VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000446
Тема: Нейролингвистическое программирование (НЛП)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

      Нейролингвистическое программирование (НЛП) является очень популярным направлением современной теоретической и практической психологии как на Западе, так и в России. Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин. Во-первых, методы НЛП определены и изучены рядом нескольких наук, среди которых психология, психотерапия, программирование и языкознание. Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение выработанных методов в жизни человека. 
      НЛП отличается от аналогичных психотерапевтических методов тем, что ориентируется на эффективность проведения терапевтического вмешательства. С помощью методов и приёмов данного направления можно достигнуть высоких результатов не только в психологии и психотерапии, бизнесе и личностном развитии, но и в образовании. Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, избегая усреднения и подгона под стандарты, а главное, не создавая школьных фобий, развивая индивидуальные способности учеников в зависимости от их возможностей.
      Итак, тема курсовой работы крайне актуальна. Дело в том, что технология использования приёмов нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка строится с учётом типов функциональной организации двух полушарий мозга (левополушарные люди, правополушарные, равнополушарные), а также репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая, дискретная). Методические приёмы НЛП обновляют содержание структурных элементов урока, позволяют учителю модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, учитывая их психологические и физиологические особенности. Использование возможностей НЛП поможет не только увеличить общую эффективность педагогической деятельности, но и повысить качество учебно-воспитательной работы.
      Нейролингвистическое программирование (от греч. neuron – нерв + лат. lingua – язык + греч. programma – предписание, последовательность) – направление практической психологии, возникшее в 70-е годы в США в результате междисциплинарных исследований в области лингвистики, теории систем, нейрологии, физиологии, антропологии, психологии, психотерапии, философии и анализа деятельности успешных психотерапевтов (В. Сатир, М. Эриксона, Ф. Перлза и др.). К основателям НЛП относят Дж. Гриндера, Р. Бэндлера, Л. Кэмерон, Дж. Делозье, Р. Дилтса. 
      Изучению приёмов НЛП с целью усовершенствования процесса школьного обучения посвятили свои научные труды зарубежные (Гриндер М., Лойд Л. и др.), а также отечественные (Ковалев С.В., Москвин В.А., Москвина Н.В., Столяренко Л. Д., Павлова М. и др.) исследователи.
      Исходя из вышеизложенного, нами был определён научный аппарат исследования.
      Проблема: какие приёмы НЛП использовать на уроках русского языка для достижения максимального эффекта обучения и повышения уровня грамотности учащихся.
      Объект исследования – НЛП как социально-психологический феномен.
      Предмет исследования – психологические приёмы НЛП на уроках русского языка.
      Цель исследования – изучить психологические приёмы использование НЛП на уроках русского языка. 
      Задачи исследования (теоретические):
* Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования приёмов НЛП на уроках русского языка;
* Проанализировать опыт работников общеобразовательных школ в использовании методов и приёмов НЛП на уроках русского языка;
* Исследовать психологические и физиологические особенности детей разных возрастных групп, а также влияние этих аспектов на подбор методов и приёмов для проведения уроков русского языка;
* Выявить потенциальные возможности НЛП в повышении эффективности обучения и повышении уровня грамотности обучающихся на уроках русского языка в школе;
* Разработать психолого-педагогические рекомендации по вопросу применения приёмов и методов НЛП на уроках русского языка в разных возрастных группах.
      Гипотеза исследования: использование приёмов НЛП на уроках русского языка повышает продуктивность усвоения материала и скорость формирования необходимых умений и навыков.
      Теоретическая значимость работы состоит во всестороннем изучении данной темы с помощью источников литературы, опыта педагогических работников, а также в систематизации материала по теме вследствие отсутствия таковых обобщённых источников. Работа над данной темой поможет проверить, насколько реальны те возможности по обучению с помощью методов НЛП, о которых заявляют их авторы, насколько они эффективны в рамках современного российского школьного образования.
      Методы исследования: изучение, сравнение, отбор, анализ информации.
      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из до 25-30 наименований. Работа изложена на 35-40 страницах машинописного текста, иллюстрирована таблицами, графиками, рисунками.
