VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение конкурентоспособности организации в условиях рынка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011791
Тема: Повышение конкурентоспособности организации в условиях рынка
Содержание
Негосударственное образовательное учреждение 

высшего образования 

Московский технологический институт

	

Факультет: Экономики и менеджмента

Кафедра: Менеджмента

Направление: Менеджмент

Магистерская программа: Производственный менеджмент





по параметрам сравнения на московском рынке РОСМЕБЕЛЬ присутствует





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

на тему:

«Повышение конкурентоспособности организации в условиях рынка»









СтудентСолтыс Иван Миронович___________________

                                                       Ф.И.О. (полностью)                   (подпись)                          



Научный руководитель:

Барчан Николай Николаевич, профессор____________________

Ф.И.О. (полностью)                       ученая степень, звание                   (подпись)                    









Допущена к защите:

Заведующий кафедрой Менеджмента

к.э.н., доцент Суетин Сергей Николаевич   ___________

				 ученая степень, звание               Ф.И.О. (полностью)                             (подпись)   

«____»мая 2017 г.







Москва 2017 г.






ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………......6

		 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………6

		 Методы оценки конкурентоспособности…………………………….12

1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………18

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 

ООО «АЛЬЯНС»…….……………………………………………………..25

2.1. Организационно-правовая характеристика организации…………...25

2.2. Оценка экономического положения деятельности

ООО «АЛЬЯНС»………………………………………………………...28

2.3. Оценка конкурентоспособности организации ………………………39

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЬЯНС»……………………. ….50

3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации…………………………………………………………………....50

3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий в организации………………………………………………………………………56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….67

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….72








ВВЕДЕНИЕ



На сегодняшний день конкурентоспособность – один из самых главных показателей функционирования предприятия, это подтверждается тем, что в большинстве стран мира приняты законы о конкуренции, а так же созданы органы, регулирующие вопросы конкуренции. Основой конкурентоспособной экономики страны, является конкурентоспособность всех ее составляющих. Следовательно, главной задачей всех фирм – победа в конкурентной борьбе. Победа должна достигаться не случайным путем, а как закономерный итог грамотных и постоянных действий фирмы и зависить от того на сколько фирма и ее продукция лучше по сравнению с аналогами.

С точки зрения развития общества конкуренция – борьба старого и нового: новые технологии, новые товары, новые потребности людей. Новые типы организации. На данном этапе развития конкуренция является движущей силой, способствующая постоянному развитию предприятий и повышению своей конкурентоспособности. Она определяет уровень развития, степень удовлетворения потребностей, эффективность производства предприятия по сравнению с подобными объектами на данном рынке.

На данном этапе значительным условием реализации конкуренции, как многостороннего процесса осуществления конкурентных отношений является управление конкурентоспособностью предприятия. В условиях экономического кризиса, при обострении соперничества во всех сферах жизни, возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ конкурентоспособности организации и разработка мероприятий по ее повышению в условиях современного рынка играет огромное значение для возможности обойти имеющихся конкурентов и улучшить свое финансовое состояние.

В научной литературе существует множество взглядов на данную тему, что значительно облегчает исследование данного вопроса. Освещению данной проблематики посвящены публикации Гончарука Т.И., Фатхутдинова Р.А, Ильяшенко В.А., Вереникина А.О., Криппендорфа К., Ермолова М.О., Кониной Н.Ю., Криворотовв В.В., Савельевой Н.А. и других.

Целью работы является оценка конкурентоспособности объекта исследования и разработка путей ее повышения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: 

		– рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;

		– рассмотреть методы оценки конкурентоспособности;

– рассмотреть пути повышения конкурентоспособности предприятия;

– дать организационно-правовую и экономическую характеристикуорганизации;

– провести оценку конкурентоспособности организации на занимаемом рынке;

– разработать предложения по повышению конкурентоспособности организации;

– оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования является ООО «АЛЬЯНС».

Предметомисследования в работе являютсяпроцессы, механизмы и комплекс методов повышения конкурентоспособности предприятия на занимаемом рынке.

Теоретическую основу работы составили научные труды зарубежных и отечественных специалистов в области производственного (операционного) менеджмента, основные положения стратегического планирования, материалы отраслевой периодической печати.

