VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Практика конкурентной борьбы в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004428
Тема: Практика конкурентной борьбы в России
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА















Курсовая работа

по дисциплине: Экономика товарного обращения

на тему: «Формирование конкурентных условий развития товарного обращения в России»











                                                           Выполнила:

 студентка группы ЗУп-135

 Билида К.В

                                                             Проверила: 

к.э.н., Нестерова С.И.

Самара,  2017

СОДЕРЖАНИЕ 


Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Теории конкуренции. Механизмы конкуренции……………………...5

1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………....5

1.2. Правила конкурентного поведения……...…………………..………9 

Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России……………………………13

2.1. Проблема перехода к развитому рынку……………………..……...13

2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях………………,….…………………………………………….…19

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в России……………………….25

3.1. Программа развития конкуренции в России….…………….……...25

3.2. Инструменты развития конкуренции……………….………..…….29 

Заключение………………………..……………………………………………...38

Список  литературы…………………………………….…………………….…40 
 
 
 







Введение

     Проблемы  конкуренции на сегодняшний день являются актуальными. В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет и международная конкуренция. Проблема конкуренции стала очень актуальна в наши дни. 

     Сегодня проблемой конкурентоспособности  озабочены правительства и промышленные круги любой страны. После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно - тарифной и налоговой системы. 

     Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и  предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования  импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности, как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать на Мировом рынке.  
 В связи с актуальностью данной темы целью работы станет: рассмотрение конкуренции в России.

В работе определен ряд задач:

- изучить теоретические основы конкуренции и механизмы ее формирования;

- проанализировать  практику конкурентной борьбы в России;

- определить  пути развития конкурентных отношений в РФ. 

 

























Глава 1. Теории конкуренции. Механизмы конкуренции

Сущность конкуренции и ее виды

    Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество  между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.1

    Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно сравнить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. 

    Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: 

    По  масштабам развития конкуренция  может быть:

    1) индивидуальной (один участник рынка  стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли продажи товаров и услуг);

    2) местной (ведется среди товаровладельцев  какой-то ограниченной территории);

    3) отраслевой (в одной из отраслей  рынка идет борьба за получение  наибольшего дохода);

    4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

    5) национальной (состязание отечественных  продавцов и покупателей внутри  данной страны);

    6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

    По  характеру развития конкуренция  подразделяется: 

    1) свободную;

    2) регулируемую.

    По  методам ведения рыночное соперничество  делится: 

    1) ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);

    2) неценовое (победу одерживают  путем повышения качества продукции,  лучшего обслуживания покупателей и т.п.).

    Конкурентной  средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры. 

      Состояние конкурентной среды  в настоящий момент характеризует  высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. 

    Иностранные игроки, имеющие доступ к более  развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна. При этом, в случае установления требований, например, к закупочной политике, государственные корпорации могут стать фактором развития конкурентной среды. 

      Развитая конкурентная среда,  в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов. 

      В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможности и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.2 

      В настоящее время устойчивая  тенденция к повышению концентрации  производства во многих отраслях  на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако  сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции  на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.

    Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен  доступ на рынок и такой же выход  из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами. 

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное  соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества, определяемые интересами частных собственников.3 

1.2. Правила конкурентного поведения

       Рыночное соперничество су?щест?ве?н?но различается по с?во?и?м результатам в з?а?в?ис?и?мост?и от ко?л?ичест?в?а его уч?аст?н?и?ко?в. Так, индивидуальная ко?н?куре?н?ц?и?я способна из?ме?н?ят?ь цены то?л?ь?ко отдельных про?д?а?в?цо?в. Ведущаяся же в н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?м масштабе ко?н?куре?н?ц?и?я приводит в д?в?и?же?н?ие общую р?ы?ноч?ну?ю цену. Р?асс?мотр?и?м механизмы воз?де?йст?в?и?я конкуренции н?а цену.

Индивидуальная  ко?н?куре?н?ц?и?я. Как из?вест?но, особенностью с?вобо?д?но?й конкуренции я?в?л?яетс?я то, что про?д?а?в?ц?ы и по?ку?п?ате?л?и являются ме?л?к?и?м?и собственниками. Н?и?кто из н?и?х, естественно, не мо?жет в о?д?и?ноч?ку захватить р?ы?ноч?ное пространство и уст?а?но?в?ит?ь для все?х свою це?ну. Это ре?ш?а?ю?щее обстоятельство пре?до?пре?де?л?яет правила ко?н?куре?нт?но?й «игры», ве?ду?щ?ие соперников к побе?де или пор?а?же?н?и?ю. 

    Первое  пр?а?в?и?ло. Товаровладельцы до?л?ж?н?ы учитывать уро?ве?н?ь равновесной це?н?ы (отражающей р?а?ве?нст?во спроса и пре?д?ло?же?н?и?я) как нор?м?ат?и?в рационального, р?азу?м?но обоснованного хоз?я?йст?во?в?а?н?и?я. Если, до?пуст?и?м, продавец уст?а?но?в?и?л очень в?ысо?ку?ю цену н?а свою про?ду?к?ц?и?ю, превышающую р?а?в?но?вес?н?ы?й уровень, то о?н неизбежно сто?л?к?нетс?я с з?ато?в?ар?и?в?а?н?ие?м продуктов, не н?а?ше?д?ш?и?х сбыта. То?г?д?а через к?а?кое-то время пр?и?детс?я снижать це?ну или д?а?же распродавать то?в?ар?ы по це?н?а?м, приемлемым д?л?я покупателей. А это со?пр?я?же?но с не?пре?д?в?и?де?н?н?ы?м?и убытками.

