VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Миф и его роль в формировании первобытной культуры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010989
Тема: Миф и его роль в формировании первобытной культуры
Содержание
МИФ

Самой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания  является миф, мифологическая форма общественного сознания.

Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. 



Мифология, по мнению многих исследователей понималась как система, своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.

В обыденном понимании мифы – это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

1. миф и его роль в формировании первобытной культуры

Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.

Несмотря на фанатичность с точки зрения современного человека наивных представлений первобытной эпохи о мире, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. Первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. Миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества.

Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

2. Мифология как форма общественного сознания

Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антилопий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический».





Миф можно понимать в нескольких смыслах: как древний рассказ,как мифотворчество или космогонию или как особое состояние мышления.
Первое значение является ложным. Миф не является просто историческим преданием, потому что на этапе мифологического сознания  то, что говорится,  не обособлено от  того, о чем говорится.
Вопервых,нет противопоставления между  действительностью и выдумкой. Но это необ ходимо, чтобы говорить о  рассказе. Проблема в том, что  в мифологическом сознании   разное время и пространство. Распространенный миф- миф о вечном возвращении. Здесь пространство - это пространство аграрного ритуала и в нем все связано. Любое событие понимается в определениях пространства-времени, которое соотносится с подготовкой земли, поспеванием  и сбором урожая. С появлением такого сознания -  понятие о будущем, которого не повторяет прошлого, то миф разрушается. Поэтому миф начинают рассматривать как своеобразные предания и истории в стиле «Мифы Древней Греции». Это своего рода мифологические остатки.



Мифологический культ умирающего и воскрешающего бога схож с аграрным циклом

Значение аграрного культа состоит в том , что "умирающее" зерно затем прорастает, "воскресает", как и умирающий бог - история Иисуса Христа тоже была решена в аграрно-мифологическом ключе как история умирающего и воскресающего бога.

Человек времени мифов не схож с нашим человеком, он - составляющая общества, но не просто его олицетворение ,но также приравнивается к нему.  Многие похожие  вещи люди принимали за различные проявления одной и той же. Так дело обстояло с близнецами.

Обратимся о второму значению мифа как космогенеза- появления вселенной из хаоса- наиболее верно,т.к. мы изучаем миф по той причине ,что в 20 веке он является значимой культурной категорией. А он таков благодаря последнему значению мифа как определенному способу мышления.

Оно  является нейтрализатором между всеми фундаментальными культурными бинарными оппозициями , прежде всего между жизнью и смертью, правдой и ложью, иллюзией и реальностью. Поэтому во время сталинских репрессий миф  действовал безотказно. Если  у человека убивают всю семью, и он знает, что они не сделали ничего плохого, а тот кто совершил все это – мерзавец и деспот ,он  не сможет принять этого. Он применяет мифологическое сознание :оппозиции оппозиция "злодей /жертва" сменяется для него оппозицией "вождь / герой" или "вождь / его враги".Им полностью овладевает бессознательное, которое, как показал Юнг, как раз и состоит из мифа.Но мифологическое пронизывает не только политику, но и культуру, которая в ХХ в. становится тотально мифологической.

Чтобы понять это сознание, нужно знать структуру классического мифа. В мифе любой предмет связан с другим предметом. Например,портрет  это не просто изображение  человека, а его часть. Если что-то с ним сделать,например,порезать,то человек умрет.

В мифе нет разграничений между субъектом и предикатом, там слово и предложения  никак не различаются, поэтому сложно понять ,где правда и ложь. Проанализируем характерные черты мифа об Эдипе. По незнанию он убивает своего отца Лая и женится на своей матери. Затем он становится царем вместо отца. Это первая характеристика древнего мифа -ритуальное убийство старого отца или жреца ,за тем чтобы занять его место.Этому обычаю посвящена книга  Дж.Фрезера «Золотая ветвь».Убийство царя можно соотнести с культом умирающего и воскресающего бога- то есть в мифологическом сознании Лай и Эдип – 2 стадии одного и того же человека.



одного человека, это и есть умирающий и воскресающий бог-царь.

