VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка серии театральных афиш.создание целостного визуального образа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012225
Тема: Разработка серии театральных афиш.создание целостного визуального образа
Содержание
Содержание



	Введение	3

	Из истории развития художественной афиши	5

	Художественная афиша. Основные даты и имена	10

	Влияние стилей в искусстве конца XIX - начала XX века на художественную афишу в России	13

	Художественная афиша в стиле историзм	13

	Проявление стиля модерн в художественной афише	17

	Влияние стилистики футуризма на художественную афишу	23

	Аналитическая часть	28

	Театральный плакат 1920—1930-х годов	28

	Анализ зарубежных театральных афиш	31

	Анализ театральных афиш Николая Акимова	33

	Анализ театральных логотипов	35

	«Гоголь-Центр»	35

	Пермский театр оперы и балета	36

	Электротеатр «Станиславский»	36

	Финская национальная опера	36

	MalthouseTheatre	36

	Королевский театр Плимута	37

	Театр Максима Горького	37

	Театр Шатле	37

	Театр Бонлё	38

	Разработка серии театральных афиш для студенческого театра «Третий Этаж»	39

	Работа над афишей к спектаклю «Дядя Ваня», А. П. Чехов.	40

	Работа над афишей к спектаклю «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», Ричард Бах.	41

	Работа над афишей к детскому спектаклю «Поллианна», Элианор Портер.	42

Введение



В современном обществе необходимо привлекать людей к настоящему искусству, формировать их вкусы и предпочтения. Театр в жизни общества играет немало важную  роль.Театр является духовно-интеллектуальным видом досуга и способствует формированию эстетического вкуса человека.  Первый вестник искусства театра, который, выйдя из его стен, привлекает новых зрителей, это театральный плакат.Плакат может быть неким напоминанием на стене театра о приближающейся премьере, а может быть частью городской культуры и придавать театральному событию особый статус, быть графическим образным символом спектакля. В тех случаях, когда театральный плакат является одним из компонентов презентации театра и является частью масштабной рекламной акции, жители города приобщаются к культуре. Увидев театральные плакаты в центре города, кто-то заинтересуется и прейдет на спектакль, но гораздо важнее, что люди точно будут знать о существовании данного театра и его репертуаре.

 Идея плаката как произведение искусства далеко не нова. В Европе искусство театрального плаката развивается уже третье столетье. Знаменитые художники неоднократно занимались оформлением афиш: Пикассо, Тулуз- Лотрек, Домье. Спустя годы, когда театр уже закрыт, спектакль снять и все растворилось во времени – театральный плакат остается жить и является памятью о давно ушедших событиях. Именно художественная ценность и память о грандиозных событиях, делают театральные плакаты произведениями искусства.

Театральный плакат — это графическая миниатюра спектакля, отражающая его суть и художественную идею; это оценка художника, его краткий вывод о просмотренном спектакле, пережитом театральном зрелище; и это анонс для зрителя, который предваряет театральные впечатления, поэтому театральный плакат оказывает комплексное воздействие и несет как прикладные функции, так и рекламные.

Целью дипломного проекта является разработка серии театральных афиш.создание целостного визуального образа. Так же предполагается разработка логотипа, рекламных программ,пригласительных и входных билетов.

Актуальность данного дипломного проекта заключается в том чтобы создать собственный стиль театра, который будет выделять Калининградский камерный театр на фоне других театров.

Театральная афиша прежде всего несет рекламные функции, Но её рекламные качества и задачи неотделимы от задач художественных,т.к  в сознании зрителей афиша входит в образ зрелища, наряду с маркой театра и характерной сценографией.

Основными задачами проектной части являются:

Изучение исторического развития афиши.

Исследование и анализ логотипов театров со структурной и графической точек зрения.  

Анализ театральной афиши 1920-1930-х годов.

В связи с тем, что театральный плакат рассчитан на массовое потребление, одной из рекомендаций может быть соблюдение однозначного толкования созданного образа для адекватного декодирования смысла и достижения максимального коммуникативного эффекта. Известно, что достоинством художественного произведения является возможность свободной интерпретации зрителем воспринимаемых смыслов и образов, что может порождать их «многозначность». Проектно-художественный образ в театральном плакате должен быть «внятным»; недопустимо, чтобы он «запутывал» или раздражал зрителя множественностью смысловых трактовок.