Методы, используемые в работе исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, обобщение материала, сравнение, наблюдение, исследование документов, проведение опроса, расчет коэффициентов, PEST-анализ, SWOT-анализ и другие.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности реального применения предложенных разработок для повышения конкурентоспособности предприятия на рынке мебельной продукции города Пермь.

Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первом разделе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности, понятие и сущность, методы оценки и основные пути ее повышения. 

Во втором разделе дана общая и организационная характеристика ООО «АЛЬЯНС», проведена оценка ассортиментных групп и финансовых показателей. Проведен анализ конкурентоспособности рассматриваемого предприятия на рынке мебельной продукции города Пермь.

Третий раздел работы содержит рекомендуемые мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «АЛЬЯНС»на занимаемом рынке. Рассчитываются расходы на внедрение предложенных мероприятий, прогнозируются доходы и определяется их экономическая эффективность.








1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



	1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

	

В самом общем смысле под конкурентоспособностьюпонимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

С.И.Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как «способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам».

Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности –«это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке».

В.А. Салихов видит конкурентоспособность как «возможность организации в существующих рыночных условиях прибыльно вести свою хозяйственную деятельность, которая обеспечивается за счет оптимального использования организационных, управленческих, экономических, научных, технических, технологических, маркетинговых, производственных и других средств ведения бизнеса» [37, c. 195]. 

Еще один российский автор А.Т. Похилько в качестве базовых характеристик конкурентоспособности продукции выделяет «стоимостные и потребительские», которые отличают продукцию одного предприятия от другой продукции конкурирующих организаций [34, c. 106].

Одним из наиболее теоретически обоснованных определений конкурентоспособности как многомерной и многогранной экономической категории является определение, данное в работах российского ученого-экономиста В.В. Криворотова. Согласно ему, «конкурентоспособность – это определенный элемент системы конкурентных отношений, который в современном мире является многогранной категорией, включающей в себя определенные элементы конкуренции и монополизма, а также их нормативные регулировочные механизмы и реализующиеся на определенных уровнях рыночных отношений» [24, c. 17].

Описанное определение, данное В.В. Криворотовым, наиболее полно и комплексно оценивает всю совокупность конкурентных отношений и с его помощью появляется возможность проводить сравнительную характеристику конкурентоспособности.

Проведенный анализ различных авторских позиций на предмет определения конкурентоспособности предприятия демонстрирует связь:

– во-первых, с отождествлением конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции;

– во-вторых, с масштабами данной конкурентоспособности на региональном, национальном или мировом рынках (предприятие, отрасль, страна, регион);

– в-третьих, с подменой одного понятия другим (конкурентный статус, уровень);

– в-четвертых, с характеристикой любой составляющей конкурентоспособности предприятия: конкурентоспособность производственного, трудового потенциала и др.

В связи с этим, следует отметить емкость понятия конкурентоспособности, поскольку оно:

– во-первых, объединяет в своем понятии организаторские, экономические, социальные, технические, технологические и психологические аспекты разработки, создания, реализации и использования объекта;

– во-вторых, интегрирует показатели качества и ресурсоемкости всех процессов и объектов на всех стадиях их жизненного цикла;

– в-третьих, обеспечивается на основе управления по всем общим функциям от анализа проблемы до ее решения;

– в-четвертых, формируется на всех стадиях жизненного цикла объекта от стратегического маркетинга, инновационной деятельности до конечного использования (списания).

В итоге после рассмотрения в трудах как зарубежных, так и российских ученых-экономистов существующей ситуации, связанной с проблематикой сущности и содержания конкурентоспособности организации, можно сделать следующие обобщающие выводы:

– конкурентоспособность имеет относительный характер, так как она может быть оценена только путем сравнения с другими субъектами относительно условий конкретного рынка, времени и сферы конкурирования на этом рынке;

– конкурентоспособности присуща многоаспектность, которая проявляется в воздействии на широкий комплекс характеристик субъектов конкуренции;

– конкурентоспособность является многоуровневым понятием, отражающим иерархию субъектов конкуренции;

– как правило, конкурентные отношения делятся на микро-, мезо- и макроуровни и соответствующие им понятия конкурентоспособность товара (услуги), организации, отрасли, региона, страны и другие;

– конкурентоспособность носит временной характер (динамический), характеризующий место субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности. 

