VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка стратегического плана управления организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014379
Тема: Разработка стратегического плана управления организации
Содержание
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»

(ЧУООВО «ОмГА»)


Факультет экономики и управления заочной формы обучения
Кафедра управления, политики и права

УТВЕРЖДАЮ
зав. кафедрой	УПиП

__к.э.н., доцент_ _________/	Ильченко С.М.	/

Уч. степень, уч. звание	подпись	Ф. И.О.



Абзалов Адамзат Сейтеналыевич

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки: 38.03.02 Менеджмент
(уровень бакалавриата)


Тема: Разработка стратегического плана управления организации (на примере ТОО Кредитное товарищество «Ажболат»)






Работа защищена «___» _ ______ 2017 г.
Научный руководитель
с оценкой _________



Протокол № ________
___Косьмина Е.А. __________






подпись













Омск, 2018

Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
Кафедра Управления, политики и права











Задание на выпускную квалификационную работу

Абзалов Адамзат Сейтеналыевич

Фамилия, Имя, Отчество студента (-ки)

Направление подготовки: Менеджмент

Тема работы: Разработка стратегического плана управления организации (на примере ТОО Кредитное товарищество «Ажболат»)


Исходные данные по работе: Учредительные документы ТОО «Ажболат», нормативно-техническая и аналитическая документация банка, финансовая документация, теоретическая и методологическая литература._


Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов):

1 Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия

2 Анализ системы стратегического плана управления организации (на примере ТОО Кредитное товарищество «Ажболат»)

3 Рекомендации по разработке стратегического плана управления организации ТOO Кредитное товарищество «Ажболат»


Дата выдачи задания:	__.__.20__ г.

Руководитель: ______Косьмина Е.А._____

Задание принял(а) к исполнению:  __ Абзалов А.С.





2

График выполнения выпускной квалификационной работы


№
Наименование этапа

Сроки выполнения
Примечание

п/п
дипломной работы

















1
Изучение
и
анализ




теоретического материала



















Подбор

материала
для



2
написания

практической




части
работы.
Проведение











исследования.











3
Написание
теоретической




части
























Представление





4
теоретической
части





работы


научному














руководителю





5
Внесение  корректировок
в




теоретическую часть

















6
Разработка
и
написание




практической части работы
















Представление





7
практической
части





работы


научному














руководителю











8
Внесение  корректировок
в




практическую часть

















9
Разработка
и
написание




заключительной части
















10
Оформление работы










11
Представление
работы




научному руководителю


















Сдача
готовой
выпускной



12
квалификационной работы на




кафедру





















Руководитель:  _______ Косьмина Е.А.________

Принял(а) к исполнению: ___ Абзалов А.С.._____




3

Аннотация



Выпускная квалификационная работа посвящена изучению теоретических

и практических аспектов системы стратегического плана управления организации (на примере ТОО Кредитное товарищество «Ажболат»).

    Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических подходов и разработка практических рекомендаций по формированию системы стратегического планирования и управления на предприятии.

    Объектом работы является предприятие сферы услуг микрокредитования ТОО Кредитное товарищество «Ажболат».

    Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические проблемы, связанные с формированием системы стратегического плана управления на предприятии.

    В первой главе рассмотрены теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия

    Во второй главе проведен анализ системы стратегического плана управления организации (на примере ТОО Кредитное товарищество

«Ажболат»)

    В третьей главе предложены рекомендации по разработке стратегического плана управления организации ТОО Кредитное товарищество «Ажболат».

    Информационной базой исследования послужили отчетность ТОО Кредитное товарищество «Ажболат», специализированные периодические издания по экономике организации и анализу, а методическая документация фирмы.

    Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, управление, мисиия, стратегический анализ, внутренняя среда.






