VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Принципы и направления внешнеэкономической политики России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011533
Тема: Принципы и направления внешнеэкономической политики России
Содержание
Федеральное государственное автономное 

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Торгово-экономический институт 



			Кафедра 

		

		

		

		

		

		

		

		

		КУРСОВАЯ  РАБОТА

		на тему: «Принципы и направления внешнеэкономической политики России»















Преподаватель                                                          ________       С.К.Демчеко

	                                                                                                                      подпись, дата        инициалы, фамилия	 













Студент                       УЭ15-01Б-БА, 451508241     ________    Е.А.Новикова

                                                            номер группы, зачетной книжки     подпись, дата       инициалы, фамилия





















Красноярск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ………………………………………………………...………….3

1 Теоретические аспекты исследования внешнеэкономической политики России ………………………………………………….………………5

1.1 Внешнеэкономическая политика России: сущность, цели, задачи ...5

1.2 Принципы и направления внешнеэкономической политики России…………………………………………………………………………….11

2 Оценка состояния внешнеэкономической политики России …..……16

2.1 Внешнеэкономическая политика России за 2012–2017 годы …..…16

2.2 Выявление проблем во внешнеэкономической политике России ...28

3 Разработка рекомендаций по улучшению внешнеэкономической политики России …………………………………………………………...……31

3.1 Прогнозы внешнеэкономической политики России, решения текущих проблем ………………………………………………………………..31

3.2 Рекомендации по улучшению внешнеэкономической политики России ……………………………………………………………………………35

Заключение ………………………………….……………………………38

Список литературы ………………………..…………………………40–43























ВВЕДЕНИЕ



Спад во внешней экономике России приобрел определенность параметров, текущие изменения существенны, но в количественном плане не очень велики. В 2016 году динамика снижения большинства показателей замедлилась.

В условиях кризиса произошло некоторое изменение структуры внешней торговли России. Как и ожидалось, в экспорте выросла роль АТЭС при снижении долей ЕС и СНГ (за счет Украины). При сохранении прежней товарной структуры экспорта в реальном выражении доля нефти упала в долларовом выражении. Товарная и географическая структура российской торговли стабильна – все снижается довольно равномерно [7]. 

Характер текущего кризиса в России существенно отличается от двух крупных предыдущих экономических спадов – кризиса 1998 и 2008 годов, как отличаются и причины возникновения кризисов. Кризис 1998 года проходил на фоне сложной экономической ситуации в стране и был спровоцирован падением цен на сырьевые товары и кризисом в странах Юго-Восточной Азии. Кризис 2008 года в России начался как часть мирового кризиса и затронул почти все сектора экономики. Вхождение в кризис для внешней торговли в 2008 году было более резким, динамика снижения внешнеторгового оборота в период текущего кризиса больше схожа с кризисом 1998 года, в то же время глубина падения соизмерима с кризисом 2008 года [22].

На фоне снижения объемов экспорта Россия продолжила укреплять сотрудничество с азиатскими странами. Важной причиной изменения объемов и структуры импорта стали ответные санкции со стороны России. Произошло сокращение объемов ввозимого продовольствия, но его доля в импорте осталась неизменной [21]. Актуальность исследования принципов и направлений внешнеэкономической политики России заключается в улучшении показателей посредством плодотворной работы государства в кризисных условиях существования. 

Целью курсовой работы является характеристика современных принципов и направлений внешнеэкономической политики России на текущий момент и в предшествующие годы.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

– характеристика сущности внешнеэкономической политики России;

– анализ целей и задач, определяемых во внешнеэкономической политике России;

– оценка принципов внешнеэкономической политики России;

– исследование основных направлений внешнеэкономической политики России;

– анализ состояния внешнеэкономической политики России за 2012–2017 годы;

– выявление проблем во внешнеэкономической политике России;

– исследование прогнозов внешнеэкономической политики России;

– характеристика рекомендаций по улучшению внешнеэкономической политики России.

Предмет исследования в курсовой работе – внешнеэкономическая политика Российской Федерации, объект исследования – Российская Федерация.

Методической основой написания курсовой работы является использование следующих методов: формализации, логического, сравнения, описания и т.д. 

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Общий объем работы – 43 страницы. Курсовая работа иллюстрирована 11 таблицами, 4 рисунками. В работе использовано 35 литературных источников.