    Второе  пр?а?в?и?ло. Чтобы «об?х?итр?ит?ь» равновесную це?ну, товаропроизводитель ст?ар?аетс?я затрачивать н?а единицу про?ду?к?ц?и?и меньше ресурсо?в и соз?д?а?в?ат?ь товары по бо?лее низкой и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?но?й цене. О?д?н?а?ко он про?д?ает эти из?де?л?и?я по об?ще?й для все?х равновесной це?не. В ито?ге  обр?азуетс?я дополнительный до?хо?д в в?и?де разницы ме?ж?ду равновесной и индивидуальной це?н?а?м?и. Смелые и д?а?л?ь?но?в?и?д?н?ые предприниматели, р?ис?ку?я своим и?му?щест?во?м, делают от?кр?ыт?и?я большого хоз?я?йст?ве?н?но?го значения: изобрет?а?ют и в?не?др?я?ют новинки те?х?н?и?к?и и те?х?но?ло?г?и?и, находят бо?лее эффективные фор?м?ы организации тру?д?а и про?из?во?дст?в?а, способы э?ко?но?м?но?го использования ресурсо?в. Тем с?а?м?ы?м для все?х прокладывается доро?г?а к н?ауч?но-те?х?н?ичес?ко?му и э?ко?но?м?ичес?ко?му прогрессу. Л?ауре?ат Нобелевской пре?м?и?и Ф. Х?а?йе?к (Великобритания) с?де?л?а?л важное обоб?ще?н?ие: общества, по?л?а?г?а?ю?щ?иес?я на ко?н?куре?н?ц?и?ю, успешнее дру?г?и?х достигают с?во?и?х целей. Вот в?ы?во?д, замечательно по?дт?вер?ж?де?н?н?ы?й всей истор?ие?й цивилизации. Ко?н?куре?н?ц?и?я  по?к?аз?ы?в?ает, как мо?ж?но эффективнее про?из?во?д?ит?ь вещи.

    Третье  пр?а?в?и?ло. При обостре?н?и?и борьбы со?пер?н?и?к?и прибегают к мето?ду ценовой ко?н?куре?н?ц?и?и. Если поз?во?л?я?ют средства, то и?но?г?д?а применяется де?м?п?и?н?г — про?д?а?ж?а продуктов по чрез?в?ыч?а?й?но низким (?к?а?к их н?аз?ы?в?а?ют, «бросовым») це?н?а?м. О по?доб?но?м соперничестве р?асс?к?аз?а?л А. Ку?пр?и?н в ро?м?а?не «Яма». Воз?н?и?к?л?и два но?в?ы?х пароходства, и о?н?и вместе со ст?ар?ы?м?и неистово ко?н?кур?иро?в?а?л?и друг с дру?го?м. В ко?н?куре?н?ц?и?и они до?ш?л?и до то?го, что по?н?из?и?л?и цены з?а рейсы с се?м?и?дес?ят?и копеек д?л?я пассажиров трет?ье?го класса до п?ят?и, трех и д?а?же одной ко?пе?й?к?и. Наконец, из?не?мо?г?а?я в не?пос?и?л?ь?но?й борьбе, о?д?но из п?аро?хо?д?н?ы?х обществ пре?д?ло?ж?и?ло всем п?асс?а?ж?ир?а?м третьего к?л?асс?а даровой проез?д. Тогда е?го конкурент тотч?ас же к д?аро?во?му проезду пр?исо?во?ку?п?и?л еще по?лбу?л?к?и белого х?леб?а.

Добившись разорения со?пер?н?и?к?а, победитель, к?а?к  пр?а?в?и?ло, восстанавливает пре?ж?н?ю?ю  це?ну и с?ку?п?ает имущество неу?д?ач?н?и?к?а.

Национальная  ко?н?куре?н?ц?и?я. Широко р?ас?простр?а?не?но представление о то?м, что в р?ы?ноч?но?м соперничестве пр?и?н?и?м?а?ют участие то?л?ь?ко отдельные про?д?а?в?ц?ы товаров. Но н?а самом де?ле на р?ы?ноч?но?й арене ч?асто разыгрывается «?во?й?н?а всех прот?и?в всех».

Такая н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?а?я конкуренция и?меет  с?ле?ду?ю?щ?ие особенности:

     Прежде  все?го, в не?й участвует т?а?к  н?аз?ы?в?ае?м?а?я «критическая м?асс?а» участников р?ы?н?к?а. Речь и?дет о т?а?ко?м числе собст?ве?н?н?и?ко?в товаров и де?не?г, которое мо?жет через м?ассо?в?ы?й спрос и м?ассо?вое предложение  воз?де?йст?во?в?ат?ь на уро?ве?н?ь рыночной це?н?ы. В стр?а?н?а?х с бо?л?ь?шо?й численностью н?асе?ле?н?и?я критическая м?асс?а достигает 10—15 м?л?н мелких то?в?аро?в?л?а?де?л?ь?це?в.

     Н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?а?я  ко?н?куре?н?ц?и?я отличается е?ще и те?м, что всеоб?щее конкурентное ср?а?же?н?ие ведется, обр?аз?но говоря, н?а трех фро?нт?а?х. Один фро?нт мы об?н?ару?ж?и?в?ае?м среди про?д?а?в?цо?в. Все о?н?и стремятся к в?ы?го?де от про?д?а?ж?и товаров и о?д?но?вре?ме?н?но не у?пус?к?а?ют возможности «отб?ит?ь» покупателей у с?во?и?х соперников.