Из истории развития художественной афиши

Истоки афиши берут свое начало в наскальных рисунках. Во всех примитивных обществах ученые находят следы письма, знаков, принадлежащие к области коммуникации. Автор одной из первых книг по истории рекламы Дате в качестве первого образца рекламы приводит пример надписи на горе ЭнгШан, относящуюся к 2278 году до нашей эры.

Описание жизни средиземноморских цивилизаций, в частности Египта, удостоверяют, что так называемая наружная реклама существовала еще в древнейшие времена. Прообразом же афиши можно считать египетский папирус из Александрии (164 г. до н.э.). В нем говорится о поощрении за находку двух сбежавших рабов. До наших дней дошел внушительный объем информации о Великой Римской империи, которыйдопускает восстановление системы организации наружной рекламы, сопоставимую с современной. Отображение жизни средиземноморских цивилизаций, в частности Египта, свидетельствует, что так называемая наружная реклама была еще в древнейшие времена.

В. Сурмило пишет: «Из указаний Плиния, из раскопок в Помпее видно, что афиши были известны еще в Древней Греции и Риме, составляя необходимый атрибут театральных представлений». Е. А. Рапопорт так же отмечает в своей статье Помпеи: «При раскопках Помпеи были найдены таблички медные и деревянные с объявлениями.По сведениям археологов — предки современной афиши». Определенные датировки таких афиш даетГ.Мягкова, говоря о том, что в Греции первые афиши появились в IV в до н. э., а в Риме - в I в до н. э. Она же указывет два вида афиш: рисованные и написанные. Рисованные афиши были помещены в рамку прямо у входа в театр. В качестве места, где находили такие афиши, так же названы Помпеи. Исходя из сюжета представления, изображение на афише менялось. На ней могла быть изображена сценическая маска, «изображение всех масок пьес в одной раме в форме здания с колоннами и фронтоном», а так же иллюстрация одной из главных сцен представления. Афиши второго типа писались красными красками и вывешивались в местах большого скопления людей, обращая внимание людей всех сословий.

Во всех римских городах были поставлены так называемые альбумы — стены, побеленные известью, часто по-богатомудекорированные, на которых красной или черной краской были нанесены официальные сообщения, предназначенные для населения. В то же время на многолюдных, шумных городских улицах процветала частная реклама, например, театральные афиши с написанными крупным шрифтом именами актеров, а нередко и с изображениями отдельных сцен из спектаклей. Надо сказать, что театр был в то время явлением массовым и доступным, собиравшим большое количество людей разных сословий. На это в праздники из государственной казны по закону, принятому еще при Перикле, выделялись специальные средства — теорикон (с греч teorikon — зрелищные деньги). Происходило это с 395 по 339 г до н.э.Организаторы боев и зрелищ в Риме производили билеты, которые раздавались людям. На них находилась информация о действии. Часть из этих билетов так же расклеивалась. Позже они были увеличены в размере и украшались подобающими рисунками.

Настоящим прорывом в истории развития всего человечества и, а особенно в рекламе, учёные считают изобретение в 1440 году печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Это событие сделало возможным поставить производство рекламы на поток. Книготорговец Батдольд считается первым человеком, напечатавшим рекламный плакат. Это случилось через 42 года после открытия Гуттенберга, в 1482 году. Плакат призывал покупать новое издание «Геометрии Эвклида». К сожалению, этот плакат не сохранился.

Зато сохранился более поздний образец рекламы того времени: плакат 1491 г., который предлагал купить рыцарский роман «ПрекраснаяМелузина».

На ранних афишахтого периода не содержалось сведений об авторах или актерах. Такая реформа произойдет лишь в XVII веке. Изобретателем театральной афиши, которая, постепенно меняясь и обогащаясь, дошла до нашего времени, принято считать испанского поэта Козьмуд`Овиедо. Более обычный вид, ставший традиционным в современном понимании, афиша приобрела уже в 1789 году, во время Великой французской революции. Из способов распространения по-прежнему была расклейка афиш непосредственно у театра, но с освоением городской среды всё было сложнее. С увеличением количества афиш появились и нормы закона, которыерегламентировали распространение данного вида информации.

