VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Налогообложение шельфовых нефтегазовых проектов. Зарубежный опыт и перспективы совершенствования в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011460
Тема: Налогообложение шельфовых нефтегазовых проектов. Зарубежный опыт и перспективы совершенствования в России
Содержание
АННОТАЦИЯ

	Тема выпускной квалификационной работы – «Налогообложение  шельфовых нефтегазовых проектов. Зарубежный опыт и перспективы совершенствования в России».

В дипломной работе проанализировано значение налоговой системы в нефтегазовой отрасли. Описаны основные понятия налогового законодательства, которое применяется при добыче углеводородов на шельфе. Описаны системы налогообложения различных регионов и проведена сравнительная оценка налоговых систем Российской Федерации и крупнейших стран-добытчиков нефти и газа на шельфовых месторождениях.

Проведен анализ основных показателей систем налогообложения нефтегазовых месторождений регионов, эталонных для Российской Федерации и предложены основные методы и направления совершенствования системы налогообложения нефтегазовых шельфовых месторождений России.

Актуальность работы заключается в возможности реализации предложенных усовершенствований налоговой системы России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и содержит пятнадцать таблиц, восемь рисунков на 91 странице.

































СОДЕРЖАНИЕ

	Введение	4

	Глава 1. Налоговая система: Основные понятия, национальные и отраслевые особенности	8

	1.1. Значение и основные понятия налоговой системы	8

	1.2. Налоги Российской Федерации	12

	1.3. Особенности налогообложения в нефтегазовой промышленности с акцентом на особенности налогообложения шельфовых месторождений	15

	1.4. Характеристика перспективных шельфовых зон нефтегазодобычи в мире и Российской Федерации	17

Выводы по Главе 1……………………………………………………………………17

	Глава 2. Обзор систем налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений: мировой и отечественный опыт	20

2.1. Система налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений стран Северной Америки………………………………………………………………….21

	2.2. Система налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений стран Центральной и Южной Америки	22

	2.3. Система налогообложения шельфовых месторождений стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии	30

	2.4. Система налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений Северного Моря	37

2.5. Система налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений России………………………………………………………………………………….47

Выводы по Главе 2……………………………………………………………………66

	 Глава 3. Направление совершенствования системы налогообложения нефтегазовых шельфовых месторождений России	68

	3.1. Анализ основных показателей систем налогообложения нефтегазовых месторождений регионов, эталонных для Российской Федерации	68

	3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения нефтегазовых шельфовых месторождений России	74

Выводы по главе 3…………………………………………………………………….83

Заключение…………………………………………………………………….………84

Список литературы……………………………………………………………………87

	





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Шельфовое бурение и добыча являются одними из самых перспективных направлений в нефтяной отрасли. Морские месторождения способны обеспечить компаниям богатую ресурсную базу. Их значение в долгосрочной перспективе сложно переоценить. И хотя традиционные проекты на суше часто окупаются быстрее, нефтяники знают, что в шельф, который принесет прибыль в будущем, нужно инвестировать уже сегодня. Работа в море требует не только денег, но и всесторонней экспертизы.

В последнее время освоению континентального шельфа уделяется повышенное внимание со стороны ведущих компаний нефтегазового рынка. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы формирования налоговых обязательств, при осуществлении хозяйственной деятельности на континентальном шельфе.

          Шельф - подводная окраина материка, примыкающая к суше и сходная с ней по геологическому строению. Это своеобразная "полка", в пределах которой море не такое глубокое - обычно порядка 100-200 метров.

  Начальные суммарные ресурсы углеводородов шельфа России составляют около 100 млрд тонн условного топлива.

Общая площадь мировых шельфов - около 32 млн км?. Шельф у северной окраины Евразии наиболее обширен. Его ширина достигает 1,5 тыс. километров. Другие широкие места находятся в Беринговом море, Гудзонском заливе, Южно-Китайском море, у северного побережья Австралии.

	Континентальный шельф — это территория с особым правовым статусом, он не является частью собственно территории государства. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права[19].

