VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация занятий по ручной обработке древесины с учащимися техникумов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000480
Тема: Организация занятий по ручной обработке древесины с учащимися техникумов
Содержание
Введение
      Детская мебель как основной компонент комнаты ребенка способствует формированию личности у детей и помогает им гармонично развиваться. При выборе детской мебели  следует руководствоваться принципами безопасности, оригинальности и контрастности.
Конечно, детская мебель должна быть удобной, практичной, функциональной и крепкой. Но также при выборе мебели в детскую важно не забывать об оригинальности и верно выбрать нужную цветовую гамму.
      Детская мебель должна являться суммой безопасности, комфорта, функциональности, гармоничности и качества. Сегодняшние производители предлагают огромный выбор высококачественной, разнообразной и практичной мебели для детских комнат. Вместо того, чтобы тратиться на мебель, которая не будет использоваться постоянно, вы можете изготовить детский столик своими руками, за которым ребенок сможет рисовать, а чуть позже – учиться, читать и писать.

Выбор темы курсового проекта обусловлен тем обстоятельством, что столы – это наиболее распространенный предмет учебной мебели, а также тем, что данное изделие способствует развитию мышления  детей, и доступно в применении в детских садах  и т.д.








Глава 1 Особенности организации занятий  по ручной обработке древесины с учащимися  техникумов.

Главная цель организации занятий - обеспечить необходимый уровень технологической подготовки для осуществления профессиональной трудовой подготовки.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1. формирование у учеников профессиональных умений и навыков;
2. выработка у учеников сознательного отношения к труду;
3. осуществление связи обучения с техникой, технологией, знакомство учащихся с устройством электрических ручных инструментов ;
4. подготовку учащихся к творческой деятельности;
5. развития технического и образного мышления, пространственных представлений, наблюдательности, глазомера, измерительных навыков;
6. формирование художественного вкуса и элементов общей культуры.
1. Вводное занятие - ознакомить с программой, правилами поведения и организации учебной деятельности в мастерской.

2. Устройство ручных электрических инструментов - назначение и принципиальное устройство различных ручных электрических инструментов. Регулировка настройка инструментов. Ремонт и профилактические работы. Техника безопасности при работе с инструментами.

3. Технология обработки древесины - технологические методы, применяемые для быстрой и качественной обработки материалов. Практическая работа инструментами.

4. Заключительное занятие - подведение итогов. (тестовое задание по темам курса)

Памятка по правилам техники безопасности при ручной обработке древесины
Опасности в работе
1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.
2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.
До начала работы
1. Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.
2. Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.
Во время работы
1. Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.
3. Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
4. Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.
5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.
6. Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.
7. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.
8. Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.
9. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.
10. Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.
11. Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.
12. В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.
После окончания работы
1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.
2. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.
3. Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.
4. Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2—5 мм).
5. Приведите себя в порядок.
6. Выходите из мастерской только с разрешения учителя.


1.1. Методы и формы изучения технологии ручной обработки древесины в условиях мастерских техникумов
         При изучении раздела «Технология ручной обработки древесины» рекомендуется применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения:
     Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).
     Беседа.
     Самостоятельная работа учащихся с литературой.
     Телевидение, звукозапись.
     Наглядные методы обучения:
     Демонстрация наглядных пособий, применение информационных технологий.
     Показ трудовых приёмов.
     Самостоятельные наблюдения учащихся.
     Производственные экскурсии.
     Практические методы обучения:
     Упражнения по выполнению приёмов, операций.
     Самостоятельные работы.
     Тренажёры
     Лабораторно-практические работы
     Управление технологическими процессами.
     Рассмотрим особенности каждого из методов.
     В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приёмов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приёмы работы с инструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах.
     Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного материала. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например:
     что такое «пластичность»?
     какие линии используются при разметке сортового проката?
     какое оборудование необходимо для создания данного изделия?
     Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний.
     Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся ещё не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности.
     В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
     Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
     Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:
     информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
     организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
     позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
     стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
     позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
     В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:
     фронтальная,
     груповая,
     индивидуальная.
     Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать её этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.
     Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приёмов у других, поиску выхода из затруднений за счёт обмена опытом.
     Групповая форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе.
     Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учёбы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.
     
