VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные теории международной торговли

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008361
Тема: Современные теории международной торговли
Содержание
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Факультет Международных экономических отношений

Кафедра мировой экономики









Информационно-аналитическая справка по мировой экономике на тему:

«Современные теории международной торговли»







Студента 4 академической группы

2 МЭО Сухарева Н.А.



Научный руководитель

Доцент Капица Л.М.





Москва, 2017




План



План	2

Введение	3

Современные теории международной торговли.	4

Заключение	11

Список литературы	12





	








Введение

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В связи с этим значительный интерес представляет изучение современных теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене. В этой работе рассмотрены три современные теории международной торговли: теория жизненного цикла продукта, теория эффекта масштаба и теория конкурентных преимуществ. 






Современные теории международной торговли.

Теория жизненного цикла продукта.

В середине 1960-х годов американский экономист Раймонд Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре этапа — внедрение, рост, зрелость и упадок.

На первом этапе происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на данном этапе производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На этапе роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. Продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется его экспорт.

На этапе зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе доминирующим становится ценовой фактор, и но мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в этап упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако она всеобъемлюще не объясняет тенденции развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемешаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например дешевой рабочей силе. Между тем существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, обладающих значительными возможностями для дифференциации по качеству, предназначенных для узкого круга потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.






Теория эффекта масштаба.

В начале 1980-х годов Пол Кругман, Келвин Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

С точки зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукты меньшими затратами, а следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы. В 2008 г. П. Кругман получил Нобелевскую премию в области экономики за развитие теории современной международной торговли.






Теория конкурентных преимуществ.

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «The Competitive Advantage of Nations» (в русском переводе она вышла под названием «Международная конкуренция»), в которой предложил новый подход к анализу развития международной торговли.

Вполне очевиден тот факт, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой — от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии обусловлен двумя главными факторами: структурой отрасли, в которой действует данная фирма, и той позицией, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, т.е. характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.

Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).

Для успеха на мировом рынке необходимо оптимальное сочетание правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к требуемым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.)- Так формируются, по выражению М. Портера, кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. Наконец, в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т.е. оттого, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный ромб) носят наиболее благоприятный характер. Причем национальный ромб — это система, компоненты которой взаимно усиливаются, и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Таким образом, согласно теории Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, — это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо «выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые».






Заключение



Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

В настоящей работе были рассмотрены три теории ХХ века: теория жизненного цикла продукта, теория эффекта масштаба и теория конкурентных преимуществ. Первая теория, пытается объяснить изменения, происходящие со временем в структуре международной торговли, на основе динамической последовательности процессов создания, улучшения и распространения новых продуктов. Согласно второй теории процветание различных стран объясняется эффектом масштаба: в долгосрочной перспективе экономически выгоднее производить большое количество одинаковых товаров и услуг. При этом экономическое преимущество будет у той страны, население которой больше. Последняя теория говорит нам о том, что исходя из того что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, важно знать, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.






Список литературы



1. Фролова Т.А., Мировая экономика. Конспект лекций.- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

2. Портер М., Международная конкуренция.-М.: Международные отношения, 1993.-867с.

3. Киреев. А. П., Вехи экономической мысли.-М.: ГУ ВШЭ, 2006.-718с.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Макроэкономика: Учебник.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.-448с.



		1.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44