VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности уголовного расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000109
Тема: Особенности уголовного расследования преступлений совершенных несовершеннолетними
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

Кафедра Права и гуманитарных наук

Специальность 030501 Юриспруденция





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ





Руководитель
Старший преподаватель							В.И. Захарец



Исполнитель
Студент группы ЮПГ-10							В.А. Токарева




Усть-Илимск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
1. 	ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ........………………………………………………….........................................6
1.1. История развития уголовно-процессуальных правил производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 	6
1.2. Особенности проведения досудебного и судебного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних	15
2. ОСНОВНЫЕ ВЫЯСНЯЕМЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ	20
      2.1. Установление возраста несовершеннолетнего………………………………27
    2.2.  Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего......................................
3. ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  	44
    3.1.  Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних ...............................................................
    3.2.  Тактика проведения отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних………………………………………………………….. ..................52
    3.3. Особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних...................................................................................................................................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	66

ВВЕДЕНИЕ 
     Преступность несовершеннолетних в нашей стране на протяжении многих десятилетий является одной из серьезных проблем и является негативным фактором. Внушительные цифры только официально зафиксированных данных позволяют констатировать, что несовершеннолетние составляют наиболее криминально пораженную часть общества, занимают наивысшие показатели в структуре возрастных групп преступников не только в нашей стране, но и в мире.
     Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних – один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Нравственная картина общества определяется по его отношению к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. 
     В связи с этим представляют особую значимость вопросы предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних как наиболее «проблемной» стадии уголовного процесса. Вступление России в Совет Европы обязывает нашу страну привести российское законодательство в соответствие с принципами международного гуманитарного права и отражающими их универсальными международно-правовыми актами в частности, с Пекинскими правилами и диктует необходимость возрождения ювенальной юстиции. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» подчеркнуто, что судопроизводство по делам этой категории должно «максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, предупреждению совершения новых преступлений».
     
     Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Такие подростки физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они не только плохо учатся и оказывают сопротивление всяческим воспитательным воздействиям, но и характеризуются глубоким отчуждением от семьи, школы, влиянием асоциальных, криминогенных групп, серьезными социальными отклонениями: нарушают дисциплину в школе, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками, бродяжничают, пьют, нарушают законы.
     Актуальность данной работы обуславливается, что проблемы подростковой преступности находятся на стыке уголовного процесса и ряда других наук и дисциплин – уголовного права, криминалистики, криминологии, судебной экспертизы, общей, подростковой, социальной и судебной психологии, психиатрии, что предполагает комплексный подход в их решении.
     Цель квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
     Нормативной базой исследования явились Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы, уголовно – процессуальное законодательство России, уголовное, гражданское, семейное законодательство, постановления Пленумов Верховных Судов  Российской Федерации в части, относящейся к рассматриваемой проблематике.
     Теоретической основой исследования послужили труды в области уголовно-процессуального права, уголовного права и криминалистики, судебной экспертизы, общей, юридической и возрастной психологии, относящиеся к проблемам квалификационной работы.
     В работе решаются следующие задачи:
     1) Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.;
     2)  особенности досудебной и судебного следствия;
     3) Рассмотреть вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
     1.1.  История развития уголовно-процессуальных правил производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
     Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте, можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития исповедовало принцип гуманизма в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, путем поиска средств исправления несовершеннолетних правонарушителей, не связанных с применением мер уголовной репрессии. Так, вскоре после Октябрьской социалистической революции в Декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних».
     Основная идея декрета - исправление несовершеннолетних правонарушителей прежде всего мерами воспитательного характера - нашла свое воплощение при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Статьей 13 Руководящих начал 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние не достигшие 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры . Такие же меры применяются к лицам переходного возраста от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Несовершеннолетние того же возраста, «действующие с разумением», т. е. осознавая общественную опасность своих действий, могли быть подвергнуты мерам уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
     Но всеже очень сложно понять когда несовершеноолетний действовал с прямым умыслом, а когда без намерений совершить то или иное преступление.
     Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», повысил возрастную планку несовершеннолетних, дела о которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 летнего возраста. В соответствии со ст. 4 Декрета, комиссии имели право дела о правонарушениях лиц в возрасте 14-18 лет передавать в суд только в том случае, если меры медико-педагогического воздействия не оказали на них должного влияния.