Со временем, афиша приобретает все больше значимости в общественной и политической жизни государств, становятся средством массовой информации. Поэтому светские власти стремятся урезать ее влияние. Известен эдикт Франциска I от 13 ноября 1539 года, предписывающий "законы впредь вывешивать на всеобщее обозрение на специально отведенных местах, писать их на пергаменте большими буквами и выставлять во всех шестнадцати кварталах Парижа и в пригородах, в публичных местах".История Франции, например, свидетельствует и о других, более строгих регламентах наружной рекламы того же периода. Так, законы от 5 февраля 1652 г. и от 15 января 1653 г. сдерживают свободу издания афиш и приемов их оформления.

В Италии совершенно по-новому подошли к данномувопросу (но факт новизны тут сомнительный, так как в Помпеях этот прием использовался намного раньше). Там появились предназначенные для расклейки афиш колонны - предшественник афишных тумб. Следом появились «ходячие» афиши или «живые» афиши, изначальнораспространившиеся в Западной Европе и Америке.

«В каждый период времени театральная афиша выполняла по отношению к театру различные задачи – от простого сообщения о представлении, до художественного произведения, создающего образ спектакля. Как пишет Лапина К.В. «до конца XIX века афиша выполняла вместе с оповещением о мероприятии функции программы. На ней было много текста, который должен был завлечь потенциального зрителя».

Свое окончательное оформление афиша получила лишь в XIX веке — к 1830 году. Именно XIX век стал знаковым в развитии плакатного искусства, побудив понятие «художественная афиша». 

В России хронологические рамки развития афиши более ограничены в сравнении с Западом. Связано это с тем, что долгое время в нашей стране отсутствовало само явление театра. Первыезападные актеры в России возникли во время правления Петра I. С ними же появились и первые афиши. В сущностивесь XVIII век они выглядели примерно одинаково по своему внешнему виду, что объясняется технической стороной их производства. «В основном это чисто шрифтовые издания, но иногда встречались афиши с гравированными изображениями и параллельным типографским текстом, печатавшимся по особым случаям с изображением «диковинных» действ». При Екатерине II была проведена нормализация внешнего вида афиш: они стали печататься на «восьмушке листа писчей голландской бумаги» тиражом в 100-300 экземпляров. Весь XVIII векпотребности театра в афишах выполняла Академическая типография. В 1796 году был выпущен Указ «О закрытии частных типографий», и, можно сказать, что на протяжении еще более чем пятидесяти лет монополией на афиши владела Дирекция Императорских театров.Развитию афиши в России в первую очередь поспособствовала отмена монополии Императорских театров в 1882 году. Немаловажным фактором была и научно-техническая революция второй половины XIX века, общее увеличение уровня торговли и промышленности, а так же культурный обмен, осуществляющийся при помощи профессиональных выставок, посвященных искусству афиши и плаката, в первую очередь, художественного направления. 

Художественная афиша. Основные даты и имена

Интенсивного роста художественной афишиприходится на вторую половину XIX века. Среди причин такого скачка К. В. Лапина выделяет усовершенствование метода хромолитографии, которое позволило печатать изображения быстро и массово. Кроме этого в России большую роль сыграла отмена монополии Императорских театров. Данный факт поспосбствовал появлению конкурирующих театров, которые должны были бороться за своего зрителя, и наиболее распространенным средством в этой борьбе была эффектная реклама. В качестве таковой стали выступать многоцветные рисованные афиши. 

«Последняя четверть XIX века — время широкого распространения плаката в Европе и Америке, прежде всего - во Франции», — пишет в одном из своих трудов Н. И. Бабурина. Так же она называет автора первого художественного плаката —  Жюля Шере, которого Эдуард Мане сравнивал с А. Ватто, а Ф. Фенеон называл его «Тьеполо рекламных щитов». Жюль Шере первым «отметил основные правила рекламного плаката: броскость изображения и лаконичность текста». Афиша стала полем для экспериментальной художественной деятельности. Немало знаменитых художников стало работать в этом жанре графики. Так афиша стала выходить из разряда предметов прагматичного характера и получила художественнуюзначимость. В середине XIX века одно из первых мест в жизни населенияФранции занимал театр. И с возникновением художественной афиши Ж. Шере в последней четверти XIX века художники активно использовали его находки, оставляя место для своих поисков формы, линии и цвета. 