4




Содержание


Введение




6
1  Теоретические  основы  стратегического  планирования  деятельности

предприятия




8
1.1
Сущность
и
экономическое
содержание
стратегического


планирования



8
1.2
Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
13
1.3
Инструменты стратегического анализа

21
1.4
Этапы стратегического планирования

29
2  Анализ  системы  стратегического  плана  управления  организации  (на

примере ТОО Кредитное товарищество «Ажболат»)

35
2.1
Организационно-экономическая  характеристика  ТОО  Кредитное


товарищество «Ажболат»


35
2.2
Анализ  и  характеристика  внутренней  среды  ТОО  Кредитное


товарищество «Ажболат»


46
2.3
Анализ   внешней   среды   и   оценка   используемых   методов


деятельности предприятия по реализации существующей стратегии
63
3  Рекомендации  по  разработке  стратегического  плана  управления

организации ТOO Кредитное товарищество «Ажболат»

85
3.1
Мероприятия и разработка стратегического плана управления
85
3.2
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
91
Заключение




99
Список использованной литературы


103
Приложения



















5

Введение


Актуальность темы работы заключается в том, что глобализация мировой

экономики, открытость казахстанских рынков для внешних товаропроизводителей: все это, с одной стороны, резко обострило конкуренцию среди производителей, с другой - ускорило изменение потребительских предпочтений. Поэтому, в современных рыночных условиях, планирование в Республике Казахстан приобретает особую актуальность.

    В условиях рыночной экономики большое значение для развития деятельности предприятия имеет стратегическое планирование. Оно придает фирме такие качества, как определенность и индивидуальность, обеспечивает специфику, создает условия для возникновения и развития ряда важных и существенных факторов, позитивно влияющих на ее деятельность.

    Несмотря на разнообразие применяемых методов, стратегическое планирование на казахстанских предприятиях нередко не использует накопленный отечественный опыт в области планирования и опыт зарубежных стран. Обращает на себя внимание и слабое практическое применение методов экономико-математического моделирования в стратегическом планировании.

    Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических подходов и разработка практических рекомендаций по формированию системы стратегического планирования и управления на предприятии.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

    - рассмотреть сущность и экономическое содержание стратегического планирования;

    - охарактеризовать порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;

- изучить инструментарий стратегического анализа;

    - провести анализ системы стратегического планирования ТОО Кредитное товарищество «Ажболат»;


6

    - разработать мероприятия по повышению эффективности стратегического планирования и провести их экономическое обоснование.

    Объектом работы является предприятие сферы услуг микрокредитования ТОО Кредитное товарищество «Ажболат».

    Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические проблемы, связанные с формированием системы стратегического плана управления на предприятии.

    Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, материалы научно-практических конференций.

В исследовании применялись экспертный, сравнительный, статистический

и графический методы анализа с элементами системного подхода.

Результат работы заключается в следующем:

- на основе проведенного анализа теории стратегического планирования,

описано  содержание  и  основные  составляющие  технологии  стратегического

планирования, позволяющие корректировать процесс управления предприятием в соответствии с изменяющимися внешними условиями.

    - выявлены ключевые организационно-технические резервы повышения эффективности стратегического планирования, от которых зависит решение проблем разработки эффективной стратегической деятельности предприятия и предложены пути приведения их в действие;

    Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при формировании система стратегического планирования в ТОО Кредитное товарищество «Ажболат».

    Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.









7

1 Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия


1.1 Сущность и экономическое содержание стратегического планирования



    Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной

быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

    Понятие «стратегия» вошло в теорию стратегического менеджмента в 50-х гг. XX в, когда проблема незамедлительной реакции на изменения, происходящие во внешней среде приобрела важное значение. Первоначально термин «стратегия» применялся исключительно в военной сфере и определялся как «искусство развертывания войск в бою».

    Кроме того среди менеджеров этот термин означает высшее проявление управленческой деятельности [44, с.149].

    Рассмотрим определения стратегического планирования, предлагаемые различными учеными:

    В.А. Баринов и В.Л. Харченко «определение стратегической цели развития предприятия на основе прогноза его возможностей и изменений внешней среды, а также выработка программы действий по достижению этой цели» [17,с.58].

    Ю.Т. Шестопал и В.Д. Дорофеев, выражают мнение, что «долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников» [41,с.459].


8

    Е.А. Исаева говорит, что «логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности» [34,с.66].

    В.И. Ляско «выбор основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение долгосрочных целей предприятия (фирмы) в постоянно меняющихся условиях внешней среды» [42,с.274].

    Н.А. Казакова: «управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шагами в сфере маркетинга» [35,с.33].

    Романов Е. В.: «определение долгосрочных целей и задач корпорации, принятие курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [46,с.96].

    А.В. Сорокина «одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения» [51,с.95].

    И.В. Гуськов: «долгосрочное развитие предприятия, на основе формирования и реализации стратегии, для достижения намеченных целей, под влиянием изменяющейся среды в сложившемся конкурентном окружении» [27,с.65].

