджа социального работника…………………………………………………..
    Выводы по 2 главе…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………	62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………	64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….	.69
Приложение 1……………………………………………………………	.69
Приложение 2…………………………………………………………….	81
Приложение 3……………………………………………………………	85

     Актуальность исследования. Исследование проблемы имиджа социального работника приобретает в последнее время большое практическое и теоретическое значение в свете событий, которые происходят во всех отраслях нашего общества. Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: социальных институтов, маркетинга, массовых коммуникационных процессов и менеджмента. 
     В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, которая включает в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности. Согласно ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
     В педагогической науке понятие «имидж» стало рассматриваться сравнительно недавно. Имидж социального работника из-за новизны данной профессии в нашей стране еще не до конца сформирован. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая работу с ними более эффективной. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в условиях подготовки будущих специалистов социальной работы.
     Проблема имиджа важна для сферы социальной работы. Дальнейшая карьера социального работника зависит от многих факторов, таких как: речевое поведение личности, внешний облик, ситуации взаимодействия, компетентный подход к решаемым проблемам, вопросам.
    Но, несмотря на то, что проблема формирования имиджа социального работника является объектом исследований в различных областях познания, ее актуальность не исчерпана, так как эта проблема довольно сложна и многогранна.
     Анализ научных трудов и практики формирования имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки позволяет выделить следующие противоречия:
     - между наличием теоретических работ, раскрывающих сущность понятия «имидж социального работника» и недостаточным теоретическим обоснованием формирования имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки;
    - между необходимостью формирования имиджа социального работника и недостаточной разработанностью рекомендаций по его реализации.
     Степень разработанности проблемы. Общетеоретический подход формирования имиджа социального работника заложен в трудах А.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, Е.И. Рогова и др. Методологические основы формирования имиджа социального работника изучены В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, Р.В. Овчаровой, В.А. Сластенина. Понятие «имидж» было определено в работах П. Берда, Л.И. Поповой, Г.Г. Почепцова, Е.Н. Русской, Н.А. Тарасенко, В.Н. Черепановой, В.М. Шепеля и др.
         Проблема исследования: какова сформированность профессионального имиджа социального работника в процессе обучения в ВУЗе?
    Объект исследования: имидж социального работника.
    Предмет исследования формирование имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки: 
    Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать социальную программу по формированию имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки.
    Основные  задачи: 
1.  Раскрыть понятие и сущность имиджа социального работника.
2. Рассмотреть социально-психологические аспекты деятельности социального работника.
3. Изучить особенности профессионального формирования имиджа социального работника.
4. Провести диагностику сформированности профессионального имиджа социального работника в процессе обучения в ВУЗе.
5. Выполнить научно-практическую работу через разработку и реализацию социальной программы 
6. Определить результативность исследования. 
    Гипотеза исследования: процесс формирования имиджа социального работника в процессе профессиональной подготовки будет эффективным при условии реализации социальной программы.
     Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, анкетное тестирование, анализ документов.
     Теоретическая значимость. Уточнена сущность понятий «имидж социального работника». Рассмотрены социально-психологические аспекты деятельности социального работника. Изучены особенности профессионального формирования имиджа социального работника. Определена результативность исследования. 
     Практическая значимость. Материалы исследования создают предпосылки для дальнейшего исследования, в том числе, для научных экспериментов в данном направлении. Методические рекомендации могут быть использованы для подготовки специалистов социальной сферы.
    Выпускная квалификационная работа обсуждена на кафедре социальной работы и представлена к защите.
    База исследования. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова.
    Структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.
      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 
1.1  Понятие и сущность имиджа социального работника 

             Имидж социального работника вследствие того что профессия является новой в нашей стране еще не успел сформироваться. Имидж как индивидуальный личностный инструмент облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным эффектом, имидж наделяет социальных работников профессиональной толерантностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться различным  качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема целенаправленного формирования имиджа в условиях подготовки будущих специалистов.
    Имидж – английское слово, буквально обозначающее эмоционально окрашенный образ чего-либо, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа. Имидж - процесс, существующий и сопровождающий деятельность любой социальной структуры. 
В целом имидж специалиста по социальной работе состоит из разных составляющих, которые необходимо рассматривать на двух взаимосвязанных уровнях: личностном и социальном.
    Личностный уровень представляет собой не только естественные свойства личности, но и специально выработанные в процессе постоянного совершенствования и подготовки. Связаны они как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его индивидуально-психологическими особенностями. 