Лидером в искусстве художественной афиши признается Анри де Тулуз-Лотрек, художник, чье имя увековечено в истории плакатной графики. Его афиши к многочисленным представлениям кабаре несут в себе несравнимую выразительность. Этот художник нашел наиболее удачные приемы оформления афиш. Некоторые из его разработок до сих пор используются в афишах и рекламе. Им «найден был стиль строгий, линейный, красочный, сведенный к необходимому». 

Стиль Модерн являлся господствующим в конце XIX века (ар-нуво, югендстиль), его влияние так же сказалось на развитии  художественной афиши. Наиболее важными художниками этого периодаявляются прежде всего — Альфонс Муха, создатель своего неповторимого стиля, которому подражали художники России, Европы и Америки, Поль Эмиль Бертон, Луи Морис Буте де Монвель, Леон Адольф Вийет, Жан Друа, Жак Карлю и другие. И хотя в этом списке не только художники Модерна, так или иначе этот стиль наложил свой отпечаток на всю графику того периода.

Многочисленные выставки, проводившиеся как в России, так и на Западеявляются доказательством высокого уровня искусства художественной афиши конца XIX века. Кроме этого афиша быстро заинтересовала коллекционеров. Чему, по мнению автора М. Шмелевой, служили такие факторы, как доступность, тяга к коллекционированию и тот факт, что над афишей работали известные художники. О факте коллекционирования афиш говорит то, что владелец типографии во Франции, некто Ше, начал производить ежемесячный выпуск подписного издания «Мастера Афиши», который состоял только из афиш. За пять лет существования издания вышло 240 плакатов тиражом в тысячу экземпляров. Таким образом,  афиша стала массовым видом искусства.

Основное время развития художественной афиши в Россиипришлось на последнюю четверть XIX — начало XX веков. Благодаря художникам дореволюционная афиша вышла на уровень полноценного жанра графики. Однако, нельзя сказать об исключительной художественности в деятельности создателей афиш. Все одолевалось методом проб и ошибок.Часто получалось так, что в угоду функциональности авторы делали акцент на избыточную красоту «в самом мещанском понимании этого слова». Н. И. Бабурина указывает на прямую историческую предпосылку появления изобразительной афиши — литографии А. Агина «100 рисунков к поэме «Мертвые души», вышедшей в 1846 году, а кроме этого, называет еще более ранние, обычно, никем не упоминаемые литографии рекламы шляп и вида на Москву, однако, они соответствовали скорее лубочной эстетике, которая и позже будет постоянно присутствовать в некоторых видах плакатов и афиш.

Начало развития художественной афиши приходится на время Международной выставки художественных афиш в Петербурге 1897 года. Это было первое мероприятие такого характера. Русских афиш там было представлено всего 28, и особо производящих большое впечатление среди них не было. Это были «первые русские плакатисты - художники, чью роль никак нельзя назвать прогрессивной», — пишет Н. И. Бабурина.

После ознакомления на выставке с работами западных коллег, русские художники стали активнее развивать это направление, чему сильнопоспособствовало объединение «Мир искусства», которое породило художников, экспериментировавших в жанре афиши. Несмотря на то, что данная деятельность была нерегулярной, они существенно обогатили этот вид прикладной графики. 

Влияние стилей в искусстве конца XIX - начала XX века на художественную афишу в России

Модерн был преобладающей стилистикой во всем, в том числе и в  прикладной графике, на рубеже XIX - XX вв. Этот стиль неоднократно посодействовал развитию искусстватеатрального плаката.

Историзм является не менее важным и имеющим большое значениенаправление для плакатной графики. В нем можно выделить несколько направлений, такие как: лубочная традиция, использование мифологии и фольклора. Сюда относятся афиши для Императорских театров как отображение официальной стороны применения историзма в афише.

Последним в ряду стилей выделяется зарождающаяся авангардная традиция. Это граница рассматриваемого временного периода — 1913-1914 гг. После него в стране, обществе и искусстве начались глобальные перемены. Футуризм, столь не похожий на другие стили,получит свое развитие именно после пограничного момента.

