VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности детско-родительских отношений в семьях, переживающих кризисную ситуацию (кризис среднего возраста)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006384
Тема: Особенности детско-родительских отношений в семьях, переживающих кризисную ситуацию (кризис среднего возраста)
Содержание
Тема: Особенности детско-родительских отношений в семьях, переживающих кризисную ситуацию ( кризис среднего возраста).

Содержание



Введение	3

Глава 1. Теоретические и методологические основы проблемы развития детско-родительских отношений в семьях переживающих кризисную ситуацию	8

	1.1. Теоретические аспекты проблемы кризисной ситуации в семье	8

	1.2. Понятие и типы детско-родительских отношений. Развитие детско-родительских отношений в семьях, оказавшихся в кризисной ситуации	15

	1.3. Особенности социально-психологической  работы  с  кризисной  семьей	21

	Выводы по первой главе	27

Глава 2. Анализ изучаемой проблемы детско-родительских отношений в семьях в кризисных ситуациях в Семейном центре города Нижнего Тагила	29

	2.1. Программа исследования развития детско-родительских отношений в семьях в кризисных ситуациях	29

	2.2. Обработка и  интерпретация  результатов  эмпирического  исследования	37

	2.3. Анализа зависимости детско-родительских отношений от кризисной ситуации в семье	44

	Выводы по второй главе	52

Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий для  решения проблемы детско-родительских отношений в семьях, в которых родители переживают кризис среднего возраста	53

	Выводы по третьей главе	60

Заключение	61

	Список использованной литературы	63

Приложение	69



Введение



Актуальность проблемы взаимоотношений родителей и детей не вызывает сомнений даже у непросвещённых в данной области знаний людей. Подавляющее большинство ошибок семейно-воспитательной практики возникает как плод устаревших традиций, ошибочных взглядов и мнений. Совершенствования воспитательного процесса в семье можно достичь, если понять типичные ошибки, допускаемые родителями, выявить причины и условия их возникновения.                 

Отношения родителей с детьми как культурно-исторический феномен в своем развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе [20]. В последнее время у специалистов, работающих с семьями, тревогу и озабоченность вызывают
психологические проблемы отношения родителей и детей, а именно, сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми, снижение социального контроля и заботы о ребенке, увеличение количества разводов, возрастание числа неполных семей.

На сегодняшний день под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [13; с. 22]. 

В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Х.Джайнот, Д,Баумринд, А.Е.Личко, А.Я. Варга, А.А.Бодалев, В.В.Столин, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова). В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Баумринд, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Т.Хоментаускас, А.Я.Варга и др.). 

Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является стиль родительской дисциплины. К стилю родительской дисциплины относятся следующие характеристики: требования и запреты со стороны родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг. Традиционно исследования детско-родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная/реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н. Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом
и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. 

Немаловажным фактором в процессе формирования детско-родительских отношений может играть кризисная ситуация в семье. Проблематика кризиса индивидуальной жизни развивалась в основном в рамках профилактической психиатрии. В качестве синонимов термина «кризис» в психологической литературе употребляются понятия «критический период» (Т. Шибутани), «перелом», «переход» (Г. Шихи), «поворотный этап жизненного пути» (С. Л. Рубинштейн), «разрыв» (Л. С. Выготский), «критическая ситуация» (Ф. Е. Василюк).

Задача работников социальной службы (особенно в специализированных учреждениях) – приложить все усилия для разрешения кризиса.

Объект исследования – детско-родительское взаимодействия в семьях, проживающих кризисную ситуацию. 

Предмет исследования – связь особенностей детско-родительского взаимодействия с характером развития кризисной ситуации. 

Целью данного исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений  в семьях, переживающих кризисную ситуацию.  

Задачи исследования: 

1. Теоретический анализ психологического содержания семейного кризиса и взаимодействия ребенка со взрослыми. 

2. Разработка и апробация адекватных методик исследования особенностей детско-родительского взаимодействия. 

3. Исследование особенностей родительской позиции в детско-родительских отношениях. 

5. Выявление связи между особенностями детско-родительских отношений и уровнем кризисной ситуации в семье. в

Научная новизна: в работе впервые выделены и описаны виды детско-родительских отношений в неблагополучных семьях, переживающих кризис среднего возраста.

Гипотезы исследования: увеличение тревожности родителей, переживающих семейный кризис, приводит к дисгармоничному воспитанию.