    Понимание личности с позиции имиджа исходит из необходимости представить человека определенной аудитории. Окружающие, проникаясь к социальному работнику симпатией, доверием, понимают, что он обладает необходимым ресурсом, позволяющим решить важные проблемы, стоящие перед различными категориями граждан. 
    В этом контексте, следует опираться на такие личностные качества, как стиль (высокие нравственные стандарты поведения), компетентность, профессиональное совершенствование и гуманитарную образованность, отмеченные в профессионально-этическом кодексе социального работника России (принят 22 мая 1994 г. Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб). 
    Проблему толлерантности, компетентности, профессионализма отчасти можно решить уже при поступлении сотрудника на работу, проведя профессиональный отбор, в котором, должны учитываться не только определенные личностные качества, но и мотивация специалиста к социальной работе. Большое значение играет так называемое «психологическое сопровождение» социального работника при приеме на работу и во время ее выполнения, позволяющее сдержать развитие профессиональной деформации личности, появления равнодушия, формальности в работе. 
    Отдельным звеном в формировании имиджа социального работника можно выделить здоровый образ жизни социального работника и психологическую устойчивость при стрессах, конфликтах, часто встречаемых при осуществлении профессиональной деятельности.
    Социальные работники выполняют следующие задачи:
* поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей на развитие собственных сил, на использование имеющихся у них резервов;
* предлагают помощь, организуют ее, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты;
* представляют интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии этого сделать;
* участвуют в предупреждении, смягчении или ликвидации чрезвычайной ситуации;
* вызывают сочувствие, и активизирует людей на оказание помощи нуждающимся;
* информируют органы власти о негативных условиях жизни и воздействуют на них с целью социальной защиты семьи и детей.
    Имидж социального работника имеет достаточно сложную структуру, и состоит из следующих элементов:
    1. Габитарный имидж – это образ человека, сформированный на основе восприятия имиджформирующей информации о его внешнем виде.
    2. Овеществленный имидж – образ человека, организации основанный на тех вещах, предметах, услугах, которые он сделал или оказывает.
    3. Средовой имидж – образ человека, который создается на основе восприятия и оценки среды его обитания (кабинет, рабочий стол, приемная с секретарем, автомобиль).
    4. Вербальный имидж – образ человека, который формируется на основе его вербальной продукции, а также продукции паравербальной (мимика, жесты, интонация).
    5. Кинетический имидж – образ, возникающий о человеке на основе его кинетики – характерных для него, но обычно не осознаваемых им типичных движений или положения в пространстве частей его тела.
    Особая актуальность формирования имиджа специалиста по  социальной работе определяется его функциями, среди которых: 
    • Экзистенциональная (бытийная представленность объекта в сознании других людей);
    • Аттитюдная (формирующая установку, предраспологающая к специфическому поведению личности в определенных ситуациях);
    • Отношенчески-детерминирующая (обусловленность отношений через выявление характерных признаков субъектов);
    • Социокультурная (идентификация с определенными категориями поля имиджей); объективации внутренних, реальных характеристик носителя имиджа;
    • Функция самопредъявления (представление своих наиболее привлекательных качеств, вызывая у людей симпатию, обращая внимание на свои профессиональные достоинства).
    • Адаптивная функция (позволяющая приспособить к изменениям окружающей среды).
    Специфика имиджа социального работника определяется принадлежностью профессии к системе профессий «человек – человек», а так же ценностями и целями лежащими в основе социальной деятельности, кроме того  спецификой структуры имиджа, где основную роль играют такие компоненты как вербальный и овеществленный имидж, и обязательно тем, что основной функцией имиджа специалиста по социальной работе является создание доверительных отношений с клиентом за счет умения продемонстрировать профессионализм, проявить личностные качества и умения, которые и создают репутацию социальному работнику как профессионалу.
