VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологическая структура родительской толерантности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006842
Тема: Психологическая структура родительской толерантности
Содержание
Психологическая структура родительской толерантности 

Овчарова Р.В.,

ФГБОУ ВО КГУ, Курган, Россия, 

oraissa@mail.ru



В данной статье рассматривается неразработанный в психологической  науке вид толерантности (родительской), от уровня которой зависит воспитательный потенциал семьи. Разработана модель родительской толерантности как интегрального личностного образования родителя, включающего три компонента: когнитивный (толерантные родительские установки на ребенка как ценность); эмоциональный (толерантное безоценочное отношение к ребенку, его безусловное принятие,  позитивные родительские чувства); поведенческий (стиль семейного воспитания, коммуникативная толерантность). Установлено содержание психодиагностического комплекса для изучения структуры родительской толерантности. 

Ключевые слова: толерантность, родительская толерантность (интолерантность),  диагностика родительской толерантности.

Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор, Курганский государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Курган, Россия. E-mail: oraissa@mail.ru

Введение

На процесс социальных взаимодействий в современном мире как на уровне государство-государство, личность-группа, так и на уровне личность-личность, влияет степень толерантности людей, не снижающая уровень их самостояния как субъектов взаимодействия. Все конфликтные социальные взаимодействия связаны с неразвитостью этой ценности и свойства личности, порождающей цинизм, агрессию, жестокость и насилие в обществе.

Несмотря на накопленный опыт и повышенный интерес со стороны ученых-психологов к проблеме толерантности в целом, необходимо отметить слабую изученность родительской толерантности: ее сущности, структуры, признаков и проявлений. Возникает также вопрос о характере ее влияния на развитие личности ребенка, особенно в  младшем школьном возрасте, когда авторитет родителей для детей наиболее высок.

Целью данного исследования является разработка модели психологической структуры родительской толерантности и методов  ее диагностики.

Методы

Для разработки модели психологической структуры родительской толерантности и комплекса методов ее диагностики применялись анализ литературы, теоретическое моделирование и операционализация данных.

Модель психологической структуры родительской толерантности

Проблема толерантности в науке является междисциплинарной и достаточно широко представлена в философии, этике, социологии, физиологии, медицине и психологии. Выявлены и рассмотрены сущность толерантности, ее детерминанты и функции [1; 2; 4; 9; 12; 13; 17; 31]. Дан анализ субъектов и объектов толерантности, форм ее проявления, сфер, уровней и результатов развития [2]. Определены три группы проблем психологии толерантности: психология толерантной личности; психология толерантности в социальных группах и психология толерантного взаимодействия [2].

Толерантность у разных авторов определяется как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд) [19], как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус) [24, 31], как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л.Г.Почебут) [13], как определенное качество взаимодействия (М.С. Мацковский) [9], как особые отношения (С.К. Бондырева) [4], как снижение сензитивности к объекту (Е.Клепцова) [7], как психологическая устойчивость, система позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей (Г.У. Солдатова) [17], черта характера (Г.У. Оллпорт) [12], личностное свойство (В.Н. Куницына) [8], компонент жизненной позиции зрелой личности (А.Г. Асмолов) [1].

Рассмотрены различные виды толерантости: политическая, социальная, этничская, религиозная, моральная, педагогическая и другие [1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 12; 16; 17; 29]. Особо российские социальные психологи выделяют коммуникативную толерантность, которая может быть одной из характеристик родительской толерантности. Они трактуют ее как психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение (В.В. Бойко, М.С. Мацковский, С.В. Русакова) [3; 9; 16].

Термин родительская толерантность в психологических исследованиях не рассматривается, хотя встречаются близкие ее односторонним проявлениям понятия: ненасильственное общение (М.Розенберг), ассертивное поведение (В.П.Шейнов), рефлексивное, отражающее функционирование родителей (N. Benbassat, B. Priel, V. Decio V., H. Katznelson, W. Rostad, D. Whitaker) фасилитирующее поведение родителей (H. Rutherford, C. Booth, P. Luyten, D. Bridgett, L. Mayes), эмпатия (J. Stern, J. Borelli, P. Smiley), родительская забота (W. Beyers, L. Goossens), альтруизм (F. deWaal F.) и другие [15; 18; 20; 21; 22; 23; 26; 27; 28; 30; 32].

Анализ литературы показал, что сущностная характеристика  социально-психологической толерантности может базироваться на идеях Г.Л. Бардиер (2005), которые применимы к родительской толерантности. В частности, на предложенную ею типологию толерантности-интолерантности, основанную на сочетании трех структурных компонентов: аффективного (эмоционального), когнитивного, конативного (поведенческого). К родительской толерантности применимы также следующие характеристики: по виду - межличностная, по типу объектов и субъектов - личностная; по уровню функционирования психики - социально-психологическая; по форме проявления осознанности - осознаваемая [2]. 

