VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005168
Тема: Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего  образования 

																«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Институт Социально-педагогический

Направление (специальность) 44.03.02 Психолого - педагогическое образование

Направленность (профиль) Психология и педагогика начального образования

Выпускающая кафедра педагогики и психологии





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

на тему:



«Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших

 школьников»





Автор работы: Гречушкина Ольга Александровна







Руководитель работы: доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Судакова Марина Вячеславовна

                                                                                                  __________________________

                                                                                                            (подпись)





Консультант: зав. филиалом МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  в с. Новокленское Первомайского района Тамбовской области Дрожжина Наталия Викторовна



                                                                                                  __________________________

                                                                                                            (подпись)







Допускается к защите на ГАК

Заведующий кафедрой

кандидат психологических наук, доцент

Корепанова Е.В.

     

   Подпись ___________________











МИЧУРИНСК – НАУКОГРАД – 2017

Содержание

Введение.....................................................................................................3

Глава 1 Развитие ребенка в младшем школьном возрасте и особенности его познавательных процессов....................................................................5

1.1 Психолого - педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.............................................................................................5

1.2 Психологическая структура учебной деятельности и ее формирование на начальных этапах обучения..............................................................13

1.3 Основные причины неуспеваемости младших школьников.........17

Глава 2 Предупреждение и преодоление неуспеваемости в младшем школьном возрасте............................................................................................25

2.1 Классификация групп неуспевающих детей..................................25

2.2 Психолого - педагогическая характеристика неуспевающего ребенка...................................................................................................................31

2.3 Пути устранения неуспеваемости в младшем школьном возрасте..........................................................................................................................40

Заключение..............................................................................................56

Список литературы.................................................................................59

Приложения.............................................................................................64























Введение

В жизни каждого ребенка очень важным этапом является начальное школьное обучение. Именно от успешной учебы зависит вся его дальнейшая судьба. Как правило, отставание в учебном процессе в младшем школьном возрасте в будущем не компенсируется. Низкий темп чтения, слабое развитие вычислительных навыков, неразвитость письменной речи – все это пагубно сказывается на дальнейшей учебной деятельности в подростковом и юношеском возрасте.  Поэтому стоит обратить внимание на качественное и успешное обучение детей уже на ранних его этапах.

Известно, что успеваемость – это  степень совпадения итогов учебной деятельности с тем, что нужно усвоить по учебной программе. Широкое понятие «успешности обучения» несет в себе внешнюю оценку деятельности школьника окружающими, но в это определение обязательно вносится удовлетворенность самим учеником как учебным процессом, так и результатами обучения. Неуспеваемости ребенка, если у него отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав  ему своевременную помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.

Очень важно обеспечить каждому ребенку успех в обучении уже на начальных его этапах. К сожалению, данная задача не всегда решается, и  часто причиной этого является недостаточная психологическая грамотность учителя. Поэтому наше исследование является актуальным и важным для современной школьной практики.

Цель исследования состоит в выявлении  основных психолого - педагогических причин неуспеваемости  и определения путей их профилактики и преодоления.

Объектом исследования являются психолого - педагогические причины неуспеваемости младших школьников. 

Предмет исследования: неуспевающий школьник с конкретными проблемами в обучении.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники информации по проблеме исследования;

2)  выявить причины неуспеваемости детей в  начальной школе;

3) проследить взаимосвязь уровня развития познавательных процессов и успешности учебной деятельности учащихся;

4) разработать рекомендации для  педагогов и родителей по работе с неуспевающими детьми;

Гипотеза исследования: в данном исследовании мы выдвигаем предположение о том, что педагоги и психологи, при тесном взаимодействии с семьей неуспевающего ученика, могут оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные причины этих трудностей и строя коррекционную работу на этой основе.

Методологические подходы: Д. Б. Эльконин занимался исследованием детской психологии, А. Н. Леонтьев изучал психологическое развитие ребенка, П. П.  Блонский исследовал психологию младшего школьнльного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседа,  методика «Лесенка», анкетирование, опросник «Уровень тревожности ребенка», количественный и качественный анализ данных.

Теоретическая значимость заключается в  анализе существующих разработок по проблемам неуспеваемости у младших школьников.

