VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности самостоятельной работы в колледже

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007729
Тема: Особенности самостоятельной работы в колледже
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................

        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА............



        6

1.1 Определение понятия самостоятельная работа.................................

        6

1.2 Виды самостоятельной работы.............................................................

      10

1.3 Особенности самостоятельной работы в колледже............................

      19

ГЛАВА 2 ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА.........................................................................................





      24

2.1Анализ программы дисциплины  «Основы предпринимательской деятельности »



      24

2.2 Возможности организации самостоятельной работы при изучении дисциплины  «Основы предпринимательской деятельности» 



      34

ГЛАВА 3 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ....................................



      40

3.1 Роль рабочей тетради в организации самостоятельной работы студентов......................................................................................................



      40

3.2 Структура рабочей тетради «Основы предпринимательской деятельности»

      44

3.3 Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов посредством рабочей тетради...................................................

     

      50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................

      55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................

      57

ПРИЛОЖЕНИЕ ...........................................................................................

      59










ВВЕДЕНИЕ



Организация самостоятельной работы обучающихся выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но прежде всего с современным пониманием образования, как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в  «образование длиною в жизнь» . Учение становится составной частью бытия человека, его личным и общественным благом. 

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения обучающимися способами самостоятельного поиска и активного усвоения знаний.

В концепции  Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, ставит студента перед необходимостью самостоятельно  «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат.

В последнее десятилетие особое значение приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это – всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-хрестоматии, учебники-вопросники и рабочие тетради. 

Одним из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы.

Объект исследования: самостоятельная работа студентов колледжа.

Предмет исследования: рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов в колледже.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы разработать рабочую тетрадь для организации самостоятельной работы студентов колледжа по дисциплине  «Основы предпринимательской деятельности ».

С учетом поставленной цели, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

рассмотреть понятие и виды самостоятельной  работы;

выявить особенности организации самостоятельной работы в колледже;

проанализировать программу дисциплины  «Основы предпринимательской деятельности» и возможности организации самостоятельной работы при ее изучении;

разработать рабочую тетрадь по дисциплине  «Основы предпринимательской деятельности » и методические рекомендации по ее использованию.

В своей работе будем руководствоваться методами исследования: наблюдение, изучение педагогического опыта, анализ, обобщения, сравнения.

База исследования: Исследование проводилось на базе Белинского филиала ГАОУ ПО  «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства».

Практическая значимость работы заключается в разработке рабочей  тетради, которая, являясь составляющей учебно-методического комплекса дисциплины  «Основы предпринимательской деятельности», позволит усовершенствовать  процесс организации самостоятельной работы  студентов и повысить его эффективность.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. 










ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА



1.1 Определение понятия самостоятельная работа



В настоящее время задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда профессионала, в формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Студенты должны приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов самостоятельной работы. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. В связи с этим необходимо еще в стенах учебного заведения приучить будущих специалистов к самостоятельной работе. 

Самостоятельная работа постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Задачи  среднего образования в ходе подготовки специалистов усложняются год от года. В этом контексте очевидно особое значение организации самостоятельной познавательной деятельности будущих специалистов ? как аудиторной, так и внеаудиторной. Не вызывает сомнений, что процесс самостоятельного постижения студентами учебного материала придает личностный смысл получаемому образованию, мобилизует творческие силы обучающихся, актуализирует внутренние познавательные мотивы учения, способствует развитию навыков самообразования, будит стремление к саморазвитию, способность к рефлексии.

Понятие  «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе и используется авторами в разных значениях. В связи с тем, что объем выпускной квалификационной работы ограничен, приведем лишь некоторые из них.

С.И. Архангельский понятие  «самостоятельная работа» трактует, как  «самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач» [ ]. 

А.Г. Молибог подразумевает под этим термином деятельность, складывающую из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ [ ]. 

Как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя самостоятельную работу рассматривает Р.А. Низамов [ ].

В.И. Богданов говорит о том, что самостоятельная работа ? это  «часть учебного процесса, которую студент проводит без непосредственного участия преподавателя, сам ее планирует и выполняет» [12, С.34 ]. 

К.К. Гомоюнов рассматривает самостоятельную работу обучающихся как планируемую работу студентов, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [ ]. 

Существуют и другие трактовки этого понятия. Организация самостоятельной работы в профессиональном образовании рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобретать полезную информацию (Б.Г. Иоганзен) [ ]. 

Рядом авторов самостоятельная работа понимается также как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис) [ ]. 

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой ? как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Наиболее полно термин  «самостоятельная работа» раскрыт П.И. Пидкасистым и М.Г. Гаруновым [ ]. П.И. Пидкасистый, считает, что  «самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе». 

С одной стороны, по мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой ? форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний [ ].

М.Г. Гарунов под самостоятельной работой понимает  «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства» [ ].