      
      
      
      
      
Глава 1. Нейролингвистическое программирование как психологический феномен 

1.1. История возникновения направления нейролингвистического программирования
      
      Нейролингвистическое программирование – относительно молодое и новое направление в практической психологии. Определений термину НЛП даётся множество. В более широком и ёмком понятии НЛП – это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Исследователи данного направления и авторы всевозможных книг считают, что коммуникативными умениями, которым учит НЛП, может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность. (Джозеф О Коннор)
      С каждым годом популярность НЛП стремительно растёт, потому что и наука эта не стоит на месте: она развивается, генерируя всё новые и новые идеи. И вместе с этим, всё больше приходится слышать о нём множество разносторонних мнений от разных людей: и от тех, кто с НЛП знаком не понаслышке, и от тех, кто предпочитает держаться от него на расстоянии. Как правило, обе стороны мнения всё же имеют общую точку опоры: НЛП – это технологии и приёмы, которые работают эффективно. (Вестник НЛП №22). У НЛП-технологий есть свои сторонники и противники, поэтому далеко не все мнения являются лестными: об НЛП сложено немало мифов, нередко противоречащих действительности. Причина этому – недостаточная изученность данного направления практической психологии.
      Практическое применение технологий нейро-лингвистического программирования изучается совсем недавно, в последние 30-50 лет, хотя знакомы были человечеству ещё со времён античности. В современном образовании эта область, хотя и вызывает определённый интерес, остаётся крайне мало исследованной. Опыт применения НЛП-технологий имеет довольно широкое распространение в Западной Европе и Америке.
      Направление НЛП возникло относительно недавно, в начале 70-х годов двадцатого столетия, оно стало результатом плодотворного сотрудничества Джона Гриндера (ассистент профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе), и Ричарда Бэндлера (студент факультета психологии в этом университете). Ричард Бэндлер, кроме прочих своих многочисленных увлечений, сильно интересовался психотерапией. Совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло явление психологии, получившее удивительное название – НЛП. 
      Учёные изучали деятельность известных психотерапевтов Фрица Перлза (новатор психотерапии и основоположник школы терапии, известной под названием гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (необыкновенный семейный терапевт, которому удавалось разрешать такие трудные, порой неприступные семейные взаимоотношения) и  Милтона Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт), с целью и выяснить, какие навыки и техники определяют успех в их деятельности.  Право истинного авторства НЛП до сих пор имеет некоторую неопределённость. Это обусловлено тем, что на разных этапах работы к Гриндеру и Бэндлеру подключались новые действующие лица, сумевшие внести разные вклады в развитие методологии. 
      Сформировавшаяся вокруг Бэндлера и Гриндера команда единомышленников тщательно изучала новые техники и навыки и стала собирать коллекцию моделей и подходов в общении терапевта и пациента. Отобранные и изученные техники апробировались, появлялись новые методы и приёмы, пусть не всегда работоспособные и правильные. В 1975-77 годах Бэндлер и Гриндер опубликовали свои первые открытия в четырёх книгах «Структура магии» (2 тома) и «Паттерны» (2 тома). Количество публикуемой литературы по НЛП с тех пор ежегодно увеличивается с нарастающей скоростью.  Многие известные учёные начинают заниматься этой проблемой. Особенно среди них стоит отметить английского антрополога, автора работ по коммуникации и теории систем Грегори Бейтсона. После  встречи Д. Гриндера и Р. Бендлера в 1976 году с Г. Бейтсоном, учёные решили прочитать лекции и провести несколько семинаров по стране, чтобы привлечь  психологов и психотерапевтов, практикующих нетрадиционные подходы к лечению. Так, в  результате сотрудничества учёных НЛП получило своё название, представляющее громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи:
      * «Нейро». Поведение человека формируется в результате работы пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем мир и получаем информацию, из которой затем извлекаем смысл. Эти неврологические процессы определяют не только мыслительную деятельность, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. 
      * «Лингвистическое». Именно язык, речь помогают людям приводить свои мысли в порядок, контролировать поведение и пользоваться коммуникативными функциями. 
      * «Программирование». Для достижения результатов идеи и действия необходимо специально организовать.
