VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическая сущность рынка тепловой энергии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000404
Тема: Теоретическая сущность рынка тепловой энергии
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ…………………………………………………………………… 
7
1.1. Теоретическая сущность рынка тепловой энергии…………………..
7
1.2. Понятие государственно-частного партнерства и его роль в становлении рынка энергетики России……………………………………
21
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭНЕРГОСЕРВИС»……………………………. 
28
2.1. Краткая характеристика производственной деятельности  ОАО «Энергосервис»……………………………………………………………...
28
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Энергосервис» ………………………………………
32
2.3. Организация взаимодействия власти и предпринимательской структуры ОАО «Энергосервис»…………………………………………..
42
2.4. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики государственно-частного партнерства на рынке тепловой энергии…….
48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В Г.ЭЛИСТА……………….
58
3.1.  Модель перспективного сотрудничества власти и предпринимательских структур на рынке тепловой энергии г. Элисты...
58
3.2. Пути развития местного рынка тепловой энергии…………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
81
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….
87




     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования состоит в том, что реформа, проводимая в стране в 1991 г. изменила всю систему взаимодействия власти по управлению народным хозяйством. Рынок тепловой энергии, являясь наиболее сложным элементом хозяйственного комплекса муниципальных образований, испытывает отсталость в развитии теплоэнергетики в целом, особенно в большинстве муниципалитетов. Это явилось, во-первых, отсутствием прозрачности механизма функционирования и неразвитостью конкуренции на муниципальном уровне тепловой энергии в условиях рынка. Во-вторых, большинство рынков тепловой энергии на муниципальном уровне остаются  под регулированием органов государственной власти и местного самоуправления. Проводимые государством и муниципалитетами мероприятия по развитию коммунальных комплексов в целом пока не показывает устойчивых позитивных результатов вследствие финансовых, правовых, управленческих ограничений и иных преград. 
     Опыт зарубежных стран  показывает, что лучшим решением для оздоровления подобного рода секторов экономики является применение государственно-частного партнерства, которое поможет сформировать  предпринимательски-ориентированный рынок. Но создание привлекательной среды для инвестиций частнопредпринимательских структур в России требует от органов государственной власти и местного самоуправления индивидуального подхода для каждого региона, в зависимости от его особенностей. 
     Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, ведущих специалистов в теплоэнергетике современной России и области государственно-частного партнерства (далее ГЧП).
     Аспекты взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде посвящены труды Дж.Робинсон, С.В. Матиящук и С.Б. Сивиев.
     Целью дипломной работы является исследование проблем взаимодействия власти и предпринимательских структур на рынке тепловой энергии на основе государственно-частного партнерства по материалам ОАО «Энергосервис» г.Элиста и разработка рекомендаций по их преодолению.
     Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
     * раскрыть содержание понятия «рынок тепловой энергии» и охарактеризовать особенности экономических отношений между его субъектами;
     * определить содержание понятия «государственно-частного партнерства»  и охарактеризовать механизмы развития российской практики государственно-частного партнерства;
     * дать краткую производственно-экономическую характеристику ОАО «Энергосервис»;
     * проанализировать  механизм реализации ГЧП в России и зарубежных странах на локальном рынке тепловой энергии, выявить преимущества и недостатки функционирования отечественного ГЧП;
     * дать рекомендации по совершенствованию взаимодействия власти и предпринимательских структур на локальном рынке тепловой энергии, раскрыть пути развития рынка теплового энергии России.
     Объектом исследования выступает система организации взаимодействия власти и предпринимательских структур, в лице ОАО «Энергосервис», на рынке тепловой энергии г.Элисты.
     Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе взаимодействия власти и предпринимательских структур на рынке тепловой энергии, основанных на государственно-частном партнерстве.
     В дипломной работе применяются общенаучные и специально-научные методы исследования: системный анализ, историко-сравнительный метод, метод статистического анализа и т.д.
     В ходе выполнения исследования использованы государственные программы развития, нормативно-правовые акты, касающиеся систем теплоснабжения, государственно-частного партнерства; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, органов государственной власти и местного самоуправления г.Элисты,  внутренняя документация предприятия.
      Работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
     Первая глава раскрывает теоретическую сущность  рынка тепловой энергии, характеризует особенности взаимоотношений участников рынка, а также  определяет сущность ГЧП, описывая механизм его развития в отечественной практике.
     Во второй главе дипломной дана краткая экономическая характеристика ОАО «Энергосервис». Описан процесс реализации ГЧП в России и зарубежных странах на местном рынке тепловой энергии. Выявлены проблемы функционирования механизма ГЧП на рынке тепловой энергии.  
     В третьей главе предложены рекомендации по совершенствования организации ГЧП на рынке тепловой энергии г.Элиста, раскрыты пути развития теплового рынка России.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

     1.1. Теоретическая сущность рынка тепловой энергии

     Началом теплоснабжения в России считается 1844 год, когда темп роста городского строительства усилил необходимость применения новых видов теплоносителей – пара и горячей воды. Однако долгое время теплоснабжением были обеспечены лишь наиболее социально-значимые объекты в Москве и Санкт-Петербурге, для населения эти услуги были недоступны до первого десятилетия XX века. Следующий виток развития коммунальной теплоэнергетики был определен процессом индустриализации в 20-30-е годы прошлого века. Начиная с 1950-х годов в СССР произошло увеличение темпов жилищного строительства, восстановление тепло- и электрификации городов и промышленных центров, которое создали в Советском союзе мощную систему централизованного теплоснабжения, отличающуюся по своим масштабам от систем других стран мира. 
     Но уже в  1992 году в стране изменился общественный строй, и переход от плановой экономики к так называемым рыночным отношениям, стремительно начал разрушать отрасль энергетики, созданный в этом же году РАО «ЕЭС России» не смог этому противостоять, т.к. опыт старых энергетиков-теплофикаторов, оценивающих комбинированное производство энергии в условиях русских холодов, не был востребован, а новое поколение менеджеров, не владея фундаментальными знаниями формирования затрат в теплоэнергетике, сосредоточили свое внимание только на вопросах развития электроэнергетики. 1
     Реформы, проводимые в 2003 году в отрасли энергетики, разделили конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности электроэнергетических компаний и сформировали новый сегмент рынка. Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети были интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору единой энергетической системы (СО ЕЭС). Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна – РусГидро – на основе гидрогенерирующих активов . 
     Во время  ликвидации РАО «ЕЭС России», в 2008 году многие крупные частные компании по заниженным ценам приобрели его энергоактивы и, как дополнительный бизнес, получили в свое распоряжение региональные тепловые монополии. Благодаря их грамотной организационной и сбытовой стратегии реструктуризация рынка тепловой энергии прошла безубыточно для электроэнергетического бизнеса.2 В настоящее время наиболее значимыми предпринимательскими структурами в теплоэнергетической отрасли страны являются:
     - ООО «Газпром энергохолдинг» - 100% дочерняя компания российской газовой монополии ОАО «Газпром». Компания контролирует крупные региональные теплоэнергетические активы в Ленинградской области (ОАО «ТГК-1») и г. Москве (ОАО «Мосэнерго»).
     - ОАО «Квадра», контролируемое Группой ОНЭКСИМ, крупный энергетический холдинг Центрального федерального округа России.
     - ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС-холдинг), входящее в Группу «Ренова». Компания владеет значительными  энергоактивами в Поволжском федеральном округе.
     - ОАО «ЛУКОЙЛ», которое контролирует энергоактивы Южного федерального округа.
     - и другие крупные компании.