    Дру?го?й  фро?нт развертывается сре?д?и покупателей, котор?ые заинтересованы в?ы?го?д?но  пр?иобрест?и продукты и в?месте с те?м готовы «?потес?н?ит?ь» других прете?н?де?нто?в на ну?ж?н?ы?й им то?в?ар.

    Н?а?ко?не?ц, главный фро?нт «сражения» про?хо?д?ит между ар?м?ие?й продавцов и ар?м?ие?й покупателей, сто?я?щ?и?х на прот?и?во?по?ло?ж?н?ы?х позициях в от?но?ше?н?и?и уровня це?н?ы. Первая из н?и?х стремится про?д?ат?ь свои из?де?л?и?я подороже, а втор?а?я — ку?п?ит?ь вещи по н?а?и?ме?н?ь?ше?й цене. Те?пер?ь стоит з?а?ду?м?ат?ьс?я над во?просо?м: какая ар?м?и?я выиграет ср?а?же?н?ие?

    М?но?го?ве?ко?во?й  о?п?ыт рыночного прот?и?воборст?в?а учит с?ле?ду?ю?ще?му: Одерживает вер?х та ар?м?и?я, которая бо?л?ь?ше сплочена и с?пособ?н?а навязать прот?и?в?н?и?ку свою це?ну. Преследуя об?щ?ие интересы, побе?д?ите?л?и в тече?н?ие определенного вре?ме?н?и не ко?н?кур?иру?ют друг с дру?го?м, но з?ате?м вступают во вз?а?и?м?ну?ю борьбу з?а свои ч?аст?н?ые интересы.

    Из?вест?но, что ес?л?и массовый с?прос на к?а?ко?й-то товар возр?аст?ает, то е?го рыночная це?н?а повышается. О?д?н?а?ко удорожание про?ду?кт?а противоречит и?нтерес?а?м покупателей. К?а?ж?д?ы?й из н?и?х начинает у?ме?н?ь?ш?ат?ь свой с?прос, чтобы по?н?из?ит?ь цену.

    Обостр?и?в?ш?а?яс?я конкуренция сре?д?и покупателей  ве?дет к распаду и?х единства. Дост?и?г?нут?а?я ранее в?ысо?к?а?я рыночная це?н?а по с?просу начинает с?н?и?ж?ат?ьс?я и о?пус?к?аетс?я до уро?в?н?я равновесной це?н?ы.

    Ко?г?д?а расширяется м?ассо?вое предложение товаров, то, естест?ве?н?но, рыночная це?н?а понижается. Но у?де?ше?в?ле?н?ие продукта н?а?нос?ит ущерб и?нтерес?а?м продавцов. Поэто?му один з?а другим о?н?и начинают с?верт?ы?в?ат?ь сбыт с?вое?й продукции, чтоб?ы повысить це?ну. Усиливающаяся ко?н?куре?н?ц?и?я среди про?д?а?в?цо?в приводит к р?ас?п?а?ду их с?п?лоче?н?но?й армии. Уст?а?но?в?и?в?ш?а?яс?я ранее н?из?к?а?я рыночная це?н?а по пре?д?ло?же?н?и?ю постепенно по?в?ы?ш?аетс?я до уро?в?н?я равновесной це?н?ы. Итак, н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?а?я конкуренция я?в?л?яетс?я внутренним д?в?и?г?ате?ле?м рыночного с?а?море?гу?л?иро?в?а?н?и?я, которое з?а?ко?но?мер?но воздействует н?а три я?в?ле?н?и?я: 

во-первых, о?н?а влияет н?а цены, пре?д?л?а?г?ае?м?ые продавцами и по?ку?п?ате?л?я?м?и; 

во-вторых, устр?а?н?яет нестабильное и нер?а?в?ное соотношение с?прос?а и пре?д?ло?же?н?и?я в м?ас?шт?абе национального р?ы?н?к?а;

 в-третьих, пр?и?во?д?ит общую р?ы?ноч?ну?ю цену к точ?ке равновесия.4









Глава 2. Пр?а?кт?и?к?а конкурентной бор?ьб?ы в Росс?и?и

2.1. Проблемы пере?хо?д?а к р?аз?в?ито?му рынку

     Особе?н?ност?и переходной э?ко?но?м?и?к?и проявляются,  пре?ж?де всего, в г?лоб?а?л?ь?ност?и происходящих из?ме?не?н?и?й. Изменениям по?д?вер?же?но все: от?но?ше?н?и?я собственности, с?пособ распределения ресурсо?в, мотивация, це?л?и и сре?дст?в?а экономического р?аз?в?ит?и?я, ценностные ор?ие?нт?а?ц?и?и населения, э?ко?но?м?ичес?к?ие и со?ц?и?а?л?ь?н?ые институты. Э?ко?но?м?ичес?к?а?я структура пере?хо?д?но?й экономики х?ар?а?ктер?изуетс?я сегментарностью, то ест?ь взаимным пере?п?лете?н?ие?м и вз?а?и?м?н?ы?м влиянием р?аз?н?ы?х сегментов. В о?д?н?и?х доминируют э?ле?ме?нт?ы исходного уро?в?н?я — п?л?а?но?во?й системы, в дру?г?и?х — ко?неч?но?й стадии — р?ы?ноч?но?й системы, в-трет?ь?и?х — не?к?и?й симбиоз э?ле?ме?нто?в двух с?исте?м. Экономические про?цесс?ы изменяются в н?а?пр?а?в?ле?н?и?и усиления р?ы?ноч?н?ы?х и ос?л?аб?ле?н?и?я административно-командных э?ле?ме?нто?в системы. Поэто?му характерной черто?й переходного пер?ио?д?а, во-первых, я?в?л?я?ютс?я изменчивость и неусто?йч?и?вост?ь. Они н?асто?л?ь?ко нарушают усто?йч?и?вост?ь системы, ос?л?аб?л?я?ют ее, что в ко?неч?но?м итоге о?н?а уступает место дру?го?й экономической с?исте?ме.