     К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые комиссии могли применять к правонарушителям, несовершеннолетним подросткам. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в Инструкции, утвержденной в 1920 г. совместным постановлением народных комиссариатов просвещения, здравоохранения и юстиции. Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждении преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах перевоспитания, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
     Потому что влияние на несовершеннолтних преступников со стороны более взрослых преступников было велико, они могли влиять на них, на их еще не полностью сформировавшуюся личность. Поэтому для таких подростков нужны были другие меры воздействия.  
     Первые из них были созданы уже в 1918 г. Это были детские дома, приемники распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков. На созданный, в частности, в 1918 г. российский реформаторий (уникальное исправительное учреждение медико-педагогического характера) для юных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодежи к трудовой жизни, приобщение к честной жизни. Просуществовало это учреждение не долго всего 11 месяцев . Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации. Но все же его создание сыграло положительную роль во внедрении новых пенитенциарных идей для подростков.
     Аналогично складывались судьбы и у других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.). Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие в основном на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с детьми, запущенными с точки зрения педагогики и в общесоциальном плане. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы с несовершеннолетними подростками.
     Идеи создания таких учреждений были хороши, но без должной помощи со стороны государства они не могли существовать так долго как бы этого хотелось.
     В связи с создавшимся положением Третья сессия ВЦИК первого созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Д. И. Курский по этому поводу сказал: «Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, т. е. открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решен вполне благополучно». Конечно говорилось об этом много, но для продвижения этих идей ничего не делалось.
     Названный аргумент, к сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил причиной усиления уголовно-правовых репрессий (наказаний) в отношении лиц, не достигших 18 лет. УК РСФСР 1922 г. вновь понизил возрастную планку уголовной ответственности с 18 лет  до 16 лет. Для лиц не достигших 16 лет основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера и это было самое лучшее для них нежели более серьезное наказание. Уголовная ответственность к несовершеннолетним подросткам 14-16 лет применялась в исключительных случаях по постановлениям комиссий по делам несовершеннолетних и только тогда, когда меры воспитательного характера не оказывали на несовершеннолетнего правонарушителя надлежащего воздействия. Уголовная ответственнось к подросткам 14-16 лет применялась крайне редко.
     Основными началами 1924 г. были введены понятия «малолетний» и «несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основных начал указывалось, что к первым «малолетним»  применяются лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым к «несовершеннолетним», они подлежат применению тогда, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательные случаи привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, было отнесено к компетенции союзных республик. Однако УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически, в законе отсутствовали сами эти понятия. Поэтому невозможно было опредилить какой именно возраст относится к этим понятиям. В связи с этим уже позже появилось точное определение возраста к определениям малолетний и несовершеннолетний.  В ст. 12 УК (в ред. 1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту совершения преступления 12-летнего возраста, исходя из содержания которой можно было сделать вывод, что малолетние -это дети до 12 лет, а старше - несовершеннолетние. Практика, больше ориентированная на теорию права и здравый смысл, шла по пути признания малолетними и лиц, старше 12 лет. 
     В период с 1925 по 1931 г. большинство дел правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды предавалось около 10% дел. 
     Комиссии должны были передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних правонарушителях, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями, в связи с совершением не тяжкого преступления. 
     Следующий, отличающийся от предыдущих период в развитии уголовного законодательства о несовершеннолетних начался с принятия постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более четкой по сравнению с ранее принимавшимися нормативными актами разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой - резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна из них состояла в том, что к 1935 г. в стране в основном была ликвидирована беспризорность несовершеннолетних в том плане, в каком она существовала в 1917-1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течение двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т. е. находившихся вне родительского контроля, вне дома) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным Советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. 
     Крайне важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил декларативный характер и не был подкреплен практическими мерами по его обеспечению. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое еще в 1931 г., не содержало четкого перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений, но все же они хотели чтобы такие учреждения создавались. Более того, названным постановлением от 7 апреля 1935 г. комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних. 