А что такое соитие с матерью? Как говорили в древней Руси,

"Богородица - мать-сыра земля": земля, мать - это олицетворение

плодоносящего начала и одновременно субститут царской власти

как овладения матерью-родиной. Ведь Эдип, овладев Иокастой,

своей матерью, тем самым овладел городом Фивы, стал царем Фив.

Почему же Эдип ослепил себя? В мифе об Эдипе действует

особая диалектика зрения как слепоты и слепоты как зрения.

 Эдип видел своего отца, видел свою мать, но тем не менее совершил все эти поступки, а слепой старец  андрогин провидец Тиресий знал всю эту историю заранее от начала до конца. Стало быть, внешнее зрение ничего

не стоит. Так пусть же его не будет вообще. И Эдип выкалывает

себе глаза, чтобы отныне видеть все внутренним зрением

Получается ,что в этом мифе соединились и

аграрный миф, и миф. об умирающем и воскресающем боге. 



Фрезер

 Крупнейшим представителем интеллектуального направления критики анимизма являлся шотландец Дж. Фрезер (1854-1941) - автор ряда блестящих работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. Наиболее известная из них "Золотая ветвь" (1890).



Дж. Фрезер считал ,что   миф это не попытка первобытного человека объяснить различные явления, а в ритуальной практике. Он говорит о тесной связи первобытных людей с ритуалом , магическими и обрядовыми обычаями. Ритуал понимался ими ,как  совокупность некоторых действий ,направленных на  пробуждение  магии с помощью которых человек может оказывать влияние на мир.Также Фрезер выставляет  ритуал на первое место по сравнению с мифом .Это дает начало иной ветви в изучении мифа- ритуализму. Миф  выводится на второй план и трактуется лишь как словесное  объяснение ритуала.. Так, например, Дж. Фрезер в работе «Золотая ветвь» отмечает: «Миф о гибели Вирбия под копытами коней был, вероятно, придуман для того, чтобы сделать понятным отдельные стороны его культа, такие, например, как запрещение вводить в священную рощу лошадей

Отличительной особенностью исследований Дж. Фрезера является стремление понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Каждому явлению он хотел найти место в иерархии элементов культуры. Везде он видел осмысленность с позиции рассматриваемой культуры в существовании того или иного мифа или обряда. Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Он же был одним из создателей исторического подхода к Священному писанию, т.е. к рассмотрению его в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества.

Фрезер  также является основателем  так называемой мифологической критики.Это   направление в англо-американском литературоведении 20 в., именуемое также «ритуальной», «архетипной» критикой. «Ритуальная» ветвь берет начало в исследованиях Дж.Фрезера.   Если Тейлор разработал теорию «пережитков», Лэнг уделял много внимания проблеме тотема и древних религий, то Фрейзер сосредоточил усилия на изучении магии и связанных с нею сезонных ритуалов, игравших, по его мнению, исключительно важную роль в первобытных обществах и оказавших огромное влияние на художественную культуру древнего человека. Сами ритуалы были художественными действиями, а их словесными эквивалентами стали мифы, среди которых важнейший — миф об умирающем и возрождающемся божестве. Такими божествами были Осирис (у египтян), Адонис (у греков), Аттис (у римлян)



Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я являюсь сторонником

мифологии, которую я считаю не просто ложной, но нелепой и абсурдной.





























Сегодня начинает возрастать влияние мифа в культурной, философской,  научной, а также  политической сферах .Меняется представление о значении и  функции мифа. Он также становится частью современной культуры. Поэтому  требует переосмысления.Активно обсуждаются вопросы о том,насколько объективны наши представления о мире. Миф теперь значимая единица в антропологии.
 	Если мы посмотрим на сложившуюся ситуацию в мире ,то мы осознаем  важность изучения мифологического сознания, которое обуславливает характерные особенности мировосприятия и поведения человека.
 	Анализируя работы по вопросам мифотворчества можно обнаружить много образие мнений в определении сути мифа.
Миф это инструмент с помощью которого происходит управление обществом, манипулирование социумом, а также распространение идеологии и пропаганды.
Поднимается следующая проблема: нужно выяснить, является ли миф отдельным необходимым компонентом современной жизни и культуры или он только часть архаического сознания.
Требуется поставить следующие вопросы. В чем суть мифа? Какой у него смысл и ценность для нас ? Как связаны традиционная и современная мифологии


