VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Открытие Новой Зеландии полинезийцами. Великое путешествие с Гаваики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004543
Тема: Открытие Новой Зеландии полинезийцами. Великое путешествие с Гаваики
Содержание
Образовательное частное учреждение высшего образования

«Институт стран Востока»

Кафедра 

_____________________________________________________________

КУРСОВАЯ  РАБОТА

направление подготовки

___________________________________ (уровень бакалавриата)

(код и наименование направления подготовки)

На тему:	__________________________________________________________		__________________________________________________________		__________________________________________________________

По дисциплине:	____________________________________________________

			_____________________________________________________

Выполнил студент: _____курса__________________________________________

						(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

Руководитель работы 	________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

________________________________________________________

(должность, научное звание, степень)

                                                                               Оценка

_________________________________

«____» _______________ 201_ г.

_________________________

(подпись руководителя)



Оглавление

	Введение	3

	Глава I	

	Традиционная культура маори до начала активной европейской колонизации	

	1. Открытие Новой Зеландии полинезийцами. Великое путешествие с Гаваики	7

	2. Хозяйство	9

	3. Поселения	10

	4. Одежда и внешний вид	12

	5. Социальная организация	14

	6. Военное искусство	15

	7. Религиозные воззрения	16

	8.  Традиционные ремесла	18

	9. Традиционное исполнительское искусство	20

	10. Традиционные знания. Обучение у маори	20

	Глава II	

	Политика Новой Зеландии в области сохранения и популяризации традиционной культуры маори	

	1. Положение маори в концу XIX в. Упадок традиционной культуры	22

	2. Младомаорийское движение и начало возрождения традиционной культуры маори.	25

	3. Маоританга или «путь маори»	27

	4. «Маорийский ренессанс». 1960-е – первая половина 1970-х гг.	28

	5. Трибунал Вайтанги. Начало перехода от монокультурного общества к бикультурализму.	30

	6. Министерство культуры и наследия. Политика по поддержке традиционной культуры маори в 2000-е годы	33

	Заключение	37

	Список литературы:	39






Введение



Новая Зеландия (Аотеароа) – небольшое островное государство в юго-западной части Тихого океана. Оно расположено на двух крупных островах – Северном и Южном, разделенных двадцатикилометровым проливом Кука, и ряде мелких островов. Общая площадь территории – 268,8 тыс. кв. км.; численность населения – около 4, 8 млн человек [29].

 Новая Зеландия – единственная в Полинезии страна с умеренным климатом. Природный ландшафт отличается большим разнообразием. Более 75% территории занимают горы, покрытые снегами и ледниками, холмистые равнины, низменности и песчаные дюны. Потрясающая по красоте природа – одно из главных богатств страны. Здесь можно увидеть действующие и потухшие вулканы, гейзеры, стремительные горные реки и водопады, чистые озера и целебные минеральные источники. Парки и заповедники составляют  примерно треть от всей территории страны. В настоящее время действуют 14 национальных, 20 природных и три морских парка, а также две области под защитой программы ЮНЕСКО «Наследие мира» – это Национальный парк Тангариро на Северном острове и Те-Вайхипуона на Южном [12 с. 5–7]. 

Новая Зеландия входит в число развитых стран мира. Форма правления – парламентарная монархия.  Формально государство возглавляется английским монархом, который в соответствии с указаниями новозеландских министров назначает генерал-губернатора со сроком полномочий на пять лет. Власть его чисто символическая. По существу, управляет страной лидер победившей на парламентских выборах политической партии, который занимает пост премьер-министра и формирует правительство. Высший законодательный орган государства – парламент, который состоит из одной палаты представителей и переизбирается каждые три года. Новая Зеландия входит в состав Содружества [12, с. 5–7]. Административно-территориальное деление страны включает в себя 17 районов (region), 9 из которых расположены на Северном острове, 7 – на Южном и один – на Чатемском архипелаге.

В стране три государственных языка – английский, маори (Te Reo Maori, язык коренного населения) и новозеландский жестовый язык (NZSL).

Новая Зеландия – индустриально-аграрная страна. Самой эффективной отраслью является сельское хозяйство. Государство занимает первое место в мире в мире экспорту масла и молочного порошка, второе – по экспорту сыра. Также Новая Зеландия является крупнейшим, вторым после Австралии, производителем и экспортером шерсти.

