VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011147
Тема: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста
Содержание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»







факультет   Психологии 

кафедра       Педагогики 







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»



на тему:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» 









Допускается к защите 

Заведующий кафедрой 

______________/Букатов В.М./ 

«____» _____________ 201__ г. 



Выполнил студент: 

Матвеева Ирина Владимировна



Руководитель: к.м.н., доцент        Салов Александр Игоревич 









Москва 2017



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА I 	  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ	7

1.1	Исследование познавательной и речевой деятельности в психологии и педагогике	7

1.2	Психологическая характеристика детей раннего возраста	13

1.3	Развитие познавательной и речевой активности в игровой деятельности	19

ГЛАВА II	  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА	27

2.1  Организация и методики исследования	27

2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста	34

2.3 Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов	47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	51

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ	56

ПРИЛОЖЕНИЯ	64















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования.  Федеральный Закон «Об образовании в РФ» определяет в качестве важнейших задач современного образования – развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей 1.  

В современных условиях глубоких перемен во всех сферах общественной жизни изменились и требования к воспитанию и обучению на разных уровнях образования. Пришло время творческих и деятельных людей, способных быстро и целенаправленно оперировать имеющимися знаниями для решения новых задач, реализации новых идей, умеющих неординарно подходить к решению проблем в межпредметных областях.  Подготовка таких людей требует от педагогической науки и практики поиска и разработки новых средств, и методов организации познавательной деятельности подрастающего поколения, развития их интеллектуально-творческих способностей. Это означает, что детей необходимо знакомить с разнообразной информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем.  Дети должны быть вовлечены в исследовательскую деятельность и творческие задания, в ходе которых научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать собственные возможности. Основополагающими в этой стратегии должно стать формирование устойчивой потребности в познаниях и основы самостоятельности в интеллектуально-творческой деятельности, развитие способностей, направленных на создание свободного инициативного высказывания и развитие личностных характеристик ребенка. Однако, изучение и анализ проблемы познавательной активности развития и речевых средств у детей показал, что уровень познавательного и речевого развития многих современных детей не соответствует возрастной норме. У детей слабо развиты познавательные интересы, способности к самостоятельной поисковой деятельности,  дети  говорят все хуже и меньше, отмечается несформированность связной речи.

С рождения ребенок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является то, что в раннем возрасте ребенок должен владеть активной речью, включенной в общение. 

Общение  развивает интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формирует познавательные  действия; развивает воображение и творческую активность 2.   

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду в жизни ребёнка, в частности, к интеллектуальному, речевому и познавательному развитию маленьких детей. Известно, что ребёнок овладевает речью за какие-нибудь 2-3 года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года – 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже от 1500 и более слов. Ребенок познаёт грамматический строй языка, от простых предложений, переходя к более сложным, в том числе к сложноподчинённым. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком предметов и явлений окружающей действительности. Дети более активно начинают рассказывать о том, что они делали, куда ходили, что видели, используя практически все части речи. 

Таким образом, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку только благодаря природным возможностям организма, то есть спонтанно, само собой.  Для успешного развития недостаточно природных задатков, необходимо дополнительное воздействие - общение со взрослыми, которые способствуют формированию речи малыша, развитию его познавательной активности.

Проблема развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Познавательная и речевая активность при правильной педагогической организации, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности дошкольника, т.к. она оказывает сильное влияние на его развитие.

Объект исследования –   познавательная и речевая активность детей раннего возраста.

Предмет исследования –  развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста.

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом исследовании развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста.

Цель, объект, предмет определили следующий комплекс теоретических и практических задач:

1. Исследовать познавательную и речевую деятельность в психологии и педагогике.

2. Дать психологическую характеристику детей раннего возраста.

3. Изучить развитие познавательной и речевой активности в игровой деятельности.

4. Провести эмпирическое исследование развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста.

5. Реализовать условия развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста.

6. Описать и проанализировать полученные в ходе исследования результаты.

Теоретические и методологические основы исследования. В отечественной психологии проблему развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста рассматривают такие авторы как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздев и др.

Для диагностики развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста применялись методики: 

1. Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.  Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А. Барановой) предназначена для выявления наличия, силы и устойчивости познавательной потребности детей раннего дошкольного возраста.                                      

2. Методика "Древо желаний"  В.С. Юркевич предназначена для изучения познавательной активности детей.

3. Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.

Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №39 «Золотой ключик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щелковского муниципального района Московской области.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с детьми.