    1.2 Социально-психологические аспекты            личности  социального работника

  Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Гуманистические христианские традиции России заложили основу социальной работы на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия призрения. В процессе своей эволюции она прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие так и толерантность и терпимости. Именно милосердие как состояние души человека, для социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности. По мнению Холостовой Е.И., которое мы разделяем, не каждый человек может стать социальным работником. Определяющим критерием является система его духовных ценностей. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.[] Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. В зарубежной литературе существует множество обоснований профессионального самоопределения. Среди них теории Т.Парсонса, концепции Д.Сыопера и др. Д.Сыопер, например, рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс под воздействием различных факторов, первостепенными среди которых являются субъективные.[] Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие "имиджа" включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом. []Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Хотя сегодня реже слышишь - "человек чести". Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний. Его путь – вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершствованием. Предметом его особого внимания должны быть человекознания. Второе – профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера, Л.П.Примака.[] Тем более это касается социального работника. 99 человек из 100 не имеют возможности проявить талант, всю жизнь занимаются не своим делом. Еще русский литературный критик Н.А. Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается в кучерских козлах, а другие со способностями кучера, изнемогают в высоком министерском кресле.[] Развитию общества препятствует неквалифицированный труд в производстве, управлении, науке. В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации. Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф. М. Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника на наш взгляд это:- бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;- социальная защищенность;- забота о здоровье людей;- экологическая безопасность. Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле. Недостаточная востребованность гуманитарного знания негативно сказывается на развитии человека. Например, по результатам психологических экспериментов, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, наш – 7.[] Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания. Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника. Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психологом. Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования. Один ив величайших древних философов Сенека говорил, что человек каждый вечер должен призывать себя к ответу на такие вопросы: какой недостаток я победил сегодня? Против какого искушения устоял? Какую добродетель приобрел? Он же высказал мысль о том, что наши пороки исчезнут, если будут подвергаться такому пересмотру.[] Изменениям человека, ведущим к росту его духовности посвящено множество исследований. Духовность проявляется в потребности познавать мир себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.[] Формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей социального работника. На протяжении многих веков центрами социальной помощи были церкви и монастыри. В них и под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему, очищать и возвышать душу. Духовность характеризуется добрым отношением к другим людям, работой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость или горе. Ныне социальная реальность порождает новые механизмы общения людей, самосовершенствования. Такими механизмами являются психотехники. В силах социального работника решать задачу формирования духовных потребностей личности и, прежде всего, самосовершенствования. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа, Гурджиева, Кришнамурти, будистов, Лаоцзы подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути духовного развития. В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, соционом ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений. В зависимости от содержания задачи меняются способы и виды работы с собой. Наиболее распространенные: самоисповедь – полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Успех рефлексии тем больше, чем объективнее удается отразить реальность нашему психическому зеркалу. Выразить "наболевшее" в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей. Традиции исповедоваться очень давние. Акт исповеди зафиксирован на ступени родоплеменных отношений. Магическая функция очищения исторически закрепилась в христианстве. Сегодня жизнь такова, что социальному работнику приходится отвлекать внимание других от собственных личных проблем. В таких условиях эффективным средством становится самоисповедь, когда рядом нелегко найти собеседника с такими же взглядами. Сознательное формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, т.к. задействует механизмы интеллектуального и морального контроля, духовного очищения. Самоубеждение – это принцип коммуникативного критике-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия. Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.                   
Заключение
   Из определения имиджа социального работника как символической структуры, вытекает его характеристика как относительно устойчивой, внутренне организованной совокупности знаков, включающей в себя знаки-символы. В составе имиджа как символической структуры было выделено два плана: глубинный план структуры имиджа – его программа, и внешний, символьный план – его составляют чувственно воспринимаемые имиджеобразующие символы. С учетом теоретической модели имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия был разработан алгоритм формирования продуктивного имиджа, посредством которого реализуется интегративно-технологический подход к созданию продуктивного имиджа. По моему мнению, имидж социального работника – экспрессивно окрашенный  стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа социального работника, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими  людьми. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж социального работника рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. В заключении остается сказать, что на формирование профессионального имиджа будущего социального работника оказывает влияние педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза, под которой мы понимаем совокупность  взаимонаправленных предметных и коммуникативных действий участников учебно-воспитательного процесса, реализуемых в процессе  аудиторной и внеаудиторной работы.
1.3. Особенности профессионального формирования имиджа социального работника
    Существует множество методов формирования профессионального имиджа. Среди них: метод символизации, метод создания мифоконструкции, метод гиперболизации, метод метафоризации, метод визуализации, метод вербализации, метод рекурсии, метод влияния, метод внушения, метод отзеркаливания, метод якорения, метод рефрейминга, метод импрининга метод экранирования, метод позиционирования и др. Рассмотри некоторые из них более подробно.
    Метод формирования профессионального бренда – это система привязки индивидуальности к тем ценностям, которые господствуют в обществе в настоящее время, что позволяет добиться устойчивой дистрибуции.
    Метод позиционирования – прокладывание коммуникативного канала «Коммуникатор- коммуникация - коммуницируемый», обеспечивающий сохранность передаваемой информации и исключающий ее утечку.
    Метод рефрейминга (reframe - переработать, вставить в новую рамку, заново приспособить) – предполагает помещение события в различные рамки и приданиеь ему различных значений.
    Метод экранирования – защита, создаваемая объектом с помощью проекции чужого поведения на свое собственное.
