VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы и перспективы социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000307
Тема: Проблемы и перспективы социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан
Содержание
      Содержание
      
Введение	2
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению городов в географии.	4
1.1. География городов – сущность и основные понятия.	4
1.2. Классификация городов	15
1.3. Моногорода	28
Глава 2. Проблемы и перспективы развития моногородов	33
2.1. Зарубежный опыт и проблемы развития моногородов США	33
2. 2. Зарубежный опыт развития моногородов Европы (на примере Германии и Великобритании)	37
2.3. Проблемы развития моногородов России	42
Глава 3. География городов Республики Татарстан	47
3.2. Моногорода Республики Татарстан	47
3.3. Проблемы моногородов Республики Татарстан (безработица)	60
Заключение	63
Литература	64
      
      
      
      
      
      
      
Введение
     
      Город – такой объект, который, будучи всем известным, с трудом поддается определению в немногих словах. Определить объект значит кратко охарактеризовать его главные свойства и найти ему место в ряду других объектов. Город – особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов деятельности. Это особая территориальная система, которая одновременно представляет собой и форму расселения людей, и сложный народно-хозяйственный комплекс, и экономический центр территории. С точки зрения географии, город представляет совокупность трех основных подсистем: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения. Таким образом, предметом исследования в данной дипломной работе будет моногородов Республики Татарстан.
      Объектом исследования являлись основные критерии и показатели уровня и качества жизни населения, его структура и половозрастной состав, а также уровень развития промышленности, ее структура, и, конечно, транспорта, связи, строительства и непроизводственной сферы. А следовательно основной задачей работы являлась характеристика уровня социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан.
      Цель данной работы – раскрыть проблемы и перспективы социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан. Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд задач:
      -изучить теоретические и методологические подходы к изучению проблем и перспектив развития моногородов;
      -дать оценку экономико-географического положения моногородов Республики Татарстан;
      -раскрыть проблемы и перспективы социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан.
      Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются географические концепции в исследовании городов. Вторая глава позволяет оценить экономико-географическое положение и проследить историю формирования и зарубежный опыт развития моногородов. Следующий раздел посвящен изучению моногородов Республики Татарстан, его структуры, основных показателей уровня и качества жизни. 
      Всего в работе использовалось 28 литературных и интернет источников.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению городов в географии.
     
1.1. География городов – сущность и основные понятия.
     
     Современный город, особенно крупный, — наиболее интересный и сложный объект исследований в социально-экономической географии. Это особая территориальная система, которая одновременно представляет собой и форму расселения людей, и сложный народно-хозяйственный комплекс, и экономический центр территории. Поэтому подход к изучению города должен быть комплексным даже в том случае, если изучаются отдельные стороны его жизни. Главная задача изучения города заключается в том, чтобы показать его как комплекс взаимодействующих социально-экономических и географических явлений, а это значит изучить особенности его положения, оценить природные условия как среду для развития, выявить тенденции роста населения и территории, особенности хозяйственной структуры и взаимосвязей в системе расселения, взаимосвязей с окружающей средой.
     В соответствие с учебным пособием «Методика экономико-географических исследований» Б.А. Манак экономико-географическое изучение города проводится по следующему плану.
     1. История возникновения и основные этапы развития.
     2. Роль природных условий и ресурсов в развитии города и
     жизни горожан.
     3. Социально-экономические факторы развития города.
     4. Население и трудовые ресурсы.
     5. Народнохозяйственная структура и функции города.
     6. Внутригородское расселение, или территориальная организация города.
     7. Город в системе расселения.
     8. Город и окружающая среда.
     9. Перспективы развития.
     Каждый из разделов плана может быть объектом самостоятельного изучения.[3]
     Особое внимание при проведении исследования необходимо уделить проблемам развития города и окружающей среды, особенностям развития, которые тесным образом связаны со всеми предыдущими вопросами изучения города.
     Изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, т.е. обеспечить им лучшие условия по всем аспектам жизнедеятельности. Географические идеи и концепции необходимы для раскрытия фундаментальных свойств города. Географическим подходам свойственна комплексность, соответствующая природе этого комплексного объекта. География рассматривает город (как и другие изучаемые ею объекты) на разных территориальных уровнях, что и открывает путь к исследованию города как системы в системе городов. География предлагает рассматривать его как экосистему, что позволит плодотворно изучать экологические проблемы современного мира [5].
