VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Содержание, элементы и специфика развития интеллектуальных способностей современных школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010289
Тема: Содержание, элементы и специфика развития интеллектуальных способностей современных школьников
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ	7
1.1 Понятие и содержание интеллектуального развития школьников	7
1.2 Методы и способы развития интеллектуальных способностей у школьников	11
2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ	17
1.2 Роль педагога в формировании и развитии интеллектуальных способностей школьника	17
2.2 Проблематика учебного процесса в развитии интеллектуальных способностей школьников	21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	29










ВВЕДЕНИЕ
     В современных условиях интеллектуальное развитие выступает важнейшим компонентом любой деятельности человека. Известно, что в информационном обществе, в отличии от индустриального, преимущественно производятся и потребляется интеллект, знания. Поэтому образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокого интеллектуального уровня.
     В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения. 
     В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к интеллектуальной деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активного, инициативного, творчески мыслящего поколения. «Приобретенные в школе качества, знания, умения и навыки обеспечивают не только основу дальнейшего образования и воспитания ребенка, но и во многом определяют качества практической, общественной и профессиональной деятельности человека».
     Цель работы – рассмотреть и теоретически обосновать содержание, элементы и специфику развития интеллектуальных способностей современных школьников.   
     Задачи:
     - дать характеристику содержания интеллектуальных способностей школьников в современных условиях;
     - раскрыть сущность процесса и методики развития интеллектуальных способностей;
     - выявить и охарактеризовать роль педагога в процессе формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся;
     - рассмотреть специфику проблем, возникающих в процессе развития интеллектуальных способностей школьников на этапе современного образования. 
     Объект работы – процесс развития интеллектуальных способностей современных школьников.
     Предмет работы – содержание, элементы, методы развития интеллектуальных способностей школьников.
     Результаты работы
     Благодаря полноценному и разностороннему развитию личности учащегося, его интеллектуальных способностей, умений и навыков, определяется дальнейшая профессиональная и общественная деятельность человека.














1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и содержание интеллектуального развития школьников
     Развитие интеллектуальных способностей школьника, требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), и в особенности развития мышления. В современном мире развитие интеллекта является одной из центральных задач всестороннего гармонического развития школьника, как личности. В педагогической энциклопедии указывается, что «интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подрастающих поколений, заключающееся в руководстве развитием интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда».[8, страница 54] Забота о развитии интеллекта школьника является задачей семьи, школы и педагогической науки на всем пути их исторического развития.
     Следует выделить характерные черты развитого интеллекта школьника, знание которых важно для понимания процесса интеллектуального развития. Одной из таких, является активное отношение к окружающему миру явлений. Стремление выйти за пределы известного, активность ума находят выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и творческому применению их в теоретических и практических целях. С активностью интеллектуальной деятельности тесно связана наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи.
      Выше указанные характеристики развития интеллекта формируют само определение интеллекта, что представляет собой совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
     Необходимым условием развития интеллекта школьника, помимо указанных элементов познавательного процесса, является знание, и те умственные операции, с помощью которых приобретается данное знание. То есть неотъемлемой составляющей интеллектуального развития школьника является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. 
