VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная реабилитация молодых инвалидов в гу «лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012371
Тема: Социальная реабилитация молодых инвалидов в гу «лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

       Педагогический факультет Кафедра педагогики и социальной работы




Дипломная работа



Социальная реабилитация молодых инвалидов в ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

Специальность 1-86 01 01-03 – Социальная работа (социально-реабилитационная деятельность)






Студентки 4 курса

заочной формы обучения

Швакель Ольга Викторовна

Научный руководитель:

Доцент, канд. пед. наук

Таран Регина Ивановна

Допущена к защите______

В.П. Тарантей __________


Гродно 2018



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ	8

1.1 Нормативно-правовая база Республики Беларусь по реабилитации молодых

инвалидов	8

1.2 Социальная реабилитация молодых инвалидов	17

ГЛАВА	2.	СОЦИАЛЬНАЯ	РЕАБИЛИТАЦИЯ	МОЛОДЫХ	ИНВАЛИДОВ

ПОСРЕДСТВОМ  ОБЩЕНИЯ  И  САМООБСЛУЖИВАНИЯ  В  ОТДЕЛЕНИИ

ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ГУ «ЛИДСКИЙ	26

РАЙОННЫЙ ТЦСОН»	26

2.1 Изучение особенностей социальной реабилитации молодых инвалидов	26

посредством общения и самообслуживания в отделении дневного пребывания

для инвалидов в ГУ «Лидский районный ТЦСОН»	26

2.2	Исследование	удовлетворенности	молодых	инвалидов	посещением

отделения дневного пребывания для инвалидов в ГУ «Лидский районный	47

ТЦСОН»	47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	65

ПРИЛОЖЕНИЕ А	71

ПРИЛОЖЕНИЕ Б	73

ПРИЛОЖЕНИЕ В	75












2



ВВЕДЕНИЕ


     Актуальность исследования. Социальная реабилитация молодых инвалидов, организована из социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации, социокультурной реабилитации, социально-психологической реабилитации, социально-педагогической и физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта основывает и обеспечивает условия для социальной интеграции молодого человека с ограниченными возможностями здоровья в общество, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной, бытовой, семейной и общественной деятельности. Эффективная социальная реабилитация молодых инвалидов может реализовываться посредствам развития у них коммуникативных навыков и навыков самообслуживания в отделении дневного пребывания, что актуализирует тему данного исследования.

     Правительство Республики Беларусь рассматривает инвалидов как одну из приоритетных групп населения в плане социального обеспечения и социальной помощи. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность инвалидов, получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию на 01.01.2018 составила: по Брестской области – 75942, по Витебской – 58965, по Гомельской

– 91546, по Гродненской – 63431, по Минской – 89995, по Могилевской – 61171, по г. Минску – 124869. Всего по Республике Беларусь – 565919 инвалидов [37].


     Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов в Республике Беларусь гарантируется государством и обеспечивается в судебном или ином порядке, определенным законодательством. Инвалиды имеют право на

3

уважение их человеческого достоинства, что делает исследование реабилитации молодых инвалидов посредствам занятий по интересам в отделении дневного пребывания актуальным.

     Законодательство о социальной защите инвалидов основано на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон, акты Президента Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты, а также международные договора Республики Беларусь. Для координации государственной политики, касающейся проблем инвалидности и выработки согласованных действий, которые направлены на обеспечение выполнения положений настоящего Закона, Советом Министров Республики Беларусь создается Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов включает в себя руководителей республиканских органов государственного управления, занимающихся вопросами труда, занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования, транспорта, связи, жилищного строительства, культуры, спорта и туризма, а также общественные объединения инвалидов и другие организации.

