VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка и оценка эффективности плана по повышению конкурентоспособности продукции коммерческого предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000227
Тема: Разработка и оценка эффективности плана по повышению конкурентоспособности продукции коммерческого предприятия
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	5
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ	8
1.1 Характеристика организационно-экономических условий  функционирования предприятия	8
1.2 Оценка конкурентоспособности продукции и эффективности деятельности предприятия	14
1.3 Выявление внутренних и специфических резервов повышения конкурентоспособности продукции	24
2 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ  КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ	29
2.1 Алгоритм разработки плана по повышению конкурентоспособности продукции	29
2.2 Информационно-методическая база для обоснования решений  по получению конкурентных преимуществ продукции	31
2.3 Методика определения эффективности мероприятий по обеспечению повышения конкурентоспособности продукции	36
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ	39
3.1 Определение мероприятий по обеспечению повышения  конкурентоспособности продукции	39
3.2 Расчет ресурсоемкости и затрат на внедрение мероприятий	43
3.3 Социально-экономические результаты реализации плана по повышению конкурентоспособности продукции предприятия	50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
     
     Ключевым понятием в стратегическом развитии деятельности любого коммерческого предприятия является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.
     Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
     Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.
     Авторами экономической литературы отмечена тесная взаимосвязь между рентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы, что объясняет актуальность темы настоящей дипломной работы.
     Целью дипломной работы является разработка и оценка эффективности плана по повышению конкурентоспособности продукции коммерческого предприятия.
     Исходя из поставленной цели формулируются следующие задачи:
     1. Провести организационно-экономический анализ деятельности коммерческого предприятия, в котором следует дать характеристику организационно-экономических условий функционирования и эффективности деятельности предприятия, оценку конкурентоспособности продукции и выявить внутренние и специфические резервы повышения конкурентоспособности продукции.
     2. Рассмотреть технологию разработки плана по повышению конкурентоспособности продукции коммерческого предприятия, а именно определить алгоритм разработки плана по повышению конкурентоспособности продукции, информационно-методическую база для обоснования решений, и выбрать методику определения эффективности мероприятий по обеспечению повышения конкурентоспособности продукции.
     3. Разработать план повышения конкурентоспособности продукции коммерческого предприятия, который следует начать с определения мероприятий и расчета ресурсоемкости и затрат на внедрение мероприятий.
     4. На этом основании определить социально-экономические результаты реализации плана по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
     Объектом исследования является коммерческая фирма индивидуального предпринимателя Беседина Александра Викторовича, занимающаяся ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и мотоциклов.
     В рамках темы дипломной работы, а именно исследование конкурентоспособности продукции, была выбрана услуга по установке предпусковых подогревателей для автомобиля марки «Северс-М».
     Разработкой проблемы формирования, обеспечения, повышения и оценки уровня конкурентоспособности товаров занимались и продолжают заниматься многие ученые. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли такие зарубежные авторы, как Ансофф И., Лифиц И.М., Портер М. и др.
     В нашей стране научная постановка и изучение отдельных аспектов конкурентоспособности товаров и услуг нашли отражение в работах Бланка И.А., Нуралиева С.У., Фатхутдинова Р.А., Философовой Т.Г. и многих других.
     При обработке отчетных данных с тем, чтобы выявить закономерности, использованы современные методы экономико-статистического анализа, а именно структурно-динамический и коэффициентный анализ. Для анализа конкурентоспособности продукции использовались дифференциальный,  экспертный, интегральный методы оценки, а так же радарный метод оценки уровня конкурентоспособности (метод циклограммы).
     
     
     
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
     
1.1 Характеристика организационно-экономических условий 
функционирования предприятия
     
     Индивидуальный предприниматель Беседин Александр Викторович зарегистрирован 06 октября 2004 года в ИМНС России по г Тюмени № 3. Ему был присвоен ОГРН 304720328000021, внесен его ИНН 722400053394. Основным видом деятельности является розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, а так же торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, розничная торговля моторным топливом, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (Приложение 1).
     Дополнительными видами деятельности являются розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, табачными изделиями и алкогольными напитками, включая пиво.
     Основные показатели экономических результатов деятельности ИП Беседин А.В. приведем в следующей таблице.
     