     Одновременно был принят Закон от 7 апреля 1935 г., утвержденный тем же постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», который резко понизил возрастную планку уголовной ответственности за ряд наиболее распространенных среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет стали привлекаться к уголовной ответственности с применением всех мер уголовного наказания подростки при совершении таких преступлений как, совершившие кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
     Очевидная нечеткость законодательной трактовки всех понятий вызывала субъективизм при разрешении конкретных уголовных дел. Не понятной была и фраза «...с применением всех мер уголовного наказания», которая нередко толковалась как законодательное допущение всех видов наказания, в том числе смертной казни, в отношении малолетних детей достигших 12 лет.  Только при рассмотрении ст. 12 и 22 УК РСФСР 1926 г., в которые трансформировался Закон от 17 апреля 1935 г., позволяет сделать вывод, что исключительная мера наказания - расстрел, в соответствии с Законом, не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления, то оно могло применяться и к подросткам 12-летнего возраста. Поэтому фраза «...с применением всех мер уголовного наказания» перестала быть такой пугающей, так как расстрел не мог применяться к несовершеннолетним. 
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также и за действия, которые могли вызвать крушение поезда. Возраст, с которого устанавливалась уголовная ответственность несовершеннолетних за все остальные преступления, законодательно был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1942 г. - 14 лет. Президиум Верховного Совета СССР дал разъяснения также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в случаях совершения преступления умышленно, так и по неосторожности.
     В советской юридической литературе предпринимались попытки объяснить усиление мер уголовной репрессии по отношению к несовершеннолетним. Так, А. А. Пионтковский писал: «Установление уголовной ответственности за ряд преступлений, начиная с 12-летнего возраста, видимо, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что Советская власть предъявляет серьезные требования к своим подрастающим гражданам» В. С. Орлов считал, что такое решение было принято в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних. Без должного воздействия на подростков данной категории этот закон не имел никакого шанса на успех. 
     С такой оценкой Закона от 7 апреля 1935 г. вряд ли можно согласиться. Усиление мер уголовного принуждения без значительного улучшения всей воспитательной работы с подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт применения мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12-летнего возраста скорее всего повлияла господствующая в то время точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью. Да и экономика страны по прежнему не позволяла направить значительные средства на организацию специализированных детских воспитательных учреждений. Средств на создание организаций  не было, законы появлялись но должного эффекта это не производило. 
     Ошибочность принятого направления была очевидной для практических работников суда и прокуратуры. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания, связанные с краткосрочным лишением свободы. Это приводило к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь при отбывании наказания со взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, получали дополнительно отрицательное влияние и возвращались домой после отбытия наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до осуждения. После принятия Закона от 7 апреля 1935 г. было очевидно что не становится лучше, а только на оборот, в связи с этим были приняты меры в помощи суду и прокуратуре. Народный комиссариат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля 1936 г. циркуляр «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершенными подростками», в котором рекомендовал судам проявлять особую внимательность при определении наказания несовершеннолетним. «Лишение свободы к лицам этого возраста, - указывалось в циркуляре, - должно применяться с исключительной осторожностью, только в случаях совершения ими особо социально опасных преступлений и, главным образом, к рецидивистам, а также неоднократно бежавшим из детских учреждений». Это указание дало возможность судам более широко применять к несовершеннолетним меры наказания, не связанные с лишением свободы. В свою очередь прокуратура по возможности ограничивала привлечение к уголовной ответственности лиц достигших 12-14-летнего возраста. В связи с этим роста судимости среди несовершеннолетних не наблюдалось. Более того, к 1940 г. количество осужденных несовершеннолетних по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50 %. А это достаточно много, по сравнению с тем что было.
     Попытки смягчить чрезмерно жестокий закон путем принятия ведомственных циркуляров продолжались и в дальнейшем. Приказом Народного комиссариата юстиции СССР от 19 июня 1943 г. № 50 судам предлагалось уделять особое внимание рассмотрению уголовных дел на несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 15 лет, привлеченных к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления. Суды получили право прекращать уголовные дела перечисленных категорий за нецелесообразностью привлечения подростка к уголовной ответственности с передачей его на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением его в трудовую воспитательную колонию. Но закреплены они были на намного позже. Однако законодательно права суда на применение мер воспитательного характера к подросткам, виновным в совершении незначительных по степени общественной опасности преступлений, были закреплены лишь в Основах 1958 г. Одновременно был решен вопрос о возрасте уголовной ответственности. В ст. 10 Основ (ст. 10 УК РСФСР 1960 г.) указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Понижение возраста до 14 лет ограничивалось конкретным перечнем преступлений, данных в ч. 2 ст. 10 Основ (ч. 2 ст. 10 УК РСФСР 1960 г.). В нем были названы такие преступления, общественная опасность которых уже понятна лицам, достигшим 14 лет (убийство, разбой, кража и т. д.).