     Современный рынок тепловой энергии функционирует в соответствии с действующим Федеральный законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении». По данным Центра стратегического развития крупного энергетического холдинга Центрального Федерального Округа - ОАО «Квадра», в 2011 году в России  функционировало более 17 тыс. теплоснабжающих предприятий, включая: территориальные генерирующие компании, независимые производители, промышленные предприятия, теплосети. В структуру тепловой генерации входило 585 электростанций, 66 тыс. котельных и более 12 млн. индивидуальных теплоисточников. Протяженность тепловых сетей достигает до 200 тыс. км. Количество отдельных потребителей в стране более 40 миллионов. Примерно половина потребляемого тепла приходится на промышленные предприятия, другая – на сферу ЖКХ. 3
     Самым крупным региональным рынком тепловой энергии в России считается Центральный федеральный округ, далее следуют Поволжский и Сибирский федеральные округа. Из-за высокой среднегодовой температуры, установленной на территории Южного федерального округа, объем производства тепловой энергии в этом округе остается самым низким. 4
     
Рис.1.1. Объем производства тепловой энергии в 2013 году в разрезе федеральных округов РФ (в фактически действовавших ценах, млн. руб. и в % к итоговой сумме)

     Весьма слабо раскрыто понятие «рынка тепловой энергии» в современной научной литературе. Большинство исследователей делают акцент либо на отдельных производственных и экономических проблемах функционирования теплоснабжающих и теплосетевых организаций, либо на проблемах всей отрасли, вызванных развалом прежнего строя административно-командного управления экономикой. 
     До 2010 года теоретическая брешь в изучении теплоэнергетики как рынка, где взаимодействуют множество субъектов с различными экономическими и социальными ожиданиями, была обусловлена отсутствием необходимого уровня развития теплоэнергетики как отдельной отрасли. 
     В соответствии с 190-ФЗ «О теплоснабжении» принятым в 2010 году,  А. С. Зябкиным было раскрыто и охарактеризовано теоретическое содержание понятия «рынок тепловой энергии». Рынок тепловой энергии - это совокупность экономико-правовых отношений между субъектами производства, распределения, регулирования  и потребления тепловой энергии, заключенной в теплоносителе, которая выступает и как коммерческий товар и как общественная услуга. Рассмотрев данную категорию с точки зрения экономической теории – в рамках развития теории предпринимательства, теории рынков и теории монополий, и с позиции реальной хозяйственной практики – исследование локальных рынков тепловой энергии как значимой задачей для инвесторов в рамках развития механизмов государственно-частного партнерства в проектах модернизации городских систем теплоснабжения. Он пришел к выводу, что совокупность экономических отношений между субъектами теплоэнергетического комплекса в классическом понимании  «рынка» рассмотреть невозможно, так как экономическая деятельность осуществляемая организацией на постоянной основе регулируется административными субъектами в процессе ценообразования. А цены на тепловую энергию не определяются величиной спроса и предложения, а регулируются с помощью определения тарифа. 5
     Следовательно, требовалась концепция рынка более согласованная с реальной хозяйственной практикой. Основываясь на трудах Дж.Робинсон (1903-1983) о естественных монополиях, он отнес рынок тепловой энергии к рынкам с несовершенной конкуренцией – естественным монополиям. Робинсон в своем исследовании выделила отрасли, где конкуренция невозможна в силу их технологических особенностей, например: железнодорожный транспорт, электроэнергетику, газовую промышленность. По ее утверждению, в таких отраслях отсутствуют  предпосылки для конкуренции, т.к. наличие конкуренции в теплоэнергетике вызвало бы появление избыточных мощностей, то есть неполную загрузку тепловых источников, и эта недозагрузка привела в свою очередь к повышению себестоимости производства тепловой энергии.6 Другие справедливые замечания по этой проблемы сделала С.В.Матиящук - «сооружение и эксплуатация новых тепловых источников и тепловых сетей требуют огромных капиталовложений и организационных и временных затрат, что делает совершенно немыслимым проведение двух или трех параллельных друг другу систем теплоснабжения между одними и теми же пунктами».  7
     Все субъекты  рынка тепловой энергии можно подразделить на два уровня: основные субъекты и второстепенные субъекты, а также на три типа: предпринимательские, административные и потребительские. Основными участниками рынка выступают: предпринимательские субъекты, осуществляющие функции производства и распределения теплоэнергии; административные субъекты, осуществляющие контрольно-регулирующие функции; потребительские субъекты, осуществляющие функции потребления и финансового обеспечения предпринимательских субъектов. Второстепенными субъектами рынка тепловой энергии является: предпринимательские субъекты, осуществляющие сервисные и посреднические функции, учетно-биллинговые функции, инвестиционные функции, функции ресурсоснабжения; непредпринимательские субъекты, осуществляющие координационные функции.8
     Основные предпринимательские субъекты рынка тепловой энергии:
     1) Ресурсоснабжающие организации – хозяйственные общества или унитарные предприятия, которые  снабжают топливно-энергетическими ресурсами теплоснабжающую организацию.