Большую часть населения Новой Зеландии составляют европейцы  – 75 %. На втором месте находятся маори, коренные жители страны – 14,9%. Кроме того в стране проживают полинезийцы, выходцы с разных островов Океании (6,5%), незначительное число китайцев, индийцев и других народностей. Более 85% населения страны живут в городах, самыми крупными из которых являются Окленд, Веллингтон (столица) и Крайстчёрч [12, с. 5–7].

Согласно переписи 2013 г. численность маори составляет около 599 тыс. человек (каждый седьмой житель страны), из которых 51,8 % - женщины и 48,2% – мужчины. Средний возраст – около 24 лет. Большая часть маори проживает на территории Северного острова (86%), каждый четвертый – в районе Окленда (23,8%). Также крупные общины маори находятся  в регионе Ваикато (14%), Залива Пленти (11,5%) и Веллингтона (9,7%). На Южном острове проживают около 83,5 тыс. маори (по сравнению с 2006 г. их численность выросла на 14%). [21, p. 5–10]. 

Острова Новой Зеландии были открыты голландским мореплавателем Абелем Тасманом 13 декабря 1642 г. Свое нынешнее европейское название страна получила в честь одной из провинций Нидерландов – Зеландии. Вторично она была открыта капитаном Дж. Куком 9 октября 1769 г. во время его Первого кругосветного путешествия. Участники этого плавания оставили первые обстоятельные описания внешнего вида, образа жизни, материальной и духовной культуры коренного населения. Большое количество сведений о традиционной культуре маори оставили и участники Второго Плавания Дж. Кука (1772–1775), в первую очередь, немецкий просветитель и естествоиспытатель Г.Форстер, а также русские мореплаватели, участники  Первой русской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819–1821). Эти ранние описания, сделанные в доколониальный период Новой Зеландии, крайне важны, так как уже к середине XIX в. традиционный образ жизни маори кардинально изменился, а к началу XX_в. встал вопрос об их существовании как отдельного народа. Однако маори удалось не только выжить, но и добиться полного признания своих экономических и политических прав, сохранить свой язык, свою самобытную культуру.

Тема данной работы – «Политика Новой Зеландии  в области сохранения и популяризации традиционной культуры маори». Цель работы: проследить, как менялась государственная политика Новой Зеландии по отношению к традиционной культуре коренного населения. В задачи работы входит: охарактеризовать традиционную культуру маори и показать ее особенности по сравнению с другими народами Полинезии; выделить наиболее значимые составляющие культурного наследия маори, которые смогли стать основой их этнокультурной идентичности и позволили сохраниться как народу; показать, как борьба маори за свои права способствовала переходу новозеландского общества от политики монокультурализма к бикультурализму [20]. Представляется, что опыт современной государственной культурной политики Новой Зеландии в отношении коренного населения может быть значим для многонациональной России, особенно в области поддержки и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов.

В соответствии с поставленными задачами строится план работы. Первая глава посвящена характеристике традиционной культуры маори в доколониальный период (до вхождения Новой Зеландии в состав Британской империи в 1840 г.). Рассматриваются хозяйственная и повседневная жизнь маори, их социальная организация, религиозные и мифологические представления, традиционные ремесла и исполнительские искусства. Во второй главе  характеризуются основные этапы государственной политики Новой Зеландии в области сохранения и популяризации традиционной культуры маори (с начала XX в. до настоящего времени). Особое внимание уделяется роли Младомаорийского движения и его лидеров Апираны Нгаты и Те Ранги Хироа в сохранении маорийской культуры и языка, интерпретации понятия Маоританга, значению Трибунала Вайтанги (1975) и деятельности Министерства культуры и наследия Новой Зеландии (с 1999 г.).

В качестве источников использованы описания, посещавших Новую Зеландию мореплавателей, – Дж. Кука, Г.Форстера, Ф.Ф. Беллинсгаузена и И.М.Симонова. Для раскрытия темы послужили работы зарубежных исследователей – новозеландского этнографа и общественного деятеля Те Ранги Хироа (П.Бак), австралийского  археолога, специалиста по древней истории Тихоокеанского региона П. Беллвуда, новозеландского миссионера и педагога, знатока культуры маори Дж. Г. Лафтона, чешского этнографа и писателя М. Стингла, а также научные публикации отечественных исследователей – Н.А.Бутинова, В.М.Бахты, А.И.Блинова, К.В.Малаховского, Л.Г.Стефанчук, Г.И.Каневской и др. Также в качестве источников используются данные статистики, в том числе, результаты переписи населения в Новой Зеландии 2013 г., документы Министерства культуры и наследия Новой Зеландии и сведения об Институте маорийского искусства и ремесел, опубликованные на вебсайтах учреждений.