     Процесс реабилитации инвалидов – предмет исследования специалистов многих отраслей научного знания. Педагоги, психологи, философы, социологи, социальные психологи и т.д. открывают различные аспекты этого процесса, изучают механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

     Основные проблемы реабилитации инвалидов, включающие в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за пределы легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социальной реабилитации, рассматривались в работах К.Э. Зборовский [20], Т. Жулковской [18], Н.Ф. Дементьева [14], В.Б. Смычек [30]. В исследованиях Н.К. Гусевой [13], В.И. Курбатова [35], Ю.А. Блинков [5] анализировалось понятие социальной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы социальной реабилитации и определены функции социальных учреждений.
4

     Большое количество отечественных и зарубежных ученых занималось и занимается широким спектром проблем инвалидности. Медицинские и медико-статистические аспекты инвалидности изложены в трудах Л.И. Акатов [1], Ю.А. Блинков [5], А.В. Федоров [44], В.А. Антонов [3]. Важнейшими вопросами медицинской и социальной реабилитации инвалидов занимались С.Н. Пузин [29], И.Ю. Ветрова [10], Т.В. Зозуля [23], Л.А. Потылицына [28].

Объект исследования – социальная реабилитация молодых инвалидов. Предмет исследования – социальная реабилитация молодых инвалидов в

отделении дневного пребывания для инвалидов ГУ «Лидский районный ТЦСОН» посредством общения и самообслуживания.

     Цель работы: выявить особенности социальной реабилитации молодых инвалидов в отделении дневного пребывания для инвалидов ГУ «Лидский районный ТЦСОН» посредством общения и самообслуживания.

Задачи:

     1. Проанализировать нормативно-правовую базу Республики Беларусь по реабилитации молодых инвалидов.

2. Определить   особенности   социальной   реабилитации   молодых

инвалидов.

3. Раскрыть опыт отделения дневного пребывания для инвалидов в ГУ

«Лидский районный ТЦСОН» в социальной реабилитации молодых инвалидов посредством общения и самообслуживания.

     4. Исследовать удовлетворенность молодых инвалидов посещением отделения дневного пребывания для инвалидов ГУ «Лидский районный ТЦСОН».

     Методы исследования: теоретические: анализ литературы; эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение; статистические: описательная статистика (метод вычисления процентных соотношений).

5

     База исследования: отделение дневного пребывания для инвалидов ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения».

Положения, выносимые на защиту:

     1. Законодательство в области социальной защиты и поддержки молодых инвалидов в Республике Беларусь представлено следующими законами и актами: «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 11.11.1991 г. № 1225-XІІ (с изм. и доп. от 17.10.1994 г. № 3318-XII), «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» от 23.17.2008 г. №

422-2, принят Палатой представителей от 17.06.2008 г., «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 01.07.1999 г. № 274-З (с изм. и доп. от 21.07.2008 г. № 417-З), Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 212 от 16 апреля 1992 г. «Об утверждении предприятиям и организациям норматива бронирования рабочих мест для инвалидов».

     2. Социальная реабилитация молодых инвалидов – это система медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

     3. Социальная реабилитация молодых инвалидов обращена на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, которые вызваны нарушением здоровья, в связи с их социальной адаптацией и интеграцией в обществе. Итогом социальной реабилитации молодых инвалидов

в отделении дневного пребывания для инвалидов посредством общения и самообслуживания должно стать укрепление их здоровья, умение владеть

своим телом, увеличение объема двигательных навыков, что является важным

6

для успешного самообслуживания в быту и работе, развитие и улучшение у них навыков, не приобретенных или утраченных в связи с инвалидностью, а также развитие коммуникативных навыков посредством участие в социальных проектах, работу в кружках и мастерских.

     4. По результатам исследования молодые инвалиды удовлетворены посещением отделения дневного пребывания для инвалидов ГУ «Лидский районный ТЦСOН». Повышению уровня удовлетворенности молодых инвалидов своей работой на занятиях по интересам и их качества жизни способствовало проведение социальной реабилитации молодых инвалидов в кружках, клубах и в Мастерской «Перспектива» для молодых людей с инвалидностью, итогом которой стало формирование определенных навыков общения, позволяющих вербально себя проявлять, а также навыков самообслуживания.

     Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью социальной реабилитации молодых инвалидов в отделении дневного пребывания посредством общения и самообслуживания. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов специалистами Лидского районного ТЦСОН в социальной реабилитации молодых инвалидов посредством общения и самообслуживания.

     Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.















7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ



1.1 Нормативно-правовая база Республики Беларусь по реабилитации молодых инвалидов


С целью   анализа   процесса   социальной   реабилитации   инвалидов,

необходимо уточнить содержание понятия «инвалид» и что представляет собой процесс социальной реабилитации. Термин «инвалид» происходит от латинского корня (valid – «действенный, полноценный, могущий») и в переводе может означать «непригодный», «неполноценный». К примеру, в России начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые в результате заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и были направлены для дослуживания на штатские должности. В Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть принималось в первую очередь к увечным воинам [41, с. 23].

     Во второй половине XIX века термин начал распространяться и на служащих лиц, ставших жертвами войны, – развитие вооружений и увеличение масштабов войн все более подвергали мирное население опасностям военных действий. После Второй мировой войны в направлении общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящееся ко всем лицам, имеющим психические, физические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [41, с. 23].

     Организация Объединенных Наций (далее – ООН) в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, в которой сказано, что термин «инвалид» обозначает любое лицо, которое самостоятельно не может обеспечить полностью или частично потребности нормальной личности и/или социальной
8

жизни в связи с недостатком, врожденным или приобретенным, его или ее физических, или умственных возможностей» [41, с. 23].

     В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность отмечается как «ограничения в возможностях, которые обусловлены физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными,

законодательными и иными барьерами, не позволяющими человеку, имеющему инвалидность, быть включенным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Следовательно, общество должно адаптировать существующие в нем стандарты

к особым нуждам инвалидов, для того, чтобы они могли жить самостоятельной жизнью [41, с. 24].

     Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, в которой отображалась необходимость в максимальной степени выполнять обеспечение прав таких инвалидов;

декларировались права на должное медицинское обслуживание и лечение, а также права на обучение, образование, восстановление трудоспособности и покровительство, которое разрешает умственно отсталому лицу вырабатывать свои морально-психологические способности. Нужно учесть особое внимание на право эффективно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с этим связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень [41, с. 24].

     Положения о защите прав инвалидов содержатся в таких документах как: Декларация социального прогресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т.п.

     Документом, охватывающим все сферы жизнедеятельности инвалидов, являются «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», утвержденные ООН в 1994 г. Идеология Правил основывается
9

принципами обеспечения равных возможностей, определяющими что инвалиды являются членами общества. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в системах здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг [41, с. 25].

     Несмотря на разработанность отмеченных выше международных документов, они не совсем раскрывают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как «инвалид» и «инвалидность». Социальные изменения, протекающие в современном обществе или отображающиеся в сознании людей, проявляются в стремлении расширить содержание этих терминов.

     Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ) используются в качестве стандартов для мирового сообщества следующие виды понятия «инвалидность»:

     - любая потеря или нарушение психологической, физиологической, анатомической структуры или функции;

     - ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

     - затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) [41, с. 30].

     По И.Ю. Ветровой, инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах [10, с. 126].

     Как указано в Законе Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. № 192-З «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в результате наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или
10

частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

     Н.П. Жуковская утверждает, что молодой инвалид – гражданин в возрасте 18-31 лет, который имеет нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм [18, с. 55].

      В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений.

Инвалидность в молодом возрасте определяется, как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в результате чего возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи, надзоре.

     Когда речь идет о положении молодых инвалидов, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он предполагает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, связанных в первую очередь с низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность ограничивает возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, следовательно, к недостаткам развития.

     В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно изменяться в лучшую сторону. Вводятся в практику инновационные технологии для увеличения возможностей доступа молодых

11

инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения.

