VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Представления о межличностных отношениях у молодых людей 20-30 лет

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000279
Тема: Представления о межличностных отношениях у молодых людей 20-30 лет
Содержание
Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» (г. Москва)

Психологический факультет

Кафедра психологии и педагогики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Специальность 030301.65			Психология
                                               (код)			        (наименование)


Тема:    « ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 20-30-ЛЕТ»
	


Студент(ка)       Мамедова  Елена Николаевна		       ________
                                        		(Ф. И. О.)                                                                       		 (подпись)

   Курс  6  группа  ПС-603   специализация   Социальная  психология        

Научный руководитель Копылова Ольга Юрьевна, к.п.н.,доц.________      
                                               	                          (Ф. И. О., ученая степень, звание)                        	 (подпись)

   Рецензент     Гололобова Мария Вячеславовна		       _________
                              		(Ф. И. О., ученая степень, звание)                	 		(подпись)

«Процент оригинального текста составляет ________ %»
Проверено в системе антиплагиат 	_________ ________	______________
Дата		Подпись			ФИО	


Допустить к защите
Декан психологического факультета
_________________ Комарова С.Л.
                         (подпись)
«____» ________________ 2014 г.



Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ	7
1.1. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии	7
1.2. Психологические особенности возрастной группы молодых людей
20-30 лет	27
1.3. Особенности межличностных отношений в молодом возрасте	35
Выводы по первой главе 	45
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 20-30 ЛЕТ…47 
  
2.1. Организация эмрирического исследования, методы исследования	47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования	49
Выводы по второй главе 	68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 	72
ПРИЛОЖЕНИЯ	76
Приложение 1. Социометрическая анкета для испытуемых молодых
людей (возраст 20-30 лет) ………………………………………………………76
Приложение 2. Методика диагностики межличностных отношений 
Т.Лири………………………………………………………………..…………...78
Приложение 3. Тест «О?ценка само?ко?нтро?ля в о?бщении» по? М. Снайдеру….84
    
    
    


ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования.
     Проблемы межличностных отношений в молодом возрасте заключается в том, что в этом возрасте формируются основные виды взаимоотношений личности с окружающими людьми, которые своим поведением, установками, сформировавшимися взглядами на жизнь влияют на   развитие и становление новой личности, а также на формирование устойчивых индивидуальных черт характера. В активности личности формируется  система правил и форм поведения, личность утверждает свое место в  общественной системе.
     Проблема исследования состоит в том, что на сегодняшний день не существует комплексного подхода к вопросу о межличностных отношений молодых людей. 
     Организуя межличностные отношения на работе, учебе и семье в различных по форме и содержанию, ценностям и структуре личностных взаимодействий, молодой человек  как бы призывает общественность оценить его. В первую очередь оценка будет касаться его отношения с другими, его принятия правил, установленных в обществе, соотнесения себя с коллективом и его установками и стереотипами.
     В молодости, начиная с подросткового периода, происходит значительное расширение круга знакомств, встречи в школе, а затем институте, в сфере профессиональной деятельности, межличностные отношения с противоположным полом приводят к расширению сферы общения. 
     В основе межличностных отношений лежат эмоции и чувства, именно от них зависит будущее взаимодействие - отторжение или симпатия. Эмоции и чувства являются нормой поведения, своеобразным шаблоном поведения.
     На межличностные отношения влияет первое впечатление, зависящее от установок и стереотипов личности, от внутреннего содержания, наконец, психологического чутья в восприятии другого человека.
    Объект исследования - молодые люди от 20 до 30 лет.
    Предмет исследования - представления о межличностных отношениях у молодых людей 20-30 лет.
    Цель - рассмотреть теоретические и практические аспекты представлений о межличностных отношений  у молодых людей 20-30 лет в зависимости социального статуса в коллективе.
    Задачи:
   1. Провести теоретико-методологическое исследование изучения межличностных отношений в психологии.
   2. Охарактеризовать понятие межличностные отношения, как  психологическую категорию.
   3.  Изучить психологические особенности возрастной группы молодых людей 20-30 лет и провести теоретический анализ представлений молодых людей о межличностных отношениях.
   4. Подобрать методологический инструментарий для экспериментального исследования.
   5. Составить и обосновать программу экспериментального исследования представлений о межличностных отношениях, социального статуса в группе и уровня самоконтроля в общении у молодых людей 20-30 лет.
   6. Осуществить интерпретацию результатов исследования. 
    Гипотеза - предполагается, что представления о межличностных отношениях у молодых людей 20-30 лет будут зависеть от социального статуса в группе и от уровня самоконтроля в общении.
    Теоретико-методологическая основа исследования - труды зарубежных авторов, а также современных отечественных специалистов.
    Специальным теоретическим обоснованием работы могут служить труды А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова; концепция межличностных отношений А.В. Петровского.
     В.Н. Мясищев представил миру теорию отношений, в ней отношение личности всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений согласно нормам и нормативным критериям появляются убеждения. А.А. Бодалев создает  закономерности развития отношений. Я.Л. Коломинский дает характеристику общению и определяет как «информационное и предметное взаимодействие между людьми, в ситуации которого формируются и закрепляются их межличностные отношения». 
     В общетеоретическом плане проблема межличностных отношений и их формирования включает в себя изучение многих аспектов.
     * содержание межличностных отношений изучали такие ученые как: Дж. Морено, Ф.Хайдер , Б.Г. Ананьев, В. Байон, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, и др.; 
     * механизмы межличностных отношений изучали: В.Е. Семенов, Л.А. Сулейманова, Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, В.Б. Ольшанский;
     * структурно-динамические  факторы влияющие на статус изучали: Е.С. Махлах, М.И. Боришевский, Л.А. Зеленькова и др.;
     * эмоциональные аспекты  изучали: А.В. Петровский, Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, А. Али-Заде  и др.
     С учетом актуальности данной проблемы была сформулирована тема работы: « Представления о межличностных отношениях молодых людей от 20 до 30 лет».
     Методы: общенаучные - анализ, синтез, обобщение, систематизация  и психодиагностические - тестирование, статистические методы математической обработки.


     Методики исследования:
     1. Методика «Социометрия» Дж. Морено.
     2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
     3. Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по М. Снайдеру).
     4. Методы математической статистики для анализа достоверности различий.
    Характеристика выборки - исследование проводилось на базе - института «ГТП» среди сотрудников технологического отдела предприятия, 53 молодых мужчин и женщин, возраст варьируется от 20 до 30 лет. Количество мужчин - 27 человек, количество женщин - 26 человек.
    Практическая значимость:
      Результаты данного исследования могут применяться в области консультативной психологии, также для  анализа процесса взаимодействия партнеров по общению в различных производственных и бытовых контекстах,  и также помощи в решении коммуникативных затруднений. 
     Научная новизна заключается в том, что проводилось изучение представлений о межличностных отношениях у молодых людей 20-30 лет.
     Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит содержания, введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы (50 источников)  и 3 приложений. 





