VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Подвижные игры как средство развития ловкости и быстроты детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006568
Тема: Подвижные игры как средство развития ловкости и быстроты детей старшего дошкольного возраста
Содержание
5





1







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕРЕДАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОРЕНБУГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                      

                                                       Факультет: дошкольного и                                                                                    

                                                   начального образования

                                                                      Кафедра: педагогики дошкольного       

                                                       и начального образования







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИРОВАННАЯ РАБОТА



Подвижные игры как средство развития ловкости и быстроты детей старшего дошкольного возраста

специальность 44.03.01

Квалификация:









                                                               студентка 4 курса

                                                                                 заочного отделения ПиМДО                                                                                                                                                                                       

                                                                             Емец Татьяна Петровна    

                                                                           научный руководитель -

                                                                             кандидат педагогических

                                                        наук, доцент

                                                              Михайлова Н.В.





Допущена к защите: ______________________

Зав. кафедрой:

______________ / Литвиненко Н.В./



Оренбург - 2016.



Содержание



Введение …………………………………………………………………………… 3 - 5

Глава 1. Теоретическое обоснование подвижных игр, как средство развития ловкости и быстроты детей старшего дошкольного возраста»

1.1. Исторический обзор подвижных игр. ……………………………………….6 - 12

1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста....................................................................................................................13 - 22

1.3. Подвижные игры, как средство развития физических качеств: быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста………………………………..23- 37

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по использованию подвижной игры в развитии физических качеств (быстроты и ловкости).

2.1.Диагностика и методики по выявлению физических качеств …………….38 - 43

2.2. Анализ результатов первичной диагностики (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………………..44 - 52

2.3. Опытно – экспериментальная работа по развитию физических качеств старших дошкольников по средством подвижных игр (формирующий этап)………………………………………………………………………………53 - 59

2.4.Результаты диагностики развития быстроты и ловкости (контрольный этап)……………………………………………………………………….............60 - 63

Заключение………………………………………………………………………64 - 65

Литература……………………………………………………………………….66 - 69

Приложение……………………………………………………………………....70 - 81







Введение.

Проблемы дошкольного образования, состояния здоровья детей дошкольного возраста, поиск  наиболее оптимизированных путей развития и становления молодого поколения до сих пор являются важнейшими и наиболее остро стоящими перед нашем современным обществом.

Мы понимаем, что среди многих факторов (социально - экономических,  демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое развитие занимает важное место [ 14].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического развития в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста [14, 15]. Мы согласны с мнением Г.Лесковой и Н. Ноткиной, что основным показателем эффективности физического развития, является уровень сформированности двигательных качеств, таких, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др.

На наш взгляд актуальность проблемы развития физических качеств в дошкольном возрасте диктуется ещё и тем, что дошкольный период является одним из наиболее серьезных периодов жизни любого человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, которые обеспечивают его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Мы согласны с автором, что именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спору, воспитываются личностные, морально - волевые и поведенческие качества. К тому же старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития быстроты,  ловкости, так как по данным исследователей, наиболее оптимальным возрастом для развития быстроты является возраст от 5 до 6 лет, а ловкости - 7 лет [26].

На наш взгляд, наиболее эффективно физические качества дошкольников развиваются и совершенствуются в подвижной игре, потому что игра является  основным смыслом жизни ребенка. Игра в жизни детей играет настолько колоссальную роль, что переоценить её значение невозможно. Непосредственно в играх и через них реализуется физический потенциал ребенка, раскрывается его духовный мир. По мнению Э.Я.Степаненковой, подвижные игры являются ведущим методом формирования физической культуры дошкольников. Большой вклад в разработку содержания, организации методики подвижных игр внесли П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, А.И. Быкова, Э.Я. Степаненкова и др.; современные подходы к подвижной игре отражены в работах  Е.А. Сагайдачной, Т.С.Яковлевой,  М.А. Руновой и др.