ГЛАВА I 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

1.1 Исследование познавательной и речевой деятельности в психологии и педагогике

Проблема овладения родным языком, развития монологической речи и познавательного интереса к различным областям знаний традиционна как для наук, изучающих ребенка и условия его развития, так и для практики работы с детьми дошкольного возраста. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Речевая деятельность - это языковой процесс. Впервые заговорил об этом Алексей Николаевич Леонтьев.

А.Н. Леонтьев считает, что «речевая деятельность имеет место редко, только в ситуациях, когда цель деятельности - порождение высказывания, когда речь самоценное» 28, с. 39.

Итак, речевая деятельность - это процесс активного целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Речь неразрывно связана с познавательными процессами человека. Особенно важную роль речи играет в процессе мышления. Познавательная речевая деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

	Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.

	Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.

	Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.

	Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также подбирать для совместного просмотра познавательные  развивающие программы и передачи.

	Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.

	Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.

	Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

В исследованиях О.А. Безруковой, О.С. Ушаковой и др. раскрываются особенности функционального подхода к овладению родным языком, как средством познавательного, речевого и социально-личностного развития дошкольников. 

 В частности, О.А. Безрукова подчеркивает: «Родным языком ребенок начинает овладевать буквально с первых дней своей жизни, т.е. с того момента, как только он погружается в речеязыковую среду. По мере своего развития, в первую очередь двигательного и интеллектуального, на основе развития представлений об окружающей действительности формируется речь как средство коммуникации, как процесс применения языка для реализации коммуникативно-познавательного, коммуникативно-игрового, коммуникативно-творческого намерения» 19, с. 76.  

Н.И. Лепская, Ф.А. Сохин, Е.Л. Пороцкая и др. продолжают эту мысль: «В основе речеязыкового развития ребенка лежит способность к выделению объектов и установлению связей между предметами, событиями или явлениями окружающего мира. Другими словами, первичной является мысль – выделение объекта воспринимаемой цельности и структурирование информации о нем. Мысли необходимо научиться кодировать с помощью языка для того, чтобы можно было ими обмениваться с другими людьми и успешно адаптироваться в социуме» 42, с. 99. 

Н.В. Нищева оценивает роль овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, как необходимым фактором позволяющим формировать у детей оптимистическое отношение к окружающему, дающим возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивающим позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. 

О.С. Ушакова указывает, что полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей, повышает речевой и общий интеллектуальный уровень ребенка, а это является стержнем полноценного формирования личности ребенка. Определенные методические рекомендации по формированию речи дошкольников были даны еще классиками отечественной педагогики  (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздев и др.),  подчеркивающими необходимость развития связной речи детей, обучения детей рассказыванию, предлагались формы и методы обучения монологической речи, формирования элементарного осознания языка как средства познания.  

Так, Н.А. Ветлугина, обосновывая необходимость обучения дошкольников связной речи, рассматривала монологическую речь, как яркий показатель уровня владения устной речью в целом, её звуковой культурой, словарем, грамматическим строем, структурой построения текста. 

Обосновывая необходимость развития связной речи и наиболее яркой её формы - речевого детского творчества, Л.С. Выготский писал: «…значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира» 11, с. 101. 

 В то же время, по мнению ряда современных ученых и исследователей, развитие связной речи - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста.   

Развитие у дошкольников связной монологической речи, формирование навыков рассказывания, вызывает у детей наибольшие затруднения, так как требует систематизации материала, изложения его в нужной последовательности, творческого воспроизведения или создания текста. Кроме того, в пересказах детей обнаруживаются разнообразные трудности: не развито умение свободно пользоваться словарем, изменять грамматические конструкции, отсутствие осознания содержания во взаимосвязи со структурой высказывания и др. 

В своей статье О.А. Бизикова пишет: «Овладение родным языком, развитие монологической речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Монологическая речь аккумулирует все его речевые достижения, является важным показателем общего и речевого развития. Эта форма речи является наиболее сложной, произвольной и поэтому требует специального речевого воспитания» 7, с. 87.  

На это указывает и С.И. Максимова: «Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Развитие связной речи - одна из наиболее важных задач речевого воспитания современных детей» 60, с. 5.    

Именно поэтому, современная дошкольная педагогика относит эту задачу к числу приоритетных. Определяется место и значение работы по развитию языковых средств общения, выдвигаются требования к пересмотру традиционных подходов к данному вопросу, поиску новых форм образовательной работы, рассматриваются особенности взаимодействия взрослых с детьми, как средства, ориентированного на стимуляцию познавательно-речевой  активности детей.  