До 20 века в  преобладало понятие о мифе, как об  уникальном  мировоззрении, свойственном в основном  древним цивилизациям. Его изучали как результат  воображения людей  на первых этапах эволюции .
Э. Тайлор и  Дж. Фрезер исследовали миф преимущественно  как  примитивный способ объяснения первобытным человеком окружающего мира, что преодолевалось  с появлением науки.
Малиновский, ЛевиБрюль, Дюркгейм показывают социальную сторону мифологического сознания .  Миф анализируется, как явление, которое играет существенную роль в жизни современного мира, а не как первостепенный  этап познавания социальной действительности. Фрейд и К. Юнг говорили, что  миф это символическое отражение бессознательного, что указало на то, что миф может существовать в нашем мире. Леви-Строса и  структуралистский подход полностью отрицал неравенство мышления архаческого и современного человека. Ницше  Кэмпбелл,  Мелетинский,  Элиадэ пишут о наличии элементов мифологии у современных людей и утверждают ,что возможно воспроизвести черты мифологического мышления в нашем обществе


Обратимся к работе И.Элиаде «Аспекты Мифа».Автор исследовал миф  с абсолютно новой позиции  ,отличной от той,которая была принята предыдущими учеными.
Он рассматривает миф не как вымысел или фантазию ,а так как  его понимали первобытные люди,где люди искренне верили в мифы и считали их реальными событиями,которым придавали сакральный характер и пытались подражать.
Элиаде  пишет следующее: «Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена „начала всех начал“. Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления...»


Элиаде характеризует миф так.
1) Есть история подвигов  существ со сверхъестественной силой
2) Принадлежит к миру и поэтому есть несомненная истина  и всегда сакрален,т.к. связан со сверхъестественным.
3)Повествует  о возникновении некоторой парадигмы человеческого поведения
4) Объясняет происхождение вещей в процессе познания

Элиаде выделяет  виды мифа,которые считает главными и основополагающими.Это космогонические мифы и  мифы обновления.
Космогонические мифы- мифы о  происхождении мира  .
Но недостаточно лишь одного такого мифа для объяснения всей картины мира.Получаетсяслишком просто .Мифы происхождения-есть составляющая  космогонических мифов. Они обрисовывают каждую новую ситуацию,которой не было в начале мира.Если появляется нечто новое,то это предусматривает существование мира и описывается мифами о происхождении этих предметов.
Мифы о происхождении дополняют и завершают  космогонический миф: демонстрируют, как мир изменился,обогатился или обеднился.
Анализируя мифы Элиаде  говорит , что миф служит моделью для разных сторон  человеческой жизни : для рождения младенца или неудачи на войне.
Мифы обновления и конца света
В них представляется  идея  о периодическом возрождении  и обновляемости  всего живого.
Эти мифы встречаются  почти среди всего населения  примитивных обществ, и не обращая внимания на несхожесть социальных,экономических,а также культурных  сфер,многие полагают ,что должно быть ежегодное обновление мира и оно должно происходить по единственной модели ,модели мифа о происхождении,
Время  все трактуют  по-разному,но тем не менее всегда речь идет о цикле, т.е. временном промежутке, который имеет начало и конец и регулярно повторяется Обновление есть своего рода  новое  сотворение, которое осуществляется по космогонической модели Противоположностью мифов об обновлении являются мифы о конце света.Они основываются на  мысли о том, что для того,чтобы начать нечто  истинно новое нужно полностью  уничтожить старое. То есть новое творение не сможет свершиться до того момента, пока  не произойдет полное разрушение мира.

Элиаде полагает,что мифы дают объяснения, как ,когда  и зачем были созданы люди, предопределяют  наличие некой первичной высшей субстанции.В первую очередь Элиаде рассматривает  проблемы смерти,природы и понятия  Бога в мифах разных народов.
Тогда ,полагаясь на мифы, люди  смертны так как мифический прародитель потерял бессмертие по какой-то нелепой причине или  его может лишило бессмертия  сверхъестественное существо.
У  всех первобытных людей , использовавших  понятие “высшее существо" можно подчеркнуть эти особенности :
1. Божество создает людей, затем отправляется на небо;
2.Это заканчивается стиранием  связи между небом и землей, или существенным отделением неба
3. Вместо Бога возникают  разные  божества, которые помогают или преследуют человека.