     Во-?втор?ы?х, для пере?хо?д?но?й экономики х?ар?а?ктер?но появление особ?ы?х переходных э?ко?но?м?ичес?к?и?х  фор?м, в ч?аст?ност?и, многоукладности. Н?ар?я?ду с госу?д?арст?ве?н?н?ы?м в пере?хо?д?н?ы?й период по?луч?а?ют развитие ме?л?кото?в?ар?н?ы?й  и ч?аст?но?к?а?п?ит?а?л?ист?ичес?к?и?й уклады. Пр?и?меро?м несовершенства пере?хо?д?н?ы?х экономических фор?м в этот пер?ио?д может с?лу?ж?ит?ь акционерная фор?м?а собственности. Н?а первых пор?а?х она л?и?ш?ь внешне н?а?по?м?и?н?ает акционерные об?щест?в?а в р?ы?ноч?но - развитых с?исте?м?а?х. Преобладающие з?дес?ь закрытые а?к?ц?ио?нер?н?ые общества по сут?и являются р?аз?но?в?и?д?ност?ь?ю номенклатурно-корпоративной собст?ве?н?ност?и. По  мере по?в?ы?ше?н?и?я степени р?аз?в?итост?и переходной э?ко?но?м?и?к?и переходные фор?м?ы  посте?пе?н?но начинают все бо?л?ь?ше соответствовать  э?ко?но?м?и?ке рыночного т?и?п?а.

     В-трет?ь?и?х, переходной э?ко?но?м?и?ке присущ особ?ы?й характер прот?и?вореч?и?й. Это прот?и?вореч?и?я нового и ст?аро?го, элементов з?аро?ж?д?а?ю?ще?йс?я и от?м?ир?а?ю?ще?й экономики, р?аз?л?ич?н?ы?х слоев об?щест?в?а. Разрешение эт?и?х противоречий в ко?неч?но?м итоге ве?дет к с?ме?не экономической с?исте?м?ы.

     Н?а?ко?не?ц, в-четвертых, — истор?ич?ност?ь переходной э?ко?но?м?и?к?и, то ест?ь ее пре?хо?д?я?щ?и?й характер, котор?а?я сменяется пер?ио?до?м зрелого  р?аз?в?ит?и?я экономической с?исте?м?ы. Длительность пере?хо?д?но?го периода з?а?в?ис?ит  к?а?к от ус?ло?в?и?й переходной э?ко?но?м?и?к?и, так и от особе?н?носте?й региона и?л?и отдельной стр?а?н?ы.

Ряд изменений пере?хо?д?но?го периода  д?л?я всех стр?а?н носит не?избе?ж?н?ы?й характер и в?ысту?п?ает как з?а?ко?но?мер?ност?ь. 

Вот ос?но?в?н?ые из н?и?х:

     Л?ибер?а?л?из?а?ц?и?я экономических от?но?ше?н?и?й — от?ме?н?а государственной мо?но?по?л?и?и на хоз?я?йст?ве?н?ну?ю  де?яте?л?ь?ност?ь, переход к ко?н?куре?нт?н?ы?м рыночным от?но?ше?н?и?я?м, формирование це?н в ос?но?в?но?м в соот?ветст?в?и?и со с?просо?м и пре?д?ло?же?н?ие?м, образование р?ы?н?ко?в факторов про?из?во?дст?в?а, раскрепощение пре?д?пр?и?н?и?м?ате?л?ьст?в?а, создание р?а?в?н?ы?х возможностей д?л?я деловой а?кт?и?в?ност?и экономических субъе?кто?в.

Институциональные преобразования — пр?и?н?ят?ие адекватного  р?ы?ноч?н?ы?м условиям хозяйственного з?а?ко?но?д?ате?л?ьст?в?а, изменяющего от?но?ше?н?и?я собственности  путе?м приватизация и фор?м?а?л?ь?н?ые и нефор?м?а?л?ь?н?ые условия хоз?я?йст?ве?н?но?й  де?яте?л?ь?ност?и, возникновение но?в?ы?х субъектов хоз?я?йст?ве?н?но?й деятельности (?ко?м?мерчес?к?ие банки, то?в?ар?н?ые и фо?н?до?в?ые биржи, и?н?вест?и?ц?ио?н?н?ые фонды и т. д.).

     Стру?ктур?н?ые преобразования — устр?а?не?н?ие диспропорций в отр?ас?ле?во?й структуре н?аро?д?но?го  хоз?я?йст?в?а, развитие про?из?во?дст?в?а продукции, по?л?ьзу?ю?ще?йс?я спросом н?а внутреннем и в?не?ш?не?м рынках.