     Таблица № 1.1
Основные показатели экономических результатов
Показатель
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение 2013-2011 г.
1
2
3
4
5
Валюта баланса, тыс. руб.
16610
11769
19692
3082
Стоимость основных средств, тыс.руб.
335
246
196
-139
Доля основных средств в валюте баланса, %
2,0
2,1
1,0
-1,0
Стоимость оборотных активов, тыс.руб.
16274
11523
19496
3222
Доля оборотных активов в валюте баланса, %
98,0
97,9
99,0
1,0
Собственный капитал, тыс. руб.
12996
9370
18083
5087
Выручка от реализации, тыс. руб.
76681
79805
131529
54848
     Продолжение таблицы 1.1
1
2
3
4
5
Себестоимость продаж, тыс. руб.
56846
71943
93981
37135
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.
8630
(4209)
8712
82
Рентабельность продаж, %
11,3
-
6,6
-4,7
     
     Обратим внимание на увеличение валюты баланса за анализируемый период. Это произошло из-за увеличения стоимости оборотных активов. Собственный капитал также увеличивается на 5087 тыс. руб.
     Выручка от реализации продукции, работ и услуг увеличилась на 55 млн. руб. за 2011-2013 годы. Чистая прибыль по отношению к базисному 2011 году увеличилась на 82 тыс.руб. В 2012 году компанией получен чистый убыток в размере 4209 тыс.руб., но к концу 2013 года финансовая ситуация выправилась, рентабельность продаж составила 6,6%, что ниже базисного года на 4,7%. Это характеризует исследуемую компанию как достаточно стабильную, т.к. за отчетный период руководство сумело вывести отметку чистой прибыли на положительный уровень.
     Структура предприятия – это состав и состояние его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект [7, с. 43]. Структура предприятия определяется следующими основными факторами:
- размером предприятия;
- отраслью производства;
- уровнем технологии и специализации предприятия.
     Производственная структура предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.
     Фирма ИП Беседин А.В. имеет организационную структуру, представленную на рисунке № 1.1 и управленческую структуру, представленную на рисунке № 1.2.
     

     
Рисунок № 1.1. Организационная структура ИП Беседин А.В.
     

     
Рисунок № 1.2. Управленческая структура ИП Беседин А.В.
     
     Далее проведем анализ финансового состояния компании ИП Беседин А.В. Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта является важнейшим условием успешного управления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые и налоговые органы [5, с. 55].
     Информационной базой для проведения анализа финансового состояния является бухгалтерская документация, в т.ч. годовой отчет (Приложения 2-7).
     
     Таблица № 1.2
Оценка финансовой устойчивости
Показатели
Норматив
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение
2013-2012 г.
Собственный капитал, тыс.руб.
-
12996
9370
18083
8 713
Стоимость имущества, тыс.руб.
-
16610
11769
19692
7 923
Коэффициент независимости 
?0,5
0,78
0,80
0,92
0,12
Коэффициент финансовой устойчивости
?0,5
0,78
0,80
0,92
0,12
     
     Проведя анализ финансовой устойчивости фирмы ИП Беседин А.В., отметим, что краткосрочных и долгосрочных заемных средств, в т.ч. кредитов и займов нет на протяжении всего анализируемого периода, поэтому коэффициенты финансовой зависимости, финансового риска и финансирования, в состав которых входят эти показатели, мы не рассчитываем и принимаем нормативными.
     Поэтому же коэффициент независимости и финансовой устойчивости равны и соответствуют нормативной отметке.
     Следовательно, фирма ИП Беседин А.В. финансово устойчива на протяжении анализируемого периода.
     
     Таблица № 1.3
Оценка платежеспособности
Показатели
Норматив
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение
2013-2012 г.
Денежные средства, тыс.руб.
-
384
481
1069
588
Краткосрочные финансовые вложения, тыс.руб.
-
0
80
3711
3 631
Дебиторская задолженность, тыс.руб.
-
6142
585
3689
3 104,00
Запасы, тыс.руб.
-
9724
10376
9027
-1 349,00
Краткосрочные обязательства, тыс.руб.
-
3614
2399
1609
-790
Коэффициент абсолютной ликвидности
?0,2-0,25
0,11
0,23
3,0
2,77
Критический коэффициент покрытия
?0,7-1
1,81
0,48
5,3
4,82
Общий коэффициент покрытия
?1
4,5
4,8
10,9
6,10
     
     Коэффициент абсолютной ликвидности, т.е. способность предприятия погасить свои текущие обязательства наиболее ликвидными активами ниже нормы в 2011 году, но к концу рассматриваемого периода он, как и все остальные рассчитанные коэффициенты, превышают нормативные значения в несколько раз. ИП Беседин А.В. можно считать в 2013 году абсолютно платежеспособным и ликвидным.
     