Каждый  миф есть мощная и надежная структура, стабильная  из-за многовековой передачи каждому  поколению и постоянного повтора с установленными  ритуалами.
Можно подумать, что мифы останавливают инициативу людей,но на самом деле они являются главным фактором, побуждающим нас к творчеству.
Миф внушает  абсолютную  убежденность в том, что все, что он хочет сделать, уже когда-то было совершено , он помогает не думать о каких-либо сомнениях.
Творчество человека необычайным образом влияет на миф и переделывает его
Но все равно , основа мифа, остается неизменным и незыблемой,  так как все космогонические  мифы  дают  четкое и ясное толкование начал и основ окружающего мира  , которые, нельзя критиковать  членам групп , в которых преобладают эти мифы.
Впрочем , когда  изменяется общественно-социальный строй в любом обществе изменяются и принципы мифа. В большинстве случаев мифологию заменяют  концепции,  которые обычно  выдвигают  иной способ объяснению разных  сторон  мира.

Впрочем c развитием общества  изменяются и принципы мифа. В большинстве случаев мифологию заменяют  концепциии,  которые выдвигают абсолютно новый подход к объяснению разных сторон мирового устройства

Элиаде берет за предмет изучения христианскую религию (заменившая во многих сообществ мифологию, языческие ритуалы  и верования ) и  рациональноепознание.
Элиаде считает ,что письменность оказало значительные воздействие на мифологию.После нее  вся область культового, религиозного опыта была недоступной. Причина этого: недостаток точной и постоянной записи этого опыта .
Таким образом , христианству невозможно отделиться  от мифологического мышления.



Тейлор
Тейлор подробно описал мифы, привел их классификацию и структуру в работе «Первобытные культуры». При изучении мифов он использует исторический подход. Он говорит о том, что в основе любого мифа лежит опыт. Получаемые эмоции и впечатления перерабатываются и передаются другим людям. И все это составляет воображение, которое он рассматривает  на примере аллегории.
Тейлор также сравнивает мифологическое сознание и сознание ребенка. Первобытный человек похож на ребенка. Когда дети стараются дать объяснения явлениям вокруг себя, они придумывают  сказки и выдумки. Дикарь же придумывает  мифы. Когда ребенок вырастает, у него развивается рациональное мышление. Люди также отходят от мифов к науке.
Тэйлор пытается найти причины появления мифа. Главной является вера в одушевленность всего мира или анимизм, термин который он вводит. Так анимизм играл огромное значение в жизни дикаря. Мифологические верования первобытных людей нельзя объяснить поэтичностью. Поэтому анимизм является основой е только мифа, но и религии и обрядов
Далее Тейлор пытается дать классификацию мифов.Главные понятия ,которые фигурируют в большинстве из них это Небо-отец и Земля-мать всего живого,разрыв между ними,Солнце-порядок и гармония,Затмение –плохой знак,конец света.
Он рассматривает философские мифы (поясняющие причины различных явлений), геологические мифы, этнологические мифы (о возникновении человека), мифы-преувеличения (о гномах, великанах и т.д.), мифы об исторических личностях, этимологические мифы (о возникновении наименованийй вещей), эпонимические мифы (о названиях народностей, регионов и т.д.). То есть мифы первобытному человека нужны были для того ,чтобы объяснять все что угодно.

















