- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Предпосылки введения в психологию понятия эмоциональный интеллект
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004445 |
Тема: | Предпосылки введения в психологию понятия эмоциональный интеллект |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОТСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра психологии познания Яковенко Каталина Сергеевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . Специальность 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Выпуская квалификационная работа студента 4-го курса очной формы обучения Допущен к защите на ГЭК И.о. заведующего кафедрой Профессор, доктор психол. наук _______________ Г.А. Мишина «___» ________ 2017 г. Научный руководитель Канд.психол.н, доцент кафедры психология познания института психологии им Л.С.Выготского _______________ О.А. Шиян Москва 2017 Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1 10 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ И ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ 10 1.1. Предпосылки введения в психологию понятия эмоциональный интеллект 10 1.2. Понятие эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии. 14 1.3. Функции эмоционального интеллекта. 20 1.4. Анализ сравнительных эмпирических исследований эмоционального интеллекта с другими психологическими характеристиками. 23 1.5. Взаимосвязь формально-логического мышления и эмоционального интеллекта. 27 1.6. Выводы первой главы. 38 ГЛАВА 2 40 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40 2.1. Организация и методы исследования 40 2.2. Анализ эмпирического исследования взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и формально-логического мышления у детей младшего школьного возраста. 52 2.2.1. Анализ методики «ПЗЭМ» на определение уровня эмоционального интеллекта. 54 2.2.2. Анализ методики на определение уровня эмоционального интеллекта «Что – почему – как». 56 2.2.3. Исследование взаимосвязи формально-логического мышления и эмоционального интеллекта. 57 Выводы второй главы 60 Заключение 61 Список литературы 64 Введение Актуальность проблемы исследования Эмоциональный интеллект необходим человеку для понимания своих и чужих эмоций. В современном обществе все больше и больше пропагандируется стойкость, холодный разум, сдержанность и эмоциональная закрытость, ведь если человек начнет показывать свои эмоции, то общество сочтет его слабым, неприспособленным к условиям среды. Однако, все совсем наоборот, люди, способные выражать свои эмоции, проявлять эмпатию лучше адаптируются в новом коллективе, они всегда открыты для коммуникации и тонко чувствуют эмоциональный контекст ситуации. В то время, как эмоционально закрытые люди с трудом находят контакт с другим человеком и больше подвержены психосоматическим заболеваниям в связи с тем, что они намеренно подавляют весь массив возникающих эмоций. В настоящее время перед родителями и педагогами практиками остро встает проблема становления и развития эмоциональной сферы детей. В связи с этим данной проблеме были посвящены ключевые работы таких авторов как R. Bar-On; D. Goleman; J. Mayer; И.Н. Андреева; Д.В. Люсин; Е.А. Сергиенко, А.И.Савенков и др. Способность распознавать социальную и эмоциональную подоплёку, а именно эмоциональный интеллект, является одной из основных форм адаптации человека в обществе. «Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач». Первоначально исследователи не связывали аффективный и когнитивный компоненты личности, а наоборот, противопоставляли эмоции и интеллект. В начале ХХ века немецкий психолог Г.Майер исследовал различные виды мышления, уделяя внимание не только формально-логическому, но и эмоциональному мышлению. Автор подчеркивал, что познавательный процесс «затенён, отодвинут на задний план, не опознан как таковой, фокус внимания сосредоточен на практической цели, для которой познание является лишь побочным средством», то есть когда человек активно задействует свой эмоциональный интеллект, формально-логическое мышление сдвигается на второй план, играет второстепенную роль. На данном этапе изучения феномена особенно остро стоит проблема особенностей взаимосвязи аффекта и интеллекта, которые могут быть операционализорованны через понятие эмоциональный интеллект и формально-логическое мышление. Л. С. Выготский определял «единство аффекта и интеллекта», как характерную особенность развития ребенка. А по мнению Пиаже, интеллект – это общая адаптивная способность, проявляющаяся в разных сферах. Однако, многочисленные исследования о взаимосвязи коммуникации и интеллекта не выявляли прямых корреляций между интеллектуальными и коммуникативными аспектами личности. Именно это обусловило введение в научную терминологию нового понятия –эмоциональный интеллект, который включает в себя коммуникативный аспект, но не сводится к нему. Таким образом, само обращение исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано, как справедливо отмечает А.И.