     Таблица № 1.4
Оценка рентабельности
Показатели
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение
2013-2012 г.
Прибыль чистая, тыс.руб.
8630
-4209
8712
12 921
Выручка от реализации, тыс.руб.
76681
79805
131529
51 724
Собственный капитал,  тыс.руб.
12996
9370
18083
8 713
Стоимость имущества, тыс.руб.
16610
11769
19692
7 923
Рентабельность имущества, %
52,0
-35,8
44,2
80
Рентабельность собственного капитала, %
66,4
-44,9
48,2
93,1
Рентабельность продаж, %
11,3
-5,3
6,6
11,9
     
     Из-за полученного ИП Беседин А.В. убытка в 2012 году все рассмотренные показатели рентабельности снижаются, но в 2013 году ситуация выправляется до положительных отметок. Таким образом, общество становится рентабельным, хотя в динамике за анализируемый период наблюдается снижение рассчитанных показателей.
     
     Таблица № 1.5
Оценка деловой активности
Показатели
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение
2013-2012 г.
1
2
3
4
5
Выручка от реализации, тыс.руб.
76681
79805
131529
51 724
Себестоимость реализации, тыс.руб.
56846
71943
93981
22 038
Запасы, тыс.руб.
9736
10376
9027
-1 349
Стоимость имущества, тыс.руб.
16610
11769
19692
7 923
Собственный капитал, тыс.руб.
12996
9370
18083
8 713
Общий коэффициент оборачиваемости
4,6
6,8
6,7
-0,10
Оборачиваемость имущества, дн.
79
54
55
1
Коэффициент оборачиваемости запасов 
5,8
6,9
10,4
3,5
     Продолжение таблицы 1.5
1
2
3
4
5
Оборачиваемость запасов в днях
63
53
35
-18
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
5,9
8,5
7,3
-1,2
Оборачиваемость собственного капитала, дн.
62
43
50
7
     
     Для оценки деловой активности фирмы ИП Беседин А.В. мы рассчитали показатели оборачиваемости различных элементов, на основе чего делаем вывод, что общество не повышает деловую активность, т.к. почти все коэффициенты оборачиваемости сокращаются, а периоды оборотов, соответственно, увеличиваются. Увеличение скорости возврата вложенных ресурсов наблюдается только в отношении запасов.
     Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его работы, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе [5, с. 52].
     В соответствии с годовой бухгалтерской отчетностью  проанализируем финансовый результат, т.е. чистую прибыль и ее составляющие по отношению к полученной выручке. Расчет выполним в следующей таблице.
     
     Таблица № 1.6
Структурный анализ чистой прибыли
Показатель
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение 
2013-2012 г.

Тыс. руб.
%
Тыс.
руб.
%
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Выручка
76681
100
79805
100
131529
100
51724
0
Себестоимость продаж
(56846)
74,1
(71943)
90,1
93981
71,5
165924
-18,6
Валовая прибыль
19835
25,9
7862
9,9
37548
28,5
29686
18,6
Коммерческие расходы
(10414)
13,6
(10749)
13,5
26741
20,3
37490
6,8
Прибыль от продаж
9421
12,3
(2887)
3,6
10807
8,2
13694
4,6
     
     Продолжение таблицы 1.6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Прочие доходы
1
0,0
127
0,2
49
0,04
-78
-0,16
Прочие расходы
(792)
1,0
(1449)
1,8
2144
1,6
3593
-0,2
Прибыль от прочих доходов и расходов
(791)
1,0
(1322)
1,7
(2095)
1,6
-773
-0,1
Прибыль до налогообложения
8630
11,3
(4209)
5,3
8712
6,6
12921
1,3
Чистая прибыль
8630
11,3
(4209)
5,3
8712
6,6
12921
1,3
     