     Стимулирующий процесс обучения
     
     Изготовление материального продукта рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций.
     Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.
     Изготовление изделий из древесины производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие.
     Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями видения готового изделия для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.
     С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, оператора столярного производства, демонстратора готового изделия, что создаёт основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки.
     Главные требования к уроку технологии:
     1) чёткость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;
     2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т. д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т. е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор изделий из древесины и разработка технологического процесса их обработки;
     3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;
     4) организационная чёткость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.;
     5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока.
     Основной формой организации учебного процесса по курсу «Технология обработки ткани» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создаёт необходимые предпосылки для выполнения практических работ (табл. 1).
     В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объём технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части урока (50% содержания урока) они должны освоить рабочие приёмы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.
     Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.
     
     Таблица 1.
     1. Структура комбинированного урока
Содержание урока
Продолжительность, мин
Организационная часть:
подготовка к занятию;
контроль посещаемости;
сообщение темы и целей урока
5
Повторение пройденного материала:
опрос по изученной ранее теме;
подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам (по группам)
5
Изложение нового учебного материала:
объяснение теоретического материала;
демонстрация образцов для выполнения работы;
запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом;
закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте, объяснение последовательного выполнения практической работы
20
Выполнение практической работы:
текущий инструктаж по работе с инструментами;
выполнение практической работы по инструкционной карте
45
Подведение итогов:
мини-защита, выставление оценок;
анализ характерных ошибок и их причин
10
Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к следующему занятию
5
Итого
90
     
     Учитель должен чётко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов.
     Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, о работе на станках, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.
     Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков являются объяснение и рассказ.
     При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы, шаблоны деталей изделий, коллекция готовых поделок и изделий, учебники, а также зарисовки на классной доске.
     Рассказ используется для изложения материала по истории изделия, технологии его изготовления, прикладному искусству, индивидуальному стилю и т. д. Для иллюстрации рассказа используются плакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы, учебники, слайды.
     Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнении рефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса.
     К творческой деятельности можно отнести работу с журналами («Сделай сам», «Самоделки», «Поделки своими руками», «Лобзик» и т.д.), самостоятельную работу по сбору информации по истории изготавливаемого изделия, технологии изготовления, декоративно-прикладных работ, а также само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темами и объектами.
     В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приёмов, трудовых операций по изготовлению изделий из древесины, построению чертежей применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для них всех.
     В период разработки и выполнения творческих проектов применяется индивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся изготавливают различные виды изделий: поделки различного назначения, декоративно-прикладные работы, создающие уют в доме.
     Чёткое выполнение индивидуальных работ обеспечивает тетрадь «Творческий проект по технологии обработки древесины», которая даёт возможность для самостоятельной деятельности учащихся при необходимой консультации со стороны учителя, корректирующего и направляющего творческую работу в соответствии с эстетическими технологическими требованиями.
     Планирование — основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объём теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нём находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе.
     Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения. При необходимости совместно изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, расчёты, для проектирования и изготовления изделий.
     Календарно-тематический план составляется на определенное количество учебных часов. Желательно составлять планы-конспекты уроков в соответствии с определенными требованиями.
     Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами проведения учебного процесса.
     Контрольно-проверочные уроки имеют целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений, навыков. Эти уроки обычно проводятся в конце каждого раздела в различной форме (карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).
     Качественно организованный, систематический контроль теоретических знаний и практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения и воспитания, дисциплинирует.
     Защита творческого проекта реально отражает степень усвоения учебного материала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.
     