В своей работе Малиновский исследует различные мифы, классифицирует их и сводит в единую систему. В отличие от многих мифологов, рассматривающих миф как объяснение непонятного и пугающего, он видит миф как отражение некой веры.[BR]Малиновский  изобрел функционалистскую теорию. Он писал: «Культура – это средство удовлетворения основных потребностей человека. Она служит трем основным потребностям: базовым (в обеспечении физических условий существования), производным (в распределении пищи, разделении труда, защите, регулировании репродуцирования, социальном контроле) и интегративным (в психической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, системе познания, законах, религии, магии, искусстве, мифах)».[BR]Поэтому миф следует понимать исходя из функции ,которую он выполняет. Соответствующим образом и миф должен быть понят в соответствии с выполняемой им функцией, со своим предназначением, увязываться с теми потребностями, которыми он порожден.[BR]В чем же функция мифа? Миф играет огромную роль в жизни первых людей: систематизирует разные поверья, подтверждает установившиеся нравственные установки, доказывает уместность обычаев,включает фактические принципы поведения.Следовательно, миф нельзя сравнивать с детским мышлением и поэтикой .[BR]Малиновский сравнивает мифы со священными книгами и говорит, что миф это своего рода закон.который устанавливает веру и нравственные нормы.[BR]Миф это доказательство этой реальности, благодаря котором люди знают как поступать и что делать,он образец для подражания, моральный закон.[BR]Бронислав Малиновский исследовал  первобытных людей, их обряды  и мифологию, а также их смысл .Обряды помогали  людям  находить образцы того, как им  поступать в сложных обстоятельствах, рождении, смерти и т.д.Так происходило объединение групп людей, не нарушалось  общественное  единство.[BR]Миф имеет также общественное назначение. Он особая  модель  человеческого поведения и сборник норм, а также  база для обычаев ,культов и обрядов. Это  документ ,который управляет жизнью первобытного общества.[BR]Общим местом стало указание на санкционирование мифом моральной нормы. Миф, особенно закрепленный в общепринятой религии, – основа общественной нравственности. Мораль имеет своим основанием заповеди божества, а потому не может быть отброшена без расчета с самим этим божеством. Утрата уважения к мифам, определяющим строй человеческой жизни, приводит к обесцениванию самой этой жизни, которая становится разменной монетой на торжищах актуальной истории.[BR][BR]Также миф иногда последствие некоторых событий. Из-за боязни смерти  появились истории о бессмертии. Сейчас  такие мифы заменили слухи, так как люди верят в то, что противоположно реальности и соотносится с мечтами. Миф намного шире ,нежели сказки.Его составляют  социальное и психологическое содержание, поэтому обычное изложение действий персонажей не сможет показать его значение.Слова помогают его понять, перенести через века, но смысл познается бессознательно.[BR][BR]Тотемические мифы, например, связываются с брачными запретами, с фратриальной системой: тотем закрепляет границу фратрии и тем самым предохраняет от инцеста. Женщины одного тотемического клана (попугаи) не могут вступать в брак с мужчинами своего клана и должны выбирать мужчин из другого клана (скорпионы).[BR][BR]Таким образом ,Малиновский не соглашается с пониманием мифа как нечто донаучное ,попытку описать окружающий мир на  простейшем уровне.[BR]Функционалистская теория, объясняя социально-практическое значение мифа, не объясняет его духовного смысла. Малиновский иногда чувствует глубину мифа. Но подход Малиновского к мифу ограничен трактовкой мифа как необходимой иллюзии, инструмента адаптации. Он писал, что миф «призван смягчить то эмоциональное напряжение, какое испытывает человеческая душа, предчувствующая свою неизбежную и неумолимую судьбу». И далее о наблюдаемых им туземцах; «души этих людей согревались надеждой, идущей от их веры. Живое повествование мифа заслоняло перед ними готовую разверзнуться бездну». Миф, таким образом, трактуется как своего рода ширма, которая должна скрыть от человека факт его смертности. Однако значение мифа, очевидно, может быть истолковано и глубже.

Кэмбэлл пишет ,что нельзя понимать мифы как выдуманные рассказы , в которых говорится о похождениях вымышленных героев в фантастических мирах , как результат воображения людей.Мифы появляются в коллективном бессознательном людей. Они есть выражение первичных формирующих  основ психики и космоса. Юнг  обозначает их ,как архетипы.

Джозеф Кэмбелл опубликовал свою книгу «Герой с тысячью лицами»  в 1946.До этого он долгое время изучал мифы  разных народов мира. Его работа быстро стала популярной и стала предметом обсуждения в различных сферах. Исследуя огромное количество мифов , Кэмбэлл решил ,что в них есть нечто общее ,а именно единая архетипическая формула или мономиф.

Это обычно рассказ о мужчине или женщине, которые оставляют родную землю ради путешествия, подвигов  или спасения кого-либо.

Кэмбелл установил, что архетип странствования персонажа часто включает три этапа ,которые похожи  на  стадии древних ритуалов: отделение ,посвящение и возвращение.

