VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социология как наука, основные направления политической социологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012253
Тема: Социология как наука, основные направления политической социологии
Содержание
РЕФЕРАТ

Социология как наука. Основные направления 

политической социологии

Содержание

1 Отличие предмета социологии от предмета экономики

2 Социальная поляризация российского общества

3 Основные направления политической социологии

4 Список литературы




1 Отличие предмета социологии от предмета экономики

Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798-1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas (общество) и греческого logos (слово), учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.

Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения. Рассмотрим отличия социологии от гуманитарных и социально-экономических наук.

Во-первых, социологи рассматривают общество не просто как сумму отдельных индивидов, а как систему, то есть целостную совокупность связанных между собой взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов могут выступать как отдельные личности, так и социальные общности, и социальные институты.

Во-вторых, социология изучает не любые взаимодействия, а лишь социальные, то есть такие, которые возникают в результате совместной деятельности людей, в результате чего проявляется их влияние друг на друга.

В-третьих, особенность социологии заключается в том, что ее интересуют не конкретные отдельные и уникальные события человеческой жизнедеятельности, а устойчивые и повторяющиеся образцы поведения людей в обществе. При сходных обстоятельствах поведение людей имеет склонность к повторению (например, поведение преподавателя и студентов в учебной аудитории). Социология изучает общество в динамике, в развитии, но, прежде всего (в отличие от исторической науки, например) в центре ее изучения тенденции функционирования современного общества.

Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. "Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам (Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.,1994. - с. 18)

В.Г. Харчева отмечает, что "в широком смысле социологию можно определить как науку об обществе. В узком смысле собственно предметной областью этой науки является личность в социальных взаимодействиях, социальная жизнь людей, так как общество изучается именно через человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т.д. (Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. - М., 1997. - с. 12).

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие "социальное" расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Социология изучает разные уровни социальной реальности и в силу этого имеет определенную структуру. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой). Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. На макроуровне социология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) и происходящие в них исторически длительные процессы. На микроуровне социология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия, изучает поведение индивидов в их непосредственном межличностном взаимодействии, анализирует социальные явления и процессы в относительно небольших социальных системах (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). Макро- и микроуровни социологии тесно взаимосвязаны, так как повседневное поведение людей осуществляется всегда в рамках определенных социальных систем и институтов.

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Политология, экономика, право и другие общественные науки изучают лишь какую-то одну сферу жизни общества, социология же «изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм» с присущими ему свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической.

2 Социальная поляризация российского общества

Состояние социологии в России отражает противоречивость развития нашего общества, где элементы прогресса соседствуют с кризисными явлениями. На фоне ведущихся исследования, расширения и дифференциации подготовки социологов, освоения западного опыта, издания журналов и монографий, функционирования институтов, факультетов и кафедр, коммерческих центров, звучат пессимистические голоса об отсутствии теоретической социологии. Ощущается неудовлетворенность ролью социологии в обществе, невостребованностью и ее манипуляцией.

Как отмечает Т.И. Заславская, социология, как и другие общественные науки, несет определенную ответственность за то, как именно осуществлялись реформы в России, поскольку она была и остается их активным, хотя и далеко не главным участником. Российские социологи не часто обсуждают на конференциях проблемы своей социальной роли и ответственности. В отличие от западных коллег, постоянно рефлектирующих по поводу места социологии в обществе, ее взаимодействий с различными институтами, ее участия в осуществлении различных реформ, в России социология социологии не получила заметного развития. По мнению Т.И. Заславской, это ошибка российских социологов. Для того чтобы социология была действительно полезной и нужной, ученые обязаны систематически оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать свое участие в социальной трансформации России.

Сложившаяся в России ситуация повышает одновременно значение и ответственность науки, профессионально изучающей процесс социальной трансформации общества, преобразования его структур и институтов, механизмы взаимодействия социальных сил, определяющих общественное развитие. Социологическое сообщество должно выработать ясное представление о подлинном (в отличие от декларируемого политиками) социальном содержании осуществленных и проектируемых реформ, всесторонне и объективно оценить их общественные итоги и вероятные последствия.

Т.И. Заславская считает, что современная российская социология выполняет три главных функции. "Первая, носящая собственно научный характер, заключается в приращении фундаментальных и конкретных знаний о строении и функционировании общества и его крупных частей. Ее можно назвать научно-познавательной. Вторая функция, которую я назвала бы политической, отражает взаимодействие социологии с властными органами и состоит в содействии эффективному руководству общественным развитием. В основном она сводится к обеспечению "обратных связей" управления путем информирования органов власти о том, как принимаемые ими решения реализуются на местах, к каким результатам это приводит, и как можно повысить эффективность реформ. Третья функция нашей науки связана с формированием гражданского общества. Она заключается в методически надежном, доступном широкой публике и регулярном информировании общества о сущности происходящих процессов, их причинах и результатах. Назовем эту функцию гражданской (Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России).

Однако достигнутый уровень развития нашей науки еще недостаточен для полноценного, профессионального участия в научном обосновании реформ. Главные причины этого заключаются, во-первых, в отсутствии достаточно полного, надежного и конкретного знания социальных структур, институтов и механизмов функционирования современного российского общества. Во-вторых, в неразработанности общей теории или генеральной концепции постсоветского общества, которая могла бы составить методологическую основу специальных отраслей социологического знания, наподобие того, как это делал марксизм. Формирование такой концепции - центральная задача не только социологии, но и других общественных наук. Однако ее решение упирается в проблему не только времени, но и рождения новых крупных талантов.