Центральной задачей исследования стало создание теоретического представления о родительской толерантности. Теоретико-методологической основой ее разработки послужила концепция сознательного родительства Р.В.Овчаровой (2002). 	Согласно этой концепции родительство как интегральное образование личности включает: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания [11].

Каждый из вышеназванных компонентов родительства как интегрального образования личности отца или матери содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. 

Когнитивный компонент – это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка;

Эмоциональный – это субъективное ощущение человека себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка;

Поведенческий – это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов. Он в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка.

Когнитивная составляющая стиля семейного воспитания основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя, в целом.

В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспект форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставление ребенку относительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и другие.

	В каждом из компонентов родительства могут проявляться как толерантные, так и интолерантные тенденции. Это  касается образа ребенка и родителя, родительских позиций, родительской любви, стиля семейного  воспитания и т.п. В частности, образ собственного ребенка может быть позитивным и негативным, принимаемым и отвергаемым; родительские позиции – адекватными по полу, возрасту и потребностям ребенка и неадекватными; любовь к ребенку может быть безусловной, действенной и аффективно-иррациональной; стиль семейного воспитания - авторитарно-деспотичным и сотрудничающе-фасилитирующим. Поскольку родительская толерантность/интолерантность является одним из проявлений родительства, правомерно рассматривать ее психологическую структуру, исходя из структуры родительства в целом.

	



Рис. 1.  Модель родительской толерантности как фактора субъектного развития личности ребенка и методы ее диагностики



В итоге в предлагаемой на данной теоретической основе модели родительская толерантность рассматривается как интегральное образование личности родителя. Она проявляется на трех уровнях: когнитивном (толерантные родительские установки на ребенка как на ценность); эмоциональном (толерантное безоценочное отношение к ребенку, его безусловное принятие, позитивные родительские чувства); поведенческом (толерантный стиль семейного воспитания, коммуникативная толерантность); и обусловливает субъектное развитие личности ребенка и его психологическое благополучие (рис. 1). 

В когнитивном компоненте представлены толерантные родительские   установки на ребенка как ценность; позитивные установки на родительство в целом как важнейшее предназначение и миссию человека; позитивные  установки на себя как родителя, другого родителя (отца или мать) и родительское  функционирование.

В качестве индикаторов толерантных установок родителей на ребенка мы рассматриваем:1) вербализацию; 2) партнерские отношения; 3) развитие активности ребенка; 4) уравнительные отношения между родителями и ребенком; 5) подавление агрессивности. Индикаторы интолерантных установок  родителей: 1) раздражительность; 2) вспыльчивость; 3) суровость; 4) излишняя строгость; 5) уклонение от контакта с ребенком; 6) стремление ускорить развитие ребенка; 7) установление отношений зависимости; 8) подавление воли; 9) исключение внесемейных влияний; 10) чрезмерное вмешательство в мир ребенка; 11) семейные конфликты; 12) сверхавторитет родителей; 13) зависимость и несамостоятельность родителя. 

В эмоциональном компоненте присутствуют толерантное безоценочное  отношение к ребенку; безусловное принятие ребенка; позитивные родительские чувства, в первую очередь – действенная любовь, симпатия, привязанность к ребенку и эмпатия по отношению к нему. В поведенческом компоненте проявляют себя коммуникативная  толерантность родителей, рассматриваемая как психосоциальная характеристика личности родителя с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, а также толерантная воспитательная практика (толерантный, помогающий, демократичный, продуктивный стиль семейного воспитания).

Субъектами родительской толерантности являются оба родителя (отец и мать), которые ваимодействуют между собой на уровне родительства как надиндивидуального целого, обеспечивая тем самым общую стратегию воспитания ребенка в соответствии с родительскими ролями, не допуская их перверсии. Объектом родительской толерантности является ребенок с присущими ему индивидуально-типологическими и психологическими особенностями. Родительская толерантность выполняет определенные функции: первичной социализации, воспитания, коммуникции и фасилитации развития личности ребенка. Она базируктся на принципах гуманизма, доверия, сотрудничества и партнерства.

Выделяют основные синонимы понятия толерантность: взаимопонимание, открытость, отказ от догматизма, ненавязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, право отличаться друг от друга, открытый диалог, чуткость, ответственность, разрешение конфликтов ненасильственными методами. Противоположное понятие – интолерантность характеризуется  такими синонимами как снисхождение, оправдание посягательств, отказ от своих убеждений, уступка чужим убеждениям [17]. Вероятно,  и родительскую толерантность можно  рассматривать в аналогичной дихотомии и выделить ее антипод - родительскую интолерантность.