     По мнению Т.В. Зозули, составной частью социальной политики нашей страны является создание оптимальной среды жизнедеятельности для молодежи с ограниченными возможностями, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном положении [23, с. 81].

     Опыт подтверждает, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо проводить на основе и с учетом нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств ? участников СНГ, законов и нормативно-правовых актов государства (в нашем случае ? Республики Беларусь).

     К основным документам мирового сообщества относятся: Всемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса

и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Конвенция о правах ребенка (1989 г.,

особенно ст. 23-27), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты

и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.

     По данным Т. Енсеного, общей базой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в сфере защиты прав инвалидов,

предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых разных областях деятельности, а также способствования пвключению их




12

в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1971 г. [17, с. 42].

     Согласно данной Декларации инвалид ? это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в связи с недостатком, врожденным или приобретенным, физическими или умственными возможностями.

     Согласно Декларации инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства, независимо от происхождения, характера и серьезности увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сверстники, т.е. в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной и полноценной.

     Особую важность для социальных работников имеет п. 5 Декларации, провозглашающий, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести максимально большую самостоятельность.

     По мнению А.В. Федорова, в целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидности и изучения потенциальных возможностей этой группы населения, а также изучения возможностей наиболее полно реализовать вклад инвалидов в процесс развития, с 1983 по

1992 гг. проводилось Международное десятилетие инвалидов ООН. По решению ООН 3 декабря является Международным днем инвалидов [44, с. 48].

     Определенный вклад в решение многих проблем молодых инвалидов вносится государственными программами. Как указывает С.А. Ваньшин, мероприятия Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов направлены на:

- снижение показателей частоты и тяжести инвалидности;



13

     - улучшение качества жизни инвалидов и дальнейшую интеграцию их в общество, путем оптимизации системы раннего выявления патологии инвалидности;

     - предотвращение дефектов и нарушений функций организма при заболеваниях и травмах;

     - восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями;

- совершенствования подготовки специалистов для службы


реабилитации;

     - реализации мер по обеспечению занятости инвалидов на рынке труда; развития отечественной реабилитационной индустрии;

     - развития художественного творчества, физической культуры и спорта среди инвалидов [8, с. 77].

     С.А. Ваньшин указывает, что в соответствии с Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц, утвержденной Постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 г. № 424, предусматривается разработка и внедрение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, направленных на создание безбарьерной среды, формирование правового, организационного, финансового и контрольного механизмов, обеспечивающих преобразование среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, оснащение действующих объектов социальной и иной инфраструктуры техническими средствами [8, с. 24].



14

     Особое внимание уделяется обеспечению инвалидов техническими средствами социальной реабилитации. Так, в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г.

№ 1722 (с изм. и доп. от 23.12.2008г. № 2010), включены новые средства реабилитации: инвалидная коляска с электрифицированным приводом, сотовые телефоны, в том числе с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфоны), устройство для прослушивания озвученной литературы (плеер).

     Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезноортопедический восстановительный центр» Министерства труда и социальной защиты (далее – РУП БПОВЦ) является единственным в Республике Беларуси предприятием по изготовлению протезно-ортопедических изделий и других средств реабилитации, 70 % которых включены в Государственный реестр. За последний год изготовлено более 32 тысяч пар ортопедической обуви, 36 тысяч различных индивидуальных средств реабилитации, 14 тысяч изделий лечебного протезирования, 4 тысячи кресел-

колясок, 5,8 тысячи экзопротезов молочной железы.

     Законодательство в области социальной защиты и поддержки молодых инвалидов в Республике Беларусь представлено следующими законами и актами:

     1. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 11.11.1991 г. № 1225-XІІ (с изм. и доп. от 17.10.1994 г. № 3319-XII). Данным

Законом	установлено,	что	все	действующие	объекты	социальной

инфраструктуры, должны быть приспособлены для использования инвалидами,

а здания действующих железнодорожных вокзалов, речных портов, аэропортов, междугородных автобусных вокзалов и станций должны быть переоборудованы для доступа инвалидов (включая использующих

15

креслаколяски и собак-проводников), а также, предприятия, учреждения и организации Белорусского общества инвалидов освобождаются от налога на прибыль независимо от количества работающих на них инвалидов.