1 Теоретические аспекты исследования внешнеэкономической политики России 



1.1 Внешнеэкономическая политика России: сущность, цели, задачи



Развитие рыночных отношений в настоящее время достигло высокого уровня, что вызывает необходимость совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения между различными странами, созданные на обоюдовыгодных условиях, предусмотренных контрактами, по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других транзакций с учетом избранной внешнеэкономической стратегией, форм и методов работы на рынке иностранных государств [34].

Правильно построенная внешнеэкономическая деятельность позволяет обеспечить национальную (экономическую) безопасность страны [24]. 

В  условиях  современной  мировой  экономики,  которая  базируется  на  международном  разделении  труда  (МРТ)  и  международной  интеграции,  для  каждой  страны  важно  проводить  не  только  грамотную  и  целостную  внутреннюю  политику,  но  и  внешнюю.  Внешнеэкономическая  политика,  представляя  собой  целенаправленный  комплекс  мер  государства  по  определению  и  регулированию  внешнеэкономических  связей,  а  также  оптимизации  участия  страны  в  МРТ,  позволяет  участникам  международных  отношений  занять  достойное  место  на  мировом  рынке.

Разработка  и  применение  стратегии  внешнеэкономической  деятельности  даёт  возможности  любой  стране  обеспечить  наиболее  благоприятные  политические  и  экономические  условия  для  приспособления  национального  капитала  на  международных  рынках [27].

На современном этапе, внешнеэкономическая политика играет важнейшую роль в функционировании страны. Она подразумевает собой экспорт и импорт. Россия экспортирует такое сырье, как: нефть, газ, уголь и др. Также ведущими статьями экспорта являются природный газ, лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, вооружение. Импортирует Россия транспортные средства, оборудование, химические продукты, продовольствие и многое другое. В настоящее время на продовольственном рынке в России существенно увеличилось количество отечественных продуктов, а, следовательно, Россия не нуждается в огромных поставках импортируемой продукции, такой, как: мясо, рыба, овощи, фрукты и многое другое. Масштабы импортно-экспортных операций России относительно невелики (по сравнению с ее потенциальными возможностями), она уже имеет существенный опыт в ведении внешнеэкономической политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования.

В реальное время экономические связи в основном сохранили бывшие черты. Это, прежде всего, относится к структуре денежных отношений, изменения в которой на первый взгляд не очень заметны. Базу товарообменных операций составили топливно-энергетические продукты, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Россия является активнейшим участником международной торговли. Но, к сожалению, в настоящее время конкурентоспособность России находится на не достаточно достойном для такой страны уровне, что в некой мере препятствует росту микрохозяйственных связей и ускорению процесса формирования международного разделения труда, а как следствие препятствует соединению всех стран в единое хозяйственное целое [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года прописано, что целью внешнеэкономический политики страны на долгосрочную перспективу служит разработка условий для достижения лидерства в мировой экономике. Этому будет способствовать повышение эффективности разделения труда, а также рост конкурентоспособности национального хозяйства страны [16].

Достижению цели способствуют следующие задачи:



Задачи внешнеэкономической политики России 









– рост поставок энергоресурсов на мировые рынки, достижение лидерства в этой области, формирование при этом высокоэффективной энергетической инфраструктуры;







– достижение эффекта в мировом разделении труда, использование при этом инновационно-интеллектуальных ресурсов;









–  повышение конкурентных преимуществ в транспортной сфере, а также в аграрном секторе;





–  рост экспорта аграрной продукции, в свою очередь снижение импортозависимости по продовольствию; 







–  усиление роли страны в решении глобальных проблем на рынке





–  устойчивое развитие данной сферы в кризисных условиях; 





–  превращение страны в один из мировых финансовых центров 



Рисунок 1 – Задачи внешнеэкономической политики России [14]



Основными индикаторами достижения цели внешнеэкономической политики России являются:

– повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 4,3 процента в 2020 году;

– увеличение российского экспорта с 354 млрд. долларов США в 2007 году; более 900 млрд. долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80–90 долларов за баррель);

– увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110–130 млрд. долларов США) по сравнению с 2007 годом;

– увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд. долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом;

– увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5–10 процентов по 5–7 крупным позициям [4].

