VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Состав, структура и особенности развития международной торговли услугами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000360
Тема: Состав, структура и особенности развития международной торговли услугами
Содержание
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли услугами………...6
1.1 Понятие международной торговли услугами ………………………………6
1.2  Сущность и классификация международной торговли услугами…….…11
1.3 Регулирование международной торговли услугами на национальном и международном уровнях………………………………………………………...22
Глава 2. Тенденции развития мирового рынка услуг……………………...….27
2.1  Структура и динамика международной торговли услугами…………..…27
2.2. Современные особенности и перспективы развития международной торговли услугами……………………………………………………………….36
2.3. Особенности торговли транспортными услугами…………………….…..41
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг………………………………...….…44
3.1  Особенности развития сферы услуг России……………………………....44
3.2. Влияние вступления России в ВТО на сферу услуг и международную торговлю ими………………………………………………….…………………51
3.3. Россия на международном рынке транспортных услуг……..……………59
Заключение……………………………………………………………….………71
Список используемой литературы…………………………………….………..74













Введение

     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор недостаточно изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
     В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг. 
     Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
     Цель дипломной работы – рассмотреть состав,  структуру и особенности развития международной торговли услугами и его специфику.
     Постановка указанной цели обусловила следующие задачи 
работы:
* Рассмотреть понятие услуги как объекта международной торговли, выделить его особенности и дать характеристику;
* Изучить международную и национальную практику по вопросам либерализации обмена на рынке услуг, а также имеющиеся барьеры в международной торговле услугами;
* Охарактеризовать отраслевую и географическую структуру международного рынка услуг и его динамику; 
* Определить тенденции и факторы развития международного рынка услуг в мировой экономике;
* Рассмотреть сферу услуг России. В отдельности рассмотреть транспортные услуги России.
     Объектом исследования являются международная торговля услуг.
     Предметом исследования являются связи и отношения, складывающиеся в процессе международной торговли услугами.
     Методологической базой работы послужили в рамках системного подхода структурно-функциональный метод, метод нормативного анализа, комплексный метод, сравнительный метод, метод сопоставлений, аналитический и  синтетический методы обработки данных, метод классификаций.
     Информационной базой работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, справочниках, руководствах, учебных пособиях, а также статьи на официальных сайтах. При написании дипломной работы использовалась учебная и периодическая литература зарубежных и отечественных авторов.
     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 
     Во введении определены актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, цель исследования, объект и предмет исследования, методологическая и информационная базы.
     В первой главе рассмотрено понятие услуги на международном рынке. Приведена комплексная классификация услуг по различным аспектам. Описывается международное регулирование торговли услугами.
     Во второй главе дается комплексная отраслевая и географическая характеристика международным рынкам услуг и их динамике, а так же описываются тенденции и факторы развития международной торговли услугами.
     В третьей главе рассматривается сфера услуг России. Отдельно рассматривается Россия на международном рынке транспортных услуг.
     В заключении подведены итоги: выявлены теоретические и практические проблемы, связанные с формированием общей терминологической базы и классифицированием услуг на международном рынке, их высокой степенью обмена на рынке и сложностью учета в статистической практике, особенностями услуг как объекта международной торговли и их высокой степенью подверженности к качественным изменениям. 
     

















ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
1.1. Понятие международной торговли услугами
     В конце XX в. 35-40 % экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.1 
     Употребляя термин  сфера услуг,  который весьма широко используется во многих изданиях (как научных, так и публицистических), разные авторы вкладывают в него неодинаковый смысл, толкуют его с различной степенью широты и детализации. Во многом это объясняется тем, что такой феномен, как сфера услуг в достаточно целостном, системном, более или менее зрелом виде сформировался и стал проявлять свои роль и значение сравнительно недавно. Поэтому экономисты-теоретики непосредственно занялись ее исследованием только со второй половины ХХ века. В западных странах это началось в 1960-1970- гг., у нас формально тоже в этот период, хотя и с позиций командной экономики, но реальный, жизненный, практический (научно-практический) интерес стал проявляться и усиливаться только в последнее десятилетие ХХ века, когда пришло осознание важности и сложности этой сферы общественного производства.
     Термин «услуга», считается, что впервые ввел в научный оборот французский экономист Жан Батист Сэй в 1803 г. в своей работе «Трактат по политической экономии». Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи, силы природы2.
     Позднее, другой французский экономист Фредерик  Бастиа  опираясь на «теорию услуг» Сэя, большее внимание уделял личным услугам и их роли в гармонизации интересов. При этом под «услугой» он понимал не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прилагается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется (идея социальной услуги)3.
     Проблемы услуг затрагивал также К. Маркс4. Однако научный интерес к этому термину, к его смысловой нагрузке стал активизироваться только во второй половине ХХ века, когда вплотную занялись исследованием сферы услуг.
     В настоящее время существует множество различных определений услуги - от очень лаконичных до очень пространных, от по-житейски очень образных до весьма наукообразных. Во многом это объясняется тем, что сфера услуг чрезвычайно многолика, включает различные виды деятельности, причем структура услуг в разных странах различна.
     Обратимся сначала к точке зрения К. Маркса, которая находит свое сущностное отражение и в современных подходах. Как подчеркивают специалисты, К. Маркс рассматривал понятие «услуга» в широком и узком смысле слова5.
     Широкая (можно сказать «философская») трактовка вытекает из того обстоятельства, что результаты труда, предназначенные не для собственного потребления, могут выступать в различной форме и удовлетворять различные потребности других людей, предприятий, государства, стран, оказывая тем самым им услугу. Это, как видим, очень общий подход, не раскрывающий сущность услуги.
     В более конкретном, узком, смысле К. Маркс6 выделял как услугу деятельность, не принимающую предметно-вещественную форму и, соответственно, не получающую в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя этих услуг. Следовательно, по Марксу, услуга представляет собой особую потребительную стоимость, поскольку она полезна как деятельность.
     В ХХ в., когда в экономике деятельность по оказанию услуг стала динамично развиваться, нельзя уже было ограничиваться общими положениями, требовалось более глубокое выявление сущностных характеристик услуги. В ходе достижения этого можно выделить ряд шагов, или этапов.
     На первом этапе специалисты считали, что к услугам можно отнести все то, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством.
     В таком, слишком поверхностном, подходе явно прослеживается остаточный принцип, что не позволяет уловить сущностное содержание понятие «услуга» и не дает возможности сформулировать ее развернутое определение.
     Начало второго этапа связано с попытками вычленить какие-то особенности, специфические черты услуг. Например, появились определения: услуги – это такие «виды деятельности, результаты которых носят нематериальный характер и не могут быть складированы». Ограниченность подобных формулировок проявляется в игнорировании довольно обширной разновидности услуг, которые связаны с материальным процессом (например, услуги общественного питания, осуществляемые посредством приготовления пищи; индивидуальный пошив одежды, обуви и т.д.).
   
   Таблица 1
   Перечень определения услуг
    Определение услуги
Источник 
    «Услуга – это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой»
    
    
    «Услуги – это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью»
    
    «Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект»
    
    «Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Услуги – это действия, дела или выполнение работ; они неосязаемы»
    
    «Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо»
    
    «Услуга – это то, что может быть продано или куплено, но не может упасть на ногу»
    
    «Service (услуги): Экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы»
    
    «Услуги – работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара»
    
    «Услуги – это один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей»
    
    «Services (услуги). Действия, направленные непосредственно на потребителя»
    
    
    «Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющим какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом»
    
    «Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека»
    
    «Услуги – экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций  и общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально вещественной форме»
    
    «Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эту услуги»
    
    «Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения»
Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с анг. – 2-е. изд. – М., СПб., К.: Издательский дом «Вильемс», 1999, с. 748.

Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М., 2001. с. 337

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПБ., Изд-во «Питер», 1999, с. 448.

Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2002, с. 25.


Котлер Ф. Маркетинг менеджмент –СПб.: Питер Ком., 1998, с. 541.



Economist. Service market. 1994. №3.


Экономика: Толковый словарь: Англо-русский. – М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2000, с. 661.

Новый экономический и юридический словарь/ Под. ред  А.Н. Азрилияна – М.: Институт новой экономика, 2003, с. 955.

Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 33.



Экономикс: Англо-русский словарь-справочник/ Э. Дж. Долан, Б.И. Домненко. – М.: Лазурь, 1994, с. 400.


Ширай В.И. Мировая экономика и международные отношения: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003, с. 226.


Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000, с.52.


Панкратьева Н. Система статистических показателей  сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики, 1998, №4, с. 17.





Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ Под.ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002, с. 655.


Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2003, с. 125
     Источник: Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Учебное пособие, 2008. – 328с
     Как видно из табл. 1, среди всех приведенных определений услуги наибольший интерес, как представляется, вызывает те, которые подчеркивают, что результатом деятельности по оказанию услуг является изменение качества того объекта, на который направлена услуга.
     Следовательно, отмечают специалисты, экономический продукт в виде услуги – это новое качество, возникающие в процессе и благодаря данной экономической деятельности. Эффект, вызываемый оказанием услуг, может быть постоянным и временным; обратимым и необратимым; физическим и ментальным. Хотя услуги чаще всего не создают новые вещи, они крайне нужны людям, так как способствуют улучшению использования того, что уже имеется. Более того, большинство физических товаров вообще теряют свою значимость, если не являются средствами, реально оказывающими услугу (например, телевизор, телефон, холодильник, автомашина, самолет и т.д.).
     В настоящее время логика исследования данного явления приводит к выводу, что путь к более глубокому уяснению сути понятия «услуга» лежит через анализ ее функциональных характеристик. Именно изучение функциональных особенностей услуги позволяет, думается, более точно, четко сформулировать ее определение.
     1.2. Сущность и классификация международной торговли услугами
     Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых государств, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой – абсолютно.
     Международная торговля услугами имеет свою специфику7:
* неосязаемость;
* невидимость;
* неразрывность производства и потребления;
* неоднородность и изменчивость качества;
* неспособность услуг к хранению.
     Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом (или импортом).
Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга – это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде.



Таблица 2
Различия международной торговли товарами и международной торговли услугами
Товары
Услуги
Осязаемы и видимы
Неосязаемы и невидимы
Поддаются хранению
Не поддаются хранению
Международная торговля товарами (МТТ) не связана непосредственно с производством
Международная торговля услугами(МТУ) связана с их производством, причем производство и потребление услуг происходит единовременно
Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО
МТУ выступает как связующее (посредническое) звено в реализации и развитии других форм МЭО
На национальном уровне действует избирательная система государственной поддержки по отношению к отраслям материального производства, в отношении же остальных действуют принципы свободной конкуренции
Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, и частично или полностью является государственной собственностью
В международный оборот могут поступать все производимые товары
Не все виды услуг являются «торгуемыми» и могут быть вовлечены в международный оборот (например, коммунальные и бытовые услуги)
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе
Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу (имеются в виду воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), так и путем:
* перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну их производителя;
* временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг
Допустим институт посредников
Посредники отсутсвуют
     Источник: Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов – на Дону: «Феникс», 2007. – 416 с.
     Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами8:
     • Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).
     • Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).
     • Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).
     В современной экономике оказывается чрезвычайно разнообразный спектр услуг. Поэтому какой-то однозначной, построенной по единому критерию классификации их быть не может. Следует также учитывать, что функциональные различия физических товаров и услуг обусловливают невозможность использования общепринятых товарных классификаций для группировки услуг9.
     Услуги могут быть классифицированы по самым различным критериальным признакам. Существуют международные и национальные классификации услуг, причем в различных странах, как правило, есть свои особенности в силу сложившихся национальных экономических традиций.
     Может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужно классифицировать услуги?
     Такая необходимость диктуется потребностью углубления теоретических знаний, но и, что очень важно, самой хозяйственной практикой. Специалисты обычно обращают внимание на то, что классификация услуг способствует решению следующих задач10:
     * развитию и совершенствованию стандартизации в сфере услуг;
     * осуществлению сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и охраны окружающей среды; предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;
     * учету и прогнозированию реализации услуг, в том числе населению;
     * изучению спроса на услуги;
     * актуализации развития производства определенных видов услуг с учетом меняющихся социально-экономических условий;
     * учету предоставления услуг предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности;
     * гармонизации национальной классификации услуг с международными классификациями.
     Теоретические исследования проблемы классификации услуг начали американские маркетологи с середины 1960-х гг., а конец 1970-х – начало 1980-х, как отмечают специалисты, ознаменовались взрывной волной углубления и расширения состава признаков классификации услуг. В настоящее время такие исследования активно ведутся экономистами и в том  числе статистиками. В экономической литературе представлены разнообразные подходы к классификации услуг, критериальные признаки; и те из них, которые прошли «проверку временем и хозяйственной практикой», находят свое применение в официальной национальной и мировой статистике.
     Обзор зарубежных и отечественных публикаций, в том числе и учебно-методического характера, позволяет выделить следующие признаки (критерии) классификации услуг, некоторые из которых (классификации) идентифицируются по имени автора-разработчика.
     Итак:
     1. Услуги могут классифицироваться по функциональному подходу. При этом определяющим является тот факт, чьи потребности они будут удовлетворять – производства или человека как потребителя. Следовательно, все услуги можно разделить на производственные и потребительские.
Следует подчеркнуть, что производственные услуги в целом обычно более сложные и совершенные, чем потребительские. Именно производственные услуги выступают, отмечает М. Кастельс, как стратегические для новой экономики, они поставляют информацию, служат источникам роста производительности труда, обеспечивают повышение эффективности производства. Достижения в области производственных услуг затем весьма часто начинают использоваться при производстве потребительских услуг.
       1а. Со временем функциональный подход был расширен. В 1970-х годах в рамках предложенного Дж. Зингельманном подхода к структурированию общественного производства им, наряду с производственными и потребительскими услугами, были выделены также социальные и распределительные. 