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 
1.1. Проблема межличностных отношений, в отечественной и зарубежной  психологии
     При изучении личности, мы обращаемся к тем людям, которые её окружают, близким и не очень. Проблемы личности не видны при первом взгляде на человека, но проявляются практически сразу при вхождении личности в коллективные отношения. Человек  с глубокими внутренними противоречиями не сможет  хорошо социализироваться. Адаптация в коллективе связана с огромными трудностями, такие люди не могут и не хотят принимать правила и установки коллектива. Есть такое понятие  «конфликтогенные личности», т.е. люди, которым чужды нормальные человеческие отношения, основанные на дружбе, взаимной выручке, эмпатии,  а не на вражде, выгоде, интригах. Фундаментом «конфликтогенной личности» является глубокое чувство неуверенности в себе и в своих силах, отсюда мир и люди в этом мире кажется враждебным.
      Когда говорим о межличностных отношениях, мы говорим о субъективной связи. Субъективная связь основывается на эмоциях и чувствах человека. Общение не оставляет ни одного человека быть равнодушным. Всегда происходит ответная реакция, негативная и чаще всего позитивная. Почему позитивной больше, потому что люди желают с помощью общения получить удовольствие, радость. Особые позитивные эмоции вызывают встречи с друзьями  (зачем же тогда друзья?) и общение матери и ребенка. Любые эмоции вызывают соответствующие действия и желания совершать действия. Поэтому прослеживается связь между общением между людьми и действиями, которые они совершают.
    