В работе не рассматриваются такие, без сомнения, важные вопросы, как правовая охрана традиционных знаний и культуры маори; опыт различных учреждений и организаций культуры Новой Зеландии по работе с коренным населением; отражение традиционной культуры маори в современном искусстве страны; формирование представлений о маори в вебсреде и др. Предполагается, что эти темы могут быть изучены в дальнейшем.





























Глава I

Традиционная культура маори до начала активной европейской колонизации



1. Открытие Новой Зеландии полинезийцами. Великое путешествие с Гаваики.

Согласно большинству маорийских преданий, Новая Зеландия была открыта благодаря полинезийцу по имени Купе,  и произошло это  примерно к середине X в. Купе решил убить большого осьминога (в другой версии – кальмара), мешавшего людям ловить рыбу. Предвидя  дальнее путешествие, Купе взял с собой жену, детей и команду из 60 человек. В погоне за осьминогом Купе заплыл далеко к югу от родного острова. Увидев вдали землю, окутанную туманом, жена Купе воскликнула: «Аотероа», – что значит «длинное белое облако». С тех пор маори называют Новую Зеландию – Аотероа. Возвратившись домой,  рыболов рассказал, что он открыл Землю, населенную одними птицами, и объяснил, как надо к ней плыть. По легендам, после Купе на Новой Зеландии побывало еще несколько групп его соплеменников, часть из которых осталась там жить (тангата-венуа – сухопутные жители). Через какое-то время  «в страну, открытую Купе», в поисках своих пропавших в океане внуков, отправился полинезиец Той. Он добрался до Новой Зеландии, высадился в районе полуострова Окленд (крайний север Северного острова), где теперь уже встретил много людей. И Той, и члены его команды приняли решение больше не покидать Новую Зеландию, выбрали себе жен среди более ранних поселенцев, положив начало смешанным племенам [16, с. 226].

В середине XIV в. произошло важнейшее событие в древней истории маори – «великое переселение» (хеке), сведения о котором передавались из поколения в поколение.   Межплеменные войны на старой родине Гаваики привели к тому, что многие семьи решили ее покинуть. От 7 до 10 больших лодок (вака, whaka) отправились по пути, впервые пройденному Купе, с определенным намерением колонизовать землю, лежащую к югу. Большинство путешественников пристало в заливе Пленти, на севере Северного острова. Один из вождей, увидев цветшие в то время местные деревья похутакава, покрытые алыми цветами, снял свой красный головной убор из перьев и бросил его в море со словами: «Цвет вождей Гаваики отброшен ради цвета новой земли, приветствующей нас» [16, с. 226]. Командиры лодок и их спутники поделили между собой землю на побережье и обосновались на некотором расстоянии друг от друга, чтобы избежать раздоров, вынудивших их покинуть родину. Из этих пунктов, как из центров, и пошло дальнейшее заселение Новой Зеландии. Новые колонисты назвали себя маори, что значит «нормальные», «естественные». Значительная их часть осела на Северном острове, где были более благоприятные климатические условия. Что касается старых жителей и потомков Тои, то они впоследствии были полностью ассимилированы [16, с. 227]. 

В настоящее время, на основе археологических и лингвистических исследований, большинство специалистов считают, что заселение Новой Зеландии, действительно, проходило несколькими волнами из Центральной Полинезии (острова Общества, Маркизские острова). Точнее определить прародину маори не удается, поскольку для этого региона характерна высокая степень культурного единства. Благодаря маорийским генеалогиям, исходя из расчета в среднем по 25 лет на одно поколение, ученые высчитали, что полинезийские колонисты, возглавляемые Тоем, прибыли на Северный остров в X - начале XI в., а основная часть на легендарных лодках – около 1350 г. Эти хронологические границы, в целом, подтверждаются и данными археологических раскопок [3, с. 422].