Практическая значимость: результатами  нашей  работы могут воспользоваться учителя начальных классов, студенты педагогических колледжей и высших учебных заведений.

База исследования: филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Новокленское.

Объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

Глава 1 Развитие ребенка в младшем школьном возрасте и особенности его познавательных процессов

1.1 Психолого - педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста

Изучением психологических особенностей детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные педагоги и психологи (Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., Выготский Л. С.).

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. Границы данного  периода  установлены с 6 – 7  до 10 – 11 лет. В это время происходит как физическое, так и психическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

П. П. Блонский отмечал, что «младший школьный возраст –   это период значительных позитивных  изменений в развитии ребенка»[8, с. 257].

Кравцова С. Е. в свою очередь отмечает, что  «младший школьник имеет ряд физических особенностей по сравнению с дошкольниками и более старшими детьми» [28, с. 4]. Костная система в младшем школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не завершен. Это надо учитывать, требуя от детей  правильной посадки во время занятий. Не следует слишком утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев рук для них еще трудны. Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей.

Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки  опережают мальчиков. Сердечно – сосудистая система у младшего школьника еще недостаточно развита, поэтому не надо допускать  переутомления во время  учебных занятий и игр.

Начало обучения приводит к глобальным изменениям социального развития ребенка. Выполняя роль ученика, он уже обладает социальными правами и обязанностями и является субъектом общества.

«Младший школьный возраст – это время, когда идет процесс формирования новых отношений с окружающими, – писал В.А. Сластенин.  Авторитетом для детей становятся  их одноклассники, друзья» [48, с. 511].

Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что «цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми» [13, с.57]. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться. Одна из типичных ситуаций такого рода –  выполнение ребенком какого – либо поручения.  Дети в этом возрасте могут вступать в  контакт с ровесниками и поддерживать его долгое время. У них формируется понятия  взаимопомощи, доброты,  самостоятельности,  честности,  уверенности в себе. 

Стоит отметить, что в исследованиях отечественных психологов Гуткина Н. И. и Курцева З. И. были отмечены главные психические новообразования, которые помогают  взрослым сформировать у ребенка  самостоятельность поведения. Таковыми  являются:

1) формирование достаточно устойчивых мотивов поведения;

2) наличие конкретных целей;

3) выделение в сложной форме поведения относительно самостоятельных и небольших действий;

4) умения ориентироваться на внешние обстоятельства как опору поведения[19, с. 107; 31, с. 3].

В развитии поведения большое  значение играет взрослый, который направляет ребенка на правильный путь. Современная школа ставит своей задачей не приспосабливаться к возрастным особенностям детей как к чему – то неизменному. Учитывая эти особенности, надо вести ребенка дальше, помогать ему подняться  на следующую ступень развития. При этом следует иметь ввиду ускоренное психологическое и физическое развитие современных детей.

Стоить отметить, что главным вопросом педагогической науки и основной задачей педагогической практики является сложная проблема формирования личности подрастающего человека. По определению  А.Н. Леонтьева,  «личность – это человек, активно участвующий своим трудом в жизни общества, членом которого он является» [34, с. 154].

В возрасте семи лет маленький школьник поднимается на новую ступень самосознания. Он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Сравнение ребенком себя, своих достижений и неудач с другими детьми ведет к формированию  у школьника личной  самооценки.  Оценка себя  зависит от отношения учителя к ребенку. Дети с высокой самооценкой обычно уверены в себе, при выборе задач и предложенных работ сразу берутся за решение трудных заданий, ставят перед собой конкретные цели и пути их решения. .Ребята, не уверенные в своих силах, обычно выбирают легкие задачи.

 И. А. Зимняя утверждает, что «ребенок слышит, как его все время сравнивают с более успешными одноклассниками и отличниками,  причем не только сравнивают, но и ставят в пример другим детям  как плохого ученика,  каким быть нельзя» [24, с. 289]. Отстающий школьник  понимает, что он не такой, как другие, он чувствует свою слабость и неполноценность. Критические  слова со стороны педагога и его  некорректное  поведение непроизвольно становятся начальным этапом в формировании у ребенка заниженной самооценки. Именно поэтому оценка учителя является  для младших школьников основным мотивом и условием его усилий,  его стремления к успеху.