Cтепень и уровень научной разработанности проблемы: в литературе описана достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, а также их следствий - формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Спиваковская А.С.). Исследований, касающихся личностных особенностей родителей и их влияние на характер родительского отношения в литературе практически нет.

Методологическая и теоретическая основа работы: теория М.И.Лисиной о развитии общения ребенка в онтогенезе; положение о том, что общение со взрослым определяет психическое развитие ребенка: образ себя как целостный аффективно–когнитивный комплекс является продуктом коммуникативной деятельности и носит регулирующий деятельность характер; содержание общения обуславливает характер отношений ребенка ко взрослому; в генезисе форм общения старшему дошкольному возрасту соответствует внеситуативо-личностная форма общения; исследования в области детско–родительских отношений (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, А.С.Спиваковская, А.Я.Варга, О.А.Карабанова). 

Методы исследования 

1. Стратегия наблюдения (включенное наблюдение, беседа, опрос). 

2. Констатирующая стратегия (анкетирование, опрос). 

3. Методы ранговой корреляции Спирмена и статистического анализа полученных данных с использованием статистического пакета Microsoft Exel. 

Методики исследования: 

1) личностная шкала проявление тревоги Тейлора. 

2) диагностика самооценки личности по С.А. Будасси. 

3) Опросник АСВ (анализ семейного взаимоотношения). 

4) Опросник удовлетворенности браком. 

5) опросник черт характера взрослого человека. 

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проанализирован широкий круг источников и вычленены рациональные условия взаимоотношения родителей и детей, оказывающих позитивное влияние на их личностное развитие.                                     

Практическая значимость работы: исследована группа семей, данные будут использованы в практической деятельности воспитателей: на их основе будут разработаны методические рекомендации для родителей.

   





Глава 1. Теоретические и методологические основы проблемы развития детско-родительских отношений в семьях переживающих кризисную ситуацию

1.1. Теоретические аспекты проблемы кризисной ситуации в семье



Понятие кризис происходит от греческого «kreses» – решение, поворотный пункт, исход. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «кризис» определяется как: «1) резкий, крутой перелом в чем-нибудь, 2) затруднительное, тяжелое положение» [27, с. 306]. 

Традиционно понятие «кризис» связано с психологией развития, в рамках которой кризис понимается как дискретный момент развития личности, как переходный период между возрастными этапами человеческой жизни [29, с. 4]. Такие кризисы принято считать нормативными, поскольку они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. 

Другое понимание кризиса возникло в клинической психологии, в рамках которой кризис характеризуется как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, опасных для здоровья или жизни человека. Такими препятствиями могут являться, например, катастрофические события, тяжелые заболевания и так далее. Характерным для кризисного переживания такого типа является наличие угрозы для жизни, психического или физического здоровья. 

В любом кризисе, связан ли он с процессами взросления и развития или возникает в острой катастрофической ситуации, человек сталкивается с сильными переживаниями. Наиболее острыми среди них выступают переживания невозможности: невозможность существовать прежним, известным человеку способом, невозможность реализовывать свои мотивы, стремления и ценности, невозможность преодолеть кризис способами, известными из прошлого опыта. Кризис разворачивается в пространстве самой жизни, затрагивая жизнь как целое, жизненный замысел. Трудность, сложность и невозможность прежнего способа существования подталкивают человека искать новые формы и способы видения мира и межличностных отношений. Преодоление кризиса всегда приводит к переходу на другой уровень психологического функционирования. 

В кризисной психологии наряду с понятием кризис часто употребляются такие понятия как стресс, фрустрация, конфликт, однако значение этих понятий не синонимично понятию кризис. По мнению Ф.Е. Василюка [6], каждому из них соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования и употребления этого понятия. 

Стресс затрагивает жизнедеятельность организма, прерывая здесь-и-теперь удовлетворение и нарушая витальность. Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. По мнению Г. Селье, любая жизненная ситуация вызывает стресс: положительная ситуация вызывает эустресс, негативная – дистресс. Р. Лазарусом было предложено понятие психологический стресс, которое включает не только ответ организма, но и оценку организмом внешней угрозы и защитные механизмы. 

Фрустрация – при переводе с английского буквально означает расстройство, уничтожение замыслов, мотивов. Это понятие рассматривается в контексте проблемы выносливости человека по отношению к его жизненным трудностям и этим оно приближается к понятию кризис [36, с. 407]. 

Семейные кризисы – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи: 

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования. 

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования. 