           Освоение арктического шельфа является одной из приоритетных стратегических задач экономического развития России. В последние несколько лет страна активизировала усилия по освоению обширных запасов углеводородных ресурсов на своём континентальном шельфе в рамках государственных инициатив, направленных на стимулирование добычи нефти и газа на шельфовых месторождениях. Площадь шельфа и континентального склона РФ достигает 6,2 млн. км2, причём значительная доля указанной территории приходится на арктический регион. Этот показатель может оказаться ещё выше, так как в настоящее время Россия трудится над подготовкой заявки о расширении границ своего континентального шельфа в Арктике. Кроме того, правительство РФ завершило работу над программой разведки арктического континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов на период с 2012 по 2030 г. Интенсификация геологоразведочных работ является одним из основных приоритетов, указанных в рамках программы, и ключевую роль в достижении данных целей должны сыграть инвестиции российских нефтегазовых компаний. На российском шельфе открыто более двадцати крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, месторождения десяти из которых являются доказанными. Наиболее значительная часть ресурсов российской Арктики (около 94 % общего объёма) сконцентрирована в её западной части, а неразведанные запасы её восточной части (вдоль континентального склона и в глубоководном арктическом бассейне) в основном относятся к категории предполагаемых или условных.

Хотя нефть и газ облагаются значительными налогами на всем протяжении производственно-сбытовой цепочки, налогообложение в промысловой сфере весьма отличается, как от налогообложения в сфере переработки и сбыта, где основным инструментом являются акцизы, взимаемые по единой ставке, так и от налогов на доходы юридических лиц, ставки которых в основных промышленно развитых странах снижены в интересах обеспечения того, чтобы транснациональные корпорации находились впределах юрисдикции, где возможна «налоговая конкуренция». Суть налогообложения в промысловой сфере заключается в распределении ренты между правительством и инвестором. Налоги составляют лишь одну из частей режима распределения ренты, который включает в себя сборы, арендную плату, бонусы, долю/участие государства и другие фискальные условия, помимо налогов.

Вопросы распределения ренты в нефтегазовых проектах имеют решающее значение, как для государства, так и для инвестора. Во многих развивающихся странах налоговые поступления от добычи (или экспорта) нефти и газа являются основным источником формирования госбюджета. А инвесторы принимают решения о вложении средств или воздержании от него исходя из оценки рисков и прибыли. Распределение ренты между правительством и инвестором производится с учетом баланса между перспективами в плане запасов и объемов добычи, с одной стороны, и политическими и экономическими рисками, с другой.

Постоянными конкурентами служат аналогичные блоки в других странах. Кроме того, нередко значительное влияние оказывают политические и стратегические позиции страны базирования инвестора.

Цель работы –изучить налогообложение шельфовых нефтегазовых проектов: зарубежный опыт и перспектива совершенствования в России с последующим выбором тех регионов, где система налогообложения  может быть взята за эталон для Российской Федерации.

Задачи:

- рассмотреть систему налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений Северного Моря;

- описать систему налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений стран Северной Америки;

- проанализировать систему налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений стран Центральной и Южной Америки;

- выявить систему налогообложения шельфовых месторождений стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии;

- провести анализ системы налогообложения шельфовых нефтегазовых месторождений стран России	.

Объект исследования – Россия и зарубежные страны.

Предмет исследования –налогообложение шельфовых нефтегазовых проектов.

Методы исследования – анализ, обобщение полученных результатов.



























































1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1. ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налогообложение – это древнейшее слово, которое ранее дословно означало жертвоприношение, рабский труд и даже военные трофеи[4]. Испокон веков государственная казна пополнялась всевозможными способами, к слову, не всегда гуманными. 

Со временем правосознание в обществе росло, и государство пришло к пониманию более гуманных и регулируемых способов пополнения собственной казны. Поэтому сегодня налоги – это не только дань и укрепление государственного бюджета, это осознанное обязательство субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому практически каждый из нас понимает, для чего он платит деньги в казну.

Сегодня объект налогообложения – это любое имущество, с части стоимости которого предприниматель или любое лицо, получающее прибыль, обязано уплатить государству. Несмотря на обязательность исполнения уплаты, в подавляющем большинстве случаев данная процедура носит добровольный характер, что говорит о высоком уровне правосознания современных граждан.

Налогообложение – это структурированная и регулируемая государством комплексная система, которая действует в рамках законодательства[3]. Так, в Российской Федерации функционирует ряд принципов, которым данный экономический институт соответствует[5]:

Всеобщность. Это значит, что казну обязаны пополнять все, как физические, так и юридические лица, соответствующие требованиям НК РФ. Никакого дискриминационного характера налогообложение не носит по определению.

