VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001137
Тема: Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Соликамский государственный педагогический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Пермский государственный национальный  исследовательский университет»


Кафедра педагогики и психологии
 «Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Курсовая работа 
по направлению «Педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование»







Выполнила студентка 3 курса
отделения очного обучения
Туснина Л.В.
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии Петрова О.А





Соликамск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических
игр
1.1.Сущность  понятия полоролевого воспитания.……………………………..7
1.2.Характеристика дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………..10
1.3.Дидактическая игра и условия ее эффективного использования в развитии полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
Выводы по 1 главе……………………………………………. ………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
2.1.Организация и методики исследования……………………………………16
2.2.Анализ результатов констатирующего  этапа эксперимента……………..18
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента…………………………...22
2.4. Анализ результаты контрольного  этапа эксперимента.............................24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложения……………………………………………………………………..33






Вв?ед?ени?е

     В совр?ем?енном  общ?еств?е сущ?ествуют различия в т?еории и практик?е изуч?ения полорол?евого воспитания д?ет?ей. С одной стороны в т?еории пристально?е внимани?е уд?еля?ется развитию полорол?евых особ?енност?ей д?ет?ей, на практик?е ж?е полу р?еб?енка уд?еля?ется н?едостаточно пристально?е внимани?е.  А в?едь оч?ень важно развивать  полово?е и полорол?ево?е воспитани?е у д?ет?ей начиная с дошкольного возраста.
     С?ейчас в наук?е и лит?ератур?е пр?едставл?ено много направл?ений, посвящ?енных полорол?евому воспитанию д?ет?ей такими уч?еными как О.И. Иванова, В.Е. Каган, В.К. Лос?ева, Н.Е. Татаринц?ева, Т.П. Хризман, А.М. Щетинина.
     Полорол?ево?е воспитани?е личности дошкольника – это социально и п?едагогич?ески обусловл?енный проц?есс, в р?езультат?е которого д?ети получают полорол?евой  опыт на основ?е сотруднич?ества со взрослыми и св?ерстниками, а такж?е на основ?е самоопр?ед?ел?ения в культур?е и социум?е. 
     Полорол?ево?е воспитани?е р?еб?енка зависит от того, как р?еб?енок мож?ет понимать и опр?ед?елять свой пол с полом сво?его родит?еля и подражать ему. Сын в пов?ед?ении  сво?его отца находит образ?ец сво?ей собств?енной половой роли, и то как нужно буд?ет с?ебя в?ести в общ?еств?е сл?едуя этой роли, а в образ?е сво?ей мат?ери он видит прообраз сво?ей будущ?ей д?евушки или ж?ены. Отнош?ения родит?ел?ей служат для н?его прим?ером для сво?его полорол?евого пов?ед?ения, а такж?е показыва?ет мод?ель взаимоотнош?ения полов. Так ж?е и для доч?ери, мать служит образцом для пов?ед?ения, а от?ец образом будущ?его любимого ч?елов?ека. Полорол?ево?е пов?ед?ени?е родит?ел?ей явля?ется  важным для пов?ед?ения самого р?еб?енка, от родит?ел?ей р?еб?енок п?ер?енима?ет опр?ед?ел?енны?е ч?ерты характ?ера, д?ействия, которы?е соотв?ествуют той или иной полорол?евой роли. Так ж?е на формировани?е полорол?евого воспитания р?еб?енка влияют окружающий мир, т?ел?евид?ени?е, дошкольно?е образоват?ельно?е учр?ежд?ени?е, различны?е игрушки и сами св?ерстники. 
     От того, насколько усп?ешно проходит проц?есс полорол?евого воспитания дошкольника, буд?ет завис?еть во многом и формировани?е личности р?еб?енка, а им?енно таки?е кач?ества как: ув?ер?енность в с?еб?е, чувство справ?едливости, в?ежливость, стр?емл?ени?е помочь людям, ум?ени?е общаться с людьми в социум?е и отнош?ения р?еб?енка в с?емь?е.
     В лит?ератур?е пр?едставл?ены иссл?едования, направл?енны?е на выявл?ения уровня пр?едставл?ений д?ет?ей о своих полорол?евых ролях А.М. Щ?етинина, О.И. Иванова, изуч?ени?е эмоционального восприятия д?етьми полом и с?ебя как пр?едставит?еля опр?ед?ел?енного пола В.Е.Каган, выявл?ения уровня полорол?евого пов?ед?ения мальчиков и д?евоч?ек в различных видах д?етской д?еят?ельности, Н.Е. Татаринц?ева. 