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов. Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи. Таким образом, понятия кризис, стресс, фрустрация, конфликт имеют разные категориальные пространства. Это не исключает, однако, возможности сочетания и взаимосвязи разных психических состояний [33, с. 9-10]. 

Для сущности природы личностных кризисов характерны следующие черты. 

1. Кризис – это, прежде, всего нарушение внутреннего равновесия (психического, душевного, эмоционального) или гомеостаза человека, возникшее в результате средовых воздействий. 

2. Любой кризис является поворотным пунктом в развитии личности. В зависимости от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь. 

3. Кризис не возникает сам по себе, он является следствием субъективного идеаторного и чувственного восприятия различного рода социальных, природных и экономических воздействий или ситуаций, нарушающих привычные жизненные стереотипы и создающих препятствие, вызывающих переживания или действия, когда человек не в состоянии самостоятельно их разрешить [26].

Таким образом, кризис понимается как поворотный пункт жизненного пути, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а новой еще не существует; как утрата убеждения, веры или человека, после чего необходимо учиться жить без утраченного; как ситуация эмоционального и умственного стресса, создающая препятствие на пути удовлетворения базовых потребностей и проблему, которую человек не может разрешить в короткое время и привычным способом, что приводит к ситуационно или внутренне обусловленной дезинтеграции личности, позитивного или негативного характера. 

Следует подчеркнуть, что в процессе жизни любой человек сталкивается с переживанием кризиса. Минимум это возрастные кризисы, кризисы межличностных отношений или семейные драмы. Среди событий, которые могут привести к кризису, исследователи выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, создание семьи, резкие изменения социального статуса и т. д. 

Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению основных потребностей...» [30, с. 28] и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить при помощи имеющихся в его опыте способов адаптации» [там же]. Таким образом, можно говорить о неизбежности переживания кризисов любым человеком как необходимом моменте жизни, процесса индивидуализации, социально-психологического процесса развития и становления личности и группы. По сути, кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. 

Как отмечает В. В. Козлов, кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии [17, с. 10]. Он определяет кризис как естественное (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой привычными ресурсами [там же, с. 8].

Если содержание понятия «кризис» нам уже известно, то понятие «ситуация» требует раскрытия. Основываясь на анализе проблемы личностно-ситуационного взаимодействия, Н. Г. Осухова предлагает дать следующее определение ситуации: ситуация – это отрезок жизненного пути, система объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни [30, с. 9]. 

Общепринятым стало представление, что поведение человека определяет не объективно существующая, а субъективно переживаемая ситуация, такая, какой она существует для него (Х. Хекхаузен). Т. Шибутани определил, что «поведение человека зависит не столько от объективного, сколько от субъективного аспекта ситуации, – от того, как сам человек определяет данную ситуацию» [51, с. 166-167].

Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы. Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. 

Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. 

Первый критический период наступает между 3-ми 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. 

Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа. 

Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления. Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения. 

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса: 

1. Обострение ситуативных противоречий в семье. 

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов. 

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе. 

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий. 

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. 

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом» [33, с. 7-10].

Как показывает практика, наиболее распространенными причинами кризисной ситуации чаще всего являются конфликты:

лично-семейные конфликты (развод, тяжелая болезнь, смерть близких, инвалидность ребенка, измена и т.д.);

связанные со спецификой профессиональной деятельности (межличностные конфликты с сослуживцами; служебные и межличностные конфликты, индивидуальные адаптационные трудности);

обусловленные состоянием здоровья (хронические соматические заболевания, физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности и т.п.), психические заболевания);

связанные с материально-бытовыми трудностями;

обусловленные антисоциальным поведением (боязнь позора в связи с антисоциальными поступками, происшествия, преступления и др.).

Таким образом, кризисная ситуация может поставить семью или ее членов в ситуацию выживания. Не видя выхода, человек может предпринять попытку уйти из жизни.



1.2. Понятие и типы детско-родительских отношений. Развитие детско-родительских отношений в семьях, оказавшихся в кризисной ситуации



Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Чрезвычайная значимость детско-родительских отношений в формировании личности ребенка привлекала внимание многих психологов самых различных школ и направлений [46, с. 89].

Одним из определяющих направлений в концепции детского развития стала теория психоанализа, в которой ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. Взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодействия с матерью (отцом) в детском возрасте - с другой, глубоко прослежена в концепции классического психоанализа З.Фрейда [25].

В рамках индивидуальной психологии А. Адлера рассматривается важность чувства безопасности в развитии ребенка. Особенно велика роль матери в обеспечении чувства безопасности и преодолении комплекса неполноценности [1].