Равенство. Налоговое бремя распределяется в соответствии с возможностями каждого субъекта и регулируется путем льгот.

Ясность. Трактуется законодательство непротиворечивым путем, поэтому каждый плательщик может найти необходимую для себя информацию в НК РФ.

Законность. Государство предусматривает ряд оснований, исходя из которых, лицо обязано выплатить долю прибыли в казну.

Налогообложение – это процесс, который регулируется государственной политикой одновременно по нескольким направлением[6]. Одним из таких является методика начисления налогового бремени на субъектов хозяйствования. Последняя, представляет собой динамику изменения фискальных ставок, которые могут колебаться в зависимости от изменения размеров бюджетной базы. В данном аспекте налоги и налогообложение – это непрерывный процесс регулирования объемов казны. Итак, к фискальным методикам можно отнести следующие[7]:

•Равная. Это означает, что на каждого субъекта хозяйствования накладывается идентичное относительно прочих бремя. В данный момент практически не используется, поскольку является устаревшей.

•Регрессивная. Характерна уменьшением налоговой ставки в соответствии с ростом базы казны. Зачастую используется в том случае, если уровень бюджета зависит от четко установленной суммы, а не от уровня дохода населения.

•Прогрессивная. Действует обратно от регрессивной, активно используется в РФ.

•Пропорциональная. Характерна твердой ставкой и не колеблется в зависимости от динамики уровня дохода субъектов хозяйствования.

Цель налогообложения – это регулируемое пополнение государственной казны, поэтому для организации данного процесса с развитием правосознания у общества возникали все новые виды фискальных сборов, которые в дальнейшем разделялись на подвиды[8]. Среди таких можно выделить следующие[9]:

1.По методу уплаты: прямые (пропорциональны уровню дохода) и косвенные (выражаются в качестве надбавки на стоимость товара, которую покрывают потребители). Также на практике используется упрощенная система налогообложения (это особый режим для субъектов малого предпринимательства).

2.По специфике использования: общие (взимаются для финансирования общегосударственных целей), специальные (имеют узкую направленность покрытия – например, при выплате налога на ГСМ средства попадают в дорожные фонды).

3.По месту распределения: государственные (выплачиваются в централизованный орган фискальной службы) и местные (предназначены для покрытия расходов внутригородского характера).

Налогообложение – это непрерывно действующий механизм, который выполняет ряд функций[10]:

1.Фискальная деятельность. Является основной и заключается в процессе регулирования и формирования средств государственной казны для дальнейшего их грамотного и равномерного распределения относительно потребностей на местах.

2.Распределительная деятельность. Называется также социальной, поскольку осуществляет уравнительную функцию между различными слоями населения. Иными словами, часть взносов субъектов хозяйствования в бюджет выделяется на покрытие расходов незащищенных категорий общества.

3.Регулирующая деятельность. Поддерживает равновесие между экономическими процессами внутри государства, а также аккумулирует средства для заполнения финансовых прорех в той или иной государственной отрасли.

Для предпринимателя объект налогообложения – это его собственная заработанная прибыль, а поэтому делиться ей, как правило, не особо хочется. Для того чтобы минимизировать расходы и исключить риски нарушения законодательства, субъекту хозяйствования важно выбрать грамотную налоговую политику. Данного комплекса мер необходимо придерживаться во время осуществления операционной деятельности.

При своем формировании налоговая политика предприятия касается следующих направлений деятельности субъекта хозяйствования[11]:

•для начала необходимо определиться с посильной нагрузкой фискального бремени, а далее – с видом осуществляемой деятельности;

•после следует определиться с графиком и сроком уплаты обязательств в бюджет, которые станут максимально комфортными для своевременного исполнения в рамках действующего законодательства;

•в последнюю очередь стоит обдумывать вопросы инвестирования, а также методику распределения чистой прибыли предприятия (не стоит путать с таким термином, как прибыль до налогообложения - это несколько иное понятие, но об этом ниже).

Налоговая нагрузка, или бремя, как ее еще принято называть, представляет собой соотношение выплаченных в казну предприятия средств субъектом хозяйствования к общей массе полученной выручки за отчетный период. Это, наверное, самый щепетильный вопрос среди предпринимателей, поскольку не волнует он только ИП, получивших право на упрощенную (патентную) систему выплаты фискальных обязательств. Патентное налогообложение – это особая система, которая заменяет ряд налогов (НДФЛ, НДС, обязательство на имущество) и значительно упрощает операционную деятельность предпринимателя.

