VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006887
Тема: Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

1.1.Психолого – педагогические основы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..6

1.2.Значение конструирования из природного материала………………………...13

1.3.Педагогические условия воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материла……….25

ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

2.1.Диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности самостоятельности у детей  старшего дошкольного возраста…………………………32

2.2.Методика воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала……………………...38

2.3.Динамика сформированности самостоятельности  у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..………………………...48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ















                                             ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Проблема воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях конструирования сегодня становится все более aктуальной. Это связано с тем, что изобрaзительная деятельность и, в чaстности, конструирование заключают в себе большие возможности для воспитания этого качества личности: структура занятий по конструирование от целеполагания, ориентировочной части до получения нaглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений. При этом сущность термина «самостоятельность детей в процессе конструирования из природного материала» может быть охарактеризована как интегральное качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к конструированию, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения  заданий.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. 

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. 

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д. 

Проблема самостоятельности у детей многоаспектно и исследовалась в работах ученых В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, И.Я Лернера, И.Я. Лернера

В.И. Логиновой, Н.Н. Подьякова, Л.Я. Пономарева, С.Л. Рубенштейна, В.А. Селиванова, А.И. Щербакова, Д.Б. и др.

В них даны разные трактовки исследуемого нами феномена. Кроме того, имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самостоятельности дошкольников и намечались этапы ее развития (Н.Г. Година,   Т.В.Гуськова, А.А. Люблинская, Л.А. Поребская); были выявлены некоторые условия воспитaния самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе конструирования (В.А. Аванесова, А.М. Леушина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова и др.),. 

В области изобразительной деятельности самостоятельность с дошкольниками изучали:Т.С.Комарова (рисование), Т.А. Парамонова (творческое - конструирование). Проблема развития самостоятельности на занятиях конструирования в методической литературе изучена недостаточно. Все вышеизложенное и определило тему нашей дипломной работы «педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала».

 Цель исследования: Теоретически обосновать экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.

	Объект исследовании: Процесс воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в конструировании. 

	Предмет исследования: Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.

	Новизна исследования состоит в том, что в работе обобщены педагогические условия воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте в процессе конструирования из природного материала.

	Гипотеза:Конструирование из природного материала способствует формированию самостоятельности  в дошкольном возрасте, если: 

- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;

- будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность и самостоятельность. 

	Задачи исследования: 

	1.Изучить психолого – педагогическую литературу и теоретически обосновать педагогические условия воспитание самостоятельности у детей старшего  дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.

	2.Изучить уровень самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала на практике.

	3.Разработать и реализовать методику воспитания самостоятельности у детей старшего  дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.

	 4.Проверить эффективность разработанной методики по воспитанию самостоятельности в процессе конструирования из природного материала.

	Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

	- анализ теоретических источников по теме исследования;

	- беседа с воспитателями;

	- анкетирование родителей;

	- наблюдение за детской деятельностью;

	Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «самостоятельность», особенности воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования в процессе конструирования из природного материала в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

	Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные конспекты занятий по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав теоретической и практической, заключения, списка литературы, приложения. Список использованной литературы включает 55 источников. Работа изложена на 60 страницах.















































ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРОРОДНОГО МАТЕРИАЛА





Психолога – педагогические основы  воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста



	В толковом словаре русского языка В.И. Даля мы находим Самостоятельность: работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи [22,с.315]. Попробуем более точно определить, что же по существу входит в понятие самостоятельная деятельность. Самостоятельность очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. 

На первый взгляд, самостоятельность – рядовое, хорошо известное качество человека: о нем говорят в жизни, и оно представлено в науке и практике образования. Однако сегодня это понятие наполняется новым содержанием, ему отводится иная роль в образовании и становлении человека, оно превращается в одно из фундаментальных качеств личности.

	Проблемы самостоятельности становятся одним из приоритетных направлений, поскольку и время наше требует большей активности, идущей от самого человека, и сама история развитии человека, его будущее во многом зависит от того, каким образом он решит для себя проблемы самостояния,а иначе – самостоятельности.

Проблемы самостоятельности – проблемы не новые. Жан Жак Руссо, И. Песталоцци в XVIII веке, К.Д. Ушинский и А. Дистервег в XIX веке развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания [57]. А. Дистервег прямо писал о том, что никого ничему нельзя научить, можно только помочь им чему-то научиться; что только организуя самодеятельность детей, помогая им самостоятельно добывать знания из предложенного материала, мы можем помогать в содействии в  их успешном воспитании. Немало об этом размышляли и отечественные педагоги. П.Ф. Лесгафт писал: «Без анализа и рассуждения, без поверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии заключать общих положений, не в состоянии составить общего образа; у него общих понятий нет, он знает, но не понимает» [66].

Самостоятельность необходимо рассматривать и воспитывать как универсальное качество личности. 

Существует множество различных направлений в исследовании активности и самостоятельности детей. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы воспитания схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. 

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. 

Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [3, c. 39].

Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать «сам». Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком. 

Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.

Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.

В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности [12, c.26].