     И так, теперь лицам достигшим 12 лет не применялось уголовное наказание, все реже к подросткам 14 лет, и основной возраст уголовной ответственности стал с 16 лет. 
     Длительный период применения уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних показал, что в основном избранный путь в определении возраста уголовной ответственности, а также возможности применять меры воспитательного характера к тем подросткам, которые совершили преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способны исправиться без применения уголовного наказания, является правильным. Некоторые подростки после наказания в виде мер воспитательного характера, получали новую возможность стать лучше и пойти другим путем. В некоторых случаях этого хватало. Вместе с тем в нормотворческой деятельности законодателя не были использованы все средства, направленные на дальнейшую гуманизацию законодательства о несовершеннолетних. Творческая мысль законодателя, научных и практических работников направляется на поиски оптимального сочетания мер принуждения и воспитания, установление и устранение причин, порождающих преступность несовершеннолетних, оценки общественной опасности действий, за которые должны нести ответственность подростки. 
     При разработке УК РФ 1996 г. были учтены современные социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально позитивной, так и негативной, в частности более активное участие в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые становятся базой пополнения рядов преступников, и т. п.
     Ориентируясь на научные разработки ученых педагогов, психологов, юристов, законодатель счел возможным оставить те же возрастные границы - 14 и 16 лет, которые существовали и в прежнем Уголовном кодексе. Однако перечень преступлений, за которые несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет, значительно расширен. Это такие преступления как -убийство, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
     Анализ практики применения наказания за эти и другие преступления с 16 лет показал, что возрастные границы ответственности несовершеннолетних 14-18 лет нуждаются в дальнейшей дифференциации. Степень общественной опасности лиц младшего юношеского возраста значительно ниже, чем тех, кто совершает общественно опасное деяние в 17-18 лет. Основываясь на данных ученых психологов, педагогов, работников уголовно-исполнительной системы, работающих в воспитательных колониях для несовершеннолетних, об оптимальных сроках исправления несовершеннолетних, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. была введена дополнительная возрастная дифференциация - лиц до 18 лет.
     Для несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте 14-16 лет, установлен максимальный срок наказания в виде лишения свободы до шести лет. Для лиц 17-18 лет максимальный срок лишения свободы - 10 лет, независимо от максимальной санкции, предусмотренной конкретной статьей УК. На срок не свыше 10 лет осуждаются и лишаются свободы и те несовершеннолетние, которые в возрасте до 16 лет совершали особо тяжкие преступления (убийства - ч. 2 ст. 105 УК РФ), разбой (ч. 2 ст. 162 УК РФ) и др.
     Принятая возрастная дифференциация, несомненно, играет положительную роль в организации работы воспитательных колоний по исправлению несовершеннолетних, осужденных за преступления. Вместе с тем продолжаются научные исследования в области разработки комплекса мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. В разделе криминологии появился самостоятельный аспект исследования, так называемое ювенальное право, занимающееся вопросами детской и юношеской преступности. Снижение срока до 10 лет для несовершеннолетних это хорошо, так как в период не зрелости совершив преступление, несовершеннолетний 14-16 лет будет освобожден к более зрелому возрасту, и будет возможность не совершения ошибок дважды. 
     1.2. Особенности проведения досудебного и судебного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних 
     Статья 111 УПК РФ предусматривает, что во всех случаях, если преступление совершено несовершеннолетним, является обязательным досудебное следствие следователями органов внутренних дел. Но это не лишает органы дознания права возбудить уголовное дело. Полномочия органов дознания по преступлениям несовершеннолетних ограничиваются только неотложными следственными действиями, и если органом дознания будет установлено, что преступление совершено несовершеннолетним, он должен передать дело следователю.
     Досудебное следствие по делам о преступлениях совершенными несовершеннолетними производится с некоторыми ограничениями:
     1. Согласно ст. 439 УПК РФ, если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, в каждом случае должна быть выяснена возможность выделения дела о несовершеннолетнем в отдельное производство в стадии досудебного следствия с соблюдением требований ст. 26 УПК РФ о объединение и выделение дел;
     2. Задержание и взятие под стражу как мера пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, если это обусловлено тяжестью вчиненного преступления, при наличии оснований и в порядке, который установлен статьями 106, 148, 150 и 155 УПК РФ.
     Другими словами, несовершеннолетнего подозреваемого можно задержать только в случае совершения им преступления средней тяжести и особо тяжкого преступления.