    
     Отношения, по мнению В.Н. Мясищева , содержательно характеризуют деятельность человека, выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности [27, c.78].
     Определение «межличностные» дает установку не только на то, что объектом отношения выступает другая личность, но и на взаимную направленность этих  отношений. Нужно отличать межличностные отношения от самоотношения, отношения к предметам, межгрупповых отношений.
     Понятие «межличностные отношения» рассматривается многими авторами как эмоционально-чувственный аспект взаимодействия между людьми и предлагает фактор времени и анализ общения, поскольку при межличностных связях при сложном непрерывающимся обменом информацией возникает привыкание и зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, а также  взаимная ответственность за отношения, которые складывались долго, путем недоверия, возможно, конфликтов, долгого привыкания, притирки.
     Связь человека с социальной системой происходит через  совокупность связей, именно им возможно стать  личностью, субъектом деятельности и индивидуальностью. В процессе общения и совместной духовной и практической между двумя или несколькими людьми возникают отношения, мы их называем общественными отношениями. Причины данных отношений лежат в связях, основанных на политике и праве, нравственности, психологии, религии.
     Большинство психологов разделяют отношения на деловые и личные, называемые также межличностными отношениями.  Деловые отношения связаны с работой и учебой.
     Личные отношения всегда содержат оценку, связанную с восхищением и популярностью, а может и наоборот, с раздражение и неприятием точки зрения другого, они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворении этой потребности.
     Психолог Н.Н. Обозов рассматривает межличностные отношения как частный случай психологических отношений и анализирует их в рамках связей «субъект - объект» и «субъект - субъект». 
     В своих трудах Н.Н. Обозов дает нам следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, дружеские, товарищеские, любовные, деловые, супружеские, родственные и разрушающие. Данная классификация  предложена, основываясь на следующие критерии: насколько глубокие отношения, частые и в какой мере человек избирателен  в своих отношениях. Н.Н. Обозов подчеркивает, что избирательность отношений зависит от глубины интеллекта и чувств человека. Речь идет только о тех контактах, которые человек выбирает сам.
     На работе, где выбора у человека нет, он должен общаться с начальством, коллегами, возможно клиентами, контакты зависят от частоты и постоянства. Здесь выходят на первый план определенные роли. Человек в межличностных отношениях всегда играет роль, чаще всего ему навязанную. Так как он приходя на новое место работы получает определенную роль, которая навязана маралью и нормами коллектива. Но только коллектива дружного, устоявшегося, с формальным лидером во главе, с четкой иерархией. Вот здесь  человеку придется постараться изменить роль, которая ему не приятна или мала для его амбиций, и попытаться завоевать место под солнцем. 
     В группе, которую коллективом назвать нельзя, в силу не сформированности совместных интересов, норм и ценностей, отсутствием лидера и наличием группировок, человек сам решает какую роль ему играть. Возможно данная группа ждет как раз сильного и грамотного вожака.
     По предположению Н. Н. Обозова, разные виды межличностных отношений указывают на включение различных уровней личностных характеристик [18, с.100].
     Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике - в процессе развития. Когда мы говорим о статике, предполагаем систему межличностных отношений, существующую задолго до появления нового члена коллектива, с давно существующими законами группы. Динамика означает развитие, изменение, совершенствование, преобразование законов и правил группы, возможно новым членом коллектива.
     Отношения в группе, естественно меняются. Причем измениться они могут за один день в случае открытого конфликта, основанного на том, что затронуты глубокие чувства оппонента. Когда группа только формируется отношения  мы расцениваем, как нейтральные. Это связано с  тем, что люди  не знают или знают плохо своих новых членов коллектива, поэтому чувства неглубокие, среди них выделяем любопытство, признание авторитета наиболее яркой личности, неприятие  вызывающих и негативных сторон определенных личностей. Нельзя забывать и о ситуации переноса, например, бессознательно человек напомнит о негативном опыте в прошлом, и сами того не понимая не хотим общаться с человеком.
     Узнавая человека все больше меняются и отношения, переходя в разряд дружеских коллективистских или враждебных,  конфликтных, агрессивных.
     Если рассматривать жизнь и деятельность отдельного человека который вступает в общение с другими людьми, то чаще всего абстрагируются от широкого понимания категории «отношение», а принимается во внимание  более узкое значение- межличностные отношения.