     География раскрывает особенности географического положения города – этого специфического ресурса, едва ли не самого главного для его развития. Экономико-географическое положение (ЭГП) городов — это понятие в географии принадлежит к числу опорных и имеет особое значение в исследованиях городов. ЭГП — специфический ресурс, играющий в развитии гора решающую роль, тем более что другие ресурсы из-за небольшой территории лишь в редких случаях могут быть значительными. С развитием и утверждением рыночных отношений ЭГП как фактор роста города и формирования его функциональной структуры приобретает еще больший вес. А это, в свою очередь, требует дальнейшего углубления теории экономико-географического положения.
     Рассмотрение ЭГП — канва характеристики города. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшего развития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.
     Различают территориальные уровни ЭГП: а) микроположение — положение по отношению к ближайшим окрестностям, которое надо изучать по крупномасштабной карте; б) мезоположение — положение города внутри района, к которому он относится (в условиях Беларуси это чаще всего крупный административный район, облаасть); в) макроположение — положение относительно отдаленных данностей, которое надо изучать на мелкомасштабной карте страны, материка или даже на мировой карте. Рассмотрение макро-, мезо- и микроположения города позволяет представить его во всей сложной системе связей, столь важной для города, и делает характеристику города географически полнокровной. Последовательность изучения названных видов положения помогает ответить на важнейшие вопросы, почему город возник и почему именно в данном месте [14].
     География обязывает рассматривать город вместе с окружением, выступающим его партнером и одновременно дополнением, а также вместе с той закрепленной территорией, которую он обязан обслуживать и опекать. Изменения в городе вызывают ответную реакцию в окружающем районе.
     Прилегающие к городу территории получили название пригородных. Это воспринимается не только как указание на особенность положения, но и на социально-экономический облик — уровень хозяйственного развития, занятия жителей, многообразие деятельности, пронизанность городским влиянием. В то же время расположенные вдали от городов местности — это в нашем представлении «глубинка», с которыми ассоциируются медленное течение жизни. Пригородная зона формируется под влиянием города, который стремится как можно полнее использовать окружающую территорию для удовлетворения своих многообразных потребностей. Многофункциональность, нередкая конфликтность ситуаций, ограниченность ресурсов усложняют рациональное устройство пригородной зоны. Решение этой задачи закладывается в проект районной планировки пригородной зоны, который разрабатывается в комплексе с генеральным планом города. Пригородная зона наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятельность города [10].
     Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит местом производства малотранспортабельной и скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Она становится поставщиком для строек города строительных материалов. Пригородная зона служит и зоной отдыха. Получают развитие разные его виды, и создается рекреационная инфраструктура, призванная обеспечить нужды отдыхающих. Рекреационные потребности населения учитываются при развитии транспортных сетей.
     В пригородной зоне размещаются многие объекты коммунально-хозяйственного комплекса города: водопроводные станции и станции аэрации, полигоны для захоронения отходов, мусороперерабатьивающие заводы, электроподстанции, тепловые электроцентрали. Здесь же находят место наиболее сложные и емкие по территории транспортные устройства и системы: аэропорты, сортировочные и грузовые станции, складские сооружения, грузовые речные порты. Вся эта система жизнеобеспечения города возникает отнюдь не на свободной территории. В пределах территории, которую город склонен рассматривать как свою пригородную зону, подчиняющуюся его интересам, формируется агломерация, в состав которой входят и центры, независимые от города или связанные с ним узами партнерства, а не подчинения. Это обстоятельство весьма осложняет решение задачи территориального устройства пригородной зоны.
     Таким образом, город и окружающий его район необходимо рассматривать как единое целое. Следовательно, планировочные мероприятия должны обеспечивать усиление этого единства, предусматривать создание единых систем расселения, транспортной, инженерной, рекреационной инфраструктур, единого экологического каркаса, а также сопряженное и согласованное развитие планировочных структур и планировочных каркасов города и района [19].
     Взаимоотношения города и его окружения должны основываться на соблюдении баланса интересов. Город не вправе рассматривать прилегающую территорию лишь как резерв собственного развития. Это территория, в стабильности и устойчивости которой он сам должен быть заинтересован [18].
     Город – не только экономический центр, средоточение промышленности и место производства духовных ценностей. Это, прежде всего люди, населяющие город, составляющие особую территориальную общность. Деятельность и жизнь многих поколений людей создали в городе определенную среду, характеризующуюся специфической атмосферой, традициями, всем тем, что называют духом города. Такой акцент предопределяет внимание к городской среде: природной, архитектурной, человеческой, интеллектуальной и т.д.