     Уровень себестоимости продаж по отношению к выручке от реализации товаров составляет 74% в 2011 году и 90% в 2012 году, что слишком высоко для торговых предприятий. Как результат, в 2012 году компания получила убыток от продаж. В 2013 году в связи с ростом прибыли и снижением процента себестоимости продаж в сумме выручки наблюдается увеличение валовой прибыли и, как следствие, прибыли от продаж.
     От прочих операций так же получен убыток на протяжении анализируемого периода, однако на этом фоне наблюдается увеличение чистой прибыли на 82 тысячи рублей.
     Что касается прочих доходов, их отношение к выручке составляет всего 0,2%. Однако, к концу 2012 года у компании появились финансовые вложения, по которым ожидается доход, тогда к концу 2013 года можно ожидать увеличения этого показателя и улучшения финансового результата в целом.
     
1.2 Оценка конкурентоспособности продукции и эффективности
деятельности предприятия
     
     В рамках темы дипломной работы мы рассмотрим предоставляемый фирмой предпусковой подогреватель двигателя «Северс-М», устанавливаемый в автосервисе, принадлежащем ИП Беседин А.В.
     Анализы маркетинговых исследований убедили в том, что такой продукт востребован рынком. В связи с этим было принято решение о закупке и предоставлении услуг по установке данного российского автомобильного подогревателя, отвечающего всем современным требованиям к качеству и функциональности.
     «Северс-М» предназначен для предпускового подогрева двигателей внутреннего сгорания транспортных средств и агрегатов, имеющих жидкостную систему охлаждения. Подогреватель подходит как для легковых, так и для грузовых автомобилей отечественного и импортного производства.
Подогреватель представлен тремя модификациями (Приложение 8):
- Северс-М1 (1 кВт) - для легковых автомобилей с объемом двигателя до 1,5 л.;
- Северс-М1 (1,5 кВт) - для легковых автомобилей с объемом двигателя более 1,5 л., а также для автомобилей класса «Газель»;
- Северс-М2 (2 кВт) - для среднетоннажных автомобилей;
- Северс-М3 (2 и 3 кВт) - для большегрузных автомобилей.
     Устройство подогревателя:
     Горизонтальное исполнение - исключает возможность попадания тосола в электрическую часть подогревателя, что делает его эксплуатацию более безопасной.
     Клапан шариковый - обеспечивает направленную циркуляцию повышенной температуры жидкости через подогреватель в системы охлаждения двигателя.
     Терморегулятор - обеспечивает оптимальный прогрев двигателя, не позволяет подогревателю нагреваться выше заданной температуры, что защищает устройство от перегрева и экономит электроэнергию.
     Термовыключатель - защищает подогреватель при ненормальной работе (недостаточное количество охлаждающей жидкости или ее отсутствие), в случае выхода из строя (отказа) терморегулятора.
     Основные технические характеристики и особенности конструкции:
- Мощность 1.0, 1.5, 2.0, 3.0 кВт ;
- Номинальное напряжение 220В;
- Род тока – переменный, частота 50 Гц;
- Корпус из анодированного алюминия;
- Герметичная конструкция корпуса с электронагревательным элементом полностью исключающая попадание охлаждающей жидкости в электрическую часть;
- Терморегулятор (температура срабатывания 90°С (не ниже);
- Термовыключатель (температура срабатывания 140°С (не выше);
- Малые габариты позволяют удобно разместить подогреватель в подкапотном пространстве.
     Принцип работы подогревателя заключается в том, что охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) нагревается в корпусе подогревателя. Вследствие меньшей плотности нагретая жидкость начинает направленно циркулировать и поступать в рубашку охлаждения двигателя. Место нагретой жидкости занимает более холодная. Так устанавливается естественная термосифонная циркуляция охлаждающей жидкости. Терморегулятор автоматически поддерживает температуру охлаждающей жидкости в заданных пределах, а аварийный термовыключатель предотвращает выход из строя подогревателя при отсутствии в нем охлаждающей жидкости (двойная степень защиты). Время разогрева двигателя зависит от климатических условий (температура, ветер), а также от условий стоянки автомобиля (открытая стоянка, гараж).
     Проведем анализ конкурентоспособности предпускового подогревателя двигателя «Северс-М», основными задачами которого являются [25, с. 223]: 
     - изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
     - анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
     - оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
     - разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
     - оценка эффективности производства и сбыта продукции. 
     Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [2].
     Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [25, с. 229].
     Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики [19, с. 10]. Средство конкуренции - это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. 
     Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами — фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить в виде модели, предоставленной на следующем рисунке.
     