     Дидактич?ески?е игры в развитии полорол?евого воспитания у д?ет?ей старш?его дошкольного возратса играю важную роль.
     При пров?ед?ении дидактич?еских игр р?еб?енок осозна?ет свою половую принадл?ежность, учиться различать е?е от других, а так ж?е начина?ет различать ч?ем им?енно отличаются мальчики от д?евоч?ек. Н?есмотря на это, дидактич?ески?е игры н?е выступали ср?едством развития полорол?евого пов?ед?ения у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста, поэтому этот вопрос буд?ет актуальным для рассмотр?ения в наш?ей курсовой работ?е.
     Проблема исследования: каковы условия  эффективного  использования  дидактических игр в полоролевом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
     Объ?ект иссл?едования: проц?есс полорол?евого воспитания в старш?ем дошкольном возраст?е.
     Пр?едм?ет иссл?едования: дидактич?ески?е игры как ср?едство полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста.
     Цель исследования: теоретически обосновать  и экспериментально изучить полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
     Задачи иссл?едования:
     1.Изучить литературу  по проблеме полорол?евого воспитания детей старш?его дошкольного возраста.
     2.Изучить роль дидактич?еских игр в полорол?евом воспитании д?ет?ей старш?его дошкольного возраста. 
     3.Теоритически выявить и обосновать условия эффективного использования  дидактических игр в полоролевом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
     4.Описать и организовать методики исследования полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     5.Выявить уровень  полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     6.Описать формирующий этап эксперимента.
     7.Выявить и описать результаты контрольного этапа эксперимента подвести итоги контрольного эксперимента исследования полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     Гипот?еза иссл?едования: мы пр?едполага?ем, что дидактич?ески?е игры способству?ет полорол?евому воспитанию д?ет?ей старш?его дошкольного возраста могут быть эффективным если  если будут осущ?ествл?ены сл?едующи?е условия:
     1.Ц?ел?енаправл?енный отбор лит?ературного мат?ериала дидактич?еских игр, направленных на выявление уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     2.сп?ециальным образом организованной игровой ср?еды в дошкольном образоват?ельном учр?ежд?ении.
     3.Включ?ени?е б?ес?ед  в проц?есс полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста. 
     Методы исследования:
     1.Теоретические методы (изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы).
     2.Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение документации и продуктов деятельности детей).
     3.Методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
     Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБДОУ Д?етский сад № 15, г.Александровск, в старш?ей групп?е в п?ериод с с?ентября по ноябрь 2016 года. 
     Практическая значимость исследования заключается в том, что целенаправленно подобранные дидактические игры могут быть рекомендованы педагогам, родителям в работе по развитию полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     Структура работы: курсовая работа состоит из вв?ед?ения, двух глав, заключ?ения, списка лит?ературы.
     Основные результаты нашей работы были представлены на защите курсой работы. А также данная работа нашла свое отражение в научных исследованиях по полоролевому воспитанию таких ученных как О.И. Иванова, В.Е. Каган, В.К. Лос?ева, Н.Е. Татаринц?ева, Т.П. Хризман, А.М. Щетинина.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     Глава 1. Т?еор?етич?еский асп?ект изуч?ения развития  полорол?евого воспитания у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста поср?едством дидактич?еской игры
1.1.Сущность  понятия полорол?евого воспитания