      Последователи этих ученых пытались давать своё определение, дополняя и уточняя уже существующее. По мнению психолога-практика Р. Дилтса, НЛП – это «совершенно новый набор технических средств и методов, позволяющих продвинуться далеко вперёд  в знании о человеческом роде». (7). НЛП даёт описание взаимодействия между сознанием (нейро-) и языком (лингвистика) и определяет, «каким образом это взаимодействие влияет на  жизнедеятельность и поведение». (7).  7.	Дилтс 
      Что касается России, то здесь заговорили об НЛП в конце 80-х, с появлением первых переводов книг и началом проведения коротких семинаров. Масштабно и целенаправленно НЛП начало развиваться в нашей стране с 1992 года, когда был организован первый полноценный, отвечающий стандартам Международной Ассоциации НЛП, семинар под названием «НЛП-практик». По материальным меркам того времени, семинар оказался дорогим, однако огромным его преимуществом стало участие людей, стоявших у истоков НЛП – Джудит, Дэлозье и Энн Энтус.
      С 1993 года в Россию всё чаще стали приезжать зарубежные НЛП-тренеры, организовывалось всё больше семинаров и тренингов. Начали появляться российские тренеры НЛП и Центры НЛП. Первым был «Центр НЛП в Образовании» г. Москвы, ставший издателем первого российского журнала НЛП – «Вестник НЛП». Несмотря на то, что тираж был небольшим, пустота первых лет российского НЛП всё же была заполнена, начало к продвижению вперёд было положено. С 1995 года начался выпуск «Библиотеки психологии и психотерапии», организованный в издательстве «Класс» под руководством Института групповой и семейной психотерапии. Немного позже к издательской работе стали  присоединяться другие российские издательства.
      В наше время НЛП стало общедоступным. Каждый желающий может пройти тренинг как в НЛП-Центрах, так и в таких «многопрофильных» психотерапевтических институтах, как Институт групповой и семейной психотерапии и Институт психотерапии и клинической психологии, где НЛП преподается наряду с классическим и Эриксоновским гипнозами, гештальт-терапией, символдрамой и другими направлениями психологии и психотерапии.
      Таким  образом, новая методология под названием НЛП впервые была сформулирована Р. Бендлером и Д. Гриндером. Затем, постоянно дополняясь и совершенствуясь, она получила широкое распространение во всём мире. Нейролингвистическое программирование нашло широкое применение в разных областях деятельности человека. Оно используется буквально везде, начиная от психотерапии и заканчивая бизнесом. Не обошлось без методов НЛП и в образовании. О возможности применения нейролингвистического программирования для обучения и воспитания детей начали говорить ещё в конце прошлого века. Сегодня вопросы использования уроков системы НЛП в образовании стали особенно актуальными.
      
1.2. Основные? теоретические? положения концепции? НЛП
      
      Прежде, чем рассматривать проблему использования приёмов? НЛП на? уроках русского? языка? для достижения максимального? эффекта? обучения и? повышения уровня грамотности? учащихся, что? и? является ключевой? проблемой? нашей? работы, нужно? изучить теоретическую сторону нейролингвистического? программирования.
      Как известно, значение? самого? понятия «Нейролингвистическое? программирование» трактуется с? двух сторон: с? теоретической? и? практической. В? теоретическом аспекте? Э. Энтус? определял? НЛП как многомерную модель структуры и? функции? человеческого? опыта. «НЛП описывает на? одном уровне? динамическое? взаимодействие? нервной? системы, физиологии, языка? и? поведенческого? программирования, то? есть тех основных компонентов, которые? создают субъективный? опыт. Будучи? представленным как процесс, НЛП представляет собой? стратегию ускоренного? обучения и? эффективного? общения... НЛП также? представляет
собой? особое? отношение, в? основе? которого? лежит стройная система? убеждений? и? предположений? относительно? масштабов? человеческих возможностей, процессов, общения и? изменений…». Ковалев? С. В.
      НЛП в? практическом аспекте, как считали? учёные? Джозеф О'Коннор? и? Джон? Сеймор, изложившие? свои? мысли? в? книге? «Введение? в? нейролингвистическое? программирование» – это? искусство? и? наука? о? личном мастерстве. Искусство, потому что? каждый? вносит свою уникальную индивидуальность и? стиль в? то, что? он? делает, и? это? невозможно? отразить в? словах или? технологиях. Наука, потому что? существует метод и? процесс? обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями? в? любой? области? для достижения выдающихся результатов. Этот процесс? называется моделированием, и? обнаруженные? с? его? помощью паттерны, умения и? техники? находят все? более? широкое? применение? в? консультировании, образовании? и? бизнесе? для повышения эффективности? коммуникации, индивидуального? развития и? ускоренного? обучения. Иными? словами, НЛП – это? система? приёмов, техник и? технологий, позволяющая использовать колоссальные? возможности? человеческого? Разума. Коннор? 