     Многогранность города, его сложная функциональная структура делают возможным при характеристике отраслей промышленности, видов транспорта, сфер науки, искусства, образования использовать примеры разных городов – центров той или иной деятельности. При этом желательно показать, какой отпечаток наложила на город его «профессия» и как в городе возникла среда, благоприятствующая успешному осуществлению именно данной деятельности.
     Город живет в природе, контакт с которой так нужен горожанам, и оказывает многостороннее воздействие на природу. Он обязан найти с природой компромисс и помочь ей адаптироваться к городским условиям [1].
     Город создается совместными действиями многих сил. Это результат развития торговли, промышленности, культуры, следствие нужд обороны и намерений политики; он возникает в связи с освоением новых районов и углублением международного разделения труда. Город – форма расселения и территориальной организации хозяйства, которая обладает многими достоинствами, необходимыми для общественного развития.
     Разнообразные функции города делают его многогранным и очень сложно устроенным. Сложное целое, каким является город, может успешно работать только в том случае, если он устроен системно. А город по своей сути не может не быть системной. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным частям города свойственны соразмерность, определенное их функциями взаиморасположение, охват связями. Все функциональные части города объединены общностью ресурсной базы, которой располагает городская территория, общностью места. Все они участвуют в формировании городской среды. Изменения одних влечет за собой изменения других.
     С точки зрения географии, город представляет совокупность трех основных подсистем: население; экономическая база; сфера жизнеобеспечения. Каждая из них имеет свою специфическую территориальную организацию, а все они формируют общегородскую планировочную структуру. Своеобразие города как сложной системы состоит и в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные [18].
     Город — это, прежде всего крупный населенный пункт, в котором люди находятся в контакте друг с другом. Население города полиструктурно. В разных срезах структуры населения выражаются многие важные стороны деятельности и особенности города. Структура занятости, т.е. распределение работающего населения по отраслям хозяйства, дает представление о функциональном типе города. Данные о притоке нового населения — важная черта динамизма развития города.
     Городское население формируется за счет трех источников: а) естественного прироста; б) механического прироста; в) преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту. Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его возраста и размеров. Новые города, естественно, формируют свое население за счет механического прироста. В то же время и показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости (сказывается преобладание молодых возрастов) и низкой смертности здесь также выше. Большие города притягивают людей, а малые — отдают население, и их людность изменяется незначительно. С половозрастной структурой населения связаны демографическое поведение населения, уровни рождаемости, смертности, естественного прироста. Соотношение трех основных возрастных групп — молодых (до 16 лет), трудоспособного возраста (муж чины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет) и пенсионеров (мужчины старше 60, женщины старше 55) — позволяет охарактеризовать трудовой потенциал города. Этот показатель учитывается и при организации сферы обслуживания. Например, в новых городах, где больше детей, предусматривается создание и большего числа школ и детских учреждений, чем в старых городах.
     По национальной структуре городское население более неоднородно, чем сельское. Города — узлы миграционных потоков, в которых участвуют разные национальности, — имеют повышенные возможности для формирования многонационального населения. Новые города, формирующие свое население за счет активного привлечения мигрантов из многих районов страны, более многонациональны, чем старые. А малые города, чаще теряющие население, нежели его приобретающие путем миграций, в отношении многонациональности уступают большим. С многонациональностью связана конфессиональная структура населения, т.е. его распределение по вероисповеданию, что может проявиться и в микрогеографии города.
     Экономическая база города состоит из двух основных частей — градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата.
     Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообразующие отрасли, или градообразующая база, — та основа, которая вызвала город к жизни.
     Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Нечеткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. В городах, привлекающих большие массы людей на временное жительство (например, в городах-курортах, где временное население может превышать по численности постоянное), типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.
     Градообразующая база города может создаваться целенаправленно как взаимообусловленное сочетание производств в соответствии с теорией территориально-производственных комплексов и энергопроизводственных циклов. Но чаще она складывалась из довольно обособленных, независимо друг от друга возникавших объектов. Город в этом случае аккумулировал результаты частных ведомственных решений. Вследствие этого возникал конгломерат функционально, технологически слабо связанных между собой элементов, специализирующихся на разных стадиях производства и функционирующих в составе различных отраслевых систем.
     Стремление разных отраслей и ведомств использовать город как интегральную градостроительную инфраструктуру, располагающую комплексом условий для развития многих производств, приводит к решениям, далеко не всегда учитывающим интересы города как целого, как среды для жизни людей. В городе появляются плохо совместимые производства и виды деятельности, что осложняет его планировочную организацию.
     Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причем именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений. Наиболее распространенный вариант эволюции градообразующей базы, ее основные направления можно представить следующим образом:
     -курс на многофункциональность, в промышленной сфере — на многоотраслевое производство;
     -усиление комплексности, «обрастание» стержневой функции (или производства) дополнительными, вспомогательными и сопутствующими;
     возрастание доли нематериальной сферы (наука, культура, образование, управление) при сокращении доли материальной (промышленность, транспорт, стройиндустрия).
     -совершенствование технологии (переход на новые технологии), повышение технического уровня;
     -освобождение функциональной структуры от звеньев, ставших для города неуместными или даже противопоказанными ему.
     Последнее обстоятельство, связанное с изменениями структуры, можно рассматривать и как проявление саморазвития города, отторгающего те звенья своей экономической базы, которые были уместными для города на предшествующих этапах его развития, но перестали быть ими, когда город поднялся на более высокую ступень иерархии.
     Специализация города, определяемая отраслями градообразующей базы, особенности функциональной структуры служат основанием для функциональной типологии городов. Важный показатель при этом — степень развитости функциональной структуры. По этому признаку города делятся на две больших группы — однофункциональные и многофункциональные. Первые — преимущественно малые и средние — существуют на основе какой-либо одной функции. Это могут быть промышленность, транспорт, наука, НИОКР (научные исследования, опытно-конструкторские разработки), отдых, лечение, туризм, а также административные, военно-стратегические или религиозные функции. Наиболее распространенные промышленные однофункциональные города нередко имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия или набора промышленных предприятий разных отраслей. К последнему типу относится и г. Борисов. Многофункциональные города различаются по соотношению непроизводственной и производственной сфер, по сочетанию различных блоков в рамках каждой из них.
     Сфера жизнеобеспечения включает разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жилье, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономической базы. Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания — в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров, пошиве обуви и одежды, ремонте бытовой техники, квартир и т.д. Набор видов услуг, оказываемых населению, чрезвычайно широк, в связи, с чем эта сфера имеет много отраслей. Объекты, занятые повседневным обслуживанием, максимально приближены к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, оказывающие услуги периодического и эпизодического спроса, размещаются вблизи часто посещаемых мест, обладающих хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры — театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины — тяготеют к центральному району города [10].
     Жилой фонд, удовлетворяющий одну из основных потребностей людей в жилище, формируется в соответствии с динамикой и структурой населения, которые в свою очередь сильно зависят от типа, возраста и географического положения города. От состояния жилой среды, ее планировочных, технических, гигиенических и эстетических свойств зависит во многом качество города как формы территориальной организации населения.
     Транспорт связывает все части города между собой, и каждую из них — с центром, обеспечивает взаимодействие всех городских подсистем. Необходимость в транспорте возникает при достижении городом достаточно больших размеров, в то время как малый город можно назвать городом пешеходов. Чем больше город, тем больше видов транспорта в нем используется. Обеспечение города транспортом и организация в нем движения — одна из острейших проблем в городах. Возрастание транспортных потоков требует создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополосных магистралей. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.
     Наряду с транспортом инженерное обеспечение жизнедеятельности города включает системы водо- и энергоснабжения, очистки сточных вод, мусороудаления и утилизации отходов. Современный крупный город обладает сложными инженерными сетями и сооружениями, обеспечивающими производственные процессы и жизнедеятельность людей. Все подсистемы города взаимосвязаны и развиваются в соответствии друг с другом. В то же время город как система отличается эластичностью. Соответствие его подсистем не носит жесткого характера. В результате естественного и механического движения население обновляется. Трудоспособные жители работают не только в пределах города, но и в пригородной зоне. Экономическая база привлекает на работу загородников, которые могут составлять 15—20% общего числа занятых на предприятиях и в учреждениях города. Часть звеньев транспортной и инженерной инфраструктуры (аэропорты, сортировочные станции, станции аэрации и водопроводные, мусороперерабатывающие заводы и городские свалки и т.д.) обычно располагаются за городской чертой. Инженерные городские сети (электроснабжения, газоснабжения и др.) охватывают и территорию пригородов [1].
     Все вышеизложенные теоретические концепции развития городов и методические подходы к их изучению учитывались и использовались, по мере возможности определяемых наличием доступной информации, при исследовании современного уровня социально-экономического развития г. Борисова, его проблем и перспектив.