Легенды маори сохранили названия всех лодок, имена находившихся на них вождей, жрецов и кормчих. Один из таких отрывков приводит в книге «Мореплаватели солнечного восхода» Те Ранги Хироа: «Смотри, как «Таинуи», «Те Арава», «Матаатуа», «Курахаупо» и «Токомару» — Все плывут по огромному океану. Ствол дерева был выдолблен на Гавайки, И так была построена «Такитуму». Одну ночь провели на Рангипо, И на заре «Аотеа» отправилась в море. Вот челны Уенунку, Чьи имена отдаются в небесах. Разве можно забыть их славу, Если они вечно плывут в волнах нашей памяти!» [16, с. 227]. 

 Для духовной жизни маори ценность исторической родины Гаваики имела огромное значение, именно туда, согласно верованиям, отправлялись души умерших. Все племена маори ведут свое происхождение и называются в честь предков, прибывших из Гаваики на той или иной лодке в середине XIV в. Каждая из высадившихся на берег команд образовывала группу близкородственных племен. Они могли соперничать между собой, но объединялись перед угрозой выходцев из других первых каноэ вака. Родословная (вакапапа; whakapapa) для маори священна, и они знают, от какого каноэ предков ведет начало их род. Этот признак свойственен только маорийской картине мира и отличает ее от полинезийской [9, с. 146].

2. Хозяйство

Прибывшие из Центральной Полинезии колонисты оказались в необычной для них суровой  обстановке. Растительный мир Новой Зеландии был гораздо беднее, чем на оставленной родине, многие тропические культуры здесь просто не могли вызревать. Основным продуктом питания стал привезенный с собой батат, а из местных пищевых растений – папоротник–орляк. Также прижились на новой земле таро, ямс и тыква, но в отличие от Центральной Полинезии, они, как и батат,  давали  только один урожай в год. Подсечно-огневое земледелие играло главную роль в хозяйстве маори. Из записок первых путешественников известно, что площадь обрабатываемых и разделенных на прямоугольные участки земель при одном поселении могла достигать 280 га. Особенностью хозяйства маори стало устройство специальных погребов-хранилищ. Прямоугольные ямы, достигавшие до 10 м. в длину, иногда имели крышу, опиравшуюся на ряды стоек, с коньком и скатами, уходившими концами в землю. Крышу утепляли, засыпая толстым слоем грунта. В некоторых из таких погребов делались очаги для ежегодного окуривания против плесени. После окуривания из очагов выгребали  угли и золу и заполняли их глиной. Иногда в больших погребах сбоку устраивались маленькие закрома для хранения семенных клубней [3, с. 448]. Подобных хранилищ нет в Центральной Полинезии, где в них не было необходимости благодаря жаркому климату, позволявшему собирать многократный урожай. В силу своей хозяйственной значимости батат у маори считался священным растением. Его посадка и сбор сопровождались сложными обрядами и церемониями. В маорийский пантеон был «введен» новый бог, способствующий сбору урожая сладкого картофеля; изображения этого бога высекались из камня [16, 231]. 

Усовершенствовали маори и основное орудие обработки земли – копалку (ко): к ней прикрепляли подножку для упора ноги, а рукоятку начали покрывать резьбой. Другими важными орудиями труда были топор (четырехгранный базальтовый или нефритовый клинок привязывали к резной деревянной рукоятке шнурком из кокосовых волокон или новозеландского льна), каменные сверла, резцы и пр. При помощи этих  нехитрых инструментов маори обрабатывали дерево и камень, строили хижины, лодки, наносили тончайшую резьбу [5, с. 690]. Так, немецкий естествоиспытатель, участник Второй кругосветной экспедиции Дж. Кука, писал: «Все инструменты, которые они при себе имели, снабжены необычайно тонкой резьбой и вообще изготовлены с большим старанием. Они продали нам топор, лезвие которого сделано из тончайшего зеленого нефрита, а рукоятка украшена ажурной, чрезвычайно искусной резьбой» [17, с. 110]. 

Единственным домашним животным маори были новозеландские собаки (кури). Они были похожи на лисицу и не умели лаять. Собаками дорожили, их мясо употребляли в пищу, а шкуры использовали для изготовления теплой одежды. К настоящему времени этот вид собак полностью вымер.