     Рис. 1. Классификация услуг М. Кастельса и Дж. Зингельманна.
     Источник: Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Учебное пособие, 2008. – 328с
     Заметим, что иногда в справочной литературе встречается совершенно иное понимание дистрибьюторских услуг, а именно как «комплекса маркетинговых и посреднических услуг, предоставляемых при покупке оборудования и «ноу-хау» (в том числе программного обеспечения), а также услуг по установке и наладке оборудования, обучению и консультированию пользователей»11. 
     Инжиниринговые услуги – инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)12.
     Каждый вид услуг, в свою очередь, может иметь собственную сложную классификацию. Например, насчитывается несколько сотен видов банковских услуг, множество бытовых услуг и т.д.
     К приведенной классификации Дж. Зингельманна близка иногда встречающаяся в литературе градация услуг по следующей функциональной направленности: 
     * услуги, ориентированные на производство;
     * услуги ориентированные на общество;
     * услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
     * услуги личностного характера.
     2. В западной литературе широко известна классификация услуг, предложенная Кристофером Ловелоком (Christopher H. Lovelock) в 1983 г. Journal of Marketing. Она построена исходя из двух определяющих признаков: а) на кого или на что направлена услуга; б) с осязаемыми или неосязаемыми действиями сопряжено ее оказание. Приведем ее вид в авторском варианте, а также ту ее интерпретацию, которая встречается в отечественных изданиях. Думается, что такая «двойственность» будет полезна с учебно-методических позиций как с точки зрения экономики, так и маркетинга, менеджмента.
   Таблица 3
   Услуги и процессы обслуживания
    Осязаемые процессы
    Неосязаемые процессы
    Физическое воздействие на людей
    Транспортные услуги
    Трансплантация сердца
    Иммунизация
    Физиотерапия
    Судебная система криминалистики
    Воздействие на умы людей
    Развлечение
    Образование
    Художественная выставка
    Концерты
    Телевизионные программы
    Обрабатывание активов
    Ремонт и техническое обследование
    Сухая чистка
    Услуги по уборке дома
    Планирование ландшафта
    Доставка пакета
    Обработка информации
    Услуги интернета
    Банковские услуги
    Финансовые услуги
    Страхование
    Разработка программного обеспечения
   Источник: Christopher H. Lovelock. Service Marketing, 3rd.ed. (Upper Saddle River, NJ, Prentice Hall, 1996), P. 25. Цитируется по: Хаксевер К., Рендер Б., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2009. С 46