    Таким образом, на основании представленных выше определений, можно сделать вывод, что стратегическое планирование - понятие многоликое, сводящее свою суть к достижению поставленной цели.

    Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений и реализации функций предприятия. Динамичный процесс стратегического планирования является той основой, на которой построены все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, предприятия и отдельные сотрудники будут лишены четкого способа оценки целей и направлений их реализации.

    Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления предприятиями. Проецируя эти положения на реалии обстановки в


9

нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для казахстанских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

    На рисунке 1 приведена схема стратегического планирования, применяемая для всех отечественных предприятий, производящих товары, их реализующих и оказывающих услуги как коммерческим, так и некоммерческим предприятиям.









































Рисунок 1 - Стратегическое планирование на предприятии [30, с. 83]



    Таким образом, стратегическое планирование - одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей предприятия и путей их достижения. Сущность стратегического планирования заключается не столько в долгосрочном временном горизонте планирования, сколько в


10

предвидении изменений внутренней и внешней среды планируемого объекта и адаптации к ним процесса развития. [22,с.32]

    Теории и практике стратегического планирования уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране еще долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме.

Общей методологией стратегического планирования, как и любой науки,

является органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной методологии. Объектом стратегического планирования предприятий является деятельность, нацеленная на получение коммерческого эффекта. Стратегическое планирование отличается от долгосрочного:

- иным пониманием роли внешнего фактора;

- изучением окружения фирмы и рынка.

Стратегическое планирование деятельности предприятия включает:

    - стратегию, реализуемую в комплексе развития предприятия и выполнения поставленных целей;

    - слабые и сильные стороны развития предприятия при изменении окружающей среды;

- риски, с которыми постоянно сталкиваются предприятия;

    - учет прогнозов и предложений, нашедших отражение в стратегическом планировании;

    - отражение взаимосвязи хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности;

    - оценку диверсификации, происходящей в результате слияния и поглощения других предприятий.

    Конечно, каждое предприятие, исходя из своей специфики (размера, рода деятельности, места на рынке и т.д.), может конкретизировать процесс стратегического планирования, за счет уменьшения или увеличения его этапов.

    В отечественной экономической литературе процесс стратегического планирования на предприятии представлен в форме методик, состоящих из


11

нескольких этапов решения соответствующих проблем. Анализ методик реализации процесса стратегического планирования приведен в приложении А.

    Из приложения А очевидно, что этапы стратегического планирования варьируются в количестве от 3-х до 8-ми.

    Стратегическое планирование предполагает количественную оценку результатов деятельности и, соответственно, к основным показателям стратегического плана предприятия можно отнести следующие:

1. Доля рынка предприятия, %;

2. Ассортимент, натур. ед.;

3. Товарооборот, тыс. тнг.;

4. Товарные запасы, тыс. тнг.;

5. Потребность в продукции, тыс. тнг.;

6. Потребность в энергетических ресурсах, тыс. тнг.;

7. Основные фонды, тыс. тнг.;

8. Численность персонала, в том числе, по категориям, чел.;

9. Фонд оплаты труда, тыс. тнг.;

10. Издержки обращения, тыс. тнг.;

11. Прибыль, полученная от хозяйственно-финансовой деятельности, тыс.

тнг.;

12. Прибыль на 1 тенге продаж, тнг./тнг.;

13. Потребность в дополнительных инвестициях, тыс. тнг. [20, с. 103]

    Набор показателей стратегического плана может быть различным, как и период планирования. Это зависит от миссии, цели, задач, которые ставятся предприятием в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование предприятий осуществляется путем:

- внутрифирменного планирования;

- планирования их деятельности на потребительском рынке

    Таким образом, процесс стратегического планирования на предприятии заключается в достижении стратегической цели через выбор и реализацию стратегии, на основе реализации обоснованных методов и моделей


12

стратегического анализа, формирования программ стратегического плана, а также установления основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.


1.2 Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия



Общая схема организации разработки стратегического плана предприятия

с учетом изложенных выше этапов и подходов к их реализации приведена на рисунке 2.

















































Рисунок 2 - Общая схема разработки стратегического плана [45, с. 19].



13

    Таким образом, под стратегическим планом предприятия (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достижения, сформулированных на различных организационных уровнях управления различными менеджерами.