Рисунок № 1.3. Лучевая модель конкуренции
     Действие множества субъектов направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней. Зону тотальной конкуренции достигают только субъекты, товар (услуга) которых полностью удовлетворяют потребности данного сегмента рынка. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются.
     Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема конкурентоспособности наиболее актуальна для модели совершенной конкуренции, в которой присутствует элемент жесткой состязательности, и не актуальна для монопольного, дефицитного рынка.
     Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам [25, с. 229]:
- техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
- эстетическим (внешний вид товара);
- нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
     Задачи анализа:
- оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
- изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
- разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
     На сегодняшний день проблему повышения конкурентоспособности товаров в своих научных трудах рассматривали как отечественные, так и зарубежные ученые, которые в своих работах данные ученые исследовали теоретико-методологические и экономико-организационные аспекты обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятий.
     Проведем оценку конкурентоспособности предпусковых подогревателей «Северс-М» дифференциальным методом оценки уровня конкурентоспособности товара, который основан  на  сопоставлении  параметров  оцениваемых  товаров с соответствующими параметрами базового образца посредством расчёта единичных показателей [36, с. 55].
     Значения параметров базового образца (идеального товара) формировались, исходя из наилучших, с позиций конкурентоспособности, значений технических и экономических параметров оцениваемой продукции.
     Те характеристики, которые невозможно выразит численно, оцениваются по пятибалльной шкале.
     Для определения конкурентоспособности товара выберем наиболее часто использующийся предпусковой подогреватель мощностью 1,5 кВт, который подходит для отечественных и легковых автомобилей наиболее распространенных марок.
     Для распределения приведенных в следующей таблице марок подогревателей по уровню конкурентоспособности определялись отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями [36, с. 55].
     Если увеличение параметра (Рi) приводит к повышению конкурентоспособности продукции, то используется следующая формула:
     
     	,	(1.1)
     
     Если увеличение параметра (Рi) приводит к снижению конкурентоспособности продукции, то используется следующая формула:
     
     	,	(1.2)
     
     Таблица № 1.7
Исходные данные для оценки конкурентоспособности
предпускового подогревателя «Северс-М»
№
Модель
Северс-М
Старт-М
Альянс
Магнум
Лунфэй
Идеальный товар
1.
Мощность, кВт
1,5
1,5
1,5
1,5
2,0
1,5
2.
Цена, руб./шт.
2000
2100
1300
1300
1400
1300
3.
Масса, кг
0,7
0,8
0,9
0,95
0,98
0,7
4.
Температура 
срабатывания
90
80
80
95
80
80
5.
Производитель
Ижевск (3)
Тюмень 
(5)
Тюмень
(5)

Ижевск
(3)
Китай
(1)
5
6.
Гарантия, мес.
24
24
12
12
12
24
     
     Для оценки конкурентоспособности анализируемого товара в формулы  подставляем исходные данные из таблицы 1.7, причем для таких параметров, как, оценка производителя и гарантийный срок используется формула (1.1), т.к. их увеличение ведет к увеличению конкурентоспособности, а для мощности, цены, массы и температуры срабатывания используется формула (1.2), т.к. их увеличение приводит к снижению конкурентоспособности.
     Результаты оценки конкурентоспособности предпусковых подогревателей предоставлены в следующей таблице.
     
     Таблица № 1.8
Результаты оценки конкурентоспособности 
подогревателя «Северс-М» и товаров - конкурентов
№
Модель
Северс-М
Старт-М
Альянс
Магнум
Лунфэй
Значимость оценок
1.
Мощность, кВт
1
1
1
1
0,75
0,1
2.
Цена, руб./шт.
0,65
0,62
1
1
0,93
0,3
3.
Масса, кг
1
0,88
0,78
0,74
0,71
0,2
4.
Температура 
срабатывания
0,89
1
1
0,84
1
0,1
5.
Производитель
0,6
1
1
0,6
0,2
0,2
6.
Гарантия, мес.
1
1
0,5
0,5
0,5
0,1
7.
Интегральный коэффициент
0,804
0,862
0,906
0,802
0,686
-
     