Первые  встречи с учителем и сложившиеся отношения с ним играют важную роль в учебной работе ученика.  По мере того, как ученики втягиваются в учебную жизнь,  дежурят, выполняют совместные отдельные поручения, играют и шалят на переменах, – для каждого из них открываются психологические особенности его товарищей.

Среди многообразных отношений, которые устанавливаются между учеником и окружающими его сверстниками и взрослыми, наибольшее значение для его развития имеют взаимосвязи со старшими людьми. У маленького ребенка авторитетом пользуется обычно мама и папа, которые все знают и все могут объяснить. У младшего школьника чаще всего авторитетом пользуется его первый учитель. Он требует, указывает, оценивает, хвалит, и все его слушают. Он становится главным в жизни ребенка. 

Успешность  обучения в начальных классах во многом определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, воображения. 

1. Внимание

Учитель уже в начале школьного обучения сталкивается с необходимостью управлять вниманием детей. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог. Сущность внимания понимается как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах в какой – либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные.

Направленность или избирательность внимания как поиск и выбор объектов познания проявляется в различных формах. Изначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно идущего из внешнего мира. Эта ориентировочно – исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Выделение в сознании каких – либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности. Примером могут служить как повышенная тревожность, ожидание чего – то необычного, опасного, так и сложные формы поведения: обостренное внимание к словам и действиям незнакомых или не вызывающих доверия людей. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации.  

По словам Л. В. Красулиной, « внимание – необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека. Особенно важна его роль в процессе обучения. Часто недопонимание учеником нового материала, плохое  запоминание, ошибки при выполнении домашнего задания связаны, прежде всего, с недостатками внимания»[29, с. 30]. 

Процесс  овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при формировании  достаточного высокого уровня произвольного внимания. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание,  оно же  в первое время обучения преобладает и у младших  школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием успешности учебной деятельности  школьника. В начале обучения внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся, что затрудняет контроль над своей деятельностью. Если учитель постоянно заботится о  развитии  произвольного внимания, то оно формируется очень интенсивно и постепенно становится ведущим.

Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т. е. с  развитием их личности, когда чувства, интересы  мотивы и потребности постоянно определяют направленность  внимания.

Таким образом, можно сделать вывод,  что развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью  и развитием их личности.

2. Память

Память обычно определяют как  «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности  личности, ее прошлого опыта» [8, с. 103].

 Выделяют следующие виды  памяти:

• Двигательная память – это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать и сохранять различные двигательные навыки;

• Эмоциональная  (аффективная) память – это память на чувства;

• Образная память, которая  включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

• Словесно – логическая (вербальная) память.

По словам Е. Артамоновой, «память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности» [4, с. 104].   В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея сознательной мнемонической деятельностью, ребенок стремиться к механическому запоминанию, что является характерной особенностью его памяти и вызывает большие затруднения. Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом,  постепенно становятся все более произвольными и  осмысленными.

3. Мышление

А. Н. Леонтьев определял мышление как  «процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию субъекта» [34, с. 49]. 

В. Кабанова  утверждает, что мышление – это  «неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного поиска и открытия существенно нового,  опосредованного и  обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [27, с.66].

Мышление развертывается во времени как процесс, поэтому необходимо изучать внутренние причины, которые приводят к достижению тех или иных результатов. Движущей силой  процесса мышления являются возникающие противоречия  между целью и средствами, которыми располагает субъект.

В психологии выделяют несколько классификаций мышления. По содержанию мышления выделяют:

–  конкретно - действенное мышление в практической, манипулятивной деятельности, непосредственно включенное в практическую деятельность, не выделившееся из нее;

–  наглядно - образное мышление с опорой на образы восприятия или образы представления;

– отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения.

По характеру решаемых задач выделяют: практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности; теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, лишь опосредованно  связанных с практикой.

По степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное), воспроизводящее мышление и творческое (продуктивное) мышление, в котором решается новая проблема, вырабатывается новая стратегия.