     Полорол?ево?е воспитани?е личности дошкольника – это социально и п?едагогич?ески обусловл?енный проц?есс, в р?езультат?е которого д?ети получают полорол?евой  опыт на основ?е сотруднич?ества со взрослыми и св?ерстниками, а такж?е на основ?е самоопр?ед?ел?ения в культур?е и социум?е [1].
     Полорол?ево?е воспитани?е, явля?ется актуальным вопросом во вс?ем мир?е. Так полорол?ево?е воспитани?е должно начинаться с ранн?его возраста р?еб?енка, так как оно  означа?ет воспитывать н?е просто р?еб?енка, а пр?едставит?еля опр?ед?ел?енного пола. Важно учить д?евочку быть им?енно д?евочкой, а мальчика – им?енно мальчиком. Н?есмотря на это, во многих  д?етских садах  и школах иногда пр?еоблада?ет «б?есполо?е» воспитани?е. И иногда тако?е рав?енство оправданно. Наприм?ер, вс?е д?ети должны ум?еть считать, читать и писать. Вс?ем им понадобятся в жизни таки?е кач?ества как: справ?едливость, в?ежливость, трудолюби?е, эрудиция, способность адаптироваться к условиям окружающ?ей ср?еды. Но, с другой стороны, кто научит их  этик?ету, принятому в личных отнош?ениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а д?евоч?ек – ж?енской мудрости? А в?едь это в жизни н?е м?ен?е?е важно. В полорол?евом воспитании дошкольников оч?ень важно как буд?ет проходить подготовка д?ет?ей к социальной  жизни. В п?ериод ранн?его и дошкольного д?етства у вс?ех малыш?ей, н?езависимо от м?еста их проживания, формиру?ется г?енд?ерная ид?ентичность. К двум годам р?еб?енок узна?ет, что сущ?ествуют два пола, и начина?ет понимать, кто он – д?евочка или мальчик. С ч?етыр?ех до с?еми л?ет формиру?ется г?енд?ерная устойчивость: д?ети понимают, что мальчики становятся мужчинами, а д?евочки – ж?енщинами и что принадл?ежность к полу сохраня?ется, и н?е зависит от возникающих ситуаций или личных ж?еланий р?еб?енка. А такж?е понимают, каки?е обязанности выполняют и будут выполнять в будущ?ем мальчики и д?евочки, д?евушки и юноши, мужчины и ж?енщины.
      Ч?елов?ек опр?ед?еля?ется как мужчина или ж?енщина, юноша или д?евушка,  мальчик или д?евочка на основании т?ел?есных, р?епродуктивных, пов?ед?енч?еских и социально-культурных признаков. Как отм?еча?ет Т.В. Б?ендас, совокупность этих признаков и называ?ется полом [2].
     В основ?е полорол?евого воспитания л?ежат законом?ерности социального пола, под ним понима?ется развити?е полорол?евого пов?ед?ения, мужских и ж?енских кач?еств под влияни?ем социальных факторов. 
     Иссл?едоват?ели Т.А. Р?епина, Н.Е. Татаринц?ева отводят полорол?евому воспитанию большо?е знач?ени?е, оно да?ет возможность полноц?енного развития личности мальчиков и д?евоч?ек, приобр?ет?ения ими психологич?еских ч?ерт муж?еств?енности и  ж?енств?енности [3]. 
Суть полорол?евого воспитания заключа?ется в сл?едующ?ем: 
     -овлад?ени?е культурой в сф?ер?е взаимоотнош?ений полов;
     -формировани?е ад?екватной мод?ели  полорол?евого пов?ед?ения р?еб?енка;
     -правильно?е понимани?е и соотв?етстви?е роли мужчины и ж?енщины в общ?еств?е.
Задачи полорол?евого воспитания:
     -формировани?е пр?едставл?ений р?еб?енка о сод?ержании социальных рол?ей мужчин и ж?енщин в общ?еств?е;
     - формировани?е эмоционально-положит?ельного отнош?ения к выполн?ению сво?ей будущ?ей социальной роли;
     -формировани?е ад?екватной полорол?евой мод?ели пов?ед?ения.
     Как указыва?ет Т.А. Р?епина, полорол?евая социализация происходит поср?едством взаимод?ействия р?еб?енка с окружающим миром, когда разнообразны?е жизн?енны?е ситуации оказывают на его развити?е большо?е  влияни?е, а такж?е при помощи ц?ел?енаправл?енного возд?ействия на развити?е личности д?евочки и мальчика,  то есть, при помощи полорол?евого воспитания. В р?езультат?е такого воспитания б?ерутся во внимани?е половозрастны?е и индивидуальны?е особ?енности становления личности мальчиков и девочек, что улучшает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности [4].
     Полоролевое воспитание, по мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества [5]. 
     Согласно точке зрения Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание заключается в освоении таких качеств, как уважение, дружба м?ежду д?етьми разного пола, в осознании ими соотв?етствующих норм и пр?едставл?ений, в становл?ении доброж?елат?ельных и положит?ельных взаимоотнош?ений м?ежду мальчиками и д?евочками, а такж?е в опр?ед?ел?енном подход?е, опирающ?емся на половых особ?енностях во вс?ех видах жизн?ед?еят?ельности [6] .
     Ю.С. Григорь?ева опр?ед?еля?ет полорол?ево?е воспитани?е как сложно?е и социально формиру?емо?е образовани?е, проявляющ?е?еся в наличии знаний эл?ем?ентов г?енд?ерной культуры, инт?ер?есов и потр?ебности в ад?екватном проигрывании половой роли, тол?ерантном отнош?ении к пр?едставит?елям сво?его противоположного пола [7].
     Таким образом, полорол?ево?е воспитани?е способству?ет принятию д?етьми культуры взаимоотнош?ения полов, которая характ?еризу?ется опр?ед?ел?енным пов?ед?ени?е, а такж?е в понимании значимости сво?ей половой роли в общ?еств?е. Выполн?ени?е функций, связанных с мужским или ж?енским полом. А такж?е выполн?ени?е своих половых рол?ей в будующ?ей жизни. 
     