Анализ специальной литературы показывает недостаточную изученность особенностей развития двигательных качеств периоды детства ?23?, а также недостаточную теоретическую и методическую разработанность подходов к развитию физических качеств детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр, как ведущего метода формирования физической культуры дошкольников.

Таким образом, практическая значимость проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте».

Цель исследования: теоретическое обоснование данной проблемы в теории и практике дошкольного образовательного учреждения и практически проверить эффективность использования педагогических условий по развитию данных физических качеств.

Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.

Предмет исследования: влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости старших дошкольников.

Гипотеза исследования: использование подвижных игр как средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

если развивать мотивацию детей на развитие данных физических качеств во всех видах физкультурной деятельности в ДОУ;

при  оптимальной организации физкультурно – игровой деятельности;

если повысить профессионально - методическую подготовку воспитателей, ДОУ;

Для достижения цели были поставлены задачи:

изучить психолого - педагогическую литературу по данной проблеме;

охарактеризовать психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста;

определить роль подвижных игр в развитии быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста;

опытно - экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий на развитие данных физических качеств старших дошкольников.

Структура дипломной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения; заключения; список литературы и приложения.

База исследования: опытно – экспериментальная работа проводима в  МБДОУ «Детский  сад  общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №4», г. Оренбурга.                                                                                      .

Глава 1. Теоретическое обоснование подвижных игр, как средства развития быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста.

1.1.  Исторических обзор подвижных игр.



Корнями подвижные игры уходят в глубокую древность. Хроника возникновения игр позволяет нам понять их воспитательное значение. Мы обратили внимание, что многие виды устного народного творчества подкрепляют предположение ученых о том, что начало подвижных игр заложены в доисторическом обществе, к сожалению сведений об этом практически не осталось.

Рассмотренные нами этнографические данные говорят, что уже в родовом обществе у всех народностей, включая даже наиболее примитивные (кубу, ведда, тасманийцы) существовали игры, о чём свидетельствует специальное понятие в их языке. У древних австралийцев одной из главных форм физического развития были игры, метание бумеранга, палки, игры в мяч и борьба. В процессе игр подрастающего поколение тренировали в применении охотничьего оружия. У индейцев Америки необычайно сильно были развиты двигательные игры, насчитывающие десятки видов. Такие игры были особенно распространены среди земледельческих племён, так как при обработке Земли человек остро ощущал роль коллективного опыта, помощи, систематического общения, поэтому в физическом воспитании на первый план выдвинулись не единичные  упражнения типа метаний, а коллективные подвижные игры. У детей африканских племен широкое распространение при обучении получили военные игры с метанием дротиков и затупленных стрел. Среди народов Сибири и Крайнего Севера были популярны игры, способствующие развитию физических качеств, необходимых охотнику (фехтование копьём, подбрасывание на шкуре, гонки на байдарках, на лыжах, состязания по метанию). Эти упражнения выполняли  и женщины ?24?.

Таким образом, мы согласны с мнением Е.А. Покровского, который считает, что игра была неотменным спутником человека с древних времен. Благодаря игре можно увидеть сходство и огромное многообразие культуры разных народов. Справедливо, на наш взгляд, и мнение Н.С. Воловик о том, что название древних игр не развлекательное, а практическое. Действиями игры люди пытались набраться опыта,чтобы обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть своеобразный магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее намечается на будущее. 
Также мы хотим отметить, что игры всех племен родового общества носили явно подготовительный характер (готовили детей к деятельности, необходимой для выживания в данном племени, чтобы они могли принять участие в труде взрослых), были направленыне только на развитие физических качеств, но и на воспитание  таких качеств как стойкость и воля. На содержание игр не могли не оказать влияние географическая среда и природные условия, а также образ жизни народа. В период первобытного общества игры входили в магические церемонии, имитировали трудовые и военные действия через них осуществлялась передача опыта. Основное место занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Потребности общества в отношении овладения и употребления необходимыми навыками детьми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой, принципиальной разницы [24, 23].