Что же касается прочих субъектов хозяйствования, то они должны постоянно следить за коэффициентом налогового бремени относительно выручки, себестоимости реализованной продукции и общей ценности задействованных в производстве активов. В случае значительной доли на выходе стоит обратиться к внедрению более эффективной налоговой политики на предприятии.

Не каждое предприятие нуждается в мерах по улучшению налоговой стратегии. Зачастую данная процедура касается только тех субъектов хозяйствования, которые уплачивают в государственную казну более чем треть от суммы добавленной стоимости на выпускаемую продукцию. Поскольку в этом случае они не только лишаются немалой доли чистой прибыли, но и ежемесячно тратят ресурсы устаревших фондов. Ведь прибыль до налогообложения – это не безразмерная величина, и даже ей свойственно заканчиваться в самый неожиданный момент, особенно при неграмотной фискальной политике на предприятии.

Поэтому важно объективно оценить политику, проводимую на предприятии. А это значит, что необходимо определить сбалансированность вовлечения в производство собственных средств, оценить риски, которые заключаются в противоречиях действующему законодательству, а также дать качественную оценку реализации стратегии на практике, ведь зачастую не все ее пункты соблюдаются.

1.2. НАЛОГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральные налоги вкупе с региональными и местными бюджетными платежами вносятся в казну в порядке и размере, определенном НК РФ. В материале приведены краткие характеристики этих групп налогов, а также указаны нормы Налогового кодекса, на основании которых они вносятся в бюджеты. 

Статья 12 Налогового кодекса определяет, что федеральные налоги должны поступать исключительно в бюджет Российской Федерации независимо от того, в каком регионе зарегистрирован налогоплательщик. Более того, федеральные налоги должны уплачивать и нерезиденты РФ, если того требуют условия их деятельности на территории России[1].

Ставки федеральных налогов, порядок их начисления и сроки внесения в бюджет устанавливаются только НК РФ. Никакие законодательные акты регионального и тем более местного уровня данный вид платежей не регулируют.

Федеральные, региональные и местные налоги распределяются банками в автоматическом режиме на основании кодов бюджетного платежа (КБК). Нынешние значения КБК установлены Минфином (приказ от 16.12.2014 № 150н). Кодовые обозначения проставляются налогоплательщиками в платежных поручениях, которые представляются в банковское учреждение.

В областях, краях и автономных республиках РФ установлены бюджетные платежи ниже уровнем – региональные налоги. Как и федеральные налоги, региональные и перечень их на 2016 год установлены Налоговым кодексом, в котором определены и предельные значения их ставок. Однако в связи с тем, что соответствующие средства предназначены для региональных бюджетов, законодателям, например областей, предоставлено право детализировать ставки в установленных коридорах, определять необходимость введения льгот, утверждать сроки подачи налоговых деклараций, уплаты данных налогов[12].

Опишем ситуацию с транспортным налогом, относящимся к региональному уровню. В п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ установлены размеры ставок по данному налогу для различных видов транспортных средств. Здесь же указано, что субъекты РФ имеют право менять ставки в 10 раз, причем как в большую, так и в меньшую сторону. Для федеральных налогов такая опция не предусмотрена.

Ориентируясь на это положение, регионы принимаются свои законы, устанавливающие величину региональных налогов и сборов. Например, в Санкт-Петербурге повышающий коэффициент равен 1,5. То есть базовая ставка налога увеличена в полтора раза, хотя властям города разрешено десятикратное ее увеличение[13].

Некоторые виды налогов могут иметь двойное назначение. Например, налог на прибыль отнесен НК РФ к группе федеральных налогов. Тем не менее при поступлении в банк он сразу разделяется на два потока — в федеральный центр (2%) и на региональный уровень (18%). Доля распределения тоже установлена НК РФ.

Местные налоги устанавливаются по тому же принципу, что и региональные. То есть НК РФ определяет виды платежей и рамки ставок, а на местном уровне законодатели конкретизируют ставки и утверждают льготы. Данный вид платежей носит такое название, поскольку средства полностью поступают в бюджеты местных уровней[14].

В качестве примера можно привести торговый сбор. Этот платеж утвержден законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, ему даже посвящена отдельная глава НК РФ — 33-я. Но ставки полностью находятся в компетенции местных органов власти.