     М?а?кроэ?ко?но?м?ичес?к?а?я  ст?аб?и?л?из?а?ц?и?я — с?дер?ж?и?в?а?н?ие инфляции; по?д?дер?ж?а?н?ие высокого уро?в?н?я занятости; со?хр?а?не?н?ие высоких те?м?по?в роста (?не менее 5—7 % в го?д); гарантирование с?пр?а?ве?д?л?и?во?го  р?ас?пре?де?ле?н?и?я доходов и собст?ве?н?ност?и; создание необ?хо?д?и?мо?й инфраструктуры; фор?м?иро?в?а?н?ие уравновешенного п?л?ате?ж?но?го баланса пр?и соответствующем б?а?л?а?нсе текущих п?л?ате?же?й; достижение сб?а?л?а?нс?иро?в?а?н?ност?и государственного б?ю?д?жет?а и т. д.

     Фор?м?иро?в?а?н?ие  соот?ветст?ву?ю?ще?й рыночному хоз?я?йст?ву системы со?ц?и?а?л?ь?но?го обеспечения н?асе?ле?н?и?я — пере?хо?д от ур?а?в?н?ите?л?ь?но?го распределения к а?дрес?но?й социальной по?д?дер?ж?ке нуждающихся ч?ле?но?в общества; о?д?но?вре?ме?н?но освобождение пре?д?пр?и?ят?и?й от в?ы?по?л?не?н?и?я широких со?ц?и?а?л?ь?н?ы?х функций.

     Об?щ?ие для пере?хо?д?но?й экономики з?а?ко?но?мер?ност?и по-разному про?я?в?л?я?ютс?я в р?аз?л?ич?н?ы?х условиях. Это необ?хо?д?и?мо учитывать пр?и разработке про?гр?а?м?м реформирования э?ко?но?м?ичес?ко?й системы в пере?хо?д?н?ы?й период. Н?а?пр?и?мер, либерализация э?ко?но?м?ичес?к?и?х отношений поз?во?л?яет избавиться от деф?и?ц?ит?а и неэффе?кт?и?в?но?го огосударствления э?ко?но?м?и?к?и. Вместе с те?м становление л?ибер?а?л?ь?н?ы?х рыночных и?нст?итуто?в представляет собо?й только сре?дст?во для ут?вер?ж?де?н?и?я новых ме?х?а?н?из?мо?в присвоения и р?ас?пре?де?ле?н?и?я.

     В ко?неч?но?м итоге в пере?хо?д?но?й экономике  до?л?ж?н?ы быть соз?д?а?н?ы такие э?ко?но?м?ичес?к?ие отношения и ме?х?а?н?из?м?ы, которые ор?ие?нт?иро?в?а?л?и бы все хоз?я?йст?ве?н?н?ые субъекты не сто?л?ь?ко на н?ар?а?щ?и?в?а?н?ие объемов про?из?во?дст?в?а, сколько н?а повышения уро?в?н?я качества ж?из?н?и населения.

     З?а  пер?ио?д с н?ач?а?л?а реформирования, с 90-?х  г?г. прошлого ве?к?а, наша э?ко?но?м?ичес?к?а?я система ф?а?кт?ичес?к?и обрела р?ы?ноч?ну?ю атрибутику и в это?м смысле у?же не я?в?л?яетс?я переходной. По?д?а?в?л?я?ю?щ?а?я часть в?а?ло?во?го внутреннего про?ду?кт?а производится в не?госу?д?арст?ве?н?но?м секторе э?ко?но?м?и?к?и. Россия по?луч?и?л?а официальный ст?атус страны с р?ы?ноч?но?й экономикой. С?ле?дует признать необр?ат?и?мост?ь коренных э?ко?но?м?ичес?к?и?х и по?л?ит?ичес?к?и?х перемен и не?воз?мо?ж?ност?ь возврата к со?ц?и?а?л?ист?ичес?ко?му прошлому, во вс?я?ко?м случае, в е?го прежнем в?и?де.

     В?месте  с те?м, нельзя не з?а?мет?ит?ь, что фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?а?н?ие рыночных и?нст?итуто?в в росс?и?йс?ко?й экономике е?ще не от?веч?ает современным требо?в?а?н?и?я?м к ор?г?а?н?из?а?ц?и?и национального хоз?я?йст?в?а. Институционально несо?вер?ше?н?н?а?я рыночная э?ко?но?м?и?к?а требует с?вое?го дальнейшего рефор?м?иро?в?а?н?и?я. Кризис 1?9?98 года з?а?вер?ш?и?л период ст?а?но?в?ле?н?и?я классического "?д?и?ко?го рынка", пост?а?в?и?в как н?а?ибо?лее актуальную проб?ле?му задачу пере?во?д?а рыночных от?но?ше?н?и?й в ц?и?в?и?л?изо?в?а?н?ное русло.

     В н?а?ибо?лее обобщенном в?и?де этот про?цесс  н?а?це?ле?н:

 а) н?а достижение э?ко?но?м?ичес?ко?го роста, в?ысо?ко?й конкурентоспособности  н?а основе фор?м?иро?в?а?н?и?я конкурентной сре?д?ы и стру?ктур?но?й перестройки э?ко?но?м?и?к?и;

 б) н?а создание эффе?кт?и?в?но?й правовой с?исте?м?ы (прежде все?го в сфере обес?пече?н?и?я экономической с?вобо?д?ы и з?а?щ?ит?ы предпринимательской де?яте?л?ь?ност?и);

 в) н?а формирование от?кр?ыто?й экономики.5

     Соз?д?а?н?ие конкурентной сре?д?ы требует необ?хо?д?и?м?ы?х предпосылок. Сре?д?и них в?ы?де?л?и?м: рассредоточение р?ы?ноч?но?й власти; м?но?гообр?аз?ие предпринимательских обр?азо?в?а?н?и?й; государственная по?д?дер?ж?к?а предпринимательства; эффе?кт?и?в?ное информационное обес?пече?н?ие и досту?п?ност?ь технологий; по?д?гото?в?к?а и пере?по?д?гото?в?к?а кадров, из?ме?не?н?ие у н?и?х мотивационных ор?ие?нт?иро?в в сторо?ну психологии р?ы?ноч?но?го типа.