Художественная афиша в стиле историзм

Афиши к театральным постановкам конца XIX - начала XX века имели разную жанровую и стилистическую обработку. Как указывается в альбоме «Русский зрелищный плакат»: «Традиции лубка используются при сюжетах по литературным произведениям как одним из источников русского стиля».

Внутри историзма можно разделить две ветви: 

официальное

более свободное оформления. 

И в том, и в другом использовались неорусский стиль, лубок, русский фольклор. В зависимости от театров, данное направление принимало разные формы. Императорские театры, к которым относились Александринский драматический театр, Мариинский театр оперы и балета, Михайловский театр, Эрмитажный театр, Императорский большой театр в Москве —  в афишах этих театров были использованы достаточно строгие и лаконичные формы исполнения. Их можно назвать официальными по своему стилюи оформлению. 

Отличным примером официальным по своему стилю и оформлению является афиша В. Ильина для Мариинского театра к пятидесятилетию постановки оперы 1892 года М. И. Глинки «Жизнь за Царя». Строгая симметричность, бледная цветовая гамма, небольшое количество оттенков, разделение афиши на четкие зоны — все эти признаки характерны для официального оформления. Вид афиши должен был источать величие, но в то же время ее вид не должен был сильно бросаться. Более этого, используется неорусская стилистика — почти на половине афиши была изображена жизнь старой Москвы: стены Кремля, собор Василия Блаженного, площадь с собравшимися на ней боярами. Как пишет Дж. Боулт: «Весь XIX век — увлечение «русскостью», что активно вылилось в конце века». По центру расположен архитектурный элемент в виде части терема с окном, в котором находится памятник, увенчанный бюстом М. И. Глинки. Все подчиняется центральной линии афиши. Текст разбит на две колонки, которые объединены описанным выше архитектурным элементом.

Еще две афиши имеют схожий по оформлению характер: афиша к юбилею оперы «Жизнь за царя» 1892 г. только уже в Большом Императорском Московском театре, и афиша спектакля Малого театра в память Н. В. Гоголя 1902 г. В них явно прослеживается воздействие лубочной традиции, которое характерно для историзма — покадровое деление изображения. Характер изображений так же носит общенациональный колорит и русскую тематику. Также добавлены графические элементы – вензеля и рамки для портретов М. И. Глинки и Н. В. Гоголя. На афише спектакля «Жизнь за Царя» сильнее проявляетсяналичие барочных традиций — характерная орнаментальность, так же присутствие ангела, который держит свиток с именем композитора. Колорит обеих афиш сдержан: первая выполнена в серо-коричневых тонах, сепии, а вторая — черно-белая. Однако, даже без цветового оформления, афиши имеютдостаточно выразительный характер за счет работы с шрифтовой составляющей и изобразительного материала.

Афиша А. Васнецова к опере«Царь-плотник» в Большом Императорском театре Москвы, поставленная С. И. Зиминым, имеет незначительную изобразительную составляющую, но даже по ней — шапка афиши с изображением местности театральной площади XVII века— и по орнаменту в левой части афиши так жеотносится к историзму, а именно — неорусскому стилю.

Афиши Императорских театров, в частности — Эрмитажного театра, могли носить явный характер барочного оформления и содержать классицистические элементы. Примерами могут послужить две афиши: афиша небольшого формата к опере «Эликсир любви» на французском языке и эскиз афиши К. Сомова к комедии «Горе от ума», поставленной в Эрмитажном театре в 1902 году.

Первую афишу сложно отождествить в отношении театра, к которому она принадлежит. Судя по оформлению возможно, что она была выполнена для придворного театра. Ее размеры отличаются от привычных афиш. Существовало мнение, что подобные афиши были «внутренними» «афишками», которые  вывешивались прямо в помещении театра. В силу своей небольшой величины в руки они не передавались, но так же и не могли служить полноценными афишами. Данная афиша по своему оформлению отличалась от русских традиций: на ней изображены влюбленные во французских костюмах, два небольших пейзажа, амур, держащий сосуд с «эликсиром»; все это обрамлением которого служит вензель. В целом композиция соблюдена в стилистике барокко. 

