VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие малого и среднего предпринимательства в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015974
Тема: Развитие малого и среднего предпринимательства в России
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Менеджмент и ГМУ


(наименование выпускающей кафедры)





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студента


Косивская Людмила Сейфудиновна




(фамилия, имя, отчество)

отделение

заочное
факультет   Экономики и управления









на тему: Развитие малого и среднего предпринимательства в России (на примере субъекта РФ, муниципального образования)





Руководитель: к.в.н., доцент Власов А.В.


(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Власов А.В.


(подпись, фамилия)








«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой:

(подпись)

«	»	20	г.







Москва	20	г.







1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Менеджмент и ГМУ


(наименование выпускающей кафедры)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель выпускной

квалификационной работы
___________ /А.В. Власов

(подпись, И. О. Фамилия)
30 ноября 2016
(дата)

ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу студенту

Косивской Людмиле Сейфудиновне
(фамилия, имя, отчество)

Тема работы: Развитие малого и среднего предпринимательства в России

(на примере субъекта РФ, муниципального образования)

утверждена приказом ректора института № 2003-с от 31 октября 2016г.
Целевая установка:

Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):

1. Как достигается развитие малого и среднего бизнеса в теории

2. Оценка практики применения методов развития малого и среднего бизнеса на примере

3. Разработка предложений по совершенстованию системы развития МСБ (то есть названия трех глав)


Срок представления работы
18.05.2017
Дата выдачи задания
20.10.2016



Руководитель:



(ученая степень, звание, подпись, фамилия)
Задание получил: 20.10.2016
Косивская Л.С.






(дата, подпись, фамилия студента)







2


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель выпускной

квалификационной работы
___________ /А.В. Власов

(подпись, И. О. Фамилия)
30 ноября 2016

(дата)

ГРАФИК
подготовки и оформления выпускной квалификационной работы

на тему: Развитие малого и среднего предпринимательства в России (на примере субъекта РФ, муниципального образования)

студента	5	курса Косивская Людмила Сейфудиновна
(фамилия, имя, отчество)

факультет экономики и управления


№
Выполняемые работы и мероприятия
Сроки
Отметка


выполнен
о


ия
выполнении



и решение



руководител



я
1
Выбор темы и согласование ее с
20.10.16
Выполнено

руководителем






2
Подбор литературы, ее изучение и

Выполнено

обработка. Составление предварительной
21.11.16


библиографии


3
Составление плана ВКР и согласование
30.11.16
Выполнено

его с руководителем






4
Разработка и представление на проверку
29.12.16
Выполнено

первой части (главы) работы






5
Разработка и представление на проверку
31.01.17
Выполнено

второй части (главы) работы






6
Разработка и представление на проверку
28.02.17
Выполнено

третьей части (главы) работы






7
Подготовка и согласование с

Выполнено

руководителем основных выводов и
31.03.17


предложений


8
Сдача ВКР научному руководителю на

Выполнено

проверку (с отчетом о степени
28.04.17


уникальности ВКР) и написание отзыва



3



9
Ознакомление с отзывом руководителя

15.05.17
Ознакомлен






















10
Завершение подготовки к защите с учетом
16.05.17
Выполнено

отзыва руководителя
















11
Представление окончательной редакции


Выполнено

работы, отчета о степени уникальности

18.05.17






ВКР заведующему выпускающей

















кафедрой







12
Предварительная защита

19.05.17
Выполнено

















(подпись студента)






«  20 »
октября

20  16 г.

































































4

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель выпускной
квалификационной работы

___________ /А.В. Власов
(подпись, И. О. Фамилия)
30 ноября 2016
(дата)


ПЛАН

выпускной квалификационной работы на тему: Развитие малого и среднего предпринимательства в России (на примере субъекта РФ или муниципального образования)_____________________________________

студента ____5______ курса

Косивская Людмила Сейфудиновна
(фамилия, имя, отчество)

Факультет экономики и управления


Введение	8

1. Теоретические основы развития малого бизнеса в России	12

1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства	12

1.2. Основные показатели деятельности малого предпринимательства в

России	25

1.3 Роль местного самоуправления в развитии малого бизнеса в России и

зарубежных странах	29

2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО	47

2.1. Показатели развития малого и среднего предпринимательства в

ХМАО	47

2.2. Оценка эффективности методов поддержки развития малого бизнеса

54

3. Проблемы и пути повышения эффективности развития малого и среднего

предпринимательства в ХМАО	60

5

3.1 Основные проблемы развития малого и среднего

предпринимательства в ХМАО	60

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности

органов местного самоуправления ХМАО в развитии малого и среднего

бизнеса	73

Заключение	94

Список литературы	96






(подпись студента)
« ____ » _________________	20 ___ г.













