     Для того, чтобы всесторонне рассмотреть содержание интеллектуального развития школьников, представляется возможным сравнитьмнения некоторых авторов. Так, интерес вызывает точка зрения Л.В. Занкова. Для него определяющим в плане интеллектуального развития является объединение в определенную функциональную систему таких способов действия, которые характерны по своей природе. Например, школьников на одних уроках учили анализирующему наблюдению, а на других обобщению существенных признаков. О прогрессе в интеллектуальном развитии можно говорить тогда, когда происходит объединение в одну систему, в единую аналитико - синтетическую деятельность этих разнохарактерных способов умственной деятельности. [7, страница 82]
     В связи с изложенным выше, возникает вопрос о содержательных критериях (признаках) интеллектуального развития школьников. Перечень таких самых критериев представлен Н.Д. Левитовым. По его мнению, интеллектуальное развитие характеризуется следующими показателями:
     -  самостоятельность мышления,
     -  быстротой и прочностью усвоения учебного материала, 
     - быстротой умственной ориентировки (находчивости) при решении нестандартных задач,
     - глубоким проникновением в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного),
     - критичностью ума, отсутствием склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.[2, страница 105]
     Для Д. Б. Эльконина основным критерием интеллектуального развития школьников является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с ее компонентами - постановкой задач, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности. [2, страница 98]
     Не оставляет без внимания теория и метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов.Основу данной теории составляет поэтапное формирование действий у школьника в процессе применения знаний на практике. [1, страница 201]
     Обобщая, а в некоторых аспектах соглашаясь с мнениями выше указанных авторов следует сделать вывод о том, что интеллектуальное развитие школьников складывается в процессе учебной деятельности. Именно в рамках учебной деятельности школьник получает основной набор элементов познавательного процесса и способы практического их применения. 
     Необходимым считается вопрос о раскрытие задач развития интеллектуальных способностей. Так как именно в задачах, как правило, отражена сущность и назначение любых рассматриваемых тем. 
     К задачам интеллектуального развития школьников следует относить следующие:
     - развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.);
     - развитие познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных способностей;
     - формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т. е. знаний мировоззренческого характера;
     - формирование мотивации учебно - познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
     - расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора. [6, страница 27]
     Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, без которых интеллектуальная деятельности не возможна. 
     Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой школьника: потребностями, интересами, мотивами. К средствам их формирование следует относить: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности школьников.
     В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения, обучающегося - системы философских, научных, социально - политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые будут отражать в его сознании общую картину мира и определят направленность его деятельности. 
     Подводя итог рассмотренному вопросу, необходимо отметить тот факт, что интеллектуальное развитие школьников в настоящее время занимает центральное место в современной системе образования. Развитие интеллектуальных способностей напрямую оказывает влияние на формирование базы знаний, навыков и умений школьника, которые впоследствии определяют его профессиональный и интеллектуальный уровень.

1.2 Методы и способы развития интеллектуальных способностей у школьников
     Сегодня в условиях быстро меняющейся ситуации развития общественных отношений от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Выше перечисленные качества в большей степени присущи интеллектуально развитым личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей берет свое начало со школьной скамьи. Так как именно школа - это основное учебно - воспитательное учреждение, где должно организовываться и осуществляться различными методами и способами развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения (школьников). 
     Плавно переходя от значимости развития интеллектуальных способностей у школьников, необходимо рассмотреть категории, при помощи которых осуществляется данное развитие, а также его управление.
     Развитие интеллектуальных способностей происходит по средствам различных методов, которые применяются в учебной деятельности педагогом.
     Одним из методов развития интеллектуальных способностей учащихся является профильное обучение. Переход старейшей школы на профильное обучение приводит к основательному пересмотру всей системы обучения в школе. Профильное обучение призвано решить целый комплекс задач, среди которых создание условий для дифференциации содержания образования школьников с широкими и гибкими способностями, построения ими индивидуальных образовательных траекторий, учет индивидуальных особенностей интересов и склонностей школьников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. [9, страница 23]
     Использование учебников. Так как содержание школьных предметов отражено в учебниках, являющихся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно - воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него. Помимо этого, при выработке умений работы с учебником и отношений к изучаемому материалу, а также возможно и приобщение школьников к самообразованию.[9, страница 31]
     Новое время требует от педагога эффективных подходов в процессе обучения. В эпоху информационного общества необходимо научить школьников самих добывать информацию, отбирать, анализировать, оценивать ее достоверность, применять полученные результаты, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Этому способствует применение учителем инновационных педагогических технологий в урочное и внеурочное время. 