      Прежде? чем изучать основу – то, на? чём строятся приёмы и? техники, используемые? в? НЛП, мы изучим понятия, инструменты и? методики, используемые? специалистами? этой? науки. Одним из эффективных инструментов? НЛП является метафора. Метафора? в? НЛП – это? сравнения, аналогии? и? истории, которые? помогают понять смысл? основных явлений, а? также? являются мощным средством общения и? обучения, приближения и? ускорения положительных перемен, метафора? является одним из основных инструментов? воздействия на? человека. Подлинное? значение? метафоры передают слова? Д. Гордона: «Метафора? создаёт и? опыт, и? изменение? смысла. Это? история, дающая такую возможность». Борисова? В., Аксенов? Д.
      Человеческая деятельность в? НЛП обусловлена? тремя важнейшими?  условиями? её? эффективности, которые? хорошо? переданы метафорой? трёхминутного? семинара. Это? три? вещи, которые? помогают добиться успеха? в? жизни: 
1. Результат – точное? знание? того, чего? нужно? добиться;
2. Чувствительность – внимательность к своим чувствам во? время движения к результату;
3. Гибкость – способность варьировать свои? действия до? тех пор, пока? не? будет достигнут результат. Ковалев? С. В.
      НЛП изначально? является эффективным методом, потому что? оно? стратегично? и? нацелено? на? результат. Здесь движение? идёт не? от негатива, а? к позитиву. Самое? главное? – не? то, что? является отталкивающей? точкой, причиной? стремления что-либо? достичь, а? цель, результат, которого? нужно? достичь. Также? энэлпе-ры обычно? указывают на? такую особенность работы нашего? мозга, которая заключается в? непонимании? и? непринятии? им частицы не? и? заложенного? в? ней? момента? отрицания. По? наблюдениям учёных, люди, использующие? это? отрицание, программируют свой? мозг на? действия, приводящие? к результату, обратному желаемому. 
      Вторая причина? эффективности? НЛП скрывается в? системе? его? базовых пресуппозиций. Базовые? пресуппозиции? – это? система? экологичных (то? есть помогающих жить в? соответствии? с? жизнью) убеждений; это? предварительное? предположение; фундаментальное? глубинное? допущение, идея или? утверждение, которое? следует считать самим собой? разумеющимся для того, чтобы коммуникация имела? смысл. В? рамках языковых систем – это? предложение, которое? должно? быть истинным, чтобы построенное? на? его? основе? предложение? было? осмысленным. (см. Приложение? 1) Главное? преимущество? пресуппозиций? в? том, что? они? проверены на? эффективность временем и? многими? тысячами? успешных людей. В? своём труде? «С? чего? начинается НЛП» А. Бакиров? призывает ничего? не? принимать на? веру, в? частности? это? относится к пресуппозициям. «Пробуйте, примеряйте? – используйте. Если? вам не? подойдёт, то? просто? оставьте? их в? сторонке. Может быть, они? подойдут кому-нибудь ещё». А. Бакиров
      Третий? момент – НЛП в? своих подходах опирается именно? на? мощь бессознательного, которое? на? самом деле? определяет поведение? человека? в? различных ситуациях жизни. Для этого? используется программирующий? подход, язык и? коды бессознательного. Отсюда? в? НЛП и? понятие? паттерн? – шаблон, стереотип; систематически? повторяющийся, устойчивый? элемент (фрагмент) поведения или? их последовательность. Каждая репрезентативная система? имеет свой? набор? паттернов, об этом подробнее будет сказано ниже. (см. Приложение? 3)
      Принцип «договариваться на? языке? оппонента» положен? в? нейролингвистическом программировании? в? основу создания раппорта. По? мнению специалистов? по? НЛП, именно? установление? глубокого? раппорта? с? клиентом является основным условием осуществления эффективной? психокоррекции? и? любой? коммуникации. В? отличие? от обычного? контакта? раппорт можно? определить как «подсознательное? доверие, «биокибернетический? резонанс» и? синтонность между двумя и? более? людьми, возникающих вследствие? их взаимоуподобления друг другу». Ковалёв?  Раппорт начинается с? совпадения, с? подстройки, присоединения, отражения. С? того? момента, когда? первый? участник общения настроил? себя на? собеседника, подстроил? свои? действия под его. Подстраивать можно? позу, жесты, мигание, дыхание. Если? раппорт установлен? первым участником успешно, второй? бессознательно? начинает подстраиваться уже? под него. Здесь возникает ведение? – это? способ сознательного? использования бессознательной? подстройки? другого? человека. 