Следовательно, конкурентоспособность – динамическая категория, обусловленная внешними факторами, многие из которых рассматриваются как управляемые.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе определяется:

–либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности;

–либо особенностями выбора предмета исследования, в качестве которого могут выступать предметы конкуренции (товар, услуга) и субъекты конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство), и объекты конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть), и масштабы деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

Основные виды конкурентоспособности:

–конкурентоспособность страны;

–конкурентоспособность отрасли;

–конкурентоспособность региона;

–конкурентоспособность организации(предприятия, фирмы, компании);

–конкурентоспособность продукции(товаров, услуг).

Иерархия понятий конкурентоспособности представлена в таблице 1.

Товар – сложный, многоаспектный, экономический объект, характеризующийся совокупностью свойств, главными из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Товар – продукт труда, произведенный для продажи. Термин «товар» более универсальный, более общий термин – «продукт». Товары – физически осязаемые продукты. Продукт включает и неосязаемую составляющую часть (услуги, идеи и пр.).

Таблица 1

Иерархия понятий конкурентоспособности

Уровень иерархии

Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность страны

Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений

Конкурентоспособность региона

Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования, со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений

Конкурентоспособность отрасли

Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли

Конкурентоспособность организации

Способность:

к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов;

удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, превосходящих конкурентов; 

использовать производственные и управленческие ресурсы для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия

Конкурентоспособность товара

Способность быть привлекательным для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам



Продукт – все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей (физические предметы, услуги, идеи). 

В иерархии понятий конкурентоспособности базовым является понятие «конкурентоспособность товара», которое может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.).

В качестве производителей товаров выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за:

–потребителей;

–рынки (товарные, отраслевые, территориальные);

–факторы производства (природно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы);

–инвестиции.

Потребительская ценность товара – это его способность удовлетворять конкретную потребность соответствующей группы потребителей (потребительского сегмента). Потребительская ценность товара определяется степенью его соответствия потребностям соответствующей группы потребителей. Мера потребительской ценности товара – максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за него без сожаления. Чем ниже цена реализации товара относительно ее потребительской ценности, тем выгоднее потребителю покупка товара, или, другими словами, выше конкурентоспособность товара. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для производителя она соответствует «запасу конкурентоспособности его продукции».

Многие покупатели, принимая решение о покупке того или иного товара, используют критерии: цена и качество (причем под этим у одних покупателей может подразумеваться надежность, для других – эстетические характеристики). Потребитель взвешивает «достаточно ли качества» ему предлагают за указанную цену. Описывая удачную покупку, люди зачастую говорят, что «всего-то, за столько-то рублей удалось купить товар с такими-то достоинствами». Иначе говоря, покупатель считает, что за купленный товар не жалко было отдать и больше. Но поскольку он достался дешевле, то цена приобретения ниже потребительской ценности. Конкурентоспособность товара тем выше, чем больше доля неоплаченной, полученной потребителем даром полезности.

Проводя сравнение товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто целым рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Соответственно все они будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Например, потребность человека в передвижении может быть удовлетворена путем применения автомобиля, мотоцикла, велосипеда, поезда и т.д.

Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать сложный и многоаспектный показатель, который обобщает и суммирует результативность деятельности предприятия, основанный на способности получения синергетического эффекта от использования имеющихся и заемных ресурсов, которые могут стать для него конкурентным преимуществом по сравнению с соперниками и позволят занять, сохранять и расширять свою нишу на рынке в условиях нестабильной внешней среды. При рассмотрении термина «конкурентоспособность предприятия» необходимо учитывать сложное взаимодействие экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других факторов и возможностей не только отдельного предприятия, но и отрасли в целом.



	1.2. Методы оценки конкурентоспособности

	

Одним из важнейших элементов системы обеспечения надлежащего уровня конкурентоспособности предприятия, эффективного ведения его хозяйственной деятельности как на внутреннем (национальном), так и на внешних рынках выступает его оценка. Ведь в процессе проведения оценки конкурентоспособности предприятия на данном этапе появляется возможность выявить наиболее сильные и слабые стороны его деятельности, имеющиеся возможности и потенциальные угрозы, что в итоге дает возможность эффективно планировать и управлять своей деятельностью на основе развития конкурентных преимуществ.

