VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Место и роль отца в развитии и социализации ребенка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010228
Тема: Место и роль отца в развитии и социализации ребенка
Содержание
Место и роль отца в развитии и социализации ребенка 
 
Содержание
 
Введение
Глава I.  Определение места и роли отца в развитии и социализации ребенка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Влияние родителей на формирование личности ребенка
1.2. Отличие места и роли отца и матери в воспитании ребенка
1.3. Влияние отца на процесс развития и социализации ребенка
Выводы
Глава II. Эмпирическое исследование HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"взаимосвязиHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" детско-отцовских отнHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"оHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"шений HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"иHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" особенностHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"ейHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"развития и социализацииHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"ребенкаHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420".HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" 
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы
Заключение
Использованная литература
 Приложение (если оно у тебя будет)
ВВЕДЕНИЕ
 
     Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.
     Еще З. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, ДЖ. Боулби и др.). Однако, именно изучение диады «отец-ребенок» позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически обозначенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка. В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими за последние десятилетия, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей.
 Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании места и роли отца в развитии и социализации ребенка.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
     - выявить влияние родителей на формирование личности ребенка;
     - рассмотреть отличия места и роли отца и матери в развитии и социализации ребенка;
     - проанализировать влияние отца на процесс развития и социализации ребенка
      - провести эHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"мпирическое исследование HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"взаимосвязиHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" детско-отцовских отношений с особенностями HYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420"развития и социализацииHYPERLINK "http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=420" учащихся 
     Гипотеза: общение с отцом оказывает особое влияние на процесс развития и социализации ребенка. 
     Объект исследования: учащиеся подросткового возраста и их семьи. 
Всего в исследовании приняли участие 50 учащихся (25 девочек и 25 мальчиков) в возрасте 14-16 лет.
     Предмет исследования: взаимоотношения между отцами и учащимися подросткового возраста.
В работе использовались следующие методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (опросники: «Подростки о родителях», ОСО Пантелеева-Столина; Проективные методы: Рисунок семьи; тест: методика измерения самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн; анкета); статистические методы (расчет первичных статистик, определение процентных долей, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
База проведения исследования: МБОУ СОШ №28  г. Владикавказа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литераруры, представленного         наименованиями.
Глава I.  Определение места и роли отца в развитии и социализации ребенка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Влияния родителей на формирование личности ребенка
 Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым [9]. Согласно позиции ученого, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является [9].
     Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка [18], во втором рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе изменяющиеся с появлением ребенка [7].
     Анализ различных исследований позволяет вычленить два взгляда на формирование личности сквозь призму детско-родительского взаимодействия:
     Во-первых, те или иные личностные особенности можно рассматривать как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов поведения. Особая роль при описании данного аспекта принадлежит явлению идентификации.
     Во-вторых, – как результат воздействия со стороны родителей, определяемый характером их стиля воспитания. Т.е. особенности воспитания создают условия, благоприятствующие или же препятствующие формированию адекватной положительной самооценки.
     При определении роли родителей в формировании личности ребенка особое внимание уделяется стилям воспитания. При этом авторы не разделяют влияния отца и матери. Поэтому данное направление исследований можно рассматривать и при объяснении роли отца и при объяснении роли матери в воспитании ребенка.
     Традиция изучения стилей родительского поведения (воспитания) сложилась уже давно. В настоящее время различные авторы, занимающиеся проблемами воспитания в семье, выделяют некоторые общие типы и стили воспитания и взаимодействия между родителями и детьми, характерные для ряда семей [49]. И в зависимости от основания приводят различные классификации типов детско-родительского взаимодействия.
     Так, А.С. Спиваковская представляет трехчленную модель факторов воспитания [47]. Она выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - пренебрежение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).
Часто авторами предлагаются классификации неадекватного, ущербного воспитания ребенка в семье. Например, А.Б. Добровичем представлена классификация, в которой выделены следующие типы неадекватного воспитания [14]: «Кумир семьи»; «Мамино (папино и т.д.) сокровище»; «Паинька»; «Болезненный ребенок»; «Ужасный ребенок»; «Золушка». А В.Н.Гарбузов выделил ошибки родителей в воспитание детей [10]: неприятие; «сверхсоциализация»; «тревожномнительность».
Несмотря на такое многообразие классификаций стилей воспитания в семьи наиболее изученной до сих пор является классическая – в рамках которой выделяют авторитарный, либеральный, авторитетный и индифферентный стили [27]. При описании данных стилей Г. Крайг говорит о различном соотношении степени контроля и душевной теплоты. Именно изучению этих стилей посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Последние, в частности, позволяют сделать выводы о влиянии стиля родительского воспитания на формирование самооценки дошкольника. Так, авторитарный стиль воспитания, подразумевающий подчинение поведения как самих родителей, так и детей жестким правилам и нормам, безаппеляционность в суждениях и отсутствие готовности принять (в требованиях и наказании) ребенка, приводит к появлению у ребенка уверенности в том, что его не принимают, не одобряют. А это, в конечном счете, приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности. Для детей авторитарных родителей характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, т.к. они боятся неудач, критики, наказания. Таким детям не достает спонтанности, жизнерадостности, прочной уверенности в себе и эмпатии, их характеризует низкая самооценка.
Другой крайностью в воспитании детей является поведение либеральных родителей, которые не ограничивают и не направляют деятельность ребенка, предоставляя его самому себе. Это может привести к повышенной тревожности, сомнению в собственной ценности, низкому уровню успешности. Кроме того, ребенок может бессознательно искать недостающего ему контроля и, во многом благодаря этому, достаточно легко попадать под влияние сомнительных авторитетов.
Индифферентный стиль родительского поведения характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций и собственно детям. При этом у родителей складывается отвергающая позиция по отношению к ребенку, что, в конечном счете, приводит к формированию низкой самооценки.
Помимо описанных выше, выделяется еще и авторитетный стиль поведения родителей. Он обладает оптимальным сочетанием степеней контроля и душевной теплоты. Дети таких родителей превосходно адаптированы: уверены в себе, обладают развитием самоконтролем и эффективными социальными навыками. Также этих детей отличает высокая самооценка, в свою очередь высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показывать свою ценность.
Итак, можно констатировать, что первые три стиля родительского поведения (авторитарный, либеральный, индифферентный) являются неблагополучным для ребенка сочетанием степени контроля и степени теплоты. В то время как авторитетный стиль поведения родителей соответствует адекватной ситуации воспитания ребенка и способствует формированию у него адаптивного поведения в будущем, основанного на положительной самооценке.
Помимо опосредованного влияния стилей родительского поведения (через создание условий для формирования тех или иных личностных особенностей), существует и более прямое влияние родителей на формирование личности ребенка. Основным механизмом при этом является подражание, которое вытекает из процесса идентификации ребенка с родителями [22].
Показательным во втором отношении, является развитие ребенка в тревожной семье. Ребенку в такой семье передается чувство страха и неуверенности родителей. Он становится зависимым и несамостоятельным.
Изучению особенностей влияния уверенности родителей на формирование личностных особенностей детей посвящены работы С.Куперсмита [27].
Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью или отцом, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.
Сфера общения ребенка с родителями напрямую определяет отношение ребенка к себе. В работе Е.Т. Соколовой [45] указана главная причина формирования низкой самооценки дошкольника – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного «Я». Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе можно обнаружить многочисленные доказательства влияния детско-родительских отношений на воспитание ребенка. Однако в этих исследованиях либо не разделяется роль отца и матери, либо выделяется только влияние со стороны матери на развитие ребенка. Такое негармоничное изучение детско-родительских отношений является неудовлетворительным и требует выделения той специфической роли, которую играет в воспитании ребенка отец. Решить данную задачу можно благодаря сравнению роли отца и матери в воспитании ребенка.
 