В импорте заметно снижение ввоза легковых автомобилей и продовольствия (под влиянием санкций), но в значительной степени сохраняется импорт машин и оборудования. В импорте продовольствия Россия переориентировалась на новые страны-поставщики. Частично импорт продовольственных товаров замещается благодаря росту собственного производства, хотя в сельском хозяйстве этот процесс занимает значительное время. При этом, как ни парадоксально, успех развития ряда отраслей аграрной сферы во многом зависит от сохранения санкций и, соответственно, контрсанкций как минимум в ближайшей перспективе. Невольно оформились черты хорошо известной промышленной политики: временное закрытие внутреннего рынка для модернизации и повышения уровня конкурентоспособности собственных производителей.

Динамика международной торговли является важным фоном для развития России, особенно в текущих условиях экономического спада и внешнего ценового шока в связи с ситуацией на мировом нефтяном рынке. Замедление роста ВВП и экспорта России шло почти одинаково в 2010–2014 годах, после чего ВВП ушел в отрицательную зону приростов, несмотря на ускорение реального роста экспорта [7].

Огромное значение приобретает развитие внешнеэкономических взаимоотношений с такими странами, как Китай, Индия [8].

Развитие внешнеэкономических взаимоотношений с Китаем должно продолжиться по следующим направлениям:



Направления развития внешнеэкономических взаимоотношений с Китаем







– развитие и продвижение российского машиностроения и электроэнергетики на китайский рынок;







– экспорт (расширение) российского зерна, прочей сельскохозяйственной продукции;









– доступ на китайский рынок российской металлургической продукции, а также продукции химической промышленности;







– инвестиционное сотрудничество по расширению дистрибьюторских сетей, разработке природных ресурсов;







– углубленное сотрудничество научно-исследовательских центров двух стран;







– взаимодействие со страной в области сокращения продаж нелегальной продукции





Рисунок 2 – Направления развития внешнеэкономических взаимоотношений с Китаем [13]

Одним из приоритетных сфер внешнеэкономической политики России является развитие экономического сотрудничества с государствами, которые являются членами СНГ (Содружества Независимых Государств). Взаимо-действие рассматривается на различных уровнях.

На сегодняшний день Россия усиливает сотрудничество с Индией на международном рынке, особенно в области биологических, а также информационных ресурсов, технологий. 

Развитие внешнеэкономических взаимоотношений с Индией должно продолжиться по следующим направлениям:



Направления развития внешнеэкономических взаимоотношений с Индией 







– увеличение экспорта машинотехнической, а также металлургической продукции;







– инвестиционное сотрудничество стран в нефтегазовой отрасли;







– совместное сотрудничество со страной по разработке новых биотехнологий, новых материалов в авиастроении;









– повышение эффективности экспортно-импортных товаропотоков;





– налаживание расчетно-платежных отношений;





– рост экспорта российского оборудования.



Рисунок 3 – Направления развития внешнеэкономических взаимоотношений с Китаем [13]

Государственная региональная политика России направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, минимизацию уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни [17].

		

1.2 Принципы и направления внешнеэкономической политики России



В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года прописаны основные принципы и направления внешнеэкономической политики России [16]. 

Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации сведены в таблицу 1:

Таблица 1 – Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации [6]

№

Принципы

1

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации должна иметь приоритетные направления

2

Целевая ориентированность внешнеэкономической политики Российской Федерации

2

Инновационность в развитии внешнеэкономической политики Российской Федерации

3

Развитие и защита внешнеэкономической политики Российской Федерации

4

Исполнение справедливой конкуренции на рынке, открытость политики государства 

5

Установление предсказуемых условий в отношении привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию

6

Реализация на основе специализации страны в отношении сравнения преимуществ в традиционных и инновационных сферах 

7

Диверсификации связей географических 

8

Закрепление на рынке позиций экспортеров и импортеров из Российской Федерации 

9

Приоритетность бизнесу, предпринимательских структурах в развитии внешнеэкономической политики Российской Федерации

10

Освоение новых рынков

11

Решение текущих проблем при помощи различного потенциала страны 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года прописаны основные семь направлений внешнеэкономической политики страны (рис.4):



1. Обеспечение лидерских позиций на рынке высоких технологий





2. Рост конкурентоспособности в обрабатывающей отрасли, отрасли услуг, обеспечение роста экспорта 







3. Увеличение транзитного потенциала экономики страны, развитие транспортной системы  







Основные направления внешнеэкономической политики страны 

4.  Укрепление страны на рынке углеводородов, увеличение роли страны в обеспечении энергетической безопасности 









5.  Создание экономического евразийского пространства





6.  Формирование в стране финансового центра, развитие собственной валюты 









7.  Повышение роли страны в решении мировых экономических проблем 





Рисунок 4 – Основные направления внешнеэкономической политики страны [16]



Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации реализуются посредством сопутствующих  мероприятий (табл.  2).