     Согласно ст. 106 УПК РФ, орган дознания вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а согласно ст. 155 УПК РФ при решении вопроса о взятии под стражу эта мера пресечения применяется к несовершеннолетнему в делах о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.
     3. При производстве дел о преступлениях несовершеннолетних присутствие защитника (при допросе) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в возрасте до 18 лет является обязательным.
     Защитник участвует в деле с момента предъявления обвинения, а если несовершеннолетнего задержан до предъявления обвинения - с момента объявления протокола о задержании или постановления о применении меры пресечения, но не позднее двадцати четырех часов с момента задержания. Нарушение требований ст. 45 УПК РФ о допуске в дело защитника является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, а поэтому при таких нарушениях уголовное дело может быть возвращено на дополнительное расследование.
     4. Предъявления несовершеннолетнему обвинения и его допрос предусмотрено главой 12 и ст. 438 УПК РФ их проводит следователь, в производстве которого находится уголовное дело. Орган дознания в отношении несовершеннолетнего не имеет права выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого. 
Несовершеннолетний обвиняемый вызывается к следователю, прокурору или в суд, как правило, через его родителей или других законных представителей. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, если это обусловливается обстоятельствами дела. Если несовершеннолетний находится под стражей, он вызывается через администрацию места предварительного заключения (ст. 437 УПК РФ).
     Для обеспечения права несовершеннолетнего на защиту ч. 2 ст. 438 УПК РФ предусмотрено, что если несовершеннолетний не достиг 16 лет или если он признан умственно отсталым, при предъявлении ему обвинения и его допросе по усмотрению следователя, прокурора, по ходатайству защитника могут присутствовать педагог или врач, родители или другие законные представители несовершеннолетнего, если один из родителей признан законным представителем.
     Следует иметь в виду, что их присутствие при предъявлении обвинения не является обязательным. Вопрос об этих лицах решает следователь или прокурор с учетом того, будет ли способствовать участие получению от обвиняемого полных и правдивых показаний.
     Допрос лиц, не достигших совершеннолетия, должно осуществляться в судебном заседании в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Каждый из участников судебного разбирательства должен учитывать психологические особенности формирования показаний детей и подростков.
     5. При наличии оснований к несовершеннолетнему обвиняемому могут применяться меры, предусмотренные ст. 149 УПК РФ.
     Наличие достаточных оснований для применения меры пресечения должен решаться в каждом конкретном случае следователем, прокурором или судьей. При этом принимаются во внимание и обстоятельства, предусмотренные ст. 150 УПК РФ: наличие или отсутствие постоянного места жительства, данные о возможности несовершеннолетнего склонить свидетелей или потерпевших к даче ложных показаний, поддерживать связь с антиобщественными, преступными элементами, а также совершить новое преступление.
К несовершеннолетнему обвиняемому могут быть применены и другие меры. Например, отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей или администрации детского учреждения. При применении этих мероприятий следователь должен убедиться, что родители или лица, их заменяющие, один из них, администрация детского учреждения смогут обеспечить надлежащее поведение и явку несовершеннолетнего к следователю, прокурору и в суд.
     При этом передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих (опекуну, попечителю) возможно по их ходатайству или по инициативе следователя или прокурора, обязательно с их согласия, если имеется достаточная информация о должном поведении этих лиц, их состояние здоровья, нравственное состояние и возможность обеспечить надлежащее поведение
При нарушении этого обязательства до родителей, опекунов и попечителей может быть применено денежное взыскание в размере до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан в порядке, предусмотренном статьями 153 и 436 УПК РФ.
     6. Предъявление материалов дела для ознакомления несовершеннолетнему обвиняемому по окончании предварительного следствия производится по правилам, предусмотренным статями 218-222 УПК РФ, с обязательным участием защитника.
При объявлении несовершеннолетнему обвиняемому об окончании следствия и предъявлении ему материалов дела с разрешения следователя может присутствовать его законный представитель.
     7. Порядок закрытия уголовных дел в отношении несовершеннолетних, которые не достигли возраста, с которого возможна уголовная ответственность и которые достигли такого возраста, но к ним возможно применение других мер воспитательного характера, регулируется нормами УПК РФ.
Например, если несовершеннолетний не достиг одиннадцати лет и совершил общественно опасное деяние, то в соответствии с п. 5 ст. 6 УПК РФ он не может нести ответственност.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%