     
2.3 Методика обучения школьников станочным операциям
     
     При обучении учащихся станочным операциям и при ознакомлении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудового обучения, ставятся следующие основные задачи:
     - раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;
     - познакомить с общим устройством сверлильного, токарного и фрезерного станков и дать на этой основе представление о технологической машине;
     - сформировать основные понятия о детали, механизме, машине. Дать представление о классификации машин;
     - обучить работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках. Дать представление об обработке материалов снятием стружки;
     - познакомить на базе деревообрабатывающих и металлорежущих станков с типовыми деталями машин, видами их соединений и механизмов;
     - познакомить с процессом разборки и сборки машин и отдельных сборочных единиц.
     Учебной программой по труду в V—VII классах по соображениям дидактики на обработку материалов вручную отводится больше времени, чем на обработку материалов на станках. Чтобы у учащихся не сложилось на этом основании неправильное представление о главенствующей роли ручной обработки материалов в условиях современного промышленного производства, учитель должен дать учащимся понятие о преимуществах машинного труда и показать его место в народном хозяйстве. Для этой цели обработка материалов на станках сопоставляется с обработкой материалов вручную по показателям, которые позволяют убедиться в её преимуществе, а именно: производительность труда, точность обработки, трудоёмкость процесса изготовления детали.
     Раскрывая преимущества машинной обработки материалов по сравнению с ручной, следует в то же время предостеречь учащихся от недооценки значения слесарной и столярной профессий для народного хозяйства. Поэтому учитель, с одной стороны, подчеркивает, что ручная обработка не утратила и ещё долго не утратит своего самостоятельного значения, а с другой стороны, показывает на примерах что, владея приёмами ручной обработки, легче научиться работе на станках.
     Задачи политехнического образования требуют, чтобы учащиеся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащихся по машиноведению.
     Впервые учащиеся встречаются с деревообрабатывающими станками в V классе. Конечно, пятиклассники не подготовлены ещё к тому, чтобы воспринять станок как машину. Знакомство их с данным оборудованием носит в основном описательный характер. Однако уже здесь необходимо сообщать ученикам знания, которые послужат впоследствии базой для формирования понятия «машина».
     Для этого нужно, прежде всего, указать на некоторые из качеств деревообрабатывающих и металлорежущих станков, характерные для любой машины: более высокую, чем при ручных видах работ, производительность труда и облегчение труда рабочего. В V классе учащиеся знакомятся с устройством сверлильного станка и выполняют на нём обработку древесины и металлов. Учащиеся узнают, из каких частей состоит сверлильный станок, приобретают умения по управлению станком и выполнению на нём основных трудовых приёмов. Однако станок по-прежнему не рассматривается ещё как технологическая машина.
     В VI классе происходит качественное изменение в содержании изучения названного выше оборудования: станки рассматриваются как машины. Для такого изучения машин к этому времени созданы необходимые предпосылки. Учащиеся накопили достаточный опыт и получили начальные знания по физике, необходимые им для осмысливания процессов, происходящих в станках, с позиций основ наук. Таким образом, учащиеся оказываются подготовленными к формированию понятия «машина», и оно даётся им вначале на примере токарного станка, а затем представление учащихся о машине расширяется.
     Можно создать у учащихся некоторое представление о классификации машин. Задача эта вполне обоснована и посильна, если опереться на опыт учащихся и их знания по основам наук.
     В настоящее время машины принято делить на две большие группы. Это машины-орудия и машины-двигатели. В свою очередь, среди машин-орудий различают машины технологические, а также машины транспортные и транспортирующие. На занятиях в мастерских учащиеся знакомятся достаточно подробно и глубоко с технологическими машинами. Знакомятся они также с электрическими машинами. К этому нужно добавить знания учащихся о двигателях внутреннего сгорания, а также их знания на базе жизненного опыта о назначении и устройстве транспортных машин. Если все это учесть, то становится очевидной подготовленность учащихся к формированию некоторого представления о классификации машин.
     Формирование представлений о классификации машин строится на основе сопоставления различных машин по назначению и конструкции. При этом ставится задача показать, что при всем своем многообразии машины имеют много общего. Именно поэтому не обязательно знакомиться со всеми машинами (что практически и невозможно), чтобы составить себе представление о них. Достаточно рассмотреть наиболее типичные машины, по которым можно судить о родственных машинах, близких к типовым по своему назначению и конструкции. Например, опираясь на знания об устройстве токарного станка, можно создать у учащихся представление о металлорежущем оборудовании в целом. Таким образом, при формировании представления о классификации машин следует иметь в виду не ознакомление учащихся со всеми машинами, а обобщение знаний, которые были получены на занятиях по труду, предметам естественно-математического цикла и вне школы.
     Большое значение придается ознакомлению учащихся с кинематическими схемами машин, так как именно на них легче всего показать то общее, что характерно для машин, различных по конструкции и назначению. Опыт работы учителей убеждает, что благодаря применению кинематических схем значительно облегчается изучение устройства машин, их регулирование, нахождение неисправностей.
     Учащиеся знакомятся с общим устройством вертикально-фрезерного станка и овладевают приемами управления им, приемами обработки фасонных деталей. Вводятся понятия «деталь», «механизм», «машина», которые формируются на базе знаний учащихся об устройстве станка. Благодаря этому становится возможным создать у учащихся первые представления о типовых деталях, так как можно проиллюстрировать использование одинаковых деталей в различных станках. Вместе с тем можно познакомить на конкретных примерах с некоторыми специальными деталями.
     Представление учащихся о машинах расширяется. Их знакомят с классами машин (машины-двигатели и машины-орудия).
     Учащиеся знакомятся с развитием орудий труда на примере деревообрабатывающих и металлорежущих инструментов и машин. Перед ними раскрывается перспектива дальнейшего развития обработки металлов снятием стружки за счет автоматизации технологического процесса.
     Вводится понятие «типовые детали», рассматриваются виды соединений и механизмов. При этом используются знания учащихся об устройстве деревообрабатывающего и металлорежущего оборудования.
     Формируются умения по разборке и сборке. В качестве объектов работы используются сборочные единицы токарного станка.
     Обобщаются знания учащихся по обработке металлов на станках. Для этой цели сопоставляются различные виды обработки и характерные для них режущие инструменты. На базе знаний учащихся по физике рассматривается процесс образования стружки. Учащиеся знакомятся с видами работ по изготовлению деталей машин на металлорежущих станках.
     Сопоставляются металлорежущие станки с тем, чтобы выявить в них типичные черты, характерные для технологической машины. Таким образом, учебный материал по изучению элементов машиноведения и обработки материалов на станках взаимосвязан. И от того, насколько умело будет обеспечена такая взаимосвязь в учебном процессе, зависит успех в решении тех задач, которые поставлены перед учителем в связи с обучением учащихся машинной технике и труду.
     Знакомство учащихся с машинной обработкой древесины на занятиях в мастерских ограничивается главным образом изучением сверлильного, токарного и фрезерного станков. На производстве же применяется много других станков. Поэтому учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся на примере сверлильного, токарного и фрезерного станков получили общее представление о станках и обработке материалов на них. Для этого нужно рассматривать каждый станок и вид обработки не сам по себе, а в связи с другими станками и другими видами обработки.
     Сравнивая между собой различные группы станков, нетрудно увидеть в них много общего. Объясняется это тем, что обработка материалов на различных металлорежущих станках основана на одних и тех же законах физики, химии и других наук. Поэтому, усвоив общие закономерности, использованные при обработке материалов на металлорежущих станках, можно разобраться в принципе действия и устройства незнакомого станка.
     Решающее значение при образовании формы детали имеют основные движения. В этом легко убедиться на примере токарного станка. Главное движение токарного станка - вращательное, поэтому детали, обработанные на нем, представляют собой круглые тела. Однако форма их в осевом сечении зависит от траектории движения резца. В зависимости от траектории движения резца детали можно придать форму цилиндра, конуса или шара.
     Таким образом, для придания детали заданной формы и размеров станок должен иметь основные движения. Однако по своему характеру, как сами движения, так и их сочетания отличаются у станков различных групп. Так, на круглошлифовальных станках оба основных движения - вращательные, на поперечно-строгальном - прямолинейные, на токарном станке деталь имеет вращательное движение, а резец - поступательное, на фрезерном - наоборот, на сверлильном станке оба основных движения совершает инструмент. Образование заданной формы детали объясняется во всех случаях использованием одного и того же правила сложения движений.