Согласно разработанной нами ранее концепции социально-педагогической запущенности детей (1995) результатом родительской толерантности является субъектное развитие личности ребенка, его социально-психологическая адаптация, а последствиями родительской интолерантности - объектное развитие личности ребенка, социально-педагогическая запущенность, средовая дезадаптация [10].

Операционализация содержательных элементов структуры родительской толерантности позволила предложить комплекс валидизированных методик для ее исследования. Когнитивный компонент - опросник «Сознательное  родительство» Р.В.Овчаровой, М.О.Ермихиной, эмоциональный компонент - опросник «Позитивные родительские чувства» Е.А.Падуриной, опросник родительской любви и симпатии Е.В. Милюковой [11]; поведенческий компонент - опросник МЭДОР (метод экспресс-диагностики родителей) Р.В.Овчаровой [10]. , методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко  [3;14]. 

Опросник «Сознательное родительство» реализует системный подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник можно использовать при индивидуальной диагностике родителя, для констатации осознанности родительства, а также, при работе с супружеской парой, для оценки согласованности позиций обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Благодаря сравнительному анализу ответов супругов, можно обнаружить конфликтные позиции, а также позиции супружеского несоответствия в компонентах родительства. 

Опросник «Позитивные родительские чувства» включает в себя шесть шкал объединенных в четыре блока. 

I блок – позитивные чувства к себе как родителю отражает эмоциональное отношение родителя к себе, проявляющееся в наличии чувства уверенности в себе как родителе, чувства собственного достоинства, чувства уважения себя как родителя. 

II блок – позитивные чувства к родительству отражает позитивные чувства родителя к родительству, проявляющиеся в удовольствии от родительства, в удовлетворении своей родительской ролью, в чувствовании себя счастливым родителем. 

III блок – позитивные чувства к ребенку отражает позитивное эмоциональное отношение родителя к ребенку: позитивные чувства к ребенку, обусловленное его достоинствами и достижениями, и проявляющееся в чувстве родительской гордости, чувстве благодарности (признательности) родителя ребенку; позитивные чувства к ребенку, основанные на безусловном принятии, что характеризует позитивную эмоциональную связь родителя с ребенком, в основе которой лежит признание его индивидуальности и самоценности; высокая степень эмоционально-положительного отношения к ребенку, характеризуемая помещением его в центр жизненных потребностей и интересов родителя, наделением его исключительностью, а так же убежденностью в его искренности, честности и добросовестности.

IV блок – позитивные чувства к супругу(е) как родителю отражает позитивное эмоциональное отношение родителя к другому родителю, проявляющееся в чувстве партнерства при воспитании ребенка, в чувстве семейной безопасности.

Опросник родительской любви и симпатии выявляет преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь); определяет компонентный состав и типологию родительской любви. 

Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием-неудовольствием, комфортом-дискомфортом, стеничностью-астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др.). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родительской любви». Благодаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме этого, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком.

Когнитивный компонент (рациональный). Включает в себя представления (когнитивные репрезентации) о том, что есть родительская любовь, каковы ее проявления - способы выражения, контроля, регулирования. Кроме этого он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и, в целом, личности ребенка.

Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.

Для изучения особенностей личности родителей, их отношении к ребенку, семейной атмосферы основным методом является метод экспресс-диагностики родителей (МЭДОР). Опросник состоит из двух частей: самодиагностика типового семейного состояния (напряженность, семейная тревожность, чувство вины в семье) и самодиагностика родительского  отношения (отвержение ребенка, отсутствие кооперации, авторитарная  гиперсоциализация родителей).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности [3; 14].

Таким образом, разработка модели психологической структуры родительской толерантности позволила определить ее содержание, признаки и проявления, а также адекватные методы диагностики. Предложенный методический комплекс может быть использован для эмпирической проверки модели родительской толерантности, а также для практической работы с семьей.

Заключение

Родительская толерантность - интегральное образование личности родителя. Оно проявляется на трех уровнях: когнитивном (толерантные родительские установки на ребенка как ценность); эмоциональном  (толерантное безоценочное отношение к ребенку, его безусловное принятие,  позитивные родительские чувства); поведенческом (толерантный стиль семейного воспитания, коммуникативная толерантность); и обусловливает субъектное развитие личности ребенка и его психологическое благополучие.

Комплекс психодиагностических методов, адекватных структуре родительской толерантности, включает пять основных методик: опросник «Сознательное родительство Р.В. Овчаровой, М.О.Ермихиной, опросник «Позитивные родительские чувства» Е.А.Падуриной, опросник родительской любви и симпатии» Е.В. Милюковой, опросник МЭДОР (метод экспресс-диагностики родителей) Р.В. Овчаровой, диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Использование комплекса методов позволит проводить углубленные исследования родительской толерантности. 

3.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44