      По? мнению М. Гриндера, для полного? раппорта? достаточно? отражать (по? отдельности, а? не? все? сразу) поведенческие? характеристики? партнёра?  в? указанных пропорциях:
* Тело? (поза) — 50% движений? и? положений? тел.
* Дыхание? — 100% темпа? и? ритма? дыхания.
* Жесты — 100% основных жестов.
* Лицо? и? глаза? — 70% направлений? взгляда? и? выражений? лица.
* Язык (голос) — 100% темпа? и? тона? речи. Гриндер шк конв
      Иногда? возникают ситуации, когда? подстраиваться под человека? не? нужно? или? необходимо? временно? отстроиться, или? просто? прекратить разговор, избежав? нежелательных последствий. Отсюда? в? НЛП возникает понятие? разрыва? – использование? паттернов? поведения, отличающихся от паттернов? другого? человека, разрушение? раппорта? с? целью изменения направления, прерывания или? окончания совещания или? разговора. Разрыв? происходит по? тем же? параметрам, что? и? подстройка. Можно? уменьшить степень реагирования на? движения собеседника, уменьшить амплитуду жестов? и? увеличить интервалы запаздывания, сбить дыхание: зевнуть или? чихнуть, например. С? кем-то? можно? позволить себе? и? менее? гладкие? переходы: например, неожиданно? сменить интонацию, пересесть совсем по-другому, сделать что-то? совсем неожиданное, произнести? фразу совершенно? другим тоном.
      Помимо? раппорта, важным элементом контакта? является калибровка? – узнавание? состояния человека? по? невербальным сигналам. Точная калибровка? требует сенсорной? чувствительности, то? есть способности? замечать изменения (даже? самые? незначительные) в? таких элементах, как положение? тела, жесты, выражение? лица, движение? глаз, цвет кожи, дыхание, громкость голоса, темп речи. (см. Приложение? 2)
      Многие? процессы, лежащие? в? основе? методик НЛП, имеют физиологическое? объяснение. Немалый? вклад в? физиологию НЛП внёс? соавтор? Д. Гриндера? и? Р. Бендлера – английский антрополог Грегори? Бейтсон. Он? занимался проблемами? сознательного? и? бессознательного? в? общении, так как именно? эти? процессы имеют наибольшее? значение? в? НЛП. Доктор? Роджер? Сперри, Нобелевский? лауреат, на? основе? своих исследований? сформулировал? концепцию о? доминировании? полушарий? у человека. Согласно? этой? концепции, левое? полушарие? «отвечает» за? вербально-символические? функции? (речь, счёт, аналитическое? мышление), а? правое? – за? пространственно-синтетические? (образная память, воображение, творческое мышление). В? зависимости? от доминирующего? полушария люди? способны по-разному воспринимать сенсорные? проявления физической? реальности. Для восприятия наш мозг использует особые? «фильтры», которые? есть в? синапсах, стволовых ядрах, корковых отделах анализаторов. Таким образом, в? центр? анализатора? поступают не? объективные? сведения о? мире, а? закодированная информация о? нём. 
      Итак, как уже? говорилось выше, у каждого? человека? есть свой? вид такой? кодировки, называемый? репрезентацией. Отсюда? можно? говорить о? репрезентативных системах (или? модальностях), т.е. о? способах кодировки? информации? в? мозге? в? одной? преобладающей? репрезентации. В? НЛП под PC подразумеваются просто-напросто? индивидуальные? модели? восприятия и? принятия того, что? передают нам наши? органы чувств. Учёные? сходятся на? существовании? трёх систем: аудиальной, визуальной? и? кинестетической. Известный? психотерапевт Эльманович выделяет ещё? один? тип репрезентативной? системы – дискретный. У людей? с? таким типом восприятия  блокирована? кинестетика? из-за?  перенесённой? боли? (душевной? или? физической).