Наибольшие сложности связаны с выполнением политической функции социологии. Обычно наука и власть ориентируются на разные ценности и говорят на разных языках. Поэтому они плохо понимают друг друга даже в спокойные времена, не говоря о таких конфликтных и сложных периодах, как переживаемый в настоящее время. Бесспорно, социология как наука об обществе должна содействовать повышению социальной эффективности проводимых реформ. Естественной функцией ученых-обществоведов является научное консультирование тех, кто облечен правом, так или иначе, экспериментировать над обществом. Однако профессиональное участие социологов в реформировании общества затрудняется тем, что современный правящий слой не заинтересован в сотрудничестве с наукой и не склонен выслушивать ее мнения.

По мнению Т.И. Заславской, "самый естественный способ взаимодействия социологии с властью - это независимый объективный анализ происходящего и, в случае необходимости, информирование властных органов о фактических результатах их действий и об общественной реакции на принимаемые ими решения. Быть может, к этому надо прибавить высказывание собственного мнения о том, что следовало бы поправить или сделать иначе. Но все же наука, на мой взгляд, не должна прямо работать на правительство, иначе она перестанет быть наукой (Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России. http://www.msses.ru/tiz/papers.html).

В процессе возникновения и становления отечественной социологии политики традиционно выделяются три этапа: 1) дореволюционный (или досоветский); 2) советский и 3) постсоветский (или посткоммунистический), делящиеся, в свою очередь, на более дробные периоды. Для этих этапов характерны дискретность в развитии, отсутствие преемственности и отрицание (а затем и отрицание отрицания) накопленного научного знания и методологии предшествующих периодов.

В целом же периодизацию становления и разработки социологии политики в России можно представить таким образом.

Дореволюционный (досоветский) этап (конец 60-х гг. XIX в. - середина 20- гг. XX в.), в котором выделяют следующие фазы

Возникновение социологии политики (конец 60-х - конец 90-х гг. XIX в.): первые политико-социологические работы (А.И. Стронин), начало эмпирических исследовании политической жизни России (В.В. Ивановский - местное самоуправление и т.д.); разработка первых социологических концепций политических институтов и процессов (Б.Н. Чичерин, ММ. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Г.В. Плеханов и др.).

Формирование исследовательской проблематики и развертывание основных направлений социологии политики (конец 90-х гг. XIX в. - середина 20-х гг. XX в.): дифференциация дисциплины и развитие ее "вширь"; формирование исследовательских направлений - социологии государственной власти и политических институтов; социологии политических партий и общественных объединений; бюрократии и элиты; выборов и электорального поведения; политических изменений (кризисов и конфликтов, революций и реформ) и социологии международных отношений (войны и мира), а также разработка качественных и количественных методов политико-социологических исследований (анализ земской и электоральной статистики, политических документов, наблюдение за деятельностью фракций Думы и т.д.).

Советский этап (середина 20-х - конец 80-х гг. XX в.)

Освоение "марксистско-ленинской теории" как базовой концептуальной структуры "интерпретации" политико-социологических проблем и лишение самостоятельности социологических дисциплин (конец 20-х - середина 60-х гг.): запрещение эмпирических исследований советской политики; вульгарно-марксистская интерпретация социальных механизмов политической жизни; отождествление социально-политической теории и официальной политической идеологии; изоляция от мировых достижений и зарубежных разработок в области политической социологии.

Воссоздание социологии политики и ее адаптация к официальной идеологии (конец 60-х - конец 80-х гг.): возрождение и институционализация социологии политики в рамках марксистско-ленинского учения; теоретический политико-социологический "андерграунд" в научном коммунизме, историческом материализме, востоковедении, "рабочеведении", теории государства и права и т.д.; критический марксистский анализ западных политико-социологических концепций и разработок: возобновление конкретно-социологических исследований и теоретический анализ политических институтов СССР (социология "партийной, советской, комсомольской, профсоюзной работы"); начало анализа бюрократии, элит и лидерства.

социология социальная поляризация политический

Постсоветский этап (конец 80-х - конец 90-х гг.)

Возрождение аутентичного статуса социологии политики в России: "открытие" запретных политических тем для социологического анализа - российской элиты и бюрократии, политического плюрализма, социального механизма власти и пр.; возникновение в России новых политических объектов для социологического анализа (партии, объединения, группы давления, выборы, парламентаризм и т.д.); бурный рост эмпирических исследований российской политической жизни, проводимых независимыми центрами (ВЦИОМ. Фонд "Общественное мнение", "ИНДЕМ" и др.): разработка теории и методологии дисциплины (А.Б. Зубов, Ю.Л. Качанов" и др.); начало институционализации социологии политики (появление специальности "Политическая социология" в государственных стандартах и номенклатуре научных дисциплин, первых университетских курсов и учебников).

3 Основные направления политической социологии

Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.

Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением общества, борьбой с остатками феодализма - самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая часть социологов придерживалась мелкобуржуазных и либеральных убеждений, как и их западные коллеги.

К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении главным предметом исследования социального поведения, определяемого стимулами среды. К бихевиористам в российской социологии принадлежал П. А. Сорокин, разработавший несколько важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии и т. п.

К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был М.М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А.К. Гастев), социологии искусства (Е.Н. Анциферов) и т. д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.

Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию - за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".

Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, Т.И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась - в интересах коммунистической партии -тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%