В общем виде порядок проведения оценки конкурентоспособности организаций предусматривает шесть этапов, которые изображены на рис. 1.





Рис. 1. Этапы оценки конкурентоспособности организации [4, с. 119]



Современную оценку конкурентоспособности организаций в условиях рынка необходимо рассматривать как комплекс следующих основных элементов: «организационно-управленческих, маркетинговых, финансовых, производственных, показателей качества, развития кадровых и информационных показателей» [35, с. 510].

Проведение оценки уровня конкурентоспособности предприятия позволяет [14, с. 160]:

– сформировать управленческие задачи, определить оптимальные подходы к производству, технологии, маркетингу, трудовым ресурсам, финансированию материального, информационного и организационного обеспечения предприятия;

–принять эффективное управленческое решение, уменьшить расходы, сфокусироваться на конкретный сегмент рынка, заключить выгодные контракты, разработать меры развития конкурентных преимуществ, внедрить инновации, наступательные меры в направлении закрепления долгосрочных преимуществ, защитные меры в направлении предупреждения действий участников, разработать программы выхода на новые рынки, привлечение средств инвесторов и т.д.;

– адаптировать предприятие к рыночным условиям хозяйствования, что в результате дает победу в конкурентной борьбе за потребителя и рынки сбыта.

Анализ уровня конкурентоспособности организации является начальным моментом планирования ее деятельности и разработки дальнейшей стратегии конкурентоспособности. «Для эффективного функционирования организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия необходима система регулярной оценки конкурентоспособности, которая учитывает, как можно более полный круг интересов инвесторов, работников, потребителей, государства» [15, с. 75]. Однако, как не сложилось однозначного понимания сути понятия конкурентоспособности предприятия, так не существует и единой методики ее оценки.

Проведение оценки конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, решение которой сводится к интерпретации и оценке комплекса показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, формирующие его конкурентоспособность.

Комплексный характер современного конкурентного взаимодействия хозяйственных субъектов обуславливает широкий диапазон подходов к оценке их конкурентоспособности. Вместе они охватывают как вертикальный, так и горизонтальный объектный ряд – от оценки конкурентоспособности товаров, предприятия, региона, отрасли и экономики страны к оценке конкурентоспособности отдельных товаров предприятий и видов деятельности [2, с. 372]. Это обусловливает неоднозначность подходов и методик оценки конкурентоспособности.

Сейчас в России нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций, а зарубежный опыт, который изложен в научной литературе, адаптирован для этих стран. Каждая организация оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, суть которой, эффективность и результаты не афиширует. При этом следует учитывать, что через отличительные черты продукции различных отраслей и специфику спроса на нее не стоит пытаться использовать одинаковый метод для анализа конкурентоспособности.

Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по двум признакам: по степени охвата аспектов функционирования предприятия и форме выражения результата оценки (таблица 2)[29, с. 119].

В развитых странах применяются различные методы оценки конкурентоспособности организации, которые носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер. Это обусловлено тем, что рассматриваемые показатели являются количественным выражением различных аспектов деятельности организаций в условиях рынка.

В зависимости от степени охвата этих аспектов, методы оценки целесообразно классифицировать на специальные и комплексные. Специальные методы ориентированы на анализ отдельных сторон деятельности предприятия, матричные методы, метод оценки конкурентоспособности продукции и т.п. Комплексные – это в основном индексные методы, направленные на всесторонний анализ.

Таблица 2

Методы оценки конкурентоспособности организации 

Название группы

Название метода

Матричные

Матрица Бостонской консалтинговой группы

Матрица McKinsey

Матрица Shell

Матрица конкурентных стратегий Портера

Матрица Томпсона Дж. Стрикленда

Матрица Хофера-Шендлер

Индексные

Метод, основанный на определении конкурентоспособности продукции

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции

Метод, основанный на определении силы реактивной позиции

Метод, основанный на теории равновесия фирмы и отрасли

Метод интегральной оценки

Метод бенчмаркинга

Графические

Многоугольник конкурентоспособности

Радар конкурентоспособности

Метод профилей



Целесообразно отметить, что матричные методы являются обособленной большой группой. Они требуют отдельного детального анализа, поэтому, с целью обобщения, в таблице 2 приводятся известные и распространенные методы этой группы. Сущность этих методов заключается в маркетинговой оценке деятельности предприятия.