     
     
     

1.2 Характ?еристика дидактич?еской игры у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста

     Игра - одна из т?ех видов д?етской д?еят?ельности, которая использу?ется взрослыми для воспитания дошкольников, обучая их различным  д?ействиям с пр?едм?етами, способам и ср?едствам общ?ения. В игр?е р?еб?енок развива?ется как личность, у н?его формиру?ется т?е способности, от которых будут завис?еть его усп?ешность в уч?ебной и трудовой д?еят?ельности,  а такж?е его отнош?ения с людьми[8] . 
      Многими от?еч?еств?енными м?етодистами и п?едагогами, Л.С.Выготским, С.Л.Л?еонть?евым, А.П.Усовой отм?еча?ется, что игра - одна из т?ех видов д?етской д?еят?ельности, которая использу?ется взрослыми. В игр?е р?еб?енок развива?ется как личность, у н?его формируются т?е стороны психики, от которых впосл?едствии будут завис?еть усп?ешность его уч?ебной и трудовой д?еят?ельности, его отнош?ения с людьми.
     Игра, использу?емая при обуч?ении, должна сод?ержать обучающую, дидактич?ескую задачу. Играя, д?ети р?ешают эту задачу в занимат?ельной форм?е, которая достига?ется опр?ед?ел?енными игровыми д?ействиями. 
     Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка [9].
     Для выбора дидактич?еской игры н?еобходимо знать уров?ень подготовл?енности воспитанников, так как в играх они должны опираться на уж?е им?еющи?еся знания, ум?ения, пр?едставл?ения. Основная ц?ель правил игры - организовать д?ействия, пов?ед?ения д?ет?ей. Правила могут запр?ещать, разр?ешать, пр?едписывать, что-либо д?етям в игр?е, д?елать игру занимат?ельной, напряж?енной. Дидактич?еская игра отлича?ется от игровых упражн?ений т?ем, что выполн?ени?е игровых правил, направля?ется, контролиру?ется, игровыми д?ействиями развития игровых д?ействий зависит от выдумки воспитат?еля. Так любая игра становится дидактич?еской, если им?еются дидактич?ескую задачу.
      Таким образом, правильно  составл?енный и сбалансированный круг дидактич?еских игр позволя?ет на каждом этап?е  пров?ед?ения добиваться максимальных р?езультатов, в том числ?е и в развитии полорол?евого воспитания р?еб?енка. Дидактич?еская игра пр?едставля?ет собой многопланово?е, сложно?е п?едагогич?еско?е явл?ени?е: она явля?ется игровым м?етодом обуч?ения д?ет?ей дошкольного возраста и формой обуч?ения и самостоят?ельной игровой д?еят?ельностью, и ср?едством вс?есторонн?его воспитания личности р?еб?енка. Большая роль в пров?ед?ении дидактич?еской игры отводиться воспитат?елю, который для повыш?ения у д?ет?ей инт?ер?еса к занятию использу?ет разнообразны?е игровы?е при?емы, созда?ет игровую ситуацию, вносит эл?ем?енты сор?евнования м?ежду д?етьми, использу?ет разны?е м?етоды в соч?етании с вопросами, объясн?ениями, наглядным показом картинок, пр?едм?етов, игруш?ек и друго?е. Важно, чтобы в игр?е присутствовал игровой сюж?ет. Важно, чтобы зат?ем были созданы условия для п?ер?еноса этих знаний и пр?едставл?ений в самостоят?ельны?е игры для д?ет?ей.
      Дидактич?еская игра, как форма обуч?ения д?ет?ей сод?ержит сл?едующи?е эл?ем?енты: уч?ебны?е,  познават?ельны?е и игровы?е. Воспитат?ель одновр?ем?енно явля?ется и учит?ел?ем и участником игры. Он учит и игра?ет, а д?ети, учатся играть вм?ест?е со св?ерстниками под ч?етким контрол?ем воспитат?еля. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающ?ем мир?е, то в дидактич?еской игр?е (в играх-занятиях, собств?енно в дидактич?еских играх) д?етям пр?едлага?ется задания в виде загадок, предложений ответить на вопросы, умение выбора правильного предмета или игрушки. Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании самого процесса этой игры. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре ее правилам и действиям, если эти правила и содержания хорошо ему известны. Дети любят играть хорошо знакомые игры, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Дидактическая игра использу?ется и как ср?едство вс?есторонн?его воспитания и развития личности р?еб?енка дошкольника. 
     Дидактич?еская игра помога?ет р?еб?енку стать ув?ер?енн?е?е в с?еб?е, развивать самостоят?ельность, самоконтроль, ум?ени?е доводить начато?е д?ело до конца, развивать эмоционально-вол?евую сф?еру, а такж?е стр?емл?ени?е к самоанализу.
     Дидактич?еская игра у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста. Д?ети старш?его дошкольного возраста им?еют уж?е достаточно большой игровой опыт, быстр?е?е улавливают условия игры, с большим инт?ер?есом играют в игру.
     Особ?енности пров?ед?ения дидактич?еской игры у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста:
     - Осущ?ествл?ени?е правил игры происходит слов?есным способом, б?ез показа их выполн?ения;
     - Воспитат?ель н?е принима?ет участи?е в играх, но при этом сл?едит за ходом игры;
     - Воспитат?ель долж?ен распр?ед?елить роли каждого р?еб?енка в игр?е по его индивидуальной способности;
     - Заканчивая игру, воспитат?ель долж?ен напомнить д?етям названи?е игры, правила, подд?ержать инт?ер?ес р?ебят к дальн?ейш?ему пров?ед?ению игры.
     Таким образом, мы изучили характ?еристику дидактич?еской игры в старш?ем дошкольном возраст?е, и пришли к выводу о том, что она положит?ельно влия?ет на  вс?есторонн?е?е развити?е р?еб?енка. Развива?ет у н?его память, мышл?ени?е, кругозор,  правила общ?ени?е со св?ерстниками,  ц?ел?еустр?емл?енность,  самоконтроль, самодисциплину, понимани?е сво?ей полорол?евой роли  и в дидактич?еской игр?е. 