В таблице 1 также приведены статьи НК РФ, которые регулируют сферу применения каждого конкретного вида бюджетного платежа. 

Таблица 1 – Таблица налогов[15]

Вид налога

Налог

Кто является налогоплательщиком

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Ст. 143

Ст. 146 

Ст. 164



Акцизы

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193



НДФЛ

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224



Налог на прибыль

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284



Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3



Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342



Водный налог

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12



Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24,333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380



Транспортный налог

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361



Налог на игорный бизнес

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406



Земельный налог

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394



Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

(Источник: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. – Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru)

Законодательство РФ предусматривает возможность применения специальных режимов налогообложения. Такие спецрежимы заменяют сразу несколько бюджетных платежей, в число которых входят даже федеральные налоги.

Например, индивидуальные предприниматели, использующие спецрежимы, не платят НДС (при соблюдении определенных условий), налог на прибыль, НДФЛ, имущественный налог.

В России разрешено применять следующие виды спецрежимов[16]

•упрощенная система налогообложения (УСН);

•единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

•единый сельхозналог (ЕСХН);

•патентная система налогообложения (ПСН).

Перечень всех бюджетных платежей установлен НК РФ. При этом только федеральные налоги платятся по ставкам, указанным в этом законодательном акте. Для налогов и сборов, относящиеся к региональным и местным уровням, установлены лишь базовые ставки и коридоры, в пределах которых они могут быть изменены властями на местах.

1.3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С АКЦЕНТОМ НА ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

24 ноября 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал Закон № 366-ФЗ, который предусматривает снижение текущих ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты при одновременном увеличении базовой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на товарную нефть. Новые ставки вывозных таможенных пошлин и ставки НДПИ будут применяться с 1 января 2015 года.

Новый закон устанавливает следующие ставки НДПИ за тонну добытой нефти[16]:

- 766 рублей с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 года (прежняя ставка — 530 рублей)

-  857 рублей с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 года (прежняя ставка — 559 рублей)

- 919 рублей с 1 января 2017 года (прежняя ставка — 559 рублей).

При этом принятые изменения снижают предельную ставку вывозной таможенной пошлины на сырую нефть (уменьшение коэффициента в формуле расчета при фактической цене за баррель свыше 25 долларов США) с текущего уровня 59% до:

- 42% с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 года (прежний уровень — 57%)

- 36% с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 года (прежний уровень — 55%)

- 30% с 1 января 2017 года (прежний уровень — 55%).

Также положения Закона предусматривают понижение уровня ставки вывозной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты (включая бензин) и повышение — на темные нефтепродукты, сохраняя «привязку» к экспортной нефтяной таможенной пошлине:

В рамках «налогового маневра» также предусмотрено изменение ставок акцизов на нефтепродукты, изменение порядка расчета НДПИ для газового конденсата, а также корректировка налоговых льгот, большинство которых будет сохранено в абсолютном выражении.

Российские компании, занимающиеся добычей нефти и газа, уплачивают следующие налоги:

- Налог на прибыль по ставке 20% (минимальная ставка может составлять 15,5%);

- Налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 18%;

- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

- Платежи за пользование недрами;

- Прочие налоги в отношении юридических лиц (включая налог на имущество и отчисления в страховые взносы);

- Таможенные платежи;

- Акцизы.

Основу налоговой нагрузки на российские компании сегмента разведки и добычи составляют НДПИ и вывозные таможенные платежи. При текущей цене на нефть их доля превышает 90% в структуре налоговых платежей в сегменте разведки и добычи. Компании, осуществляющие деятельность в сегменте переработки и сбыта, не облагаются НДПИ и платежами за пользование недрами, но уплачивают акцизные сборы на нефтепродукты[1].

Налогоплательщиками по уплате акциза на нефтепродукты на территории России являются нефтеперерабатывающие предприятия. При этом акцизами облагаются только нефтепродукты, реализованные на внутреннем рынке.

1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ШЕЛЬФОВЫХ ЗОН НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ В МИРЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определенные негативные тенденции оказали существенное влияние на экономику и нефтегазовые проекты в России. Нестабильность и резкое снижение цен на нефть до 40–50 долларов за баррель привели к снижению рентабельности нефтегазовых проектов в РФ. Темп роста добычи углеводородного сырья в 2014 г. снизился в 3 раза по сравнению с 2008–2013 гг. Сократился дебит новых и действующих скважин, в то время, как удельный вес трудноизвлекаемых запасов, требующих уникальных технологий, увеличился.