      С? рождения жизнь визуалов, аудиалов? и? кинестетиков? складывается примерно? одинаковым образом. Лишь дискреты не «стартуют» от рождения – ведь ими не? рождаются, а? становятся, как правило, в? результате? сильной? психотравмы. Равенство? представителей? психотипов? кончается в? школе. Ибо? большинство? преподаваемых там предметов? носит преимущественно? визуально-дискретный? характер. Уже? с? первых классов? попадают в? разряд отстающих учеников? кинестетики? – им ведь почти? ничего? не? дают пощупать, а? только? все? рассказывают и? показывают. Чуть дольше? держатся аудиалы – в? основном за? счёт «повествовательной» части? изучаемого? предмета. Однако? с? переходом в? старшие? классы «сдаются» и? они, а? первенство? в? успеваемости? обретают быстро? схватывающие? все? глазами? визуалы и? вечные? «ботаны» – дискреты – именно? последние? чаще? всего? и? бывают круглыми? отличниками. А по окончании школы тип каждой модальности живёт своей жизнью и имеет возможность корректировать свою деятельность в соответствии с возможностями и предпочтениями. Ковалёв? 
      Внутри? каждой? репрезентативной? системы (модальности), как вскольз упоминалось выше, выделяют паттерны (или? субмодальности) – более? мелкие? фрагменты внутри? каждой? модальности». Психолог Ю. С. Полозов? определяет субмодальность как «качественную характеристику сенсорного? опыта», причём «для каждого? человека? существует свой? набор? субмодальностей». (См. Приложение? 3) (15). 15.	 Полозов? Ю.С. 
      Тип предпочитаемой? репрезентативной? системы можно? определить не? только? по? дыханию, голосу, движениям, жестам, использованию лексики? и? чертам характера, но? и? по? движениям глаз, которые? совершает собеседник. Как считают Джон? Сеймор? и? Джозеф О`Коннор: «Существуют видимые? изменения в? нашем теле, когда? мы думаем различными? способами… Неврологические? исследования показали, что? движения глаз по? горизонтали? и? вертикали? оказываются связанными? с? активизацией? различных частей? головного? мозга». Коннор
      Эти? движения в? неврологии? называются латеральными? глазными? движениями, а? в? НЛП это? глазные? сигналы доступа? (или? паттерны глазного? сканирования). М. А. Павлова? утверждает: «Наши? глаза? демонстрируют особенности? памяти? и? процесса? мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной?  в? нашем мозге? в? одной? или? более? репрезентативных системах… Когда? вы наблюдаете? за? разговаривающими? или? размышляющими? людьми, то? можете? заметить, что? глазные? яблоки? находятся в? постоянном движении. Эти? движения – показатели? того, как люди? думают» (14). Павлова? М.А. (См. Приложение? 4)
      Итак, нами? были? рассмотрены теоретические? аспекты такого? психологического? феномена, как нейролингвистическое? программирование. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод: НЛП –  это? набор? моделей, умений? и? технологий? для того, чтобы мыслить и? действовать эффективно? в? этом мире. Цель НЛП – быть полезным, расширять ваши? выборы и? делать жизнь лучше. Погружаясь в? пласты НЛП, нужно? находить то, что? оказывается полезным, и? то, что? работает, испытав? это? на? себе. Ещё? важнее? обнаружить, где? это? не? работает, и? изменять это? до? тех пор, пока? оно? не? станет работать. 
      Так как ключевым принципом НЛП является пресуппозиция «Карта? – это? не? территория» (значение? утверждения заключается в? том, что? каждый? человек воспринимает мир? по-своему), то? сегодня абсолютно? очевидной? является острейшая необходимость индивидуального? подхода? педагога? к каждому ученику. Такое? отношение? может быть реализовано? при? помощи? внедрения в? образование? уроков? с? использованием приёмов? НЛП, чему и? будет уделено? внимание? в? следующей? главе. 