Эскиз К. Сомова  наиболее полно показывает оформление, которое былоиспользовано Эрмитажным театром. К. Сомов был одним из постоянных художников-оформителей в этом месте. Он создал определенный визуальный образ, который опирался на все то же барокко, героическую военную символику и богатую орнаментику. Его колорит всегда спокоен, выдержан в небольшом количестве тонов в данном случае это серо-голубой тон с вкраплением желтого и золотого.

Историзм, применяемый к афишам можно разделить на два ветви. Одна из них, рассмотренная выше, дает официальное оформление афиш. Кроме этого существует более свободное оформление. По замечанию Н. И. Бабуриной, плакат для широких масс выражает свою связь с народом, прежде всего с произведением народного творчества — лубком. Это касается как рекламы товаров, так и развлекательной культуры. В театре лубок использовался меньше, чем в различных зрелищах, увеселениях и цирке. Влияние неорусского стиля на театральную художественную афишу более утонченного характера как правило ограничивается тем, что придает ей многокадровости. Лубочная традиция в театральных и других увеселениях для народа выглядит более непринужденной. Это яркое цветовое оформление, связь с мифологией и фольклором. «Народные гуляния и цирк тесно связаны с народной картиной». Характерными афишами в стиле историзма, и которые находятся в тесной связи с лубком являются афиши к зрелищам в Зоологическом и Михайловском садах. Как пишет Н. И. Бабурина: «Эта реклама в полном смысле слова художественная афиша, настолько значительное место отведено тексту». К примеру, афиша к спектаклю «Жар-птица» в Зоологическом саду 1902 года больше чем наполовину занята текстом. Но даже небольшая часть афиши, которая отведена под иллюстративную часть, очень выразительна, т.к. она удачно вписана в отведенное ей в верхней части афиши место и состоящая из отдельных кадров повествования.

Еще одна афиша, выполненная в лубочной традиции, представляет собой небольшое объявление с двумя небольшими сценками - иллюстрациями, которые играют скорее небольшой дополняющий изобразительный элемент, чем иллюстративный материал. Однако, в них прослеживается явное влияние народных мотивов. Афиша принадлежит театру Литературно-художественного общества и информирует о постановке «Потешные действия XVII века».  

Последнее рассматриваемое изображение в неорусском стиле — афиша В. А. Симова для Художественно-Общедоступного театра, выполненная к спектаклю по произведению А. Толстого «Смерть Иоанна грозного». Эта пьеса является  началом сценической деятельности для труппы Немировича-Данченко и Станиславского. К тому времени на данное произведение совсем недавно был снят запрет.Оформление афиши носит явный исторический характер — в ней  выполнена стилизация под заглавие страниц древних русских книг. Ведущей темой, выраженной в этой афише является тема«Русское» оформление».

Проявление стиля модерн в художественной афише

Стилистика модерна  в отличие от историзма носит более тонкий, искусный характер. Афиши, оформленные в стиле модерн, направлены, как правило, на аристократическую аудиторию: людей образованных, со вкусом и высоким уровнем дохода. Н. И. Бабурина указывает на то, что модерн являлся движущей силой для развития искусства плаката. Благодаря модерну, оно обогатилось различными образами, дало художником простор для выражения творческой мысли.  «Стиль модернкак нельзя лучше подходил для использования в рекламной графике. Модерн стремился украсить повседневную жизнь, сделать обыкновенную бытовую вещь «эстетичной»  выводит афишу на уровень большого искусства». Также модерн сделал прорисовку контуров главным выразительным средством, который с тех пор стал для плаката важнейшим критерием художественного качества и функциональной эффективности». Главная задача плаката и афиши — донести информацию до народа. При этом они могут пользоваться различными изобразительными средствами. Модерн взывал к вышестоящим на социальной лестнице, поэтому его язык был более образным, художественным и символическим. «В графике модерна уже была заложена та игра с мировосприятием зрителя, которая основана наразличной сосредоточениипри разглядывании объекта и пространства вокруг него». К базовым художественным принципам модерна относятся цветовые пятна с отсутствием тональных переходов, тонкий очерченный контур, подчиняющий форму своему движению, увлечение флоральными мотивами, обращение к культуре Востока, в особенности — японской гравюре. Выражение симпатии Японии было свойственно самому времени в целом и стилистике модерна в частности.