    Основными элементами процесса стратегического планирования являются: формулирование миссии и целей предприятия, определение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (аланов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необходимым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

    Формулирование миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия формулируется до начала хозяйственной деятельности предприятия и изменяется в редких случаях при полной переориентации его деятельности. Содержание миссии должно отражать:

    1.Определение предпринимательской деятельности предприятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить).

2. Принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей

ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.

    3. Ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий климат [29, с. 163].

    Формулирование миссии должно предусматривать определение и описание концептуальных вопросов перспективного развития предприятия на


14

длительный период. Концептуальные вопросы включают, прежде всего, философию, отражающую взгляды и ценности руководства предприятия, внутреннюю концепцию перспективного развития предприятия и внешний образ предприятия, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность перед потребителями, партнерами и обществом в целом. При определении миссии также описываются продукты и (или) услуги, предлагаемые предприятием, характеристика целевого рынка и общие цели предприятия.

    Формулирование целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

    Чтобы цели стали значимой частью процесса планирования и определяющим фактором стратегического управления предприятием при достижении желаемого результата, необходимо четко сформулировать этот результат. Каждое предприятие индивидуально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия:

1) цели должны быть правильно сформулированы

2) необходимо   эффективно   довести   цели   исполнителям   в   форме,

обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры предприятия.

    3) обеспечение необходимыми ресурсами исполнителей, в том числе информацией исполнителей. При этом необходимую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс, определяющий эффективную реализацию целей.

    4) необходимо обеспечить действенные меры стимулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами.

    Многообразие возможных целей, соответствующее деятельности конкретных предприятий определяется многими факторами. В практике стратегического планирования обычно выделяют восемь ключевых зон


15

формулирования целей предприятия.

1. Рыночная позиция предприятия.

2. Инновации.

3. Производительность.

4. Ресурсы.

5. Доходность (прибыльность).

6. Управленческие аспекты (качество управления).

7. Персонал предприятия.

8. Социальная ответственность [56, с. 154].

    Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование. Анализ внешней среды представляет процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить новые возможности и угрозы для его развития.

Основные задачи анализа внешней среды:

    1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.

    2. Идентифицировать факторы, представляющие угрозу стратегии предприятия. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам

    3. Идентифицировать факторы, которые представляют больше возможностей для достижения общих целей предприятия (при корректировке планов).

    Угрозы и возможности можно соотнести со следующими областями воздействия факторов внешней среды:

- Экономические факторы

- Политические факторы

- Рыночные факторы

- Технологические факторы

- Международные факторы

- Факторы конкуренции


16

- Факторы социального поведения [47, с. 97].

    Управленческое обследование. Управленческое обследование представляет собой детальную оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В практике стратегического планирования анализу в рамках управленческого обследования подвергаются следующие функциональные зоны — маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, человеческие ресурсы, культура предприятия (корпорации).

    Анализ стратегических альтернатив и выбор базовой стратегии развития предприятия. При определении конкретной стратегии предприятия необходимо, прежде всего, сделать выбор относительно базовой стратегической альтернативы его развития. Такие альтернативы включают: стратегию стабильности, стратегию роста, стратегию сокращения и комбинированную стратегию, состоящую из определенной совокупности предыдущих (двух или трех). Конкретная базовая стратегия определяет выбор альтернативы относительно роста капитала предприятия в планируемый период принятый его владельцами.

    Стратегия стабильности. Для этой стратегии характерно установление целей предприятия от достигнутых показателей развития, скорректированных с учетом инфляции. Применяется в зрелых областях промышленности со сложившейся технологией, когда предприятие в основном удовлетворено своим положением. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия предприятия на рынке с целью сохранения капитала и сложившегося уровня дохода, который он приносит [31, с. 149].

    Стратегия роста. Предусматривает ежегодное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Этой стратегии могут придерживаться предприятия, стремящиеся к диверсификации и увеличению объемов продаж и совокупной доли рынка, а неустойчивой отрасли отсутствие роста в процессе


17

реализации этой стратегии может означать банкротство. Стратегия направлена на рост (концентрацию) капитала. Наиболее очевидная и признанная форма такого роста это приобретение и поглощение компаний корпорацией, а также слияние корпорации [48, с. 50].