     Ко?н?куре?нт?н?а?я  сре?д?а способствует у?кре?п?ле?н?и?ю конкурентоспособности. Ко?н?куре?нтос?пособ?ност?ь — от?нос?ите?л?ь?но новое по?н?ят?ие для росс?и?йс?ко?й действительности, оз?н?ач?а?ю?щее способность хоз?я?йст?ву?ю?щ?и?х субъектов прот?и?восто?ят?ь на р?ы?н?ке конкурентам с?во?и?м?и более к?ачест?ве?н?н?ы?м?и и де?ше?в?ы?м?и товарами и ус?лу?г?а?м?и внутри н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?й экономики и з?а ее пре?де?л?а?м?и. В рейтинге ко?н?куре?нтос?пособ?ност?и 61 стр?а?на мира, Росс?и?я занимает по?к?а 44-е место (данные з?а 2016 го?д). Среди росс?и?йс?к?и?х предприятий 34% сч?ит?а?ют себя ко?н?куре?нтос?пособ?н?ы?м?и на в?нутре?н?не?м рынке стр?а?н?ы и то?л?ь?ко 7 % — н?а международном р?ы?н?ке.

     Фор?м?иро?в?а?н?ие  эффе?кт?и?в?но?й рыночной э?ко?но?м?и?к?и  пре?д?по?л?а?г?ает ее стру?ктур?ну?ю перестройку. О?н?а представляет собо?й совокупность мер, н?а?пр?а?в?ле?н?н?ы?х на перер?ас?пре?де?ле?н?ие ресурсного поте?н?ц?и?а?л?а для р?аз?в?ит?и?я и к?ачест?ве?н?но?го обновления э?ко?но?м?ичес?ко?го роста. Преобр?азо?в?ате?л?ь?н?ые процессы пр?из?в?а?н?ы воздействовать о?д?но?вре?ме?н?но на нес?ко?л?ь?ко уровней э?ко?но?м?и?к?и: отраслевую, ре?г?ио?н?а?л?ь?ну?ю, технологическую, ор?г?а?н?из?а?ц?ио?н?но-у?пр?а?в?ле?нчес?ку?ю, социальную. Ко?неч?н?а?я цель стру?ктур?но?й перестройки э?ко?но?м?и?к?и — дост?и?же?н?ие оптимальной стру?ктур?ы, соответствующей об?щест?ве?н?н?ы?м потребностям.

     М?иро?во?й опыт ус?пе?ш?н?ы?х структурных из?ме?не?н?и?й  в э?ко?но?м?и?ке доказывает, что к?л?юче?в?ы?м аспектом стру?ктур?но?й перестройки я?в?л?яетс?я поддержка те?х областей н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?й экономики, котор?ые могут б?ыт?ь носителями э?ко?но?м?ичес?ко?го роста в м?ас?шт?абе мирового р?ы?н?к?а. Ведущие стр?а?н?ы мира из?ме?н?я?ют структуру про?из?во?дст?в?а и м?иро?во?го товарооборота, у?ве?л?ич?и?в?а?я в не?й долю бо?лее техноемких и н?ау?кое?м?к?и?х изделий. Отс?ю?д?а необходимость не просто стру?ктур?но?й перестройки по?д влиянием р?ы?ноч?н?ы?х процессов, а стру?ктур?но?й адаптации к м?иро?во?му хозяйству и в?ыр?абот?к?и действенных мер по по?в?ы?ше?н?и?ю конкурентоспособности отечест?ве?н?н?ы?х предприятий.

     Стру?ктур?н?а?я перестройка особе?н?но необходима Росс?и?и. Пока что в стр?а?не преобладают  с?ыр?ье?в?ые, добывающие отр?ас?л?и. В б?л?и?ж?а?й?ше?й  перс?пе?кт?и?ве возможности рост?а  бу?дут ограничиваться в с?и?лу, прежде все?го, устаревшей м?атер?и?а?л?ь?но-те?х?н?ичес?ко?й базы про?м?ы?ш?ле?н?ност?и и н?из?ко?го уровня и?н?вест?и?ц?и?й. Не с?луч?а?й?но в н?асто?я?щее время в Росс?и?и в сре?д?не?м по отр?ас?л?я?м совокупная про?из?во?д?ите?л?ь?ност?ь составляет 25 % по ср?а?в?не?н?и?ю с з?а?п?а?д?н?ы?м?и компаниями, Э?нер?гое?м?кост?ь производства в 4 р?аз?а выше. Сро?к службы обору?до?в?а?н?и?я в 2,5 р?аз?а превышает нор?м?ат?и?в?ы, более д?ву?х третей ос?но?в?н?ы?х фондов уст?аре?ло.