Большим подспорьем в хозяйстве маори служила охота, в особенности на птиц, которыми изобиловали леса Новой Зеландии. Корыта с водой для приманки, резной силок, копье из заостренной кости для метания в птиц, голубятни — все эти местные изобретения для ловли и приручения птиц неизвестны в других частях Полинезии. Богатые рыбой и моллюсками реки, озера, рифы и море также стали источниками продовольствия и с лихвой возместили отсутствие культурных съедобных растений, которые не могли прижиться в условиях более холодного климата [16, с. 231–232]. «Туземцы ловят рыбу неводом или на крючок с леской, - писал Дж. Кук в «Плавании на «Индевре», – но в большинстве случаев они предпочитают верши, сплетенные искусно и просто, причем к средней части прикрепляют приманку…, а затем вершу с грузилом  опускают на дно…Никогда она не бывает пуста, очень часто улов оказывается хорошим… Рыболовные крючки туземцы делают из дерева, кости и раковин» [7, с. 280–281].

Хозяйственными делами у маори, в основном, ведали женщины. В их обязанности входило разрыхление глыб земли на полях и их прополка, посадка бататов, сбор плодов, корней и моллюсков, охота на птиц при помощи ловушек, заготовка дров и воды, приготовление пищи в земляных печах, плетение циновок, изготовление украшений, одежды и пр. Работы, требовавшие большей физической силы и ловкости: вспашка земли, ловля рыбы сетями, охота на птиц при помощи копья, изготовление орудий труда, строительство жилищ, лодок и пр. – выполнялись мужчинами [5, с. 693–694].

3. Поселения

Маори жили в деревнях. Деревни, защищенные от нападения рвом, насыпями или высокой оградой, назывались па, незащищенные – каинга. Но даже те, кто жил в каинга, строили поблизости па, чтобы укрыться в них в случае нападения неприятеля. Как правило, па возводились на склонах гор или на скалах, куда было тяжело добраться неприятелю. В случае строительства на ровной местности, па укреплялись несколькими рядами оборонительных сооружений. Подобных фортификационных сооружений не было ни на одном из островов Океании. Описание одного из таких па на севере Северного острова содержится в «Первом путешествии Дж. Кука»: Крепость стоит на высоком мысу, близ входа в залив. В некоторых местах укрепление совершенно неприступно, в других очень трудно добраться до него. Более или менее уязвима лишь сторона, обращенная к узкой холмистой гряде. Здесь сооружение защищено двойным рвом, валом и двумя рядами кольев…Внешний ряд кольев расположен между двумя рвами, нависает над внутренним рвом, глубина которого от верха вала до дна 24 фута… Сразу же за внутренним частоколом расположена площадка.., на крепких столбах; с нее кидают дротики в нападающих… Помимо укреплений, описанных выше, поселение обнесено со стороны суши рядом крепких кольев, которые располагаются по склону холма… Взять селение можно, лишт преодолев все эти преграды…» [7, с. 216].

Внутри па находился комплекс жилых строений. Вследствие более холодного климата и обилия леса на Новой Зеландии маорийский дом отличался от всех остальных типов полинезийского жилища: его строили из крепких деревянных бревен. Он имел прямоугольный план, единственными световыми отверстиями служили обычно маленькая дверь и узкое окно в передней стене, всегда обращенной к востоку. Перед домом строился навес; двускатную крышу, как и во всей Полинезии, покрывали травой. Дом, особенно передний фасад, обычно украшался резьбой. На главном столбе дома всегда вырезалась человеческая фигура – изображение легендарного предка. На Южном острове зимние жилища для утепления часто до половины зарывали в землю и утепляли их соломой [5, с. 694–695]. 

Дома маори группировались около центральной площади марае, с одной ее стороны. На противоположной стороне стоял дом вождя и дом собраний. Внешнее и внутреннее убранство дома вождя описывает Ф.Ф.Беллинсгаузен, посетивший одно из па в районе залива Королевы Шарлотты (Южный остров): «Строение состояло из столбов, в три ряда поставленных; средние высотою в два роста человеческих и на каждом вырезано изображение человека и выкрашено красною краскою; на сих столбах и на боковых, которые несколько ниже плеча, положена перекладина и укреплена кровля, составленная из брусьев, покрытых листьями; на шесть футов от входа отгорожена передняя комната. Вся внутренность опрятно обтянута тонкими рогожами; на полу, где живущие обычно садятся или спят, также постлано несколько рогож. По стене вдоль домика повешены были пики.., жезл, начальнические знаки и разные человеческие изображения из дерева, выкрашенные красною краскою» [4, с. 293]. 