    Стратегия сокращения. Эту стратегию называют также стратегией последнего средства. На практике применяются три варианта реализации этой стратегии:

    -ликвидация - предусматривает прекращение деятельности предприятия и полную распродажу материальных запасов и активов организации.

    -отсечение лишнего - предусматривает сокращение сферы деятельности предприятия, когда оно считает выгодным отделить от себя (ликвидировать или продать) некоторые подразделения или виды деятельности, не приносящие желаемого успеха (дохода).

    -сокращение и переориентация - при застойной экономике многие предприятия считают необходимым сократить часть своей деятельности и переориентировать высвободившиеся ресурсы на другие виды производства.

    -комбинированная стратегия - предусматривает использование двух или трех базовых стратегий применительно к различным направлениям деятельности (бизнеса). Обычно этой стратегии придерживаются крупные диверсифицированные предприятия (корпорации), активно действующие в нескольких отраслях и (или) на различных рынках [23, с. 122].

    Правильный выбор базовой стратегической альтернативы максимально повысит долгосрочную эффективность деятельности предприятия. Для эффективного стратегического выбора руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития предприятия и представлять его будущее. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Основными факторами, влияющими на стратегический выбор, являются:

1. Риск. Высокая степень риска может разрушить предприятие.

2. Знание  прошлых  стратегий.  Помогает  избежать  рискованных  шагов,


18

однако оказывается плохим советчиком при возникновении новой (не планируемой ранее) благоприятной внешней ситуации.

    3. Реакция на владельцев. Владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе конкретной стратегической альтернативы. Как правило, акционеры придерживаются более осторожной стратегии и предпочитают не рисковать.

    4. Фактор времени. Реализация даже хорошей стратегической идеи в неудачный момент времени может привести к развалу и банкротству предприятия.

    Организация реализации целей и общей стратегии предприятия. Сформулированные цели и выбранная общая стратегия развития предприятия являются главными элементами стратегического планирования. Они определяют желаемый результат эффективного развития предприятия и общий подход к его достижению. Однако такой подход дает большую свободу действий менеджерам различных уровней и сотрудникам, ответственным за достижение целей, когда выбор ими конкретных действий может не привести к достижению желаемого результата предприятия в целом. Для обеспечения скоординированных действий ответственных исполнителей высшее

руководство предприятия должно разработать дополнительные организационные решения по достижению целей и организовать реализацию стратегического плана [14, с. 137].

    Основной задачей этих решений является ориентация будущих действий и поведения ответственных исполнителей и менеджеров всех уровней на достижение общих целей предприятия.

    Основными элементами решений руководства, направленных на организацию согласованных действий всех исполнителей по достижению целей предприятия, являются тактика, политика, процедуры и правила.

    Тактика. Организация реализации стратегических целей предприятия предусматривает их разделение на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Реализация этих целей рассчитана соответственно на весь


19

горизонт (период) планирования, определенную его часть и в ближайший период (в первый — второй год). Краткосрочные цели согласуются со среднесрочными и долгосрочными целями и обеспечивают их достижение [38, с. 201].

    Аналогично краткосрочным целям необходимо разрабатывать краткосрочные стратегии, которые называют тактиками. Тактика и достижение краткосрочных целей позволяют определить правильность стратегического выбора предприятия и при необходимости внести соответствующие коррективы в достижение желаемого результата при реализаций выбранной стратегии. Тактика всегда разрабатывается исходя из общей стратегии предприятия и в ее развитие. В отличие от стратегии развития предприятия, которая разрабатывается на высшем уровне управления, тактика в большинстве случаев определяется на среднем уровне руководства. Результаты реализации тактики проявляются за короткий период и легко идентифицируются с конкретными действиями по достижению целей предприятия.

    Политика формулируется высшим руководством предприятия на весь период реализации стратегического плана. Политика служит общим руководством для действий и принятия решения, которое способствует достижению целей предприятия. Она является долгосрочным ориентиром для принятия конкретных решений на всех уровнях управления при выполнении стратегического плана. Политику следует также рассматривать как некоторую совокупность правил, определяющих направления действий по реализации стратегии и достижению целей предприятия в ближней и дальней перспективе. Политика, как правило, разрабатывается применительно к достижению функциональных целей предприятия (в области маркетинга — маркетинговая политика и т.д.) [15, с. 122].