     
1.2. Классификация городов
     
     В довольно обширной экономической литературе, посвященной проблемам городов, имеется ряд работ, содержащих научное определение термина “город”. Один из наиболее дискутируемых вопросов заключается в том, какой критерий является главным в определении понятия “город” - его величина, структура или характер выполняемых функций и т.д. С нарастающим процессом урбанизации происходит кажущее парадоксальное явление: современное понятие города трансформируется, более того, как бы “размывается” в экономическом, пространственном и социально-демографическом аспектах. Остается лишь статистико-административное определение города, но оно весьма различно в различных странах и подвержено изменениям, поскольку базируется на экономических, пространственных и социально-демографических критериях. Вместе с тем, вопрос о самом определении города, т.е. какие из населенных пунктов считать городами, относится к одному из главных общих вопросов (второй – типология городов), которые возникают при изучении городов.
     Круг всех признаков, учитываемых при выделении городов, весьма многообразен: это и численность населения (наиболее распространенный и, пожалуй, наиболее важный критерий), и структура самодеятельного населения (важное значение имеет процент населения, не связанного с сельским хозяйством), и компактность застройки, и уровень благоустройства, и даже традиция (благодаря которой в официальных списках городов иногда числятся поселения, давно утратившие значение города).
     По мнению некоторых авторов, вопрос определения города не исчерпывается только административной или статистической классификацией форм расселения. Напротив, подобная классификация, если она научна, должна, прежде всего, исходить из того, что городу как форме расселения людей присуще определенное социально-экономическое содержание. “Расселение зависит от способа производства и от надстройки: формируется в соответствии с потребностями производства, экономических отношений, политики, культуры и быта людей. Изменение расселения происходит под определенным воздействием способа производства, при этом не только базис, но и надстройка оказывают влияние на расселение. Примером влияния надстройки может служить возникновение наряду с городами – центрами ремесла и торговли, городов – центров административных, культурных, оборонных (эти города в процессе своего развития приобретали также то или иное экономическое значение)” [1].
     С этих позиций город чаще всего рассматривается как населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством и функции которого определяются его промышленным развитием или задачами обслуживания прилегающего района (в том числе и по линии сельского хозяйства), с развитием транспортных связей и т.д. В нашей стране эти признаки относились к главным критериям, учитываемым при образовании новых городов и закрепленным законодательными актами. Таким образом, понятие города неразрывно связано с представлением о каком-то центре в сети расселения – функциональном, населенном, жилом. Некоторые авторы, в поиске новых идей и решений, новой концепции города, определяют его как место концентрации общения между людьми [2].
     Отражением “концепции сложной концентрации” вместе с тем дополняющим ее, являются представления о городе как о полюсе развития и центре прогресса. Как отмечает Молли О'Меара, “на протяжении тысячелетий города являлись культурными центрами, а также центрами и движущими факторами созидательной деятельности, тем самым способствуя мировой цивилизации. И они продолжают оставаться своего рода магнитами, притягивающими к себе и людей, и идеи” [3].
     Таким образом, в современной литературе, посвященной проблемам городов, последний чаще всего рассматривается как место сложной концентрации функций, участвующих в системе разделения труда.
     Сегодня административная и исследовательская функции в определении городского статуса слились в попытках точного определения численности городских агломераций в целях научного управления процессами расселения. Таким образом, количественный критерий присутствует почти во всех определениях. Однако страновое отличие минимальной численности населения чрезвычайно велико. Так, во Франции еще с 1887 года сохраняется критерий минимальной численности города в 2 тысячи человек. В Японии же города должны иметь численность населения не менее 30000 человек. В Дании агломерация может начинаться с 200 человек.
     В некоторых странах численность сочетается с сопутствующим критерием. Во Франции к числу таких критериев относится расстояние между домами. Оно не должно в одном городе превышать 200 метров. В Израиле при 2000 человек – минимальной численности горожан не менее 1/3 из них должны заниматься несельскохозяйственным трудом.
     Специфика городов в названном выше плане отнюдь не исчерпана и на данном этапе их развития. По существу именно из нее исходят те существующие дефиниции городов, которые не удовлетворяются традиционными критериями ценза величины, функционального профиля или образа жизни. Сегодня все чаще наряду с понятием “город” используются более широкие понятия, которые включают кроме собственно города еще и другие населенные пункты, тесно с ним связанные и от него зависимые. Такому городу присваивают название “агломерация” или урбанизированная зона (метрополитенская зона).