Савенков, во многом с тем, что «однокомпонентные» концепции жизненного успеха оказались ошибочными. В них утверждалась единственная, приоритетная роль какого-либо одного фактора, например, креативности, общего интеллекта, разносторонних знаний в становлении высоких достижений личности. Ряд исследований доказал, что люди высокоинтеллектуальные, даже одаренные, часто демонстрируют сниженный эмоциональный интеллект, что создает трудности и для раскрытия, реализации высокого общеинтеллектуального потенциала. В поле внимание специалистов часто стало появляться такое понятие как психическое здоровье, которое заключается в гармоничном сочетании единства аффективной и интеллектуальной сторон человеческой психики. Однако если это единство нарушается, то у человека может возникнуть комплекс качеств названный алекситимией. «Алекситимия («без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, которая выражается в затруднении определения своих и чужих эмоций, обедненной символизации, фантазии, сосредоточенности на причинно-следственных объяснениях в ущерб внутренним переживаниям и дефицитом эмоциональных проявлений». Все чаще можно встретить, как родители говорят ребенку: «ты же мальчик, а мальчики не плачут, они должны быть стойкими», тем самым они провоцируют ребенка спрятать все свои эмоции, вместо того, чтобы поговорить с ним о его чувствах и переживаниях, поощрять их выражение. В результате, такой ребенок вырастает с массой психологических проблем, эмоционально закрытым и неуверенным в себе. Такое затруднение в проявлении своих эмоций увеличивает риск проявления психосоматических заболеваний. Изучение данной проблемы диктуется запросами психологов и педагогов, так как в современной школе встречается все больше детей с расстройствами эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на их успеваемость. Рассмотреть возможности человека при работе с информацией возможно через традиционный коэффициент интеллекта, но это лишь часть успешной деятельности субъекта. Для этого требуется эмоциональный интеллект во всей его совокупности: формировать мотивацию, стремиться к достижению определенных жизненных целей, не взирая на неудачи, сдерживать и контролировать свои эмоции, даже в критической ситуации. Гармоничное воспитание ребёнка подразумевает не только работу с одним из качеств, а правильное соотношение эмоционального и интеллектуального развития. Одностороннее воспитание мешает полностью понять особенности мышления и особенности его развития, и не даёт возможность полностью сформировать и опереться на основной регулятор поведения ребёнка - мотивы и эмоции. Наибольшую значимость эта проблема имеет именно в младшем школьном возрасте, когда происходит формирование самосознания, рефлексии, завершается децентрация и эмоциональная сфера становится устойчивой. Развитие эмоционального интеллекта может быть продолжено и в подростковый период, поэтому сейчас создаются специальные образовательные учреждения в Европе и Канаде, где ученые занимающиеся проблемой взаимосвязи эмоций и интеллекта, создают специальные курсы для развития эмоционального интеллекта. Объект исследования: эмоциональный интеллект. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и формально-логического мышление у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить взаимосвязь формально-логического мышления и эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования; Выявить уровень формально-логического мышления у детей младшего школьного возраста; Выявить уровень сформированности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста; Провести анализ результатов исследования в контексте взаимосвязи эмоционального интеллекта и формально-логического мышления. Гипотеза исследования: предполагается, что существует прямая взаимосвязь между формально-логическим мышлением и такими компонентами эмоционального интеллекта как: способность верно определять смысловой и эмоциональный посыл фразы в зависимости от контекста, а так же распознавать эмоциональные переживания в конкретной ситуации и находить наиболее гармоничный вариант ее разрешения. Научная новизна исследования: большинство исследований эмоционального интеллекта посвящены изучению гендерных различий аффективной стороны личности, обнаружению специфики взаимосвязи с темпераментом и нарушениями интеллекта. Однако особенности взаимосвязи формально-логического мышления и эмоционального интеллекта у младших школьников все еще представляют собой недостаточно изученную область. В данном исследовании будет впервые использоваться авторская методика «ПЗЭМ», состоящая из открытых проблемных заданий на эмоциональное мышление для детей младшего школьного возраста. Этот инструмент позволяет измерить способность ребенка верно определять смысловой и эмоциональный посыл фразы в зависимости от контекста, а так же верно распознавать эмоциональные переживания в конкретной ситуации и находить наиболее гармоничный вариант ее разрешения. Так же нами будет использована методика «Что-почему-как», которая измеряет умения: конструктивно решать проблемы связанные с эмоциональным переживанием, связывать поступки и эмоциональный отклик на них, грамотно выстроить свое поведение в ответ на возникающую эмоцию. Таким образом, мы исследуем взаимосвязь конкретных перечисленных компонентов и формально-логического мышления у детей младшего школьного возраста, что является еще не до конца изученной областью. Методы исследования: ? теоретические методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; ? эмпирические методы: тестирование, открытые проблемные задания методы статистической обработки данных. Методики исследования: Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена». (Автор: Дж.Равен, в модификации Т.В.Розановой). Методика измерения уровня эмоционального интеллекта для младших школьников «ПЗЭМ». (Автор: К.