    Процедуры и правила. При реализации стратегического плана полезно использовать прошлый опыт предприятия для будущих решений, если они имеют тенденцию повторения. При этом отпадает необходимость заново проводить анализ повторяющихся или схожих ситуации, когда в прошлом


20

подобный анализ привел к удовлетворительному решению. Применительно к этому случаю обычно разрабатываются стандартизованные указания. Эти указания, называемые процедурами, регламентируют определенную последовательность действий в конкретных ситуациях. Процедура представляет собой описание совокупности действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

    Когда успешная реализация плана зависит от точного выполнения конкретного задания, целесообразно полностью исключить всякую свободу выбора. Для таких случаев разрабатываются соответствующие правила. Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической (единичной) ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретную ситуацию, предусматривающую ограниченные действия. Процедуры используются в ситуациях, когда имеется некоторая последовательность связанных между собой действий.


1.3 Инструменты стратегического анализа



    Стратегический анализ как особая методология изучения архитектуры бизнеса, прежде всего, подразумевает выделение в нем так называемых СОБ - стратегических областей бизнеса. Этот шаг помогает четче осознать специфику конкретной бизнес-модели и определить масштабы и принципы воздействия на бизнес в целом.

    СОБ представляет из себя особый сегмент бизнеса, отвечающий за выпуск конкретного товара или товаров. Естественно, что каждая СОБ ориентирована на определенную целевую группу и конкурирует за влияние на нее с прочими представителями данного рынка [43, с. 109].

    СОБ характеризуется наличием набора ресурсов (которые она самостоятельно контролирует), предназначенных для осуществления амбиций СОБ на рынке. Во главе каждой СОБ стоит собственный руководитель, который определяет направления ее деятельности: производство, сбыт,


21

маркетинг, дистрибуцию, учет и прочее.

    Для выделения СОБ следует на основе перечня критериев провести сегментацию бизнеса. Сегментация заключается в группировке отдельных разрозненных признаков производства товаров и услуг в некие целостные формы. При этом учитываются общие признаки самих товаров, которые выпускаются или могут выпускаться предприятием, а также признаки потребителей товаров, каналов распределения, а также отличительные особенности каждого конкретного рынка с точки зрения его географического охвата (локальный, региональный, глобальный) [19, с. 169].
































Рисунок 3 - Составные части стратегического анализа (СОБ - стратегическая область бизнеса) [16, с. 15]


    Среди инструментов стратегического анализа необходимо отметить следующие:

-использование метода «Карта ума»;

-модель «5 сил Портера»;

-метод структурной логики;



22

-стратегический анализ;

    -анализ внешней среды организации (SWOT-анализ, PEST-анализ, многофакторный системный анализ);

    -анализ внутренней среды организации (SNW-анализ, схема 7-С, «портфельный анализ», управленческий MOST, сценарное планирование) [53, с. 122].

    Карта ума (мысли) - это известнейший инструмент развития творческого мышления, способ записать, зарисовать разные мысли нелинейно. В хаотическом порядке на карту наносятся все мысли, идеи и задачи с использованием цветных карандашей, фломастеров, вырезанных фрагментов картинок и журналов и фотографий. Существуют способы «рисовать» карту ума с помощью компьютера. Например, это делает за человека программа Mindjet MindManager Pro 6. Некоторые составляют свои карты ума, пользуясь программой Microsoft Office Visio 2007. Карта ума призвана активизировать подсознание для выявления неявных и не очевидных ранее связей между различными проблемами. [37, с. 114]

    Предложенная профессором Гарвардской бизнес-школы Майклом Портером модель «Пять сил конкуренции» является одним из самых часто используемых инструментов индустриального анализа. В данной модели для оценки привлекательности индустрии необходимо подвергнуть оценке следующие пять сил: угроза появления на рынке новых конкурентов, угроза со стороны товаров-заменителей, влиятельность потребителей, влиятельность поставщиков, конкуренция среди работающих в индустрии компаний. Привлекательность индустрии будет тем выше, чем слабее выше указанные сил [18, с. 72].

    Метод структурной логики - это направленный на внутренний мир метод, который дает тому, кто его использует, возможность отчетливо видеть максимально объективную информацию о каком-либо объекте [57, с. 359]

    Стратегический анализ предполагает оценку положений компании, для чего изучаются изменения во внешней среде фирмы и анализируются


23

преимущества (или недостатки) ресурсов компании, которые у нее могут быть при этих изменениях. Основная цель стратегиче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44