Пример увлечения японской культуры –афиша Н. В. Денисова в 1897 году для оперетты С. Джонса «Гейша История одного чайного дома» в театре Шелапутина,постановка — Блюменталь-Тамарина. Здесь японскимустоямотвечает как сама тематика оперетты, так и оформление афиши. На ней — удачная имитация японской живописи. Кроме того, афиша оконтована бамбуковой тростью, с которой как будто свисают свитки с изображением и названием оперетты. Написание названия так же подражаетяпонской каллиграфии — слова расположены вертикально и читаются сверху вниз, буквы с характерными «хвостиками» как при написании кистью. Данная афиша стала одной из первых объеденивших литографический рисунок и шрифт в сходстве с европейской традицией.

Кроме японской тематики существовалостремление к поиску художественных образов в культурах стран Востока в целом. Легкость парящих тканей, их многослойность ияркая палитра красок манила к себе художников. Немало поспособствовал распространению этого веяния Л. Бакст. Будучи членом объединения «Мир искусства» и художником-оформителем в дягилевской антрепризе, Л. Бакст своим творчеством привнес в модерн новую фигуральность, которой стали подражать не только его сограждане. Выражением подобной красочной работы является афиша к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году. Всю центральную, осевую часть афиши занимает танцовщица в богатом, сказочном костюме, явно навеянном культурами стран Востока: колорит мягкий, теплый, с преобладанием золота, ткани создают ощущение легкости, имеются перья, богатый головной убор и украшения на руках, инкрустация костюма камнями. Этот сияющий образ есть ни что иное как переработка для афиши эскиза Л. Бакста к костюму Т. Карсавиной в балете «Жар-Птица». Тексту занимает минимум места и расположен в нижнем углу афиши, его написание стилизовано под древнерусский шрифт, это приобщает его к богатой русской культуре, потому как «русские сезоны» не просто гастроли русских трупп в Европе, их цель — распространение русского искусства.

Один из тех примеров, где текст лаконичен и не превосходит над изображением это афиша ктрагедии У. Шекспира «Макбет» С. И. Панова, поставленной в Новом Василеостровском театре Санкт- Петербурга в 1910-е годы. В данном случае афиша представляет собой образ, обращающий внимание зрителя на смысл постановки. «Автор стремится передать несодержание, а идею произведения.»Н. И. Бабурина говорит о том, что композиция данной афиши своим делением на иллюстративную и текстовую части, а так же независимость этих частей, смысловое и композиционное равенство направлены на передачу эмоции. Сдержанность цветового решения и сам образ на афише стремятся донести до зрителя эмоциональный расклад трагедии. Однако данная символика и композиция будут понятны не всем, в них много символических отсылок, которые обычный рабочий человек неулавливал в силу своей неграмотности. Это еще раз обращает свое внимание на то, что стилистика модерна была избранной.

Помимо информационной функции художественная афиша могла представлять театр в целом, как в случае афиши для Театра Миниатюр. Афиша 1911, авторство принадлежит И. С. Школьнику. Композиция носит символический характер — женская танцующая фигура с бубном — просто образ танцовщица, но передача «зрелища» в целом. Это сочетание Танца и Музыки. Модерн часто использовал символические, устоявшиеся образы. Например, при изображении театра — маски, для обозначения балов — музыкальные инструменты, для маскарада — маски, образы Арлекина и Коломбины и т. д. В данном случае это собирательный образ. Линия тела полна движения, выражения динамики. Бубен в руках - отсылка к музыкальному искусству. Маска по центру в нижней части афиши является центральным указанием на искусство сцены. Колорит афиши выбран очень активный: контраст красного и зеленого цветов. Так афиша становится живой, призывающей и активной.