В наши дни особую значимость для педагогов приобрели учения А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, А.А. Нестеренко и др. о формах и функциях связной речи, о стадиях становления речи дошкольников, зависимости структуры детской речи от её предметного содержания и от конкретной ситуации, в которой возникает познавательная и речевая активность ребенка-дошкольника.  

По оценке А.М. Леушиной, к педагогическим условиям развития связной речи, как средства повышения познавательной активности у детей следует отнести: постоянное обогащение опыта ребенка; расширение знаний ребенка, которые он получает непосредственным и опосредованным путем; постановку перед ребенком все более сложных интеллектуальных задач, побуждающих к поиску необходимых речевых средств и инициирующих стремление выразиться точно и понятно; активную обучающую роль взрослого, образец речи педагога или литературный образ.  

С.Н. Теплюк считает немаловажным положительным фактором, способствующим раскрытию потенциальных резервных возможностей ребенка, содействующих  активизации способностей ребенка, специально организованную речевую среду. Как указывает Светлана Николаевна, «оптимизация речевой среды становится способом, помогающим элементарному осмыслению явлений языка и речи, усвоению опыта социального поведения, развитию начал свободного общения и познавательных способностей, творческого мышления» 45, с. 12.  

Авторы программы «Окно в школьный мир» А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук утверждают, что речевая деятельность и познавательные способности дошкольников являются базовыми для других видов деятельности. 

В частности, авторы подчеркивают, что «создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, алгоритмов создания речевых продуктов, предусматривает ознакомление с окружающим миром в процессе плановых занятий и проектной деятельности» 3, с. 29.   

С.И. Поздеева, Г.Х. Вахитова считают одним из базовых условий познавательно-речевой работы организацию разных типов совместного действия взрослого и детей (закрытого, обращённого, открытого), что обеспечивает приобретение детьми разнообразного речевого опыта и развитие познавательных процессов. 

По словам О.Н. Сомковой стимулирование и развитие речевого творчества детей, как показателя неординарности, оригинальности и креативности личности, должно стать одним из ведущих принципов организации педагогического процесса по реализации основных образовательных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 65.  

Руководствуясь этим принципом, воспитатель создает условия для постоянного стремления детей к самовыражению, проявлению своих индивидуальных творческих способностей и творческой самореализации во всех видах деятельности.  

Авторы А.Б. Теплова, О.В.  Солнцева, А.М.  Вербенец,  анализируя возможности культурологического подхода, как средства решения речевых и познавательных задач, указывают, что это позволяет создавать необходимые условия для освоения в процессе разнообразной и привлекательной для современных дошкольников деятельности, способов познания и отражение их в речи.  

Таким образом, учитывая социокультурные процессы, происходящие в обществе, инновационные процессы, происходящие в системе образования и важность выявленной проблемы, можно сделать выводы, что содержанием педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста должно стать усиление внимания воспитателя к вопросам создания условий для самовыражения ребенка в активной интеллектуально-творческой деятельности, включающих не отдельные стороны работы с детьми, а весь образовательный процесс в единстве его компонентов.

1.2 Психологическая характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст – период психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, который характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.

Прежде всего, стоит отметить, что идет активное развитие таких сфер, как двигательная, познавательная, речевая и эмоционально-волевая. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.

По мнению психологов, три года – это середина пути развития от рождения до зрелости.

По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

овладение прямой походкой;

овладение активной речью;

развитие предметной деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождение приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая, таким образом,  понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Особенностью развития основных психических сфер на данном возрастном этапе является то, что в раннем возрасте ребенок встает на ноги и начинает ходить без поддержки, благодаря чему у него уменьшается зависимость от взрослого и освобождаются верхние конечности, которые соответственно нужно чем-то занять.

Ребенок начинает активно использовать окружающее пространство. В его поле зрения и деятельности попадает все больше и больше предметов, которые ранее были для него недоступны. Он начинает исследовать этот мир, подключая сразу же все органы чувств, зрение, осязание, слух, вкус. 

Благодаря такой активности у ребенка меняется основная ведущая деятельность, если раньше значимым было тесное общение с матерью, то теперь ведущей деятельность становится предметная. Если ребенка ранее интересовал только вопрос «Что это?», то теперь для него становится значимым: «Что можно с этим сделать?». Ребенок в раннем возрасте начинает усваивать культурные способы употребления предметов. Он теперь знает, что мячик лучше пинать или кидать, а зубной щеткой лучше чистить зубы, ну или в крайнем случае, ботинки. Постепенно у ребенка вырабатывается согласованность рук и выделяется ведущая рука, которая берет на себя большую нагрузку в деятельности.