Как отмечает Те Раги Хироа, в укрепленных деревнях Новой Зеландии пришлось отступить от традиционной планировки поселений, принятой в Полинезии. Так, священная приподнятая платформа «аху» переместилась с открытой площадки марае в иное место, расположенное вне крепости. В уединенной роще жрец обычно воздвигал каменную колонну или деревянный столб и там, вместе с несколькими помощниками, испрашивал совета у своих богов. Число лиц, присутствовавших при этой церемонии, было очень ограничено; платформа «аху» сократилась до святилища, часто представлявшего собой простую скалу, за которой, однако, сохранялось древнее название «аху» в маорийской форме «ту-аху» [16, с. 235]. 

Площадка марае превратилась в деревне в место сборищ племени. Платформу «аху» заменил дом, покрытый резьбой, который служил для собраний и для приема гостей и называвшийся по имени какого-нибудь предка. Большие стенные столбы  в доме собраний вырезались в форме человеческих фигур, которым также присваивались имена предков. Площадка перед общественным домом в крупных деревнях  была центром общественной жизни. Там происходил прием посетителей, проводились все важные церемонии, воздавались последние торжественные почести мертвым. Обряды начинались на марае днем, а вечером они продолжались в доме племенных собраний. Марае играли и продолжают играть большую роль в жизни маори, являясь символом их культурной идентичности. «В Центральной и Восточной Полинезии после обращения населения в христианство марае были разрушены,  потому что они служили как для отправления культовых обрядов, так и для светских церемоний, – пишет Те Ранги Хироа, – В Новой Зеландии марае все еще являются центрами общественной жизни… Здесь собирается рассеявшееся племя, чтобы приветствовать гостей, оплакивать мертвых и обсуждать различные дела.  Пусть же марае продолжает существовать, ибо, как только они будут покинуты, маорийское племя потеряет свою индивидуальность» [16, с. 235] . 

4. Одежда и внешний вид

Одежда также отличала маори от других полинезийцев. Привезенная колонистами бумажная шелковица не прижилась в Новой Зеландии, да тапа и не годилась в условиях более холодного климата. Вместо нее маори стали употреблять ткань, сплетенную из дикого новозеландского льна. Стебли этого растения сначала трепали раковинами; получалось белое волокно, шедшее на изготовление разных видов одежды. Кроме передников и повязок вокруг пояса, характерных для всех полинезийцев, маори носили плащи и накидки, изготовлявшиеся из оболочки стеблей дикого льна, собачьих шкур и птичьих перьев. Европейские путешественники оставили большое количество сведений об одежде маори. Приведем описание Г. Форстера, сделанное во время посещения Северного острова: «Плащ сделан из четырехугольного куска ткани. Оба верхних конца его соединяются спереди на груди либо завязками, либо булавкой из кости, китового уса или зеленого камня. Примерно посередине плаща с внутренней стороны прикреплен пояс. Сделанный из травы, который можно обвязать вокруг тела, так что плащ плотно прилегает к бедрам, а нижний край свисает до колен, нередко и до икр…Некоторые плащи у них были сплошь подбиты собачьими шкурами.., которые не только придавали им внушительный вид, но и служили им добрую службу в холодную погоду» [17, с. 112–113]. Схожее описание одежды, но уже у жителей Южного острова, есть и Ф.Ф._Беллинсгаузена: «Жители залива Королевы Шарлотты покрывают тело, начиная из-под грудей до половины ляжек, куском белой ткани, которую перевязывают узким поясом; чрез плечо набрасывают кусок белой или красной ткани, весьма искусно сделанной, с темным вокруг узором, и нагрудях зашпиливают шпильками длиной в четыре или пять дюймов из зеленого базальта и костей… Сии шпильки весят на тонких веревочках, чтобы не потерялись. Когда прохладно, сверх того надевают мохнатую бурку наподобие черкесской» [4, с. 300].