    Метод отзеркаливания – создание ощущения похожести, что обеспечивает формирование чувства легкости, комфорта, понимания и защищенности.
    Метод импринтинга (imprint – запечатлевать, оставлять след) — использование социального опыта или последовательности жизненных опытов прошлого, имеющего большое значение.
     Очевидно, что на сегодня общепринятого определения имиджа нет, хотя сделаны определенные попытки определить его как «визуальный образ» (В.М.Шепель), «мнение» (А.Ю.Панасюк), «символический образ субъекта» (Е.Б.Перелыгина), «как категория, универсально применимая к любому объекту» (Е.А.Петрова), «как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием» (В.Я.Белобрагин, Д.В.Журавлев) и другие. Самым распространенным является определение имиджа как сложившегося в массовом сознании и имеющего характер стереотипа эмоционально окрашенного образа кого-либо или чего-либо.Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия, это есть продукт социальной перцепции. Применительно к содержанию имиджа человека речь идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и  на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.   
Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать. Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии.
Несмотря на то, что проблема формирования имиджа выступала предметом отдельных социально-психологических и педагогических исследований и является ключевой для целых отраслей психологической и смежных с ней наук, вопросы о самой его сущности, природе и технологии построения,  а  также инструментарий имиджелогии и особенности использования в педагогической деятельности остаются недостаточно исследованными и сегодня особо актуальными. Это требует систематизации различных подходов в общем проблемном поле.
Изучение состояния разработки в науке особенностей формирования имиджа и состояния их практического использования показывает назревшее противоречие между необходимостью теоретико-методологического осмысления сущности, природы и особенностей имиджа личности  и уровнем его реализации в деятельности социального работника-профессионала. Указанное противоречие вызвало необходимость исследования теоретико-методологических основ и особенностей формирования  имиджа специалиста-профессионала. С позиций системного подхода рассмотрено понятие имидж как социально-психологическая категория, как социальная перцепция. Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.  
    Имидж человека – его образ, возникающий в результате восприятия  проявления внешних и внутренних характеристик человека.
Основные подходы к имиджу: 1) функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования, 2) контекстный,  при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации, 3) сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи. Определение категории имидж человека аккумулирует в себе элементы онтологии, то есть отражение содержания объекта, гносеологии – ступенями его познания и активного действия – управления процессами формирования имиджа. Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных клиентов, который должен соответствовать их  ожиданиями и потребностям. В имидже изначально, по сути, задаются схематичность и неполнота, а также  положительная направленность эмоционального оценивания.
Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его  возникновения и функционирования. Личностный имидж рассматривается как сочетание внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый и требуемый имидж. Такая  типология отражает взгляд на имидж с разных  позиций – со стороны своего «Я» и других, со стороны реалий и желаний. Имидж играет роль и имеет место  при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации о фирме, товаре или политическом деятеле являются средства массовой коммуникации. Имидж как результат перцепции социального работника гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или  непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания. Опираясь на методологические основы и используя выводы конкретных наук об имидже, имиджелогия  определяет роль, место и функции имиджа в общественном бытии и практике, дает общие рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявляет общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно, раскрывает механизм управления имиджем. В рамках построения имиджа утверждается необходимость существования термина профессиональный имидж, которому должны соответствовать представители различных профессий – социальный педагог, врач, инженер, предприниматель и т.д. Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся создать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Появление социального работника, создающего свой собственный имидж, вызывает необходимость появления  новой отрасли имиджелогии – педагогическая имиджелогия.  Имидж социального работника – это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.  Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции  как способа   поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе: это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности социального работника. Позитивная Я-концепция социального работника обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны социального работника. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя.           В педагогической имиджелогии используются наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на аудиторию.  Психологический инструментарий  представляется наиболее значимыми  и важными методами позиционирования, манипулирования, эмоционализации, детализации, метафоризации, акцентирования информации, вербализации, визуализации, дистанционирования, опроса общественного мнения, внедрения моделей восприятия, нейролингвистического программирования и другие.          Работа по формированию имиджа социального работника нами представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта,  формирование образа и подведение характеристик под требования аудитории, перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией.     Таким образом, отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении.      Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у человека понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно. Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним как составляющие его имидж.     Таким образом, познание человека друг друга, обуславливающее их взаимодействие, обладает теми же свойствами на уровне общего, то есть такими, какие присущи вообще человеку при познании действительности и  имеет свои особенные характеристики.      На уровне отражения человеком предметного мира его познанию, как справедливо отмечается в социальной философии, присущи предметность, константность, целостность, обобщенност.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44