4.Воображение

Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Под влиянием учения воображение детей изменяется. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее. Воображение младшего школьника имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал.

Первостепенной задачей педагога является – развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами. Рассказ следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Но, излишнее применение наглядности может затормозить развитие воображения. Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Задача учителя в начальных классах – создавать у детей богатый запас представлений. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность. При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более осознанным процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая  активность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности развития ребенка. Учебная деятельность в этом возрасте – главное достижение. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Позитивные моменты, новые знания, новые  потребности в младшем школьном возрасте являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.



1.2 Психологическая  структура учебной деятельности и ее формирование на начальных этапах обучения

Учебная деятельность – основной фактор психического развития младшего школьника. Она  представляет собой «целую цепь, или систему  практических и умственных действий, направленных на достижение какого - то результата» [23, с. 69].

В каждой деятельности могут быть выделены  следующие  основные звенья:

1. Цель – то, чего человек хочет;

2. Мотив – то, что побуждает к действию, ради чего совершается деятельность;

3. Средства, которые  используются для достижения поставленной цели. Обычно это знания и конкретные действия; навыки, умения, приемы; 

4. Результаты деятельности. В материальной сфере – сшитое платье, убранная комната, построенный из деталей конструктора подъемный кран.  В духовной сфере – приобретенные новые знания, сформированный познавательный интерес, сложившийся  план предстоящей работы;

5. Отношение человека к результатам и к процессу самой деятельности.

Ведущей деятельностью детей  после семи лет становится учение. Именно в процессе обучения школьник продолжает свое знакомство  с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. В учебной, строго регламентируемой деятельности, школьник узнает законы жизни животного и растительного мира, законы языка и чисел, пространства и времени, узнает других людей, их труд, узнает и самого себя как субъекта труда и познания. В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей [1, с. 19].

Маленький школьник начинает воспринимать  свою работу в школе как общественно значимую, строго обязательную деятельность, что ведет к формированию у него новых, общественно осознанных мотивов учения, новой собственной позиции в классе, новых отношений и требований к себе и товарищам. Изменение направления обучения детей  в младших классах школы ни в коей мере не снижает значения навыков чтения, вычислительных и орфографических навыков, которыми дети должны овладеть за первые три года. Однако, из цели обучения работа над формированием этих навыков превращается в средство решения основной задачи – развития ребенка. Следовательно, надо так построить работу в школе, чтобы повысить общую  обучаемость  детей.

Непосредственная задача, которую должна решать школа, организуя учебную деятельность детей, – обогащение детей определенной системой знаний, которые уже добыты человечеством и составляют содержание отдельных наук,  отобранное для конструирования соответствующих учебных предметов. Освоение знаний требует от учащихся использования  действий разной категории, разного уровня сложности, разной степени самостоятельности, их выбора и рационального применения. Для этого детям необходимо  овладеть рядом правил, приемов, способов, без чего невозможно пользоваться даже хорошо заученными знаниями. В учебной деятельности педагог стремиться сформировать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в умственном труде. Успешное решение этих задач – важнейший и наиболее эффективный путь умственного развития учащихся.

Для того, чтобы  деятельность ребенка имела подлинно развивающее значение, необходимо предусмотреть следующие основные условия, которые выделил  В. А. Сластенин:

1. Четкое определение цели деятельности.

Детям  должно быть понятно, что и для чего они делают. Недостаточно сказать им, что они будут работать в уголке живой природы, надо поставить привлекательную для них конкретную задачу, цель: что они будут наблюдать? Для чего? Что при этом необходимо узнать? 

2. Формирование правильной учебной мотивации.

Огромную роль в деятельности ученика играют мотивы, т. е. те    побуждения к деятельности, которые заставляют  его стараться прилагать усилия и добиваться достижения поставленной цели. Развивающей будет  такая деятельность, которая создает условия для перехода учеников от  действий под влиянием более низких мотивов к действиям под влиянием более высоких мотивов – общественно значимых и широких социальных побуждений. Учащиеся младших классов должны переходить от интереса к отметке к подлинно познавательным интересам.

3. Самостоятельное приобретение учащимся знаний в процессе  учебы.