Глава? 2. Использование? приёмов? НЛП на? уроках русского? языка

2.1. Методики? НЛП в? изучении? школьных дисциплин
      
      Из теоретического? материала? предыдущей? главы нам стало? известно, что? восприятие? некоторых школьников? может быть ограничено? целым рядом негативных убеждений. Они? обедняют карту мира? ребёнка? и? не? позволяют ему преуспеть в? учёбе. Эффективно? усваивать учебный? материал? ребёнок сможет только? тогда, когда? ему помогут избавиться от ограничивающих убеждений. Оказание? такой? помощи? учащимся возможно? путём внедрения приёмов? НЛП в? образование. 
      Технология нейролингвистического? программирования строится с? учётом типов? функциональной? организации? двух полушарий? мозга? (левополушарные? люди, правополушарные, равнополушарные), а? также? репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая, дискретная). Методические? приёмы НЛП обновляют содержание? структурных элементов? урока, позволяют учителю модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко? всем ученикам класса, учитывая их психологические? и? физиологические? особенности. Использование? возможностей? НЛП поможет не? только? увеличить общую эффективность педагогической? деятельности, но? и? повысить качество? учебно-воспитательной? работы.
      Итак, для достижения максимального? эффекта? в? учебном процессе, учителю при? выборе? методов? и? приёмов? в? процессе? обучения необходимо? учитывать особенности? мыслительных процессов? учащихся с? разным типом функциональной? асимметрии? полушарий. Как известно, современные? педагогические? технологии? в? основном ориентированы на? левополушарное? восприятие. Таким образом, правополушарные? учащиеся оказываются в? невыгодном положении, так как нуждаются в? музыкальном фоне? на? уроках, творческих заданиях, контексте.
      Учитель может и должен модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко? всем ученикам класса, как лево- так и? правополушарным. В? этом случае? неуспеваемость резко? снижается, а? положительные? результаты быстро? растут. При? выборе? методов? проверки? знаний? также? необходимо? учитывать межполушарную асимметрию головного? мозга. (см. Приложение? № 5, 6) А. Москвин, Н. В. Москвина? / Ковалев? С.В. пед. Эф.
      Кроме? полушарной? специализации? мозга? НЛП в? образовательном процессе? учитывает и? репрезентативные? системы. В? предыдущей? главе? нами? было? выяснено, что? существует три? основные? модальности, в? которых способен? мыслить человек (аудиальная, визуальная и? кинестетическая), причём каждая модальность имеет ряд субмодальностей (паттернов). Учёт модальности? очень важен? в? процессе? учебной? деятельности, т.к. от этого? напрямую зависит успеваемость учеников? и? взаимоотношения учителя с? учащимися.
      Как утверждает М. Гриндер, ученики? начальной? школы преимущественно? кинестетики, т.к.  воспринимают реальность прикасаясь, обоняя, кидая, разбирая на? части. В? средней? школе? способ обучения меняется на? аудиальный, а? в? старших классах модальность определяется как визуальная. Педагог с? многолетним стажем, М.Гриндер? называет образовательный? процесс? «конвейером», а? классы, где? неуспевающие? дети? занимаются по? специальным программам – «коридором». Коридор? – это? место, где? развивается отстающая модальность учащегося, т.е. туда? попадают дети, не? адаптировавшиеся к новому изменившемуся способу обучения.       