Путевые заметки и зарисовки членов европейских и российских кругосветных экспедиций сделали почти хрестоматийным  живописный облик маори. «Волосы они, как принято здесь, завязывают в пучки на затылке, смазывают жиром и втыкают в них белые перья; сзади в пучок вставляются большие гребни из китовой кости, торчащие прямо вверх. У многих на лицах спиралеобразная татуировка, некоторые раскрашивают себя также красной охрой и маслом», – писал Г. Форстер [17, с. 113]. «Многие старики и некоторые туземцы среднего возраста метят или татуируют лицо черной краской, но мы видели нескольких человек с татуировкой на и других частях тела.., – отмечал Дж. Кук – Обычно на тело нанесены переплетенные спирали, причем рисунок очень тонкий и красивый. Туземцы настолько тщательно накалывают эти фигуры, что трудно найти какую-либо разницу между двумя половинами лица, когда все оно разрисовано… женщины вводят краску под кожу на губах» [7, с. 277]. Татуировка у маори, как и у других океанийских народов, свидетельствовала о социальном положении человека и имела ритуальное значение. Наиболее татуированным были лица у маорийских вождей и жрецов. Надо подчеркнуть, что в маорийском искусстве важное место отводилось орнаментам именно в виде завитков и спиралей, не имеющим параллелей во всей остальной Полинезии, что не могло отразиться на стиле татуировки [3, с. 441].

5. Социальная организация

Основной общественной единицей у маори было, и, в принципе, остается, племя – иви (iwi). Каждое племя занимало определенную, строго обособленную область, и связи с соседями были мало развиты. Более крупной, чем иви, общественной единицей был союз родственных племен – вака (whaka). Он включал в себя племена, ведшие свое происхождение от команды одной из 8 (10) лодок, прибывших на Аотероа с Гаваики в 1350 г. Несмотря на то, что некоторые племена, входившие в вака, достаточно редко контактировали между собой, факт родства между ними был всем хорошо известен. Члены вака нередко воевали между собой, но всегда объединялись перед угрозой нападения племен из других вака. Менее крупной, чем иви, являлась хапу (hapu). Хапу, как правило, составляли члены одного рода, ведшие происхождение от одного предка, они сообща решали вопросы самообороны, хозяйственной деятельности, внешних контактов. Обычно члены хапу жили вместе, занимая одну деревню. У них был свой дом собраний, украшенный резьбой. Подразделением хапу была ванау (whanay») – в нее входило несколько семей, связанных наиболее тесным родством. Ванау занимала обычно один или два соседних дома, ее члены работали и питались совместно [5, с. 697–698].

Племя считалось владельцем всех земель племенной территории; понятие личной собственности на землю у маори отсутствовало. Никто из членов племени, включая вождя, не имел права отчуждения земли. Во время войны различные хапу должны были  защищать территорию племени в любой местности. Вся окружающая деревню земля, включая и землю отдельных ванау, была в распоряжении хапу. Хапу считалась владельцем военной лодки, дома собраний, вершей для ловли  рыбы и др. Все крупные хозяйственные работы (обработка земли, строительство домов, каноэ) члены хапу делали сообща [5, с. 697–698]. 

Подобная социальная организация выработала у маори коллективное сознание (в противовес индивидуализму европейцев). Для маори крайне важны общность интересов и ценностей  своего племени, рода, а также чувство взаимопомощи между его членами.

В доколониальный период население маори делилось на две группы: свободных и рабов. Среди свободных выделялась родовая знать – арики (благородные, перворожденные). Арики возглавляли хапу, и из их числа выходили вожди племен. Никаких внешних форм почитания вождя у маори не существовало, и его власть была сильно ограничена решениями хапу. Вождь возглавлял военные действия, играл первую роль в различных церемониях, он должен был обладать хорошим ораторским искусством, знанием генеалогии и мифов [5, с. 699]. Говоря об особенностях торжественных речей, Те Ранги Хироа отмечал: «Чем больше речь расцвечена цитатами из мифов и древних преданий, тем больше она нравится маорийцам. Чтобы речь считалась полноценной, нужно умело вставлять в нее старинные песни и заклинания» [16, с. 221]. Власть вождя поддерживалась целой системой запретов (табу). После смерти наиболее выдающиеся вожди причислялись к сонму предков-покровителей. Существовал обычай мумифицировать татуированные головы вождей и прославленных воинов [3, с. 442].

Ниже ариков находился слой рангатира (младшие родственники арики), еще ниже – варе, зависимые от вождей и более влиятельных членов родовой общины.