Таблица 2 – Основные направления и мероприятия внешнеэкономической политики Российской Федерации [16]

№

Направления

Мероприятия 

1

Обеспечение лидерских позиций на рынке высоких технологий

– поддержка (финансовая, организационная) экспорта высокотехнологичных товаров (услуг); проведение соответствующих работ;

– модернизация информационного обеспечения лидерских позиций на рынке высоких технологий;

– новые рынки для высокотехнологичных товаров (услуг) в области судостроения, авиатехники, ядерной технологии и т.д.;

– альянсы с мировыми компаниями 

2

Рост конкурентоспособности в обрабатывающей отрасли, отрасли услуг, обеспечение роста экспорта

– совершенствование экономических таможенных режимов;

– рост инвестиционного иностранного капитала в развитие обрабатывающей отрасли;

– формирование механизма поддержки экспорта, устранение текущих барьеров;

– усиление позиций страны на сырьевом рынке;

– развитие инфраструктуры приграничных территорий;

– завоевание лидерства в экспорте аграрной продукции;

– поощрение компаний с высокими экспортными показателями;

– повышение технического уровня российских компаний;

– рационализация импорта 

3

Увеличение транзитного потенциала экономики страны, развитие транспортной системы

– повышение привлекательности транспортных потоков России, ее транспортных коридоров;

– заключение соглашений с заинтересованными государствами;

– формирование едино транспортного механизма

4

Укрепление страны на рынке углеводородов, увеличение роли страны в обеспечении энергетической безопасности

 – диверсификация экспорта углеводородов на другие рынки;

– развитие экспорта энергетических услуг;

– увеличение капитальных инвестиций в транспортировку, распределение энергии;

– увеличение роли России в функционировании энергетических рынков 


Окончание таблицы 2

№

Направления

Мероприятия 

5

Создание экономического евразийского пространства

– создание совместных институтов развития;

– формирование проектов транспортной и энергетической инфраструктуры;

– формирование условий для перемещения экономического евразийского пространства

6

Формирование в стране финансового центра, развитие собственной валюты

– создание финансового центра;

– расширение использования рубля во внешнеторговом обороте

7

Повышение роли страны в решении мировых экономических проблем

– увеличение позиций в международных институтах;

– разработка механизма международного развития;

– регулирование международной торговли, участие в составлении международных стандартов устойчивого экономического развития 



В текущих условиях первоочередное значение для российской внешнеэкономической деятельности имеет не количественное форсирование инвестиций, а радикальное повышение их качества с ориентацией на рост технологического уровня и экономической эффективности производственных мощностей, а также создание высокопроизводительных рабочих мест [27]. 

Внешнеэкономическая  политика  России  имеет  ряд  особенностей,  среди  которых  можно  выделить  следующие:

1.  Направленность  на  укрепление  позиций  отечественных  производителей.

2.  Использование  мер  по  ограждению  российской  экономики  от  негативных  явлений  мирового  хозяйства  (глобальных  мировых  кризисов,  циклических  спадов,  нестабильности  и  колебаний  валютных  курсов,  недобросовестной  конкуренции  и  т.д.).

3.  Разработка  новых  и  совершенствование  имеющихся  инструментов  оптимизации  и  адаптации  России  в  международном  разделении  труда.

4.  Построение  внешнеэкономической  деятельности  на  основе  отсутствия  монополии  государства  на  внешнюю  торговлю  и  её  либерализации  в  соответствии  с  принципами  и  требованиями  рыночной  экономики.

5.  Сырьевая  специализации  в  сфере  экспорта,  которая  позволяет  одновременно  говорить  и  о  достаточно  высокой  степени  открытости  российской  экономики  для  зарубежного  потребителя,  и  о  высокой  степени  зависимости  экономики  России  от  внешних  рынков.

6.  Преобладание  фискальной  функции  государства  во  внешнеторговой  политике  по  сравнению  с  регулирующей.  Это  подтверждается  тем,  что  40 %  доходной  части  федерального  бюджета  формируется  за  счёт  таможенных  пошлин  и  сборов. В  основном,  потенциал страны  реализуется  за  счёт  территориального  преимущества  и  природных  ресурсов,  которые  в  нём  заложены  (нефть,  газ,  уголь  и  т.д.).

Таким образом,  именно  на  основе  топливного,  энергетического  и  сырьевого  превосходства  строится  современная  внешнеэкономическая  политика страны [1, 5].



























2 Оценка состояния внешнеэкономической политики России 



2.1 Внешнеэкономическая политика России за 2012–2017 годы



Внешнеэкономическая политика России за 2012–2017 годы характеризовалась снижением с 2013 года импорта и экспорта товаров и услуг, общего внешнеторгового оборота, что было обусловлено увеличением курса доллара, экономическими санкциями (табл. 3).

Таблица 3 – Внешняя торговля Российской Федерации [2]



2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Миллиардов долларов США

Внешнеторговый оборот

141,4

363,9

638,4

834,0

863,2

864,6

805,8

534,4

Экспорт

99,2

240,0

392,7

515,4

527,4

523,3

497,8

340,3

Импорт

42,1

123,8

245,7

318,6

335,8

341,3

308,0

194,1

Сальдо торгового 
баланса

57,1

116,2

147,0

196,9

191,7

181,9

189,7

146,3

в том числе:

















со странами дальнего зарубежья

















экспорт

85,4

207,3

333,6

436,7

443,8

445,2

428,9

292,4

импорт

30,2

104,3

213,2

273,8

288,4

295,0

272,0

170,9

сальдо торгового баланса

55,1

103,0

120,4

162,9

155,4

150,1

157,0

121,5

со странами СНГ

















экспорт

13,9

32,7

59,0

78,7

83,7

78,1

68,8

48,0

импорт

11,9

19,5

32,4

44,7

47,4

46,3

36,0

23,2

сальдо торгового баланса

2,0

13,2

26,6

34,0

36,3

31,8

32,8

24,8

В процентах к предыдущему году

Внешнеторговый оборот

122,8

133,7

132,7

130,6

103,5

100,2

93,2

66,3

Экспорт

131,3

135,0

132,1

131,3

102,3

99,2

95,1

68,4

Импорт

106,6

131,4

133,6

129,7

105,4

101,7

90,2

63,0

из него:

















со странами дальнего зарубежья

















экспорт

134,3

139,7

132,4

130,9

101,6

100,3

96,4

68,2

импорт

103,6

136,4

131,1

128,4

105,3

102,3

92,2

62,8

со странами СНГ

















экспорт

115,6

111,0

130,8

133,3

106,3

93,4

88,1

69,7

импорт

114,8

110,0

152,6

137,8

105,9

97,8

77,8

64,4



В свою очередь, экспорт и импорт в Российской Федерации со странами ЕврАзЭС также снизился с 2013 года, а с государствами – членами Таможенного Союза (ТС) в 2015 году прекратился вообще (табл. 4). 



Таблица 4 – Экспорт и импорт Российской Федерации [35]



2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Миллиардов долларов США

Экспорт

103,1

241,5

397,1

516,7

524,7

526,0

497,8

343,4

Импорт

33,9

98,7

228,9

305,8

317,3

315,3

286,7

182,4

Со странами СНГ

















экспорт

13,8

32,6

59,6

79,4

79,3

73,9

64,0

44,8

импорт

11,6

19,0

31,7

44,8

44,9

39,0

32,8

20,8

из них со странами ЕврАзЭС

















экспорт

8,0

17,3

30,4

40,9

43,1

40,8

36,7

27,93

импорт

6,2

9,2

15,0

21,5

24,1

20,4

19,8

14,03

в том числе с государствами -членами ТС

















экспорт

-

-

-

39,0

40,8

38,0

34,1

-

импорт

-

-

-

21,1

23,8

20,2

19,7

-

Со странами дальнего зарубежья

















экспорт

89,3

208,8

337,5

437,3

445,5

452,0

433,8

298,7

импорт

22,3

79,7

197,2

260,9

272,3

276,3

253,9

161,6



Товарная структура экспорта Российской Федерации выглядит следующим образом: 

Таблица 5 – Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах) [33]



2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Миллиардов долларов США

Экспорт - всего

103

241

397

517

525

526

498

343

в том числе:

















продовольственные товары и сельско-
хозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,6