С.Яковенко) Методика «Что – почему – как» (Автор: Нгуен, М.А.) Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных учреждений: Государственная бюджетная общеобразовательная организация города Москвы "Школа № 514". В исследовании на обоих этапах приняли участие 49 человек, учащиеся «1 А» и «1 Б» класса, в возрасте от 7,5 до 8 лет, из них 24 девочки и 25 мальчиков. Детская Юношеская школа спортивного бального танца «Фиеста» города Дмитрова. В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте от 7 до 7,5 лет, из них 11 девочек и 9 мальчиков. ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ И ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ Предпосылки введения в психологию понятия эмоциональный интеллект Ключевая задача нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между формально-логическим мышлением и эмоциональным интеллектом. С нашей точки зрения эти данные помогут в дальнейшем выстроить экспериментальную работу, чтобы понять помогает ли высокий уровень развития формально-логического мышления решать не только интеллектуальные задачи, но и коммуникативные, а так же рассмотреть, как влияет уровень эмоционального интеллекта на способность решать познавательные задачи. Проблема прямо или косвенно ставилась в работах Л.С. Выготского и Ж.Пиаже. Данной проблематике были посвящены также диссертации Воробьевой И.И., Савиной Е.А. и других. В ряде психолого-педагогических исследований интеллект рассматривается как универсальный механизм, который способствует успешности человека в различных жизненных ситуациях, в том числе в области социального взаимодействия. Первые труды, рассматривающие взаимодействие людей через понятие интеллект, принадлежали профессору Эдварду Торндайку, который ввел понятие – социальный интеллект, определяя его как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». И уже спустя 6 лет в свет выходит тест-анкета «George Washington Social Intelligence Test», измеряющая социальный интеллект. Вслед за Э.Торндайком проблемой социального интеллекта занимались Г.Олпорт, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд и многие другие исследователи. Надо заметить, что первые исследования социального интеллекта в основном сводились к описанию различных свойств и качеств. Если кратко сформулировать данную позицию, то можно сказать, что социальный интеллект — личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Такой подход — естественная реакция на относительно низкие корреляции социального интеллекта с другими видами интеллекта и относительно высокие — с личностными свойствами. Однако сведение социального интеллекта к личностным свойствам, по сути, разводит личность и когнитивную сферу, противопоставляя одно другому. Так, например, Д.Векслер определял социальный интеллект как способность формировать отношение к самому себе прогнозировать результаты своей деятельности, осознавать поведение окружающих и контролировать свое поведение. «Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — замечает Д.В. Ушаков, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет, лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их». На основе обобщения всех полученных данных было сформулировано определение: «Социальный интеллект — это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения». Позднее появляются когнитивистские теории эмоций, где самой популярной считается когнитивно-физиологическая теория, разработанная С.Шехтером. Согласно автору, на появление эмоций, вместе с воспринимаемыми стимулами и следующими за ними физиологическими изменениями, оказывает влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации в соответствии с интересами и потребностями на момент их возникновения. В соответствии с концепцией С.Шехтера, эмоциональное состояние - это следствие взаимодействия двух аспектов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция. Далее внимание психологов сосредотачивается на исследовании отношения эмоций и мышления. В концепции Р. Лазаруса краеугольным камнем является идея о познавательной детерминации эмоций. «Когнитивное опосредствование рассматривается как необходимое условие для появления эмоций. На основе этого автор выделяет два ключевых положения: Каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки; Эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции». Таким образом, была получена схема появления эмоций: восприятие - первичная оценка - исследовательская активность - (личное значение эмоций в оцениваемой ситуации) - вторичная оценка - тенденция к действию - эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических изменениях и моторных реакциях». Г.Гарднер, автор теории множественного интеллекта выделял в том числе понятие личностного интеллекта, как знание себя и других. По его мнению, они такие же базовые и биологически обусловленные, как и все остальные виды интеллекта (лингвистический интеллект, музыкальный интеллект, логико-математический интеллект, пространственный интеллект, телесно-кинестетический интеллект), выделенные автором: их истоки можно проследить до непосредственных чувств человека (говоря о внутри-личностном интеллекте) и до непосредственного восприятия важных для человека окружающих его людей (в случае с межличностным интеллектом). Все предложенные автором виды интеллекта независимы друг от друга и функционируют как отдельные системы с собственными законами. Для полной реализации личности необходимы все перечисленные виды интеллекта. Однако под влиянием наследственности, образования и других факторов у некоторых людей одни виды интеллекта могут развиваться гораздо сильнее, чем другие. Для нас представляет наибольший интерес именно внутриличностный интеллект, определяемый Г.