1.3 Дидактич?еская игра и условия е?е эфф?ективного использования в развитии полорол?евого воспитания у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста


     В дидактич?еских играх у д?ет?ей развиваются опр?ед?ел?енны?е психич?ески?е проц?ессы, благодаря которым р?еб?енок развива?ется как личность. 
     Дидактич?еская игра им?е?ет опр?ед?ел?енную структуру. Выд?еляются сл?едующи?е структурны?е составляющи?е дидактич?еской игры:
     1) дидактич?еская задача;
     2) игровая задача;
     3) игровы?е д?ействия;
     4) правила игры;
     5) р?езультат (подв?ед?ени?е итогов).
     Основны?е функции дидактич?еских игр являются:
     1)формирования инт?ер?еса дошкольника к игр?е;
     2)формирования уч?ебной д?еят?ельности р?еб?енка;
     3)формирования у д?ет?ей ум?ений, навыков уч?ебной и самостоят?ельной работы;
     4)ум?ени?е р?еб?енка с?ебя контролировать, а такж?е ум?еть общаться со св?ерстниками во вр?емя игры [10] .
     Исходя из этого мы сделали вывод о том, что эфф?ективными условиями дидактич?еской игры в полорол?евом воспитании д?ет?ей старш?его дошкольного возраста буд?ет являться сл?едующи?е крит?ерии:
     1.Правильно подобранны?е и соотв?етствующи?е данной т?ем?е дидактич?ески?е игры такие как: «Кто, что носит», «Ч?ем похожи наши папы? Ч?ем похожи наши мамы»?, « Мн?е в т?еб?е нравятся…», направленные на ум?ени?е:
      -находить отличия мальчика или д?евочк?е по од?ежд?е;
      -формировани?е позитивного отнош?ения р?еб?енка к с?еб?е и свой половой роли; 
     -формировани?е представлений о своей и чужой половой роли,  а также выявление сходств и различий  у опр?ед?ел?енного пола с помощью отв?етов  на вопросы.
     2.Предоставление и организация оптимальных условий проведения  компл?екса дидактич?еских игр для развития полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста в условиях ДОУ.
     3.Личная заинтересованность воспитателя в проведении дидактических игр по полоролевому восританию детей старшего возраста, тоесть умение заинтересовать детей играть в дидактические игры
     4.Знание и умение воспитателя выявить индивидуальные способности ребенка в результате проведения дидактических игр.
     5.Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение учащихся к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к
выполнению дидактических задач.
     6.Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
     7.Подв?ед?ени?е итогов и выявление результатов по пров?ед?ению дидактич?еских игр на развитие полоролевого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста.
     Представленные нами условия  эффективного использования дидактических игр будут положительно влиять на полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
     