Изучение проблемы детско-родительских отношений в гуманистическом направлении психологии представлено в работах К. Хорни и Э. Эриксона. По мнению К. Хорни, в процессе развития человека «базовая тревога» определяется отношениями ребенка и родителей - агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание его, очевидное предпочтение ему брата или сестры [52]. Э. Эриксон подчеркивал принципиальную роль доброжелательного общения матери с ребенком для его нормального развития и формированию «чувства доверия к внешнему миру» [25].

Особую популярность завоевала теория привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). В первоначальном варианте данной теории привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности. В современных исследованиях, выполненных в русле теории привязанности, происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. 

Помимо теории привязанности весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D. Baumrind, а также E. S. Schaefer. D. Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль. E. S. Schaefer, R. A. Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Данные теоретические модели остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения.

Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка. D. Baumrind в цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений D. Baumrind выделяет 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей: авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети; авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети; снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Автором выделено четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий и эмоциональная поддержка. Комплекс черт «компетентных» детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является
сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием [46, с. 89-90].

В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания: эмоциональное отвержение, гиперсоциализирующее воспитание, эгоцентрическое воспитание [8, с. 14-24].

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером [55]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая
гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения и повышенная моральная ответственность. Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Известны другие типологии родительского отношения. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитарное родительское отношение, «маленький неудачник», симбиотическое родительское отношение, симбиотически-авторитарное родительское отношение. Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания - изучение воспитательских родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неопгимапьная родительские позиции [11].

Вместе с тем, проблема детско-родительских отношений недостаточно изучена и экспериментально разработана в области общения родителей с детьми раннего возраста. В рамках деятельностного подхода Л.Н. Галигузовой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой [20; 42] установлено, что детско-родительские отношения оказывают влияние на формирование общения детей раннего возраста. Факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослыми и ведущий вид деятельности. Развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения, которые характеризуются содержанием коммуникативной потребности, мотивами, средствами общения и временем появления в онтогенезе [2; 23].

В процессе постоянного контакта с ребенком родители должны формировать социально приемлемые способы поведения, помогать регулировать взаимоотношения с окружающим миром и осваивать разнообразные приемы организации поведения [20 , 23].

Однако недостаточный уровень психологической грамотности родителей, их занятость и перенос собственного негативного опыта детско-родительских отношений на ребенка определяют важность активного привлечения семьи в образовательное пространство, включения родителей в психолого-педагогическую работу по оптимизации детско-родительских отношений. Психологи подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка [46, с. 90].

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [15, с. 22]. В литературе описана достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, а также их следствий - формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Спиваковская А.С.) [7; 44; 54]. Исследований, касающихся личностных особенностей родителей и их влияние на характер родительского отношения в литературе практически нет.

Таким образом, в межличностном взаимодействии предполагается активный обмен информацией между двумя субъектами. При этом само влияние личности может рассматриваться как атрибут личности, как ее атрибутивная характеристика. Это значит, что детско-родительские отношения между родителями и ребенком, но и взаимоотношения, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка. То есть «формирование» стиля семейного воспитания - это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечает и родитель, и ребенок [38, с. 24].

ость и желание как можно меньше общаться с ним.

Согласно методике АСВ можно выделить следующие деструктивные типы родительского воспитания:

1. Гиперпротекция (Г+).  

2. Гипопротекция (Г-)  

4. Игнорирование потребностей подростка (У-). 

5. Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+). 

6. Недостаточность обязанностей подростка (Т-). 

7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). 

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-).  

9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+).  

10. Минимальность санкций (С-).  

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). 

12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ).  

14. Воспитательная неуверенность родителей (ВН). 

15. Фобия утраты ребенка (ФУ).  

16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ)  

17. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК).  

18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).  

20. Предпочтение женских качеств (ПЖК). 

В ряде исследований (А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение [35, с. 32]. Были выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.

1. Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для своего ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь».

2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Такая установка провоцирует усиленную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений.

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного воспитания, описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский [15; 35; 49].

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

• родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений [48, с. 53].

Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм) [15, с. 246], причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга) [7, с. 143], характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия - антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком [45, с. 110].

Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя [12]. Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка: с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны - дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка [34, с. 6]. 

Итак, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [15; 16; 19; 49]. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами [49, с. 112]:

- характер эмоциональной связ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.