Гарднером как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением». Понятие эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии. В современной психологии проблема эмоционального интеллекта активно исследуется зарубежными учёными, такими как Д. Гоулман, Г. Орме, Дж. Мейер П. Сэловей, Р. Стернберг. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева Уже с 90-х годов XX века появляется новый термин - «эмоциональный интеллект» (EQ), введенный американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Мейером. Наряду с Д.Гоулманом, эти ученые являются столпами в исследованиях эмоционального интеллекта, с чьих работ начинается масштабная популяризация данного понятия. Существуют предположения, что именно эмоциональный интеллект являлся одной из гарантий выживания человека еще в первобытные времена, так как в этом феномене заключается возможности приспособиться к окружающей среде, наладить контакты как с соплеменниками, так и соседними племенами. Впервые на это обратил внимание Ч.Дарвин в работе 1872 года, где он раскрывал значимость эмоций для взаимодействия людей и животных, и их механизме адаптации к новым условиям. К сожалению, из-за большого разнообразия концепций, психологи по-прежнему не могут прийти к общему мнению относительно определения эмоционального интеллекта. Например, автор первичной аббревиатуры «EQ» Р. Бар-Он, определяет его как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». Д. Гоулман определяет эмоциональный интеллект как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». В соответствие с П. Саловейем и Д. Майером эмоциональный интеллект определяется как "способность рационально использовать информацию эмоционального характера для достижения успешности в различных областях жизнедеятельности". Таким образом, эмоциональный интеллект является подструктурой социального интеллекта, характеризующейся умением наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями, как своими, так и других людей. Первое обозначение EQ (emotional quotient), по аналогии с IQ (коэффициентом интеллекта) было введено в 1985 году клиническим физиологом Р. Бар-Он, который ввел понятие эмоциально-социальный интеллект, предположив, что он включает большое число как личных, так и межличностных способностей и навыков, составляющих поведение человека. Он определяет это понятие как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями». Р. Бар-Он выделяет пять основных компонентов эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. Сэловей П. и Мейер Дж. выделяют эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, и разрабатывают первую известную модель эмоционального интеллекта, состоящую из способностей трех типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Но впоследствии, эта модель была доработана и уточнена. Во втором варианте вводится представление о том, что в эмоциях содержится информация о связях человека с другими людьми или вещами, а их функция заключается в том, чтобы информировать человека о характере имеющейся связи, которые могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Любое изменение связей с людьми и предметами ведет к изменению переживаемых эмоций. В приведенном контексте эмоциональный интеллект определяется, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: видеть значение эмоций, их взаимосвязь, использовать эмоциональную информацию как основу для мышления и принятия решений. Но уже в 1995 году первая модель была вновь изменена Д.Гоулманом, который дополнил ее еще несколькими параметрами: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Таким образом, он объединил когнитивные способности первой модели, с личностными особенностями. Затем модель снова была доработана и теперь включает в себя - самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями - и 18 связанных с ними навыков. Однако, среди среди компонентов модели можно найти не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки. Данная тема привлекала внимание не только зарубежных, но и отечественных психологов. Л.С.Выготский сделал вывод о существовании смысловой системы, заключающейся в единстве аффекта и интеллекта, которое наблюдается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех этапах развития, что делает эту связь динамической, где каждой стадии развития мышления соответствует ступень в развитии аффекта. Эта идея получила развитие в трудах А.Н. Леонтьева. «Необходимо различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта (личностный смысл). Смысл создает пристрастность человеческого сознания. То, что мы называем переживаниями, суть явления, возникающие на поверхности системы сознания, в форме которых сознание выступает для субъекта в своей непосредственности». Поддерживая и продолжая идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн заметил, что мышления является единством проявления эмоционального и рационального. К.