Содержание деятельности включает те же знания (представления, понятия), которыми должны оперировать дети. Это не только уже известные им сведения, но и такие, которые ученик должен еще приобрести в деятельности данного вида, в решении поставленных учителем задач.

4. Овладение системой учебных действий.

Важнейшее значение имеют те действия, которые входят в осуществляемую учениками деятельность. Это те навыки учения, способы (операции), которые ребенок вынужден применять, занимаясь трудом или игрой, музыкой или математикой. Выполняемые действия могут быть очень разнообразными: исполнительными и творческими, простыми и сложными, практическими и умственными.

5. Правильная организация деятельности детей.

Развивающие возможности, присущие какому - либо виду деятельности, останутся нереализованными, если не будут созданы необходимые организационные условия, в которых протекает эта деятельность. К ним относятся:

а) Материальная оснащенность – наличие необходимых инструментов, книг, таблиц, бумаги, палочек, карандашей  и т. д. Эти средства должны быть представлены в достаточном количестве для выполнения задания, данного всему классу. Важно, чтобы цель деятельности была поставлена самими учащимися;

б) Организация деятельности во времени. Нельзя начинать большое дело в период маленькой  перемены между уроками или задумывать новое дело после утомительной экскурсии, возбудившей ребят. Учителю необходимо  детально продумать и спланировать применительно к разным детям  последовательность выполнения ими различных действий;

в) Соразмерность требований учителя, поставленных им задач и всей организуемой им деятельности реальным возможностям класса: готовности  к соответствующему усилию, степени самостоятельности, ориентированности в содержании намечаемой деятельности, уровню развития учащихся и степени сформированности  классного коллектива;

г) Обязательное достижение видимых детям результатов их коллективной деятельности, хотя на первых  порах  это могут быть и неполные, частичные, недостаточно совершенные результаты. С этой целью учитель незаметно подсказывает детям необходимую последовательность действий и расстановку сил.

6. Опора на зону ближайшего развития.

Для того, чтобы деятельность ученика имела развивающий характер, она должна постепенно усложняться, предъявляя детям постоянно возрастающие требования. Усложняется само содержание деятельности, ее цели и задачи; постоянно повышаются требования к быстроте и качеству  выполняемых действий; возрастают требования к самостоятельности и вариативности решений, к их доказательности и обоснованности. Усложнение деятельности – важное условие повышения ее развивающего воздействия на растущего ученика.

7. Постоянный контроль и самоконтроль.

Для того, чтобы ребенок знал свои успехи и неудачи, чтобы он мог закреплять свои достижения и преодолевать трудности, необходимы контроль и оценка его деятельности со стороны учителя. При достаточной  обоснованности оценки, «видимой» ученику, функции оценщика и контролера постепенно  можно передавать  самим детям. Опираясь на хорошо известные им правила, которыми регулярно пользуется  учитель, дети способны хорошо и осмысленно усвоить нормы  требований взрослых к их поведению и отдельным действиям, что делает оценки 6 – 7 – летних детей достаточно объективными и обоснованными [48,с. 391].

    Итак, решая учебные и воспитательные задачи, педагог должен чрезвычайно дифференцировано, тонко и разумно пользоваться оценкой деятельности детей, успешный результат которой не всегда  достигнут, а порой он очень скромен. Для побуждения детей особенно важна оценка учителем того усилия, старания, которые приложили ученики в ходе выполнения учебного задания. При всех этих  условиях оценка должна  играть роль стимулятора, побуждающего детей к дальнейшей, еще более сложной, интересной и результативной деятельности.



1.3 Основные причины неуспеваемости младших школьников

В  основе  неуспеваемости  в  школе  всегда  лежит  не одна причина, а несколько, и часто они  действуют в комплексе. Среди них можно  обозначить:  несовершенство  методов  преподавания, отсутствие  позитивного  контакта  с педагогом,  страх  оказаться  лучше  других  учеников,  высокая  одаренность  в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д. 

Классификация причин: особенности организма школьника; особенности личности школьника; бытовые условия; гигиенические условия в школе; особенности воспитания и семье; особенности обучения и воспитания в школе.