     Таким образом, при анализе конкурентоспособности предпусковых подогревателей, можно сделать следующие выводы:
- по своим характеристикам, наиболее близок к идеальному товару подогреватель «Альянс» и «Старт-М». Они совпадают по четырем характеристикам из шести с идеальным образцом;
- но, тем не менее, основная характеристика для «Старт-М» (цена) достаточно высокая по сравнению с другими образцами;
- аналогичная картина, т.е. достаточно высокая цена наблюдается у подогревателя «Северс-М»;
- подогреватель китайского производства «далек от идеала» и совпадает с образцом лишь по одному параметру, но превышает 
     Расставим значимость оценок экспертным методом. Использование экспертного метода и, как следствие, снижение объективности оценок и трудность в оценке некоторых характеристик являются основными недостатками метода. Однако, удобство анализа ? это достоинства этого метода.
     Дополнительно отметим, что наибольшую значимость для потребителя имеет цена товара, а для продавца – его закупочная цена, в которую входит и доставка.
     Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
     Чтобы распределить приведенные в таблице предпусковые подогреватели по уровню конкурентоспособности, рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности по каждому, используя следующую формулу:
     
     		(1.3)
где ai - вес i-го параметра;
   n - число оцениваемых параметров.
     Результат сравнительного анализа интегральных коэффициентов конкурентоспособности предпусковых подогревателей по основным конкурентам и рассматриваемому предприятию показан на рисунке № 1.4.
     

Рисунок № 1.4. Сравнительный анализ интегральных 
коэффициентов конкурентоспособности подогревателей
     
     Сравнительный анализ интегральных коэффициентов конкурентоспособности предпусковых подогревателей двигателя показал, что самое высокое значение имеет «Альянс». Товар анализируемого предприятия находится на третьем месте и имеет значение интегрального коэффициента 0,804.
     Для наглядности используем радарный метод оценки уровня конкурентоспособности (метод циклограммы), который представляет собой диаграмму сопоставления показателей (параметров) конкурентоспособности, на которой не только наглядно видно, по какому из них один товар превосходит или уступает другому, но и которая позволяет судить об уровне конкурентоспособности сравниваемых товаров в целом [36, с. 94].
     Для построения используем данные об исследуемом товаре «Северс-М» и наиболее конкурентоспособных подогревателей «Альянс».
     
Рисунок № 1.5. Радар (циклограмма) конкурентоспособности
подогревателей «Северс-М» и «Альянс»
     
     На этих шкалах откладывают значения показателей оцениваемого изделия и аналога. Точки соединяют между собой и получают два многоугольника. Из этой «паутины конкурентоспособности» видно, что площадь, занимаемая многоугольником оцениваемого товара, меньше площади, занимаемой многоугольником аналога «Альянс». Это свидетельствует о том, что по уровню конкурентоспособности оцениваемый образец уступает аналогу, хотя значения отдельных параметров оцениваемого изделия равны значениям этих параметров аналога. Окружность на циклограмме характеризует максимально возможный уровень конкурентоспособности, т.е. тот, который может быть достигнут. На осях (шкалах) расстояние от центра до окружности соответствует предельному значению показателя.
     
1.3 Выявление внутренних и специфических резервов повышения
конкурентоспособности продукции
      
     Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью повышения конкурентоспособности [23, с. 137]. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.
     В рамках темы дипломной работы мы выбрали услугу по установке предпусковых подогревателей двигателя неавтономного типа «Северс-М», т.к. данная услуга пользуется недостаточным спросом среди клиентов автосервиса и носит ярко выраженный сезонный характер.
     В целях выявления резервов более эффективного использования производственных мощностей компании проведем анализ его себестоимости и получаемой на этой основе прибыли в следующей таблице.
     Отметим, что для получения данных об оплате труда автомеханика за один час мы обратились к «Расчетным листкам» (Приложение 9), получив искомую величину делением оплаты труда на отработанное количество часов. Для упрощения расчетов другие затраты, например, электроэнергию, учитывать не будем, поскольку они сравнительно незначительны.
     Таблица № 1.9
Стоимость установки предпускового подогревателя «Северс-М»
на легковые автомобили отечественного и импортного производства
Показатель
Отечественные
Иномарки
Среднее
Стоимость за комплект, руб.
2000
2000
2000
Стоимость установки, руб.
1000
2500
1750
Время  установки, ч.
1,2
3,0
2,1
Пусконаладочные работы, ч.
1
1
1
Оплата труда, руб.
282,35
513,36
397,85
Выручка, руб.
3000
4500
3750
Себестоимость, руб.
2282,35
2513,36
2397,85
Прибыль, руб.
717,65
1986,64
1352,15
Рентабельность продаж, %
23,9
44,1
36,1
     