Продолжением использования подобной сценической стилистики можно найти в гастрольной афише театра-кабаре «Летучая мышь» во Франции в 1910-е годы и в афише Н. В. Ремизова для театра «Дома интермедий». Обе афиши тяготеют к эстетике итальянской «commediadell'arte», что проявляется в изображении героя этой комедии. В обоих случаях узнаваемым остается образ Арлекина. Он придает афишам броскости, веселости и красочности. Первая афиша была создана С. Судейкиным для театра-кабаре «Летучая мышь» во время гастролей в Париже в 1910-е годы. Данная афиша одна из самых знаметных в ряде русской художественной афиши по своей выразительности. Как пишет редактор альбома «Русский зрелищный плакат» А. Снопков, С. Судейкину удалось в ней «объединить декоративную красочность театрального действия с лаконичной выразительностью плаката». Композиция обрамлена багровыми кулисами. В нижней части из-за кулисы выглядывает Арлекин — его фигура как отсылка к шутовскому увеселению. Фон за кулисами представляет композицию из двух кругов: нижний круг — олицетворение Парижа и его темных туманных ночей, верхний — Москва с возвышающимися куполами и звездным небом. Объединяющим элементом для них является летучая мышь, находящаяся по центру композиции. Смысл достаточно прост — это сообщение между Москвой и Парижем с помощью зрелищ данного театра-кабаре.

Выразительной и лаконичной в исполнении можно назвать другую афишу с отсылкой на итальянскую комедию XV века — афишу неизвестного автора для театра «Дом интермедий» 1910 года.Как и в случае двумя предыдущими работами, изобразительная часть не выражает определенной постановки. Персонаж в маске скорее является символом сценического действа в целом. Он загадочен и этим интересен. Его взгляд и поза выражают желание заинтересовать и привлечь внимание. Губы растянуты в улыбке, но выражение лица нельзя назвать добродушным, оно скорее хранит в себе некую интригу. Эта игра с образом выполнена для привлечения зрителя, обращения его внимания на характер деятельности театра. Афиша композиционно делится на две части: 

изобразительную

текстовую части. 

Красная фигура шутанеряшливо лежит на верхней строке афиши, где расположенатекстовая часть, что придает образу шутливости и некоторой наглости.

Еще одним нововведением данного периода времени можно назвать индивидуализацию плаката. Если в историзме портрет относился к автору произведения и выглядел просто исторической отсылкой (как в рассмотренной выше афише к юбилею оперы «Жизнь за Царя» или к спектаклям в память о Н. В. Гоголе то в новом видении использования портрета в афише он является центральным, самостоятельным элементом, занимающим почти все пространство афиши и являющимся не столько рекламой театра или постановки, сколько рекламой самого артиста в определенной роли. Залогом успеха постановки становится актер, играющий главную роль: его у публики обеспечивает повышение кассового сбора театра или труппы за постановку. Лучшими примерами в этом отношении стоит назвать следующие две афиши: одна из них - неизвестного художника, выполненная для гастролей Ф. Шаляпина во Франции в 1909 году с «Русскими сезонами» другая — одна из самых знаменитых художественных театральных афиш — работа В. Серова к балету «Сильфиды» так же в рамках «Русских сезонов» в Париже. Обе афиши выполнены в один и тот же сезон — май-июнь 1909 года, но афиша В. Серова признается исследователями отправным пунктом в русском искусстве на пути создания персонолизации в афише.

Ф. Шаляпин предстает в образе Ивана Грозного, роль которого он исполнял в опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Ей и посвящена афиша. Выразительный портрет актера передает не только особенности его внешности — нос, серьезный взгляд, могущество, но и образ его роли — царя-громовержца. Афиша выполнена в темно-сером тоне с использованием голубого, что придает больший оттенок тяжскости и отсылает зрителя к эмоциональному фону постановки.

Афишу В. Серова по праву признают величайшим образцом художественной афиши. Н. И. Бабурина говорит об этой работе как о самом прекрасном театральном плакате. Общество и художественные критики утверждают, что автору удалось с точностью передать движение и грацию А. Павловой, не говоря уже об удивительном портретном сходстве. Ее знаменитыйэорнамент становится здесь визитной карточкой балерины и балета с ее участием. Художнику удалось передать невероятно органично летящий образ великой русской балерины. Французские зрители были покорены русскими балетами, поэтому афиша с таким изображением стала превосходной рекламой для гастролей мая-июня 1909 года. Так же стоит сказать о тонкости лини.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.