      В? обычном классе? из тридцати? человек в? среднем у 22-х достаточно? развиты визуальные? (В), аудиальные? (А) и? кинестетические? (К) способности, но? при? этом каждый? ученик воспринимает информацию, используя одну модальность. Другие? 2-3 ученика? испытывают трудности? в? обучении? по? причинам, не? связанным с? особенностями? восприятия (психологическая ситуация дома).  Остальные? 4-6 учащихся, так называемые? «трансляторы» - это? преимущественно? визуалы, аудиалы или? кинестетики. Причём, опыт показал, что? большинство? детей, попадающих в? «коридор» являются кинестетиками. Каждая группа? учащихся способна? успешно? справляться только? с? определённым видом деятельности: К-ученик   легко? выполняет практическую часть лабораторной? работы, но? теряется, когда? читает об этом в? учебнике.  Наоборот,  В-ученик затрудняется в? лабораторном эксперименте, в? то? время как чтение? учебника? даёт ему полное? представление? о? работе. А-ученик  прекрасно? работает при? использовании? учителем фонетического? подхода. Джозеф 
      Таким образом, перед учителем стоит немаловажная задача? – пронаблюдать за? поведением учащихся и? выявить А, В? и? К-учеников. Для диагностики? специалисты НЛП и? учителя-практики? используют поведенческие? (разработанные? Р.Свассинг и? М.Барб) и? нейрологические? индикаторы (внешние? признаки, указывающие, какую часть головного? мозга? – А, В, К – использует ученик). (см. Приложение? № 7) Вторая задача, стоящая перед учителем – это? использование? многосенсорного? обучения. Целью такого? обучения является воздействие? на? большую часть учащихся путём представления информации? во? всех трёх модальностях. «Это? позволяет детям получать информацию, выбрав? свой? входной? канал, подкрепляет запоминание? и? усиливает дополнительные? сенсорные? каналы учеников». Гриндер
      Прежде? чем начать обучение, по? мнению М. А. Павловой, учитель должен? провести? «расчистку поля деятельности». Для этого? нужно? организовать работу с? так называемыми? школьными? фобиями, которые? есть практически? у всех учащихся и? могут возникнуть по? совершенно? разным причинам. Павлова  Для работы с? фобиями? М. А. Павлова? предлагает ряд упражнений, например: учитель выписывает на? доску  сложную грамматическую структуру, затем просит учащихся закрыть глаза? и? представить что-нибудь приятное, открыть глаза, посмотрев? на? предложение? на? доске? и? снова? закрыть, представив? приятное? событие. Это? упражнение? рекомендуется проводить систематически. (см. Приложение? 11)
      Вторым шагом является создание? мотивации? на? обучение. Для этого? нужно? начинать урок с? положительных эмоций, радости? и? удовольствия, т.к. особенности? памяти? ребёнка? связаны с? положительными? и? отрицательными? переживаниями? и, чтобы что-то? вспомнить, ученику нужно? вернуться в? то? состояние, в? котором была? получена? информация. Бендлер? Р. Исп.св.м.
      Затем учителю следует узнать ожидания учащихся от занятий. Для этого? можно? использовать «Условия хорошо? сформулированной? цели» М. А. Павловой? (см. Приложение? 8)
        Важным условием эффективности любого? урока? является похвала? ребёнка? за? работу; ученик должен? видеть результат своей? работы, поэтому нужно, по? утверждению М. А. Павловой, сравнивать успехи? учащихся с? их собственным прошлым состоянием, а? не? с? успехом других. Также? важна? «подстройка? к будущему в? конце? урока, т.к. успешный? ученик знает, где? и? когда? он? будет применять изучаемое».
        И, наконец, важным элементом урока? с? позиций? НЛП является использование? таких приёмов, как визуализация (развитие? визуальной? памяти), метафора? и? позитивное? якорение? во? всех трёх модальностях. Также специалистами рекомендуется включать в образовательный процесс упражнения, разработанные на основе техник и приёмов НЛП.
        Таким образом, мы можем сделать вывод, что? применение? приёмов? НЛП в? комплексе? способно? дать положительные? результаты, необходимые? для эффективного? протекания учебного? процесса. Очень важно? учитывать индивидуальные? особенности? детей? с? точки? зрения НЛП. В? следующих параграфах этой? главы более? подробно? будут рассмотрены некоторые? приёмы НЛП, а? также? основные? составляющие? успеха? в? обучении? русскому языку в? школе.
      
      
2.2. Специфика? уроков? русского? языка, стили? обучения
      
      Прежде? чем говорить о? том, какие? приёмы НЛП использовать на? уроках русского? языка? для достижения максимального? эффекта? обучения и? повышения уровня грамотности? учащихся, необходимо? рассмотреть непосредственно? урок русского? языка? как составляющий? элемент учебного? процесса? в? современной? школе.
      Учебный? процесс? – это? совместная деятельность учителя и? учащихся по? передаче? и? усвоению новых знаний? и? овладению умениями? в? течение? определённого? времени. Наибольшей? единицей? учебного? процесса? является учебный? год, который? членится на? учебные? полугодия и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%