Для снижения влияния негативных тенденций на нефтегазовую отрасль в условиях новой реальности, реализуются и разрабатываются следующие реформы налогового и гражданского законодательства: «налоговый маневр»; стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти; разработка альтернативы действующей системе налогообложения нефтегазовой отрасли; разработка юридической концепции распределения рисков между участниками нефтегазовых проектов с целью возможности заключения договоров по российскому праву.

Действующее таможенное законодательство устанавливает только общие принципы регулирования деятельности при реализации шельфовых проектов. Отсутствие в таможенном законодательстве Таможенного Союза специальных норм, регулирующих деятельность на континентальном шельфе, приводит к неопределённостям правоприменения и возникновению рисков предъявления претензий к недропользователям и операторам шельфовых проектов.

Арктическое побережье России и его шельфовая территория не имеют связи с существующими энергосистемами (за исключением части Мурманского побережья). Их энергоснабжение осуществляется автономными дизельными установками с доставкой Северным завозом энергоносителей в короткий от ледостава летний период, что чрезвычайно удорожает стоимость генерируемой ими электроэнергии.

В России имеется успешный полувековой опыт эксплуатации в Арктике напорной приливной электростанции (ПЭС) на Баренцевом море. За 50 лет службы в сверхсуровых условиях приливного моря здание ПЭС не имеет никаких повреждений и на нем не было произведено ни одного ремонта! Также показателен и пример создания для Арктики наплавного металлического энергоблока, который в 2006 г. был изготовлен на заводе «Севмаш». Благодаря созданным в АО «НИИЭС» РусГидро инновационным технологиям по защите железобетонных и металлических конструкций от коррозии и обрастания в среде Северного Ледовитого океана ПЭС за период эксплуатации не имеет никаких повреждений[10].

На основе успешного отечественного опыта наплавного способа строительства, позволяющего осуществлять строительство наплавных энергетических объектов в комфортных условиях существующих промышленных центров, а также на основе успешно прошедших испытаний долговечных строительных материалов и их защиты от ледового воздействия и коррозии в Северном ледовитом океане предлагается использование типовых серийных напорных и безнапорных энергоблоков ПЭС с дополнительной установкой на этих энергоблоках волновых, ветровых и солнечных энергоустановок для выравнивания внутрисуточной неравномерности выработки электроэнергии.

Развитие проектов на шельфе Арктики непосредственно зависит от экспортных возможностей. Германия и другие европейские неарктические страны покрывают значительную часть своей потребности в нефти и газе за счет арктических источников, в основном за счет Норвегии и России. К тому же, экспортно-ориентированные неарктические страны, такие как Германия, заинтересованы в новых транспортных путях, которые могут получить развитие в Арктике[12].

Институт передового изучения проблем устойчивого развития (Потсдам) совместно с другими партнерскими институтами Германии, России и Норвегии развивает проект под названием GRASP (Governance of Resources for Arctic Sustainable Policyand Practice) – «Управление ресурсами для устойчивой арктической политики и практики». Проект GRASP призван составить более детальную картину того, что будет происходить в Арктике в будущем с точки зрения климата, права, политики и экономики, включая при этом процессы, происходящие как в Арктике, так и за ее пределами.













































ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Действующая налоговая система не позволяет стимулировать разработку месторождений в традиционных регионах добычи и увеличивать коэффициент извлечения нефти. Налог на финансовый результат обеспечивает изъятие в пользу государства сверхприбыли от разработки высокорентабельных месторождений с одновременным понижением налоговой нагрузки на месторождения, добыча УВС на которых в настоящее время нерентабельна.


2. ОБЗОР СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

2.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Если Россия первой открыла месторождение в Арктике, то первой страной, которая начала проводить там разведочное бурение, была Канада.

Первое морское месторождение за полярным кругом было открыто в 1974 году (Adgo). Нефтегазовые месторождения арктического шельфа Канады залегают в акватории моря Бофорта (на 2011 год их насчитывалось 32, большая часть которых – нефтегазовые).  Извлекаемые углеводородные запасы моря Бофорта находятся на небольших глубинах моря (до 100 м), и достигают на отдельных месторождениях до 68,5 млн. т нефти и 56 млрд. м3 газа (Amauligak).