Д. Ушинский, соглашаясь с обоими психологами, говорил, о социальном смысле эмоций, замечая, что «общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает». Немаловажную роль в становление представлений о взаимосвязи нейрофизиологических, аффективных и когнитивных процессов внес А.Р. Лурия - основоположник советской нейропсихологии. Еще одним не менее значимым автором в данной области является Б.В. Зейгарник, которая утверждала, что не существует мышления, оторванного от мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т.е. от личности в целом. В отечественной психологии аналогом понятия «эмоциональный интеллект» считается понятие «эмоционального мышления», исследованием которого занимался О.К. Тихомиров. Объясняя специфику эмоционального мышления, автор выделял, что эмоциональные состояния так или иначе включены в процесс решения задач. Само понятие эмоциональный интеллект в отечественную психологию было введено Г.Г. Горсковой, и оно отождествлялось идеей единства аффективных и интеллектуальных процессов. Таким образом, эмоциональный интеллект был охарактеризован как "совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой". В 2004 году Люсин Д.В. разрабатывает совершенно новую модель эмоционального интеллекта, определяя его как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Он выделят два компонента: Способность к пониманию эмоций Способность к управлению эмоциями Обе эти способности могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции другого человека, таким образом, автор выделяет внутриличностный и межличностный интеллект. Он считает, что нельзя определять эмоциональный интеллект только когнитивными способностями, он напрямую связан со стремлением человека к исследованию, как своего, так и внутреннего мира других людей, поиск ценностей, оформление жизненной позиции, анализ поведения. Поэтому можно сказать, что эмоциональный интеллект имеет две природы: когнитивную и личностную. Таким образом, Люсин Д.В. в разработке структуры эмоционального интеллекта выделяет 5 субшкал: понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии; которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы общего порядка: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями. «Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., - это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности». По результатам недавних исследований, считается, что успешность в жизни человека зависит на 80% от EQ и всего лишь на 20% от IQ. Благодаря последнему индивид способен лишь встроиться в определённое социальное пространство, но закрепиться, адаптироваться и быть в нем успешным обеспечит именно эмоциональный интеллект. В свою очередь низкий уровень EQ характеризуется социальной дезадаптацией, эмоциональными расстройствами, различными формами девиантного поведения. Проведенный анализ показывает, что эмоциональный интеллект определяется как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности, где все структурные компоненты взаимосвязаны, что способствует эффективному межличностному взаимодействию. Поэтому люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, характеризуются выраженными способностями к пониманию своих и чужих эмоций, способны управлять своей эмоциональной сферой, что помогает им легко и более быстро адаптироваться в новых условиях, легко добиваться необходимых целей во взаимодействии с другими людьми. Функции эмоционального интеллекта. Самой главной категорией в структуре EQ считается самосознание, ведь человек с высоким уровнем может легко осознать себя, свои эмоции, свои положительные и отрицательные качества. Для ребенка степень самосознания зависит от его взаимоотношения с родителями. Именно по этой причине важно помогать ребенку в самоанализе, чтобы впоследствии, он смог более четко и объективно оценивать самого себя. В этом заключается когнитивно – оценочная функция эмоционального интеллекта. С осознанием и оценкой эмоционального состояния тесно связано и понятие контроля над ними. Их значимость довольно очевидна: такой ребёнок не будет обижаться на всякие пустяки, не будет драться со всеми подряд, ему намного легче адаптироваться в новое социальное окружение сверстников, так как они в свою очередь будут считать его наиболее подходящим партнером для общения и игры, нежели уже дано знакомого им агрессивного ребенка. Человек хочет быть признанным во взаимодействии с новыми людьми, поэтому он стремится выработать коммуникабельность для налаживания отношений с другими таким образом, чтобы это являлось выгодным для обеих сторон, а на этом уже можно строить доверительные отношения. В этом заключается адаптивная функция эмоционального интеллекта. В более взрослом возрасте осознание и контроль эмоций становится одним из самых необходимых качеств, особенно для получения хорошего образования, и затем карьерному успеху. В наших эмоциях всегда заложена определенная информация: положительная или отрицательная, и она в свою очередь влияет на мышление, поэтому необходимо научиться считывать ее, для построения грамотной стратегии поведения. Если вдруг мать чем, то расстроена, то ребенок постарается вести себя как можно спокойнее, не будет шуметь, привлекать к себе внимание, и постарается утишить своего близкого человека, оказать теплое внимание и поддержку. В этом заключается способность к эмпатии, что дает ребенку осознание не только своих эмоций, но и понимание чужих чувств. В выполнении этой цели важную роль играют родители, которые должны акцентировать внимание ребенка на