     В психологии для обозначения межличностных отношений  используется термин «взаимоотношения» [13, с.90].
     Одним из главных критериев является глубина - мера вовлеченности личности в отношения. Рассматривая личность, можно выделить несколько уровней проявления ее особенностей: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные. Социокультурные включают в себя: национальность, профессию, социальный статус, образование, политическую и религиозную принадлежность и т.д.
     Психологические характеристики включают : интеллект, характер, мотивацию , темперамент, способности.
     Индивидуальные характеристики это все индивидуально неповторимое и  обусловлено  особенностями жизни человека.
     Различные виды межличностных отношений предполагают включение в общение различных уровней личности. Наибольшее развитие личности, происходит в приятных дружеских отношениях. Это первый критерий межличностных отношений. Естественно, при втором критерии большая избирательность характерна для любовных и супружеских отношений. И в том и в другом случае партнера выбирают одного и навсегда, по крайней мере все в это верят до тех пор пока не происходит охлаждение чувств. Как говорится в известной книге: «Любовь живет три года». Хотя есть и счастливые исключения, правда до обидного мало. 
     Существуют также третий критерий  психологического смысла для партнеров.
     Кроме основных критериев  выделяют дополнительные. Среди них: партнерская дистанция, продолжительность и частота контактов, участие стереотипов и ролей в процессе общения, нормы отношений, обязательные требования к условиям контакта. Общая закономерность следующая: чем глубже отношения, тем короче дистанция, чем чаще контакты, тем меньше ролевых клише.
     В дружеских отношениях можно выделить инструментальные отношения и эмоционально-исповедальные.
     В основе эмоционально-исповедных дружеских отношений всегда лежит взаимное притяжение взглядов, в основе которого лежат эмоциональная привязанность, доверие, симпатия, любовь, эротическая привлекательность. Эти отношения характеризуются теплотой, доверительностью, снижение самоконтроля и раскованность в общении. Снимается маскировка, которая привносит в отношение особую привлекательность, ведь большинство своего времени современный человек вынужден носить маски. И даже дома большинство не снимает маски, а меняет одну на другую. Отсюда и возникновение  положительного оценочного отношения партнеров.
     Но не все отношения бывают основаны на любви и дружбе, противоположностью являются отношения вражды. При этом виде отношений предполагается негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру. Партнер представляется в свете негатива, врагом, захватчиком  личностного пространства и свободы партнера. Мы сами занижает оценку партнера, возможно придумывая недостатки, раздувая до огромных размеров, не замечая и принижая достоинства.
     В центре внимания психологического исследования  М.И. Лисиной было поведенческая картина общения, являющаяся внешней, но и потребности, и мотивы общения, которые являются внешней картиной отношений. Соотнесем понятия «общение» и «отношение» [24, с.112].
     Общение ярко  использовалось в задачах деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения входили в состав функции общения. Большой вклад в развитии направления межличностного общения внесли А.Л. Лазурский и В.Н. Мясищев, которые рассматривали данную проблему с позиции психологии отношений [33, с.99].
     В основе этого направления лежит формирование представлений о личности, центром которой является индивидуально - целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности.
     Деятельностный подход развивался в основном в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась в в сфере психологической практики.
     Рассматривая отличия действия от отношения, видно, что отношение не имеет цели и не может быть произвольным. Отношение не является процессом, оно скорее есть состояние, чем процесс. Отношение всегда предельно индивидуальности конкретно.
     Отношения всегда будет связано с деятельностью, а деятельность связана с сознанием. Поэтому межличностные отношения напрямую связаны с тем как человек живет, с его внутренней философией и мировоззрением [18, с.278].
     Рассмотрим как влияет различные факторы на структуру формальных и неформальных отношений в коллективе.
     Межличностные отношения действуют и функционируют внутри каждого из видов общественных отношений, и благодаря им, некоторые люди проявляют себя личностями в различных взаимоотношениях и общении.
     Общение является неотъемлемым условием претворения в жизнь процесса воспитания и обучения. Его роль и важность обусловлены следующими факторами.
     Во-первых, жизнь человека на любом возрастном уровне предполагает установление информационных связей и контактов, доброжелательного взаимопонимания и человеческого.
