VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми приемами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012109
Тема: Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми приемами
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»



Факультет социальной работы, педагогики и психологии



Кафедра психологии и педагогики





Вересова Ксения Александровна





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская работа)



	44.03.0160	2

код направления                            код выпускающей                                         порядковый номер                   код формы обучения

кафедры                                                    темы ВКР по приказу







Педагогическое образование



Начальное образование



Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми приемами











Допустить к защите: 



Декан факультета  ____________________________ Е.Л. Тихомирова



Заведующий кафедрой  ________________________  Н.В. Носова



Руководитель ВКР ____________________________  М.О. Цатурян



Нормоконтролер       ___________________________А.В. Яблокова



Обучающийся_________________________________ К.А. Вересова







Вологда

2017 г.


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»







АННОТАЦИЯ



на выпускную квалификационную работу (бакалаврскую работу) студента 



44.03.01 Педагогическое образование



Начальное образование



Вересова Ксения Александровна





Тема ВКР Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми приемами

Перечислить основные вопросы, которые рассматривались и решались  в ВКР.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























Подпись студента 

                                                                                    «__»__________ 2017 г.





федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»





«Утверждаю»

заведующий кафедрой

психологии и педагогики 

________Н.В. Носова

«___» _______ 2015 г.





ЗАДАНИЕ



на выпускную квалификационную (бакалаврскую работу) студенту



44.03.01 Педагогическое образование



Начальное образование



Вересова Ксения Александровна



Тема ВКР: Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми приемами 

(утверждена приказом ректора от 03.11.2016 г. № 08.06 - 66/0508).



Срок сдачи студентом завершенной ВКР 1 июня 2017 г.



Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов)



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата выдачи задания «__» ____________ 2017 г.



Руководитель ВКР    ___________ /___________/





Задание принял к исполнению __________ /___________/ «__» _________ 2017 г.

(подпись студента)      (расшифровка)

Календарный план выполнения ВКР



№ п\п

Выполняемая работа студентом

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

Примечание















































































Студент ________ /_________/ «__»  _______________ 2017 г.



Руководитель ВКР ________/___________/ «__»  _______________ 2017 г.

























































федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»



Факультет социальной работы, педагогики и психологии



Кафедра психологии и педагогики







ОТЗЫВ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

(бакалаврскую работу)



44.03.01 Педагогическое образование



Начальное образование 



Вересова Ксения Александровна



Тема ВКР: Формирование мыслительных операций младших школьников игровыми приемами

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











____________________

оценка прописью



Руководитель ВКР _____________________________________________________________

                                                                          (фамилия имя отчество, должность место работы)





Подпись __________________________



«___» _______________  2017 г.













СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРОВЫМИ ПРИЕМАМИ



1.1 Особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте

8

1.2 Функции игровых приемов при развитии произвольного внимания у младших школьников

15

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ИГРОВЫМИ ПРИЕМАМИ



2.1 Дидактические и методологические аспекты организации игровых приемов при развитии произвольного внимания у младших школьников

24

2.2 Анализ эффективности программы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста игровыми приемами





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3












ВВЕДЕНИЕ

	Модернизация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования в современной школе стало развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Сущность обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т. к. обучается ради самоизменения. Обучение в начальной школе должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению и в последующие годы создать условия для ее максимальной реализации[32]. 

	В последнее время, проблема, связанная с развитием внимания младших школьников беспокоит  родителей, педагогов и психологов, которые работают с детьми. У детей младшего школьного возраста часто наблюдается дефицит внимания, неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач.  Возросло число детей, которые потеряли интерес к учебе, снизился интеллектуальный уровень развития школьников. Все это обуславливает необходимость разработки программы для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. 

	Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли, она не сводится к одной из этих трех сфер психического[24, С. 297].

	Особое место в развитии личности ребенка отводится учебно-познавательной деятельности школьников. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью[ 24, С. 304].

	Для стабилизации успешной учебной деятельности необходимым условием является развитие трех основных компонентов внимания, таких как: постоянство внимания, как продолжительного непрерывного психического процесса, необходимого для завершения любого действия или задачи, а также умение произвольно переключать внимание с одного объекта на другой и устойчивость внимания, которая определяется сопротивлением от отвлекающего воздействия посторонних раздражителей. При этом наиболее важным системообразующим компонентом в структуре внимательности является постоянство внимания. Согласно исследованиям отечественных ученых, самое внимание – самое главное условие, что отличает хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников[25, С. 198].

Целью применения игровых приемов для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровых приемов при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: 

в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; 

как элемента более широкой технологии; 

в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач; 

как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности[32].