     В настоящее время большое внимание уделяется процессу информатизации школы. А это значит, что у обучающихся должна появиться осознанная мотивация использовать современные информационно - коммуникационные технологии для работы с информацией. Желание повысить качество обучения неизбежно приводит к поиску новых форм преподавания. Большую роль в системе обучения играет самостоятельная деятельность школьников в социальных сетях Интернет. Повышение доли самостоятельной работы, осуществляемой в индивидуальном темпе, создает комфортную среду обучения и развития интеллектуальных способностей ученика. 
     Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках позволяет достичь следующих целей:
     - обеспечение обратной связи в процессе обучения;
     - обеспечение индивидуализации учебного процесса;
     - повышение наглядности учебного процесса;
     - поиск информации из самых широких источников;
     - моделирование изучаемых процессов или явлений;
     - организация коллективной и групповой работы. [3, страница 45]
     Одним из способов интеллектуальной деятельности школьника является критическое мышление, которое характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективного подхода к окружающему его информационному полю. Целью данного способа является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Оно начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы педагога. Думать критически:
     - проявлять любознательность;
     - использовать исследовательские методы;
     - ставить перед собой вопросы;
     - вскрывать причины и последствия фактов;
     - осуществлять планомерный поиск ответов, выработка точки зрения и способность отстаивать ее логическими доводами;
     - внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. [9, страница 52]
     Метод проекта. Проектный метод является альтернативой использованию других обучающих методов и наиболее подходит для индивидуального развития каждого школьника. При его использовании за сравнительно короткий срок достигается максимальный обучающий эффект. В процессе проекта происходит не просто накопление знаний, но их творческая реорганизация в неизученных ситуациях. Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления связей между предметами, развития абстрактного мышления. Метод проектов позволяет решить следующие задачи:
     - формирование и развитие творческих способностей;
     - развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать;
     - создание мотивов к обучению и самообразованию;
     - формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
     - развитие коммуникативных и методологических умений и навыков. [9, страница 69]
     Метод проблемного обучения. Данный метод позволяет формировать познавательные интересы школьников. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задание, проблемный вопрос). Проблемные задания имеют как правило, личностно - развивающий характер. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для всего класса, учитель получает возможность выявить механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулировании проблемы, выдвижении гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания. [9, страница 35]
     Лекционно- семинарская зачетная система. Такого характера обучение целесообразно для старших школьников. Данная система является переходной от обычной в школе классно - урочной к вузовской. Сложный и объемный учебный материал, изучаемый в старших классах, требует использование метода лекции для его объяснения. Одновременно вводятся уроки - семинары, конференции, уроки, на которых ученики работают самостоятельно с учебником, натуральным материалом, дидактическими карточками. Заключительный урок по теме проводится как зачетный. Такая система работы развивает логическое и критическое мышление, учит выделять главное, делать выводы, обобщать. [7, страница 67]
     Развитие интеллектуальных способностей школьников во внеурочной деятельности. Внеурочная работа, внеклассная работа - составная часть учебно - воспитательного процесса в школе. Внеурочные учебные занятия - различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть данной деятельности непосредственно связана с уроками - выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованои выполняется в свободное время от изучения школьной программы. Это кружки, факультативные занятия, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.
     Факультативные занятия. В школе факультативными занятиями являются необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся. 
     При проведении факультативных занятий широко используются как семинарские, так и практические и лабораторные занятия, большое место отводится также лекционному методу изложения занятий и самостоятельной подготовке.
     Кружковая работа в общеобразовательной школе проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний школьников, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. [7, страница 40]
     Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусств. Задания в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий и походов, лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений, участия в конкурсах и массовых выступлениях. 
     Конкурсы и олимпиады школьников. Соревнования на лучшее выполнение определенных заданий в области науки или искусства, как виды внеклассной и внешкольной работы имеют целью выявления и развитие интересов и способностей учащихся. Они помогают участникам проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся. В процессе подготовки к олимпиадам и конкурсам происходит развитие интеллектуальных способностей и повышается мотивация к обучению. 