     2) Теплоснабжающие организации – хозяйственные общества либо унитарные предприятия, осуществляющие продажу потребителям или другим теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных со стороны тепловой энергии. К теплоснабжающим организациям обычно относятся территориально-генерирующие компании, государственные и/или муниципальные унитарные предприятия и хозяйственные общества коммунального комплекса.
     3) Теплосетевые организации – хозяйственные общества либо унитарные предприятия, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии. 
     Предпринимательские субъекты периферии рынка тепловой энергии:
     1) Энергосервисные организации.
     2) Учетно-биллинговые организации.
     3) Кредитно-финансовые учреждения и инвестиционные компании.
     Административные субъекты на рынке тепловой энергии:
     1) Орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения – регулятор тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; регулятор тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и др. 
     2) Орган местного самоуправления – собственник объектов системы теплоснабжения города, учредитель теплоснабжающей компании, организатор работы по проведению единой политики в области ценообразования в сфере ЖКХ  и др. 9
     3) Уполномоченный орган государственной власти в области контроля и надзора безопасности тепловых установок и тепловых сетей.10
     Важным и весьма перспективным элементом периферии рынка тепловой энергии являются саморегулируемые организации в теплоснабжении (СРО). СРО – это профессиональные сообщества, что означает, что предпринимательские структуры в теплоэнергетике должным стать «квалифицированным множеством».
     Субъекты потребления на рынке тепловой энергии:
     Потребители тепловой энергии – лица, приобретающие тепловую энергию для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. 11
     Потребительские субъекты рынка тепловой энергии целесообразно классифицировать по следующим критериям: 
     а) по организационно-правовому положению: физические лица и юридические лица; 
     б) по основным целям потребления: коммунальные потребители – тепловая энергия используется для жизнеобеспечения людей и производственные потребители – тепловая энергия используется для технологических нужд.
     Рассмотрим наиболее существенные аспекты экономических и нормативно-правовых отношений между субъектами рынка тепловой энергии.
     Во-первых, это обязательность договорных отношений между субъектами теплового рынка, которая закреплена ст. 15 190-ФЗ «О теплоснабжении». Потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение к системе теплоснабжения, в обязательном порядке должны заключать договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносить за это плату, приобретение потребителями тепловой энергии осуществляется на аналогичной основе по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения. Таким образом, безусловность договорных отношений в теплоэнергетике, закрепленная в 190-ФЗ «О теплоснабжении» является необходимым условием создания прозрачных, цивилизованных экономических отношений в этой сфере.
     Во-вторых, это «неоднородность» тепловой энергии, как экономического блага и объекта рыночных отношений. В теплоэнергетике нет понятия равновесной цены, поскольку тепловая энергия для теплоснабжающей организации и для потребителя представляет собой разные экономические блага. Теплоснабжающая организация производит и реализует тепловую энергию и мощность, причем тепловая мощность представляет собой один из параметров количества тепловой энергии. А конечный потребитель, в частности – физическое лицо, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» приобретает у «исполнителя услуг» – Товарищества собственников жилья или Управляющей компании не саму тепловую энергию или мощность, а услуги теплоснабжения – отопление и горячее водоснабжение, которые входят в совокупность жилищно-коммунальных услуг. 12
     Основные особенности потребления услуг теплоснабжения, которые позволяют описать процесс оборота тепловой энергии. 