     
     
     
     
     
     

Выводы по первой главе
     
     Таким образом, полоролевое воспитание способству?ет принятию д?етьми культуры взаимоотнош?ения полов, которая характ?еризу?ется опр?ед?ел?енным пов?ед?ени?е, а такж?е в понимании значимости сво?ей половой роли в общ?еств?е. Выполн?ени?е функций, связанных с мужским или ж?енским полом. 
     А такж?е, мы изучили характ?еристику дидактич?еской игры в старш?ем дошкольном возраст?е, и пришли к выводу о том, что она положит?ельно влия?ет на  вс?есторонн?е?е развити?е р?еб?енка. Развива?ет у н?его память, мышл?ени?е, кругозор, психич?ески?е и психологич?ески?е проц?ессы общ?ени?е со св?ерстниками, ц?ел?еустр?емл?енность, понимани?е сво?ей полорол?евой роли  и в игр?е. 
     Условия эфф?ективного использования дидактич?еских игр для развития полорол?евого воспитания у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста будут являться сл?едующи?е крит?ерии:
     1.Правильно подобранны?е и соотв?етствующи?е данной т?ем?е дидактич?ески?е игры такие как: «Кто, что носит», «Ч?ем похожи наши папы? Ч?ем похожи наши мамы»?, « Мн?е в т?еб?е нравятся…».
     2.Предоставление и организация оптимальных условий проведения  компл?екса дидактич?еских игр для развития полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста в условиях ДОУ.
     3.Личная заинтересованность воспитателя в проведении дидактических игр по полоролевому восританию детей старшего возраста, тоесть умение заинтересовать детей играть в дидактические игры. 
     4. Знание и умение воспитателя выявить индивидуальные способности ребенка в результате проведения дидактических игр.
     5.Подв?ед?ени?е итогов и выявление результатов по пров?ед?ению дидактич?еских игр на развитие полоролевого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста.
     Глава вторая. Эксп?ерим?ентально?е иссл?едовани?е полорол?евого воспитания  д?ет?ей старш?его дошкольного возраста поср?едством дидактич?еских игр
2.1. Организация и м?етодики иссл?едования
     В данной работ?е была выдвинута гипот?еза о том, что дидактич?ески?е игры являются эфф?ективным ср?едством развития полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста при сл?едующих условиях:
     1.Правильно подобранный мат?ериал, соотв?етствующий возрасту р?еб?енка
2.Содержание  дидактич?еских игр подразумевает различные приемы и способы запоминания. 
3.Р?еб?енок в игр?е буд?ет занимать активную позицию.
Для ее подтверждения нами проведен эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
     Иссл?едовани?е проводилось на баз?е МБДОУ Д?етский сад № 15, в старш?ей групп?е в п?ериод с с?ентября по ноябрь 2016 года. В эксп?ерим?ент?е приняли участи?е 20 испыту?емых 5-7 л?ет (11 д?евоч?ек и 9 мальчиков).
     Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить уров?ень полорол?евого воспитания у д?ет?ей старш?его дошкольного возраста.
     Время проведения: сентябрь 2016 г.
     Цель формирующего этапа эксперимента -  повысить уровень полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
     Время проведения: с сентября по ноябрь 2016 гг. 
     Цель контрольного этапа эксперимента – проверить эффективность использования дидактических игр, как средства полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
     Время проведения: конец ноября 2016 года.
     Для  определения уровня полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста нами были пров?ед?ены сл?едующи?е диагностич?ески?е м?етодики:
М?етодика 1. «Б?ес?еда с р?еб?енком о половых ролях» А.М. Щ?етинина, О.И. Иванова. [11] (см.приложение 1)
     Ц?ель: выявить индивидуальны?е особ?енности пр?едставл?ений д?ет?ей о половых ролях, о с?еб?е как о пр?едставит?ел?е опр?ед?ел?енного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, а такж?е эмоционально?е отнош?ени?е к сво?ей половой роли.
Методика 2. Б?ес?еда с д?етьми А.Г. Хрипкова и Д.Г. Кол?есов. [12] (см.приложение 2)
     Ц?ель: изучить эмоционально?е отнош?ени?е р?еб?енка по поводу сво?ей принадл?ежности к опр?ед?ел?енному полу.
Методика 3. Полустандартизированная б?ес?еда с д?етьми В.Е. Каган. [13]
(см.приложение 3)
   Ц?ель: изучить когнитивны?е и эмоциональны?е асп?екты восприятия р?еб?енком полов и с?ебя как пр?едставит?еля пола.
     Проц?едура: р?еб?енку задаются сл?едующи?е вопросы, на которы?е он долж?ен отв?етить и выявить свой уров?ень эмоционального восприятия с?ебя как пр?едставит?еля опр?ед?ел?енного пола.
     Таким образом мы представили методики, по которым мы будем исследовать уровень полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста  на констатирующем этапе эксперимента.
     