     Использование современных методов и технологий обучения при организации урочной и внеурочной деятельности позволяет достичь хороших результатов: развивает интеллектуальные, творческие, исследовательские способности школьников, повышает их активность, способствует интенсификации учебно - воспитательного процесса, самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся. 
     Подводя итог рассмотренному вопросу, необходимо выделить все разнообразие применяемых методов интеллектуального развития в системе школьного образования. Данное разнообразие позволяет находить индивидуальный подход педагога к учащимся, вовремя выявлять неуспеваемость, затруднения в изучении того или иного предмета, управлять процессом обучения, выявлять способности и склонности школьников. 












2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
1.2 Роль педагога в формировании и развитии интеллектуальных способностей школьника
     Разбирая вопрос о развитии интеллектуальных способностей у школьников нельзя оставить без внимания профессиональную категории людей, которые принимают непосредственное участие в формировании и развитии данных способностей. Уже неоднократно говорилось о том, что интеллектуальное развитие является важнейшей стороной подготовки подрастающего поколения, а успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую, познавательную деятельность, зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальному развитию. 
     Глобальные социальные вызовы и тенденции, такие как становление современного общества, рост ценности и престижности образования, технологизациятруда определяют сложность и ответственность деятельности современного педагога. 
     Быть педагогом - это великое дело. АхметБайтурсынов говорил: «Душа школы - это учитель. Каков учитель, такова и школа. То есть, если учитель образован, то и дети получат много знаний. И поэтому, школе нужен, в первую очередь, образованный, имеющий представление о педагогике и методике, хорошо подающий учебный материал учитель». [10, страница 43] Актуальность данных слов сегодня только увеличивается. 
     Современный учитель должен владеть системой знаний о природе и человеке, воспитывать духовно - нравственные ценности, уметь строить инновационную образовательную среду, а также оценивать результаты образования на личностном и предметном уровнях. Помимо преподавания своего предмета, должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение учащихся к жизни.
     В связи с задачей становления современного интеллектуально - культурного типа личности следует выделить определенные требования к учителю:
     - обладать высокой предметной и методической подготовкой и демонстрировать предметные знания в данной области;
     - владение современными инновационными методиками, уметь выстроить целевое поле учебной деятельности по своему предмету;
     - обладать системными знаниями, уметь дать правильную оценку событиям, провести анализ конкретной ситуации, объяснить учащимся предпосылки, причины и следствия тех или иных события;
     - уметь анализировать, формировать суждения и представления;
     - быть развитым человеком, обладающим лидерскими качествами, на которого хотели бы равняться учащиеся. [10, страница 59]
     Специфика развития интеллектуальных способностей личности ученика сегодня предъявляет повышенные требования к личности самого учителя, его человеческим качествам. В современных условиях при трансформации ценностей со стороны общества происходит рост ожиданий от деятельности учителя, помимо преподавания своего предмета, он должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение к жизни. Кроме того, время диктует необходимость использования современных технологий со стороны учителя, который должен сам строить инновационную образовательную среду. Обладать интеллектуальными и креативными способностями, критическим мышлением, способностью ориентироваться в информационных потоках. 
     На продуктивность профессиональной деятельности современного педагога влияет уровень его владения информационно - коммуникационными технологиями, а также фактор должного технического обеспечения учебного процесса. 
     Переходя от характеристики профессиональных качеств педагога, которыми он должен обладать в высокой степени, необходимо разобрать непосредственное применение данных умений в формировании и развитии способностей ученика, а именно в области интеллекта. 
     Задача развития интеллектуальных сил в процессе обучения решается как через усвоение содержания учебного материала, так и через такую организацию познавательной деятельности, при которой школьники вовлекались бы в основные мыслительные операции и выполняли учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений. [4, страница 41]
     Рассматривая методику развития интеллектуальных способностей у школьников, хотелось бы акцентировать внимание на концепции «развивающего обучения» некоторых авторов. 