1.2. Отличия места и роли отца и матери в воспитании ребенка
 
Различия в отношении к детям со стороны отца и матери привлекали внимание многих исследователей. Э. Фромм, анализируя различные формы любви, говорит о различиях материнской и отцовской любви. С точки зрения этого автора, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить [52]. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Любовь матери в противовес отцовской является безусловной.
Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности [55]. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.
Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности [16].
Важным в анализе различий влияния отцов и матерей на развитие ребенка становится изучение особенностей взаимодействия отцов с детьми разного возраста.
В литературе часто указывается на пагубное влияние социальной депривации ребенка в период младенчества. При этом традиционно отмечается, что ребенку необходимо общение с матерью, отец же упоминается только в случае, когда он выступает в роли лица, заменяющего мать [11, 29, 46 и т.д.].
Однако в настоящее время психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.
По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Изучение взаимодействия отцов с детьми-младенцами позволило установить, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере[1].
При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что «раз папа здесь, будем играть». В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами.
Игры матери и отца с ребенком имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка [7].
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения [18].
При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано [1], что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное.
Таким образом, влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка [36].
Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть, в отличие от роли матери, основанной на материнском инстинкте. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец [48].
Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.
В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе [1].
Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов ХХ в., когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций [1].
Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакта с ребенком [6].
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен [58].
 
1.3. Влияние отца на процесс развития и социализации ребенка
 Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери [35].
Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [7].
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях [26].
Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках [7].
Обследование более 20 тыс. семей, как отмечает Ю.В. Борисенко [6], показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания, помогают в подготовке уроков и пр.), характеризуются более высокой успеваемостью, больше любят школу, реже остаются на второй год.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии [7].
Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм [33,34]. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.
Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются, по уиверждению ученых, а) страх потери любви родителей [51], б) идентификация с родителем [55], в) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий [7].
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Роль отца на данном этапе развития оказывается значительной, поскольку именно в сфере отношений с отцом разворачиваются основные напряженные лини формирования структур личности.
В рамках данного направления рассматриваются процессы формирования самосознания и влияние на них особенностей взаимодействия с родителями. Исследователями особо подчеркивается роль отца в формировании личности ребенка, его идентификации. Однако указывается, что эта роль неравнозначна на разных этапах развития и по отношению к детям разного пола [51].
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон [25], пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.
Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.
З.Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются [23]:
1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);
2. Забота отца (желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной полоролевой идентичности.
Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру [20].
Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания [20].
У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.
Психиатр Р.Кэмпбелл [20] отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца [32]. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола [38].
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я» [28].
Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. В 26-летнем лонгитюдном исследовании, которое проводилось на выборке, составившей 379 человек, ученые выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [7].
Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети [6].
Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками [13].
Известный отечественный психолог А.И. Захаров [19] характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания и пр. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.
Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.
Исследования растущих без отца детей [6] показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей. Изучение репрезентативной выборки взрослых показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, более независимы и ведут более здоровый образ жизни [26].
Есть данные [7], что проблема безотцовщины среди молодого поколения стоит острее, чем раньше. Это связано с рождением детей вне брака и с разводами. До 39 % детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико. Примерно половина детей после развода родителей в течение года ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в доме отца. Отцы могут отсутствовать также, если находятся в местах лишения свободы. Кроме того, отцы могут проживать совместно с семьей, но эмоционально и физически отсутствовать. В полной семье 25 % детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Остальные проводят со своими отцами менее 30 мин в день. Почти 20% старшеклассников не разговаривает со своими родителями больше 10 мин подряд в течение месяца. Это не может не сказаться на их развитии: было установлено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце [6].
При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии [7].
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки [40,44,58]. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44