     2. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» от 23.17.2008 г. № 422-3, принят Палатой представителей от 17.06.2008 г. Данный Закон направлен на определение правовых и организационных основ предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов в целях предотвращения случаев возникновения инвалидности, улучшения качества жизни инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в общество, а также восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и имеющихся ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

     3. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 01.07.1999 г. № 274-З (с изм. и доп. от 21.07.2008 г. № 417-З) определяет правовые основы государственного регулирования оказания психиатрической помощи, гарантий и прав граждан при ее оказании и порядок защиты их прав.

     4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 212 от 16 апреля 1992 г. «Об утверждении предприятиям и организациям норматива бронирования рабочих мест для инвалидов» определяет порядок бронирования рабочих мест для инвалидов.

     Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности.

     Основой качества жизни выступает качество жизнедеятельности – способы протекания повседневной жизни, наиболее типичные для

16

определенной социальной среды. Ю. Толстова определяет качество жизни как социальную категорию, полагая, что оно может быть достигнуто через социальные связи [39, с. 73].

      Л. Фиглин выделяет индивидуалистический и трансцендентальный подходы к содержанию качества жизни. Если в случае индивидуалистического подхода качество жизни измеряется степенью исполнения личных желаний индивида при природных, религиозных, социальных ограничениях, то в случае трансцендентального подхода – степенью удовлетворения от работы в интересах общества при сдерживании потребности в каких-либо личных достижениях вне трудовой деятельности [40, с. 263].

     Итак, реализация государственной политики Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов осуществляется государственными органами, что содействует созданию условий, необходимых для достойного качества жизни молодых инвалидов, их успешной социализации.



1.2 Социальная реабилитация молодых инвалидов



     На становление личности, положение человека в обществе решающее влияние оказывают различные социальные среды: семья, социальные институты, в пределах которых тот или иной человек выполняет свои роли и функции, общество в целом, предоставляющее человеку определенные права и предъявляющее к нему соответствующие законодательные, нравственные и культурные требования. Недостаток внимания со стороны близкого окружения оказывает существенное негативное влияние на самочувствие молодых инвалидов.

     Следует отметить важность социально-психологического аспекта взаимоотношений инвалидов и общества. Возможность учиться и трудиться создает условия не только для самовыражения и самореализации инвалидов, но
17

и способствует решению одновременно нескольких жизненно важных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей «ущербности» и считать себя полноценными членами общества.

     Проведение системного анализа публикаций, определяющих содержание социальной реабилитации, позволяет структурировать составляющие данного процесса. Социальная реабилитация как система и целостный процесс рассматривается (Е.И. Холостовой, Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедевой, С.В. Васильевым, А.В. Бронниковым, М.С. Надымовой, Л.П. Храпылиной и др.). В частности, Г. Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев, определяют социальную реабилитацию молодых инвалидов как систему мероприятий и процесс возврата молодых людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. К составляющим социальной реабилитации они относят социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-средовое устройство [43, c. 24].

Под	социальной	реабилитацией	молодых	инвалидов	Л.П.	Храпылина

понимает систему медицинских, психологических, педагогических, социальноэкономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Обобщает данные два подхода понимание социальной реабилитации, как системы мероприятий, улучшающей жизнедеятельность человека [43, c. 25].

         Как вполне самостоятельные и отдельные друг от друга направления: социально-средовая реабилитация и социально-бытовая адаптация инвалидов исследуются Е.И. Холостовой [42, c. 251].
18

     На основании анализа вышеперечисленных работ технологию социальной реабилитации можно рассматривать как последовательность действий специалиста по социальной работе состоящую из комплекса методов, приемов и процедур, способствующих восстановлению социального статуса молодого инвалида, достижению его материальной независимости. Она включает

социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, социокультурную, социально-педагогическую, социально-психологическую реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт

[42, c. 251].