     1) Потребление услуг теплоснабжения носит как индивидуальный, так и общественный характер. Доминирующее положение централизованных систем теплоснабжения в нашей стране, указывают на то, что услуги теплоснабжения относятся к разряду общественных, публичных благ.13
     2) Потребление услуг теплоснабжения носит жизненно-необходимый характер. При современном уровне технологического развития энергетики и коммунального хозяйства хорошо устроенная бытовая жизнь людей в идеале должна восприниматься, как естественное явление, а также – как показатель эффективности работы организаций коммунального комплекса и органов государственной и муниципальной власти в плане организации предоставления качественного отопления и горячего водоснабжения. 14
     3) Потребности в услугах теплоснабжения носят всеобщий характер. В них нуждаются все объекты жизнедеятельности людей независимо от пребывания последних в таких объектах. К сожалению, приходится констатировать, что периодические перебои в обеспечении потребителей услугами горячего водоснабжения и отопления – распространенная проблема многих российских городов.
     4) Потребление услуг теплоснабжения носит неотложный характер, то есть услуги должны быть предоставлены в тот момент, когда в них возникает необходимость. Каждый вид услуг предназначен для удовлетворения определенных потребностей. Следовательно, неоднородность тепловой энергии как экономического блага, которая обусловлена и технологически-потребительскими и правовыми особенностями ее производства и распределения, является объективной причиной невозможности установления «равновесной цены» на нее.15
     Наконец, в-третьих, к существенным аспектам экономических отношений на рынке тепловой энергии следует непременно отнести и сам механизм ценообразования на тепловую энергию. Следует отметить – наличие перечня тарифов, которые подлежат регулированию органами исполнительной власти. К их числу относятся16: предельные  уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности; плата за подключение к системе теплоснабжения.17
     Итак, рынок тепловой энергии представляет собой сложное взаимодействие предпринимательского и административного укладов. В зависимости от исполняемых на рынке функций можно выделить три группы субъектов. Это понятие можно определить как совокупность экономико-правовых отношений между субъектами производства, распределения, регулирования и потребления тепловой энергии, заключенной в теплоносителе, которая выступает и как коммерческий товар и как общественная услуга.
     
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     
     
Рис.1.2. Основные особенности рынка тепловой энергии муниципального образования в современных условиях

     Данный субъектный состав рынка тепловой энергии обуславливается объективными технологическими и нормативно-правовыми особенностями производства, распределения и потребления тепловой энергии (см. рис. 1.2.). В частности: 
     а) локальный характер экономической деятельности предпринимательских субъектов рынка тепловой энергии; 
     б) ценообразование на тепловую энергию регулируется административными субъектами, что усложняет механизм возврата инвестиций и, как следствие, ограничивает приток частного капитала в отрасль; 
     в) двойственный характер тепловой энергии как коммерческого товара для предпринимательских субъектов и как социально-значимой услуги для административных субъектов и субъектов потребления обуславливает различные экономические ожидания субъектов рынка; 
     г) технологические особенности генерации и транспортировки и потребления тепловой энергии обуславливают трансформацию конкурентных отношений между предпринимательскими субъектами «на рынке» в конкуренцию между ними «за вход на рынок».18
     
     1.2. Понятие государственно-частного партнерства и его роль в становлении рынка энергетики России
     
      Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда играли важную роль в экономическом развитии  страны. Особенно это стало заметно  в  кризисный	период, когда во всем мире начала расти тенденция сотрудничества государственной власти и бизнеса. Особенно актуальной  тема государственно-частного партнерства стала в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2014 г. и обострившейся политической ситуации среди стран ЕС, США и России. Отрасли экономики России получили хорошую поддержку от государства в рамках Программы стратегического развития России. Президент  РФ Владимир Путин назвал ГЧП - одним из механизмов повышения национальной безопасности страны.
     По данным Центра развития ГЧП  объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры входят в число наиболее приоритетных отраслей для реализации концессионных соглашений в Российской Федерации. Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны частного сектора по причине традиционной ответственности органов государственной и муниципальной власти, отсутствия долгосрочных тарифных программ, отсутствия законодательно закрепленных конкурсных процедур на право аренды коммунального имущества и ряда других факторов.