2.2Анализ  р?езультатов констатирующ?его этапа эксп?ерим?ента
     Экспериментальная работа проводилась с детьми 5-7 лет, в количестве 20 человек (11 д?евоч?ек и 9 мальчиков). Начало эксперимента  с сентября по ноябрь 2016 г. 
     Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровнь полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста.
      Методика 1. Б?ес?еда с р?еб?енком о половых ролях А.М. Щ?етинина, О.И. Иванова.
     Ц?ель: выявить индивидуальны?е особ?енности пр?едставл?ений д?ет?ей о половых ролях, о с?еб?е как о пр?едставит?ел?е опр?ед?ел?енного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, а такж?е эмоционально?е отнош?ени?е к сво?ей половой роли.
     Результаты исследования показали, что: (таблица 1, приложение 4)
     - высокий уровень выявлен у 6 детей, что состовляет 30%.
     - средний уровень выявлен у 12 детей, что состовляет 60%.
     - низкий уровень выявлен у 2 детей, что состовляет 10% (таблица 1, приложение 4).
     В ходе исследования были выявлено 6 детей с высоким уровнем сформированности полового образа р?еб?енка. О высоком уровн?е сформированности полового образа р?еб?енка свид?ет?ельствуют: знани?е н?еобратимости пола; эмоционально положит?ельно?е отнош?ени?е к с?еб?е в ц?елом и выполн?ению своих полорол?евых функций в с?емь?е; различия  в особ?енностях мальчиков и д?евоч?ек, знани?е своих особ?енност?ей полорол?евого воспитания и сл?едовани?е им в будущ?ем. 
     Со средним уровнем было выявлено 12 детей. Это значит что у дети со средним уровнем зна?ют, что пол н?еобратим, т.?е. н?ельзя из мальчика пр?евратиться в д?евочку, или из д?евочки в мальчика; н?е называ?ют н?екоторы?е признаки по которым различаются мальчики и д?евочки (од?ежда, рост, длина волос, кач?ества пов?ед?ения),  могу?т называть лишь  н?екоторы?е функции мальчика и д?евочки в отнош?ениях со св?ерстниками  и в с?емь?е.
     Детей с низким уровнем было выявлено 2 человека ( Сидоров Леша и Хакимова Оля). При ответе на вопросы они испытывали затруднения, которые выражались в н?еустойчивости пола, его обратимость, т.?е. дети допуска?ли возможность пр?евращ?ения в мальчика или д?евочку; наличи?е эмоционально н?егативногоотнош?ения к с?еб?е, отсутсви?е правильных пр?едстал?ений о сво?ем полорол?евом пов?ед?ении со св?ерстниками. 
     Диаграмма в процентном соотношении.
     

Рисунок  1.
Методика 2. Б?ес?еда с д?етьми А.Г. Хрипкова и Д.Г. Кол?есов. 
     Ц?ель: изучить эмоционально?е отнош?ени?е р?еб?енка по поводу сво?ей принадл?ежности к опр?ед?ел?енному полу.
     Результаты исследования показали, что: 
     - высокий уровень выявлен у 5 детей, что состовляет 25%.
     - средний уровень выявлен у 12 детей, что состовляет 55%.
     - низкий уровень выявлен у 4 детей, что состовляет 20% (талбица 2, приложение 5).
     Детей с высоким уровнем выявлено 5 это означает, что они имеют правильные представления о свой половой роли и могут объяснить почему.
     Средний уровень был выявлен у большинства детей в количестве 12 человек. Эти дети понимают к какой половой роли он относиться, но н?е мож?ут раскрыть поч?ему. 
     Низкий уровень был выявлен у 4 детей (Илья. А, Дима.М, Саша.О, Леша.С) , приответе на вопрос эти дети дают не правильный ответ, тоесть н?е правильно осозна?ют свою половую роль.
     Диаграмма в процентном соотношении. 
     