     Стру?ктур?н?ые преобразования в со?вре?ме?н?но?й экономике  Росс?и?и требуют соз?д?а?н?и?я правовой ос?но?в?ы, ориентированной н?а эффективную  де?яте?л?ь?ност?ь хозяйствующих субъе?кто?в. В росс?и?йс?ко?м законодательстве и?ме?ютс?я многочисленные пробе?л?ы в нор?м?ат?и?в?но?м регулировании. Юр?и?д?ичес?к?и недостаточно прор?абот?а?но множество з?а?ко?но?д?ате?л?ь?н?ы?х актов, поэто?му они ч?асто противоречат дру?г другу. Сре?д?и основных н?а?пр?а?в?ле?н?и?й совершенствования пр?а?во?во?го обеспечения хоз?я?йст?ву?ю?щ?и?х субъектов н?а современном эт?а?пе следует в?ы?де?л?ит?ь: обеспечение е?д?и?но?го правового по?л?я; развитие с?исте?м?ы правовых нор?м; создание н?а?де?ж?н?ы?х механизмов ре?а?л?из?а?ц?и?и законов.

     Фор?м?иро?в?а?н?ие  от?крытой экономики, в?хо?ж?де?н?ие ее в мировое хоз?я?йст?во требует к?а?к отказа от кр?а?й?не?го протекционизма, т?а?к и эффе?кт?и?в?но?й поддержки отечест?ве?н?н?ы?х отраслей и про?из?во?дст?в на все?х уровнях хоз?я?йст?во?в?а?н?и?я. Открытость э?ко?но?м?и?к?и постоянно до?л?ж?н?а соизмеряться и с и?нтерес?а?м?и отечественных то?в?аро?про?из?во?д?ите?ле?й. Это ст?а?но?в?итс?я одной из в?а?ж?не?й?ш?и?х функций со?вре?ме?н?но?го российского госу?д?арст?в?а.6 

2.2. Со?вре?ме?н?ное состояние ко?н?куре?н?ц?и?и в РФ

     Осе?н?ь?ю 2008 го?д?а в м?иро?во?й экономике н?ач?а?лс?я  г?лоб?а?л?ь?н?ы?й финансовый кр?из?ис. Ухудшение  ос?но?в?н?ы?х макроэкономических по?к?аз?ате?ле?й  в Росс?и?йс?ко?й Федерации объ?яс?н?яет и с?н?и?же?н?ие ряда и?н?д?и?к?аторо?в, демонстрирующих и?нте?нс?и?в?ност?ь конкуренции в э?ко?но?м?и?ке. Вместе с те?м, ряд х?ар?а?ктер?изу?ю?щ?и?х интенсивность ко?н?куре?н?ц?и?и показателей в от?де?л?ь?н?ы?х отраслях с?в?и?дете?л?ьст?вует об ее ус?и?ле?н?и?и, что го?вор?ит о н?а?л?ич?и?и у росс?и?йс?ко?й экономики проч?но?го фундамента, ф?а?кторо?в экономического рост?а, конкурентоспособных ко?м?п?а?н?и?й. 

     Несмотря на неб?л?а?го?пр?и?ят?ну?ю экономическую обст?а?но?в?ку, отечественное пре?д?пр?и?н?и?м?ате?л?ьст?во потихоньку р?аз?в?и?в?аетс?я. Было и?нтерес?но провести а?н?а?л?из и о?пре?де?л?ит?ь, сколько в Росс?и?и предприятий. По д?а?н?н?ы?м Единого реестр?а малого и сре?д?не?го предпринимательства (на 10.09.2016), котор?ы?й совсем не?д?а?в?но начал с?во?ю работу, об?щее количество пре?д?пр?и?ят?и?й в Росс?и?и (включая юр?и?д?ичес?к?и лица и и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?н?ы?х предпринимателей) се?го?д?н?я составляет 5 671 90?9, из н?и?х микропредприятий – 5 380 768 (?94,87%), малых – 270 540 (4,77%), сре?д?н?и?х – 20 601 (0,?36%). 

    Тем не ме?нее, здесь сто?ит учитывать, что в р?а?м?к?а?х данного реестр?а понимается по?д малыми, сре?д?н?и?м?и и м?и?кро?пре?д?пр?и?ят?ие?м. Сегодня кр?итер?и?и следующие:

Категория субъе?кто?в МСП

Количество сотру?д?н?и?ко?в

Доход предприятия (з?а год)

Микропредприятие

< 15 че?ло?ве?к

< 120 м?л?н. руб.

Малое пре?д?пр?и?ят?ие

16 — 100 че?ло?ве?к

< 800 м?л?н. руб.

Среднее пре?д?пр?и?ят?ие

101 — 250 че?ло?ве?к

< 2 м?лр?д. руб











Когда то?л?ь?ко вводился реестр, выяснилось, что д?а?н?н?ые критерии не поз?во?л?я?ют учесть все особе?н?ност?и малых и сре?д?н?и?х предприятий. Н?а?пр?и?мер, что де?л?ат?ь, если пре?д?пр?и?ят?и?я по эт?и?м критериям по?д?хо?д?ят по к?л?асс?иф?и?к?а?ц?и?ю «малое», но о?д?но имеет до?хо?д 10 м?л?н. руб. в го?д, а дру?гое – 100 м?л?н. руб.? О?н?и оба бу?дут микропредприятиями пр?и соответствии ост?а?л?ь?н?ы?м критериям, нес?мотр?я на 10-?кр?ат?ну?ю разницу в до?хо?де. Поэтому е?щё есть н?а?д чем р?абот?ат?ь. При все?м при это?м, данный реестр по?лезе?н и и?меет большое з?н?аче?н?ие, например, пр?и отборе отечест?ве?н?н?ы?х предприятий во избе?ж?а?н?ие мошенничества д?л?я осуществления госз?а?к?аз?а или пре?дост?а?в?ле?н?и?я государственного ф?и?н?а?нс?иро?в?а?н?и?я.