Теперь мы понимаем почему проведя глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры, Д.Б. Эльконин, отметил, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития и культуры»? 9?.

В период распада родового общества содержание физического воспитания претерпевает значительные изменения, в частности подвергается заметной военизации, а в тех обществах, где интенсивно шёл процесс расслоения на классы физическое воспитание всё больше начинает подчиняться религии, что сказывается и на содержании подвижных игр ?26?.

В ходе социально - исторического развития человечества игра начинает  приобретать всё большее значение для формирования личности ребёнка.

Изучая педагогическую литературу мы обратили внимание на то, что  истинного расцвета педагогическая мысль и практика приобрела античные времена в Древней Греции и Риме. В Древней Греции рассвет физической культуры приходится на V -VI век до н.э., особенно подчеркивались две системы воспитания: спартанские и афинские.

Спартанское воспитание, это прерогатива сыновей рабовладельцев: детей с 7  до 15 лет вне семьи обучали счету, чтению, письму и очень много времени отдавалось военно - физической подготовке; с 15 до 20 лет юноши получали музыкальное воспитание, параллельно велась усиленная физическая и военная подготовка (особое внимание уделялось умению метко стрелять и кратко отвечать); к 20 годам молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Такая система воспитания применялась и для девушек: домоводство, уход за детьми, музицирование, специальная система военно - физических упражнений (бег, прыжки, борьба, бросание диска, метание копья).

Афинская система воспитания была только для мальчиков: с 7 лет дети в платных и частных школах занимались музыкой, пением, декламацией; с 12 - 16 лет в школе палестра занимались гимнастикой и пятиборьем; 16 - 18 лет в гимназии постигали философию, литературу, политику; с 8 - 20 лет дети поступали в эфибию (самый высокий уровень образования), продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно походили курс профессиональной военной подготовки.

Средние века - эпоха абсолютного превосходства церкви. В данный период   появилось деление игр «достойные» и «не достойные», исходя не из влияния этих упражнений на детей, а из сложившихся в обществе традиции. Расширение ремёсел и торговли в XIII  - XIV вв. привели к возникновению церковных школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование.

Интересы феодалов содержала рыцарская система воспитания. Сущность этой системы составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьём, фехтование, умение охотиться, игра в шахматы, стихосложение или игра на музыкальных инструментах. Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, даже умственного, ценились только сила и ловкость, а также умение ими распорядиться.

В период разложения феодализма и зарождения капиталистического строя (XV - XVI вв.) наблюдается бурный прогресс в науке и культуре, в том числе в физической культуре. Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил. Это была новая прогрессивная идея. В это время впервые в учебный план школы было введено физическое воспитание. Наибольшее время отводилось для игр и различных физических упражнений. Детей обучали фехтованию, плаванию, верховой езде, соблюдению правил гигиены.

А.Везалий (1514 - 1564) и Я.А.Коменский и другие, в своих взглядах выражали прогрессивные идеи в физическом воспитании. Они самые первые обратили внимание на влияние возрастных особенностей в развитии человека.

Я.А. Коменский в работе «Великая дидактика» пишет, что правильно подобранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость. Он указывал на ценности, которыми преобладают детские состязания.

В странах Востока и Азии центральная задача воспитания рассматривалась как воспитание ребёнка гражданином своей страны. Подвижные игры представляли собой - состязания и игры с мячом и палкой. В Персии и Китае использовались игры в конное поло.

В период Нового времени такие просветители как Ж.Ж.Руссо, И.Песталоции огромное значение в физическом развитие и воспитании  отводили играм, связанным с физической активностью. В этот же период в Германии, И.Х. Гутс - Мутс и Г. Фит подвергнув теоретическому анализу все физические упражнения, среди средств физического воспитания выделили игры. В шведской системе воспитания в целях дальнейшего совершенствования физического воспитания

П. Линг и Я. Линг, в школьный урок вводят подвижные игры. В Англии главными центрами развития спорта становятся учебные заведения, при которых появились кружки любителей бега, бокса, плавания, различных спортивных игр и начал формироваться спортивно - игровой метод физического развития ?24?.