     Во-вторых, никакие человеческие организации, в том числе рабочие  или студенческие коллективы не могут осуществлять нормальную совместную деятельность, если не будет установлен адекватный контакт между людьми и достигнуто полное  взаимопонимание.
     В-третьих, психологическая природа человека требует у него потребность в психологической поддержке и помощи других людей, в изучении и использовании  жизненного опыта, в получении жизненного совета и правдивой информации.
     В-четвертых, лучшее решение задач, принятие быстрых решений, осуществление контроля может осуществиться только с помощью  общения.
     В отечественной социальной психологии различают три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог [36, с.57].
     Диалогический тип общения можно наблюдать в условиях взаимодействия коллектива. Это равноправное субъект-субъективное взаимодействие, в процессе которого партнеры по общению пытаются познать и партнера и самого себя через приспособление, включение защитных механизмов личности, и даже ломки собственных стереотипов.
     Эффективность диалогического общения зависит от соблюдения некоторых правил: правильный настрой на собеседника, без психологии здесь не обойтись, включается интуиция, можем ли мы доверять собеседнику, нужен ли он нам, а если нужен, каким образом мы можем удержать разговор и понравится ему. Поэтому этот вид общения требует от человека огромного опыта в работе с людьми, и несомненно развитых качеств личности, среди которых: хорошие коммуникативные навыки, владение средствами манипулирования, уважительное и доверительное отношение к партнеру по общению, терпение, неконфликтность,  конформность,  гибкость. 
     Императивное общение - это авторитарная, управляющая, подавляющая  форма взаимодействия с партнером по общению. Императивное общение имеет своей целью влияние на мысли партнера. Управление его эмоциями, контроль над действиями, управление активностью партнера, принуждение к тому, что желает  авторитарная личность.
     Еще вариант, желание власти, лидерства, нереализованные детские желания. Особенность императивного общения состоит в том, что партнер является пассивной стороной. Самое главное при императивном общении, конечная цель, а именно, подчинение, послушание, принуждение не скрывается [36, с.69].
     Манипулятивное общение - это одна из форм межличностного общения, при которой воздействие на партнера для достижения своих намерений осуществляется скрытно. При данном стиле общения цель схожа с предыдущим, желание власти и контроля за действиями, поведением и даже мыслями  другого человека, но говорить об этом партнеру манипулятор не собирается. Более того, «жертва» манипулирования  чаще всего считает своего партнера порядочным, доброжелательным и ни в коем случае не вредоносным человеком. 
     Центральным к??мп??нент??м псих??л??гии труд??в??г?? к??ллектива?, ядр??м с??циа?льн??-псих??л??гическ??г?? климата? в нем являются выступающие в двух ??сн??вных ф??рма?х вза?им????тн??шения между сотрудниками.
     При динамике отношений сотрудников мы пытаемся рассмотреть противоречия во взаимоотношениях, которые часто возникают в силу молодого возраста  на стадии перехода к зрелости, неумения разобраться в своих эгоистических желаниях и принять чужую точку зрения.
     Самооценка однозначно оказывает большое влияние на восприятие окружающих людей. Самооценка - важный регулятор поведения. От самооценки зависит то, что человек думает о себе, доволен ли он результатами своей деятельности, насколько критичен к себе и окружающим людям. Часто заниженная и завышенная самооценка мешает человеку в межличностных отношениях. При заниженной самооценке возникает неуверенность в собственной правоте, непонимание и обида на окружающих, подозрительность, внутренняя деструктивная агрессивность, недоверие, неверие в собственные силы, а значит отсутствие межличностных связей с противоположным полом.
     При завышенной самооценки появляется конфликтность поведения, открытое противостояние чужому мнению, невозможность удержать возле себя партнера, проблемы с коллегами и начальником, а вследствие этого потеря работы.
     Р. Немов писал, что одним из фактов, влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности [37, с.113].
     Суть этого эффекта в том, первое впечатление оказывает сильное и неизгладимое впечатление на человека. Иногда первое впечатление бывает ошибочным, особенно то, которое было подкреплено ложными стереотипами, но именно оно позволяет человеку долгое время думать так, а не иначе, совершая необдуманные поступки.
     На первичное впечатление влияют такие факторы как  мимика, внешний вид , жесты,  речь и др. При  заниженной самооценке очень трудно произвести хорошее впечатление, так как человек не может раскрыться как личность и раскрыть свой потенциал.