4,5

8,8

13,3

16,8

16,3

19,0

16,2

минеральные 
продукты

55,5

156

272

368

374

376

351

219

продукция химической промышленности, каучук

7,4

14,4

24,5

32,6

32,1

30,8

29,2

25,3

кожевенное сырье, 
пушнина и изделия 
из них

0,3

0,3

0,3

0,4

0,5

0,6

0,4

0,3

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4,5

8,3

9,6

11,3

10,2

11,0

11,7

9,8

текстиль, текстиль-
ные изделия и обувь

0,8

1,0

0,8

0,9

0,8

0,9

1,1

0,8

металлы, драгоцен-
ные камни и изделия из них

22,4

40,6

50,3

58,7

58,3

55,1

52,3

40,9


Окончание таблицы 5



2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

машины, оборудование и транспортные средства

9,1

13,5

21,3

26,0

26,6

28,8

26,4

25,4

прочие

1,6

2,5

…

5,8

5,6

6,6

7,0

5,5

В процентах к итогу

Экспорт – всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

















продовольственные 
товары и сельско-
хозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,6

1,9

2,2

2,6

3,2

3,1

3,8

4,7

минеральные 
продукты

53,8

64,8

68,5

71,1

71,3

71,5

70,5

63,8

продукция химической промышленности, каучук

7,2

6,0

6,2

6,3

6,1

5,9

5,9

7,4

кожевенное сырье, пушнина и изделия 
из них

0,3

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4,3

3,4

2,4

2,2

1,9

2,1

2,3

2,9

текстиль, текстиль-
ные изделия и обувь

0,8

0,4

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

0,2

металлы, драгоценные камни и изделия из них

21,7

16,8

12,7

11,4

11,1

10,5

10,5

11,9

машины, оборудование и транспортные средства

8,8

5,6

5,4

5,0

5,1

5,5

5,3

7,4

прочие

1,5

1,0

…

1,1

1,1

1,3

1,4

1,6



Экспортируются преимущественно российские минеральные продукты (их доля в экспорте за последние годы снизилась, но осталась по-прежнему – высокой, более 63%). На металлы, драгоценные камни и изделия из них в 2000 году приходилось 21,7%, а в 2015 году – только 11,9%. Третье место в товарном экспорте занимают машины, оборудование и транспортные средства, их доля в 2015 году увеличилась, показала положительную динамику; такая же динамика наблюдалась и по продукции химической промышленности, каучуку. Другие товары занимали в структуре экспорта не более 4,7% [33]. 

Товарная структура импорта Российской Федерации выглядит следующим образом: 



Таблица 6 – Товарная структура импорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах) [32]



2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Миллиардов долларов США

Импорт - всего

33,9

98,7

229

306

317

315

287

182

в том числе:

















продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

7,4

17,4

36,4

42,5

40,7

43,3

39,9

26,5

минеральные продукты

2,1

3,0

5,2

9,9

7,5

6,9

7,4

5,0

продукция химической 
промышленности, каучук

6,1

16,3

37,0

46,0

48,6

50,0

46,5

33,9

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,1

0,3

1,2

1,6

1,7

1,5

1,3

0,8

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1,3

3,3

5,9

6,7

6,2

6,6

5,9

3,6

текстиль, текстильные 
изделия и обувь

2,0

3,6

14,1

16,7

18,0

18,0

16,3

10,8

металлы, драгоценные 
камни и изделия из них

2,8

7,7

16,8

23,0

23,3

22,6

20,5

12,3

машины, оборудование 
и транспортные средства

10,7

43,4

102

148

158

153

136

81,8

прочие

1,4

3,7

…

11,2

12,9

13,5

12,6

7,6

В процентах к итогу

Импорт - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

















продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

21,8

17,7

15,9

13,9

12,8

13,7

13,9

14,5

минеральные продукты

6,3

3,1

2,3

3,2

2,4

2,2

2,6

2,7

продукция химической 
промышленности, каучук

18,0

16,5

16,1

15,1

15,3

15,9

16,2

18,6

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,4

0,3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,5

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

3,8

3,3

2,6

2,2

2,0

2,1

2,1

2,0

текстиль, текстильные 
изделия и обувь

5,9

3,7

6,2

5,5

5,7

5,7

5,7

5,9

металлы, драгоценные 
камни и изделия из них

8,3

7,7

7,3

7,5

7,3

7,2

7,2

6,7

машины, оборудование 
и транспортные средства

31,4

44,0

44,4

48,4

49,9

48,5

47,6

44,8

прочие

4,1

3,7

…

3,7

4,1

4,3

4,4

4,2



Импортируются преимущественно машины, оборудование и транспортные средства (их доля в импорте за последние годы снизилась, но осталась по-прежнему – высокой, 44,8%). На продукцию химической промышленности, каучук, в структуре импорта приходится 18,6%, доля с 2011 году только возрастает. Третье место в товарном импорте занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, их доля в 2015 году увеличилась, показала положительную динамику, стала 14,5% [32]. 