     Методика развивающего обучения, т.е. обучения, которое способствует развитию интеллектуальных сил школьника, включает в себя идею ориентировки не на достигнутый уже учащимся уровень развития, а по мнению Л. С. Выготского, на «зону ближайшего развития», что означает предъявление ученикам требований, несколько превышающих его наличные возможности, но которые он может выполнить с опорой на известную помощь учителя. [7, страница 104]Другую систему обучения по Л. В. Занкову составляет ряд принципов, отражающих специфику данного обучения:
     -обучение на высоком уровне трудности;
     - быстрый темп в изучении программного материала;
     - ведущая роль теоретических знаний;
     - осознание школьниками процесса учения;
     - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
     Данный принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется по мнению выше указанного автора, не столько тем, что превышается «средняя норма» трудности, а прежде всего тем, что школьникам дается простор и направление. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимости между ними. [8, страница 28]
     Этот принцип своеобразно реализуется в системе обучения учителя - новатора С. Н. Лысенковой. С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип: при изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе. Важнее обогащение ума школьника разносторонним предметным содержанием и создание благоприятных условий для глубокого осмысления получаемой информации. [2, страница 173]
     Исходя из выше указанных концепций обучения школьников, представляется возможным сделать вывод о том, что вся сущность сводится к тому, что обучение должно строиться на высоком уровне трудностей при соблюдении меры этой трудности. Это говорит о том, что развитие интеллектуальных способностей в данной плоскости обучения должно быть таким, чтобы учащиеся вовлекались в напряженную умственную работу, чтобы основу фонда их знаний составляли обобщенные теоретические знания, ведущие идеи в науке, опираясь на которые можно постигать более частные факты и явления. 
     Развивающее обучение ориентирует учителя на активную работу со школьниками, поскольку от его усилий и педагогического творчества зависит развитие интеллектуальных сил и интеллектуальных возможностей каждого ученика. 
     Хотелось бы еще отвести внимание и отметить важное значение внеклассной работе, которая создает богатые возможности для интеллектуального развития учащихся.
     В образовательных учреждениях применяются массовые формы интеллектуального воспитания:
     - организация научно - популярных лекций силами учителей;
     - показ научно - популярных кинофильмов;
     - проведение читательских конференций;
     - оформление тематических выставок;
     - выпуск стенгазет;
     - организация предметных вечеров, конкурсов, олимпиад и пр.[5, страница 28]
     Необходимо отметить, что эффективность развития интеллектуальных способностей у школьников в значительной степени зависит от многих факторов. Основная роль конечно отводится педагогу, который обладая рассмотренными в данном разделе профессиональными способностями и умениями, организует и участвует в процессе интеллектуального формирования и развития учащихся.  
     Подводя итого рассмотренному вопросу, хочется отметить, что самой главной задачей - наметить образовательный маршрут для учащихся лежит на плечах учителя. Именно от рациональных действий педагога зависит выявление интеллектуальных способностей школьника, развитие мышления, памяти, внимания. Все это крайне необходимо. Развитие интеллектуальных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Именно благодаря профессионализму учителя, его выстроенному плану работы с учениками, развиваются такие положительные качества школьника как работоспособность, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать.
     
2.2 Проблематика учебного процесса в развитии интеллектуальных способностей школьников
     В современных условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения.
     Выше указанное обращает внимание на важность решения возникающих проблеминтеллектуального развития школьников, поскольку именно на протяжении всего школьного периода происходит становление, развитие интеллектуальных способностей. Развитие интеллектуальных способностей обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно – познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. 