Стоит отметить, что в стру?ктуре ВВП р?аз?в?ит?ы?х стран, т?а?к?и?х как С?Ш?А, Китай, Гер?м?а?н?и?я, Франция, Ве?л?и?кобр?ит?а?н?и?я, Япония, Ю?ж?н?а?я Корея до?л?я малых и сре?д?н?и?х предприятий сост?а?в?л?яет 50-60%, а в Росс?и?и всего 21% (?д?а?н?н?ые 2015 го?д?а). Иными с?ло?в?а?м?и, развитие пре?д?пр?и?н?и?м?ате?л?ьст?в?а, особенно м?а?л?ы?х и сре?д?н?и?х предприятий, я?в?л?яетс?я ключевым ф?а?кторо?м экономического рост?а. Именно з?дес?ь в бо?л?ь?ше?й степени ро?ж?д?а?ютс?я инновации, из?ме?н?я?ю?щ?ие мир и н?а?шу жизнь. Ко?л?ичест?во предприятий Росс?и?и можно уз?н?ат?ь из р?ису?н?к?а 1.



Рис.1

     В це?ло?м состояние ко?н?куре?нт?но?й среды  х?ар?а?ктер?изует все е?ще высокий  уро?ве?н?ь административных б?ар?ьеро?в, таможенных т?ар?ифо?в. Серьезным б?ар?ьеро?м является т?а?к?же несоответствие те?м?по?в и к?ачест?в?а развития и?нфр?астру?ктур?ы потребностям б?из?нес?а, а т?а?к?же недостаточное и?нфор?м?а?ц?ио?н?ное обеспечение. О?д?н?а?ко наличие те?н?де?н?ц?и?и по в?ыр?а?в?н?и?в?а?н?и?ю нормы пр?иб?ы?л?и говорит о с?н?и?же?н?и?и барьеров д?л?я межотраслевого пере?л?и?в?а капитала, д?и?н?а?м?и?к?а основных по?к?аз?ате?ле?й деятельности то?в?ар?н?ы?х бирж с?в?и?дете?л?ьст?вует о р?аз?в?ит?и?и процессов соз?д?а?н?и?я информационной и?нфр?астру?ктур?ы бизнеса и с?н?и?же?н?и?и информационных б?ар?ьеро?в для но?в?ы?х участников.8

        Так, по д?а?н?н?ы?м доклада Все?м?ир?но?го экономического фору?м?а (ВЭФ) «РЕЙТИНГ Г?ЛО?Б?А?Л?Ь?НО?Й КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 2016–?2017» Российской Фе?дер?а?ц?и?и занимает 4?3 строку из 1?38.  

     Н?а  ос?но?в?а?н?и?и данных ре?йт?и?н?г?а можно с?де?л?ат?ь вывод о то?м, что те?м?п?ы упрощения требо?в?а?н?и?й к пре?д?пр?и?н?и?м?ате?л?я?м и с?н?и?же?н?и?я административных б?ар?ьеро?в в Росс?и?йс?ко?й Федерации я?в?л?я?ютс?я недостаточными д?л?я получения в?ысо?ко?го места в ре?йт?и?н?ге и р?аз?в?ит?и?я конкуренции н?а рынках то?в?аро?в.  

     "Глобальный мо?н?итор?и?н?г предпринимательства" (G?lob?a?l Entrepreneurship Mo?n?ito?r, GEM)  про?во?д?итс?я в 70 стр?а?н?а?х мира, н?а долю котор?ы?х приходится 90% В?В?П. В 201?3 году в исс?ле?до?в?а?н?и?и приняли уч?аст?ие более 1?97 тысяч че?ло?ве?к.

Согласно GEM уро?ве?н?ь предпринимательской а?кт?и?в?ност?и в Росс?и?и 5,75% - ме?н?ь?ше, чем в стр?а?н?а?х БРИКС: в Бр?аз?и?л?и?и 17% тру?дос?пособ?но?го населения я?в?л?я?ютс?я предпринимателями, в К?ит?ае - 14%, в Ю?А?Р - 11%, в И?н?д?и?и - 10%, в Росс?и?и – о?ко?ло 6%. По это?му показателю Росс?и?я оказалась с?хо?ж?а с Ис?п?а?н?ие?й, Финляндией, Гре?ц?ие?й, Норвегией, г?де также 5-6% тру?дос?пособ?но?го населения пре?д?пр?и?н?и?м?ате?л?и.

 

Только 3,4% из в?но?в?ь создаваемых в Росс?и?и малых ко?м?п?а?н?и?й продолжают су?щест?во?в?ат?ь на р?ы?н?ке более тре?х лет, что су?щест?ве?н?но меньше, че?м в стр?а?н?а?х похожих н?а Россию по ко?л?ичест?ву предпринимателей – Нор?ве?г?и?я - 6,15%, Ф?и?н?л?я?н?д?и?я - 6,65%, Ис?п?а?н?и?я - 8,?3?9%, Греция - 1?2,6%.

 

          Количество з?а?кр?ы?в?ш?и?х свой б?из?нес в 201?3 году б?ы?ло в д?в?а раза бо?л?ь?ше по ср?а?в?не?н?и?ю с 201?2 годом. О?ко?ло 40% о?про?ше?н?н?ы?х были в?ы?ну?ж?де?н?ы закрыть б?из?нес из-за е?го нерентабельности. Но в 201?3 .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44