     Эмоциональный компонент присущ  только межличностным  отношениям. В других видах отношений (политических, производственных) его  нет. Эмоции и чувства, которые сотрудники могут переживать по отношению друг к другу  весьма разнообразны: это  и безразличие, и готовность пожертвовать ради друга всем, и чувство глубокого уважения, и ненависть и т.д.
     Все эмоции и чувства, связанные с межличностными отношениями, можно разделить на две большие группы:
     * группа положительных чувств и эмоций;
     * группа отрицательных чувств и эмоций.
     Группа положительных чувств и эмоций  включает в себя сложные объединяющие чувства, при которых личности, желающие общаться демонстрируют готовность к сотрудничеству, совместным действиям (чувство симпатии и уважения к другому, положительные эмоции, проявляющиеся как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств).
     Группа отрицательных чувств и эмоций  включает в себя отрицательные чувства, когда нет желание сотрудничать, общаться, взаимодействие становится невозможным, возникают антипатия, презрение, негативные эмоции [42, с.116].
     Симпатии и антипатии, как важный  псих??л??гический элемент межличн??стных ??тн??шений действуют на психологический климат группы. Также существенно на? характер межличн??стных вза?им????тн??шений влияет п??л??жение личн??сти в системе групп??вых ??тн??шений, это характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.
     Статус - это положение субъекта в межличностных отношениях. 
     Статус необходим человеку с целью закрепления социальных  функций путем нормативного наделения его правами и обязанностями. 
     Статус связан с определенными ролями, которые обязывают человека выполнять определенные действия. Этим самым человек завоевывает себе положение в обществе, подчиняясь иерархической позиции общества. Причем роли гибкие, изменчивы. Человек может быть на коне, и совершив необдуманный дурной, а может благородный поступок, но не оцененный в данном обществе теряет свое положение становясь персоной нон-грата. 
     Когда мы говорим о позиции члена группы по отношению с другим членом возникает понятие социометрическая структура малой группы. Социометрический статус члена группы зависит от эмоциональных симпатий и антипатий членов группы, основанных на психологически устойчивых эмоциональных позиций.
     Социометрический статус члена группы достаточно устойчив. Данный показатель сохраняясь идет за человеком в другую социальную группу. Причины в том, что статус - категория групповая и вне группы не существует, т.к. человек привыкает выполнять роли, предписанные ему постоянным статусным положением [4, с.69].
     Опишем психологические и социальные факторы, которые влияют на величину социометрического статуса сотрудника. Первым, конечно же оценивается внешний вид - выражение лица, одежда, прическа, фигура, умение себя подать, голос; второй параметр характер речи - что и как говорит, содержание и форма стиля общения, чувство юмора, кругозор; третий показатель характер поступков, их мотивы, манера и содержание поведения; четвертый, цели, мотивы и способы деятельности, ее качество. Причем, в каждой группе свои ценности, даже неприемлемые для вновь прибывшей личности. Высокий или низкий статус получает тот, кто обладает данными ценностями в большей мере.
     Соотношение статуса и р??ли в ф??рма?льн??й и неф??рма?льн??й группа?х ??тлича?ются. В ф??рма?льн??й группе ста?тусы н??рма?тивн?? ??пределены и ра?згра?ничены. Чел??век сна?ча?ла? за?нима?ет ста?тус (на?зна?ча?ется или избира?ется на? д??лжн??сть), а? п??сле эт??г?? на?чина?ет исп??лнять р??ль. Возможны случаи занятия статуса без исполнения роли или с исполнением роли. В неформальной группе чел??век ??существляет р??ль, за?нима?я при эт??м ста?тус.
     Из этого очевидно, что важным моментом является выбор актива группы. Оптима?льным ва?риа?нт??м счита?ется, к??гда члены актива группы являются еще и лидерами микрогрупп.
     Дальнейшее изучение микрогрупп в рабочем и студенческом коллективе, умение их различать будут обязательными для  руководителя, который обязан понимать, что такие группы существуют в рамках любой малой социальной группы. Многочисленные подгруппы не совсем устойчивы. Внутри микрогруппы устанавливаются свои нормы и правила групповой жизни, микрогруппа обычно выступает инициатором изменения этих групп. Сотрудник, попадающий в новую группу стоит перед банальным выбором, требованиями микрогруппы, которая будет решать, насколько одобряемо его поведение. Руководитель в своей работе должен учитывая реакцию микрогруппы, особенно тех из них, которые занимают главенствующие позиции, но никто не лишает его права голоса [40, с.178].
     Огромное влияние на характер межличностных отношений может оказывать структура социальной власти в группе. Реализуясь через актуальное или потенциальное право на давление со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди них выделяем феномены лидерства и руководства.