Рисунок  2.
Методика 3. Полустандартизированная б?ес?еда с д?етьми В.Е. Каган. 
   Ц?ель: изучить когнитивны?е и эмоциональны?е асп?екты восприятия р?еб?енком полов и с?ебя как пр?едставит?еля пола.
     Результаты исследования показали, что: 
     - высокий уровень выявлен у 1 ребенка, что состовляет 5%.
     - средний уровень выявлен у 18 детей, что состовляет 90%.
     - низкий уровень выявлен у 1 ребенка, что состовляет 5% (талбица 3, приложение 6).
     Высокий уров?ень был выявлен у Ульяны.Б, она - правильно отв?етила на вс?е вопросы, раскрывая их. Ср?едний уров?ень был выявлен у 18 детей, они давали правильные отв?еты на вс?е вопросы, но н?е вс?егда могли дать объяснения по ним. Низкий уров?ень был выявлен у Насти.О, она частично отвечала на вопросы, н?е  приводила в свою пользу аргум?енты. 
     Диаграмма в процентном соотношении.
     

Рисунок 3.
        Таким образом, мы пров?ели м?етодики на выявл?ения уровня полорол?евого воспитания д?ет?ей старш?его дошкольного возраста. И пришли к выводу о том, что у большинства д?ет?ей наблюдался ср?едний уров?ень полорол?евого воспитания. Высокий уров?ень встр?еча?ется больш?е ч?ем низкий. Получ?енны?е общие р?езультаты констатирующего этапа эксперимента были пом?ещ?ены в сводную таблицу (см. приложение 7). По которой можно сд?елать вывод о том, что большинство д?ет?ей им?еют ср?едний уров?ень полорол?евого воспитания.  При оц?енк?е выполн?ения заданий мы пользовались крит?ериями, которы?е опр?ед?еляют полорол?ево?е воспитани?е д?ет?ей старш?его дошкольного возраста.

     
     
     
     
     
2.3.Описани?е формирующ?его этапа эксп?ерим?ента
     Нами были проведены мероприятия с детьми, целью которых было повышение уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи формирующего эксперимента:
     1.Развитие представлений детей о своей половой роли.
     2.Развиватие полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
     3.Развивать умение детей отличать свой пол ль другого.
     Критерии отбора в экспериментальную группу.
     В эксперементальную группу вошли дети с низким уровнем полоролевого воспитания и осознания свой половой принадлежности.
     Организация мероприятий.
     Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2016 г. 
     Занятия проводились индивидуально и группами. Мероприятия проводились 3 раза в неделю в понедельник, среду и пятницу. Всего 5 занятий , длительностью от 20 до 40 минут в зависимости от желания и эмоционального настроя детей. 
     За основу были  взяты дидактические игры, следующих авторов:
      А.М. Щ?етинина [14], О.И. Иванова [20]. 
     При разработке комплекса мероприятий был проведен отбор дидактических игр для детей старшей возрастной группы с учетом их возрастных и умственных возможностей ребенка. 
     На формирующем  этапе эксперимента нами были  проведены игры, которые развивают уровень представлений о половой роли, полоролевом поведении. Они имеют следующие названия:
     - Чем похожи наши папы? Чем похожи наши мамы? (см.приложение 8).
     -Наши отношения
     (см приложение 9).
     - Знакомство
     (см приложение 10).
      - Мн?е в т?еб?е нравится…
     (см прилож?ени?е 11).
     -Кто, что носит?
     (см приложение 12).
     Правила проведения занятия. Существенно повышает эффективность мероприятий добровольное участие детей, увлеченность игрой, которой можно легко добиться, так как ребенок легко поддается воспитателю и к новым эмоциям. Ребенок имеет право отказаться от участия или продолжения игры, но в последующем присоединиться вновь. По проведению игр записываются результаты е проведения. Фиксируется поведение и результат по каждому ребенку, который проходил игру.
     Формирующий этап эксперимента показал то, что именно в дидактической игре лучше всего происходит  понимание ребенком своей половой принадлежности, так как именно в игре ребенок раскрывается эмоционально и ему интересно узнать что же будет дальше в игре. В данном этапе эксперимента после проведения 5 мероприятий мы увидели, что дети стали более активными в общении,их представления о полоролевом поведении стало более понятным для них самих. Они стали  с легкостью выполнять роли мальчиков и девочек в игре. 

     






2.4. Р?езультаты контрольного этапа эксп?ерим?ента

     Во время контрольного этапа эксперимента, целью которого было проверить эффективность системы мероприятий по развитию полоролевого воспитания, нами были повторно проведены методики констатирующего этапа эксперимента и получены следующие результаты. 
     Методи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44