Не обошло стороной наше внимание, что в отечественной истории педагогики отдавало должное подвижным играм.Уже в то время они рассматривались как основа физического развития. Во второй половине XIX в. появлились работы крупнейших педагогов Н.И. Пирогова, позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. в них отмечает принципиальное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребёнка.

Автор российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт выделял особое место подвижной игре. Он квалифицировал игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной деятельности у детей развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

П.Ф.Лесгафт показывал наличие в подвижной игре к цели. Форма игры должна непосредственно отвечать цели. Действия в игре должны обязательно соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, необходимо предварительно усваиваивать ребенком в повседневных систематических упражнениях.

Мы согласны с рекомендациями П.Ф. Лесгафта постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого важно создавать новые упражнения, условия, действия, то есть вводить варианты игр. Использование многообразных игровых вариантов предоставляет ребенку возможность повторять знакомые действия с повышенными требованиями, поддерживает сохранение у него интереса к игре.

П.Ф. Лесгафт трактовал подвижные игры как средство разностороннего развития личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он советовал применять игры, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию». П.Ф.Лесгафт утверждал, что систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учиться действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

Несомненно идеи П.Ф.Лесгафта успешно воплощались в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А.Аркиным).

В.В. Гориневский  трактовал подвижную игру как средство формирования личности ребёнка. Он придавал особое значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребёнок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребёнка.

Серьезные требования В.В.Гориневский выказывал воспитательной ценности сюжета игры,а также методике её проведения. Он требовал от воспитателя быть эмоциональным, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский придавал значение в воспитании выразительности и грациозности движений ребёнка в игре. Он считал рациональным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недобро, желательность детей друг другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы вызвать в них интерес к игре и эмоциональный настрой.

Е.А. Аркин считал подвижную игру необходимым средством развития ребёнка, основным рычагом дошкольного развития. Он подметил преимущества игры в её эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребёнка, доставляющей ему радость и удовлетворение.

Значительную роль в результативности игры Е.А.Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре ?10, 23?.

Итак, на основе анализа научно - методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:

Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.

Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.

Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).

Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.



1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.



Главной особенностью дошкольного возраста является то, что в данный возрастной этап происходит созревание организма, в связи, с чем он оказывает значительное влияние на дальнейший процесс онтогенеза человека. В данный этап характерны интенсивные обменные процессы и в то же время повышенная чувствительность  растущего организма к условиям окружающей среды.

Нервная система. В старшем дошкольном возрастном периоде преобразовываются функциональные возможности центральной нервной системы, основные дифференцировки нервных клеток. Нервной системе детей свойственна большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность, что способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков. При этом важное значение имеет с самого начала верно вырабатывать двигательные навыки у дошкольников, так как переправлять их очень трудно ?8?.

Опорно - двигательный аппарат. Развитие скелета, суставно - связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. Костная система дошкольников определяется неоконченностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), необходимо следить за правильной осанкой детей, предостеригая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Нельзя забывать, что повышенные нагрузки оказывают неблагоприятное воздействие на развитии скелета, влекут за собой искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данной возраста физические упражнения - бег, лазание, прыжки, - стимулируют рост костей, что  способствует их укреплению.

К концу дошкольного возраста скелет ребёнка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост.  В старшем дошкольном возрасте происходит стремительный рост ребёнка, ежегодные прибавки роста составляют 8 - 10 см. При этом наиболее быстро растут нижние конечности: отношение длины ног ко всему телу  шестилетнего ребёнка равно - 44,6 %.

Ноги и руки становятся не только более сильными, но значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.  В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания?13?.