	Вопросами изучения и развития произвольного внимания  занимались многие выдающиеся психологи: П.П.Блонский, Л.А.Вегнер, Л.С. Выгодский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.А.Люблинская, А.Г. Маклаков, Т.Д, Марцинковская, Л.С. Рубинштей и другие. Игровые приемы рассматривали в своих работах следующие ученые: Т.П. Войтенко, Л.С. Выгодский, А.А.Золотухина,С.Н. Лысенкова,Г.К. Селевко,А.В.Финогенов, В.Э. Филиппови др. В своих трудах они утверждали, что игровые приемы  являются эффективным средством, которое позволяет сделать интересной и увлекательнойучебную деятельность учащихся. Игровые приемы делают учебную деятельность занимательной, эмоционально?окрашенной, интересной, а процесс игры активизирует все психические процессы и функции ребенка. 

Противоречие: В психолого ?педагогической науке имеется достаточное количество данных по развитию произвольного внимания различными учебными пособиями и средствами, однако недостаточно рассмотрено использование игровых приемов как средства развития произвольного внимания у младших школьников.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия организации игровых приемов как эффективного средства развития произвольного внимания младших школьников.

Цель: раскрыть психолого-педагогические условия организации игровых приемов как эффективного средства развития произвольного внимания младших школьников. 

Актуальность, противоречие, проблема и цель позволили сформулировать тему исследования: «Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми приемами ».

Объект: процесс развития произвольного внимания у младших школьников

Предмет: игровые приемы как средство развития произвольного внимания у младших школьников.

Гипотеза:

Игровые приемы будут эффективным средством развития произвольного внимания у младших школьников, если:

- оно будет направлено на формирование таких компонентов произвольного внимания как: концентрация, устойчивость, распределение и переключаемость;

- оно будет реализовывать следующие функции: диагностика, обучение, терапевтическая функция;

-  основными принципами организации будут принцип системности, научности, последовательности, перспективности, вариативности.

Задачи исследования: 

1. Раскрыть основные особенности произвольного внимания младших школьников; дать определение основным теоретическим понятиям работы.

2. Определить психолого?педагогические функции игровых приемов  в развитии произвольного внимания у младших школьников

3. Уточнить дидактические и методологические аспекты организации игровых приемов при развитии произвольного внимания у младших школьников. 

4. Разработать и апробировать программу формирующего эксперимента.

В ходе нашего исследования была использована комплексная методика формирующего эксперимента, включающая в себя констатирующий этап, направленный на выявление уровня сформированности произвольного внимания у младших школьников. В рамках данного этапа использовалась Методика «Таблицы Шульте», направленная на диагностику устойчивости, распределения и переключения внимания и методика корректурная проба Бурдона, направленная на диагностику концентрации внимания. На формирующем этапе использовалась разработанная нами программа по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Контрольный этап включал в себя проведение диагностики, которая выявила уровень эффективности разработанной программы.

База исследования: МБОУ Гимназия№16 «Интерес» г. Люберцы. В нем участвовали учащиеся 1 «Г» класс в количестве 26 человек. Возраст испытуемых 7-8 лет.

Структура исследовательской работы состоит из введения, 2 глав,  заключения, списка использованных источников и приложения. В 1 главе мы раскрыли теоретические аспекты проблемы развития произвольного внимания младших школьников. Данная глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе на основе психологической и  педагогической литературы  мы раскрыли основные особенности развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Второй параграф посвящен функциям игровых приемов при развитии произвольного внимания у младших школьников.

Вторая глава раскрывает эффективность разработанной программы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста при использовании игровых приемов на уроках и во внеурочной деятельности.

Практическая значимость дипломной работы вытекает из актуальных задач исследования возрастной изменчивости внимания у детей школьного возраста. Материалы исследований следует использовать для эффективности работы с детьми разного возраста и развития у них определенных свойств внимания.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРОВЫМИ ПРИЕМАМИ

1.1 Особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте



Успешность обучения учеников во многом зависит от уровня развития внимания. Данному процессу уделено огромное внимание. Умение сконцентрироваться на изучаемом объекте – залог хороших оценок и качественному запоминанию изучаемого материала, и наоборот, рассеянное внимание часто является причиной низкой успеваемости и плохому усвоению программы. Перед педагогами стоит огромная задача, построить учебный процесс таким образом, чтобы школьная программа усваивалась быстро и качественно. Необходимо использование на уроках таких приемов, которые помогут развить произвольное внимание у младших школьников. Для этого необходимо раскрыть особенности произвольного внимания у младших школьников. 