     Термин "государственно-частное партнерство" является дословным переводом английского термина "public-private partnership" , применяемого в зарубежных государствах. Во Франции опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован в 1552 году при постройке канала по концессионному соглашению. В Великобритании, Германии, КНР и  некоторых странах СНГ  проекты ГЧП обеспечивают от 10 до 20% экономии для бюджета страны. 19
     Самой распространённой формой ГЧП в Европе на протяжении многих лет остается Концессия. Концессия – это форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю20. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.
     Концессия –одна из форм ГЧП, позволяющая вовлекать частный сектор в управление и финансирование инфраструктурных проектов, а также в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Стоит заметить, что концессионные соглашения это одна из форм применения ГЧП, чья специфика состоит в сохранении титула собственности на объект соглашения за публичной стороной и в регулярных платежах частного инвестора публично-правовому образованию за его владение и пользование.21
     Основные плюсы применения концессионного соглашения при реализации проектов ГЧП:
      - прозрачность правового режима ввиду наличия правовой базы, регулирующей порядок заключения и исполнения концессионных соглашений;
     - наличие опыта реализации концессионных проектов на разных уровнях власти; частичное применение механизмов государственной поддержки и инструментов ГЧП.
     Основными участниками концессии выступают концедент и концессионер.
     Концедент – это публично-правовая сторона, от имени которой могут выступать уполномоченные органы власти. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом – специально созданное юридическое лицо. 
     Концессионер – это индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества. 
     Основные признаки концессии, как формы взаимодействия публично-правового образования: 22
     - договорная основа партнерства при долгосрочном взаимодействии;
     - предмет концессии – государственная и муниципальная собственность;
     - регулярные платежи концессионера концеденту за владение и пользование объектом;
     - финансовое участие частного инвестора в создании или реконструкции объекта концессии и осуществления его обслуживания;
     - передача частному партнеру только прав владения и пользования, с сохранением права собственности за концедентом.23
     В России государственно-частное партнерство находится на стадии становления и развития. В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП, при министерствах, Государственной Думе, реализуются проекты с применением институтов ГЧП. В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно назвать:
     - договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
     - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
     - Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
     - Постановление Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ.
     Однако до сих пор на федеральном уровне нет общепринятого правового определения понятия ГЧП, хотя оно и применяется в различных нормативных правовых актах. В связи с тем, что не существует единой трактовки термина «государственно-частного партнерства», представляется целесообразным определить самые специфические его черты, по наличию которых различные формы взаимодействия бизнес-структур с органами публичной власти можно квалифицировать как ГЧП. На основе анализа встречающихся в литературе определений ГЧП можно определить, что для ГЧП характерно:
     1)	наличие долгосрочного договорного соглашения между органом публичной власти и хозяйствующим субъектом;
     2)	передача выполнения части задач и функций, относящихся к деятельности органов государственного или муниципального управления, частному бизнесу;
     3)	привлечение частного финансирования капитальных вложений по проекту;
     4)	разделение рисков между государственным и частным партнерами в проекте.24 
     Грамотное применение государственно-частного партнёрства в  России может исправить негативную ситуацию в ряде капиталоемких отраслей экономики, где особенно заметны «провалы рынка» или неэффективность государственного управления, как на региональном, так и на местном уровне самостоятельно.
     Роль ГЧП в сфере энергетики стала основной темой  на сегодняшний день, причиной этому послужил поиск наиболее верной формы взаимодействия государства и частного секторов.25 По поводу данного вопроса среди исследователей нет однозначного мнения. Так, например, И. Блохина убеждена, что для успешного развития ГЧП в энергетической области необходимы такие инструменты привлечения средств, как инфраструктурные облигации, с помощью которых можно получить более масштабные инвестиции консервативных инвесторов, прежде всего пенсионных фондов. Выпуск инфраструктурных облигаций позволит удовлетворить потребности государства и частного бизнеса в инвестиционных ресурсах и устойчивых проектах, а также предложить рынку вид ценной бумаги, «работающей» длительный срок и достаточно доходной. Однако инфраструктурные облигации в России до сих пор не получили развития из-за неразработанности законодательной базы.26 
     По мнению Д. Селькин - исполнительного директора ОАО «Энергокомплекс», концессионные механизмы в энергетике являются наиболее эффективными формами ГЧП. Используя концессионные соглашения, предприятия направляют финансирование в строительство новых инфраструктурных объектов теплоснабжения. Сегодня с его мнением согласны многие эксперты.