     В настоящее время представлено огромное количество психологических исследований, имеющих цель рассмотреть различные аспекты проблемы межличностных отношений.
     В ??сн??ве ра?зра?б??т??к ??течественных псих??л??г??в лежа?т идеи Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева о природе межличностного взаимодействия, в которой можн?? выделить три с??ста?вляющие: п??зна?ние людьми друг друга?, ??тн??шение друг другу в виде эм??ци??на?льн??г?? ??тклика? и ??бра?щение чел??века? с чел??век?м в  процессе общения.
     Б.Г. Ананьев видит в общение как социальное и индивидуальное явление, которое преобразует, меняет человека. Ведь воздействие информации на человека велико. Оно меняет мировоззрение человека, помогает разобраться в ситуации. Но речь идет о информации правдивой, не несущей элементы манипулирования. В другом случае, информация будет засорять мозг воспринимающего, лишать собственного мнения и выбора, как в случае с воздействием рекламы на психологию людей.
     В.Н. Мясищев предлагает рассмотреть общение как многогранный процесс взаимосвязи общественных индивидов, которые своим поведением, взглядами на жизнь, характерными привычками влияют друг на друга. Часто более сильная личность подминает более слабую, несознательно заражая её своим внутренним миром. Так часто происходит в семьях молодых супругов. И если процесс приспособления прошел успешно, супруги смотрят в одну сторону, проводят совместно досуг и радуются общими интересам и  взглядам на жизнь. Недаром в народе говорят «муж и жена одна сатана», да и в старости такие похожие супруги по своему внутреннему миру похожи внешне как брат и сестра. Сильные личности часто разводятся, формулируя развод фразой: «Не сошлись характерами». На самом деле, каждый из них остался цельной личностью, сохранившей свое «Я». Недаром люди такого плана не могут выстроить свои  межличностные отношения с противоположным полом и остаются одинокими. Им с людьми сильными ужиться тяжело, чувствуют давлению, притеснение, посягательство на свою свободу, а слабые люди их не интересуют. Браки сильных личностей могут существовать, если они объединены общей идеологией (религиозной, политической, профессиональной), либо это так называемые «гостевые браки», распространенные в настоящее время. Где супруги проживают в разных городах из-за профессиональной деятельности или один из супругов вынужден уезжать надолго из дома. Поэтому столкновений  практически не бывает, брак может существовать [31, с.110].
     Развитие самосознания происходит только через его отношения с другими людьми. Наиболее ярко выразил эту мысль С.Л. Рубинштейн в своем последнем исследовании «Человек и мир»: «Я» не может быть показано как объект непосредственного осознания, через отношения к самому себе, обособлено от других личностей [38, с.60].
     Данный подход, развивает в своих работах К.А. Альбуханова- Славская, для к?т?р?й центральным м?мент?м сам??пределения является сам?детерминация, с?бственная активн?сть, ?с?знанн?е стремление занять ?пределенную п?зицию. 
     По К.А. Альбухановой - Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, к?т?рая ф?рмируется внутри к??рдинат системы ?тн?шений [2, с.70].
     Межличностные отношения строятся, прежде всего, на доверии. Причем не каждый человек может доверять другому, так же как и не каждый может стать тем человеком, которому доверяют. Если мы говорим о людях вызывающих доверии, сразу вспоминаем ситуацию, чтобы спросить направление в незнакомом городе мы подходим не к каждому встречному, а именно располагающему к себе человеку. Такие люди обычно привлекательны внешне, опрятно одеты, не спешат, не размахивают руками, не проявляют агрессивность, с удовольствием отвечают на Ваши вопросы, возраст, чаще всего,  от 30 до 50. Получился идеальный вариант какой-то. Кстати под такое описание подходят мошенники, которым уж точно доверять нельзя. Но, к сожалению, среди мошенников встречается очень много хороших психологов, ведь зная психологическую сущность человека всегда можно подобрать ключи к его внутренним желаниям, страхам и влечениям, заставить делать его то, что хочет мошенник. Отлично эту ситуацию  обозначили мошенники Лиса Алиса и кот Базилио из сказки Ролана Быкова «Золотой ключик или приключения Буратино»: «На дурака не нужен нож, ему с три короба соврешь и делай с ним что хош». В роли «дурака» отлично выступил «умненький - благоразумненький» Буратино. 
     Что же касается людей, которые не могут доверять другим людям, можно сказать, основываясь на психоаналитической теории Фрейда, точнее на выделенных им стадиях сексуального развития. Застревание на оральной стадии психосексуального развития гарантирует становление отчужденной, конфликтной личности, желающей получить любовь и уважение, но ничего не давая взамен. Продолжая фрейдистскую теорию Карен Хорни считает причиной проблем в сфере межличностных отношений равнодушие родителей к ребенку, причем  теория бы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%