     В зависимости от группы инвалидности различаются и социальные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды. Так, инвалиды III-й группы имеют больше возможностей в этой области по сравнению с инвалидами I-й.

Возникают и психологические проблемы, что значительно усугубляет процесс адаптации, а в ряде случаев выступает факторами дезадаптации, что чревато утратой смысла жизни, чувством бесцельности своего существования. К этой категории молодых инвалидов нужен особый подход и поддержка.

     Как утверждает О.Н. Веричева, социально-средовая ориентация представляет собой алгоритм формирования готовности инвалида к общению, самостоятельному осмыслению окружающей обстановки, решению жизненных ситуаций, построению и реализации жизненных планов. Одной из основных форм социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с ограниченными возможностями здоровья может быть практическое занятие. Данная форма обучения инвалида проводится под руководством специалиста по социальной работе и служит для закрепления социальных умений и навыков в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой и обувью, за жилищем. Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья изучают предприятия и учреждения обслуживания населения, способы проведения



19

досуга. На практических занятиях специалист по социальной работе осуществляет их подготовку к самостоятельной семейной жизни [38, c. 253].

     Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности молодого гражданина с ограниченными возможностями здоровья к самообслуживанию, передвижению и развитие у него самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры города, сельского поселения) [38, c. 254].

     О.Н. Веричева считает, что важной формой социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации молодых инвалидов являются экскурсии. Они могут подразделяться на экскурсии-наблюдения и практикумы в соответствии с ролью инвалида (наблюдателя или практика) во время посещения учреждения. Экскурсия-наблюдение может проводиться для ознакомления с изучаемым объектом (магазин, почта, библиотека и др.) у инвалидов во время её проведения формируются представления о социальной инфраструктуре. Данный вид экскурсии необходимо организовывать таким образом, чтобы инвалиды не только наблюдали объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей. Например, при посещении магазина у молодого человека развиваются не только навыки ориентации в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, попросить необходимый товар у продавца, оплатить покупку и т.п. Экскурсия позволяет включить человека с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности [38, c. 254].

     Экскурсия-практикум предусматривает организацию применения инвалидом социальных умений и навыков в реальной ситуации. Например, выход молодого инвалида в магазин, выбор им покупки, расчет своего бюджета

20

и оплата товара выполняется им самостоятельно, специалист по социальной работе здесь присутствует в качестве наблюдателя.

      Развитие социальных умений и навыков инвалида молодого возраста происходит в социально-культурной среде. Она представлена социальными институтами (государство, семья, церковь и т.д.), традициями, духовными ценностями, которые выполняют функцию социальной ориентации гражданина

с ограниченными возможностями здоровья в обществе и сформированы путем суммирования социального опыта многих поколений. Целостное представление инвалида о мире и жизни людей происходит в результате посещения учреждений культуры и искусства: театров, музеев, концертов, выход в кино и т.д.

     Социальная реабилитация молодого инвалида в этом случае осуществляется с помощью духовных ценностей, передаваемых ему в творческой форме. У молодого человека с ограниченными возможностями здоровья появляется чувство радости от увиденного, желание попробовать себя в роли актера, музыканта, конкурсанта, участника кружка, студии, клуба и др.

Социокультурную реабилитацию инвалидов, можно рассматривать как комплекс методов и приемов организации досуга инвалидов (открытие клубов, кружков, секций, проведение праздников, конкурсов, юбилеев и других социокультурных форм), направленных на восстановление социального статуса гражданина с ограниченными возможностями. Формами социокультурной реабилитации молодых инвалидов являются: концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставок изобразительного творчества; занятия музыкально-драматического коллектива, вокальной студии, школы ремесел, в кружках вышивания, вязания, шитья, скульптуры, хореог.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44