6

Оглавление:

Введение	8

1. Теоретические основы развития малого бизнеса в России	12

1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства	12

1.2. Основные показатели деятельности малого предпринимательства в

России	25

1.3 Роль местного самоуправления в развитии малого бизнеса в России и

зарубежных странах	29

2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО	47

2.1. Показатели развития малого и среднего предпринимательства в

ХМАО	47

2.2. Оценка эффективности методов поддержки развития малого бизнеса

54

3. Проблемы и пути повышения эффективности развития малого и среднего

предпринимательства в ХМАО	60

3.1 Основные проблемы развития малого и среднего

предпринимательства в ХМАО	60

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности

органов местного самоуправления ХМАО в развитии малого и среднего

бизнеса	73

Заключение	94

Список литературы	96













7

Введение


     В настоящее время государство демонстрирует значительный интерес к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. По последним оценкам, в России насчитывается порядка 6 млн субъектов МБ. Однако, несмотря на декларируемые и реально предпринимаемые правительством меры поддержки, ситуация коренным образом не меняется, более того наблюдается отрицательный тренд развития данного сектора экономики.

     На малые и средние предприятия приходится только 5-6 % от общего объема основных средств и 6-7 % от объема инвестиций в основной капитал

в целом по стране. В настоящее время в малом и среднем предпринимательстве официально занято более 17 млн чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн чел. (69,4 %). В соответствии со средним показателем доля МБ в ВВП составляет 20%. Так же отметим, что среднее и малое предпринимательство распределено неравномерно, в соответствии с чем можно отметить сделать вывод о наличии отличий в региональных программах по поддержке СМП.

     К специфике проблем развития малого предпринимательства по России можно отнести:

? неравномерное развитие малого бизнеса;

? преобладание малых организаций в сфере предоставления услуг и торговле, что не соответствует приоритетам развития реального сектора экономики и формирования инновационного общества;

? вклад малого бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран;

? недостаточный доступ доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса.


8

     Отдельные меры, принятые в сфере экономической и социальной политики в последние годы, не учитывали интересы малых предприятий. Среди таких мер – увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольное изменение схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации, приводят к сокращению количества таких объектов, и ряд других.

     Недостаточное внимание к специфике деятельности малого бизнеса при проектировании и реализации решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.

     При этом с 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства на региональном уровне. В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход в дополнение к средствам федерального бюджета позволяет привлекать финансовые средства регионов на развитие МБ, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности. В настоящее время остается слабо изученным вопрос оценки результативности программных мероприятий. Так же анализ данных программ показывает направления и особенности региональной политики в


9

области поддержки СМП, способствует обобщению лучших практик и разработке рекомендаций по их совершенствованию.

     Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования. Целью данной работы является исследование особенностей развития малого и среднего предпринимательства в России.

Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:

     - рассмотреть понятие и сущность малого и среднего предпринимательства;

     - выделить основные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства в России;

     - определить роль местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах;

     - проанализировать показатели развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО;

- провести оценку эффективности методов поддержки развития малого

и среднего бизнеса;

     - выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в ХМАО;

     - провести разработку рекомендаций по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления ХМАО в развитии малого и среднего бизнеса.

     Объект исследования – управление развитием малого и среднего бизнеса на региональном уровне (на примере ХМАО).

     Предмет исследования – подходы к разработке и реализации программ развития малого и среднего бизнеса в ХМАО.

     Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и специальные научные методы исследований. Так диалектический метод использовался при рассмотрении вопросов развития малого предпринимательства и его государственной поддержки. Системный метод позволил рассмотреть малое предпринимательство и среднее как
10

целостную систему и как часть системы рыночных отношений. Путем метода сравнительно-правового анализа рассматривались и сопоставлялись нормативные правовые источники регулирования деятельности МБ.

     Теоретическую базу исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и ХМАО в области регулирования деятельности и развития малого бизнеса, статистические данные, материалы научных, учебно-методических изданий и периодической печати.




















































11


1. Теоретические основы развития малого бизнеса в России


1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства


     История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

     С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. – голландская Ост-

Индская компания, в 1670 г. – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

     В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVIII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.