Разведка арктического региона Канады активно велась в 1970-1980 годы благодаря хорошей государственной поддержке. Еще одним стимулом инвестиций в ГРР были высокие цены на нефть в тот период.

Значительная часть разведочных работ проводилась компанией «Panarctic Oils», 45% акционерного капитала которой принадлежало федеральному правительству. Именно с этого момента началось прямое участие государства в нефтегазовой отрасли[23].

Почти все разведочные скважины на арктическом шельфе Канады пробурены до 90-х годов. После правительство практически перестало инвестировать в разведку, за нее стала отвечать Национальная служба энергетики Канады, и поисково-разведочные работы прекратились. На суше находилось достаточно много перспективных углеводородных запасов, добыча которых требовала гораздо меньше затрат по сравнению с шельфом Арктики, и могла нанести меньший ущерб экологии.

С того времени на шельфе Арктики была пробурена только одна скважина (в 2006 году). К настоящему времени число лицензий на разведку увеличилось, однако бурение еще не возобновилось. Канада продолжает сейсмическое изучение шельфа Арктики. В 2012 году между компаниями «Statoil» и «Chevron» было подписано соглашение о проведении 3D-сейсморазведки в море Бофорта на глубинах от 800 до 1800 м в 120 км от берега. В этом же море планируют вести разработку компании «Shell» и «BP»[24].

За все время на морских месторождениях арктического региона Канады проводилась только пробная добыча (на Amauligak). Месторождения островов Арктического архипелага Канады сейчас тоже не разрабатываются (промышленная добыча велась только на месторождении Bent-Horn на острове Камерон, но была прекращена из-за неблагоприятных природных условий).

В конце 2013 года Канада подала заявку на расширение границ своего шельфа в Комиссию ООН, при этом она будет дополнена новыми материалами, подтверждающими принадлежность некоторых территорий Северного Ледовитого океана за пределами исключительной экономической зоны Канаде. Арктика, по словам премьер-министра Канады, имеет сейчас большое значение для страны, и уступать ее другим она не будет. Согласно политическим заявлениям, Канада все же намерена возобновлять свою поисковую активность в Арктике и осваивать нефтегазовые ресурсы континентального шельфа[24].

При добыче на федеральном континентальном шельфе Арктики в Канаде недропользователь обязан уплачивать роялти и налог на прибыль. Ставка налога на прибыль равна 26,5%.

Ставка роялти варьируется от 1% до 5% в зависимости от сроков разработки. С момента окупаемости проекта размер роялти составляет 30% от чистого дохода, если данная сумма превышает 5% валового дохода.

2.2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Более четверти века разработку месторождений Арктики ведут Соединенные Штаты Америки. Первая нефть здесь была добыта в 1977 году на месторождении Prudhoe Bay, расположенном на побережье Северного Ледовитого океана с извлекаемыми запасами около 25 млрд. барр. нефти и 700 млрд. м3 газа (на него приходится сейчас около 20% нефтедобычи США).  Промышленная эксплуатация шельфа началась в 1987 году с разработки месторождения Endicot и продолжается до сих пор. Оператором обоих проектов является британская компания «BP». К 2011 году на американском шельфе моря Бофорта добыча велась на 9 месторождениях.[25]

Углеводородные шельфовые запасы Арктики в США находятся в недрах двух морей: море Бофорта и в Чукотском море. Море Бофорта более выгодно для освоения: оно менее глубокое и расположено ближе к имеющейся инфраструктуре (Трансаляскинский нефтепровод, сооруженный для перекачивания нефти, добываемой на Prudhoe Bay). На шельфе Чукотского моря в 1990 году было открыто газовое месторождение Burger, одно из самых крупных на шельфе Аляски. Однако промышленная добыча в этом море ожидается не ранее 2022 года. 

В конце 80-х годов разведочное бурение на морском дне этих морей проводилось компанией «Shell», но затем ее деятельность по исследованию шельфа Арктики была приостановлена по причине больших затрат в условиях низких цен на нефть и больших перспектив по добыче в Мексиканском заливе. Но позже «Shell» вернулась в Арктику, получив в 2005 году лицензию на разведку в море Бофорта и в 2008 году в Чукотском море.  Компания проводила сейсморазведку своих лицензионных участков. Но бурение разведочных скважин, запланированное еще на 2012 год, было отложено. Сложности по освоению арктических место.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44