К  причинам  внутреннего  плана  относятся  дефекты  здоровья  детей,  их развития,  недостаточный  объем  знаний,  умений  и  навыков.  К  причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические: 

а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; 

б) организационно-педагогического  характера (организация  педпроцесса в школе, материальная база); 

в) недостатки учебных планов, программ, методических  пособий, а  также недостатки внешкольных влияний, включая и семью. 

Условия внутреннего и внешнего плана не однородны- они представлены определенными  группами  явлений:  особенности  организма  и  особенности личности школьника, которые в свою очередь составляют две  взаимосвязанные группы  явлений  внутреннего плана в первом  кругу  условий  внешнего  плана,  т.е. наиболее непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются  следующие  группы  явлений:  бытовые  и  гигиенические  условия жизни и деятельности  ученика (в  семье  и  в  школе), особенности  учебно - воспитательного процесса в школе, особенности воспитания в семье. Следующий за данным круг определяет те обстоятельства, следствием  которых являются причины предыдущего круга. 

Здесь  можно  указать  такие  группы: 

– причины  недостатков  бытового  и гигиенического  плана;  условия,  вызывающие  недостатки  учебно-воспитательного  процесса  в  школе;  

– условия,  вызывающие  недостатки воспитания  в  семье.

  Последующий  круг  должен  раскрывать  причины  этих причин  и  т.д.,  идя  ко  все  более  общим  социальным  условиям  жизни  и  развития детей. 

Рассматриваются ряд причин – психологические, социальные, физиологические,  педагогические.  Мы  рассмотрим  подробно  две  причины неуспеваемости  школьников,  так  как  большинство  психологов  считают, что именно эти причины являются основными и наиболее распространенными.

Физиологические причины

В  детской  патопсихологии  и  детской  психиатрии  хорошо  изучены причины  школьной  неуспеваемости.  К  числу  причин,  приводящих  к нарушению  успеваемости  детей  в  массовых  школах  относятся: 

– истинная умственная  отсталость;  

– парциальные дефекты анализаторов (слуха,  речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); 

– педагогическая запущенность; 

– нарушение умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). 

 Стойкая  школьная неуспеваемость  обычно  бывает  вызвана сочетанием  различных факторов,  например,  недостаточностью  речевого развития,  слабой  работоспособности  и  моторики  у  одного  и  того  же  ребенка. 

Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной  мозговой дисфункции,  разной степени  выраженности  биологической  недостаточности  центральной  нервной системы. Они  возникают  у  детей  с  недостаточностью  мозгового кровообращения,  повышенным  внутричерепным  давлением (гипертензионно - гидроцефальным  синдромом) в результате черепно-мозговых травм,  тяжелых  и длительно протекающих соматических заболеваний,  инфекций  с  мозговыми последствиями(менингиты, энцефалиты, ревматизм). 

Основными проявлениями  такого  рода  нарушений  являются:  головные боли,  двигательная  расторможенность («гиперактивность»), утомляемость,  недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям(громкому шуму, яркому  свету),  неспособность  к  длительному умственному  напряжению,  замедление  темпа  усвоения  материала,  слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания. 

Наблюдения  в  начальных  классах  массовой  школы  показали,  как проявляются типичные последствия органического  поражения  на  протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно  расторможенные  дети всегда  находятся  в  состоянии  неупорядоченной  активности -  вертятся,  постоянно  поворачиваются  к  соседям,  с  грохотом  роняют  на  пол  учебники,  карандаши,  линейки,  тетради.  Могут  импульсивно  вскочить  и  броситься  за ними  в  другой  конец  класса,  с  шумом  пролезая  между  партами.  Такие  дети выкрикивают  ответ  учителю,  в  то  время  когда  он  спрашивает  другого  ученика,  громким  голосом  пытаются  подсказать  то,  чего  сами  не  знают,  разговаривают со  своим  товарищем,  сидящим  в  другом  конце  аудитории.  Медлительность,  трудности  включения  приводят  к  тому,  что  такой  школьник  не  сразу  начинает работать  на  уроке,  вытаскивает  портфель  только  после  многократного напоминания,  но  вместо  учебника  достает  конфету,  разворачивает,  шуршит оберткой,  делится  ей  с  соседом,  пропуская  в .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44