определённых эмоциях, помогать разбираться в них, научить ставить себя на место другого человека. Таким образом, развивая способность к эмпатии, мы учим ребёнка корректировать свое поведение не только под влиянием собственных желаний, но и с ориентиром на интерес близких. В этом заключается познавательная (информативная) функция эмоционального интеллекта. В заключение можно сказать, что функциональной особенностью эмоционального интеллекта является самосознание. Индивид начинает осознавать свои эмоциональные состояния через взаимодействие со сверстниками и родителями, которые помогают ему распознавать и обозначать те или иные эмоции. Функции контроля и адаптации так же играют огромную роль в жизни дошкольника. Ребенок, который способен контролировать свои эмоции намного легче адаптируется среди сверстников, ведь ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, и дети выбирает партнёров по общению наиболее спокойных и эмоционально стабильных, нежели агрессивных и плаксивых. Так же огромную роль играет познавательная (или информативная) функция, которая осуществляется благодаря развитию способности к эмпатии у ребенка. Она является одним из основных условий установления гармоничных отношений ребенка с социумом и лежит в основе таких черт личности как: человечность, отзывчивость, гуманность. Выделяют два вида факторов, влияющих на становление эмоционального интеллекта: биологические: уровень EQ родителей; правополушарный тип мышления; свойства темперамента. социальные: синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка); степень развития самосознания; уверенность в эмоциональной компетентности; уровень образования родителей и семейный доход; эмоционально благополучные отношения между родителями; андрогинность; внешний локус контроля; религиозность. Анализ сравнительных эмпирических исследований эмоционального интеллекта с другими психологическими характеристиками. В статье о связи характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом Н.А. Выскочил раскрывает взаимосвязь между формально-динамическими свойствами индивидуальности и эмоциональным интеллектом. Автор приходит к выводу, что активные люди с низкой чувствительностью имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, как внутриличностного, так и межличностного, что благоприятным образом влияет на их адаптацию в социуме. Так активность и расширение психомоторной сферы, гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие и ощущение уверенности в себе в процессе психомоторной деятельности способствует высоким показателям эмоционального интеллекта. Для интеллектуальной сферы поведения характерно, что чем выше способность к обучению, гибкость мышления, скорость умственных процессов и ниже чувствительность, тем выше показатели эмоционального интеллекта. В коммуникативной сфере низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми так же способствует высоким показателям эмоционального интеллекта. Но если для межличностного активность важна, то для внутриличностного она не только не имеет значения, но и приводит к отрицательной корреляционной связи. Таким образом, данное исследование частично затрагивает рассматриваемый нами вопрос. При рассмотрении поведения людей внутри интеллектуальной деятельности напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта: чем выше скорость умственных процессов, тем выше эмоциональный интеллект. В статье С.В. Мешалевской, С.П. Елшанского рассматривается проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта у школьников, обучающихся в школах интернатах и детских домах, и детей, посещающих общеобразовательные учреждения. Полученные результаты исследования социального и эмоционального интеллекта, а также способности к эмпатии и психологических защит у обучающихся в школах-интернатах и детских домах свидетельствуют о том, что данные психологические качества у воспитанников интернатов и детских домов развиты, в целом, хуже, чем у обычных школьников. Проведенное авторами исследование показало, что воспитанники детского дома и учащиеся школы-интерната, лучше всего предугадывают поведение людей и выстраивают в соответствии с этим свое поведение в стандартном взаимодействии. Однако, у воспитанников детского дома самый низкий эмоциональный интеллект, слабые способности к когнитивному пониманию смысла ситуаций и пониманию динамики переживаний в развитии этой ситуации, сниженные способности эффективно управлять своими эмоциями, управлять эмоциями других людей, слабые способности опознавания эмоций и улавливать настроения, содержащиеся в окружении, а также низкие способности к сопереживанию. Отсутствие глубины в описании другого человека является следствием того факта, что в системе воспитания школы-интерната отсутствуют интимно-личностное общение, доверительность, глубина контактов. Вариативность в общении этих детей более однообразна, диапазон их индивидуальных стилей сужен по сравнению с учащимися средней школы. Основной зрелой защитой у воспитанников детских домов является интеллектуализация, которая относится к ложной аргументации, искажению реальности для сохранения самооценки. Искажающий не способен давать адекватный прогноз ситуации. Тогда, информация, которая допускается в сознание, получает ложное объяснение, либо преувеличенно трансформируется в противоположные стремления, предотвращая ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: