VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационно-педагогические условия внедрения инновационных образовательных технологий в образовательный процесс

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013461
Тема: Организационно-педагогические условия внедрения инновационных образовательных технологий в образовательный процесс
Содержание





































































1

Содержание

Введение. Цели и задачи исследования	4

Глава 1. Теоретическая часть	Ошибка! Закладка не определена.

1.1. Активизация познавательной деятельности как одна из главных проблем

педагогики	7

1.2. Сущность интерактивного обучения	10

1.3. Структура и признаки интерактивных технологий	13

1.4. Механизмы внедрения и условия реализации интерактивного обучения в

учебном процессе	15

1.5.	Сравнительная	характеристика	некоторых	интерактивных	технологий,

используемых на уроках химии	16

1.6.	Технология	«Дерево	решений»	как	интерактивная	форма	проведения

занятий	25

1.7. Современные требования к уроку химии	27

1.8. Основные положения ФГОС	29

1.8.1. Пояснительная записка	29

1.8.2. Требования ФГОС к структуре рпрограммы	30

1.8.3. Планирование урока по ФГОС (структура урока по ФГОС)	30

1.8.4.	Вклад	учебного	предмета	в	достижение	целей	основного	общего

образования	34

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ	36

2.1. Теоретическое исследование по изучению уровня обучения химии в школе

36

2.2.	Разработка	методики	интерактивного	обучения	химии	с	применением

технологии «Дерево решений»	39

2.3.	Анализ	результатов,	полученных	по	окончании	педагогического

эксперимента	41

2.4. Преимущества и недостатки технологии «Дерево решений» при реализации

интерактивного обучения	46


2

Заключение	48

Список использованной литературы	Ошибка! Закладка не определена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1	52

ПРИЛОЖЕНИЕ 2	53

ПРИЛОЖЕНИЕ 2	54

ПРИЛОЖЕНИЕ 3	55


























































3

ВВЕДЕНИЕ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ



     Современный подход к образованию ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных различными факто-рами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и до-ступности образования.

     Развитие является неотъемлемой частью любой человеческой деятельно-сти. Человек развивается, накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий и расширяя свои умственные возможности.

     Этот процесс применим к любой человеческой деятельности, в частности, к педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляет но-вые требования, разрабатывает стандарты, что обуславливает необходимость по-стоянной модернизации системы образования.

     Одним из способов такого развития являются интерактивные технологии, принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и уча-щихся, которые обеспечивают эффективное достижение результата педагогиче-ской деятельности.

     Актуальность исследования состоит в обращении к одной из главных проблем современного образования – модернизация учебного процесса. Прини-мая во внимание переход к глобальному информативному обществу, о соответ-ствии качества образования социально-экономическим потребностям настоя-щего и будущего может идти речь лишь в том случае, если его модернизация будет основана не только на организационных нововведениях, но и на измене-ниях в содержании и применении и разработке педагогических технологий. Об-разование, как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный по-тенциал страны, должно быть способно к опережающему развитию, отвечать ин-тересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

     Современное образование ставит перед собой цель, состоящую в развитии личности и способностей, нужных ей и обществу для вовлечения в социально

4

активную жизнь. Именно поэтому современная педагогика признает необходи-мость разработки методикпо внедрению инновационных педагогических техно-логий обучения в практику.

     Объект исследования –процесс преподавания химии в 8-9 классах с ис-пользованием интерактивных технологий на примере технологии «Дерево реше-ний» с целью повышения качества образовательного процесса.

     Предметом исследования является применение технологии «Дерево ре-шений» для повышения качества усваиваемых знаний.

     Цель исследования -выявить, обосновать и опытным путем апробировать организационно-педагогические условия внедрения инновационных образова-тельных технологий в образовательный процесс ОУ на примере технологии «Де-рево решений».

     Гипотеза исследования заключается в том, что применение технологии «Дерево решений» позволяет обучающимся более активно включаться в учеб-ный процесс, повышает их познавательную деятельность, нестандартное мыш-ление, развивает навык практического применения полученных знаний.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. изучить современные инновационные процессы в школьном образо-

вании, в частности обучение с применением интерактивных технологий;

2. изучить особенности внедрения интерактивных технологий в учеб-

ный процесс;

3. проанализировать возможность реализации интерактивной техноло-

гии «Дерево решений» на уроках химии;

4. разработать методические рекомендации для проведения интерак-

тивных занятий с применением технологии «Дерево решений»;

5. провести педагогический эксперимент по выявлению эффективно-

сти разработанных методических рекомендаций (применения данной техноло-гии на уроках химии) на базе Прикаспийского филиала МКОУ «СОШ п.Тру-сово».

5

     Осуществляя исследование, мы опирались на следующие методы иссле-дования: теоретический анализ печатных и электронных информационных ис-точников по теме диссертации, анкетирование, педагогический эксперимент.

     Теоретическая значимость исследования в обобщении и систематизации опыта в реализации интерактивной технологии «Дерево решений».

     Практическая значимость заключается в том, что в результате исследо-вания были разработаны дидактические материалы для уроков химии (кон-спекты недрадиционных уроков химии) по различным темам, которые можно ис-пользовать в качестве методических рекомендаций для педагогов при внедрении интерактивных технологий в учебный процесс.

     Экспериментальная база исследования: Прикаспийский филиал МКОУ «СОШ п.Трусово»











































6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



1.1.   Активизация познавательной деятельности как одна из главных про-блем педагогики

     Реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения подразумевает использование в системе образования деятельностного подхода, обучение в русле которого основывается на развитии

у уобучающихся активно познавательной деятельности. Результатом такого раз-вития является формирование жизненно важных навыков и умений, в том числе умения творчески мыслить (ФГОС от 17 декабря 2010 г №1897-ФЗ).

     Развитие самостоятельности, активной познавательной и творческой дея-тельности всё ещё остаётся одной из актуальных педагогических проблем.

     Современное образование ориентировано на формирование у обучаю-щихся ключевых компетенций, состав которых приводится в «Концепции модер-низации российского образования на период до 2020 года». Это подразумевает создание условий, в которых учащийся проявляет свои лучшие качества, интел-лектуальную и познавательную активность, учится выражать и отстаивать свою жизненную позицию.

     Познавательная активность- сложное личностное образование, склады-вающееся из качеств самого учащегося, а также из внешних факторов.

     Если рассматривать познавательную активность как педагогическое явле-ние, то можно сказать, что с одной стороны это одна из форм самоорганизации учащегося, а с другой- это результат усилий, приложенных педагогом. В резуль-тате такого взаимодействия, систематического воспитательного процесса, позна-вательная активность переходит в черту личности и начинает влиять на общее развитие ребёнка (Калмыкова И.








7

     Анализ отечественной литературы по вопросам активизации познаватель-ной деятельности позволяет сделать вывод о том, что тактика и стратегия педа-гогической деятельности в большей степени зависит от типа познавательной ак-тивности учащихся.

Можно выделить четыре таких типа:

нулевая активность;

ситуативная активность;

исполнительная активность; творческая активность.

     Но, не зависимо от типа познавательной активности и выбранной страте-гии обучения, на сегодняшний день главной задачей педагога является вовлече-ние каждого учащегося в образовательный процесс.

Современная методика различает три модели обучения:

1. пассивная – обучающийся выступает только в роли слушателя;

2. активная- обучающийся не только смотрит и слушает, но и выпол-

няет самостоятельную работы и задания;

3. интерактивная- обучающийся ведет разностороннюю коммуника-

   цию с педагогом и другими обучающимися (Юсуфбекова Р.Н.,2003). На рис.1 представлены схемы данных моделей обучения, из которых

видно, что каждая модель отличается друг от друга уровнем развития коммуни-кации участников образовательного процесса.

















Рис.1. Схема пассивного (слева) и активного (справа) обучения



8

     То есть, при пассивной модели обучения на первый план выходят действия педагога. Однако, в условиях современной системы образования данная модель неэффективна.

     При активном обучении, напротив, происходит взаимодействие препода-вателя и учащегося, при этом учащийся активно включается в учебный процесс, вступает в диалог, решает различные проблемные задачи и т.д.

     Современной интерпретацией активного обучения можно считать интер-активное обучение, модель которого представлена на рис.3.

















Рис.2. Схема интерактивного обучения



     Многие исследователи и преподаватели ставят знак равенства между ак-тивными и интерактивными формами обучения. Однако между ними есть не-большая разница. Активные методы обучения являются формой взаимодействия между преподавателем и учащимся, при которой учащийся является активным участником процесса. Интерактивные же технологии подразумевают более ши-рокое взаимодействие между группой учащихся и преподавателем. При этом учитывается не только взаимодействие по направлению «преподаватель-уча-щийся», но и по направлению «учащийся-учащийся» (Новик М.М., 2016).

     Традиционное образование развивает память, однако не развивает мышле-ние и навыки самостоятельной деятельности. Поэтому современное образование требует появления новых подходов к обучению, разработки различных педаго-гических технологий и методов. При создании таких технологий на первое место выходит познавательная активность учащихся, которая и позволит им легко

9

адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Так как основным принци-пом в обучении является принцип активности ребенка, то педагоги выбирают технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Степень познавательной активности в немалой степени зависит от выбора педа-гогом метода обучения. Чтобы добиться положительных результатов в изучении школьниками предмета, учителям необходимо постоянно повышать или поддер-живать интерес к своему предмету. В следствие чего создаются современные об-разовательные концепции, признающие необходимость развития у обучающихся стремления к самообразованию по средствам применения интерактивных техно-логий обучения (Морозов Е.А., 2010).

Рассмотрим интерактивное обучение более подробно.



1.2.	Сущность интерактивного обучения

     При поступлении в высшие учебные заведения к выпускникам школ предъявляются достаточно высокие требования. Особое внимание уделяется умению адаптироваться к различным условиям, применению полученных зна-ний, а также умению работать с источниками информации.

Вследствие этого возникло такое понятие, как «интерактивное обучение». Интерактивное обучение является особой формой обучения, при которой роль преподавателя сводится к направлению и регулированию деятельности уча-

щихся на более эффективное достижение заранее запланированного результата. Целью такого обучения является создание наиболее комфортных условий для обучающихся, при которых они смогут проявить свои лучшие качества как

личность: успешность, интеллектуальную состоятельность и т.д. (Савельев А.Я., 2010).

К задачам интерактивного обучения относится:

пробудить или повысить интерес обучающихся к предмету; повысить эффективность усваивания учебного материала;

развить у обучающихся навыки самостоятельного поиска путей и ва-

риантов решения поставленной задачи;

10

  наладить взаимодействие между учащимися, развить навык работы в команде, уважать достоинство собеседника (оппонента) и право на свободу слова, принимать чужую точку зрения; сформировать у обучающихся способность высказывать свое мнение и отношение к сложившейся ситуации;

сформировать навыки, которые пригодятся учащимся в их дальней-

шем жизненном пути (Чернова Е.В. с соавт., 2013).

     Отличительной чертой интерактивного обучения является постоянная смена вида деятельности и непривычная логика образовательного процесса. Если в традиционном понимании происходит переход от теории к практике, то в случае интерактивного обучения – от получения опыта учащимися к его осмыс-лению через применение. Делясь полученным и накопленным опытом, учащиеся «примеряют» на себе роль преподавателя, забирая у него часть его функций. Бла-годаря этому происходит повышение мотивации учащихся и улучшение эффек-тивности учебного процесса. Само понятие «интерактивность» подразумевает равенство всех участников образовательного процесса. В ходе интерактивного обучения у школьника формируются умение сотрудничать, умение говорить и вести продуктивный диалог, умение находить компромиссы, учитывая желания и мнение каждого участника процесса, развивается самостоятельность и способ-ность к самоорганизации и саморазвитию, а также обогащается опыт в решении трудных жизненных задач.

     Таким образом, можно сказать что интерактивное обучение направлено на каждый субъект образовательного процесса. Результатами такого обучения яв-ляются:

  конкретный обучающийся: развитие толерантности, приобретение опыта учебного взаимодействия, личностная рефлексия, усваивание учебного материала во взаимодействии с окружением.

микрогруппа: развитие навыков коммуникации, самоанализа в кон-

тексте групповой рефлексии, способность идти на компромиссы.


11

система «преподаватель- группа»: многостороннее освоение учеб-

ного материала, нестандартное мышление, готовность к внеурочному взаимодействию.

     Интерактивное обучение предъявляет высокие требования не только к ре-зультатам обучения, но и к степени подготовки педагогов, т.к. очень важной ста-дией является этап планирования интерактивного занятия.

     В настоящий момент разработано огромное количество различных мето-дов интерактивного обучения. Все интерактивные методы должны отвечать сле-дующим требованиям:

  повышение качества образовательного процесса и эффективности усваивания учебного материала; Побуждение обучающихся к самостоятельной познавательной дея-

тельности;

развитие метапредметных связей ( Матяш Н.В., 2012).

     Единой классификации интерактивных методов не существует. Поэтому сложно точно сказать, какие именно из множества относятся к интерактивным.

Так, например, существует классификации методов, которые опираются

на:

источник «передачи знаний»;

степень самостоятельности –классификация И.Я. Лернера и М.Н.

Скаткина;

степень поискового характера деятельности– классификация Бабан-

ского и т.д.

     И.П. Подласый определяет интерактивные методы как способы взаимодей-ствия между всеми участниками образовательного процесса, подразумевая взаи-модействие «преподаватель-учащийся», «учащийся-учащийся», и даже «сред-ство информации (компьютер)- потребитель информации». Следует отметить, что исследователь относит к интерактивным методам такие методы, как дискус-сии, игры, различные тренинги и т.д. На практике же такие методы применяются

12

не в самостоятельном виде, а в гибридном, т.е. сочетая метод с различными фор-мами и средствами, т.е. используется педагогическая технология. К таким тех-нологиям можно отнести «мозговой штурм», беседу с «незаконченными выво-дами», лекции-дискуссии и т.д.


1.3. Структура и признаки интерактивных технологий

     ФГОС является основным документом, регламентирующим проектирова-ние любой педагогической технологии. Анализируя научные работы таких ис-следователей, как В.И, Боголюбов, Н.В. Борисова, Т.И. Ильина, в области проек-тирования педагогических технологий, можно выявить тенденцию к разработке личностно- деятельностных образовательных технологий. Такие технологии ос-нованы на личностно-деятельностном подходе, проблемности содержания, ре-флексивности поведения.

Признаки любой интерактивной технологии представлены на рисунке 4.
























Рис.4 Признаки педагогических технологий



     Ядро любой технологии складывается из трёх составляющих, представлен-ных на схеме 1.

     Важно понимать структуру интерактивной технологии. Её компонентами являются:

13

Концептуальная основа. Содержательная часть. Процессуальная часть.





Средства,


правила


их

Цель
использо


вания



Резуль
тат








Ядро технологии


Схема 1. Ядро любой образовательной технологии



     Концептуальная часть отражает научную базу педагогической технологии (гипотезы, принципы технологии, основные факторы развития, концепции осво-ения). Она рассматривается с позиции современности (Гузеев В.В., 1999).

     Содержательная часть включает в себя общие и конкретные цели и содер-жание воспитания (возрастная категория, на которую расчитана технология, про-грамно-методическое обеспечение). Эта часть рассматривается с позиции совре-менных теорий образования, принципов ФГОС.

     Процессуальная часть отражает технический процесс: диагностика образо-вательного процесса, методы и формы деятельности педагога, планирование, коррекция и т.д. (Загрекова Л. А.,1997).







14

     1.4. Механизмы внедрения и условия реализации интерактивного обучения в учебном процессе

     Механизм внедрения интерактивной технологии в реальную практику включает:
поиск данных о существующих технологиях;

анализ и систематизацию накопленных педагогических данных; оценку возможностей детей;

мотивацию, профессиональное развитие и саморазвитие педагогов; создание научно-методического обеспечения обновления содержа-

ния педагогического процесса и педагогических технологий (Хуторской А.В., 2005)

     Для эффективного овладения и реализации тех или иных интерактивных технологий необходимо создание и соблюдение следующих условий:
определение возрастной группы, в которой педагог хочет использо-

вать интерактивную технологию;

полное понимание педагогом идеологии технологии;

наличие возможности педагогу пропустить технологию через си-

стему своих эмоций, потребностей и ценностных установок;

  при выборе интерактивной технологии педагог должен учитывать свои личностные качества, т.к. от этого во многом зависит эффектив-

ность применения этой технологии;

наличие выбора интерактивных технологий, для реализации той, ко-

торая более всего соответствует личности педагога, его индивидуаль-ности, учитывая при этом основные задачи образовательного процесса;
педагог должен иметь представление о конечном результате исполь-

зования интерактивной технологии, при этом оценивая, сколько усилий он затратит;

  реализация выбранной интерактивной технологии целиком, так как эффект достигается при полной реализации всех комплексов действий;

15

  наличие высокого уровня развития педагогической деятельности, то есть педагогического мастерства, которое складывается из четырех от-

носительно самостоятельных частей: мастерства организатора коллек-тивной и индивидуальной деятельности детей; мастерства убеждения; мастерства передачи знаний и формирования опыта деятельности; ма-стерства владения педагогической техникой. Под педагогической тех-никой подразумевается совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического воз-действия на отдельного ребенка и коллектив в целом;
развитие технологической компетентности педагога, которая вклю-

чает: рефлексивную часть (анализ собственных профессиональных умений, анализ образовательного процесса), мотивационный аспект (цель деятельности всегда мотивационно окрашена), операциональный аспект (просвещенность педагога в базовых положениях-по техноло-гии);


1.5.   Сравнительная характеристика некоторых интерактивных техноло-гий, используемых на уроках химии

     Исходя из наблюдений многих учителей химии, многие современные школьники демонстрируют неплохой уровень владения фактическим материа-лом, используя его там, где требуется воспроизведение готовых данных. Однако, если сменить формулировку на нетрадиционную, то трудности возникают даже у хорошо занимающихся школьников. Решить данную проблему призваны ин-терактивные технологии обучения.

     Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: М.М. Бирштейн, Р.Ф. Жуков, И.Г. Абрамова, Б.Н. Герасимов, А.Л. Лифшиц, В.Я. Пла-тов, Ю.М. Порховник, В.И. Рыбальский, И.М. Сыроежин, А.В. Хуторской и мно-гие другие учёные.




16

     Анализируя отечественную и зарубежную практику применения интерак-тивных технологий, а также учитывая всё новые направления их использования, можно составить классификацию таких методов, представленных на рис. 5.






























Рис.5. Классификация интерактивных методов обучения

     При обучении химии активно применяются задания, предполагающие по-лучение знаний в результате решения личностно значимых проблем в ходе по-знавательной деятельности обучающихся. К таким заданиям относят кон-текстные, ситуационные, компетентностно-ориентированные задачи, кейсы и т. д.

Можно выделить ряд важных признаков, объединяющих подобные зада-

ния:

  общая концептуальная и теоретическая база (теория деятельности в психологии, личностно-ориентированного обучения); как правило, система разноуровневых вопросов, помогающая направлять деятельность обучающегося по выполнению задачи.

     Несмотря на всю сложность в передаваемой информации, при обучении детей педагоги используют в своей работе разнообразные методы и приемы:

17

словесные методы обучения; наглядные; практические;

решение проблемных задач; беседа; работа с печатным изданием.

     Стоит отметить, что в интегрированном уроке форма занятий меняется в зависимости от поставленных задач. Большая часть времени посвящена беседам, рассказам, спорам, а также практическим делам.

     Среди популярных на сегодняшний день интерактивных методов обучения стоит отметить проектно-исследовательские работы. Проектно-исследователь-ские самостоятельные работы позволяют учащимся овладеть средствами и спо-собами построения своей проектной деятельности с выстраиванием здоровьесбе-регающей (и экологической) компоненты. Такой подход к учебной деятельности позволяет школьнику мысленно представить себе ситуацию («проиграть в уме»), построить предполагаемый алгоритм деятельности по е ё разрешению с мини-мальными затратами физических и эмоциональных усилий. Проектная деятель-ность тесно связана с самостоятельной работой и имеет свою специфику. При распределении ролей в проекте ребенок выбирает вид деятельности, соответ-ствующий его интересам, что позволяет повысить его мотивацию и познаватель-ную активность к поставленной проблеме, что в свою очередь способствует эмо-циональной составляющей здоровья и отсутствие негативного отношения к предмету (Денбер С.В., Клочкова О.В.,2007).

     Проектная деятельность направлена не только на получение необходимых знаний, но и дает следующий эффект: повышает заинтересованность школьными курсами в общем, так и повышает заинтересованность в получении новых знаний в частности, а также выступает одним из факторов улучшения здоровья человека.

     Другим важным методом в интегрированном уроке выступает «ситуацион-ный метод обучения». На уроках обучающиеся должны быть в меньшей мере

18

слушателями, а больше заняты деятельностью, в частности, решая ситуационные задачи, структурированные по уровням сложности, что позволяет использовать технологии коллективного способа обучения, применяя личностно-деятельност-ный подход в обучении.

Цели ситуационного метода обучения:

закрепление изученного материала;

формирование практических умений и навыков; развитие внимания и сообразительности.

Задачи ситуационного метода обучения:

создание развивающей среды, благоприятной для развития имеюще-

гося потенциала.

выработка навыков восприятия, развитие памяти, мышления, внима-

ния.

формирование познавательной мотивации, обеспечивающей опти-

мальный уровень активности ученика в учебном процессе.

освоение коммуникативных навыков.

развитие зрительной и слуховой памяти. развитие логического мышления.

формирование позитивного отношения к школе, учёбе. расширение общего кругозора.

     Ситуационные задачи предназначены для развития у учащихся умений вы-брать средства и способы, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, а также выявить ошибочные действия и их последствия. Например, ученику пред-лагается проанализировать ситуацию по заметке, статье из газеты, обращая вни-мание на характер, причины, последствия, людские и материальные потери или ученик должен дать анализ ситуации, нарисованной на карточке.








19

     При проведении занятия учитель создаёт ситуацию, а учащиеся последо-вательно принимают решения в различных ролях и оценивают выполнение зада-ний другими учащимися. В конце занятия учитель подводит итоги с выставле-нием оценок за работу на уроке.

     Стоит отметить, для заинтересованности в получении знаний, умений и навыков при проведении занятий учащихся необходимо привлекать в планиро-вании, подготовке и проведении тех или иных форм работы: подбор информации по актуальным, значимым вопросам; подготовка и проведение виртуальных, за-очных экскурсий; подбор тематических видео-; аудио- и графических материа-лов; разработка интернет - страниц, интернет - ресурсов; использование мульти-медийного оборудования; использование и применение компьютерных возмож-ностей. И еще одним набирающим популярность методом проведения интегри-рованного занятия является метод моделирования ситуаций. Здесь может макси-мально проявляться творчество не только учащихся, но и преподавателя, но есть важная особенность моделирования ситуаций – они должны быть максимально приближены к реальности. По понятным причинам полностью создавать условие на практических занятиях невозможно. Тем не менее, преподаватели должны ор-ганизовать максимально реальную имитацию ситуаций.

     Стоит отметить, одна из моделей итоговой аттестации в 9 классе предпо-лагает выполнения задания в виде реального химического эксперимента, оценка успешности которого складывается не только из получения правильного практи-ческого результата, но и техники выполнения эксперимента, правильного ис-пользования химического оборудования в соответствии с его целевым назначе-нием (Мащенко М.В., 2011).

     При этом следует применять индивидуальный подход, учитывая личные качества каждого обучающегося. С этой целью обучающиеся разделяются на не-большие группы, выполняющие отдельные функции. Практические задания, обучающиеся должны выполнять самостоятельно, под контролем преподава-теля. По окончании выполнения каждого задания происходит объявление ре-

20

зультатов, исправление ошибок и побуждение обучающихся к нахождению пра-вильных решений. Необходимо обратить внимание на то, чтобы учащиеся само-стоятельно могли выявить допущенные ошибки и неточности и прийти к пра-вильным решениям.

     С целью достижения обучающимися уверенности в своих силах, препода-ватели должны формировать в них установки на проявление морально-волевых усилий и постоянно усложнять условия по мере выполнения задач. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, принятые в науке и прак-тике. Например, введение дополнительного задания (предварительно не сооб-щенного ученику); значительное ограничение времени на выполнение практиче-ских действий по сравнению с ранее оговоренным; создание отвлекающих фак-торов и т.п.

     Следует помнить, что умения и навыки на практическом занятии форми-руются целенаправленным и многократным повторением действий с целью усво-ения и совершенствования способа их выполнения (метод тренировки). Поэтому чем больше практических действий учащиеся выполнят на занятии, тем в боль-шей степени будут сформированы соответствующие умения и навыки (Абдурах-манов Р.А., 2001).

     Кроме выше перечисленных методов и форм взаимодействия учителя и учащегося, на уроках химии применяются и другие технологии обучения, срав-нительная характеристика которых представлена в таблице 1.




Таблица 1
Сравнительная характеристика современных педагогических

технологий




Педагогические технологии
Преимущества
Недостатки




Проблемное обучение
Способствует:

-слабая  управляемость  по-

-творческому
овладению
знавательной деятельностью

знаниями,  умениями,  навы-
учащихся;

ками;









21







Продолжение таблицы 1




Педагогические техно-
Преимущества

Недостатки
логии










Проблемное обучение
-развитию мыслительных способ-
-большие  затраты  времени  на

ностей.



достижение запроектированных





целей.





Разноуровневое   обуче-
-появляется возможность помогатьспособствует    возникновению
ние
слабому, уделять внимание силь-конфликта
между
обучающи-

ному;



мися.



-реализуется
желание
сильных



обучающихся
быстрее
и  глубже



продвигаться в образовании;





-повышается
уровень
мотивации



ученья.








Проектное обучение
Способствует развитию индивиду-Требуют расхода большого ко-

альных  творческих  способностейличества времени для сбора и

обучающихся.



обработки
нужной
информа-





ции.




Лекционно-семинарско-
-Помогает обучающимся подгото-Слабая обратная связь.
зачетная система обуче-
виться к обучению в ВУЗах;




ния
-дает возможность сконцентриро-



вать материал в блоки и преподно-



сить его как единое целое.










Игровые технологии.
Способствует:


Превалирование
игровых
Технология дидакти-
-расширению кругозора,
раз-действий и поиск путей, ве-
ческих игр на уроках
вития   познавательной
дея-дущих к победе над изуче-
химии
тельности;



нием материала.


-формированию   определен-



ных умений и навыков, необ-



ходимых в практической дея-



тельности;





















22






Продолжение таблицы 1




Педагогические техно-
Преимущества

Недостатки
логии










Работа в парах – со-
-Способствует

развитиюИгнорирование  индивиду-
трудничество  в  обу-
навыков у учащихся работатьальных отличий учеников;
чении
в команде;





-формирует  многие качества


личности учащегося – настой-


чивость и ответственность за


выполнение  заданий,  стрем-


ление к успешной учебной де-


ятельности и сотрудничеству.







Информационно-
Способствуют:


-Долгое
пребывание   за
коммуникационные
-неограниченному   обогаще-компьютером;
технологии
нию  содержания
образова--слабая обратная связь.

ния;









Здоровьесберегаю-
Способствуют:


Есть вероятность не успеть
щие технологии
-равномерному
распределе-освоить
запланированный

нию  различных  видов  зада-материал.

ний;





-чередованию
мыслительной


деятельности
с
физминут-


ками;






















23

Система инновацион-
Способствует:



Необъективность оценива-
ной оценки «портфо-
-формированиюиндивиду-
ния.

лио»
ального
учета
достижений



ученика;







-определению траектории ин-



дивидуального развития лич-



ности.










Кейс-технологии
Способствуют развитию:

-Сложность разработки;

-умений
самостоятельно
-отсутствие в достаточном

находить
необходимую

дляколичестве
специальной

работы информацию;


литературы;


-навыков целеполагания, ана-
-отсутствие методик по со-

лиза
ситуаций,
моделирова-
ставлению кейсов;

ния решений в соответствии
-существует
вероятность

заданием,  нахождения  опти-
не  достичь  желаемых  ре-

мального  количества  реше-
зультатов,  если  учащиеся

ний,
принятия
правильногоне
обладают
необходи-

решения;




мыми знаниями и опытом;

-навыков  формулировки  вы-
-высокий уровень требова-

водов, изложения точки зре-
ний к квалификации препо-

ния,  критического  оценива-
давателя;


ния и самоконтроля;


-требуют значительные за-

Дают
возможность
уча-
траты  времени  и  энергии

щимся:




учителей и учащихся.

-сопоставить   свое
мнение



мнением
других
обучаю-



щихся;







-выявить актуальность реша-



емых проблем;






















24

     Стоит заметить, что для успешного изучения школьных предметов очень важна и фундаментальная подготовка учащихся в теоретической области. Хоро-шая теоретическая база даст возможность ученикам не только объяснять наблю-даемые явления и изучаемые факты, но также прогнозировать их.

     О важнейшей роли теоретических знаний для понимания химической науки писал ещё А. М. Бутлеров: «...наука есть соединение фактов с теориями и только при посредстве теории знание, слагаясь в связное целое, становится науч-

ным знанием; стройное соединение фактического знания с теориями составляет науку».

     Таким образом, эффективность проведения занятия с применением интер-активной технологии зависит от умения и профессионализма учителя применять совокупность различных форм и методов обучения на уроках.


1.6.   Технология «Дерево решений» как интерактивная форма проведения занятий

     Идея технологии «Дерево решений» (или «Дерево целей») впервые была предложена американскими исследователями Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Такое название схема получила из-за сходства с перевернутым дере-вом, рис.1. Изначально метод применялся в экономике. Данная технология направлена на получение развернутой, подробной и устойчивой структуры це-лей, проблем, направлений. То есть на получение такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась или являлась наиболее оптимальной. Метод «дерево решений» позволяет выявить возможные комбина-ции, рассмотреть все плюсы и минусы, то есть обеспечить наилучшую отдачу в достижении цели и получить оптимальное решение (Попова Г.В., 2018).











25

Проблема ....


№

№
1


2
1

№



№
2














№
3
3

№

1
№
№
№
3









1






2




№






№3









2

№



Драконово дерево

острова Сокотра


Рис. 6. Технология проведения интерактивного занятия по методу

«Дерево решений»,

где № n – номер микрогруппы, ветви – варианты решения.

     Сам термин «дерево» предполагает использование в этом методе иерархи-ческой структуры, полученной путем разделения общ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44