12

     В годы царствования Петра I развитию предпринимательства в Росси был дан мощный толчок: число мануфактур увеличилось с 10 до 230. В это время возник один из самых именитых домов – дом Демидовых, которому положил начало тульский кузнец. Сыновья и внуки основателя построили более 40 заводов, на которых производилось около 40% всего чугуна в России. Именно Петр I и его современники заложили основу Российского торгово-промышленного бизнеса.

     Развитию торгового бизнеса способствовало появление биржевого дела, а становлению финансового предпринимательства – банковское дело, которые в полной мере были представлены в Росси начала ХХ в. Петром I были созданы благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности.

     Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП (1921-1926). В период НЭПА был

принят ряд действий, которые способствовали оживлению частнопредпринимательской деятельности. Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 90-е года началась его реанимация в России. С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.

     Лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

     Таким образом, предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов и условие


13

эффективности деятельности производственных, коммерческих и финансовых организаций, важнейшая функция управления экономикой.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

? самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

? экономическую заинтересованность.

Главная   цель   предпринимательства   –   получение   максимально

возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; хозяйственный риск и ответственность. При любых Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности. Каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.

     В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство - есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного1.

     Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

     Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства — найти потребность и удовлетворить ее.

     Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике и каковы его отличительные особенности. Как отмечает О.А. Плотникова, мелкое производство, ориентированное на рынок и осуществляемое самим


1 Даль В. "Толковый словарь".
14

собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер)

и работник выступают в одном лице. Ученые уделяют особое внимание проблеме разграничения предпринимательства на малое, среднее и крупное.

Причем используют два основных критерия - качественный и количественный.

     Малые предприятия - такие предприятия, где предприниматель преимущественно сам участвует в процессе производства, осуществляя в соответствии с этим профессионально-технические функции, а торговые и организационные функции ложатся в основном на плечи членов его семьи.

     Средние предприятия - предприятия, где деятельность предпринимателя, несмотря на то, что он занят в процессе производства, не ограничивается исключительно производством или непосредственным достижением каких-либо результатов, а во все большей степени распространяется на выполнение других функций.

     Крупными можно считать предприятия, где сам предприниматель не принимает непосредственного участия в производстве, а выполняет преимущественно торговые и организационные функции. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становиться орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.

     Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей
15

массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.

     Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

     Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

     Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства.

     Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных
16

и национальных интересов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2 (далее - Закон N 209-ФЗ)
под субъектами малого предпринимательства понимаются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

     В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

    1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

     а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 %. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами


2 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Консультант Плюс - законодательство

РФ, кодексы и законы в последней редакции. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144
17

малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" настоящего пункта;

     б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов

интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,

промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

     г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";3
     д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в

утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной



3 Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // Консультант Плюс - законодательство РФ, кодексы и законы в последней редакции. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168
18

научно-технической политике"4. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

       юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50 % акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические   лица   являются   государственными   корпорациями,

учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"5;

       юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий"6.

    2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств,

соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей



4 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" // Консультант Плюс - законодательство

РФ, кодексы и законы в последней редакции. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507

5 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О некоммерческих организациях" // Консультант Плюс - законодательство РФ, кодексы и законы в последней редакции. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 30.04.2016)

6 Федеральный закон от 27.07.2010 N 211-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий" // Консультант Плюс - законодательство РФ,

кодексы и законы в последней редакции. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103024 (дата обращения: 30.04.2016)
19

части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) микропредприятия до 15 человек;

б) малые предприятия до 100 человек;

в) средние предприятия – 101-250 человек.

3) доход   хозяйственных   обществ,   хозяйственных   партнерств,

соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей

части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

     К количественному критерию можно отнести установление Правительством РФ для отдельных категорий субъектов предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которой они не должны превышать. В соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога




20

на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства7:

микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

     Функции, которые выполняют малые и средние предприятия в системе социальных и экономических отношений, примерно равны, поэтому и формы поддержки, программы развития рассчитаны как на малое, так и на среднее предпринимательство. Можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных предприятий типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и

способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений как с рынком, так и с государством.

     Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, которые определяются его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.

     Не менее значимы социальные функции. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В малом бизнесе часто используется труд социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, молодые специалисты, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (которого они лишены, например, в супермаркетах).



7 Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // Консультант Плюс - законодательство РФ, кодексы и

законы в последней редакции. URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182963
21

     Уже сегодня актуальна экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

     Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

     Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

     Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
22

     Бизнес в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

     В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

     Вторая особенность – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

     Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

     Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

     Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

     Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних во всю деятельность предприятия.

     Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).




23

     Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

     Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:

быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; высокая степень независимости в действиях;

        гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений;

способность быстро воспринимать.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44