Мышечная система развита у детей значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры  у ребенка дошкольного возраста составляет 20 - 22 % по отношению к массе тела. Мышцы ребёнка имеют волокнистую структуру, рост мышц в этом возрасте, главным образом, происходит в толщину. Скелетная мускулатура ребёнка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо, и не в состоянии выдерживать, большие физические напряжения. У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно, образование паховых грыж). Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако, мелкие мышцы спины развиты слабее. Относительно слаборазвиты мелкие мышцы кисти, поэтому у детей плохо развита точная координация движений пальцев, масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела прибавляется интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребёнка. Хотя к 5 годам и происходит значительное увеличение мышечной массы, возрастает сила и работоспособность мышц, но дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, необходимо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений ?12?.

За дошкольный период происходит выраженная трансформация деятельности  сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в связи с этим возрастают функциональные возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

В 5- 7 лет у ребёнка в организме увеличивается газообмен, тоесть повышается потребление кислорода из воздуха и соответственно - выделение углекислоты из организма, это способствет повышению жизнеспособуности и работоспособности.

Вес сердца в 6 - 7 лет составляет 92,3г, сердечно - сосудистая система ребёнка также  претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения, в связи с этим, увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца.

Артериальное давление в возрасте 7 лет колеблется: минимальное - 50 - 70 мм рт. ст., максимальное - от 80 до 110мм рт. ст. Вместе с тем повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижаются величины показателей сердечнососудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объемы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.

Можно отметить и возрастную перестройку и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания в 4 - 7 лет составляет - 22 - 26. С возрастом нарастает глубина дыхания, легочная вентиляция и потребление кислорода в 2 - 2,5 раза. Согласно этим даннымможно свидетельствовать о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна более экономная деятельность основных энергообеспечивающих систем - сердечно - сосудистой и дыхательной, которая определяется не только особенностями возрастного развития, но и повышением функциональных возможностей при занятиях физическими упражнениями. Повышение уровня морфологического и функционального развития основных систем организма обеспечивает и рост физической выносливости детей.

Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25 - 30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза, с 800 кгм до 2300 кгм. Физическая работоспособность детей с 4 до 7 лет при пробе степ - тест (восхождение на ступеньку) увеличивается почти в 2 раза ?13?.

Физическая работоспособность детей напрямую зависит и от особенностей физического развития. Различные по своей насыщенности двигательные режимы обеспечивают различный уровень и рост физической работоспособности детей.

Практика физических упражнений требует от организма значительного напряжения и согласованности действий всех основных систем, поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать индивидуальные особенности развития, соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строго дозировать физическую нагрузку (например, длительности занятий по физическому развитию, число повторений упражнений, их трудность и т.д.).

Особенности развития моторики в старшем дошкольном возрасте основанны на основе расширения и обогащения двигательного опыта,происходит совершенствование координации движения. На 6 - 7 году жизни совершается качественный  скачек в развитие движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнения упражнений для общего развития. Дети лучше отрабатывают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Более точно оцениваются пространственные размещение частей тела, предметов. Дети начинают находить ошибки совершения отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут уже различать содержание движения не только его основных элементов, но и деталей. Начинают постигать более тонкие движения в действии. Апперцепция движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Дошкольники начинают понимать красоту, грациозность движений. Дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений.  Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах. Ребёнок постепенно овладевает своими движениями, особенно мелкими движениями руки, учится управлять не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника ?2?.

Все эти изменения обусловлены не только созреванием мозговых структур и механизмов самих по себе, но и тем опытом деятельности, которые накапливает ребёнок, в том числе в процессе целенаправленного обучения.

Психическое развитие. В конце старшего дошкольного возраста игра продолжает оказывать свое влияние на детское развитие. Однако к концу дошкольного детства в 6 - 7 лет качественно меняются его содержания и формы. Игра все более глубоко отражает взаимоотношения взрослых, в ней возрастает доля инициативы ребёнка, она становится подлинно коллективной, приобретает вариативность и т.д. Дети в некоторых случаях начинают отдавать предпочтения играм с правилами, осваивают дидактические игры; интенсивно развивается режиссерская игра; возникают новые виды игр: игры - фантазирования и др.