В некоторых вещах их мнения сходятся. Так, например, М.Г. Гарунов и П.И. Пидкасистый, считают, что самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики [ ]:

она формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;

вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;

является важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; 

является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обучающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения.

	Таким образом, опираясь на рассмотренные нами источники, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа рассматривается, прежде всего, как вид деятельности, направленный на достижение определенных учебных целей. Следует также отметить и то, что самостоятельная работа студентов формирует навыки самообразования и самоорганизации, которые необходимы для достижения высокого уровня профессиональной квалификации. Начиная вдумываться, размышлять, задаваться все более  «тонкими» вопросами, студент как бы  «впитывает», переводит в структуры внутреннего плана содержание проблемных контактов с другими людьми. Вовлекая студента в процессы постановки целей предстоящей самостоятельной работы, формулируемые на основе исходных учебных проблем, обращая его внимание на корректные пути ее осуществления и совместно с ним оценивая ее итоги, преподаватель активно способствует накоплению студентом необходимого опыта самостоятельной деятельности.



1.2 Виды самостоятельной работы



Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. В учебном процессе колледжа выделяют два вида самостоятельной работы [ ]:  

	аудиторная;

	внеаудиторная.

	Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо  понимание учебного материала и творческое его восприятие. Но реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на механическое запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Преподаватели должны уделять внимание проблеме восприятия лекции студентами. На занятиях любого типа преподаватель может ставить творческие и проблемные задачи перед студентом, определять конкретные рабочие ситуации и контролировать и направлять самостоятельное решение.

	Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по  заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

	Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

	Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются [ ]:

	для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

	для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка мультимедиа сообщений (докладов) к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.;

	для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

	Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

	В самостоятельных работах обучающий сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей. Для выполнения самостоятельной работы учащиеся должны приложить определенные усилия, выражая в той или иной форме результаты своих действий. Без самостоятельной работы невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока, как при изучении нового материала, так и его закреплении. В теории и практике так же распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ : 

	по дидактическим целям;

	по уровню самостоятельности учащихся;

	по степени индивидуализации;

	по источнику и методу приобретения знаний;

	по форме выполнения;

	по месту выполнения.

	Самостоятельные работы по дидактическому направлению можно разделить на: обучающие и контролирующие.

	Обучающие самостоятельные работы, их смысл заключается в самостоятельном выполнении студентами данных преподавателем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого учащегося к работе на уроке. При выполнении данного вида работ обучающиеся сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Преподаватель же составляет схему дальнейшего объяснения материала. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у обучающихся. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового материала, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания обучающихся еще не прочны. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся при объяснении нового материала или сразу после объяснения, то - необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания обучающимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. Контролирующие самостоятельные работы рассмотрим несколько позднее.

	Теперь перейдем к рассмотрению классификации работ по степени самостоятельности.

	В зависимости от уровня подготовки обучающихся им можно предложить:

	самостоятельные работы по образцу;

	реконструктивно-вариативные работы;

	частично-поисковые работы (эвристические);

	исследовательские самостоятельные работы.

	При выполнении работ по образцу обучающиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, направленной на овладение основными знаниями. При этом, предлагаемые задания выполняются по образцам и алгоритмам, представленными преподавателем или описанными в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, так как способствуют созданию условий для перехода обучающихся к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности.

	Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Отличаются от предыдущего типа работ тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности. Еще более высокий уровень самостоятельности обучающиеся проявляют при выполнении частично-поисковых (эвристических) работ, требующих переноса знаний и умений в необычные, проблемные ситуации. Высшая же степень самостоятельности проявляется при выполнении исследовательских самостоятельных работ. Здесь, используя накопленные знания и умения при выполнении предыдущих типов самостоятельных работ, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.

	С точки зрения классификации по степени индивидуализации самостоятельная работа может быть:

	фронтальной - обучающиеся выполняют одно в то же задание;

	групповой - для её выполнения задания обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-5 чел.);

	парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;

	индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание.

	Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

	цель и план работы студент определяет с помощью преподавателя;

цель обучающийся определяет с помощью преподавателя, а план самостоятельно;

цель  и план обучающийся определяет самостоятельно, но задание даёт преподаватель;

без помощи преподавателя обучающийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё преподаватель должен начинать подготовку студентов к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, обучающийся получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Обучающийся работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов. Индивидуальная форма предполагает деятельность учащегося по выполнению общих для всей группы заданий без контакта с одногруппниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от преподавателя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности обучающихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных студентов. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие обучающиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием. В этом случае преподаватель должен выступать консультантом, направляя ход мышления слабо успевающего учащегося. Для организации большей самостоятельности студентов используется индивидуализированная форма обучения. Сейчас все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы. В практике обычно используется до четырех вариантов разноуровневых заданий. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый студент выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.