     Из концепции сложной концентрации ведут свое начало и концепция “города-района”, в основе которой лежит мысль о том или ином рассредоточении функций большого города по окружающей территории, и концепция “единой системы расселения”, исходящая из представления о соподчиненной, функционально взаимосвязанной сети всех поселений различного ранга и типа в рамках территориально-экономических комплексов. Так, по определению ООН, под “городской агломерацией” подразумевают саму структуру крупного или малого города плюс непосредственно примыкающую к нему пограничную, пригородную территорию [4].
     Таким образом, в настоящее время предметом изучения становятся городские системы, при этом главное внимание уделяется анализу отношений между городом и окружающим его регионом. Эти вопросы привлекают внимание не только экономистов, но и историков, географов, социологов.
     Одной из первых попыток детального исследования зоны влияния города явились работы фон Тюнена, предложившего определять локализацию различных видов экономической деятельности в этой зоне, ориентируясь на доминирующий фактор расстояния участка от города до рынка сбыта. Его работы закладывают основы понятия экономического пространства, играющего решающую роль в теории экономики города.
     Весьма интересной представляется теория центрального места города, предложенная германским географом В. Кристаллером (W. Cristaller). Концепция базируется на утверждении, что для поддержания городской территории необходимо значительное количество продуктивных сельскохозяйственных земель. Возникают отношения, в которых город создает зону торговли, также необходимую для функционирования сельской территории. Жители города и пригородов нуждаются в разного рода взаимных услугах. Для того, чтобы оказываемые услуги были прибыльны, необходимо статистически определяемое количество потребителей. Кроме того, чтобы жители пользовались услугами, необходимо, чтобы они проживали не дальше определенного расстояния. Существует определенного рода порог, дальше которого потребителям перестает быть удобно и выгодно пользоваться удаленной булочной, кондитерской, что в свою очередь создает потенциальную возможность появления новых булочных, больниц. Поэтому и сами города можно рассматривать как причудливую сеть взаимопереплетения границ различных “порогов”. Однако из общей заинтересованности горожан в услугах различного уровня и появляется необходимость развития города именно в определенном месте. Эта теория конкретизирует идеи функциональной иерархии, в явном виде учитывая градообразующие функции. Зоны влияния центральных мест структурируют национальное экономическое пространство, разбивая его на соответствующие ячейки. Идеи Кристаллера оказали большое влияние на проведение широкомасштабных исследований по каркасам городов на протяжении последних десятилетий [5].
     Нельзя не отметить и теорию экономического ландшафта Лёша, в которой сделана попытка преодолеть ограниченность подхода Кристаллера и в явном виде учесть роль города как производителя товаров. В рамках микроэкономического подхода Лёш приходит к понятию пространственного равновесия.
     Однако мы хотели бы отметить, что концепции пространства Кристаллера и Леша в значительной степени упрощают сложную картину экономической реальности, предполагая исходную непрерывность, однородность и изотропность пространства. В частности, не учитываются особенности транспортных систем, играющих сегодня решающую роль при формировании зон влияния городов. Однако, несмотря на то, что, по нашему мнению, предложенные модели нецелесообразно использовать в конкретных экономических исследованиях, они позволили сформировать представление о национальном экономическом пространстве как сложной системе зон влияния городов, заложив тем самым основы концепции “каркаса городов”, представляющего собой экономическое пространство как структурно организованное, позволяющее перейти от его геометрического описания к экономическому. В концепции каркаса представлено также понятие зоны влияния города.
     В современных условиях глобальных экономических изменений, роста международных связей выделяются три основных вида городских систем: приматная, сбалансированная и транснациональная. Приматная городская система характеризуется наличием одного крупного городского поселения, как правило, столичной агломерации, доминирующего в национальной городской системе. Такая особенность главным образом характерна для Латинской Америки, большей части Азии и некоторой части Африки. Явные преимущества одного города над другими – характерная черта такой системы. В таком городе концентрируется непропорционально большой объем населения и экономической активности.
     Очевидным следствием развития таких мегаполисов является их сверхурбанизация, перенаселенность, ожидающаяся и в дальнейшем.
     Сбалансированная городская система – это система, где каждый город в городской иерархии относительно слабее стоящего выше его и относительно крупнее стоящего ниже. Сбалансированная городская система в большей степени присуща Европе и США. Для такой системы характерно отсутствие одного доминирующего города, каким бы крупным он не был, существенное развитие получают и малые города. Факторы экономического и неэкономического характера приводят к организационным и пространственным изменениям в больших городах, утрате бывшими центрами хозяйственной жизни своего значения, в то время как малые города обретают новое содержание как центры развития торговли, промышленности, туризма и других секторов экономики.
     Транснациональная.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%