Формула Кэмбелла такова: персонаж уходит  из родных краев, сражается со злом и возвращается победителем.

Кэмбелл утверждает тем самым универсальность мифа. Но возникает вопрос: что делает миф таким? Почему героическая тема всегда была популярна у разных стран и культур? Он отвечает, что мономиф  схож с внутренними переживаниями , которые возникают во время кризисов.

Приключения персонажа начинается с призыва  какого-либо магического предмета или существа. Кэмбелл говорит о некотором приглашении или зове.Если сравнивать с психикой, то некоторые  компоненты  бессознательного уровня проникают  в обыденное сознание.Как  герои мифа, так и  люди во время душевного кризиса также слышат  зов. Барьеры ,которые разделяют обычную жизнь и бессознательное, рушатся. Все что находилось у нас внутри ,в глубинах психики  ,вырывается в сознание в виде эмоциональных всплесков, ярких  обликов  и непонятных чувств. У нас  также как   в героических мифах полно монстров, злых сил, угроз, фантастических существ и магии. Когда  вызов принят, а все преграды устраняются, то и все волнения решаются. Они часто содержат в себе познания идеи устройства вселенной.Люди начинают видеть свои ошибки и ложные мыли понимают, как сделать будущую жизнь намного лучше. Происходит трансформация личности, человек снова радуется жизни.

Бывает так, что человек отказывается слышать зов, продолжает жить со своим грузом,ограниченно.Некоторые  случаи заканчиваются тем, что человек настолько сильно погрузился в бессознательное, что не может вернуться обратно в обычную жизнь. Такова судьба многих людей, которые в момент духовного кризиса  не могли справиться  с ним из-за отсутствия внимания или поддержки.

Часто ему приходиться встречаться со смертью и воскрешением.Можно привести  огромное количество примеров .Это библейские  рассказы о распятии и воскрешение Христа и  греческие рассказы о подвигах Геракла.

В этих  подвигах  можно выделить  единую  и универсальную структуру.Кэмбелл считает, что в мифах проявляются особые символы, которые  имеют происхождение в психике человека. Формула такая: уход-посвящение – возвращение. Мифический персонаж покидает привычный мир, открывает для себя новую, фантастическую реальность, где сражается со сверхъестественными существами и побеждает. Затем возвращается на родину ,где его часто обожествляют.

Джордж Лукас писал, что книга «Герой с тысячью лицами» сильно повлияло на го творчество, а именно на «Звездные войны».Сначала Люк- обычный  человек ,который еще не знает ,какая сила в нем таится.Оби-Ван Кеноба становится тем самым  зовом ,который в корне меняет его привычную жизнь. Люк ,отделенный от обычной жизни, начинает свой путешествие в неизвестное. Во время путешествия ему приходится сталкиваться с препятствиями, со своими страхами ,главным образом ему удается победить самого себя –обрести .Момент ухода включает несколько этапов: игнорирование зова( страх оставить знакомое и безопасное), поддержка фантастического существа (старца), прохождение первого барьера ( первая попытка вступить в неизведанное) и чрево кита ( нельзя повернуть обратно).Привычное уже осталось в прошлом  и наступает этап ,где героя ждут приключения с трудностями и испытаниями .Последний этап- самый смелый подвиг, который приводит к  финалу. Но в мифах и снах выполнение задачи еще  не означает конец. Персонаж должен  вернуться домой ,приобретя нечто особенное, то что может поменять не только его судьбу ,но и весь мир.

Кембелл  уверен, что тот, кто хочет понять смысл своего существования, обязан пройти подобный путь на психологическом уровне. Часто структура этого может отразиться в наших сновидениях. В особые периоду жизни любой может начать путь героя.









Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

1) мифы – это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;

2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;

4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

6) миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии – божество;

7) мифология – средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.







Заключение

Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

В современности существует не одна мифология, а множество мифов и мифологий, причем продолжительность их существования может быть весьма незначительной: они возникают, конфликтуют друг с другом и столь же быстро исчезают или трансформируются во что-то иное.

У нас нет серьезных оснований для того, чтобы считать, что со временем мифологии станет меньше или, наоборот,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44