Рабство в маорийском обществе было достаточно развито. Рабами становились исключительно военнопленные. По представлениям маори, пленник навсегда лишался той духовной силы (мана), которой от рождения был наделен каждый свободный человек. Поэтому участь пленников была печальной, особенно учитывая практиковавшийся у маори каннибализм, их жизнь не охранялась никакими запретами и ничего не стоила [5, с.699]. 

Значительную  роль в жизни маори играли жрецы, примыкавшие к социальному слою  ариков). Они обладали большим авторитетом, который подкреплялся страхом перед весьма суровыми наказаниями в случае нарушения многочисленных социально-религиозных запретов (табу). Жрецы выполняли также функции астрономов, врачевателей, хранителей легенд и преданий [5, с. 699--701].

6. Военное искусство

Все посещавшие Новую Зеландию путешественники отмечали воинственность маори и их храбрость в бою, а также постоянную вражду между племенами. «Где бы мы  ни высаживались, с кем бы ни говорили, – писал Дж Кук, – нам обычно говорили, что туземцы, недалеко живущие отсюда, их враги» [7, с. 279]. Наводил ужас на европейцев и достаточно широко практиковавшийся у маори каннибализм. «Я приказал, чтобы стоявшие на вахте имели ружья заряженные… Сия предосторожность нужна по известным коварным поступкам зеландцев, которые между собой в непристанной войне и едят мясо неприятелей», – вспоминал Ф.Ф.Беллинсгаузен [4, с. 287]. Главной причиной кровавых межплеменных столкновений была не нехватка территории, а стремление захватить женщин и пленников, которые превращались в рабов, а также использовались для жертвоприношений и различных ритуалов. Кроме того, побежденные часто были вынуждены платить дань победителям и сопровождать их на войну уже с другими племенами [5, с. 700]. Основными видами оружия у маори были копья (или пики). Они назывались куапу, в длину достигали 5,5 м. и применялись не только как наступательное, но и как оборонительное оружие. Особо опасными были копья с наконечниками в виде алебарды (таиаха). Путешественники отмечали необычайную ловкость, с которой маорийские воины обращались с таким громоздким оружием. «У нас, если исключить мушкеты, нет оружия, равного эти копьям», – писал Дж. Кук [7, с. 217]. Излюбленным ударным оружием маори были короткие палицы (патту) – не менее 13 разновидностей, каждая из которых имела свое название. Лопатообразные палицы, изготовленные из нефрита именовались мере, вырезанные из китовой кости и украшенные резьбой – котиате и вахаика. Резким ударом патту можно было мгновенно снести полголовы [3, с. 440]. Война пронизывала образ жизни маори, мальчики с детства обучались основам боевого искусства, из поколения в поколение передавались легенды о военных подвигах. Как уже отмечалось, постоянное ожидание нападения привело к появлению в Новой Зеландии не типичных для Полинезии хорошо укрепленных поселений. Военные каноэ маори, украшенные резьбой, не имеют аналогов в Океании. Воинственный дух нашел отражение и в неповторимых боевых танцах хака. 

7. Религиозные воззрения

Для маори, как и других полинезийцев, был характерен политеизм. В маорийских  космогонических  мифах последовательно рассказывается  о происхождении земли, богов и людей. Сначала был хаос, из которого родилась ночь. Из ночи По в сочетании со светом Ао образовалась супружеская пара небо и земля - Ранги и Папа. У них родилось более 70 детей, но так как Ранги и Папа крепко держали друг друга в объятиях и были плотно слиты между собой, дети находились между ними, в вечной темноте, и не могли вырваться на свободу. Тогда один из сыновей Тане решил разделить небо и землю. Убедившись в тщетности попыток поднять отца руками, Тане встал на голову и начал толкать Небо ногами. Деревья, дети Тане, как бы воспроизводят положение своего отца, ибо, по маорийскому мифу, они стоят вниз головой, с ногами, протянутыми к небу. После того, как Тане удалось поднять небо вверх, в образовавшееся между ними пространство хлынул свет. Слезы Ранги упали дождем на лоно Матери-Земли, а скорбь самой Папы от разлуки с Небом туманом поднялась вверх. Тане развесил по небу звезды, солнце и луну. Люди появились на Земле также благодаря Тане  и его союзу с  девушкой, сделанной из земли, в которую вдохнули жизнь боги. Многие дети Ранги и Папа стали бо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.