     Представитель экспертного совета НП «Центр развития ГЧП», П. Шевченко, считает, что применение ГЧП в области теплоэнергетики в классическом понимании — с использованием механизма концессии — не вполне реализуемая задача, потому что большая часть активов была подвержена приватизации. Он считает аренду наиболее привлекательной формой ГЧП, нежели приватизация, т. е.  используя долгосрочную аренду, инвестор будет вынужден  привлекать деньги на рынке, вкладывать собственные средства в обновление основных фондов, оборудования, строительство новых мощностей. А так инвесторы приватизировавшие активы, приняли основной удар кризиса на себя, после которого уже не могли рационально использовать приватизированные активы.  Встал вопрос о том, что делать с этими активами, на какие средства их развивать. Если бы применялись концессионное соглашение, то были бы понятнее, финансовые, и правовые обязанности сторон. В условиях, когда имущество переходит к инвестору, за него отвечает он, стремится реализовать инвестиционные планы.27 В Законе «О концессионных соглашениях» предполагается защита кредитора при расторжении концессионного соглашения или банкротстве концессионера. В энергетике на данный момент эти механизмы частично отсутствуют: практически нет возможности установить долгосрочные инвестиционные надбавки к тарифу на электроэнергию, отсутствует полноценное законодательство по купле/продаже мощности в рыночных условиях, до сих пор согласуются условия изменения договоров о предоставлении мощности.
     
   
     Рис. 1.3. Формы реализации ГЧП во всем мире
     
     Механизм государственно-частного партнерства применяется на рынке тепловой энергетики России в виде следующих форм:
     1. «Заказ муниципалитетом услуг частных компаний по модернизации системы теплоснабжения через действующее муниципальное унитарное предприятие» – модель ГЧП с административным субъектом и несколькими предпринимательским субъектами. В настоящее время муниципальный заказ представляет собой наиболее распространенную модель ГЧП с участием муниципального унитарного предприятия;
     2.  Энергосервис - муниципалитет является непосредственным заказчиком услуг энергосервисных компаний. В отличие от модели 1 в данном случае роль предпринимательского субъекта  выполняет хозяйственное общество, а не унитарное предприятие. Прямые закупки услуг, а также привлечение внешнего финансирования публичным партнером – это также отличие модели 2 от модели 1. Отметим, что энергосервисные контракты в теплоэнергетике в настоящее время не так распространены, как муниципальный заказ в силу недавнего вступления в силу законодательства в данной области;28
     3.  Лизинг - муниципалитет является заказчиком услуг лизинговых компаний. Данная модель отличается от модели 2 тем, что вместо обычного подрядчика услуг или работ муниципалитет заключает договор о поставке необходимого оборудования и технологий по 94-ФЗ с лизинговой компанией;
     4.  Приватизация - приватизация муниципального имущества в теплоэнергетике в настоящее время – организационно сложная и слабо распространенная на практике экономическая модель взаимодействия властных и предпринимательских структур. 29
     5. Муниципальная аренда  - передача муниципального имущества в аренду можно относить к ГЧП в том, случае, если согласно договору на частного партнера возлагаются определенные инвестиционные обременения, обязательства. Если арендатор осуществляет эксплуатацию объекта аренды с улучшением его характеристик, такое соглашение следует относить к ГЧП.30
     6.  Концессионное соглашение - позволяет вовлекать частный сектор в управление и финансирование инфраструктурных проектов, а также в оказание услуг, обычно оказываемых государством.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44