Однако при реализации любого из рассмотренных подходов приходится преодолевать определенные трудности, связанные как с проверкой большого числа вариантов самостоятельной работы, так и с организацией обсуждения результатов ее выполнения. Решению поставленных проблем способствует использование самостоятельных работ, в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая обучающимся.

Основу такой работы составляют одни и те же задания, варьируется только система указаний для групп обучающихся с различным уровнем подготовленности.

Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенными являются:

работа с книгой;

практические работы;

подготовка докладов и рефератов и др.

По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения - классные и домашние.

Успешному выполнению обучающимися самостоятельной работы способствуют четкие указания преподавателя о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе текстом, выполнению практических работ, написанию докладов и рефератов. Нельзя при этом пускать на самотек процесс формирования письменной и устной речи обучающихся. Следует систематически при выполнении как устных, так и письменных работ, приучать полно, ясно, аргументировано излагать свои мысли.

Содержание, форма, продолжительность самостоятельной работы, должны отвечать поставленным целям урока. Она может занимать как несколько минут, а может длиться и весь урок.

Практический опыт показывает, что: 

систематически проводимая самостоятельная работа  при правильной ее организации способствует получению обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний;

организация выполнения обучающимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления;

при тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ обучающиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с обучающимися таких групп, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала и других видов работ творческого характера.

Так же самостоятельную работу принято делить на учебную, научную и социальную. Все эти виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Безусловно, центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность.

Самостоятельная учебная работа представлена такими формами учебного процесса, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, экскурсии, подготовка к ним. Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу и т. д. 

Научная самостоятельная работа студента заключается в его участии в работе кружков, в научных конференциях разного уровня, а также в написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных работ) работ. Положительное значение научной работы проявляется в ряде обстоятельств:

будущие специалисты участвуют в процессе добывания новых знаний;

приобретаемые знания становятся прочными и целенаправленными;

студенты видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность;

приобретаются начальные навыки в научном исследовании. 

В ходе научной работы студент овладевает приемами теоретического мышления. Выполнение исследования начинается с формулирования темы, разработки плана, подбора и изучения литературы, подготовки приборов, оборудования, а также сбора и обработки материала. Самое важное в исследовании наступает после получения нового материала: его осмысливание, сравнение с ранее известными данными, анализ и синтез, изложение результатов, передача их обществу (доклад, сообщение, опубликование, изготовление прибора и т. д.).

Организационно такая работа протекает по-разному:

индивидуально под руководством преподавателя (научного руководителя);

в рамках научного студенческого кружка;

в сотрудничестве с преподавателями.

Тема может иметь чисто учебное значение (курсовая работа), быть ценной в научном и практическом отношении (выпускные квалификационные (дипломные) работы, технологические проекты и др.). Важным является умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.

Учебная и научная работа имеет в основном образовательное назначение, формирует интеллектуальные качества будущего специалиста.

Навыки работы в коллективе студент приобретает, как правило, через участие в общественной жизни колледжа. Конкретная социальная работа студента может иметь разный масштаб (в рамках группы, курса, колледжа, общественной или спортивной организации), но она всегда прививает ему некоторые общественные качества, необходимые во взаимоотношениях между сокурсниками, будущими коллегами. Это в первую очередь такие качества, как терпимость, настойчивость, умение убеждать, требовательность, сочувствие и т. п.

Таким образом, самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. 

Самостоятельная работа осуществляется на лекциях, групповых занятиях, в часы самостоятельной подготовки.

На лекциях она проявляется: при осмыслении лекционного материала; во время кратких ответов на вопросы; при конспектировании лекции и т. д., 	На групповых занятиях самостоятельная работа проявляется: в ходе выступления с рефератами, докладами, сообщениями; при участии в дискуссиях; при ведении записи новой информации. 

В часы выполнения домашних заданий она проявляется: при чтении и доработки конспекта лекции; при конспектировании источников; при выполнении письменных работ и т.д.

Самостоятельную работу так же делят  на учебную, научную и социальную. Все виды самостоятельной работы направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.



1.3 Особенности самостоятельной работы в колледже



Активная самостоятельная работа студентов в колледже возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы, среди них можно выделить следующие:

	1) Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

	Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу. 

	2)Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

	3)Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ПК.

	4)Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и так далее.

	5)Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

	6)Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

	7)Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

	8)Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

	9)Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь ? уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы ? не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте. 

Как отмечает Г.А. Зборовский, самостоятельная работа является важным средством развития у студентов познавательных способностей [ ]. Студенты должны знать свои сильные и слабые стороны, чтобы смогли целенаправленно проводить работу над собой.

Самостоятельная работа студентов всегда подразумевает некую индивидуализацию, говоря об индивидуализации обучения, а, следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов, педагогу нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие ? коллективную. При выполнении самостоятельной работы студентов нужно также помогать студентам. 

Для успешности организации самостоятельной работы студентов необходимо придерживаться следующего:

аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для обучающихся, подготовленных лучше;

необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы студентов и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;

для успешности с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%