По мнению  С. Теплюк истоки самостоятельности начинает проявляться в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берет начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью  взрослого, самостоятельные умения дошкольника закрепляются, и проявляются в разных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

Самостоятельность как универсальное качество человека проявляется в любом виде человеческой деятельности: труде, познании, спорте, общении, художественном творчестве, выборе профессии, и т. д.  Заглянем в главную педагогическую книгу «Педагогическая энциклопедия»: сaмостоятельность рассматривается как «одно из свойств личности» и «хaрaктеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств – знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям выполнения, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми». Такое понимание самостоятельности в настоящее время удовлетворить не может. Мы рассматриваем самостоятельность как инициативное и ответственное действие, доводимое до конца собственными силами; она возникает под влиянием целенаправленного социально-педагогического воздействия. Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия. Но инициатива может быть положительной или отрицательной для развития самой личности. Положительная инициатива соотносится с ответственностью. Испытание ответственностью корректирует содержание инициативы. Инициатива без ответственности ведет к произвольности поведения. Начатое по собственной инициативе, перспективно осознаваемое действие доводится до конца без посторонней помощи. Всякое прерывание собственной инициативы скорее можно назвать импульсами самостоятельности, но не проявлением самостоятельности как привычки, как развитой способности, как черты личности. Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению. 

Если сравнивать самостоятельность 5-6 летних детей, то видно, что у старших дошкольников  она проявляется иначе, ее природа и направленность иные, чем у 3-летних детей. У детей 5-6 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное в группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят. 

По утверждению психологов, мотивы проявления самостоятельности у дошкольников разного возраста различны. Дети старшего дошкольного возраста проявляя самостоятельность, используют ее как средство достижения частных целей. При этом они проявляют позицию максимализма самостоятельности: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. 

Занятия по конструированию интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы  и способов осуществления новых целей. Благодаря этому, создание  поделок обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.

Самостоятельность дошкольников в ручном труде, с учетом его специфики, рассматривается как качество личности, проявляющееся в интересе, умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения изобразительных и конструктивных заданий.

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:

- совокупность средств, знаний и умений;

- побуждение к действию.

Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной установкой.

Самостоятельность – не абстрактная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. 

         Такие педагоги как Т.Э. Токаева, Н.В. Полтавцева понимают под самостоятельностью:

–способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;

–способность обособлять свои позиции;

–способность к независимой реализации структурных блоков деятельности;

–планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других; 

– соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности.

Проанализировав научные работы ученых-педагогов, проведем анализ, который отражает различные взгляды на понятие «самостоятельность».

По мнению В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимова в условиях правильной организации детской деятельности, самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий и пр.) к самостоятельной с элементами поисковой деятельности и творчества. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у детей способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся умения и знания. [12]

Л.В. Жарова считает, что самостоятельность – это свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. 

Клаус Гюнтер со своей стороны, уделяет особое внимание психологической стороне вопроса: «воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии».

Д.Н. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубенштейном и др. была  раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечь дошкольника в творческий поиск .

Кроме того, психологи отмечают, что воспитатель не должен забывать о сенситивных периодах повышения чувствительности к определенным воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности.

В.А. Кудрявцев, Я.А. Пономарев в своих трудах уделяли особое место разработке теории поэтапного формирования умственных действий, обучение дошкольников приемам умственной деятельности, организация управления познавательной деятельностью ребенка, обоснована идея изучения творчества как механизма развития  личности.  М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н.Скаткина, И.Т. Огородникова, и др. считали, что самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития дошкольников.

Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» можно сделать вывод:

Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

В исследованиях Т.В. Гуськовой, Н.С. Ермак. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло [5, с. 82] 

Таким образом, мы можем сделать выводы, которые имеет значение для нашего исследования:

- самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, от посторонней поддержки взрослого;

- самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка;

- самостоятельность – единое качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективной направленностью.



Значение конструирования из природного материала



Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игр, украшения ёлки, подарка маме и т.д.).

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. 

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

- Техническое конструирование в котором  дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п., к нему относится конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

-  художественное конструирование – создаются образы, не только (и не столько) отображающие их структуру, сколько выражающее свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму например: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию необыкновенных эмоциональных образов», к ним относятся  конструирование из бумаги и из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

- умение создание замысла;

- исполнение замысла.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в продумывания и планирования процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.). Данные советских психологов показывают, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мысленно представить себе результат своих действий. В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому, представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей. В конструировании отображается окружающая действительность и поэтому, прежде чем строить какой-то предмет, ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки. Детский конструктивный замысел может формироваться на основе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного предмета или представления о нём, а также на уровне мышления. Когда дети воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура предмета и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру предмета, более или менее расчленённую на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (об этом свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотовой). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Характерной чертой детского конструктивного замысла является то, что в нём предусматриваются основные элементы постройки и способы их конструирования. В практической деятельности они уточняются и усовершенствуются. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. конструирование дошкольник ручной труд

Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. 

А.В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование - и придать ей познавательный характер. Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова,                                                                          Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях. На необходимости специального обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие исследования Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер,              Н.И. Непомнящей и др. 

Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.

Конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания  поделок  из природного материала у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия.

Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала. Качество и выразительность работы достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой, что развивает фантазию, творческое воображение и изобретательность.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста,

Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств. 

Е.И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей. Ведь действительно, природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов - форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыки восприятия.

В ряде научных трудов (А.И. Васильева, Н.К.  Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе,  таким образом,   педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.

Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44