     Определив выручку, себестоимость установки и, соответственно, прибыль, полученную с одного обслуженного автомобиля, мы рассчитали рентабельность продаж как отношение полученной прибыли к сумме выручки и отметили, что выгоднее обслуживать иномарки, чем отечественные автомобили, хотя затраты труда на них выше.
     Далее сделаем выборку за три отчетных года по установленным предпусковым подогревателям и рассчитаем их долю в выручке.
     Поскольку ИП Беседин А.В. является плательщиком Единого Налога на вмененный доход, то вместо кассового аппарата на станции технического обслуживания имеет право использовать квитанции строгой отчетности, в которых есть сводные вкладыши, на основании которых мы и получим искомые данные (Приложение 10). Результат оформим в виде таблицы.
     
     Таблица № 1.10
Выручка от установки предпусковых подогревателей «Северс-М»
Месяц
2011 г.
2012 г.
2013 г.

ед.
руб.
ед.
руб.
ед.
руб.
1
2
3
4
5
6
7
Январь
17
61500
20
78000
15
52500
Февраль
12
46500
8
30000
19
67500
Март
2
6000
5
15000
0
0
Апрель
0
0
1
4500
0
0
Май
0
0
0
0
0
0
     Продолжение таблицы 1.10
1
2
3
4
5
6
7
Июнь
0
0
0
0
0
0
Июль
0
0
0
0
0
0
Август
0
0
2
9000
0
0
Сентябрь
7
24000
1
4500
3
9000
Октябрь
8
30000
16
57000
22
76500
Ноябрь
20
75000
12
81000
24
85500
Декабрь
27
99000
10
87000
23
78000
Итого
93
342000
75
366000
106
369000
     
     Обратим внимание, что по данной услуге за анализируемый период есть «пустые» месяцы, т.е. услуга носит сезонный характер. На этом основании построим график сезонных колебаний.
     

Рисунок № 1.6. График сезонных колебаний
     
     Колебания спроса в зависимости от времени года связаны прежде всего с изменением погоды и климатическими условиями [4]. 
     Колебания в пределах 10–20% от среднестатистического месячного объема продаж порой незаметны и не наносят существенного вреда бизнесу. Особенно при условии, что предприятие успешно осуществляет свою деятельность и объем продаж по итогам года стабильно увеличивается. Такие колебания считаются умеренно сезонными и не требуют серьезного вмешательства, хотя их не стоит игнорировать при планировании.
     В нашем случае эти колебания более существенны. Как видно из графика, этот вид деятельности данной компании носит ярко выраженный сезонный характер: четко различимы пик продаж, который приходится на декабрь-январь, и резкое падение до нуля летом. Подобные колебания повторяются на протяжении трех лет примерно в одни и те же месяцы, что объясняется сезонностью услуги.
     Считается, что благодаря высокой рентабельности за короткий сезонный всплеск потребительской активности можно заработать столько, что это компенсирует период простоя по анализируемому виду услуги. Рассмотрим, так ли это.
     В следующей таблице рассчитаем долю в выручке компании от установки предпусковых подогревателей «Северс-М».
     
     Таблица № 1.11
Доля от установки подогревателей в выручке предприятия
Показатель
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Отклонение 2013-2011 г.,
(+,-)
Выручка, тыс. руб.
76681
79805
131529
+54848
Выручка от подогревателей, тыс. руб.
342
366
369
+27
Доля, %
0,45
0,46
0,28
-0,17
     
     Анализируя полученную таблицу, обратим внимание на низкую долю выручки от установки предпусковых подогревателей в общей выручке компании, причем эта доля имеет тенденцию к снижению.
     Таким образом, даже «пиковые» .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44