VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Мировой туризм в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000389
Тема: Мировой туризм в России
Содержание
     Глава 1. Исторические традиции и теоретические основы организации международного туризма
1.1 История развития международного туризма
1.2 Место туризма в современном обществе
1.3 Сущность и виды международного туризма
     Глава 2. Современное состояние международного туризма
2.1   Анализ мировых тенденций развития международного туризма
2.2.  Теоретические идеи  международного туризма.
2.3   Место туризма в мировой сфере услуг и его география
     Глава 3. Проблемы и перспективы развития мирового туризма в России
3.1     Ключевые тренды и прогнозы в сфере международного туризма
3.2     Текущие туристические тенденции в РФ
3.3     Основные проблемы российского туризма и его потенциал
    
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
     
1.1 История развития международного туризма
     
     История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени1.
     Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта . 
     Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы: 
     • раннеисторическая фаза — до 1850г.; 
     • начальная фаза — с 1850 по 1914г.; 
     • фаза развития — с 1914 по 1945г.; 
     • фаза массового туризма — после 1945г. 
     Мотивами перемещения в пространстве в раннеисторические времена чаще всего становились такие факторы, как торговля, хозяйственные контакты, жажда познания, открытий, обучения, религия. В этот период путешествия были уделом аристократии, пилигримов и странников. 
     Начальная фаза современного туризма приходится на XIX век. Для нее характерны: 
     • развитие информационной инфраструктуры и особенно почтовой сети; 
     • развитие транспортной инфраструктуры и применение новых транспортных средств, таких, как железная дорога и пароход, увеличение скорости перемещения и снижение стоимости поездок; 
     • рост благосостояния вследствие индустриализации и первые социальные завоевания в области свободного времени, особенно возможность использовать отпуск. 
     Фаза роста туризма, согласно этой классификации, приходится на период 1914—1945 гг. Для этой фазы характерно увеличение участников туристического движения за счет среднего класса. Новую форму путешествий выработали политические движения, имевшие национал-социалистический оттенок. Эти движения предлагали дешевые или практически бесплатные поездки для сплочения групп, чтобы посредством ознакомления со своей страной развить патриотические чувства. Такие путешествия были распространены в Германии и Италии. 
     После 1945г. туризм вступил в новую фазу, которая характеризовалась, с одной стороны, массовостью турпоездок, а с другой — масштабностью и прогрессирующей диверсификацией туристических передвижений. При этом здесь различается туризм в странах бывшего соцлагеря, когда поездка преимущественно в рамках социального туризма ограничивалась в основном границами стран социалистической системы, а также туризм в странах с рыночной экономикой, где он принял форму хозяйственной деятельности, расширив сферу третичного сектора. 
     Другого подхода относительно ретроспективы туризма придерживается М.В. Соколова в книге «История туризма». Автор рассматривает историю туризма прежде всего в контексте эволюции общественных отношений и смены общественно-экономических формаций. Так, М.В. Соколовой выделяются: путешествия в древности; путешествия в эпоху Средневековья; развитие туризма в Новое время; туризм в XX в.. 
     Существует подход, который связывает описание истории туризма в контексте страноведческих описаний, знание которых необходимо обслуживающему персоналу туристических фирм и гостиниц. Такого подхода, например, придерживается Линн ванн дер Ваген при характеристике гостиничного бизнеса в Австралии. 
     Некоторые авторы, в частности П. Ротоу, увязывают экономические стадии развития стран и особенности развития в них туризма. Так, для низких экономических стадий (земледелие) преимущественно развивается внутренний туризм, тогда как для постиндустриального общества характерен обширный туристический обмен в рамках международных путешествий, принимающих глобальный характер. 
     На наш взгляд, все эти подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм — многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы — религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально-экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация). 
Таким образом, история туризма — это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой — без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития. К числу базовых элементов развития туризма следует отнести: 
     • Великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах; 
     • эволюцию средств размещения; 
     • эволюцию средств транспорта. 
     Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовательными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором, стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно-демократические революции и промышленная революция подготовили почву для 
развития туризма в Новое время. Эру современного туризма обычно отсчитывают с 1841г., когда легендарный Томас Кук, оценив достоинства железной дороги, организовал по ней массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек. 
     Международный туризм берет свое начало в середине XIX в.,2 т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.
     Стать самостоятельным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.
     Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.
     Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров – туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.
     Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция, и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.
     Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом.
     Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства-железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. в нем было указано около 8 тыс. гостиниц.
     Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г.,3 та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.
     В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии.
     С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.
     С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.
     Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона.
     О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, 
Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб. Действовавший в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся, а Пятигорске. Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся.
     Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников.
     Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности, эти организации сыграли важную положительную роль в привлечении молодежи к познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.
     Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе.
     Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. В 1895 г. создается Российское общество туристов, в 1901 г. – Русское горное общество. Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917 г. являлось ведущими туристскими организациями России.
     Следует подчеркнуть, что туризм в Российской империи в целом не являлся массовым, так как в стране был довольно высокий процент бедного и неграмотного населения.
     Достижение в области транспорта в начале ХХ в. отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий использовались железные дороги, пароходы, а несколько и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли.
     Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность.
     Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов.
     Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация.
     Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов. Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве государств.
     В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.
     В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20-30 годы, явилось бурное развитие новых видов транспорта - автомобильного и авиационного.
     Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929-1933 гг. к 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до ровня начала 20-х годов.
     Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой Германии к войне.
     В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы.
        4Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. в первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.
     Только спустя несколько лет спустя после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе ( основную часть туристов составляли американцы). В 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25 млн. человек.
     Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических, экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г.- Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).
     К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом.
     50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 г. число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза.
     Период с 1961 по 1970 г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 г. достигло 168,4 млн. человек.
     Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так, в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей.
     Важным итогом Римской конференции явилось принятие официального определения таких понятий, как «временный посетитель», «турист»,
     « экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета туризма. Внимание в работе конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением пограничных и таможенных формальностей, процедур.
     Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма.
     В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН 5неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.
     ВТО - международная организация специальной компетенции в соответствии со ст.1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера.
     Вся деятельность 	ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права.
     Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.
     80-м годам предшествовал период туристического подъема. За 30 лет число участников международных туристских связей выросло в 11 раз.
     Туризм к этому времени получил развитие во всем мире, однако в различных регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного туристического обмена в Европе, Африке и Латинской Америке было на уровне среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их более чем в 3 раза, в странах Южной Азии- более чем в 5 раз, в восточной Азии- более чем в 10 раз.
     В 80 годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за рубеж. В число стран, которые являлись « поставщиками» туристов, вошли Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали туристский продукт (море-солнце-пляж) по более доступным ценам.
     В нашей стране и других социалистических странах в период 1985-1992 гг. произошли важные демократические перемены, процессы политической демократизации, становления рыночных отношений. Внешнеполитический курс советского руководства на окончание «холодной войны» и прекращение конфронтации с Западом, лозунги «гласность» и «перестройка» вызвали широкий интерес со стороны международной общественности, что не замедлило отразится и на такой сфере международных отношений, как туризм.
     В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается рост доходов от международного туристского обмена.
     Сформировалась тенденция к изменению структуры туристского спроса, мировой туристский рынок стал более разнообразным. Можно с уверенностью сказать о его разделении на три части: молодежный туризм, взрослый туризм, туризм для пожилых людей («туризм третьего возраста»).
     В этот период большое значение для развития туризма имел рост городского населения индустриальных стран Запада. Это способствовало увеличению объемов как внутреннего, так и международного туризма.
     В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристского спроса.
     В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.
     1.2 Место туризма в современном обществе
     
     Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с растущим влиянием туризма на экономику каждой отдельной страны.
     В экономике государства международный туризм выполняет ряд важных функций6:
     1. Международный туризм является источником валютных поступлений для страны и средством для обеспечения занятости.
     2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
     3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
     4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
     Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах и странах Ближнего Востока. На долю этих регионов приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
     Туризм занимает значительное место в международных отношениях7. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
     Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.
     Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
     Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
     Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
     Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний. Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.
     Исходя из всего вышеперечисленного, можно назвать основные черты развития туризма в предстоящее десятилетие:
     Дальнейший рост показателей международной туристской деятельности
     Постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм.
     Определяющими факторами туризма станут социодемографические изменения, электронная информация и коммуникационные системы
     Популяризация деятельности туроператоров, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом
     Одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная и Юго-Восточная Азия. В рамках этого потока будет усиливаться роль международного сектора России как центра транзитного обслуживания из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы.
     Анализ мировых тенденций развития туризма
     Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему8, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма.
     Туризм (от фр. Torisme < Тоuг - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.
     На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
     Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
     В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.
     Исследования современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие9. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока (см. табл.1)
     Таблица 1.
     Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира
     (международные туристские прибытия, млн.чел.)
Регионы мира
Прибытия
Прогноз

1985
1990
1995
2000
2010
2020
Всего
327,1
457,2
565,4
667,7
1006,4
1561,1
Африка
9,7
15,0
20,2
27,4
47,0
77,3
Америка (Сев. и Юж.)
64,3
92,8
108,9
130,2
190,4
282,3
Восточная Азия
(Тихоокеанский регион)
31,1
54,6
81,4
92,9
195,2
397,2
Европа
212,0
282,7
338,4
393,4
527,3
717,0
Ближний Восток
7,5
9,0
12,4
18,3
35,9
68,5
Южная Азия
2,5
3,2
4,2
5,5
10,6
18,8
     
     Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.
     На диаграмме 1 изображена доля регионов в общемировом рынке с прогнозом на 2020 год 
     Из неё 1 видно, что и к 2020 г. согласно прогнозам свои лидерские позиции сохранит Европа, между тем страны Восточной Азии устойчиво прогрессируют на рынке туризма, доля стран этого региона с каждым пятилетием возрастает.
     
     
     
     Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов10, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
     
     1.3 Сущность и виды международного туризма
     
     В настоящее время принято классифицировать туризм по ряду следующих критериев11 (табл.2):
     Таблица 2
     Классификация туризма
Классификация
туризма
Краткая характеристика
по целям
маршрутно-познавательный; спортивно-оздорови-тельный; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.
по степени
мобильности
передвижной; стационарный; смешанный
По форме участия
индивидуальный; групповой; семейный
по возрасту
зрелый; молодежный; детский; смешанный
по продолжительности
однодневный; многодневный; транзитный
по использованию ТС
автомобильный, железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный
по сезонности
активный туристский сезон, межсезонье, несезон
по географии

межконтинентальный, международный (межрегиональный), региональный, местный, приграничный
по способу
передвижения
пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан)
     
     В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
     
     
     Туризм с целью отдыха12.
     Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
     Туризм с целью изучения культуры.
     Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
     Общественный туризм.
     Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives - VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегриру-ются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
     Спортивный туризм.
     К спортивно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44