     Грейс Крайг пишет о том, что интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребенка. [6, страница 62]С данным высказыванием нельзя не согласиться. Но,как и во всех отраслях деятельности общества, в сфере образования, получения знаний возникают определенные сложности и проблемы. Достаточно познакомиться с требованиями нового стандарта образования и конкретизацией этих требований в примерной образовательной программе для начальной и основной школы. Практически в каждом из разделов этой программы говорится о формировании логического и критического мышления, способности рефлексии, умению ставить проблемы и обосновывать решения и т.д. Важность постановки этих задач не вызывает сомнения, но проблема в том, что в настоящее время у школы (педагогический коллектив и школьные учителя) нет ни опыта решения таких задач, ни средств контроля и оценки результатов учащихся в соответствии с этими требованиями. На данном уровне возникает множество проблем и задач, так как существует ощутимый разрыв между осознанием данной проблемы (тем, в частности, что нужно целенаправленно осуществлять интеллектуальную подготовку и оценивать достижения школьников в этой области) и конкретным пониманием того, что для этого нужно делать. 
     Одной из важных основ этой проблемы является разведение двух близких по смыслу, но тем не менее разных понятий: интеллектуальная подготовка и интеллектуальное развитие. 
     Интеллектуальная подготовка, как и любой вид образовательной подготовки, предполагает выделение и описание целей подготовки, формирование представлений о ее результатах и организации деятельности, направленной на ее достижение. Обычно, в рамках организации данной подготовки решается стандартный набор задач: формирование представления о результатах подготовки, определение содержания и требований к ее результатам, определение методов и средств подготовки. В настоящее время интеллектуальная подготовка учащихся должна осуществляться на основе и средствами учебных предметов. Но для этого должны быть определены цели и требования к результатам подготовки, что, в свою очередь,представляет одну из проблем. Но несмотря на это, уже сейчас существуют школы, где имеется определенный опыт и технологии решения таких задач. 
     Интеллектуальное развитие – внутренний, психологический процесс, который происходит по своим внутренним законом. Обучение как деятельность влияет на развитие интеллектуальных способностей. 
     На поверхности современной системы образования находится еще одна проблема, которая связана с оценкой интеллектуального развития школьников. Для оценки таких качеств и умений, как критичность, способность к рефлексии, анализу и оценке, умение строить доказательства, аргументировать решения и выводы, в настоящее время практически не существует средств диагностики.Данная проблема связана с тем, что до сих пор перед школой не ставилось таких задач и, соответственно, не было потребности, в такого рода средствах. 
     Для оценки рефлексивных способностей и умений, как уже было отмечено, практически отсутствуют диагностические и измерительные средства. В то же время, именно эти способности характеризуют такие качества мышления как самостоятельность, осознанность, критичность, т.е. наиболее востребованные и значимые качества интеллектуальной сферы учащегося. Наличие этих качеств указывает на достижение им высокого уровня интеллектуального развития. 
     Что касается развития интеллектуальных способностей учащегося, то оно требует длительной, целенаправленной работы, поэтому в этом плане возникает проблема организации системы, которая бы постоянно стимулировала учебно – познавательную деятельность. Данная система должна быть акцентирована на развитие гибкости и нестандартного мышления и отвечать таким требованиям как:
     - возбуждать интерес к деятельности по их решению;
     - опираться на знания и опыт учащихся;
     - способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе таких способностей как внимание, память, мышление, воображение;
     - строиться на междисциплинарной основе;
     - учитывать уровни развития интеллекта. [1, страница 60]
     Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития важно давать задачи внутри предметной и меж предметной интеграции. 
     В настоящее время проблема развития интеллектуальных способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. 
     Развитие интеллектуальных способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего – либо с непривычной стороны, нередко ставят учащихся в тупик. И это связано с тем, что их этому не учили. Между тем, больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов, с одной стороны. 
     Еще одним из сложных и пока еще слабо разработанных в теоретическом, методическом и практическом плане является вопрос о видах и способах интеллектуального развития учащихся. Здесь нужно учитывать то, что существуют разные ситуации (учебные и практические), для которых требуются разные средства. Следует различить два типа таких ситуаций. С одной стороны, существуют задачи оценки развития, ориентированные непосредственно на процесс обучения, его совершенствование. Для решения этих задач существует набор инструментальных средств оценки. Среди них есть, в том числе, и стандартизированные методики, такие, например, как ШТУР, АСТУР, ГИТ, тесты интелл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%