В то же время к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные формы в более ранних возрастах не обладали такой значимостью). У детей зарождается бескорыстный «теоретический» интерес к новым знаниям и умениям - безотносительно к их практической полезности, складываются обобщенные формы познания. Это приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимание и др.), что, в свою очередь определяет новый уровень развития произвольного поведения ?9, 14?.

Все это сказывается и на психологических особенностях движения детей 6 - 7 лет. Успехи в развитии произвольности движений, которые наметились на предшествующей ступени дошкольного детства в виде тенденции, приобретают устойчивый характер.

Вместе с тем в данном возрасте специфически проявляется влияние игры на выполнение двигательных заданий, которые на разных возрастных этапах не является однородным. В ходе развитие ребёнка значение воображаемой ситуации в его играх уменьшается, тогда как роль правила, наоборот, возрастает. У старших дошкольников игры с правилами приобретают доминирующее значение, и выполнение действия по какому - либо правилу в ряде случаев становится игрой. (Это обстоятельство следует иметь в виду, в частности, при отборе подвижных игр на физкультурных занятиях) ?16?.

Знание особенностей морфофункционального развитие детей на каждом возрастом этапе позволит более эффективно использовать средство физического воспитания для совершенствования организма ребёнка и повышения его умственной и физической работоспособностей.

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря активности детей, выступающих в разных видах и формах, процесс воздействия среды на ребёнка превращается сложный двухсторонний процесс взаимодействия подрастающего человека с окружающей средой.

Кроме определившихся индивидуальных особенностей, на ребёнка оказывает большое влияние на его общее эмоциональное состояние в конкретный момент общения с взрослым.

Эмоциональная сфера ребёнка дошкольного детства, значима тем, что это время, когда эмоции преобладают над всеми другими сторонами жизни ребенка. Ребенок пребывает как бы в плену эмоций. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение контролировать свои эмоциональные реакции. Появляется новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные). Чем гордится ребёнок, чего он стыдится - решающую роль в этом играет окружающие, и в первую очередь родители, воспитатель, их отношение к ребенку, оценка его достижений.

Огромную роль в развитие дошкольника имеет память на движения, или моторная память. На её основе формируются навыки. Это и помогает людям успешно заниматься разными видами деятельности, например спортивной. Формируется основные физкультурные навыки: бег, прыжки, шаг, лазания, повороты и т.д.

Изучение формирование навыков у детей (К.И. Кислюк, Н.П. Голощекина) показала, что для малышей значительную роль играет показ, образец, которому 3 -4 летние дети охотно подражают.   С возрастом все большее значение приобретает словесная инструкция. Сначала она сочетается с показом движения, а затем упора на образец становится уже ненужный, лишь в результате многократных повторений остаются только нужные движения. А сначала ребенок  производит много лишних движений.

С развитием движений и осознаваемых действий ребёнка происходит развитие воли.

Накопленный 3 - 5 летним ребёнком опыт действия с разными вещами и его успехи в практической деятельности создают благоприятные условия для возникновения у него  чувства уверенности в своих силах, самостоятельности. Осознавая свои взрослые возможности, ребёнок начинает ставить себе все более смелые и разнообразные цели. Для их достижения он вынужден прилагать все большие усилия и выдерживать более длительные напряжение своих нервных и физических сил. Каждый новый успех упрочивает у ребенка гордое и радостное осознание своих возможностей. Это выражается в словах «Я САМ», «Я МОГУ», «Я ХОЧУ», «Я НЕ ХОЧУ», которые так часто говорит ребёнок этого возраста.

Дети - дошкольники обычны активны. Чтобы выполнить какое - либо поручение взрослых, ребёнку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующие его в данный момент дело. Это тренировка, развивающая волю ребёнка.

К 4 - 5 годам появляется способность преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребёнок уже может поступать обдумано. К 5 - 6 годам он осуществляет рече.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.