В основе методики анализа двумерных матриц, строящихся по принципу системы координат, где по оси абсцисс и оси ординат отражаются изменения двух факторов конкурентоспособности, в свою очередь имеют прямую взаимосвязь и влияние друг на друга.

Преимуществом этих методов является простота использования на практике. Недостатки методов, как процесс, так и результат такой оценки формируют весьма ограниченное представление о конкурентоспособности предприятия без учета недостатка факторов, влияющих на ее уровень.

Графические методы базируются на построении многоугольника конкурентоспособности. На радиальных осях циклограммы отражаются рассчитанные показатели деятельности исследуемого предприятия, количество осей соответствует количеству показателей. Значение на осях размещены равномерно по возрастанию от центра. Линия, соединяющая все определенные точки, образует многоугольник конкурентоспособности.

Обобщение наиболее распространенных методов оценки уровня конкурентоспособности предприятий позволяет утверждать, что традиционно для этого используют типовые показатели:

1. Эффективность производственной деятельности организации:

– затраты на производство единицы продукции;

– фондоотдача;

– рентабельность продукции;

– производительность труда.

2. Финансовое состояние предприятия:

– коэффициент автономии;

– коэффициент платежеспособности;

–коэффициент абсолютной ликвидности;

–коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

3. Эффективность организации сбыта и продвижения товаров:

– рентабельность продаж;

–коэффициент загруженности готовой продукцией;

– коэффициент загрузки производственных мощностей;

– коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

4. Конкурентоспособность товара:

– качество товара;

– цена товара[30, с. 46].

Перечисленные методы оценки позволяют организациям и заинтересованным лицам получить оперативную информацию о конкурентных позициях на рынке с определением сильных и слабых мест, а также дают возможность быстро предпринимать необходимые меры по соответствующему реагированию на проявления внешней среды.

Следует также отметить, что наиболее обоснованными современными методами оценки конкурентоспособности организации принято считать комплексные методы, так как они нацелены на анализ всего спектра важнейших параметров деятельности предприятия. Основным преимуществом таких методов является получение полной и наиболее точной информации о конкурентоспособности оцениваемой организации, её преимуществах и «слабых местах» по наиболее расширенному перечню сравнительных преимуществ. Кроме того, отдельные ученые отмечают, что оценка конкурентоспособности организации должна базироваться на комплексном, многомерном подходе и учитывать, как внутреннюю, так и внешнюю среду, уровень финансовой устойчивости предприятия и реальное положение предприятий-конкурентов[36, с. 173].

Итак, на сегодняшний день как зарубежная, так и отечественная практика экономического управления выработала целый ряд методов оценки конкурентоспособности организации в условиях рынка. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и недостатки, а потому довольно часто необходимо применение системы методов для более полной оценки конкурентоспособности той или иной организации с учетом особенностей ее хозяйственной деятельности и занимаемого рынка.



1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия



На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В кризисный период мировой экономики особенно остро определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности организации.

В современных условиях, чтобы успешно управлять конкурентоспособностью предприятия нужно:

– во-первых, правильно ориентироваться на условия и факторы, которые ее формируют;

–во-вторых, постоянно совершенствовать процессы конкурентоспособности (планирования, исследования, разработки, изготовления);

– в-третьих, делать объективные выводы[21, с. 115].

Повышение конкурентоспособности современного предприятия следует рассматривать как долгосрочный последовательный процесс поиска и реализации управленческих решений во всех сферах его деятельности, осуществляемый планомерно, в соответствии с разработанной стратегией долгосрочного развития, с учетом всех изменений во внешнем окружении и состояния средств самого предприятия, и внесением соответствующих корректив [9, с. 85].

Для повышения конкурентоспособности предприятия важное значение имеет выявление, обоснование и классификация факторов и резервов, обусловливающих ее уровень. По степени зависимости от предприятия весь набор факторов можно разделить на внешние и внутренние. 

Внешние факторы определяются рыночной ситуацией во внешней среде и их возникновение не зависит от деятельности предприятий. К внешним факторам можно отнести: условия инвестирования в отрасли, регионе, стране; тенденции технического развития; уровень конкуренции; ресурсообеспеченность и т.п. [2, с. 371].