Благодаря интенсивной предметной деятельности у ребенка идет активное развитие коры головного мозга и основных психических функций, но все они развиваются во взаимосвязи с восприятием, как бы существуют внутри него.

Ребенок, осуществляя действия, начинает ориентироваться на разные свойства объектов, на форму, величину, цвет и т.д. Это происходит не всегда, но при хороших условиях у ребенка формируется наглядно-действенное мышление, он начинает дифференцировать различные предметы, узнавать их на картинках, в жизни. В этом возрасте ребенок пользуется развернутым примериванием, оно обеспечивает лучший учет свойств, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение примериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на сигнальном уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету.

Развитие речи в этом возрасте идет особенно интенсивно. Освоение речи – это одно из важнейших достижений ребенка второго и третьего года жизни. В возрасте 1,5 лет словарный запас ребенка составляет от 30-40 слов до 100. В возрасте 2 лет – 300, в 3 года – 1000-1500. При чем количество слов активного и пассивного словаря не слишком разняться и составляет примерно 1 – активного  к 1,3 – пассивного словарного запаса. Кроме того, к 3 годам ребенок начинает активно использовать предложения, в которых уже содержится подлежащее и сказуемое.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Благодаря развитию речи и совместной деятельности у ребенка развивается умение общаться. Причем общение со сверстниками и взрослыми существенно отличаются.

Со сверстниками общение лучше назвать эмоционально-практическим взаимодействием, для которого характерны непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра.

А общение с взрослыми больше ориентировано на передачу опыта традиционного использования предметов.

В раннем возрасте активно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка формируется самосознание и поведение, складывается характер.

Если в первый раз у него не получилось, то ребенок становится недовольным, и он не собирается повторять. Если ему что-то нельзя делать или взять он показывает свое недовольство, упрямится и кричит, настаивая на своем. Если просьба взрослого ему не нравится, он кричит, показывая свой отказ на выполнение просьбы (встать, отдать игрушку и т.д.). Ребенок не желает общаться с незнакомыми ему людьми. Если мама уходит, ребенок плачет. Реагирует ярко на общение с близкими людьми. Он учится прислушиваться к своим внутренним ощущениям, учится различать свое и чужое настроение и чувства. И уже в этом возрасте способен контролировать некоторые свои сильные потребности и желания.

На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Ребенок хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Ребенок достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам». 

Главным новообразованием данного возраста является сюжетная игра, который ребенок может реализовать в совместной деятельности.

К завершению раннего возраста ребенок должен:

Знать 1200—1500 слов;

Усвоить основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использовать местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (последние редко);

Знать 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

знать 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

знать такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;

понимать предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

начинает ориентироваться в пространстве, он запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад;

отгадывает загадки;

слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Таким образом, ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Она является не только средством общения, но и средством мышления, памяти, информации. Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.

Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.

Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. 

Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.

Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.



1.3 Развитие познавательной и речевой активности в игровой деятельности

Несомненно, маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Он многое  усваивает, непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность,  доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивать значение этих самостоятельных проб и поисков нецелесообразно: они не всегда продуктивны и влекут за собой формирование искаженных представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку  ребенка в окружающем. Чтобы маленькие дети овладели жизненно необходимыми умениями их этому надо научить.

Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и  играми детей, было выявлено, что через игру у детей раннего возраста развитие речи происходит быстрее. Это связано с тем, что игра является основным видом деятельности. 

Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.  Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы,  договориться со сверстниками в совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.            

В семье ребенка понимают хорошо, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Таким образом, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи. 

Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Они очень важны для детей раннего возраста. Во время таких игр у детей вырабатываются важные качества, необходимые для умственного развития. Распределяя материал, важно соблюдать последовательность от простого к сложному. В процессе игры дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними. 

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: матрешки, разборные шары, яйца и др. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. 

Именно с помощью дидактических игр и игрушек детям передаются определенные знания, у них формируются представления об окружающем мире, развивается речь.

Большую роль для развития детей третьего года жизни имеют ролевые игры, основанные на бытовых ситуациях.  Сюжетно - отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка накрыла на стол, явно подражая маме, но на вопрос: « Кто ты?» - отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофер», «Я мама» и т.д.  Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значительные изменения. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками – заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: «Это «как будто», «Это понарошку», «Это «по правде». Высший этап игры дошкольников – ролевая игра. Дети, общаясь друг с другом, начинают отображать, моделировать знакомые им трудовые и общественные отношения.

Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные задачи». 

Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать народный фольклор, поскольку игры-потешки, забавы, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом: учат тонкостям родного языка, побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи, включают в себя незаменимый материал для упражнения в произн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%