Динамика внешнеторгового оборота России за 2016 год – начало 2017 года представлена в таблице 7. 

Таблица 7 – Динамика внешнеторгового оборота России [9]



Внешнеторговый оборот

В том числе

Сальдо,
млн.
долларов

США



млн.
долларов США

в % к

экспорт

импорт







соот-
ветствующе-
му пери-оду пре-дыдуще-
го года

преды-дущему периоду

млн.
долларов США

в % к

млн.
долларов США

в % к













соот-
ветствующе-
му пери-оду пре-дыдуще-
го года

преды-дущему периоду



соответст-
вующе-
му пери-оду пре-дыдуще-
го года

преды-дущему периоду



2016 г.

Январь

26988

67,4

58,4

17134

61,4

59,6

9854

81,1

56,5

7280

Февраль

32988

73,6

122,2

20118

68,5

117,4

12870

83,5

130,6

7248

Январь-февраль

59976

70,7



37252

65,0



22724

82,4



14528

Март

38552

77,1

116,9

23172

70,4

115,2

15380

90,0

119,5

7792

I квартал

98529

73,1

74,7

60425

67,0

74,5

38104

85,3

75,0

22321

Апрель

36868

78,7

95,6

21737

70,8

93,8

15131

93,6

98,4

6606

Май

36485

79,4

99,0

22029

71,9

101,3

14456

94,5

95,5

7573

Июнь

40029

86,5

109,7

24021

79,9

109,0

16008

98,7

110,7

8013

II квартал

113382

81,5

115,1

67788

74,1

112,2

45594

95,6

119,7

22193

I полугодие

211911

77,4



128213

70,6



83698

90,7



44514

Июль

38643

87,8

96,5

22428

82,1

93,4

16215

96,9

101,3

6213

Август

41565

100,5

107,6

23087

91,9

102,9

18478

113,6

114,0

4609

Сентябрь

43352

100,4

104,3

25368

96,3

109,9

17984

106,9

97,3

7384

III квартал

123559

96,1

109,0

70882

90,0

104,6

52677

105,7

115,5

18205

Январь-сентябрь

335470

83,3



199095

76,5



136375

95,9



62719


Октябрь

42940

97,9

99,0

24734

91,7

97,5

18206

107,6

101,2

6528

Ноябрь

44172

105,5

102,9

26558

104,6

107,4

17614

107,0

96,7

8944

Декабрь

50771

109,9

114,9

31295

108,9

117,8

19476

111,7

110,6

11819

IV квартал

137882

104,5

111,6

82587

101,8

116,5

55295

108,8

105,0

27292

Год

473353

88,6



281682

82,5



191671

99,3



90011

2017 г.

Январь

38797

143,8

76,4

25121

146,6

80,3

13676

138,8

70,2

11445

Февраль

41335

125,3

106,5

25753

128,0

102,5

15582

121,1

113,9

10171

Январь-февраль

80132

133,6



50874

136,6



29258

128,8



21616

Внешнеторговый оборот России, по данным Банка России (по методологии платежного баланса), в феврале 2017 г. составил (в фактически действовавших ценах) 41,3 млрд. долларов США (2413,5 млрд.рублей), в том числе экспорт – 25,8 млрд.долларов (1503,7 млрд.рублей), импорт – 15,6 млрд.долларов (909,8 млрд.рублей). 

Сальдо торгового баланса в феврале 2017 г. сложилось положительное, 10,2 млрд.долларов (в феврале 2016г. – положительное, 7,2 млрд.долларов) [9].

В таблице 8 приведена динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и государствам-участникам СНГ.

Таблица 8 – Динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и государствам-участникам СНГ [10]



Страны дальнего зарубежья

Государства-участники СНГ



экспорт

импорт

экспорт

импорт



млн.
долларов США

в % к со-ответствующему периоду предыду-щего года

млн.
долларов США

в % к со-ответствующему .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44