Внутренние факторы и их проявление целиком зависят от функционирования предприятия и его системы управления. Конкурентоспособность на внутреннем и на внешнем рынке формирует конкурентное превосходство, которое зависит от эффективности использования ресурсов, которыми располагает и свободно распоряжается предприятие. Под внутренними факторами понимаются: внедрение в производство новой техники, прогрессивной технологии, действенных экономических стимулов; повышение квалификационного уровня работников; формирование системы конкурентных отношений в деятельности персонала и т.п. Они могут регулироваться на уровне предприятия в целом, структурного подразделения, первичного коллектива и рабочего места.

Основным способом обеспечения конкурентоспособности фирмы является достижениеконкурентного преимущества. Приобретение конкурентного преимущества является главной целью и результатом деятельности предприятия [40, с. 5]. 

Следует также отметить, что конкурентное преимущество обладает сравнительно относительным характером. Исключение может составить лишь продукция, которая по сравнению с другими имеет какие-либо уникальные свойства и у которой отсутствуют заменители, что формирует условия для появления абсолютных конкурентных преимуществ предприятия. Они закрепляются с помощью системы патентования. Относительность конкурентных преимуществ обуславливается конкретными условиями рынка. Когда эти условия изменяются, конкурентные преимущества предприятия утрачиваются частично или полностью. 

Имеющееся конкурентное преимущество можно увидеть посредством своеобразных экономических «индикаторов», которые характеризуют экономическую эффективность продаж:

– во-первых, дополнительная прибыль;

– во-вторых, более высокая рентабельность;

– в-третьих, дополнительный охват рыночной доли;

– в-четвертых, рост объемов продаж[26, с. 372].

Наиболее используемые пути определения конкурентных преимуществ показаны на рисунке 2[5, с. 14].

Эффективность использования ресурсов как фактор конкурентоспособности отражает, прежде всего, уровень менеджмента предприятия.





Рис.2. Определение конкурентных преимуществ



При наличии сравнительного ресурсного потенциала предпочтение будет иметь то предприятие, которое использует более эффективный менеджмент, поскольку постоянный поиск новых решений во всех сферах деятельности предприятия является основой повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Подтверждением этого тезиса (на примере сырьевых ресурсов) может быть сравнение ресурсоемкости ВВП развитых стран. Наименьший уровень ресурсоемкости ВВП характерен, прежде всего, для стран, которые не имеют собственных запасов этих ресурсов. Недостаток собственных сырьевых ресурсов обусловливает необходимость постоянного поиска все новых направлений ресурсосбережения с целью сокращения импорта, в том числе и критического. Фактор времени учитывает, прежде всего, продолжительность полученного преимущества. Чем шире временной горизонт, в рамках которого предприятие имеет преимущество над конкурентами, тем выше будет его конкурентоспособность [23, с. 38].

Существует множество направлений повышения конкурентоспособности предприятия, но наиболее общими являются:

–лидерство в издержках (себестоимости продукции);

–дифференциация выпускаемой продукции;

–фокусирование (концентрация);

–постоянное использование нововведений;

–постоянное обучение и переподготовка кадров;

–регулярное проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей;

–качественный анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон;

–своевременное использование наиболее эффективных рекламных мероприятий[6, с. 26].

Иными словами, повышение конкурентоспособности составляет процесс изменений, осуществление которого требует стратегического подхода, поскольку изменения касаются всех основных организационных составляющих, включая структуру кадров, квалификации, технологию, оборудование, продукцию, рынки сбыта. Это вызывает необходимость разработки стратегии повышения конкурентоспособности.

Предприятия работают на себя и на своих заказчиков, они зависят от них и потому всегда должны работать на результат и предусматривать будущие потребности, удовлетворять их требованиям и пытаться превысить ожидания. Повышение конкурентоспособности своей продукции и услуг является главной задачей современного предприятия, так как это обеспечивает рост объемов продаж, лояльность клиентов, укрепление на рынке и т.д.[31, с. 22].

Кроме того, конкурентное положение предприятия в отрасли определяется широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором основных направлений повышения конкурентоспособности предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов:

–во-первых, ассортимент продукции, который оно будет производить, а также категорию потенциальных покупателей;

–во-вторых, планируемые каналы распределения продукции;

–в-третьих,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%