На сегодняшний день довольно много определений понятия внимание. Приведем определения лишь некоторых авторов.

По мнению Т.Д. Марцинковской внимание– это направленность и сосредоточенность сознания в данный  момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте[16, С. 234].

Е.А. Овсянникова дает следующее определение внимания – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального[21, С. 128].

И.В. Дубровина считает, что внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Психолог пишет, что объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека, она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. [25, С. 274].

Под вниманием понимаетсянаправленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном[17, С 486].

Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность - считает Л.С. Рубинштейн [26, С. 132]. 

Таким образом, внимание - это процесс психической деятельности  сосредоточенности на каком-либо предмете или явлении.Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей частиретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и другие[30,С. 194].

Ученые выделяют пять свойств внимания – сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение[25, С. 279]. 

Сосредоточенность –  это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания.[25,С.281]

Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания[25, С. 287]. 

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе[25, С. 289]. 

Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом[25, С. 293]. 

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Умение распределять внимание у людей различно. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо[25, С. 295]. 

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности. Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому[25, С. 297]. 

Данные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.

Существует несколько видов внимания. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание не зависит от нашего желания, воли или намерений. Оно происходит, возникает само по себе, без всяких усилий со стороны человека. Непроизвольное внимание привлекает к себе несколько групп предметов и явлений: 

-яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет); 

- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус); 

- что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.); 

- предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания[34, С. 165].

Непроизвольное внимание является самым простым видом внимания. Его еще так же называют пассивным, т.к. оно возникает вне сознания человека, считает С.Л. Рубинштейн[26, С. 201] . 

 При произвольном (преднамеренном) внимании  человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения.  Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания  способствуют: 

- осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

 - интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

 - постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания; 

- словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать; 

- определенная организация деятельности[24, С. 582].

П.А. Сорокун утверждает, что в начале школьного обучения особое внимание уделяется  произвольности и управляемости внимания. На данном этапе обучения ребенку необходимо уметь концентрировать свое внимание на поставленных учебных задачах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. В начальной школе развитие внимания идет от концентрации внимания в условиях, созданных педагогом, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня[29, С. 123].

Внимание школьников начальных классов развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится личностным свойством, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности [30, С. 183].

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные[25, С. 254].

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное» - Писал Л.С. Выготский[6, С. 304].

На протяжении младшего школьного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут сосредоточивать свое внимание на каком-то занятии 25-30 минут, то дети младшего школьного возраста - до 1-1,5 часов. Это объясняется тем, что занятия постепенно усложняются и интерес к ним поддерживается постоянным введением новых ситуаций- считает П.П. Блонский[4, С. 123].

Внимание в младшем школьном, как и в старшем дошкольном возрасте, в основном, носит непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин А.В. Запорожец,Д.Б. Эльконин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей указанного возраста.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что произвольное внимание младших школьников, а особенно первоклассников развито довольно слабо. Перед учителем стоит огромная задача, развить произвольное внимание у обучающихся наиболее интересными и эффективными способами. Мы придерживаемся мнения, что в младшем школьном возрасте самым эффективным методом развития внимания считаются игровые приемы, поэтому в следующем параграфе необходимо раскрыть сущность понятий «игровые приемы», «игра», «игровая технология» и раскрыть основные функции игровых приемов, как средства развития произвольного внимания у младших школьников.



1.2 Функции игровых приемов при формировании мыслительных операций у младших школьников



Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.  Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. 

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством- считает А.В. Финогенов.  Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении. Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося[33, С. 98]. 

Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития) пишет И.В. Шаповаленко. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей[34, С. 114].

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные приемы, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических приемов, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические приемы  взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями[22, С. 65].

Ученые выделяют пять видов образовательных приемов: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые,тренинговые.Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые приемы.В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры[22, С. 25].

Игровые приемы являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровыхприемов в образовательном процессе в педагогическойтеории и практики не нова. Разработкой теории игры, ееметодологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественнойпедагогике занимались Л.С. Выготский, А.А. Люблинская,В.С. Мухина и др.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

  Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы[22, С. 43].

А.П. Панфилова в своей работе пишет,  понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [23, С. 65].

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит при следующихусловиях:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом[5,C. 162].

Место и роль игровых приемов в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны.

Сложность классификации игр заключается в том,что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новойформации, идеологии разных социальных групп.

Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические[27, С. 77].

По характеру психологического процесса:

– обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические[27, С. 85].

По игровой мет.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%