     По своему внешнему виду металлорежущие станки весьма разнообразны. Объясняется это тем, что на них приходится обрабатывать детали разной формы и размеров. Однако каждый станок, независимо от его конструкции, выполняет одно и то же назначение. Поэтому части каждого станка можно разделить в зависимости от их назначения на следующие четыре группы: для закрепления детали и инструмента; для обеспечения основного (главного) движения; для обеспечения движения подачи; для соединения в одно целое всех частей станка.
     Для того чтобы разобраться в устройстве незнакомого станка, необходимо найти в нём упомянутые части. При анализе станка с такой точки зрения внешние отличия не смогут скрыть того общего, что связывает его с остальными станками, и благодаря этому можно применить свои знания и умения, которые были приобретены при изучении токарного станка, для работы, например, на строгальном, фрезерном и других станках.
     Знакомя учащихся с устройством и работой настольного сверлильного станка, следует обратить их внимание, прежде всего на основные части и типовые механизмы станка и не загружать память учащихся второстепенными вопросами.
     Объяснение устройства вертикально-фрезерного станка целесообразно проводить по такому плану:
     а)	рассказ о назначении и применении вертикально-фрезерных станков;
     б)	показ и объяснение устройства основных частей станка: станины, стола, электродвигателя, пускового устройства;
     в)	демонстрация и объяснение устройства и работы передаточного механизма и его деталей: ведущий вал электродвигателя; ведущий шкив ремённой передачи; ремень; ведомый шкив ремённой передачи; шпиндель (ведомый вал);
     г)	демонстрация и объяснение устройства механизма подачи резца;
     д)	обобщение сведений об устройстве и работе вертикально-фрезерного станка: закрепление детали; закрепление фрезы; передача движения резания; передача движения подачи; фрезерование.
     Аналогично строится изучение устройства и работы токарного и фрезерного станков.
     На примере токарного станка можно интересно и убедительно проиллюстрировать развитие орудий труда. Для этого следует познакомить учащихся с простейшими приспособлениями, применявшимися с незапамятных времен для обработки отверстий в камне, в которых приводом служил охотничий лук. На базе этого приспособления возник токарный станок с ручным лучковым приводом. Указанные конструкции описываются в литературе по истории техники.
     Учитель обращает внимание учащихся на то, что токарный станок с лучковым приводом был весьма неудобен, так как половина времени уходила на обратный (холостой) ход лука, причём перемещением лука была занята одна рука работающего. Дальнейшее развитие токарного станка выразилось в появлении сначала ножного привода, а затем и люнета. Ножной привод, в свою очередь, был заменен приводом, вынесенным за пределы станка: маховик передачи вращал вспомогательный рабочий, а движение на шпиндель передавалось через канатную передачу, благодаря чему токарь мог сосредоточить своё внимание на инструменте.
     Обзор развития орудий труда завершается формированием у учащихся представления об автоматизации технологических процессов. С механизацией труда учащиеся встречаются на занятиях в мастерских неоднократно. С автоматизацией учащиеся малознакомы; чаще всего их знания в этой области ограничиваются общими представлениями об автоматах по продаже газированной воды, почтовых открыток и т. п. Опираясь на эти представления, целесообразно показать, в чём заключается автоматизация работы на токарном станке. Для этого можно рассмотреть технологию изготовления болта и наметить вместе с учащимися, какие элементы работы станочника могут быть автоматизированы, а затем в общих чертах объяснить по схеме устройство простейшего токарного станка-автомата. На экскурсии или с помощью кинофильма желательно показать учащимся станок-автомат в действии.
     Знания учащихся об устройстве и действии сверлильного и токарного станков становятся более прочными благодаря закреплению и некоторому расширению их в процессе практических работ по разборке и сборке машин и их узлов.
     В качестве объектов работы при ознакомлении учащихся с операциями сборки и разборки рекомендуются части и узлы металлорежущих станков, в частности задняя бабка, люнет, патрон, коробка подач, фартук и другие части токарного станка.
     Обычно количество объектов работы ограничено, поэтому невозможно проводить практические работы по сборке и разборке фронтально. В таком случае учащиеся делятся на звенья и работают поочередно в соответствии с графиком, составленным учителем. Возможна и такая организация занятий, при которой одно звено выполняет практические работы по машиноведению, второе - по обработке материалов на станках, а остальные - другие виды работ, предусмотренные учебной программой. Правда, в этом случае учителю приходится одновременно руководить выполнением нескольких видов работы, что создаёт определенные м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%