   Таблица 4
   Основа классификации услуг
    Основные классы услуг
    Сферы услуг
    1. Осязаемые действия, направленные на тело человека
    Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе
    2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты
    Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги
    3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека
    Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи
    4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами
    Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами
Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. 2010. С. 24
     3. Услуги могут классифицироваться на конечные (т.е. имеющие конечное предназначение своего использования) и промежуточные. Это чрезвычайно важно с точки зрения количественной оценки созданного ВНП (ВВП) и сопряженных с ними показателей, поскольку «промежуточные» услуги, как правило, не учитываются при подсчете данных показателей.
     4. Кроме того, на микроэкономическом уровне хозяйствования выделяют так называемые внутрипроизводственные услуги, т.е. такие, которые производятся и потребляются внутри хозяйствующего субъекта.В социально-экономическом отношении большое значение имеет различение услуг по критерию законности (легитимности). В связи с этим выделяются услуги, осуществляемые в рамках правового поля, и теневой оборот услуг. Последний существует во всех странах, отличаясь масштабами и структурой. Его оценка производится в основном экспертным путем, различными косвенными методами.
     5. В зависимости от степени «материальности» выделяют материальные и нематериальные услуги.
     К первым относят те виды (услуги автосервиса, ателье одежды и обуви и т.д.), результатом которых является создание новой или восстановление потребительной стоимости, причем исполнение в максимальной учитывает индивидуальные запросы потребителей (пошив одежды, обуви по индивидуальному заказу, ремонт аудио- и видеотехники, автомашин).
     К нематериальным услугам относят так называемые «чистые» услуги, которым свойственна максимальная степень неосязаемости, например услуги артистов, репетиторов, юристов, психологов и т.д.
     6. По критерию опосредования услуги товарно-денежными отношениями или, иначе говоря, по критерию участия в купле-продаже все услуги подразделяются на рыночные и нерыночные, или коммерческие и некоммерческие (платные и «бесплатные»). Заметим, что бесплатность услуг (как и физических товаров) весьма условна. С точки зрения общества «бесплатные» экономические блага оплачиваются за счет средств бюджетов разного уровня, в том числе за счет налогов с физических и юридических лиц, а также за счет средств благотворительных организаций. В настоящее время по рекомендации статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам, то есть ценам, которые покрывают не менее 50% издержек на оказание данной услуги13.
     7. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу, различают услуги, производимые предприятиями частной формы собственности и государственными организациями, учреждениями и предприятиями. Нередко также выделяют некоммерческие организации (хотя они могут быть частными и государственными), муниципальные.
     8.        По характеру потребления выделяют массовые услуги (например, услуги телевидения и других СМИ); коллективные (услуги общественного транспорта, шоу-бизнеса, услуги по шейпингу и т.д.; индивидуальные (услуги по прокату автомашин, бытовой техники, большинство медицинских услуг). 
     9.       По роли различных услуг хозяйствующего субъекта выделяют основные и вспомогательные услуги. Это связано с тем, что часто услуга предоставляется в комплексе (и в комплекте) с дополнительными элементами, составляющими атрибутику обслуживания. Например, проживание в гостинице может сопровождаться целым набором обслуживающих операций – предоставлением завтрака в номер, дополнительных средств связи, заказом такси, услуги камеры хранения и т.д.
     10.       По признаку возможного участия в международном обмене все услуги можно подразделить на три группы. Первую составляют услуги, которые могут быть объектом внешней торговли (воздушные и морские перевозки пассажиров и грузов, международные кредитные страховые сделки и т.д.). Ко второй группе относятся услуги, которые по своей природе вообще не могут быть предметом экспорта (среди них доминируют государственные и инфраструктурные услуги). Третья, большая группа услуг, которые могут производиться как для внутренних нужд, так и на экспорт.
     11.       Во внешней торговле в аналитических целях выделяют факторные услуги (factor services) и нефакторные (non-factor services). К первым относятся платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам). Ко вторым причисляют остальные виды услуг (транспорт путешествия и прочие нефинансовые услуги). По мнению специалистов, деление услуг на факторные и нефакторные особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.
     12.       Поскольку предоставление услуг на внешнем рынке часто происходит одновременно с продажей физических товаров или осуществлением инвестиций в ту или иную страну, то в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на три вида:
     a)      услуги, связанные с инвестициями (investment-related services), – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
     b) услуги, связанные с торговлей (trade-related services), – транспорт, страхование;
     c)      услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investment related services), - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.
     Приведенная классификация услуг наглядно демонстрирует, что сама сфера услуг не является однородной. 
     Если в доиндустриальном обществе преобладали домашние или личные услуги, то в индустриальном акцент сместился в сторону услуг, игравших вспомогательную роль по отношению к производству, а также финансовых услуг. В постиндустриальном обществе, сохраняющем все ранее существовавшие виды услуг, появляются качественно новые их типы, быстро начинающие доминировать в структуре профессиональной деятельности. В нынешних условиях как никогда ранее справедливы слова Д. Белла, который, говоря о третичном секторе, отмечал: «слово “услуга” не должно вызывать вводящих в заблуждение образов быстро приготовленной еды и низкооплачиваемых работников; основными являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги, здравоохранение, образование и социальная сфера, и лишь на последнем месте этой шкалы стоят бытовые услуги»14.
     В целом, проблема классификации услуг всегда будет в более или менее острой форме стоять перед наукой и практикой, что обусловлено развитием услуг, их усложнением, появлением новых и исчезновением «устаревших» услуг.
     1.3. Регулирование международной торговли услугами на национальном и международном уровнях
     Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. 
Последние представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке.
     В целях регулирования государство может проводить следующие мероприятия15:
* устанавливать максимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
* регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний;
* ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных  компаний, численность иностранного персонала;
* вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг;
* устанавливать предварительные тарифы, дискриминационные налоги и минимальные цены на импортные услуги;
* регламентировать правила перевода финансовых средств за границу;
* вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д.
     Несмотря на значительный арсенал и дискримина.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44